Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие icon

Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие



НазваниеГлоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие
страница1/18
Дата конвертации02.10.2012
Размер2.65 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

ГЛОССАРИЙ ТЕРМИНОВ,

встречающихся в работах Шри Ауробиндо


ПРЕДИСЛОВИЕ.


Читая работы Шри Ауробиндо, многие сталкиваются с непонят­ными для них терминами. И это относится не только к санскритской лексике, не только к древнегреческим и латинским выражениям, но и к большому количеству английских слов, значение которых остается неясным. С одной стороны, это такие слова, как «сверхра­зум» или «супраментальное», или термины-неологизмы, введенные Шри Ауробиндо для обозначения понятий из области философии и психологии, а с другой стороны, — такие термины, как, например, «витальный» и «психический», которые употребляются в отличных от общепринятых значений. Даже такие понятия, как «сознание», «трансформация» и широко распространенные в речи «разум» и «жизнь», приобретают в работах Шри Ауробиндо особое значение и смысл.

Однажды Шри Ауробиндо задали вопрос, нельзя ли составить глоссарий, толковый словарь непонятных слов и выражений, чтобы помочь читателям, которым трудно разобраться в такой книге, как «Жизнь Божественная». Он ответил: «О каком глоссарии идет речь? Санскритских терминов?.. Если вы имеете в виду санскритскую тер­минологию, то я согласен, такой глоссарий нужен. Нельзя писать о Йоге, не используя санскритские термины». Шри Ауробиндо неод­нократно говорил, что «когда мы имеем дело с Йогой, нам приходит­ся сталкиваться с самым разнообразным опытом высшего порядка, с непривычными для нас понятиями, которые трудно передать в точ­ности на каком-либо другом языке, кроме санскрита. Древний санск­рит — это единственный язык, где такая терминология была в какой-то степени систематизирована. Английская лексика, лишь приблизи­тельно передающая эти понятия, вызывает другие ассоциации, и ее использование может привести к неточностям смысла, порой достаточно серьезным». Тем не менее со временем Шри Ауробиндо старался все больше использовать для передачи своего опыта англий­скую терминологию. Эти попытки были связаны с определенны­ми трудностями, поскольку «вряд ли возможно на языке Разума, пусть даже одухотворенного Разума, объяснить, например, что такое Сверхразум, ибо это категория, принадлежащая к совершенно другому уровню сознания, где действуют совсем иные законы. Поэтому все, что можно сказать о Сверхразуме, будет либо не поня­то, либо понято неправильно». И все же Шри Ауробиндо говорит, что основополагающие истины Бесконечного можно передать с по­мощью гибких лексических средств, не замыкаясь на жестких и узких определениях, ограничивающих широту и неуловимую тонкость идеи.

Именно эти соображения послужили основой для создания «Глоссария терминов», встречающихся в работах Шри Ауробиндо. В предлагаемом Глоссарии термины поясняются не определениями, но примерами, взятыми из работ самого Шри Ауробиндо, что соот­ветствует выдвинутому им подходу: «Значение отдельных терминов должно определяться исходя из контекста; всякое определение сужа­ет смысл».


Иногда Шри Ауробиндо все же давал конкретные объяснения и определения некоторых важных терминов. Составители словаря включили многие из них в «Глоссарий терминов» как особенно по­лезные и важные для понимания. Но в большинстве случаев конкрет­ные и точные определения отсутствуют.

Читателю следует обратить внимание на один важный момент. Сознание Шри Ауробиндо находилось в состоянии постоянного изменения. В 1937 году Шри Ауробиндо писал одному из учеников по поводу корректуры сборника очерков «Идеал Кармайогина»: «Вы берете на себя смелость утверждать, что я «тщательно» просмот­рел текст книги ... и что мои взгляды не претерпели никаких изме­нений за последние двадцать семь лет (что несомненно было бы сви­детельством того, что всякое развитие на ментальном плане отсут­ствовало). Что привело вас к таким выводам? Мое знание и уровень духовного сознания тогда были ничто в сравнении с теперешними». Необходимо учитывать этот процесс развития и расширения соз­нания Шри Ауробиндо при чтении его ранних работ — под ранними имеются в виду те, что были написаны до 1926 года. То же самое отно­сится и к некоторым главам основных работ Шри Ауробиндо, как, например, «Синтез Йоги», которые он так и не отредактировал позже.

Необходимо сказать несколько слов о подаче материала в Глосса­рии. Пояснения к терминам в конце каждой цитаты снабжены циф­рами, например: 22:137. Это означает, что данный отрывок заимствован со страницы 137 тома 22 (нумерация томов дается по юбилейно­му изданию Собрания сочинений Шри Ауробиндо, (SABCL)1 Пондичери, 1972). Если цитаты берутся из других изданий, то в сокращенной форме указываются их названия, например, Наставление I (или II) означает, что ссылка взята из I или II тома книги «Наставление Шри Ауробиндо: письма юному ученику».


АБСОЛЮТ

Абсолют есть нечто большее, чем мы сами и КОСМОС, в котором мы обитаем, это высшая реальность трансцендентного существа, име­нуемого БОГОМ; это то, без чего ни на одно мгновение невозможно никакое бытие всего видимого и осознаваемого как сущее. Индийская традиция называет это БРАХМАНОМ, европейская — Абсолютом, ибо он самосущ и независим от всех связей мира относительного. [18:375— 76]

Абсолют — это невыразимое словами «нечто». Абсолют царит над мирозданием, Он скрывается на дне его глубин, Он — суть и неотъем­лемая часть всего сущего, БЫТИЯ или НЕБЫТИЯ. [18:477]

^ АВАТАР

Слово «Аватар» означает нисхождение БОЖЕСТВЕННОГО за черту, отделяющую мир божественный от мира земного. [13:148]

Для восприятия Божественного природа человека нуждается в че­ловеческом посреднике, дабы ощутить Божественное в человеческом облике, в максимально приближенной к себе форме. Божественное удовлетворяет эту потребность, принимая человеческий образ, вопло­щаясь в человеческом теле; это и есть Аватар. [20:59]

Такое воплощение есть проявление БОЖЕСТВЕННОГО СОЗНА­НИЯ в человеческом теле. Нисхождение Божественного возможно с любого уровня сознания. [22:40]

Божественное воплощение ... есть явление особое, возможное лишь для индивидуализированного существа. При этом происходит замена человеческой личности божественным существом, которое уга­дывается во всех проявлениях как динамическое изменение личности и всей человеческой природы; наблюдаются не только изменение ха­рактера сознания или общее преобразование всего человеческого су­щества, но также и перемены на уровне интимных, сугубо личностных особенностей. Даже если воплощение Божественного в человеке име­ет место с самого его рождения, условия человеческого образа накла­дывают свои ограничения; когда же происходит нисхождение Божест­венного, то неминуема полная замена сознания. [22:111]

Следует особо подчеркнуть, что великое таинство воплощения Бо­жественного в человеке, сошествие на землю Аватара, не имеет своей единственной целью поддержание ДХАРМЫ (закона бытия, справед­ливости и порядка); в воплощении Христа, Кришны, Будды поддержа­ние Дхармы было не самоцелью, но лишь общим условием высшей за­дачи и божественной необходимости. Есть два аспекта божественного рождения: первый — это НИСХОЖДЕНИЕ, Аватар, рождение Бога в человеке, проявление Божества в образе и природе человека; вто­рой — ВОСХОЖДЕНИЕ, рождение человека в Божественном, преоб­ражение человека в божественной природе и сознании... второе рожде­ние человека в духе. Именно ради этого второго рождения человека Божество воплощается в человеческом облике и способствует поддер­жанию Дхармы. [13:139—40]

^ Аватар и Вибхути

Аватар представляет собой особое проявление Божественного в человеке, а на протяжении всего остального времени БОЖЕСТВЕН­НОЕ продолжает свою работу как ВИБХУТИ в пределах ограничений обычной человеческой природы. [22:401]

Короче говоря, Аватар — это тот, кто осознает в себе присутствие и силу Божества, воплотившегося в нем, Божества, управляющего из­нутри его волей, жизнью и действиями. Аватар чувствует внутреннее отождествление с божественной силой и присутствием.

Вибхути — это проявление определенной силы Божественного, ко­торая позволяет человеку действовать в мире с большей силой, чем лю­дям среднего уровня; но этим роль Вибхути и ограничивается. Вопло­щенная в человеке сила может быть очень велика, а уровень сознания при этом не соответствовать обитающему в глубине души Божеству. [22:406—07]

АВИДЬЯ см. Знание и Неведение (видья и авидья)

АГНИ см. ЭЛЕМЕНТЫ

^ АДЖНЯ ЧАКРА см. ЦЕНТРЫ СОЗНАНИЯ

АДХИКАРА

В индийской Йоге есть понятие «адхикара», которое подразумева­ет наличие в индивидуальной человеческой природе определенных ка­честв и сил, обусловливающих наше право на выбор того или иного пу­ти в Йоге. Избранный нами путь со всеми его плюсами и минусами, является единственно правильным и оптимально возможным только для нас. [9:40]

АКАША см. ЭЛЕМЕНТЫ

АКШАРА см. Пуруша, Кшара и Акшара; ПУРУШИ, ТРИ

^ АНАНДА (БЛАЖЕНСТВО)

Ананда познается путем переживания — ее можно определить толь­ко через отрицание: это не просто радость, это гораздо более глубокое ощущение, это — нечто, лежащее в основе основ бытия. [Наставление II:206]

Ананда по своему существу — благодать КОСМИЧЕСКОГО СОЗ­НАНИЯ, а в проявленной форме — это наслаждение, которое испыты­вает космическое сознание от своего самосозидающего творчества и опыта самопереживания. [15:93]

Ананда — это Благословение, Благодать чистого сознательного БЫТИЯ и ЭНЕРГИИ, которую можно противопоставить чувственно-эмоциональной жизни, подвластной капризам и прихотям Материи и Жизни, их положительным и отрицательным реакциям, радости и печали, удовольствию и боли. Ананда — это божественный аналог низшего эмоционально-чувственного существа. [12:85]

Божественная Ананда, принцип благодати — это источник челове­ческого бытия, МЕНТАЛЬНОГО СУЩЕСТВА человека. В основе бы­тия заложено скрытое Блаженство, составляющее сущность бытия и пронизывающее все и вся. Ананда упоминается в Тайттирия Упанишаде как субстанция тонкого эфира Блаженства, поддерживающая все сущее... Смысл и значение чувственного восприятия исчерпывается Блаженством, или, другими словами, чувства — это попытка выразить блаженство, заложенное в основе существования, на уровне физиче­ского сознания. [10:249]

Изначальное, основополагающее и вечное Бытие, как считают по­следователи Веданты, не есть просто элементарное или осознанное су­ществование, оперирующее сознанием в виде грубой силы или энер­гии; Бытие сознательно, и в его основе заложен принцип блаженства. Поскольку в абсолютном бытии не может быть пустоты или мрака бес­сознательности, то ему (абсолютному Бытию) неведомо ни страдание, ни отрицание блаженства, равно как и любая другая неполноценность или ущербность СИЛЫ, иначе Бытие нельзя было бы считать абсолют­ным. Абсолютность сознательного бытия заключается в его беспре­дельном блаженстве, то есть «абсолютность» и «блаженство» это раз­ные термины, передающие одно и то же явление. Вся беспредельность, бесконечность и абсолютность бытия есть чистое блаженство. Даже из своего ограниченного опыта мы знаем, что всякая наша неудовлетво­ренность проистекает из стоящего перед нами препятствия, предела; удовлетворение же приходит по мере достижения поставленной цели, преодоления препятствия или рубежа. Все это происходит потому, что наше истинное существо есть АБСОЛЮТ во всей бесконечности и беспредельности силы самосознания и самопроявления. Самодоста­точная полнота Абсолюта есть абсолютное блаженство, Ананда. И по мере того как ограниченное человеческое существо приближается к абсолютной полноте самодостаточности, оно продвигается к состоя­нию удовлетворенности и соприкасается с блаженством. [18:91—92]

Но что же такое Ананда в конце концов? Наш разум усматривает в ней лишь приятное психологическое состояние. Но если бы этим все исчерпывалось, то было бы непонятно, отчего приходят в восторг мис­тики и бхакты, соприкасаясь с Анандой. Знайте, когда на вас нисходит Ананда, это и есть контакт с БОЖЕСТВЕННЫМ. [22:173]

Ананда — это сущность БРАХМАНА, высшая природа вездесущей РЕАЛЬНОСТИ. [19:990]

^ Ананда и Истина см. Истина и Ананда (Блаженство)

Ананда и Красота

Красота — это Ананда, воплощенная в форме, причем в форме не обязательно физического свойства. Так, говорят о красоте мысли, по­ступка, души. Ананда, проявленная в форме, — это то, что мы называ­ем красотой. За пределами проявленной формы красота растворяется в Ананде, или, можно сказать, красота и Ананда становятся неразли­чимо едины. [9:491]

Ананда и Любовь и Красота

ЛЮБОВЬ и КРАСОТА — это силы Ананды, так же как СВЕТ и ЗНАНИЕ — это силы СОЗНАНИЯ. [^ 9:492]

Красота и Наслаждение — не одно и то же. Подобно любви, красо­та есть форма проявления Ананды, созданная и состоящая из Ананды. [9:492]

Основная сила Наслаждения — это любовь; а радость любви при­обретает особую форму — способность видеть и замечать красоту. Воз­любивший Бога возлюбил и всю вселенную и заключил в своих объятьях Всеблагого и Всепрекрасного. Когда вселенская любовь во­царяется в вашем сердце — это явный признак, что им завладело БО­ЖЕСТВЕННОЕ; когда во всем вы видите Всепрекрасного и каждое мгновение можете ощущать благодать его объятий, это верный знак вашего утверждения в Божественном. Любовь реализуется в единении, во взаимообладании, которое придает любви интенсивность кульми­национного накала. На этом основано ощущение единства, пережи­ваемое в экстазе. [21:566]

Ананда, Раса и Красота см. Раса и Красота и Ананда

АПАХ см. ЭЛЕМЕНТЫ

^ АПАРА ПРАКРИТИ см. Пракрити, Пара (Высшая) и Апара (Низшая)

АПАРАРДХА см. ПАРАРДХА И АПАРАРДХА

АСАТ см. НЕБЫТИЕ (АСАТ); Сат и Асат

АШТАСИДДХИ

Аштасиддхи бывают трех видов:

  1. Два сиддхи ЗНАНИЯ — вьяпти и пракамья.

  2. Три сиддхи СИЛЫ — айшварья, ишита, вашита.

  3. Три сиддхи физического ТЕЛА — махима, лагхима, анима. [27:371]

Пракамья — это полное просветление (пракаша) чувств и МАНА-СА, в результате чего они выходят за пределы обычного порога воспри­ятия физического тела. ...

Каждой форме пракамья соответствует своя вьяпти, то есть опреде­ленная форма восприятия и передачи информации. ...

Айшварья — это динамизм ВОЛИ, воздействующий на предмет или явление без помощи физических средств. ...

Ишита — это все тот же динамизм воли, не опосредованный в сво­ем действии приказом или мыслью (аджнянам), но передаваемый при необходимости через сердце или разум.

Вашита — это способность контролировать природу объекта с по­мощью изреченного слова; при этом объект воспринимает переданную мысль и совершает внушаемое ему действие. ... [27:371—74]

^ Махима — это способность по желанию увеличивать массу и плот­ность физического тела.

Лагхима — это способность по желанию придавать телу легкость, уменьшая силу гравитации.

Анима — это способность по желанию придавать телу тонкость, со­кращая его физическую массу и плотность.

АСУРЫ см. ^ ВРАЖДЕБНЫЕ СУЩЕСТВА

АТМАН

Атман есть ДУХОВНОЕ существо, стоящее над разумом. [24:1129]

Атман — это СУЩНОСТЬ или ДУХ, всегда находящийся над проявленной формой, всегда чистый и незапятнанный жизнью, жела­нием, эго и невежеством. Атман осознается как ИСТИННОЕ СУ­ЩЕСТВО человека, в то же время и в более широком смысле Атман осознается как некий общий прототип и как космическая Сущность; самосущий Атман стоит над индивидом и космосом и именуется Пара-матма, высшее Божественное Существо. [22:299]

Независимая от тела и неограниченная им широта сознания назы­вается в Йоге Атманом или Самосущим. [24:1153]

^ Атман и Брахман

Брахман по существу есть Атман, живая Душа непреходящего бы­тия, всего сущего во вселенной. ...

Атман, наше истинное «я», и есть Брахман; это чистое неделимое СУЩЕСТВО, чистый свет, чистое сознание, чистая сила и чистое бла­женство. Бытие Брахмана есть свет и благодать. Брахман извечно сво­боден, вне времени и вне пространства. [12:87]

^ Атман и Дживатман

Атман по своей природе либо трансцендентен, либо универсален (Параматма, Атма). Когда он индивидуализируется в личной форме и становится центральным существом, он называется ДЖИВАТМАН. [22:267]

Фактически можно сказать, что Дживатман — один из Божествен­ного Множества, производный от ЕДИНОГО; а Атман — ЕДИНЫЙ, поддерживающий Божественное Множество. [22:387]

^ Атман и Психическое Существо см. Психическое Существо и Дух

АУМ см. ОМ

БЕЗЛИЧНОСТЬ см. Личность и Безличность

БЕЗМОЛВИЕ

Под безмолвием подразумевается свобода от мыслей и витальных движений — пребывание всего СОЗНАНИЯ в состоянии полного по­коя. [Наставление I:127]

Безмолвие по смыслу ближе к значению слова «покой». [^ 23:643]

Безмолвие [означает]... не только прекращение мыслительной ак­тивности, но также покой на уровне ментального и витального су­ществ. [23:643]

Безмолвие, Мир, Покой, Спокойствие см. МИР, Покой, Умиротво­ренность, Спокойствие, Безмолвие

Безмолвие и Неподвижный Ум см. Неподвижный Ум и Безмолвие

БЕСПРИСТРАСТНОСТЬ (самата)

Самата в йоге означает беспристрастность души, основанную на чувстве единства «Я», вездесущего БОЖЕСТВЕННОГО, на видении во всем ЕДИНОГО, невзирая ни на какие различия и многообразие форм МАНИФЕСТАЦИИ. [23:664]

Беспристрастность — это способность сохранять внутренний по­кой при любых обстоятельствах. [23:661]

Под беспристрастностью подразумевается состояние полного по­коя и неподвижности разума и жизни, которое ничем не может быть нарушено: ни внешним событием, ни посторонним действием, ни об­ращенным к вам словом — все, что случается вокруг вас, не вызывает в вас никакого беспокойства, связанного с личной реакцией или отно­шением к происходящему; вы спокойно взираете на происходящее во­круг вас, пытаясь понять, что скрыто за внешней стороной явлений и событий, какими причинами они вызваны, чему можно у них нау­читься, против чего конкретно в вашем существе они направлены и как использовать их для своего собственного развития и продвиже­ния вперед. Беспристрастность предполагает самоконтроль над ви­тальными движениями и проявлениями, такими, как гнев, чувст­вительность, гордость, желание и пр. Вы не должны позволять виталь­ным импульсам завладевать вашим эмоциональным существом и нарушать внутренний покой, вы обязаны следить за тем, чтобы не произносить необдуманных слов и не совершать поспешных действий; пусть все ваши слова и поступки всегда проистекают из внутреннего покоя духа. [23:661—62]

Беспристрастность не означает равнодушное или безучастное от­ношение ко всему происходящему; она не имеет ничего общего с притупленным восприятием и ограниченным односторонним видением. Вы видите и осознаете все окружающее вас разнообразие проявленных форм с присущими им различиями, и восприятие ваше становится го­раздо острее и объективнее оттого, что к нему не примешивается ваше личное отношение, отягощенное предвзятыми взглядами, чувствами и эмоциями, любовью и ненавистью, восхищением и сожалением, симпатией и антипатией, привязанностью и неприятием. За внешним многообразием мы всегда должны видеть Совершенного и Непреходя­щего, обитающего во всем и вся, и чувствовать, знать или, если не обладаем непосредственным знанием, по крайней мере доверять боже­ственной необходимости и мудрому промыслу и предназначению конкретного явления или события независимо от того, как оно выгля­дит с точки зрения обычного человеческого критерия добра и зла, гар­монии и несовершенства. [20:212]

БЕССМЕРТИЕ

Бессмертие не означает выживание человеческого «я» или ЭГО после распада физического тела. ...

Под бессмертием подразумевается СОЗНАНИЕ, выходящее за пределы рождения и смерти, причинно-следственной цепи связей и отношений; это сознание свободно от любых ограничений и связей, обладает самосущим бытием, блаженством и свободой сознания ГОС­ПОДА, высшего ПУРУШИ, САТЧИТАНАНДЫ. [12:112]

Бессмертие означает абсолютную жизнь ДУШИ по сравнению с преходящей и неустойчивой жизнью физического тела, находящейся в зависимости от рождения, смерти и ПЕРЕРОЖДЕНИЯ. Абсолютная жизнь Души превосходит также жизнь человеческого ментального су­щества, находящегося в этом мире в беспомощной зависимости от за­кона рождения и смерти; по крайней мере, в силу своего НЕВЕДЕ­НИЯ ментальное существо человека считает, что оно подчиняется как закону рождения и смерти, так и другим законам низшей Природы. [12:229]

Бессмертие по существу не подразумевает сохранения личности после смерти физического тела; мы бессмертны благодаря наличию в нас самосущего бытия, не имеющего ни начала, ни конца и стояще­го за пределами всех физических смертей и рождений, перевоплоще­ний, через которые мы проходим, любых превратностей нашей жизни в этом или других мирах: истинное бессмертие — это бесконечное бы­тие духа. [19:738]

Реализация и воплощение тройного бессмертия — бессмертия ПРИРОДЫ, венчающего изначальное бессмертие Духа, и бессмертия ПСИХИЧЕСКОГО существа — могло бы стать кульминацией процес­са перерождения, а также непосредственным показателем преобразо­вания материального Несознания и НЕВЕДЕНИЯ вплоть до самых глубин царства МАТЕРИИ. Но все же истинным бессмертием будет вечное бытие Духа; физическое выживание может быть лишь произ­водным от волевого фактора и носить при этом относительный харак­тер, являясь условным признаком победы Духа над Смертью и Мате­рией. [
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18



Похожие:

Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие iconГлоссарий (понятийный словарь терминов)
Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность метолов изменения состояния объекта. Технология...
Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие iconШри Шри Радха Раса Судханидхи
Примечание. Для более удобного чтения можете указать Word масштаб шрифта 117 Нажмите, появятся изображения Радха-Говинды
Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие iconШри Шри Радха Раса Судханидхи
Примечание. Для более удобного чтения можете указать Word масштаб шрифта 117 Нажмите, появятся изображения Радха-Говинды
Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие iconДокументы
1. /Шри Чайтанья Шикшамрита/Шри Чайтанья Шикшамрита.doc
Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие iconДокументы
1. /Шри Чайтанья-чаритамрита Ади-лила 1/cc_adi_01.txt
2. /Шри...

Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие iconДокументы
1. /Шри Чайтанья-чаритамрита Ади-лила 2/cc_adi_08.txt
2. /Шри...

Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие iconЛитература Предисловие
Системный подход, системное движение, анализ систем, теория систем, теория сложных систем, системология вот часть терминов и понятий,...
Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие iconЯнварь дата
Васанта-панчами. Явление Шримати Вишнуприи-деви. Пуджа Сарасвати. Уход Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Явление Шри Пундарики...
Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие iconЯнварь дата
Васанта-панчами. Явление Шримати Вишнуприи-деви. Пуджа Сарасвати. Уход Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Явление Шри Пундарики...
Глоссарий терминов, встречающихся в работах Шри Ауробиндо предисловие iconЯнварь дата
Васанта-панчами. Явление Шримати Вишнуприи-деви. Пуджа Сарасвати. Уход Шрилы Вишванатхи Чакраварти Тхакура. Явление Шри Пундарики...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы