1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви icon

1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви



Название1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви
страница1/5
Дата конвертации29.09.2012
Размер0.82 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5
1. /История пятидесятничества.doc1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви

Оглавление

1. Предисловие 3 страница

2. Пятидесятнические проявления в истории Церкви.

2.1 Отцы Церкви 4 страница

2.2 Реформаторство и глоссария 5 страница

3. Русь

3.1 Период после крещения Руси 7 страница

3.2 Хлыстовщина 8 страница

4. Российское Библейское общество

4.1 Появление РБО как следствие богоискания 10 страница

4.2 Вклад деятельности РБО в возникновение

пятидесятнического движения 11 страница

5. Влияние политической и экономической

обстановки на зарождение пятидесятничества

5.1 Роль крестьянской реформы 14 страница

5.2 Политический фон 15 страница

6. Рождение современного пятидесятничества

6.1 Введение 16 страница

6.2 Уэльское пробуждение – первая мировая искра пятидесятницы 17 страница

6.3 Искры пятидесятницы в России 20 страница

6.4 История Чарльза Пархема – родоначальника

современного пятидесятничества. 22 страница

7. Распространение пятидесятничества

7.1 Распространение пятидесятничества за рубежом 25 страница

7.2 Распространение пятидесятничества в России 27 страница

8. Развитие пятидесятничества в России

8.1 Пятидесятническое движение на севере России 29 страница

8.2 Пятидесятническое движение на западе России 30 страница

8.3 Образование союза христиан веры евангельской 34 страница

8.4 Пятидесятническое движение на юге России и на Украине 38 страница

8.5 Вынужденное «августовское соглашение» 39 страница

9. Направления пятидесятников в России

по отличительным признакам

9.1 Евангельские Христиане в Духе Апостолов (ЕХДА) – смородинцы 47 страница

9.2 Христиане Евангельской Веры (ХЕВ) — воронаевцы 50 страница

9.3 Христиане веры Евангельской (ХВЕ) — шмидтовцы 52 страница

9.4 Евангельские Христиане Пятидесятники-

Сионисты (ЕХПС) – леонтьевцы 54 страница

9.5 Евангельские Христиане Святые

Сионисты (ЕХСС) – мурашковцы 56 страница

9.6 Субботствующие пятидесятники (СП) 57 страница

10. Современная ситуация пятидесятничества

10.1 Развитие пятидесятничества за границей 58 страница

10.2 Пятидесятничество в России 61 страница

10.3 Особенности доктринального вероучения 70 страница

11. Заключение

11.1 Аналитический вывод 72 страница

11.
2 Важнейшие даты истории современных пятидесятников 73 страница

12. Библиография 76 страница

13. Приложение 78 страница


1. Предисловие

Термином «пятидесятничество» в богословских кругах обозначается некоторая совокупность христианских религиозных течений, которые объединяет вера в необходимость для верующих, кроме крещения водой, пройти также через крещение Духом Святым. Но кроме этого общего момента, между пятидесятническими течениями есть и различия - порой весьма существенные. Не случайно некоторые пятидесятнические течения взяли себе дополнительные названия.

Неправильно рассматривать появление пятидесятничества без предпосылок, вызвавших это явление. Для этого проведём исторический анализ событий, предшествовавший утверждению пятидесятнического движения.

Следует отметить так же, что пятидесятничество в России и за рубежом развивалось по разному, в силу разного экономического уровня и политического фона. Поэтому, кроме освещения движения пятидесятничества в России в диссертации в целом, мной выделены отдельные главы, посвящённые этой тематике.

В последних главах рассматривается на основании вероучения пятидесятнического движения особенности от других христианских течений, например, присутствием такого явления как говорение на иных языках. То чем пятидесятники выделяются от общей массы протестантов.

Необходимо так же отметить, что в основном, богословие пятидесятничества сформировалось во время его зарождения, поэтому уделяется столько внимания этому вопросу.


2. Пятидесятнические проявления в истории Церкви


2.1 Отцы Церкви


Отцы Церкви, например, Иреней Лионский или Тертуллиан, говорили о даре говорения на иных языках одобрительно(1), а монтанисты (2) ставили его в центр своего молитвенного опыта. Движение монтанистов происходит от Фригиеца Монтана. Пробуждение, возглавляемое Монтаном, заставило христиан взыскать новой Пятидесятницы и ожидать тех же самых проявлений, которая сопровождалась первая. В четвёртом веке св. Пахомий (3), основатель христианского монастыря, мог говорить по-гречески и по латыни, хотя не учил и не знал этих языков. Так же считается, что в средние века говорение на иных языках было широко распространено в православных монастырях.

В истории западной церкви известно, что аббатиса Хильдегарда Бингенская, Винсент Фаррар (четырнадцатый век), Франциск Ксаверий (шестнадцатый век) (4) говорили на незнакомых языках.

1 – Уолтер Элвелл «Теологический энциклопедический словарь» Духовное возрождение, Москва, 2003, 1449 стр.

2 - Родина этого течения - Фригия; издревле страна религиозного фанатизма. Около 150 г. некий Монтан, с двумя, женщинами Прискиллой и Максимиллой начинает возвещать пришествие Св. Духа, обещанное Христом в Евангелии.

3 - Пахомий Великий (ок.290-346) Пахомий родился в семье язычников, в Фиваиде. Будучи солдатом, он познакомился с христианами, которые произвели на него глубокое впечатление. По окончании военной службы в возрасте 20 лет Пахомий крестился. Слава египетских подвижников разбудила в нем желание отшельнической жизни, и он поселился в уединенном месте близ Нила.

4 - Франциск Ксаверий (1506 – 1552) – один из первых иезуитов-миссионеров, проповедовавших среди индусов и японцев.

2.2 Реформаторство и глоссария


Вальденсы (1) «на ранних этапах говорили на незнакомых языках». (2) Мартин Лютер и Кальвин положительно отзывались об этом даре Духа Святого. Впоследствии гугеноты на юге Франции и в 1730 – х. годах янсенисты (3) (католики-пиетисты) говорили на иных языках. Джон Буньян (1628 – 1683) говорение на иных языках называл мудрым речением во имя спасения души. Большой интерес его идеи стали вызывать после публикации и успеха у читателя его книги «Путешествие Пилигрима в небесную страну».

В восемнадцатом веке дар языков, основная отличительная черта современного пятидесятничества, проявился у некоторых квакеров, движение которых возглавил Джорж Фокс (1624 – 1691) (4), шэкерах (5) и методистов. Джон Весли верил в дар говорения языков. У ирвингианцев с 1830 годов и до конца века глоссолалия была отличительной чертой общественной жизни лондонской церкви в которой пасторствовал Эдвард Ирвинг. В конце своей жизни он с приходом примкнул в Кафолической апостольской церкви.

В 1830 году молодая девушка Мери Кэмпбелл из Ферникэрри, Шотландии, молясь с группой друзей, начинает говорить на незнакомом языке.





1 – Вальденсы – религиозное средневековое движение протестантского типа двенадцатого века

2 - Джон Шерил «Они говорят на иных языках» Новое и старое, С.-Петербург, 1999, 85 стр.

3 – янсенисты – религиозное течение в католичестве воспринявшее некоторые черты кальвинизма. Семнадцатый век.

4 – квакеров – Общество Друзей, религиозная протестантская община, основанная в середине семнадцатого века.

5 – Шэкеры – буквально трясуны, одно из религиозных течений

В.П. Симмонс пишет в 1854 году, находясь в Новой Англии: «Церковный старейшина Ф.Г. Мэтьюсон говорил языками, а старейшина Эдвард Бёрнхэм истолковывал его речь» (1) В России около 1855 года сообщается «о пятидесятнических проявлениях в греческой православной церкви». (1) Начиная с 1870 года, появляются многочисленные свидетельства проявления говорения на иных языках: например, Англии в городе Санклер Ленда, Америке в Провиденс и Арканзасе, Армении в Кара-Кале, Швейцарии

Чарльз Финней (1792 – 1875) известен как проповедник покаяния и пробуждения. Первый выдвинул понятие крещение Духом. Вот как он описывает его: «Ясно и отчетливо, окруженный чудесным сиянием, перед душой моей предстал образ Иисуса Христа... На меня вдруг излился Дух Божий и пронизал меня всего, переполнил дух, душу и тело, хотя я никогда не слышал о крещении Духом Святым». Финней один из первых создает понятие крещение Духом, как духовное переживание, следующее за возрождением.

Пирсел Смит (1827 – 1898). В 1872 году Смит пережил крещение Духом Святым, а в 1874 году объявил о приглашении в Оксфорд - на конференцию, на которой ожидалось новое излияние Святого Духа. Его сопровождал и переводил доктор Ф. В. Бедекер, который позднее стал известным проповедником Евангелия как в аристократических кругах России так и в сибирских тюрьмах.

Даайт Л. Муди (1837 – 1899). Шестого октября 1871 года Муди стал молиться о принятии крещения Духом. Он со слезами молил Бога крестить его Духом Святым и огнем. Сам Муди, пережив этот опыт, редко упоминал о нем. Однако, руководителем библейского института он назначил одного молодого человека, не только пережившего

1 - Джон Шерил «Они говорят на иных языках» Новое и старое, С.-Петербург, 1999, 86 стр.

такое крещение Духом, но устно и письменно распространившего учение об этом. Этим человеком был Р. А. Торрей.


3. Русь


3.1 Период после крещения Руси


Уже после крещения Руси появились некоторые люди понимающие Священное Писание по своему. Например, «спустя шестнадцать лет после официального принятия христианства, выступил некий монах Адриан, который отвергал церковь и ее обрядность. Как сообщает Никоновская летопись, против него выступил киевский митрополит Леонтий. Адриан был изобличен и заключен в темницу; он возвратился в лоно церкви после раскаяния. В 1125 году на юге России появился другой религиозный рационалист по имени Дмитр, отвергавший церковные уставы. Его постигла та же участь: он был сослан в город Синелец». (1)

Очевидно, во «взглядах Адриана и Дмитра было много общего. Некоторые исследователи относят Адриана и Дмитра к последователям болгарских богомилов (X—





1 – «История евангельских христиан – баптистов в СССР» ВСЕХБ, 1989, 22 стр.


XII вв.), которые отвергали святых, иконы, крест, мощи, посты, монашество, церковную иерархию и другие внешние проявления богопоклонения». (1)

Богомилы, в свою очередь, произошли от павликиан (2), которые свои верования основывали главным образом на посланиях апостола Павла, в том числе, не игнорируя описанные им дары Духа Святого.


3.2 Хлыстовщина


В середине XVII века среди староверов, живших на Владимирских и Костромских землях и на Тамбовщине, возникло мистическое, незаметное вначале течение, прозванное в народе хлыстовщина. «Его основателями были крестьяне Данил Филипыч и Иван Суслов. Его последователи искали спасение в аскетизме и особого рода мистицизме, выражавшемся в молитвенных радениях. Название течения происходит оттого, что его общины - корабли управлялись кормчими - «христами». В народе их начали называть хлыстами, ввиду того, что при радениях некоторые из них истязали свое тело жгутами и прутьями. Приверженцы этого течения называли себя «людьми Божьими». Нужно сказать, что настрой, царивший в среде хлыстов, привлекал к ним не только простых людей». (3)

Хлыстовство представляло собой религиозное заблуждение, вызванное незнанием «Писаний, ни силы Божьей». Оно вызвало к жизни «народных пророков». Хлысты

1 – «История евангельских христиан – баптистов в СССР» ВСЕХБ, 1989, 22 стр.

2 – Уолтер Элвелла «Теологический энциклопедический словарь» Духовное возрождение, Москва, 2003, 830 стр.

3 - «История евангельских христиан – баптистов в СССР» ВСЕХБ, 1989, 27 стр.

считали, что через «богоугождение» Дух Божий вселяется в «пророка», устраняя его личность. «Пророк» через «таинственное воскресение» делается «подлинным Христом». С этого момента он, якобы, становится безгрешным, всемогущим и получает способность творить чудеса. Экстаз, в который хлысты входили при радениях, считался наитием «Духа Божья». (1)

Православное духовенство и власти в течение ста пятидесяти лет вели непримиримую борьбу с распространителями учения хлыстов. Их пророков и проповедников предавали истязаниям, ссылали на каторгу, отправляли для покаяния в монастыри.

В начале XIX века в среде мистически настроенного великосветского общества возникла довольно значительная религиозная организация, называемая по имени ее основательницы духовным союзом Татариновой. Этот союз отличался от народного варианта хлыстовства разрешением брачной жизни. В остальном он имел сходство с хлыстами. Радения также сопровождались экстазом и пророчествами. Названный союз просуществовал до 1837 года, десять лет спустя, его основательница письменно отреклась от своих заблуждений.

В пятидесятые годы XIX века в среде закавказских молокан в Эриванской губернии образовалась группа ревнителей истинной и чистой веры, которые со временем преобразовались в прыгунов. Их учение представляло смесь молоканского (уклеинского) и хлыстовского учений. Собрания прыгунов носили тот же характер, что и у хлыстов, и обычно оканчивались радениями. В шестидесятых годах их учение распространилось на мелитопольских молокан; в их среде также появились прыгуны, во главе которых стоял Никита Колодин.

1 – «История евангельских христиан – баптистов в СССР» ВСЕХБ, 1989, 28 стр.


4. Российское Библейское общество


4.1 Появление РБО (1) как следствие богоискания


С 1805 года начали действовать Британское и иностранное библейское общество, а также Библейские общества в ряде других стран. В период с 1818 по 1836 год образовалось двенадцать миссионерских обществ.

Волнения, пережитые в годы войны с Наполеоном, и природная склонность Российского императора Александра I к мистике (он был близок к пиетически настроенным кругам Западной Европы) определили направление его деятельности в религиозно-нравственной сфере. Когда в 1812 году в Петербург прибыл первый представитель Британского библейского общества пастор Дж. Петерсон с предложением создать Библейское общество в России, то он встретил в придворных кругах сочувственный прием.

Проявления благодатного воздействия Святого Духа были видны уже задолго до появления первых пятидесятнических общин. Прежде всего, они выразились в пробуждении здравых религиозно-мистических настроений в великосветском обществе в Петербурге во время Отечественной войны 1812 года, и после ее окончания. Это привело

1- РБО – 11 января 1813 года в доме А. Н. Голицына состоялось открытие Российского Библейского Общества

к учреждению Российского библейского общества.

«После 1815 г. император Александр I, а вслед за ним и значительная часть Российского Библейского общества все больше окунаются в религиозно-мистические настроения» (1), которые, несомненно, должны были привести к проявлению даров Духа

Святого, и в том числе говорения на иных языках. Своеобразным проявлением мистического феномена стала деятельность Библейского общества, созданного в конце 1812 г. и к 1816 г. получившего официозный характер.


4.2 Вклад деятельности РБО в возникновение пятидесятнического движения


Огромную роль в деятельности Библейского общества играл его президент, министр духовных дел и народного просвещения А. Н. Голицын. Основной целью общества были перевод, издание и распространение в народе Библии.

В 1821 г. в России впервые был издан Новый Завет на русском языке. Однако среди членов общества широко распространились идеи мистицизма, несомненно, основанные на неких духовных переживаниях. А раз за основу бралось чистое Слово Божье, то можно смело утверждать, что происходящее инициировалось действием Духа Святого, Духа Писания.





1 - К.П. Победоносцев «Великая ложь нашего времени» изд. М., 1994. 14 стр.

Голицын содействовал изданию и распространению «книг мистического содержания, оказывал покровительство различным сектам» (1), был сторонником соединения христианских вероисповеданий, уравнения православия с другими религиями. Все это вызвало оппозицию курсу Голицына многочисленных церковных иерархов, которую «возглавил архимандрит Новгородского Юрьева монастыря Фотий» (2).

В мае 1824 г. последовала опала князя Голицына и охлаждение Александра I к деятельности общества. В конце 1824 г. новый президент общества митрополит Серафим представил императору доклад о необходимости закрытия Библейского общества как вредного, в апреле 1826 г. оно было ликвидировано.

Возможно, что если бы общество не было бы закрыто консервативными церковными деятелями в 1826 году, пятидесятничество родилось не в Америке бы, а в России, многими годами ранее. Как далее будет рассмотрено, большой толчок к появлению пятидесятничества послужило повсеместное чтение и изучение Библии (Нового Завета), желание исполнить его буквально, в том числе пережить проявления, описанные в Новом Завете, Духа Святого.

Нетрудно убедиться в том, что пришло время, и дух народа был пробужден Духом Святым. Евангельское движение охватило все сословия России, начиная от простых крестьян, ремесленников, чиновников и кончая высшей аристократией. Это пробуждение можно назвать возрождением народного духа. Характер таких явлений определяется Господом. Ин. 3, 8 2.

Важным фактором, сыгравшим существенную роль в возникновении пятидесятнического пробуждения в России, является выход Нового Завета на русском языке. Интерес к Слову Божью отмечался в народе уже в начале XIX века, когда в 1816

1 - К.П. Победоносцев «Великая ложь нашего времени» изд. М., 1994. 39 стр.

2 - К.П. Победоносцев «Великая ложь нашего времени» изд. М., 1994. 42 стр.


году большим тиражом была издана Библия на славянском языке. С появлением в 1862 году синодального перевода Нового Завета жажда слышания Слова Божья и познания евангельских истин еще более усилилась. Книгоноши распространили сотни тысяч экземпляров Евангелия. Книгоноши отличались истинным благочестием, смирением и самоотверженностью — качествами, которые были так необходимы в их нелегком труде — в постоянных разъездах, связанных с неудобствами, а нередко и с оскорблениями. Назову имена некоторых из этой немногочисленной, но сильной духом дружины.

«Имя одного из них уже упоминалось выше: О. Б. Форхгаммер, который являлся книгоношей Общества с 1863 по 1873 год. Будучи шестидесяти лет от роду он распространил пятьдесят восемь тысяч экземпляров книг Священного Писания. Их получили люди, жаждавшие Слова Божья в Поволжье (от Твери до Астрахани), в Москве, на Донской земле (в городе Новочеркасске); на Украине, в Воронежской губернии, в Новоузенском уезде, на Северном Кавказе (в Петровском, Дербенте, Грозном, Владикавказе) и в Закавказье (в Баку, Ленкорани, Шемахе, Тифлисе, Кутаиси и других городах).

В одном из своих отчетов о поездке на Кавказ О. Б. Форхгаммер отмечал благосклонное отношение к Новому Завету на русском языке молокан в Ленкорани: «В высшей степени утешительно видеть, что Новый Завет на русском языке самый лучший, самый успешный между ними миссионер». Посещение книгоношей села Дубовки на Волге привело в движение все село. Там Форхгаммер продал пятьсот книг. «Нигде,— писал он, - не встречал такой жажды к Слову Божью, как в Александровом Гае, большом селе в пятидесяти верстах от Ново-Узеня, на границе Киргизских степей. Люди приходили ко мне домой со всех сторон за святыми книгами; когда я шел по улице, то они непрестанно останавливали меня и спрашивали Новый Завет».

Среди книгонош особо выделялась Синклитикия Петровна Филиппова, которую за ее преклонный возраст прозвали «старушкой с книгами» (ей уже было за семьдесят). За четырнадцать лет, начиная с 1865 по 1879 год, она распространила семнадцать тысяч книг Священного Писания. С. П. Филиппова ходила по улицам, рынкам, площадям, посещала церкви, заводы, кладбища, трактиры Петербурга и Шлиссельбурга; путешествовала она и по южным берегам Ладоги,— везде неутомимо предлагая приобрести Книгу спасения». (1)


5. Влияние политической и экономической обстановки на зарождение пятидесятничества


5.1 Роль крестьянской реформы


Крестьянская реформа 1861 года также оказала определенное влияние на возникновение евангельского движения. Прежде всего, она способствовала пробуждению самосознания крестьян. Появление первых штундистов и случаи перехода из православия бывших крепостных крестьян на Украине приходятся именно на пореформенное время. Реформа также пробудила в народной массе духовные потребности, самосознание.




1 – «История евангельских христиан – баптистов в СССР» ВСЕХБ, 1989, 46 стр.

Особенно сильно влияние этого фактора проявилось в 80— 90-е годы XIX века и в начале XX века, когда евангельское движение охватило все слои населения России. Крестьяне и рабочие большей частью были выходцами из крепостных крестьян.

Правда, необходимо оговориться, что не для всех крестьян, искавших Духа Божьего, крепостное право служило помехой. Так, например, латышские богоискатели также с раннего утра до поздней ночи должны были влачить тяжелое ярмо барщины. После барского труда, при свете лучины они читали книгу Божью, проливая над ней слезы умиления.

  1   2   3   4   5




Похожие:

1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви iconПавел амнуэль все законы вселенной
И тогда откроется новая страница истории человечества – страница, которая будет для нас словно солнечный свет для новорожденного
1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви iconРассказы из
Мтф. 5: 13. Именно поэтому в основу “Истории Русской Церкви,” подготовленной Издательским Отделом Спасо-Преображенского Валаамского...
1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви icon«Дом же Его мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3: 6)
Пожар 18 мая 2000 г. Строительство временной «скинии» 22. Строительство второго стационарного Дома молитвы «Храм Спасения» 23. Освящение...
1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви iconКраткий очерк экклезиологических и юрисдикционных споров греческой старостильной церкви и их историческая связь с судьбами Русской Православной Церкви Предисловие
Краткий очерк экклезиологических и юрисдикционных споров греческой старостильной церкви
1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви icon«Коммунист»
Рукописная страница истории марксизма. Проблема общины и рода в рукописях К. Маркса 70-х 80-х гг. М., 1985
1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви iconДокументы
1. /vsn_353_86/ВСН 353 - 86/! Что такое ВСН 353-86.txt
2. /vsn_353_86/ВСН...

1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви iconВладимирский арбитражный суд отложил заседание
Антипиевской церкви с колокольней и церкви Иоанна Предтечи. Со стороны истца присутствовала Кострова Е. Н., со стороны ответчика...
1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви iconРусской православной церкви комитет по взаимодействию с казачеством
Руси кирилла в Православном институте святого Иоанна Богослова открывается Казачье отделение. Впервые в истории нашего Отечества...
1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви iconДуховное наследство патриарха Се́ргия. Последняя страница обновленческой истории
Правые раскольничьи группировки и что с ними стало. Митрополит Мануил (Лемешевский) и патриарх Алекси́й I
1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви iconЛитургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности
Москве в феврале 2000 года. См.: Пентковский А. М. Об особенностях некоторых подходов к реформированию богослужения // Православное...
1. Предисловие 3 страница > Пятидесятнические проявления в истории Церкви iconДокументы
1. /(Карташев АВ) Очерки по истории Русской Церкви.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов