Дулуман е. К icon

Дулуман е. К



НазваниеДулуман е. К
страница1/9
Дата конвертации29.09.2012
Размер0.56 Mb.
ТипЛекция
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
1. /Библия как священное писание и культурно-исторический памятник.docДулуман е. К

ДУЛУМАН Е. К.


(профессор, доктор философских наук, кандидат богословия)


БИБЛИЯ, КАК СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ И КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ
ПАМЯТНИК

(Лекция из вузовского курса «Религиоведение»)


1. Священное писание и священное предание в религии.


Как нам уже известно, религия возникла 15-20 тысяч лет тому назад. Содержание первобытных религиозных верований осознавалось и выражалось в словах и речи первобытных людей. Эти слова и речь только фиксировали, повторимся, идеологическое содержание религиозных первобытных верований. Подчеркнём: только фиксировали. Таким образом, первобытная религиозность только фиксировалась и ни в коей мере не разъяснялась и не обосновывалась.

В меру развития общества и сознания, религиозные верования племени или народа обобщались в отдельные рассказы, которые в греческой культуре получили название мифов. Миф содержал сначала объяснение тех или иных мировоззренческих проблем через «сообщение» о деятельности сверхъестественных существ: духов, богов или отдельного бога. Эти рассказы-мифы сначала фиксировались и передавались последующим поколениям устно. В этой передаче мифы «усовершенствовались» по форме и по содержанию; органически наполнялись народной мудростью, приобретали своеобразную художественную форму (ритмичность, песенность, поэтичность). В религиоведении эти устные формы фиксации и передачи поколениям содержание религиозных верований получили название предания, мифов, а в церковном богословии — священного предания. В дальнейшем мы неоднократно будем употреблять эти понятия — «предание», «религиозное предание» и «священное предание» — как равнозначные. Священное предание принималось верующими за достоверное сообщение о делах сверхъестественных. К ним относились с абсолютным доверием и благоговением.

С момента изобретения письменности священные предания начали записываться и, таким образом, превращались в священное писание. В священное писание той или иной религии вносились от имени сверхъестественных существ авторитетными (зачастую — анонимными) религиозными деятелями определённые дополнения. Собранные воедино религиозные предания и писания утверждались общецерковными авторитетами или практикой религиозной жизни и объявлялись священным откровением, словом Божиим, божественным фундаментом религиозной веры.
Сведенные в единую книгу или сборник они получили названия: «Веды» — в индуизме; «Зенд-Авесты» — в зороастризме; «Трипитаки» — в буддизме; «Ву-Чинг» — в конфуцианстве; «Дао-Де-Цзинь» — в даосизме; «Гинзе» — в маздеизме; «Канджур» и «Танджур» — в ламаизме; «Сивиллины книги» — у римлян; «Труды и дни», «Илиада» и «Одиссея» — у греков; «Библии» — в христианстве; «Кодзики», «Ади-Гранф» — в синтоизме; «Бхагават-Гита» — у современных кришнаитов и так далее.

Священное писание каждой религии, в том числе и христианская Библия, имеет троякое значение.

Во-первых, в нём зафиксированы верования — верования, а не достоверные события! — племён и народов времён составления и написания их священных книг. Таким образом, священное писание является в определенной мере документом, который даёт нам возможность изучать историю и культуру народов тех или иных конкретных народов.

Во-вторых, своим содержанием священные книги оказали определяющее влияние на формирование всего духовного мира народов, у которых функционировала данная религия. Моральные взгляды и поведение; праздники, обряды и обычаи народа; их представления об окружающем мире и оценки его с точки зрения Истины, Добра, Красоты и Справедливости; характер и содержание материального и духовного производства, — всё или обосновывалось текстами священного писания или проистекало из его прямых указаний. Без знания священного писания того или иного народа мы не можем ни понять, ни воспринять, ни включиться в творческий характер его культуры.

В-третьих, священное писание всех религий зафиксировало прошлые и в той или иной мере противоречивые религиозные взгляды. Их противоречивость объясняется тем, что религиозные взгляды — это взгляды мировоззренческие, которые никогда не могут быть завершены, систематизированы в единое целое, не могут дать окончательные ответы на все вопросы смысложизненных проблем. В силу этого проблемы мировоззрения всегда будут по-новому развиваться и «усовершенствоваться» для себя каждым пришедшим в мир человеком, а для всех — всем обществом, всеми народами. При этом надо учитывать, что тексты священных книг писались и в различные времена, и различными авторами, которые — ну, никак! — не могли гармонировать между собой. А поэтому новые времена и новые деятели религии вынуждены были брать для своих религиозных вкусов определённые отрывки («куски», фразы), а другие отрывки или игнорировать, «не замечать», или по-своему истолковывать их. Таким образом, создавалась возможность и следовать букве священного писания, и в то же самое время на его основании творить новый комплекс религиозных верований. В силу этого священное писание становилось идейной основой разделения одной и той же религии на десятки и сотни внутренних, враждебных течений каждой отдельно взятой религии. Так, современный буддизм делится на два крупных течения: Хинаяна и Махаяна, которые в свою очередь распались на несколько десятков церквей и сотни сект. И все эти церкви, секты «чётко» следуют тому учению, которое изложено в Трипитаке — священной книге буддизма. То же следует сказать о христианстве. Признавая нерушимую святость всех слов и буковок Библии, непримиримо враждующие по вопросам вероучения и культа тысячи церквей, вероисповеданий, расколов, сект и ересей глубоко убеждены, что они — и только они! — верно понимают священное писание христианской религии и следуют ему всем своим поведением. Не зная Библии (как и других священных книг), никак нельзя разобраться ни в содержании вероучения какой бы то ни было религиозной группы, ни в идеологических причинах несогласия ее с другими группами одной и той же религии, — ревностных почитателей одной и той же священной книги.

Все сказанное выше касается любой священной религиозной книги, в том числе — в полной объёме и Библии, к анализу исключительно которой мы и приступим.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9



Похожие:

Дулуман е. К iconДокументы
1. /Евграф ДУЛУМАН - Нашим властям и судам - плевать на свободу совести!.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов