Выступление Е. Н. Волкова icon

Выступление Е. Н. Волкова



НазваниеВыступление Е. Н. Волкова
Дата конвертации19.10.2012
Размер75.63 Kb.
ТипДокументы





Международная конференция "Тоталитарные секты – угроза XXI века"

23-25 апреля 2001 г.

Выступление Е.Н.Волкова



Чтобы оживить публику в зале, А. Дворкин приводит два шутливых примера - демонстрации (зомбирования)


Я думаю так сделать, с Александром Леонидовичем нужно проводить такие семинары, сначала он будет зомбировать, а я потом буду депрограммировать. Чтобы сразу было наглядно. И полный цикл процесса.

Я все-таки хочу взять на себя ответственность за регламент и поэтому постараюсь быть максимально кратким. И, в то же время, содержательным. И я сразу с радостью хочу сообщить что, если год назад, я уж не говорю 3-4 года назад, выступая на таких конференциях или перед такими аудиториями, первое, что я говорил, что практически на русском языке нет хорошей психологической литературы, посвящённой этой беде, этой проблеме, помощи людям, которые попали в секты, как называют на Западе, деструктивные культы. И особенно такой литературы, которая была бы обращена непосредственно к родственникам, и к людям, может быть, не специалистам… Сегодня я могу начать сообщение о том, что, наконец, такая книга вышла, книга так и называется – "Освобождение от психологического насилия. Деструктивные культы. Контроль сознания, и методы помощи". Эта книга видного, известного Американского психолога Стивена Хасснена. Это его недавняя книга, он написал две книги, эта вот книга, которую он написал в прошлом году. И она - практически единственное издательство «Правний разнак» в Санкт - Петербурге, с главным редактором, с которым я работал несколько лет, и несколько лет убеждал его в необходимости издания подобной литературы. И, к сожалению, лишь к ХХ1веку такая литература поспела.

И, теперь что я хочу сказать в своём выступлении. Я хочу сформулировать, вкратце, конечно, поскольку обычно я более подробно рассказываю о своих методах психологической помощи, прежде чем говорить о том, как, и каким образом, могут помогать психологи, необходимо хотя бы коротко объяснить с точки зрения психологии и социальной психологии, что поражается прежде всего в сектах.

Какие уровни, слои психики, какими методами они поражают. К сожалению. здесь сложновато с техническими средствами. Я попробую воспользоваться, хорошо, тогда придётся на пальцах. Хорошо, я думаю я словами смогу это. Я просто, хотя бы, чтобы это было немножко графически представлено, я это изложу в виде таких аксиом, а поскольку сейчас, к счастью, вышло достаточно литературы, хорошей научной психологической литературы, которая это хорошо объясняет. И я потом назову, сделаю отсылки к ним.

Если говорить о том, что руководит поведением и сознанием человека с точки зрения социальной психологии. Я беру только именно этот аспект. И это - уровень автоматического поведения. Условных социальных рефлексов.
У нас у всех есть такой уровень автоматического поведения, над которым мы не задумываемся, каждый день здороваемся, делаем дела какие-то по дому. Общаемся мы обычно на таком уровне, на котором ну, не привлекаем мышления. Не особо в это вдумываемся. Делаем такие привычные автоматические действия. Это уровень социальных рефлексов. Рефлекторный такой, условный рефлекс. Второй уровень, это уровень рефлексии, это уровень мышления, размышления, когда мы, пользуясь данной нам способностью, к разуму, к разумности мы можем наблюдать, мы можем наблюдать за собой, и можем улавливать себя в этих автоматических моментах поведения. И, таким образом, их контролировать, изменять, и в этом, во многом психологический механизм саморазвития, самоконтроля. Благодаря чему возможны, самые различные подвиги человечества, подвиги развития, научные подвиги, духовные подвиги, и без этого уровня рефлексии они были бы невозможны. И третий уровень, это уровень смысла жизни, веры. Я понимаю веру в данном случае в широком смысле. И я совершенно согласен, и любая нормальная психология в качестве своей аксиомы имеет то, что не может быть человеческое существо разумным, не обладая определённой верой. Хотя бы верой в то, что жить нужно, и что жизнь дана человеку.

Вот эти три уровня, что с ними происходит в сектах? В сектах, первый уровень, вот это, рефлекторного поведения, он подвергается передрессировке, ну вот как, вот скажем у цирковых животных. Вот то, что, вам продемонстрировал маленький кусочек Александр Леонидович это, ну он сказал про такие гипнотические техники, на самом деле под всякими изменёнными состояниями и под воздействием, оно не обязательно будет гипнотическим, главное что, привлечь некое позитивное внимание, создать позитивную реакцию у людей, и базируясь на этой позитивной реакции, затем внедрять нужные мысли, и подталкивать людей к нужному поведению. Это то же самое, что примерно тоже самое как обучают медведей кататься на велосипеде в цирке.

Если вы возьмете, есть замечательная такая книга, она переведена на русский язык, книга Карин Браэр, эта дама, она много лет занималась дрессировкой дельфинов, потом написала книгу, которая называется "Не рычите на собаку". О дрессировке животных и людей. И, там как раз замечательно описано, как можно дрессировать, и животных, и так же можно дрессировать людей. И вот как раз в сектах, очень хорошо поставлена эта система дрессировки нужных им лиц. Но особенность состоит у человека в том, с точки зрения опять-таки социальной психологии, что когда человек вот таким образом выдрессировывается в определённом поведении, он потом сам себе начинает придумывать оправдания, почему ему нужно себя вести так, а не иначе. И, кроме того, ему тут подсовывают в вере, в виде доктрины сектантской, какой-то такой идеологии, собственно объяснение, почему ему нужно вести себя так. То есть ему, второй момент, это то, что у людей в сектах стараются всячески разрушить, если она есть, малейшую способность к рефлексии, то есть способность к мышлению, к критическому мышлению, к аналитическому мышлению, к самостоятельному мышлению.

В этом отношении я вам могу привести десятки фраз, то есть, например из известного Шри Чинмоя, у которого через фразу повторяется выражение "джунгли ума", и вообще, я должен жить в садах своего сердца, а, пользоваться умом это ужасно и плохо. И мышление, оно, так или иначе, отвергается, негативно окрашивается. Может более критическое, самостоятельное мышление, оно в принципе не возможно.

Но извините, если у человека нет, значит, смысла жизни, смысла существования, веры, которая подменяется. Поскольку у многих людей, в современном мире, почему сейчас вот, такой расцвет деструктивных культов. Потому что у многих людей в современной ситуации, отсутствует личная, глубокая, определённая, чёткая вера. Которой человек придерживается. Конечно, традиционные религии играют в этом отношении очень сильным, сдерживающим, и позитивным фактором, потому, что они такое содержание дают. А вместо этого предлагается, то есть если у человека пустота заполняется, и если была какая-то слабая вера, неопределённая вера, она легко ломается, и опять-таки подменяется.

Вот это три, я бы сказал, уровня поражения психики, где осуществляется это психологическое насилие. Отсюда собственно и вытекает такая стратегия и тактика психологической работы, в том случае если, кто-то из ваших родственников, друзей и близких оказался в секте, и если вы, скажем, работаете в составе организации, которые этими проблемами занимаются. То есть, вы должны чётко понимать и представлять, эти три уровня, свою помощь, и организацию помощи, организацию спасения людей из этой ситуации, должны устраивать также на этих трёх направлениях. И всё время должны держать их в уме. И в поле внимания, и чётко выстраивать. Поскольку неуспех на одном из этих трёх уровней, он может привести к неудаче в целом. Вы должны уметь хорошо владеть вот этими техниками. Я бы сказал, техниками дрессировки. В определённой степени гашения вот этих сектантских рефлексов, которые там выработались. И выработки позитивных рефлексов, возвращения нормальных, здоровых социальных рефлексов.

В качестве примера вот такого рефлекторного поражения, я могу привести… Я в прошлом году был на стажировке в США. И месяц я стажировался в такой религиозной организации, которая занимается именно помощью жертвам сект. Это, (неразборчиво - Невинчинел Тресъюч) в штате Массачусетс под Бостоном, и пастор Роберт Пардн, который возглавляет вот этот институт. Вот этот пример, приведён в этой книге. Рассказывал мне о мальчике, который вырос в такой секте тоталитарной. И затем, когда возникают такие ситуации, когда детей из этих сект все-таки извлекают, и его привели в нормальную церковь, может быть там, или в Католическую, или в Протестантскую, и когда его привели в эту церковь, и пытались туда ввести. Он стал сопротивляться, брыкаться, и кричать, что там вот, злые силы. Он туда ни в коем случае не войдёт. Речь идёт о ребёнке, которому на самом деле… о критическом мышлении трудно говорить, но вот у него выработан такой рефлекс. На нормальную обычную церковь, просто на здания, на помещение, не сектантскую.

Второй момент, это один из самых существенных, это восстановление или обучение человека критическому, свободному, независимому, самостоятельному, здоровому мышлению. То есть, умение логически рассуждать, анализировать факты, сравнивать их, искать информацию, то есть, вообще навыки, которые… это навыки любого образованного человека, если его хорошо и правильно обучали в школе. Но во многих случаях их приходится восстанавливать, либо обучать заново. И я тоже хочу сказать, что недавно вышла замечательная книга, это книга Даяны Халпер "Психология критического мышления", которая как раз служит очень хорошим пособием для обучения, становления такого мышления.

И третий момент - это возвращение человеку здоровой веры, возвращение ему подлинного, здорового смысла жизни. И в качестве таких основных, что ли, принципов, которые можно было бы перечислить, принципов, которые касаются этой вот психологической помощи, предполагают эту психологическую помощь… Я бы назвал их, следующие, конечно, это такой вот гуманистический принцип, то есть принцип уважения человеческой личности. И то, что полностью и тотально нарушается в сектах, это принцип постепенности. Такой пошаговый подход, то есть нужно очень, я бы сказал, мягко и постепенно работать с этими людьми, которые попали в такую тяжёлую ситуацию. Это принцип постоянства, непрерывности воздействия. Поскольку это не может осуществляться только какими-то спорадическими, отдельными, действиями. А должно делаться очень организованно и целенаправленно. Вот следующий принцип, это принцип целенаправленности, организованности.

И следующий, принцип информативности, то есть те люди, которые занимаются этим. Они должны быть вооружены таким багажом знаний и информации, который бы помог преодолеть ту стену лжи, те бастионы лжи, которые воздвигают секты. Предпоследний принцип, я его называю, социально-экологический, то есть, это принцип здоровой социально среды. Необходимость организовывать здоровую социальную среду, в виде которой может создать сама семья, либо какая-то группа, либо здоровая религиозная община.

И последний принцип, это принцип духовности и веры. Принцип осмысленности и чётких жизненных ориентаций. А то, что касается всех подробностей, тонкостей, и конкретики этих вещей, теперь, слава Богу, лёд двинулся, и теперь можно прочитать, и применить, потому что это 400 страничная инструкция по тому, как это делать шаг за шагом, причём написанная человеком верующим, и одновременно прекрасным психологом, имеющим 25-летний опыт, в том числе и опыт пребывания в тоталитарной секте в течении нескольких лет. И почти 25-летний опыт работы с жертвами сект.

Спасибо за внимание.


Тексты выступлений сделаны с оригинала видеозаписи конференции "Тоталитарные секты - угроза XXI века" в Нижнем Новогороде, апрель 2001 г.


За дополнительной информацией обращаться в офис по связям с общественностью Гуманитарного центра Хаббарда.



Похожие:

Выступление Е. Н. Волкова iconПоздравляем Волкова Дмитрия, ученика 7а класса с удачным выступлением на областной конференции "Отечество" в секции "Литературное краеведение" с работой "Как путешествовал Пушкин" (руководитель Волкова Т. А.). Дима награждён диплом
Поздравляем Волкова Дмитрия, ученика 7а класса с удачным выступлением на областной конференции "Отечество" в секции "Литературное...
Выступление Е. Н. Волкова iconВыступление на защите диплома
Это публичное выступление минут на 8-10, на котором Вам может задать вопрос любой из присутствующих (а зайти на защиту может любой...
Выступление Е. Н. Волкова iconУрок квн «Путешествие в волшебную страну» по книге А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
«Путешествие в волшебную страну» по книге А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города»
Выступление Е. Н. Волкова iconВыступление инспектора опдн черновой И. Ю. Выступление фельдшера – нарколога Клиенко С. А
«Уроки для детей и их родителей», прошло общешкольное родительское собрание. На данное мероприятие были приглашены: инспектор опдн...
Выступление Е. Н. Волкова iconВыступление Президента Республики Куба Главнокомандующего Фиделя Кастро Руса на митинге в честь Международного дня трудящихся, состоявшемся на Площади Революции 1 мая 2006 года – «Года энергетической революции на Кубе»
...
Выступление Е. Н. Волкова iconДокументы
1. /Волкова и Кулькова-1994.pdf
Выступление Е. Н. Волкова iconДокументы
1. /Волкова-1999.pdf
Выступление Е. Н. Волкова iconДокументы
1. /автор английский Волкова.doc
Выступление Е. Н. Волкова iconДокументы
1. /Регламент Волкова-2011.doc
Выступление Е. Н. Волкова iconМетодическая поддержка егэ в Санкт-Петербурге: проблемы и решения
С. В. Жолован (введение), Т. П. Андреевская ( 5), М. Б. Багге ( 2), Т. П. Волкова ( 6)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов