Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви icon

Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви



НазваниеУчебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви
страница1/2
Дата конвертации30.09.2012
Размер405.38 Kb.
ТипУчебное пособие
  1   2


ВАЛЕНТИН АСМУС


«П Р А В О С Л А В И Е»

Учебное пособие по истории религии


СОДЕРЖАНИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ

НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ

ТАИНСТВА ЦЕРКВИ

ДРУГИЕ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ

МОЛИТВЫ ОБ УМЕРШИХ

БОГОСЛУЖЕНИЕ

МОНАШЕСТВО

СТРУКТУРА ЦЕРКВИ


ПРАВОСЛАВИЕ



Православная вера основана на От­кровении Божием. Откровение записа­но в Священном Писании – Библии. Библия говорит не только о вечном бытии Божием, но и о том, как Бог действует и открывает Себя в истории. Первая истина Откровения – та, что Бог – Творец всего – и мира духовных существ – ангелов, и материального мира и человека, который, как сущес­тво духовно-телесное, стоит между эти­ми двумя мирами. Премудрый и Все­благой Бог сотворил человека разум­ным, добрым и прекрасным. Верую­щий человек твердо держит учение о сотворении мира, невзирая на совре­менные гипотезы эволюционного про­исхождения мира и человека. Отноше­ние к самим этим гипотезам у апологе­тов христианства различно.

Человек создан Богом как образ Бо­жий, наделенный даром свободы для творческого возрастания, для совер­шенствования себя и мира в единстве с Богом. Но на самой заре человеческой истории человека постигла катастрофа грехопадения. Бог не создавал ничего злого. Причина зла – злоупотребление свободой, допущенное тварными, то есть сотворенными Богом, существами. Грех, то есть отпадение от Бога, начался с мира ангельского. Один из высших ангелов по имени Денница, что значит «утренняя заря», позавидовал Богу и отделился от ангелов, служащих Богу и прославляющих Его. В своем отпаде­нии Денница увлек за собой и некоторых других ангелов. Денница называ­ется Сатаною (по-еврейски «против­ник») или Диаволом (по-гречески «кле­ветник»), а падшие вместе с ним анге­лы – демонами (то же, что по-славян­ски «бесы»). В среде этих падших духов господствуют злоба и ненависть к Богу и творению Божию. Диавол захотел отторгнуть от Бога и человека. Явившись в виде змея первой челове­ческой чете – Адаму и Еве, Диавол соблазнил их нарушить заповедь Бо­жию. Первые люди жили в прекрасном райском саду, и Бог заповедал (пове­лел) им: «От всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него; ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Библия, Книга Бытия, 2,16-17). Диавол внушил человеку недове­рие к Богу: «Нет, не умрете; Но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете как боги, знающие добро и зло» (там же, 3, 4-5). Адам и Ева вняли этим внушениям и съели запретный плод. Это преслушание воли Божией повлек­ло за собой немедленную утрату рая, где человек питался от «древа жизни» (там же, 3, 24). Потеряв бессмертную и блаженную жизнь в раю, человек был обречен «в поте лица» работать на зем­ле, чтобы затем умереть и лечь в землю.
В результате греха произошло не про­сто изменение внешних условий чело­веческой жизни – произошло глубокое внутреннее перерождение человека. А поскольку человек – венец творения Божия в этом видимом мире, через грехопадение человека произошло и перерождение всего этого мира. Свою поврежденность грехом Адам и Ева передали своему потомству.

Если в западной (католической и протестантской) христианской тради­ции грехопадение и его последствия рассматриваются преимущественно в юридических категориях преступления и наказания, то в православном учении о грехе говорится, по большей части, как о тяжелой духовной болезни. С человека при этом не снимается личная ответст­венность за грех. Но Бог, по православ­ным воззрениям, действует не как беспо­щадно справедливый судья, но как любя­щий Отец, все делающий для исцеления этой болезни человечества. Поэтому и изгнание из рая, и сама смерть для православного сознания суть дела благос­ти Божией. Через смерть зло, вошедшее в жизнь через согрешение, лишается вечного продолжения.

В отличие от протестантов, считаю­щих, что образ Божий в человеке совер­шенно уничтожен грехопадением, пра­вославная Церковь учит, что он не исчез вовсе, но только сильно искажен. Для спасения человека Богу есть на что опереться в самом человеке. Как до грехопадения Бог заботился о челове­ке, так, тем более, и после него Бог все устраивал с конечной целью спасти человека от греха и смерти. Это попече­ние о человеке Всеведущего и Всеблаго­го Бога, предвидящего все будущие, нам неведомые события, называется промыслом или провидением.

Человек, однако, продолжал дегра­дировать. Если у Адама и его ближай­ших потомков сохранялась память о Боге, с Которым Адам общался в раю и Которому он продолжал поклоняться после изгнания из рая, то впоследствии религиозные понятия большинства людей извратились. Люди стали покло­няться солнцу, звездам, обожествлять себе подобных, наконец, – служить демонам. Но свет знаний о Боге истин­ном не мог совсем погаснуть на земле. Чередой откровений и Богоявлений в одном народе, избранном Богом, сохра­нялась вера в Бога и надежда на то, что Он избавит людей, плененных грехом и смертью. На служение этой вере Бог избирал особых людей – пророков. Пророки – те, кто возвещает волю Божию людям. Были в это время и другие виды служения Богу. Священ­ники совершали жертвоприношения и другие священнодействия и молитвы. Цари –помазанники Божии – вели избранный народ еврейский к позна­нию Бога, предвосхищая Царство бо­жественного Мессии (по-еврейски «по­мазанник»). Ожиданием этого Божест­венного Спасителя и жили люди, при­надлежавшие к религии Ветхого Заве­та. Этими словами, которые по-русски означают «древний союз», называется Союз, заключенный в древности Богом с еврейским народом. Целью Ветхого Завета было подготовить человечество, хотя бы в малой его части, к принятию Божественного Спасителя – Христа.

Ко времени рождения на земле Хрис­та создались предпосылки для того, чтобы Его узнал весь мир. Сначала этому послужил Александр Македонс­кий, создавший колоссальную импе­рию на трех континентах, в орбиту которой вошла и Палестина. Хотя эта империя распалась сразу же после смер­ти Александра, из ее обломков создал­ся целый ряд государств, где возобла­дал греческий язык. Века за три до Рождества Христова Священное Писа­ние Ветхого Завета было переведено на греческий язык. Несравненно более долговечной, нежели империя Алек­сандра, оказалась Римская империя, которая сделала решающий шаг на Восток и подчинила себе Палестину совсем незадолго до Рождества Христо­ва. Православные песнопения Рождества указывают на прямую связь уста­новления власти Рима, прекратившего «многоначалие человеков», и явления Христа, Который упразднил многобо­жие, господствовавшее прежде у боль­шинства народов.

Родившийся в Палестине на заре нашей эры Иисус Христос – Сын Бо­жий не в том смысле, в каком детьми Божиими могут быть названы все про­чие люди или же люди особенные, избранные Богом. Он Сын Божий в совершенно исключительном смысле: Он – Бог. Во Христе открывается важнейшая истина о Боге: Бог – Три­един – Отец, Сын и Святой Дух. Три­единый Бог существует прежде мира, прежде всех времен. Сын предвечно рождается от Отца, Дух Святой предвечно исходит от Отца. Бытие Божие превышает возможности человеческого разумения. Силою своего разума чело­век может узнать о Боге лишь немно­гое. Больше всего мы знаем о Боге благодаря тому, что Бог Сам открывает Себя людям. Откровение говорит: «Бог есть любовь». Бог есть любовь в отноше­нии к сотворенному Им миру. Но и независимо от Его отношения к миру, до бытия мира, Бог есть любовь, пос­кольку любовь есть содержание бытия трех Лиц Триединого Бога. К Своей Божественной жизни, к преизобилующей полноте любви приобщает Бог и спасаемого Им человека. Для этого и приходит в мир Сын Божий: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Евангелие от Иоанна, 3, 16).

Итак, для спасения человечества Сын Божий стал Человеком, оставаясь Бо­гом. В Своем Лице Он соединил Божес­тво и человечество. Он называется вто­рым Адамом, потому что Он стал духов­ным родоначальником нового, возро­жденного человечества.

Само рождение Его на земле было чудесным. Быть Его Матерью была избрана самая святая и чистая Дева Мария. Она родила Своего Божествен­ного Сына без отца, оставшись навсегда Девой. Но Она состояла в юридическом браке. Как объясняют отцы православ­ной Церкви, этим было и девство пре­вознесено, и брак почтен. Православ­ные почитают Божию Матерь, пресвя­тую Богородицу Марию, как предска­зала Она Сама: «будут ублажать меня все роды» (Евангелие от Луки, 1, 48).

В Своем земном подвиге Господь Иисус Христос соединил все три ветхо­заветные служения. Как Пророк Он учил людей, разъясняя, восполняя и совершенствуя ветхозаветный Закон. Как Царь Он собирал всех верующих в Него в новое Царство. Многие ждали от Него, что Он станет обычным земным царем и будет силой устанавливать спра­ведливость и карать преступления. Все они были разочарованы, когда Он ска­зал, что Царство Его – «не от мира сего». Наконец, когда очень немногие были Ему верны и очень многие отвер­нулись от Него, Он, как Священник, совершил Жертвоприношение, спаси­тельное для всего мира. То, что внешне выглядело как насилие врагов, на са­мом деле было добровольной жертвой, в которой явилась вся сила сострадатель­ной любви Божией к человеку. Будучи совершенно безгрешен, Сын Божий взял на Себя грехи или, точнее сказать, последствия грехов, наказание за гре­хи всего мира, когда Он взошел на Голгофу, принял крестные страдания и смерть. Смысл этой искупительной жертвы также превышает возможность человеческого разумения. Но человеческое сердце, знающее, что такое любовь, понимает суть жертвенного под­вига. А Всеведущий Господь, Богочело­век, возлюбил весь мир любовью без­мерною, несравнимою с той малой лю­бовью, которую каждый из нас имеет к немногим своим близким. Голгофская жертва принесена за всех людей, от Адама до скончания времен.

Сын Божий, добровольно разделив­ший нашу участь и принявший смерть, не мог быть удержан узами смерти. Умер­ши как Человек, Он как Бог воскресил Свое человечество, чтобы вместе с Чело­веком Иисусом Христом получили веч­ную жизнь и все прочие люди. Но спасение человечества не совершается автоматичес­ки. Спасаются те, кто хочет спастись. Для спасения мира Бог создал на земле особое общество – Церковь Христову, члены которой получают благодатные дары Божий, необходимые для освящения и спасения. День основания Церкви – пятидесятый день после Воскресения Христова, когда на Богоматерь и апостолов – учеников Христовых – сошел Дух Святой, третье Лицо Божественной Троицы.

Благая весть о спасении мира начала быстро распространяться по всей Рим­ской империи. Хотя Христос пропове­довал на арамейском языке, на котором тогда говорили в Палестине, апостолы вели устную и письменную проповедь на греческом языке, понятном для большинства населения империи. На этом языке были написаны священные книги Нового Завета. Этот язык стал языком Церкви Христовой не только на востоке империи, но, на первых порах, и на западе. Это имело большое значение, т.к. греческий язык – язык великой культуры, создавшей глубо­чайшую философию. Этот язык как никакой другой имел средства для вы­ражения самых сложных и тонких идей и понятий.

Несмотря на то, что окружающий мир встретил Церковь Христову скорее враждебно и очень многие христиане засвидетельствовали свою веру и лю­бовь к Христу мученической смертью в века гонений (I – нач. IV вв.), Церковь положительно оценивала и римскую монархию, видя в царе подобие власти Царя Бога («Бога бойтесь, царя чтите». 1-е послание Петра, 2,17), и греческую культуру: ранние учители Церкви счи­тали, что греческая философия приго­товила языческие народы к приятию Христа, подобно тому, как еврейский народ был приготовлен к этому ветхо­заветной религией. Император Констан­тин Великий, встав на сторону христи­анства, тесно связал Церковь с империей. С его стороны это не было поли­тическим расчетом, потому что в то время христиане составляли никак не больше десяти процентов населения империи. Благодаря союзу с государст­вом Церковь смогла консолидироваться в масштабах империи, и это прояви­лось уже в первый год после того как Константин стал владыкой всех ее час­тей.

В 325 г. в малоазиатском городе Никее произошел по инициативе и под председательством Константина I Все­ленский собор, на который собрались епископы – главы церковных общин со всех концов. Собор осудил учение алек­сандрийского пресвитера Ария, который утверждал, что Сын Божий не равен Отцу и есть Существо более низ­кого порядка. Собор утвердил учение о том, что Сын единосущен Отцу.

В 381 г. в Константинополе, новой столице империи, построенной св. Кон­стантином к 330 г., состоялся II Все­ленский Собор. Он осудил еретиков (неправомыслящих), которые, разви­вая учение Ария, учили, что Святой Дух неравен двум первым Божествен­ным Лицам. Изложения веры двух первых Вселенских Соборов составили Символ Веры, который ежедневно читается на православном богослужении и входит в состав повседневных домаш­них молитв.

В 431 г. в малоазиатском городе Эфесе состоялся III Вселенский Собор. Он осудил учение константинопольско­го архиепископа Нестория, согласно которому предвечносущий Сын Божий и человек Иисус Христос – две личнос­ти, и поэтому Деву Марию нельзя на­зывать Богородицей: она родила лишь человека. В противность этому Церковь утвердила учение о единстве Лица Бо­гочеловека.

В 451 г. в малоазиатском городе Халкидоне состоялся IV Вселенский Собор. Он подтвердил осуждение ереси Нестория, а также осудил константинопольского архимандрита Евтихия и александрийского архиепископа Диоскора, утверждавших, что во Христе лишь одна Божественная природа, а человечество в Нем совершенно пассивно и как бы растворено в Божестве. Это последнее учение ставило под сомне­ние спасительное дело Христово, став­шее возможным потому, что Христос «единосущен Отцу по Божеству, а нам – по человечеству». Как учит Собор, Христос – единое Лицо (Ипостась) в двух природах (Божества и человечес­тва). Большинство христиан – и православные, и католики, и многие про­тестанты – признают Халкидонское вероопределение классическим выра­жением христианской веры. Однако в свое время произошла первая большая трагедия христианской истории: мно­гие христиане, иногда и целые народы, не приняли Халкидонского учения. Образовались отделившиеся от православной Церкви общины: восточно-си­рийская (несториане) и целый ряд монофизитских (от греческого «одна при­рода») – копты (египтяне), эфиопы, западные сирийцы, армяне. Разобще­ние христиан впоследствии облегчило арабские завоевания.

V Вселенский Собор 553 г. в Кон­стантинополе еще раз осудил монофизитство и, прежде всего, несторианство. Кроме того, Собор подтвердил состо­явшееся уже прежде осуждение Оригена (III век), который принимал некоторые языческие учения, например, учение о переселении душ.

VI Вселенский Собор в Константино­поле в 681 г. осудил монофелитство – учение о единой Божественной воле во Христе. Это учение пытались одно вре­мя выдвинуть как компромисс между православием и монофизитством. По православному учению, во Христе две воли – Божественная и человеческая.

VII Вселенский Собор в Никее в 787 г. утвердил православное учение об иконопочитании. Собору предшествовали ожесточенные споры об иконах. Про­тивники священных изображений ссы­лались на ветхозаветную заповедь: «Не сотвори себе кумира». Защитники икон указывали на то, что в Новом Завете Бог явился нам в Лице Иисуса Христа, и поэтому Его можно изображать в Его явлении людям.

Эпоха Вселенских Соборов дала пле­яду великих отцов и учителей Церкви. Святые Афанасий, архиепископ Алек­сандрийский, Василий, архиепископ Кесарийский, Григорий Богослов, архи­епископ Константинопольский (IV в.), Иоанн Златоуст архиепископ Константинопольский (конец IV – начало VBB.), Кирилл, архиепископ Александрийс­кий (V в.), Максим Исповедник (VII в.), Иоанн Дамаскин (VIII в.) – это только самые известные из них.

IX век стал временем значительного роста Церкви. Константинопольский патриарх св. Фотий руководил обраще­нием в христианство огромного славян­ского мира. Крестилась Болгария, на­чалось крещение Руси. Огромное зна­чение имела также отправка в Моравию (часть Чехии) византийских миссионе­ров, св. братьев Кирилла и Мефодия, которые перевели Священное Писание и богослужение с греческого на осо­бый, разработанный ими, церковносла­вянский язык, который могли пони­мать все тогдашние славяне. Хотя, уже после смерти святых братьев, их уче­ники были изгнаны из Моравии, одна­ко они продолжали свое дело у южных славян. Святые Кирилл и Мефодий заложили основы христианской куль­туры южнославянских народов – бол­гар и сербов, и восточных славян – русских.

В течение целого тысячелетия За­падная Церковь с центром в Риме со­ставляла единую Церковь с Восточной.

Это не значит, что отношения их всегда были безоблачными. Римские еписко­пы довольно рано стали притязать на власть над всей Вселенской Церковью под тем предлогом, что они – преемни­ки первого из апостолов – Петра. На Востоке соглашались признать первен­ство Римской Церкви по чести, пос­кольку Рим – древняя столица импе­рии. Но притязания на апостольское достоинство не встречали особого пони­мания на Востоке, где многие Церкви вели происхождение от апостолов, в том числе от апостола Петра. Во время догматических споров римские папы часто вставали на защиту православия, тогда как некоторые из восточных пат­риархов поддерживали ереси. Но были и другие случаи. Так, VI Вселенский Собор осудил как еретика папу Гонория. С течением времени на Западе утвердилось учение о том, что Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (по-латыни эти три слова звучат: Filioque). Это учение берет начало в оригинальных воззрениях величайше­го западного богослова блаженного Ав­густина (V в.). Позднее указанные латинские слова были самовольно, без ведома восточных епископов введены в латинский перевод Никео-Константинопольского Символа Веры. Это было осуждено патриархом Фотием. Сущес­твовали и другие разногласия Запада и Востока. Например, на Западе все ду­ховенство обязано быть безбрачным, тогда как на Востоке безбрачными до­лжны быть только епископы (с VI в.).

Судьбоносный кризис в отношениях двух частей христианского мира про­изошел в 1054 г., когда Константино­польский патриарх Михаил Кируларий пытался защитить от западных влия­ний епархии своего патриархата в Южной Италии. Послы римского папы, прибывшие в Константинополь, объ­явили об отлучении от Церкви Кирулария и его ближайших сподвижников. В свою очередь патриарх отлучил послов. Это было началом продолжающегося до сих пор разделения: именно с этого момента православная Церковь сущес­твует только на Востоке, а на Западе ведет отдельное существование католи­чество. Психологически много содей­ствовало разделению то, что в 1204 году западные крестоносцы, вместо того чтобы освобождать Святую Землю, на­несли удар по Византии и разграбили богатейшую, и в духовном и в матери­альном отношении, ее столицу – Константинополь.

Нельзя сказать, что на Востоке не хотели восстановления церковного един­ства. При большинстве императоров ве­лись переговоры с Римом, но чаще всего не удавалось договориться об ус­ловиях восстановления общения. Пер­вый успех был достигнут при императоре Михаиле VIII, которому удалось изгнать латинских завоевателей из Кон­стантинополя. В 1274 году на Соборе в Лионе (католики считают его XIV Все­ленским Собором) была принята Уния – договор о соединении. По ее условиям Восточная Церковь должна была при­нять спорные положения западного веро­учения. Михаил долгие годы пытался ценой жестоких преследований несоглас­ных навязать своей Церкви Унию, но успеха почти не достиг. После смерти императора действие Унии само собой прекратилось.

Второй раз Унию удалось заключить в 1439 году на Флорентийском Соборе (XVII Вселенский Собор у католиков), когда гибнущая Византия хотела любой ценой получить помощь Запада против турок. Условия на этот раз были менее жесткими, чем в Лионе, но и эту уступку не принимала православная совесть. Последствия Унии были ни­чтожными, и вскоре турки окончатель­но покорили Византию, как раньше – Болгарию и Сербию. Только в XIX веке покоренные народы смогли вернуть себе государственность. Потери греков были особенно велики, поскольку большая часть Византии до сих пор остается под властью турок.

Но на смену Византии возвысился новый центр православия – Русь, кре­щенная еще в 988 году. Почти одновре­менно с падением Константинополя русские окончательно освободились от монголо-татарского ига. Русская Цер­ковь составляла одну из частей Кон­стантинопольского Патриархата. Фло­рентийская Уния не была принята Русской Церковью, и поскольку было невозможно, будучи православными, оставаться под властью Церкви, вошед­шей в общение с католиками, с 1448 г. Русская Церковь стала автокефальной (независимой).

Обширные области Южной и Запад­ной России были, однако, под властью польско-литовского государства, кото­рое ставило себе целью окатоличить русских. С этой целью в 1596 году была провозглашена Брестская Уния, но боль­шинство православных в Польше не приняли ее.

Драматические события произошли в России в XVII веке, когда патриарх Никон решил исправить богослужебные книги и реформировать обряды, с тем чтобы привести их в полное соот­ветствие с принятыми у греков. Мно­гие не приняли этой реформы: любовь к обрядовой стороне богопочитания и узкий консерватизм привели против­ников Никона к отождествлению веры и обряда, что уже ошибочно. Поэтому ревнители старых обрядов стали назы­вать себя староверами, в то время как противники чаще называли их старооб­рядцами. Старообрядцы утверждали, что наступили последние, антихристо­вы времена. Некоторые их вожди призывали своих последователей к массовым самосожжениям. Старообрядчест­во откололось от Церкви и, уйдя в раскол, само разделилось на множество «толков» («согласий»). Основные на­правления старообрядчества – попов­щина и беспоповщина. Первое стремит­ся к сохранению всех церковных та­инств и священнодействий. Второе ут­верждает, что истинное священство пре­кратилось, и поэтому довольствуется лишь таинством крещения, которое, в случае необходимости, всегда разреша­лось совершать и лицам, не имеющим священного сана. Очень важным для истории православия стало усвоение Россией в XVII-XVIII веках форм за­падной культуры. Благодаря этому православная Церковь смогла более ус­пешно утверждать православие и про­свещать народ. Великая русская куль­тура тоже по-своему утверждала пра­вославие. Для краткости упомянем толь­ко то, что Н.В. Гоголь написал «Раз­мышления о Божественной Литургии», а П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов писали церковную музыку.

XX век – время всемирного кризиса христианства. В конце I мировой войны гибнут не только Российская империя, олицетворение православия, но и две другие империи – Германская и Авст­ро-Венгерская, олицетворявшие два западных исповедания – протестан­тизм и католичество. В той борьбе, которую революционные силы вели против христианства, больше всех пострадала Россия. Только за первые 35 лет советской власти за веру здесь пострадало больше мучеников, чем за все прошедшие века. Кроме того, что истреблялись самые смелые верующие, уничтожались все институты церков­ной жизни, убивалась духовная жизнь народа. К 1939 году в России не осталось ни одного монастыря, ни одной духовной (так называются школы для будущих священников) семинарии. На свободе находились лишь десять епис­копов Русской Православной Церкви (до революции их было около 160). Большевистские власти поощряли внут­ренние нестроения в Церкви.

С началом Великой Отечественной войны положение изменилось. В опре­деленных границах началось возрожде­ние церковной жизни. Но продлилось оно недолго. Новые гонения на рели­гию начались в период правления Н.С. Хрущева. В это время уже существо­вал «социалистический лагерь», и прави­тели коммунистических стран копирова­ли действия советского руководства. Хотя гонения при Хрущеве были не столь кровавыми, как при Ленине и Сталине, но все же конечной их целью было уничто­жение всякой религии. При Л. И. Бреж­неве гонения были свернуты, а затем начался процесс возрождения церковной жизни, вначале почти незаметный, а затем все более определенный. Настоя­щая перестройка отношения государства к Церкви произошла, однако, уже на закате большевизма, в связи с празднова­нием Тысячелетия Крещения Руси в 1988 году. За прошедшие годы открыты тысячи церквей, и многостороннее воз­рождение церковной жизни продолжает­ся, несмотря на нынешний кризис.

^
НРАВСТВЕННОЕ УЧЕНИЕ ЦЕРКВИ


Православная Церковь не знает аб­страктного, существующего само по себе нравственного учения. Мы прини­маем нравственный закон от Бога, благоговейно поклоняясь Ему, и исполня­ем этот закон по любви и послушанию к Богу. Мы следуем этому закону не слепо, но на каждом шагу убеждаясь в его благости и разумности.

В Ветхом Завете Божественный за­кон дан в виде десяти заповедей:

1. Я Господь Бог твой. Да не будет у тебя других богов, кроме Меня.

^ 2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе наверху и на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им.

3. Не произноси имени Господа Бога твоего напрасно.

^ 4. Помни день субботний, чтобы святить его: шесть дней работай и делай в них всякие дела свои, а день седьмой – суббота (от еврейского «покой») Господу Богу твоему.

^ 5. Почитай отца твоего и матерь твою, чтобы тебе было хорошо и чтобы продлились дни твои на земле.

6. Не убивай.

7. Не прелюбодействуй.

8. Не кради.

9. Не произноси ложного свиде­тельства на ближнего твоего.

10. Не желай жены ближнего твоего, не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ни всякого скота его; ничего, что у ближнего твоего.

(Исход, 20, 2 -17; Второзаконие, 5, 6 -21).


Эти заповеди, данные пророку Мои­сею, разделяются на две части: обязан­ности к Богу (1-4) и обязанности к ближним (5-10).

Запрещая поклоняться ложным бо­гам, закон Божий, естественно, запре­щает поклоняться и их изображениям (кумирам – греч. «идолам»). Запре­щается также делать недолжные изо­бражения истинного Бога. Его можно изображать лишь постольку, посколь­ку Он Сам явил Себя людям в Богоче­ловеке Иисусе Христе. Дозволены так­же символические изображения – на­пример, трех ангелов, ибо в таком виде Триединый Бог явился Аврааму (Бы­тие, 18, 1). Третья заповедь запрещает «божбу» и вообще все то, что дало основание советским авторам грамма­тик включить некоторые выражения с Именем Божиим в разряд местоиме­ний. Слово «суббота» в еврейском язы­ке имело два значения: 1) последний день недели, день покоя; 2) неделя. В Новом Завете еженедельный праздник перенесен на первый день недели и начинается вечером субботы. Седьмая заповедь запрещает любое проявление нецеломудрия: женатые должны хра­нить взаимную верность, а неженатые должны сохранять себя в чистоте, удалять от себя все грязное и скверное, не допускать даже плохих мыслей и гото­вить себя к достойному вступлению в брак. Всякое нарушение чистоты юно­шей или девушкой должно рассматри­ваться как измена будущему супругу.

Господь Иисус Христос суммирует весь ветхозаветный Закон в двух запо­ведях: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всей душою твоей и всем разумением твоим». Сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же, подобная ей: «Возлюби ближнего твоего как самого себя» (Евангелие от Матфея, 22, 37-39).

Если ветхозаветные заповеди отно­сятся к правильному устроению земной жизни, то новозаветные указыва­ют путь на Небо. Этот путь начинается не после смерти: как только мы осознали себя христианами, мы должны всту­пить на этот путь, иначе мы не приго­товимся к вступлению в Царство Не­бесное. Новозаветное учение с особой силой выражено в заповедях блажен­ства, которые почти ежедневно звучат в православном богослужении:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они уте­шатся.

^ Блаженны кроткие, ибо они насле­дуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они по­милованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

^ Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поно­сить вас и всячески неправедно злословить за Меня.

Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». (Евангелие от Матфея, 5, 3-12).

Три основные добродетели новоза­ветного учения – вера, надежда и любовь (1 Коринф., 13, 13). Добродете­лям противостоят грехи, главные из которых называются семью смертны­ми грехами: это гордость, сребролюбие, блуд (прелюбодеяние), гнев, чревоуго­дие, зависть, уныние.

Грех разрушает союз человека с Бо­гом, разбивает человеческие отноше­ния и создает раздор человека с самим собой, пока человек окончательно не растопчет свою совесть, что означает уже гибель души.

Когда человек в смирении, всю на­дежду возлагая на всесильное действие благодати Божией трудится в согласии с учением Церкви для своего спасения, он обретает мир с Богом, с ближними и со своей совестью. Даже если такой человек замкнется в себе и не будет стремиться воздействовать на других, его влияние будет идти независимо от его воли. Как говорит святой Серафим Саровский, «стяжи дух мирный, и ты­сячи около тебя спасутся». Человек, живущий без Бога, так или иначе ста­новится жертвой греха. Человек, нашед­ший Бога, получает возможность освободиться от греха. Как говорит святой Августин Иппонийский, «человек без благодати Божией не может не грешить; человек под действием благодати может не грешить; человек, достигший святос­ти, не может грешить».

Обретая уже здесь, на земле, радость богообщения, человек находит высший смысл жизни, который есть любовь к Богу и к людям.

^

ТАИНСТВА ЦЕРКВИ



Внутреннее содержание церковной жизни – общение с Богом. Верующий получает благодать, то есть освящающую силу Божию, прежде всего, в таинствах.

Крещение – таинство, в котором человек получает прощение всех – и личных, и наследственных – грехов, совершенных до момента крещения. После крещения он входит в число членов Церкви. Таинство совершается троекратным погружением в воду с произнесением слов: «Крещается раб Божий (раба Божия) такой-то (такая-то) во имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святаго Духа, аминь». Крещению предшествуют отречение от Сатаны, обещание верности Христу и доброй жизни. Только в исключительных случаях допускается совершение креще­ния через обливание.

Миропомазание – таинство, в кото­ром крещенному даются дары Святого Духа через помазание определенных частей тела особым веществом – Свя­тым Миром, освящаемым главой Церк­ви совместно с другими епископами. В православной Церкви миропомазание совершает священник непосредствен­но после крещения (у католиков это таинство называется конфирмацией (утверждением) и совершается только епископом, обычно через несколько лет после крещения).

Евхаристия (причащение) – таинст­во соединения с Христом через вкуше­ние Его Тела и Крови, которые даются верующим под видом хлеба и вина. Освящение хлеба и вина, преложение их в Тело и Кровь Господни, соверша­ется на главном христианском богослу­жении – Божественной Литургии.

Покаяние – таинство, в котором веру­ющий в присутствии священника испо­ведует перед Богом свои грехи и получает от Бога их прощение. Необходимое усло­вие действенности таинства – раскаяние в грехах и твердое намерение никогда их больше не совершать.

Священство – таинство, в котором избранные для служения в Церкви люди посвящаются в священный сан, получая благодатный дар Божий для совершения таинств и других священ­нодействий. Существует три степени священства. Третья – низшая – диако­ны, которые не совершают таинств самостоятельно, но помогают в этом епископам и священникам. Вторая – священники (пресвитеры), совершите­ли всех таинств, кроме священства. Первая – епископы (архиереи), кото­рые преемственно от апостолов приня­ли полноту иерархических даров и пол­номочий. Епископ совершает таинство священства, посвящая (рукополагая) в сан диакона и пресвитера. Епископа рукополагает собор епископов. Все на­ходящиеся на одной ступени священства равны по благодатному дару Божию, но между ними могут быть разли­чия по чести и административным пол­номочиям. В соответствии с этим су­ществуют и различия в именованиях лиц священного сана: диаконы и протодиаконы (у монахов соответственно иеродиаконы и архидиаконы), священ­ники (иереи), протоиереи и протопрес­витеры (у монахов – иеромонахи, игу­мены и архимандриты), епископы, архиепископы и митрополиты. Высший епископский сан – патриарх. Так на­зываются главы некоторых православ­ных Церквей.

Брак – таинство, в котором благо­словляется христианская семья. Она уже была благословлена в самом начале мироздания (Книга Бытия, 1, 28), поэтому Церковь поддерживает семью и противодействует всему, что не соответствует Божиему замыслу о ней (раз­водам, абортам, супружеской невер­ности и др.) не только среди верующих, но и в обществе в целом. Только в Церкви брак возводится на ступень таинства, где супруги получают особые благодатные дары. В знак этого на головы жениха и невесты возлагаются венцы, поэтому таинство называется венчанием. Венчанию предшествует об­ручение – предварительное заключе­ние брачного союза, при котором священник возлагает кольца на пальцы жениха и невесты. В прежние времена обручение могло несколькими годами предварять венчание.

Елеосвящение – таинство, в котором при помазании елеем (растительным маслом) больного на него призывается благодать, исцеляющая болезни тела и души. Таинство это называется также соборованием, поскольку оно должно совершаться совместно семью священниками. Но на практике это не всегда возможно. Елеосвящение, как и другие таинства, установлено в Новом Завете (Евангелие от Марка, 6, 13 и Послание Иакова, 5, 14 -15).

^

ДРУГИЕ СВЯЩЕННОДЕЙСТВИЯ



Вся жизнь человека подлежит освя­щению, и все важнейшие моменты жизни христианина сопровождаются особыми церковными молитвами. Для ежедневного благословения человека и освящения окружающих его предметов совершается водоосвящение. Освя­щенная вода употребляется в различ­ных священнодействиях, например, для освящения икон и нательных крестов. Особыми молитвами благословляются посевы, рыбачьи сети, корабли, колес­ницы (теперь– автомобили), соверша­ется освящение домов и квартир. Есть специальные молитвы на случай сти­хийных бедствий, таких как землетря­сения, засухи, безветрие (проливные дожди, мешающие сбору урожая), эпи­демии. После окончания Великого пос­та особыми молитвами благословляют­ся в пищу мясо, сыр (творог) и яйца. Особые молебны совершаются в случае войны.

Есть также молитвы о больных и умирающих. Кроме молитвы о живых и умерших членах Церкви, совершаемых особо, можно также включить молитвы о них в главное богослужение – Божес­твенную Литургию. Для этого пишутся «поминания» – записки с перечислени­ем имен тех, «о здравии» или «о упокое­нии» которых верующий просит священ­ника вознести молитву на литургии.

^

МОЛИТВЫ ОБ УМЕРШИХ



Смерть для христианина – не пре­кращение существования, а переход в новую, вечную жизнь. Древние хрис­тиане именовали такой переход рождением. В смерти умирает только тело, а душа, покинувшая тело, должна еще до всеобщего Страшного Суда предстать на частный суд Божий, на котором она со всей ясностью увидит все свои грехи перед Богом, другими людьми и самою собою, увидит меру своего несоответст­вия тому Божественному, Небесному Царству, в которое она хотела бы быть принята. Поэтому «приговор», кото­рый она услышит на этом суде, не будет ею воспринят как слишком суро­вый: хотя Бог и справедлив, но Бог и милостив, поэтому у грешника остает­ся надежда на милосердие Божие. Со­знание греховности каждого из нас и надежда на милость Божию выражают­ся в заупокойных молитвах.

При погребении христианина совер­шается отпевание. Молясь о его душе, Церковь оказывает почтение и телу усопшего: на лоб его возлагается «вен­чик» – изображение на бумажной ленте Христа Спасителя, Богородицы и Иоан­на Крестителя. На грудь обычно кладет­ся икона. Церковь неодобрительно отно­сится к кремации, потому что в этом способе погребения проявляется неува­жение к тому телу, которое должно вос­креснуть перед Страшным Судом.

Сразу после смерти христианина по нем начинают служить панихиды. Эти моления могут совершаться сразу по многим умершим. Особо усердно мо­лятся в течение первых сорока дней после смерти, во время которых душа окончательно разлучается с земной жизнью и предстает на суд Божий. В течение этих сорока дней умерший именуется новопреставленным. Из этих дней особое значение имеют: третий день – в воспоминание о трехдневном пребывании во гробе Христа Спасителя (этот день в России чаще всего являет­ся также и днем отпевания и погребе­ния, хотя это и не является церковным правилом); девятый (по числу ангельс­ких «чинов», к которым хочет присо­единиться умерший) и сороковой (в память Вознесения Господня). Ежегодно молитвенно отмечаются день смерти по­койного и день его ангела (именины).

БОГОСЛУЖЕНИЕ



Таинства и молитва – основа духов­ной жизни христианина. Православ­ный христианин молится ежедневно дома: утром, вечером, до и после еды и в других случаях. Домашние молитвы собраны в книгу, называемую Молит­вослов (Молитвенник). Но еще важнее общая молитва, на которую верующие собираются в церковь. В церкви (хра­ме) богослужения совершаются непре­менно по воскресеньям и праздникам, а в больших церквах и монастырях – обычно ежедневно.

Богослужебный (литургический) день начинается с вечера, поскольку в Библии сказано: «И был вечер, и было утро: день один» (Книга Бытия, 1, 5). Например, воскресная служба начина­ется с вечера субботы. Суточный литургический круг состоит из следую­щих богослужений: Вечерни, Повечерия, Полунощницы, Утрени и Часов – первого, третьего, шестого и девятого. Главное богослужение – Божествен­ная Литургия – совершается чаще всего утром, после чтения третьего и шестого часов.

Каждый день недели (седмицы) свя­зан с определенным священным воспо­минанием. Первый день – воскресенье – посвящен Воскресению Христову. В этот день православные христиане обя­зательно должны быть на богослуже­нии. Понедельник посвящен Ангелам Божиим, вторник – Предтече и Крес­тителю Господню Иоанну, среда – Страс­тям Господним и Пресвятой Богороди­це Марии, четверг – Апостолам Хрис­товым и святому Николаю Чудотворцу, пятница – Страстям Господним и Пре­святой Богородице, суббота – Всем Святым. Кроме того, в субботу совер­шается заупокойное богослужение – молитва за умерших.

Кроме недельного цикла богослуже­ния есть еще годовой цикл, Связанный не со днями недели, а с числами кален­даря. На каждый день г. приходится праздник или память одного или не­скольких святых. В древности Церковь приняла официальный в Римской им­перии юлианский календарь. Впоследствии, когда было обнаружено, что этот календарь отстает от солнечного года, католическая Церковь в XVI веке, при папе Григории XIII, ввела исправлен­ный календарь, названный григориан­ским. В XVIII веке на него перешли и протестанты. После русской револю­ции 1917 г. на этот календарь пере­шли и некоторые православные Церк­ви, сохранив, однако, старые правила высчитывания дня Пасхи. Таким обра­зом, в наше время все православные Церкви (кроме Финляндской) праздну­ют вместе Пасху и праздники пасхаль­ного цикла. Юлианский календарь со­храняется в Иерусалимской, Русской, Грузинской, Сербской и – частично – в некоторых других православных Церквах. Поэтому мы обозначаем праздни­ки двумя датами: общей для обоих кален­дарей и в скобках – григорианской да­той, на которую приходится праздно­вание по юлианскому календарю. В XX и XXI веках разница между кален­дарями составляет 13 дней. Поэтому, например, Рождество Христово празд­нуется 25 декабря (7 января), то есть, скажем, в Румынской Церкви, при­нявшей новый стиль, Рождество приходится на 25 декабря нового календаря (т.е. празднуется вместе с западными христианами), а в Русской Церкви – 25 декабря старого стиля, что соответ­ствует 7 января нового стиля. Переход части православных на новый кален­дарь до сих пор вызывает серьезные споры и даже церковные разделения.

Самых больших праздников в пра­вославии двенадцать, поэтому они на­зываются двунадесятыми. Существу­ют праздники неподвижного цикла (приходящиеся на строго определен­ную дату) и подвижного. Назовем спер­ва праздники неподвижного цикла. Цер­ковный год начинается с сентября.

Первый в году двунадесятый празд­ник – ^ Рождество Богородицы – 8 (21) сентября.

14 (27) сентября – Воздвижение Крес­та Господня. Праздник установлен в память того, что святая царица Елена (мать святого императора Константи­на) нашла в Иерусалиме Крест Хрис­тов, который был торжественно воз­двигнут для поклонения.

21 ноября (4 декабря) – ^ Введение Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм. В малом возрасте Ее приве­ли туда родители для воспитания.

25 декабря (7 января) – Рождество Христово, величайший после Пасхи православный праздник.

6 (19) января – ^ Богоявление или Крещение Господне. Это событие не­когда праздновалось вместе с Рождест­вом, поскольку названия обоих празд­ников по смыслу совпадают. В Ро­ждество Сын Божий сходит на землю, рождается как человек. В крещение являются Первое и Третье Лица Свя­той Троицы: сразу после того как Иоанн Креститель крестил Иисуса, он услы­шал глас Бога Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» и увидел сходящего на Него Духа Святого в видимом образе голубя. В сочельник – канун праздника и в самый его день – совершается великое освящение воды.

2 (15) февраля – Сретение. Праздну­ется в память встречи младенца Иису­са, которого на сороковой день после Рождения принесла в Иерусалимский храм Его Матерь, с ветхим старцем Симеоном, который, увидев Христа, предсказал, что Он принесет спасение всем народам.

25 марта (7 апреля) – Благовещение Пресвятой Богородицы. Отмечается в воспоминание того, как архангел Гав­риил возвестил Пресвятой Деве Марии, что Она станет Матерью Сына Божия.

6 (19) августа – Преображение. Празд­нуется в напоминание о том, как Хрис­тос незадолго до Своих страданий на кресте укрепил веру учеников Своих, апостолов, явив им Свою божественную славу: предстал перед учениками в си­янии Божественного Света, беседую­щим с давно покинувшими земную жизнь пророками Моисеем и Илией.

15 (28) августа – ^ Успение Божией Матери. Когда Апостолам, на третий день после смерти Богоматери, понадо­билось открыть Ее гробницу, тела они не обнаружили: Она воскресла и возне­слась на Небо. Поэтому смерть Ее и называется Успением.

Верховное место среди православных праздников занимает ^ Пасха, Светлое Христово Воскресение – «праздников праздник». Она не входит в число двуна­десятых праздников и должна отмечать­ся в воскресенье, поэтому не приходится на определенное число. Дата Пасхи высчитывается по особым правилам.

Пасхе предшествует длительный (48 дней) и строгий Великий пост. Сам пост предваряется тремя подготови­тельными неделями. Последняя неделя называется масленицей, поскольку на ней уже нельзя есть мясо, но позво­ляется молочная пища, запрещенная в посту. Великий пост – время усердного покаяния, время особых богослуже­ний, когда даже напевы песнопений совсем иные, чем обычно.

На последнее воскресенье Великого поста приходится двунадесятый празд­ник ^ Входа Господня в Иерусалим (Верб­ное Воскресенье). В этот день Христа радостно встречали толпы иерусалимлян, ожидавших, что Он свергнет иго римлян и восстановит Иудейское цар­ство. Но Он отказался от земного цар­ства, и большинство людей отвернулось от Христа, требуя Его казнить. После Вербного воскресенья начинается Страстная седмица (неделя), воспоми­нание Страстей Господних.

^ Пасха Христова, как величайший праздник, отмечается целую неделю. В это время совершаются торжественные богослужения и крестные ходы. Пасхальное время продолжается в общей сложности 39 дней. Главное песнопе­ние Пасхи – пасхальный тропарь: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ и сущим во гробех живот даровав». Древние иконы Вос­кресения как бы иллюстрируют это песнопение, изображая Христа попирающим разбитые Им врата ада и выво­дящим оттуда сонм ветхозаветных пра­ведников во главе с прародителями – Адамом и Евой. В пасхальном бого­служении есть такие слова: «Христос воскрес – и нет никого, кто бы остался в гробу».

На сороковой день после Пасхи при­ходится двунадесятый праздник Воз­несения, всегда приходящийся на чет­верг. В этот день Господь, Который после Воскресения многократно являлся уче­никам, вознесся на Небо, т.е. вознес на Небо Свою человеческую природу.

Пятидесятый день после Пасхи – Пятидесятница, или Троица, день со­шествия Святого Духа на апостолов.

Кроме Великого поста есть еще три многодневных поста. Петров пост на­чинается через 8 дней после Троицы, в понедельник, и продолжается до празд­ника апостолов Петра и Павла 29 июня (12 июля). Продолжительность его в раз­ные годы различна. Успенский пост длит­ся две недели – от 1 (14) августа до Успения. Рождественский (Филиппов) пост – сорокадневный, от 15 (28) ноября (следующий день после дня памяти апос­тола Филиппа) до Рождества Христова.

Кроме многодневных постов есть и однодневные – почти все среды и пят­ницы.

Согласно обычаю при крещении че­ловек получает имя одного из святых. В день памяти святого он празднует день ангела или именины. Ангелом в данном случае называется не ангел-хранитель, пекущийся о каждом кре­щенном, но святой покровитель. Ниже приведены самые известные право­славные святые и дни их памяти.

Архангел Михаил: 6 (19) сентября и 8 (21) ноября.

Иоанн Креститель: 7 (20) января, 24 февраля (9 марта), 25 мая (7 июня), 24 июня (7 июля), 29 августа (11 сен­тября), 23 сентября (6 октября).

Апостол Андрей Первозванный: 30 ноября (13 декабря).

Великомученик Дмитрий Солунский: 26 октября (8 ноября).

Великомученик Георгий Победоно­сец: 23 апреля (6 мая).

Святитель Николай Чудотворец: 6 (19) декабря и 9 (22) мая.

Равноапостольный князь Владимир: 15 (28) июля.

Благоверный князь Александр Нев­ский: 23 ноября (6 декабря) и 30 авгус­та (12 сентября).

Преподобный Сергий Радонежский: 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля.

Мученица княгиня Людмила: 16 (29) сентября.

Мученицы Вера, Надежда, Любовь и София: 17 (30) сентября.

Великомученица Екатерина: 24 но­ября (6 декабря).

Мученица Татиана: 12 (25) января.

Благоверная княгиня Ольга: 11 (24) июля.

Мученица Наталия: 26 августа (8 сентября).


Святые разделяются на «лики», или «чины»: пророки, апостолы (ученики и первые проповедники Христовы), рав­ноапостольные, благоверные (цари и царицы, князья и княгини), святите­ли (святые епископы), священномученики (мученики в сане епископском или пресвитерском), мученики и муче­ницы (отдавшие жизнь за веру), преподобномученики и преподобномученицы (мученики-монахи), исповедники (пострадавшие за веру, но не до смер­ти), преподобные (святые монахи и монахини), блаженные (чаще всего так называют юродивых, т.е. святых, бе­рущих на себя вид безумных), правед­ные.

В «Церковном календаре» насчиты­вается около 6000 различных имен свя­тых. Одно имя могут иметь несколько святых. «Жития» (жизнеописания) святых всегда были любимым чтением у православных. Почитание святых принципиально отличается от богопочитания. Святые почитаются как из­бранные служители и «други» Божий, как молитвенники за мир. Поэтому обычное молитвенное обращение к свя­тому: «Святой (имя), моли Бога о нас».

МОНАШЕСТВО



Аскетизм, подвижничество, т.е. са­моограничение в целях способствования духовной жизни, – это присуще любой религии. В христианстве с само­го начала существовала установка на строгость жизни, обязательную для всех. В то же время были христиане, которые добровольно брали на себя под­виги особые, необщеобязательные для христиан. Например, апостол Павел был безбрачным. Но только в начале IV века монашество сложилось в осо­бый институт. Тогда же сложились два основных типа монашеской жизни: от­шельничество («монахос» (греч.) – оди­нокий) и общежитие (совместное прожи­вание в монастырях). Позднее сложился обряд пострижения (принятия) в мона­шество. При пострижении монах дает обеты, основные из которых – послуша­ние, целомудрие и нестяжание. Желаю­щего принять монашество принимают сначала в послушники, затем постригают в рясофор, после чего постригают в ман­тию (малую схиму) и, наконец, в великую схиму (чаще ее называют просто схимой). При каждом из этих трех по­стрижении может даваться новое имя.

В Русской Церкви монастыри получи­ли широкое распространение. Самые зна­чительные мужские монастыри, называ­емые лаврами: Киево-Печерская, Трои­це-Сергиева (Московская обл.), Почаевская (Тернопольская обл.) и Александро-Невская (Санкт-Петербург).

Самый известный центр православ­ного монашества – Афонский полуостров (Святая Гора) в Греции. Там нахо­дится 20 больших и множество малых монастырей. Хотя все они подчинены Константинопольскому патриарху, там есть, кроме греческих, также монасты­ри русский, сербский, болгарский, ру­мынский и другие.

С развитием монашества в епископы стали посвящать только монахов. Это сложилось только во II тысячелетии.

^

СТРУКТУРА ЦЕРКВИ



Церковность противополагается ин­дивидуализму. В Евангелии от Матфея (18, 20) сказано: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». В Церкви необходима дисципли­на, подчинение младших старшим:

«Повинуйтесь наставникам вашим» (Послание к Евреям, 13, 17). Церковная иерархия, таким образом, имеет не толь­ко полномочия для совершения таинств, но и власть учительства и начальствова­ния. Община верующих (приход) воз­главляется священником, настоятелем храма. Если в храме есть и другие свя­щенники, они административно подчи­нены настоятелю. Приходы группиру­ются в епархию, которую возглавляет епископ. Епархия может быть разделена на благочиния (округа). Во главе их стоят священники-благочинные, которые не разделяют с епископом власти, но явля­ются подчиненными ему помощниками. В некоторых епархиях, наряду с правя­щим архиереем, есть еще и викарные епископы, которые административно подчинены правящему епископу. Цер­ковь, в которой постоянно служит пра­вящий епископ, называется кафедраль­ным собором.

Монастыри управляются настояте­лями (настоятельницами). Если насто­ятелем мужского монастыря является правящий архиерей епархии, он управ­ляет монастырем через наместника. Монастыри, подчиненные не местному архиерею, но главе Церкви, называют­ся ставропигиальными.

Епархии группируются в истори­чески сложившуюся поместную Церковь, которая управляется самостоя­тельно и называется поэтому автокефальной (самовозглавляющейся). Ав­токефальные Церкви образуются либо по территориально-государственному, либо по национальному принципам, но ни то ни другое не является абсолют­ным: в наше время Церковь имеет приходы за пределами основной терри­тории и включает в себя верующих разных национальностей. В каждой поместной Церкви есть первый иерарх, который называется главой Церкви.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с иерархами Русской Православной Церкви.

Он может иметь различные саны (пат­риарха, митрополита, архиепископа) и титулы (святейшего, блаженнейшего).

По православному учению, Глава Церкви – Христос. В земной Церкви Его представляет не один главный епис­коп, как папа римский у католиков, но весь епископат в целом. Поэтому выс­шая власть в православной Церкви при­надлежит Соборам епископов – вселен­ским, которые были в прошлом и воз­можны в будущем, и поместным. По­местный собор – собор епископов одной из автокефальных Церквей. Кро­ме епископов в нем могут участвовать и представители младшего духовенства– не только священники и диаконы, но и низшие церковнослужители – чтецы, пономари (прислужники), псаломщики (певцы), и представители монашества, и миряне (члены Церкви, не принадлежа­щие к духовенству). Так, в древних Соборах деятельно участвовали цари, пред­седательствовавшие на многих из них. В промежутках между поместными Собо­рами Церквами управляют малые Собо­ры, которые называются Синодами (от греческого «собор»).

Перечислим Церкви, из которых состоит Вселенская Православная Цер­ковь, в установленном порядке, где каждая Церковь занимает место, соот­ветствующее ее древности и значению.

До 1054 года, т.е. до отделения Запад­ной Церкви, первой в ряду Церквей была Римская. С указанного времени этот ряд начинает

  1   2




Похожие:

Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви iconРаботать над душевными способностями и дарованиями
Церкви, подчиняться Священноначалию и соблюдать церковные заповеди. Предмет не приводит учащихся к совершенству, но готовит их к...
Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви iconРассказы из
Мтф. 5: 13. Именно поэтому в основу “Истории Русской Церкви,” подготовленной Издательским Отделом Спасо-Преображенского Валаамского...
Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви iconHикoлaй Бepдяeв
Православие и есть форма христианства наименее искаженная в существе своем человеческой историей. В православной Церкви были моменты...
Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви icon«Дом же Его мы, если только дерзновение и упование, которым хвалимся, твердо сохраним до конца» (Евр. 3: 6)
Пожар 18 мая 2000 г. Строительство временной «скинии» 22. Строительство второго стационарного Дома молитвы «Храм Спасения» 23. Освящение...
Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви iconДокументы
1. /анализ/Лекции/1 задачи анализа.doc
2. /анализ/Лекции/10...

Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви iconВладимирский арбитражный суд отложил заседание
Антипиевской церкви с колокольней и церкви Иоанна Предтечи. Со стороны истца присутствовала Кострова Е. Н., со стороны ответчика...
Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви iconРусской православной церкви комитет по взаимодействию с казачеством
Руси кирилла в Православном институте святого Иоанна Богослова открывается Казачье отделение. Впервые в истории нашего Отечества...
Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви iconУчебное пособие для учащихся 10 (11) классов
Учебное пособие предназначено для учащихся 10 (11) классов общеобразовательных школ. Содержание пособия разработано с учетом последних...
Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви iconЛитургические реформы в истории Русской Церкви и их характерные особенности
Москве в феврале 2000 года. См.: Пентковский А. М. Об особенностях некоторых подходов к реформированию богослужения // Православное...
Учебное пособие по истории религии содержание православие нравственное учение церкви таинства церкви icon«О старом и новом календарном стиле празднования Нового года в Российской Федерации». Шевченко А. А. г. Новосибирск Декретом Совета Народных Комиссаров рсфср «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви»
Кретом Совета Народных Комиссаров рсфср «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви» от 20 января 1918 года по Р. Х., русское...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов