Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина» icon

Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина»



НазваниеУрок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина»
Дата конвертации30.09.2012
Размер67.35 Kb.
ТипУрок


МУ Информационно-методический центр

Рыбно-Слободского муниципального района РТ


МОУ Большесалтанская средняя общеобразовательная школа

Рыбно-Слободского муниципального района РТ


Хайруллина Фирдия Фаимовна,

учитель русского языка и литературы


Урок по русской литературе

в 10 классе на тему

«Обломов и «обломовщина»

(по роману И.А.Гончарова «Обломов»)


2007 год

Тема: «Обломов и «обломовщина» (по роману И.А.Гончарова

«Обломов»).


Цели урока:

- познавательные цели: - определить роль детали в характеристике

образа Обломова;

- выяснить, как сформировался характер

Обломова;

- определить психологические и социальные

корни «обломовщины».


- развивающие цели: - развитие навыков абстрактного мышления

учащихся;

- развитие навыков связной речи учащихся.


- воспитательная цель: - уберечь учащихся от «обломовщины».


Оборудование: компьютер, портрет И.А.Гончарова, словарь Ожегова,

эпиграф к уроку «Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью не один)

Бояр старинных я потомок…»

А.С.Пушкин.


Материал: - «Русская литература XIX века»/учебник-хрестоматия для 10

класса татарской средней общеобразовательной школы в

двух частях. Часть первая. Под редакцией М.Г.Ахметзянова.

Казань, издательство «Магариф», 2005;

- Л.Н.Силинская. Поурочное планирование по литературе. 10

класс. Издательство «Экзамен», Москва, 2006.

- «Русская литература от «Слова о полку Игореве» до наших

дней», группа авторов, Казань, МГУ, 1999.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Создание хорошего психологического настроя.


  1. Работа над новой темой.

1. Вступительное слово учителя. По складу своего характера И.А. Гончаров далеко непохож на людей, которых рождали энергичные и деятельные60-е годы XIX века. У Гончарова-художника был необычный для того времени дар - спокойствие и уравновешенность. Это отличает его от писателей второй половины XIX века, одержимых духовными порывами, захваченных общественными страстями. Для него характерно спокойное неторопливое повествование, стремящееся к максимально возможной объективности, к полноте непосредственного изображения жизни. Гончаров доверяет читателю, он не даёт от себя никаких готовых выводов.
Также художник обладает особым талантом: умением создавать полный образ предмета, он «вертит предмет со всех сторон, выжидает совершения всех моментов явления».

За всю свою жизнь Гончаров написал три романа, в которых развивал и углублял один и тот же конфликт между двумя укладами русской жизни, патриархальным и буржуазным, между героями, выращенными этими укладами («Обрыв», «Обыкновенная история», «Обломов»). В центре нашего внимания роман «Обломов», который является вершиной его творчества.

С содержанием произведения вы уже знакомы. Мы будем сегодня с вами анализировать образ главного героя. Тема урока: «Обломов и «обломовщина». Цели урока: - определить роль детали в характеристике образа Обломова; - выяснить, как сформировался характер Обломова; - определить психологические и социальные корни «обломовщины». По жанру «Обломов» - реалистический социально-бытовой и в то же время общественно-психологический роман.

(тему, цели урока, жанр произведения учащиеся переписывают в тетради)

2. Работа над эпиграфом.

(учащиеся читают вслух эпиграф, переписывают в тетради).

«Родов дряхлеющих обломок

(И по несчастью не один)

Бояр старинных я потомок…

А.С.Пушкин.


^ 3. Слово учителя.

Гончаров сказал «Я старался показать в «Обломове», как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель». Вы, наверное, все представляете, какая это масса кисель. Жидкая, не имеющая твердости масса. Проблемные вопросы классу: достиг ли своей цели Гончаров? Сумел ли он показать, «как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель»? На эти вопросы вы ответите на конце урока.

^ 4. Работа над образом Обломова.

- Каким мы впервые видим героя в начале произведения?

- «…лежал утром в постели».

- Найдите и прочитайте из текста произведения портрет героя.

- «Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. <...> С лица беспечность переходила
в позы всего тела, даже в складки шлафрока. •

Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом
движении головы, руки.

Цвет лица у Ильи Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный или казался таким, может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам».

- Мы представляем героя в своей комнате, среди любимых его предметов. Гончаров особое значение дает описанию этих говорящих предметов. Какие это предметы, что они говорят об Обломове?

(выслушиваются мнения учащихся)


- Правильно, мы видим перед собой бездеятельного, апатичного человека. А что обозначает слово «апатичный». Определите, от какого слова оно образовано, что обозначает по Ожегову.

^ 5.Словарная работа.

(учащиеся выполняют письменно, пользуясь словарем Ожегова)

«Апатичный» от слова «апатия»

«Апатия – состояние полного безразличия» (по Ожегову)

^ 6. Угасание Обломова.

(учащиеся выступают по индивидуальным заданиям, которые были заданы на

предыдущем уроке). На экране отражаются темы выступлений учащихся.



  • «Обломов и слуга».

  • «Отношение к службе, светской жизни, к друзьям».

  • «Учебное поприще Обломова».

  • «Узор жизни».

- Молодцы. Вы мне показали путь угасания Обломова. Можно сделать вывод: в чем же заключается беда Обломова.

- Беда Обломова: он погасил Божью искру, не смог реализовать то хорошее,

светлое начало, которое легло в его доброй и чуткой душе. Он стал обломком того несовершенного мира, который пытался подсинить его к себе.

- Только один Обломов виноват ли в этом?

- Нет. И его воспитание, и тот мир, где он родился, живет.

- Докажите мне это. Где это отражается?

- Во сне Обломова.

На экране появляется план, по которому анализируется «Сон Обломова».


  • Где родился Обломов?

  • Где находится Обломовка?

  • Каков образ жизни обломовцев?

  • Каковы их главные заботы?

  • Каковы умственные способности?

  • Как воспитывался Обломов?

  • Как повлияла Обломовка на главного героя?

Возможные ответы учащихся:

- Родился в Обломовке.

- Обломовка находится в чудном уголке природы.

- Жизнь текла мимо обломовцев. Годы проходили, не внося никаких изменений в

их жизнь.

- Их главная забота: обед и сон.

- Окружающий мир для них страшен, непонятен. Их идеал – спокойная размеренная жизнь без труда и хлопот.

- Воспитывается всем обломовским бытом.

- Обломов от живого мальчика превращается в мечтательного человека.

- Сейчас вернемся к вопросам, вставленным в самом начале урока: достиг ли своей цели Гончаров? Сумел ли он показать, «как и отчего у нас люди превращаются прежде времени в кисель»?

- Да, Гончарову это удалось. Он показал, что люди «у нас люди превращаются прежде времени в кисель». И этому виной является само общество.

- Сейчас вернемся словарю Ожегова, находим понятие «обломовщина». Что оно обозначает?

- «Безмолвие, состояние бездеятельности и лени (по имени Обломова, героя романа Гончарова).

- Да, это состояние бездеятельности, лени, которое мы наблюдали в образе жизни Обломова, всех обломовцев. Русский критик Добролюбов объясняет это понятие по-своему: «это порождение крепостного права, при котором помещики усвоили «гнусную привычку получать удовлетворение своих желаний не от собственных усилий, а от чужих».

^ На экране появляется толкование понятию «обломовщина»



  1. Обобщение урока.

- Таким образом, мы раскрыли на этом уроке образ Обломова, раскрыли

значения понятия «обломовщина». И пришли к какому выводу?

- Что Обломов бездеятельный человек. Большой мечтатель. Его мечты бесплодны. Такой характер сформирован самим обществом.

- Что «обломовщина» - это прежде всего отсутствие высокой цели жизни,

пренебрежение к труду, стремление к покою, подмена живого дела мечтами, равнодушное отношение к общественной жизни.


  1. Задание на дом.

Написать сочинение на тему «Обломов, Обломовка, обломовцы».





Похожие:

Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина» iconУрок по русской литературе в 8 классе (урок ролевая игра) Хупсергенова Фатима Каровна

Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина» iconУрок внеклассного чтения по литературе в 6 классе. Тема: «Кистью, музыкой и словом»
Цель: Прививать любовь к русской поэзии, музыке, живописи. Учиться понимать смысл стихотворений, уметь их анализировать
Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина» iconУрок природоведения в 4-ом классе на тему: Лес – природное сообщество
У: Урок природоведения. Тему вы узнаете чуть позже, а сначала проверим домашнее задание
Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина» iconУрок по литературе в 5 «А» классе 2006-2007 учебный год Учитель: Шевцова С. А тема урока
Анализируя данную тему урока, показать учащимся, что дружба с обездоленными детьми помогла проявиться лучшим Васиным наклонностям:...
Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина» iconУрок по английскому языку в 7 классе на тему: "National Parks"(Национальные парки). Подготовила: учитель английского языка Агаркова Е. А
Открытый урок по английскому языку в 7 классе на тему: “National Parks”(Национальные парки)
Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина» iconУрок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции спинного мозга» Подготовила и провела учитель биологии
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции спинного мозга»
Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина» iconУрок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции головного мозга» Подготовила и провела учитель биологии
Открытый урок по биологии в 8 классе на тему: «Строение и функции головного мозга»
Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина» iconУрок по литературе в 6 классе по теме: ««Повесть временных лет\ как историко-литературный памятник.»
Открытый урок по литературе в 6 классе по теме: ««Повесть временных лет” как историко-литературный памятник.»
Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина» iconУрок по географии в 7 классе на тему: «Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни.» Подготовила и провела учитель географии
Открытый урок по географии в 7 классе на тему: «Природные зоны: влажные экваториальные леса, саванны, пустыни.»
Урок по русской литературе в 10 классе на тему «Обломов и «обломовщина» iconОткрытый урок в 6-б классе
А ведь мы еще не изучали эту тему в 6 классе, значит, будем повторять материал 5 класса. Вспомним, какие грамматические признаки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов