Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа» icon

Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа»



НазваниеРецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа»
Дата конвертации29.09.2012
Размер57.99 Kb.
ТипДокументы

Рецензия на сборники стихотворений

новокузнецкого поэта Алексея Антонова

«Плачь, душа» и новый сборник (пока

без названия), готовящийся к печати.


На 21-м веку новой эры человеческого существования невозможно удивить кого-то небывалым поэтическим образом, рифмой, строкой, стихом. Казалось бы, само это занятие - поэтическое творчество - должно отмереть как анахронизм, тем более в век торжества информационных технологий. Но, как ещё на заре прошлого века сказал поэт, «поэзия – пресволочнейшая штуковина – существует - и ни в зуб ногой!»

К печати подготавливается сборник стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова, в который вошли как стихотворения из предыдущего сборника «Плачь, душа», так и новые стихи. На него и хочется отозваться в настоящей рецензии по целому ряду причин. Прежде всего потому, что лирическая поэзия и - шире, вообще культура – сегодня главный проводник духовности, не дающий распасться «связи времён». Стихи А. Антонова буквально пронизаны чувством причастности к коренным традициям великой русской литературы. В них отчётливо слышится и тютчевское осознание органического единства всех явлений живой природы и человеческой души от вселенских масштабов до самых бытовых интимных проявлений, и ахматовская высота и чистота творческих помыслов, и убеждение в сложной диалектике взаимоотношений человека и природы, музыки и цвета, души и мысли, что мы находим у Н. Заболоцкого, и рыцарское отношение к женщине, и, наконец, глубокое внутренне прозрение Творца всего сущего. Предваряя возможное суждение о творческих заимствованиях и подражании, хочу только напомнить, что наследование и развитие традиций в литературе, не сводимое к этим самым заимствованиям, основывается боле всего на близости нравственной и эстетической позиции последователя и предшественников, а уже она допускает единство и даже повторяемость тем, образов, художественных приёмов. Совершенно очевидно, что основа творческого дара автора сборника – это поиск истоков духовности, что более всего и роднит его с великими предшественниками.

Очень импонирует образ лирического «я» поэта, который в сборнике не декларируется, не утверждается, а как бы просвечивает в ряде стихотворных миниатюр. Внутренняя деликатность, доброта и терпение окрашивают стихотворение «Полутона, притушенные краски», завершающееся словами:

Я - полусвет на грани пробужденья.

^ И вас найду, когда вам тяжело.

Хорошо выражает душевный строй лирического героя миниатюра «Я не отвечу недостойным». На постоянную напряженную работу души указывает стихотворение «А что есть правда?..»

«А что есть правда? Просто ложь.

Когда ты веришь, что не лжёшь.


^ Но не хочу собою лгать,

Преступно ложью измерять

Неизмеримость бытия.

Но как же быть? Не знаю я...»

И вызывают полное доверие строки стихотворения «Брату»:

«… ведь я умею слушать.

Не говорить, не направлять

^ А просто всматриваться в душу».

Пожалуй, основная «чувствуемая мысль» сборника – это глубокая убежденность в напряженной экспрессии, конфликтности и в то же время в гармонической слитности бытия земного и личного. Она пронизывает такие стихотворения, как «Порывистое, мощное дыханье земли коснулось», «Какая-то смутная жажда», «Солнце смыкает вежды», «На эскалаторе бесчисленных мгновений», «Октябрь красками живыми» и целый ряд других. Человеческое сознание, потрясенное громадностью и неизмеримостью бытия, напряженно ищет ответ на самые смутные, трудные не решаемые вопросы жизни и реализует себя в этом поиске, приходит не к однозначным плоским ответам, а к осознанию какой-то высшей гармонии, высшего смысла в явлениях природы, душевных бурях, событиях и встречах.

Совершенно закономерным представляется в контексте этого сборника выход автора в стихотворениях, датированных 90-годами и годами нового столетия, к осознанию Творца, и идее Бога. И выход этот представляется совершенно закономерным и выстраданным:

^ Я не могу зажечь звезду,

Рассеять тьму и сердце вынуть.

Я не могу за детский смех

Без сожаленья мир покинуть.

Я не могу вернуть мечту,

Когда она уже сгорела.

Я не умею жизнь вдохнуть,

Когда душа покинет тело.

Я не могу... Но так хочу!

Сверши все это, Боже правый!

Сверши! Ведь я тебя ищу.

И жду тебя у Переправы...

около 14.09.1996

Знаменательно, что для А. Антонова понятие «Бог» абсолютно неотрывно от его представления о мировой гармонии, о нерасторжимом единстве нравственного начала в человеке и какой-то высшей правды и красоты в природном бытии. Отсюда обычный ход его поэтической мысли – установление духовной параллели между жизнью души и жизнью природы.

^ Не рви цветы. Не прекращай звучанье

Небесных сфер. Десницею богов

Они нам посланы. Духовного исканья

Живой восторг в святилище миров.


Не собирай оторванные главы

В букет смертей казнящею рукой.

Люби живых! И, не желая славы,

Приди к Христу. И обрети покой.


Бог, в его художественной системе, - это высший критерий нравственности, это воплощение Истины, которой взыскует всякая подлинно живая душа.


«…………………………….. Есть


Только два направленья дороги,

^ Только два направленья пути:

Или вниз, забывая о Боге,

Или вверх по ступеням идти.»


Творческая манера автора примечательна ещё тем, что в сборнике, составленном из стихотворений с глубоким духовным потенциалом, отсутствуют стихотворения назидательные, проповеднические. В большинстве их – напряжённая работа мысли и чувства,

художественный позыв к труду души читателя. Многие, особенно посвященные любви, женщинам, друзьям, детям, трогательны своей жизненной полнотой, верностью чувства и опять же своим главным качеством – обнаружением внутренней связи между жизнью человеческой души и жизнью природы. Такая, например, лирическая минатюра:

^ Подсолнухи пахнут

Солнечной свежестью.

Ещё, обязательно,

Утренней нежностью.


И пахнут всегда,

Не смотря на погоду.

Взгляните на них

И забудьте невзгоды.

Пристального внимания заслуживают и стихотворения, отражающие сущность поэтического творчества ( «Мое проклятье - слово», «Поэтам», «Суть»). В последнем из названных и выражен афористически чётко творческий принцип, которому стремится следовать автор:

«… суть рождает форму сути». Отталкиваясь от этой формулы, хочу в заключение своего обзора сборника заметить, что преобладающий размер стихотворного сборника – ямб, наиболее плодотворный в русской лирике. Но он варьируется от 2-3 стопного до пятистопного в зависимости от глубины и полноты мысли, поэт не чуждается и трёхсложных размеров, если этого требует суть стиха. Сквозное для стихотворений А. Антонова чувство слитности и многообразия мира находит формальное выражение и в том, в частности, что синтаксическая форма его фраз в строке и строк в строфе очень свободна, текуча, естественна и позволяет выражать самые сложные душевные состояния просто и органично.

Коль скоро вопрос стоит о публикации этого сборника и его оценке, то я считаю необходимым подчеркнуть следующие факты:

  1. Автор сборника, без всякого сомнения, - талантливый поэт,

  2. Доминирующая черта всех стихотворений сборника – высокая духовность, духовный поиск, напряжённая работы мысли и чувства, что даёт право поэту претендовать на свое место в нашей литературе – «христианнейшей из литератур» (Н. Бердяев),

  3. Стихотворения сборника написаны прекрасным русским языком, они абсолютно лишены всяких англицизмов, в которые так модно сегодня рядить всяческие ноу-хау, за которыми – пустота,

  4. Автор не допускает даже намёка на внешние проявления так называемой злободневности, обличительства, причастности к так называемым тусовкам, твёрдо соблюдая пушкинский завет: «Служенье муз не терпит суеты…»



Кандидат филологических наук

Доцент кафедры

литературы КузГПА Сазыкин А. С.




Похожие:

Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа» iconВ концертном зале колледжа №40, г. Сургут, состоялся творческий вечер поэта Алексея Костюченко организованный Сургутским обществом инвалидов

Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа» iconЗной Сургут
Книга стихотворений известного югорского поэта Сергея Сметанина о родной природе, лирические признания и размышления о прошлом и...
Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа» iconТруль ольга
Возлюбленной, душа Матери, дух Демона в спектакле "Странник" по стихам японского поэта 17 века Мацуо Басё
Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа» iconДокументы
1. /Diplom_Recenzii/Июнь/Рецензия Гришанову.docx
2. /Diplom_Recenzii/Июнь/Рецензия...

Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа» iconЛениздат 1977
В сборник поэта-моряка Алексея Лебедева, геройски погибшего в начале Великой Отечественной войны, вошли стихи из прижизненных изданий...
Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа» iconИгорь козлик
Ходасевича, Александра Вертинского, Булата Окуджавы «Поетичні інтерпретації» (Ивано-Франковск, 1996), а также ряда стихотворений...
Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа» icon«добры молодцы» — 1969 Г. — Владимир антипин, анатолий киселев
Юрия Антонова, большая песенная сюита из кинофильма «Розыгрыш» Александра Флярковско­го на стихи Алексея Дидурова, включая школьный...
Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа» iconТема: Внутренняя и внешняя политика Алексея Михайловича
Цель: Знакомство с изменениями во внутренней и внешней политике в период правления Алексея Михайловича
Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа» iconДокументы
1. /Кукрыниксы/1999 - Кукрыниксы/01 - Лунный свет.txt
2. /Кукрыниксы/1999...

Рецензия на сборники стихотворений новокузнецкого поэта Алексея Антонова «Плачь, душа» iconАналитическая рецензия на видеоматериал
Справка: рецензия (от лат recensio — рассмотрение) – критический анализ художественного или научного произведение, исчерпывающий...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов