П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. icon

П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса.



НазваниеП во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса.
Дата конвертации29.09.2012
Размер144.95 Kb.
ТипДокументы












П
Во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. Так ли это — вопрос философский. Но в каждый конкретный момент времени наши возможности ограничены. Пределы возможностей заданы накопленными научными знаниями, фундаментальными константами и самое главное — представимым уровнем развития технологий передвижения в космическом пространстве.

редставимыи уровень разви­тия технологий — это уровень, который может быть достигнут известными методами за ограничен­ный период времени. Например, тер­моядерная энергетика, космические солнечные электростанции, симбиоз человека и ЭВМ — технологии, появ­ление которых ученые сегодня считают неизбежным, а их создание — лишь дело времени. С другой стороны, на­пример, фотонные (аннигиляционные) ракетные двигатели, хотя широко обсуждаются и не противоречат фун­даментальным физическим законам, уже выходят за рамки предвидимого уровня. Здесь неизвестно, с чего на­чать, и никакие усилия, никакие ре­сурсы не помогут ускорить создание технологий такого рода.

Исходя из этого, можно сформули­ровать вопрос о способах передвижения в космическом пространстве, находя­щихся на границе наших возможнос­тей. Общепризнано, что традиционные ракетно-космические системы поз­воляют в приемлемые сроки достичь любой точки Солнечной системы. А вот технологии преодоления огром­ных пространств между Солнечной и

ближайшими планетными системами находятся на грани возможного. Где же эта грань находится сегодня?

^ ИНИЦИАТИВА НЕ НАКАЗУЕМА

Проблема полетов на межзвездные расстояния ставилась со времени по­явления теоретической космонавтики. Все исследователи сходились на од­ном — это возможно с применением ядерной энергии. На этом рассмотрение вопроса заканчивалось. Первое от­носительно детальное исследование двигателей для межзвездных полетов выполнил немец Е. Зенгер в 1953 году. Тремя годами позже он опубликовал монографию «К механике фотонных ракет», посвященную в основном ма­тематике релятивистского полета. Тем не менее в книге рассматривались и технические вопросы, в частности были введены и рассмотрены понятия фотонно-ракетного и фотонно-реактивного приводов. Видимо, именно работы Зенгера и успехи первых лет космической эры привели к тому, что фотонные звездолеты плотно заселили страницы научно-популярной и фан­тастической литературы.
В 1962 году в


72

Октябрь №10(22)'2007

ТЕХНОЛОГИИ

России Р. Г. Перельманом была издана книга «Двигатели галактических кораблей», в которой были подведены ито­ги первого «фотонного» этапа исследований возможных двигательных установок для межзвездных перелетов.

Второй «термоядерный» этап был инициирован работами Британского Межпланетного Общества (BIS) по проекту межзвездного автоматического зонда (проект «Дедал») с использованием термоядерного ракетного двигателя. Именно в рамках этого проекта был сформулирован принцип опоры на предвидимые технологии, что заста­вило многих исследователей рассматривать конструкции межзвездных двигателей не с точки зрения теоретического совершенства, а ориентируясь на практическую возмож­ность создать ту или иную машину в обозри мом будущем. Работы по проекту «Дедал» дали импульс выдвижению

^ КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ДВИГАТЕЛЬНЫХ УСТАНОВОК ДЛЯ МЕЖЗВЕЗДНЫХ ПЕРЕЛЕТОВ

К настоящему времени предложено до­статочно большое количество различ­ных типов двигателей для межзвездных перелетов. Естественным образом воз­никает необходимость их классифика­ции. Ее упрощенный вариант представ­лен на рисунке 1.

По используемым физическим принци­пам все предлагаемые сегодня меж­звездные двигатели можно распре­делить по пяти основным классам. К первому классу относятся привычные

нам ракетные двигатели, построенные по принципу «все свое ношу с собой», в которых и источник энергии, и рабо­чее тело находятся на борту аппара­та. В двигателях второго класса поми­мо ракетных двигателей, необходимых для начального разгона, предлагает­ся использовать в качестве источника топлива и/или рабочего тела вещество межзвездной среды. Проекты двигате­лей третьего класса предполагают «под­питку» извне — передачу на косми-

ческий аппарат энергии из Солнечной системы. Четвертый класс предполага­ет использование естественных силовых полей — гравитационного и электро­магнитного. И, наконец, пятый класс двигателей для межзвездных переле­тов основан на физических гипотезах. В рамки описанных пяти классов ДУ ук­ладываются сотни различных проектов, проработанных с различной степенью детализации и разным уровнем реалис­тичности.



Октябрь №10(22)'2007 73

ТЕХНОЛОГИИ


и рассмотрению самых разных дви­гательных концепций и аспектов их технической реализации.

Современный этап в основном оп­ределяется интенсивной эксперимен­тальной отработкой технологий, необ­ходимых для межзвездных перелетов, включая инерциальный термоядерный синтез, высокотемпературную сверх­проводимость, нанотехнологии. Есть также инициативные работы отдельных исследователей в России и за рубежом, небольшие теоретические проекты, финансируемые NASA (которое, что любопытно, не придерживается при­нципа опоры только на предвидимые технологии).

^ МЕЖЗВЕЗДНЫЕ РАКЕТЫ

Ракетные двигатели для межзвездных перелетов должны использовать на­иболее энергоемкие топлива из воз-

можных — ядерные, термоядерные и аннигиляционные. В импульсном ядерном ракетном двигателе исполь­зуются ядерные бомбы, взрывающиеся позади КА, защищенного абляцион­но-демпфирующей плитой, которая принимает на себя импульс взрывов. Этот тип двигателя эксперименталь­но отрабатывался в США в рамках проекта «Орион» (1957-1965 гг.). В варианте применения импульсного ядерного двигателя, предложенном Ф.Дайсоном, полезная нагрузка массой 35 000 тонн доставляется к системе Альфа Центавра за 130 лет. В качестве топлива для космического корабля Дайсон предложил исполь­зовать 300 000 ядерных бомб, общей массой 270 000 т.

Ядерно-электрические двигатели для получения электроэнергии, разго-

няющей ионизированное рабочее тело, используют ядерный реактор. Один из вариантов МП на таких двигателях, рассмотренный А. Бондом в 1971 году, предполагал доставку тысячетонного груза на дистанцию в 10 световых лет за четыре столетия. Стартовая масса корабля составила 200 млн тонн, при­чем элементы конструкции двигателя почти полностью использовались в качестве рабочего тела.

Но несмотря на некоторый теоре­тический опыт, в целом «ядерники» для межзвездных полетов мало при­годны — у них слишком мала доля прореагировавшего ядерного топлива. Однако эти двигательные установки часто предлагаются для так называ­емых предтеч межзвездных миссий. Миссии-предтечи предусматривают запуск КА в межзвездное пространс­тво на значительные расстояния от

Солнца с целью проведения научных исследований. В конце 80-х годов в США достаточно детально про­рабатывался проект TAU (Thousand Astronomical Units) — полет на ты­сячу астрономических единиц от Солнца с целью определения мас­штаба расстояний в пределах нашей Галактики, а возможно — и вне ее. Сейчас этот проект сменил несколько менее амбициозный IIE (Innovative Interstellar Explorer) — полет на дис­танцию 200 астрономических единиц. Проект предусматривает старт зонда в 2014 году с достижением заданной дистанции в 2044 году. Конечно, 30 или даже 150 световых часов с точки зрения межзвездных сообщений — это очень немного: ведь ближайшая звезда отстоит от нас на 4,3 световых года. Однако на проекты-предтечи сле-

дует обратить внимание, так как в них вполне может быть реализован российский опыт в части создания космических ядерных реакторов и плазменных двигателей. А осущест­вление проекта-предтечи обещает весьма значимые научные результаты, новый технический опыт и — что немаловажно — большой обществен­но-политический отклик.

Достаточно кратко можно охаракте­ризовать аннигиляционные двигатели. Пока способы получения антивещества в сколько-нибудь приемлемых коли­чествах неизвестны. При современных технологиях наработка 1 грамма анти­материи стоит 10 триллионов долларов, а производят его менее 100 нанограммов в год. Это означает, что анни­гиляционные (фотонные) двигатели выходят за рамки предвидимых тех­нологий. Тем не менее компания Hbar Technologies получила грант в 75 тысяч долларов от Института перспективных концепций NASA на проработку меж­планетного аппарата, который мог бы использовать антивещество, собранное в пределах нашей Солнечной системы. Кроме того, появление и проработка самой идеи фотонных звездолетов дала существенный импульс изучению динамики релятивистских полетов (Е. Зенгер, Б. К. Федюшин и др.).

Наиболее реалистичные и прорабо­танные проекты ракетных двигателей для межзвездных полетов основаны на использовании технологий инерциального термоядерного синтеза (ИТС), концепция которого была не­зависимо разработана А. Сахаровым и Э. Теллером в 1951-53 гг. В реакторах ИТС небольшое количество (0,001 -1 г) термоядерного топлива (так называ­емая «мишень») облучается высокоэнергичными лазерными либо ионны­ми лучами. Под действием облучения верхние слои мишени испаряются, а возникающие реактивные силы приво­дят к кумулятивному сжатию мишени до уровня, когда в ее центре начинается самоподдерживающаяся реакция.

Работы по практической реали­зации ИТС ведутся в России, США, Франции, Японии. В настоящее время ученые близки к реализации «крити­ческого эксперимента», то есть выходу на режим, когда энергия термоядерно­го горения сравнивается с энергией, требующейся для его поджига.

74 ! Октябрь №10(22)' 2007

ТЕХНОЛОГИИ


^ ТИПОВАЯ СХЕМА ЛАЗЕРНОГО ТЕРМОЯДЕРНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ



На рис. 2 показана схема лазерного ТЯРД, выполненная в соответствии с разработками Р. Хайда, Л. Вуда и Дж. Наколлса (R. Hide, L. Wood & J. Nuckolls) (1972 г.). Камеру сгорания (КС) ТЯРД образуют два соосных сверхпроводя­щих соленоида — малого диаметра с высокой напряжен­ностью магнитного поля (1) и большого диаметра с мень­шей напряженностью (2). Из термоядерного топлива (3), которое в межзвездном пространстве может храниться без баков, в специальных установках (4) изготавливают­ся мишени массой 0,1-1,0 г. С помощью линейного маг­нитного ускорителя (5) мишени подаются в магнитный фокус КС (6) и поджигаются лучами многоканального га­зового лазера (7) фокусируемыми зеркалами (8). Боль­шая часть образовавшейся высокоионизированной плаз­мы выталкивается магнитным полем по оси КС, сущест­венно меньшая уходит в противоположном направлении в так называемый «конус потерь» и поглощается охлаждае­мой защитой (9). Электроэнергия для накачки лазеров и устройств подачи мишеней обеспечивается соленоидами (10), ориентированными на точку горения. Расширяюща­яся плазма деформирует магнитное поле, и его изме­нение генерирует ток в этих соленоидах. Все элементы ТЯРД либо нагреваются излучением из зоны термоядер­ного горения, либо сами являются мощными источниками тепла, поэтому самыми большими по размеру элемента­ми двигателя являются радиаторы (11). Они могут быть выполнены на основе тепловых трубок либо по более эф­фективным схемам капельных или пылевых радиаторов. Жесткость конструкции обеспечивается трубчатыми си­ловыми элементами (12).

В качестве основных топлив для импульсного термо­ядерного ракетного двигателя (ТЯРД) рассматриваются топлива на основе реакций дейтерий-гелий-3, дейте-рий-литий-6 и водород-бор-11, с малым выходом ней­тронов (только за счет «побочных» реакций, например 2 1D +2 1D = 32Не + n + 3,25 МэВ):

2 1D +32Не = 42Не + р + 17,6 МэВ,

2 1D +63Li = 242He + 22,3 МэВ,

р + 115В = 342Не + 8,7 МэВ.

Не вдаваясь в сравнительный анализ этих топлив, можно просто заметить, что чем более удобна реакция для практи­ческого «двигательного» применения, тем труднее ее «под­жечь». Так что возможности практического использования этих реакций определяются преимущественно развитием технологий поджига. Для сегодняшних экспериментов чаще используются ниодимовые твердотельные лазеры, однако для применения в двигателях они не годятся из-за большой массы и малого КПД преобразования энергии накачки. Для ракетных двигателей рассматриваются ла­зерные драйверы на двуокиси углерода, йодный лазер и лазер на основе фтористого водорода. Помимо лазеров, возможно применение устройств, генерирующих пучки легких либо тяжелых ионов.

Если ограничиться уже созданными технологиями, термоядерная ракета будет, вероятно, наиболее эффек­тивна. Для однокамерного ТЯРД вполне реально получить скорость истечения рабочего тела 5x106 м/с и тягу 500 Н. Это будет лучший двигатель для полетов внутри Солнечной системы, а для того чтобы в приемлемые сроки реализовать и межзвездный перелет, понадобится связка из сотни та­ких двигателей. В 1976 году отечественные исследователи А. Филюков и У. Закиров из ИПМ представили проект трехступенчатого КА «Икар» на основе лазерного ТЯРД для выхода на орбиту вокруг звезды Барнарда. Основные пути совершенствования ТЯРД — повышение КПД и мощности лазерной системы, частоты подачи мишеней и степени выгорания термоядерного топлива — сегодня открыты.

ПРЯМОТОЧКА

Идея использования вещества межзвездной среды (МС) в качестве аннигиляционного топлива была выдвинута Е. Зенгером. Термоядерную прямоточную ДУ предло­жил в 1958 году Р. Бассард. Примерно в это же время, а скорее даже раньше, схожие подходы гораздо детальнее рассматривались В. П. Бурдаковым и Б. С. Стечкиным в ОКБ-1 и МАИ. Однако так как их работы были засекре­чены, соответствующий тип двигателя вошел в научную литературу как двигатель Бассарда. Любопытно, что в том же 1958 году аналогичная идея была использована в фантастическом рассказе А. и Б. Стругацких.

Реактивные двигатели используют вещество МС в качестве топлива и/или рабочего тела. Плотность МС, в




Октябрь №10(22)'2007

75

ТЕХНОЛОГИИ

основном состоящей из атомов водо­рода, крайне мала. В литературе часто приводится цифра 1 нуклон (атом) на кубический сантиметр. Современные оценки для окрестностей Солнца дают от 0,2 до 0,5 нуклона/см3. Поэтому в проектах межзвездных реактивных Д У предполагается использование боль­ших (радиусом в тысячи километров) электромагнитных сборников меж­звездного вещества. Такие сборники могут захватывать только заряженные частицы (ионы), которые составляют примерно 20% от всего вещества МС. Для того чтобы использовать ней­тральные атомы, их предполагается предварительно ионизировать УФ-излучением.

^ МЕЖЗВЕЗДНЫЕ ПАРУСНИКИ

Третий класс межзвездных двигате­лей объединяет возможные техно­логии снабжения межзвездного КА энергией и/или рабочим телом «из дома», то есть из Солнечной системы. Рассматривались варианты лазерного и микроволнового паруса, варианты с разгоном лазерным лучом и с подпит­кой потоком микрочастиц. Основной блок такого двигателя —околоземная орбитальная энергоустановка. Такие

энергоустановки уже разрабатываются (Россия, Япония) в рамках проектов космических солнечных электростан­ций (КСЭ) — орбитальных аппаратов, предназначенных для обеспечения энергией труднодоступных районов.

Вариантом системы парусного типа служат и идеи использования межзвез­дной среды для торможения корабля у цели полета. Например, в проекте «Межзвездный ковчег» Г. Матлоффа предполагается использовать элек­тростатический тормозной экран с зарядом в 1 Кулон для торможения со скорости 0,02 до 0,002 световой за 80 лет.

Солнечный парус предполагается использовать и еще в одном проек­те-предтече — «Межзвездный зонд» (Interstellar Probe) NASA. В этом проек­те используется 200-м солнечный парус для разгона 25 кг ПН вблизи Солнца на дистанции 0,25 а.е. от Солнца. За 15 лет зонд должен улететь на рассто­яние свыше 200 а.е.

^ ВСЕ ЕСТЕСТВЕННОЕ...

Межзвездные КА могут использовать естественные силовые поля — грави­тационное и электромагнитное. Хотя энергии этих полей недостаточно для того, чтобы самостоятельно реализо-



вать межзвездный перелет, уже извес­тные методы их использования поз­волят улучшить характеристики дви­гателей первых трех классов. Можно вспомнить, что КА «Пионер-10,-11» и «Вояджер-1,-2» уже использовали гравитационное поле Юпитера, что­бы покинуть Солнечную систему и выйти в межзвездное пространство.

^ СХЕМА РЕАКТИВНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ БАССАРДА





На рис. 3 показана упрощенная схема двигательной установки Бассарда. Встречный поток ионов межзвездной среды захва­тывается магнитным полем сборника ионов и фокусируется в камере сгорания. По идее Бассарда предполагалось исполь­зование протон-протон термоядерной реакции. Однако, хотя эта реакция и используется нами повседневно (ведь источник энергии Солнца — протон-протонный термоядерный цикл), она практически не годится для двигателя — слишком высо­ка требуемая энергия поджига и слишком мал выход энергии [0,42 МэВ). Рассматривался вариант протон-протонной реак­ции, катализированной углеродом. Хотя в этом случае харак­теристики топливного цикла улучшаются в сотню миллионов раз — все равно такие реакции находятся за гранью представимых возможностей.

Более реальную схему реактивной двигательной установки предложил в 1974 году А. Бонд. По этой схеме большая часть захватываемого вещества межзвездной среды используется в качестве рабочего тела, разгоняемого в ядерном или термо­ядерном реакторе. По расчетам Бонда, воспользовавшись этой концепцией, можно построить корабль массой 100 тысяч тонн, с полезной нагрузкой 30 тысяч тонн, с эффективным радиусом электромагнитного поля для сбора вещества межзвездной сре­ды в 34 100 км [примерно половина радиуса Юпитера).

76

Октябрь №10(22)'2007

ТЕХНОЛОГИИ






^ СХЕМА «ЗВЕЗДНОЙ СОЛОМКИ» ФОРВАРДА

В качестве примера систем парусного типа можно не­сколько подробнее рассмотреть схему межзвездного зонда Starwisp («Звездная соломка»), предложенную в 1985 году Р. Форвардом, [рис. 4). Зонд представляет собой проволочную сетку-парус с мик­росхемами в каждом узле. Километровый парус име­ет массу 16 г и несет 4 г микросхем и микродатчиков. Ускорение в 115 g обеспечивается 10 микроволновыми лучами мощностью в 1 ГВт каждый, при этом скорость в 20% световой достигается через несколько дней. Мик­роволновый луч фокусируется радиоаналогом оптической линзы Френеля. По прибытии в систему Альфа Центав­ра проводятся исследования системы, а полученная ин­формация передается на Землю с использованием кон­струкции паруса в качестве остронаправленной антенны. Форвард предлагал использовать для этого эксперимен­та КСЗ в период их отладки и испытаний. В 1985 году эта идея выглядела довольно-таки экзотической, однако современные успехи нанотехнологий делают ее вполне реалистичной.

Используется гравитационный маневр и в большинстве современных программ исследований дальних планет. Более сложные гравитационные маневры могут обеспе­чить скорость до 100 км/с. Прибавка скорости не очень велика, но она действует в течение длительного времени. В. Сурдин предложил использовать гравитационные поля белых карликов или нейтронных звезд для существенного изменения вектора скорости, с тем чтобы направить КА к другой звезде.

^ ТОЛЬКО ГИПОТЕЗЫ

Человек никогда не жаловался на недостаток фантазии, а недостаток наших знаний о процессах на уровне микромира элементарных частиц и на уровне макромира в космологи­ческих теориях — прекрасная почва для конструирования разных вариантов путешествий к другим планетам. К классу «гипотетических КА» относятся разного рода «деформаторы» пространства-времени (Warp drive), использование гипоте­тических туннелей («червоточин») в пространстве (Worm hole), «нырки» в черные дыры и многое другое. Несмотря на очень высокую гипотетичность такого рода проектов, NASA. b 1996-2002 годах реализовало Breakthrough Propulsion Physics Project («Прорывной проект физической основы двигательных технологий»), в рамках которого рассматри­вались и широко обсуждались именно такие подходы. Мы же о них лишь упомянем — в качестве верхней границы представимых вариантов межзвездных ДУ.

НАДО ЛИ? НАДО!

Естественный вопрос, который всегда возникает при рассмотрении перспективных космических проектов — «а зачем это нужно?» Идут теоретические и эксперимен­тальные исследования, результаты которых неизбежно скажутся на практической реализации будущих двигателей для межзвездных перелетов. Стоит ли «бежать впереди паровоза»?Рассмотрение предельных технических воз­можностей полезно для целей прогнозирования развития космонавтики. До сих пор оно практически всегда шло в направлении предвидимых технологических возможностей. Согласование космических перспектив с направлениями общетехнического прогресса повышает достоверность кос­мических прогнозов и принимаемых решений. Например, нынешнее отставание российской космической отрасли в части комплектующих для КА явно связано с тем, что в свое время было недооценено значение быстроразвивающихся цифровых технологий.

Полезным представляется и изучение предельных тех­нических возможностей в сфере специального образова­ния будущими инженерами-ракетчиками. Это не только расширит технический кругозор молодых специалистов, но и будет способствовать использованию смежных техно­логий — лазеры, криогеника, сверхпроводники — в косми­ческих применениях. Вообще говоря, было бы полезным введение курса «Перспективные двигательные системы» в наших космических вузах. Ведь нынешние выпускники и абитуриенты наверняка столкнутся на практике с совер­шенно новыми, сегодня лишь туманно представляемыми космическими технологиями.

Иван Моисеев

Октябрь №10(22)'2007 77




Похожие:

П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. iconКонкурс стенгазет, посвященных 50 летию космоса «Тайны космоса»
Классные часы, посвященные 50-летию полета в космос (в рамках празднования года российской космонавтики)
П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. iconТема Доказательство и опровержение
Тезис должен быть истинным суждением. Если тезис ложен, то никакое доказательство не сумеет его обосновать
П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. iconМитинг, посвященный Дню космонавтики
Юрий Алексеевич Гагарин первый из первых, дерзнувший на черное безбрежье космоса, поднявшийся над Планетой. Новая эра в истории Земли...
П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. iconК. Э. Циолковский основоположник современной космонавтики
Юрий Алексеевич Гагарин. Люди веками мечтали вырваться за пределы земной поверхности и посмотреть на нашу удивительную планету из...
П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. iconВыпускной квалификационной работы Филатовой Ольги Сергеевны посвящена месту и перспективам экономики стран Юго-Восточной Азии в международном географическом разделении труда
Ость, желание охватить как можно более широкий круг проблем, связанных с темой. В процессе сбора материала, преимущественно на последней...
П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. iconКонстантин Эдуардович Циолковский (1857—1935) Российский ученый и изобретатель, основоположник современной космонавтики
Впервые обосновал возможность использования ракет для межпланетных сообщений, указал рациональные пути развития космонавтики и ракетостроения,...
П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. iconХосе Ортега-и-Гассет
Среди многих гениальных, хотя и не получивших должного развития идей великого француза Гюйо следует отметить его попытку изучать...
П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. iconV-school
Эти исследования помогают не только разобраться в том, как выполняет мозг свои важнейшие психические функции, но и разработать методы...
П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. iconКонституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование
«Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе...
П во многих работах по перспективам развития космонавтики выдвигается тезис о неограниченности возможностей человека в его усилиях по исследованию и освоению космоса. iconИнструкция по применению ива 4 Краткий обзор приборов ива 4
Более подробно о теории системности, простых и странных аттракторах и конкретных математических расчетах можно прочесть в научных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов