|
О значении слова караим. Этимология слова КАРАИМ связана с гебрайским корнем קרא (читать). Образованная от него форма причастия קראי = карай (читающий) во множественном числе имеет форму קראים = караим (читающие). От этого же корня происходит слово מקרא = Микра (Св. Писание или Ветхий Завет Библии) – единственная для караимов священная книга. В связи с тем, что копирование на русский язык подобных имён собственных принимает форму: серафимы, нефаллимы, херувимы, олимы – множественная форма в русском языке приобрела форму КАРАИМЫ. О происхождении караимизма. О времени возникновения караимской религии существует несколько версий. Изложим их в хронологической последовательности. 1. Первая из них принадлежит раннесредневековому караимскому гахаму р. Яакову Кыркысани (9 век). В своей книге ГАММООРОТ ВА-ГАММИГДАЛИМ (Созвездия и Башни) он относит начало Талмуда ко времени царствования раба царя Соломона Йаровъама бен Невата (правил Израилем 796-774 годах до Хр. Эры). При нём сыны Израиля разделились на два государства – Израиль и Югуда. Согласно этой версии талмудисты берут своё начало от царства Израиль, над которым правил Йаровъам бен Неват, а караимы – от царства Югуды, над которым правил сын царя Соломона – Рагавъам. Того же мнения придерживались Югуда га-Леви в его книге КУЗАРИ и караимский автор из Польши Мордехай бен Нисан в книге ДОД МОРДЕХАЙ (1709г.). 2. Вторая версия относится ко времени возвращения Дома Иуды из плена и постройке Второго Храма в Иерусалиме. Именно тогда начались распри среди иудейских учителей, что привело к разделению народа на разные секты: а) фарисеи – не сомневались в Торе Моисея, но прибавляли толкования от себя, называя их ТОРА-ШЕБААЛЬ-ПЕ (Устный Закон); б) саддукеи – держались только Торы Моисея, но отрицали воскрешение мёртвых, расплату и воздаяние в потустороннем мире; в) чаддыки (ессеи)1 или «добрые смоковницы» (התאנים הטובות) – не верили в Устный Закон и старались следовать Торе Моисея во всех её деталях и смыслах. Постоянные распри между этими сектами отразились прежде всего на немногочисленных семьях чаддыков2, которые были вынуждены покинуть Святую Землю и под предводительством князя Шехании из рода царя Давида пошли в Вавилонский плен (около 120 г. До Хр. Эры). Фарисеи, которым удалось изгнать чаддыков впоследствии стали называться талмудисты, т.к. признавали священным Устный Закон – Талмуд. А чаддыки (со времён судьи Югуды бен Табая – около 161 г. до Хр.Эры) назывались קראים = караимы (читающие), т. к. признавали сугубо авторитет Св. Писания без дополнений и убавлений3. 3. Эта версия – последняя в хронологическом порядке, относится ко времени жизни караимского патриарха Анан бен Давида га-Наси (715-811 гг. Хр. Эры) и его предшественников – Исы ал Исфагани и Ядгана. Именно в это время (754 год) караимы или בני מקרא = бене Микра (Сыны Писания) , полностью отделившись от талмудистов, вернулись из Вавилона в Иерусалим и поселились там. Как известно Анан посылал миссионеров в разные страны, в том числе и в Крым. Сподвижником Анана – караимским миссионером Иссаком Сангари было осуществлено обращение4 хазарского кагана Булана в караимизм. Появление караимов в Крыму. 1. Наиболее древняя версия относится к 7-му веку до Хр. Эры – дням жизни пророка Исайи. Ассирийский царь Салмонассор захватил столицу Израиля Самарию и выслал Израиль в Мидию5. Там они прожили до 474 года до Хр. Эры, когда персидский царь Камбизус захватил ассирийское царство. Он дал свободу проживавшим там сынам Израиля. Часть из них подали Камбизусу прошение о том, чтобы поселиться на Крымском полуострове. Он дал им добро, и они, переселившись в Крым, поселились в «Сэла га-Югудим» (Кырк-Йер, Чуфут Калэ). Эта версия подтверждается древними караимскими памятниками 6, находящимися в Иосафатовой Долине (Чуфут Калэ). Самый древний из них датируется шестым годом первого столетия Хр. Эры (см. его изображение на втором листе обложки). 2. В 389 году Хр. Эры в Константинополе воцарился византийский император Теодосий, зять императора Валентина. Он очень любил караимов, и те, будучи угнетаемыми в Персии, переселились в Константинополь и Адрианополь. А оттуда, после смерти любящего их императора, переселились в Крым, где и жили с генуэзцами в мире и согласии. 3. В 742 году (по М.И.Артамонову – в 655 г.) хазары вошли в Крым. Хазарский каганат состоял из разноязыких кочевых племён, объединённых иудейским каганом (от др.-евр. כהן – жрец или князь) и иудейской верхушкой. Хазары-караимы смешавшись со своими единоверцами, ранее проживающими в Крыму, составили с ними одну общину. 4. Относится ко времени захвата Крыма татарами. Согласно этой версии татары включали в себя племя кырков, которые и поселились в Кырк-Ере. Это племя привело с собой караимские семьи из Ольга-Сарая (Ак-Сарай на Волге) от Мамая-Бабая. Не исключено, что на Волгу эти семьи переселились из г.Тавриза и прилегающего к нему караимского тюркоязычного селения Кöй, находящиеся на территории Азербайджана. Хотя возможно также, что они представляли остатки Хазарского Каганата, влившиеся в Орду. 5. Новая волна переселенцев прибыла из Персии. Согласно историческим данным в конце 15-го века Синан бай Ходжа Челеби привёл с собой из Персии несколько караимских семей: Феруз, Масуда и др. . От самого Синана произошли крымско-караимские фамилии: Синани, Челеби, Ходжа. 6. В 17 веке в Чуфут-Калэ переселилась большая группа караимов из Турции, о чём свидетельствуют памятники на прилегающем к нему кладбище: Архороплы бат Югуда Фуки (ум. 1668), Фросинь бат Йосэф Чаддык (ум. 1671), Пумия бат Элия Афида (ум. 1672). 7. В Иосафатовой долине находятся также более древние памятники выходцев из Земли Уч7 (Моше Гиббор ум. 989), изгнанников из Манкермана = Киева (Ханна бат Яаков ум. 909, Даниэль бен Йешуа ум.883), караимов из Трок и Луцка, Иерусалима, стран аланов и гагров и т. п. . Как видим, история караимов Крыма была неразрывно связана с другими караимскими общинами. 1 Некоторые средневековые авторы (напр. Моисей Маймонид) рассматривали саддукеев, боэтусеев и караитов как одну секту. 2 Община ессеев была немногочисленна и насчитывала в разное время от 150 до 400 членов. Подобно караимам Крыма ессеи-кумраниты селились в пещерах. 3 В Дамасском документе (2:11-13) ессеи-кумраниты упоминаются под именем קריא השם , а в комментарии на Наума (2:8) из 4-й кумранской пещеры зачаток Устного Закона назван תלמוד שקר. 4 Профессор Авраам Поляк в своей книге ХАЗАРИЯ – ИСТОРИЯ ИУДЕЙСКОГО ЦАРСТВА В ЕВРОПЕ (Тель-Авив 1951) доказывает, что речь идёт не о принятии иудейской религии верхушкой Хазарского Каганата, а о их возвращении к религии своих предков, забытой в среде язычников. 5 Свидетельство караимского гахама Югуды Га-Мосси. 6 Наиболее древние надписи в Иосафатовой Долине вырезаны на камнях шрифтом, близком к гептическому – шрифту древне-еврейского письма, характерному дохристианской эре. 7 Уч – область между Сирией на севере и Идумеей на юге (Быт. 10-23, Йер. 25-20, Плач Йер. 4-21, Иов 1:1). |
![]() | Тестирование по теме «Состав слова» Перегруппируй слова в столбцах так, чтобы в каждом из них находились однокоренные слова. Выдели корни | ![]() | Предмет: русский язык Тема: Закрепление понятий «родственные слова» Цель: образовательная: закрепить и обобщить знания о родственных словах, корне слова, о значимых частях слова; систематизировать... |
![]() | Памятка Измени слово ( по числам, падежам, временам) и выдели изменяемую часть окончание. Отметь (если это не глагол) основу слова Объясни значение слова с помощью слова -родственника, подбери еще одно два однокоренных, выдели их общую часть | ![]() | Тема урока: «Правописание слов с непроизносимыми согласными» Цели: формировать умение писать слова с непроизносимыми согласными в корне; правильно подбирать проверочные слова; находить слова... |
![]() | Календарно-тематическое планирование Повторение. Орфография. Употребление ъ и ь знаков. Части слова. Разбор слова по составу | ![]() | Дэвид айвз слова, слова, слова (Первая постановка: январь 1987 г.) Перевел М. Немцов Затем мильтон возбужденно пробегает по сцене, опирясь на костяшки пальцев рук, качается на покрышке, прыгает обратно на свою табуретку... |
![]() | Правописание безударных гласных в приставках Образуйте слова с помощью данных приставок. Что обозначают вновь образованные слова? | ![]() | Тема урока К/ч Знать значимые части слова, уметь анализировать и кратко характеризовать состав слова |
![]() | Урок русского языка на тему «Исторические изменения в составе слова» Цели: обучить навыкам морфемного анализа состава слова; познакомить учащихся с исторически | ![]() | Интегрированный урок русского языка и литературы на тему «Фразеологизмы. Крылатые слова и выражения» Задачи: повторить состав слова; развивать навыки учащихся самостоятельно находить |