Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники icon

Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники



НазваниеТамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники
страница1/17
Дата конвертации30.09.2012
Размер1.89 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17

Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники



Тамбовские духовные светильники 2

Святитель Питирим Тамбовский 6

Преподобная Марфа Тамбовская 8

Святитель Феофан, Затворник Вышенский 12

Преподобный Иларион затворник Троекуровский 16

Преподобная Дарья Сезеновская 18

Преподобный Иоанн Сезеновский 20

Карандеевская чудотворная икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» 23

Старица монахиня Мария (Матвеева) 25

Игумен Филарет (Кудинов) 41

Пюхтицкая Свято-Успенская обитель 44

Икона Божией Матери «У источника» 53

Святой источник 54

Блаженная старица Елена 56

Блаженная старица Екатерина 62

Блаженный старец Степанушка 69

Пюхтицкий духовник старец Петр (Серёгин) 69

Библиография 76
^




Составители

Светлана Девятова, Ольга Тульская

Тамбовские духовные светильники



«...Все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии». (Рим. 8, 14)


Тамбовская епархия была основана в 1682 году по указу царя Фёдора Алексеевича Романова (1661-1682) при Патриархе Иоакиме (Савелове) (1620-1690). Однако история православия на Тамбовской земле началась задолго до образования епархии и основания крепости Тамбов. В летописи можно найти первые упоминания о Тамбовских монастырях –Шацком Черниевом (1573 г.), Лебедянском Троицком (1621 г.), Вышенской пустыни, Мамонтовой Пустыни. К 1682 году на Тамбовщине насчитывалось 160 храмов, из них 8 – в крепости Тамбов.

Первоначально в состав епархии входили города Тамбов, Козлов, Борисоглебск; насчитывалось 160 церквей. Становление и благоустройство епархии связано с деятельностью святителя Питирима, епископа Тамбовского (1645-1698), возглавлявшего тамбовскую кафедру с 1685 года по 1698 год.

Многие монастыри Тамбовской епархии XVII- XVIII веков были основаны подвижниками высокой духовной жизни часто на месте явления какого-либо Божьего знамения. Приведём лишь краткую историю возникновения двух монастырей: Санаксарского монастыря и Саровской пустыни.

В 1659 году в живописном месте на левом берегу реки Мокши была основана Санаксарская обитель. Основали её иноки во главе с игуменом Феодосием, пришедшие из опустевшего Старо-Кадомского монастыря, по приглашению темниковского писца Луки Евсюкова. (Строительство началось на подаренных им землях.) Более 20 лет игумен Феодосий прожил в Санаксарском монастыре, под его руководством был построен деревянный храм во имя Сретения Владимирской иконы Божией Матери, кельи для братии, налажено хозяйство, однако в 1681 году он был отправлен на Байкал для просвещения южно-сибирских племен.
Вскоре пустынька прекратила самостоятельное существование и была приписана к Саровскому монастырю. Возрождение обители началось с прихода сюда в 1759 году прозорливого старца монаха Феодора* (Ушакова) (ныне прославленного). (Примечательно, что Иоанн Ушаков, бежавший в юности из гвардейского полка, провёл шесть лет в посте и молитве, в отдалённой келье в лесу недалеко от Площанской пустыни. Подвижника нашли, доставили ко двору. Императрица Елизавета Петровна помиловала его, услышав от Иоанна, что он мечтает умереть монахом, велела принять молодого подвижника в Александро-Невском монастырь. В 1748 году после трёхлетнего искуса в монастыре послушник Иоанн в присутствии Императрицы был пострижен в монахи с именем Феодор. С 1757 по 1759 год монах Феодор подвизался в Саровском монастыре.)

Отцу Феодору предстояло восстанавливать ветхие монастырские постройки, в строительстве ему помогали благотворители, знавшие и почитавшие его за добродетельную жизнь в Александро-Невском монастыре в Петербурге. Преосвященный Пахомий (Симанский), епископ Тамбовский и Пензенский с 1758 — 1766 годы, радуясь возрождению Санаксарской обители, призвал отца Феодора принять священство и стать настоятелем монастыря. Старец Феодор первоначально отказывался, но по смирению согласился - 13 декабря 1762 года он был рукоположен в иеромонаха. В монастырской летописи отмечено, что он «наблюдая сей высокосвященный сан священства, правлением пустыни и всея в ней находящейся братии, достойно соответствовал должности начальника, наставлял истинной вере и благочестию всех приходящих к нему...». Преподобный Феодор был настоятелем Санаксарского монастыря до 1774 года. (* Восстановленный из запустения преподобным Феодором Санаксарский монастырь был закрыт 1920 году, в монастырских зданиях разместили профтехучилище. Третье рождение Санаксарского монастыря произошло в 1991 году, когда по благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия сюда был переведён из Московского Свято-Данилова монастыря нынешний наместник Санаксарской обители архимандрит Варнава (Сафонов).)

Основание Саровской обители было положено в 1705 году иеромонахом Исаакием с братией в лесу, на возвышенном месте, между двумя речками недалеко от города Темникова на границе Нижегородской и Тамбовской губерний. Примечательно, что основатель Саровской пустыни ранее подвизался в Санаксарской пустыни «в ревностных подвигах умерщвляя плоть постом, бдением и трудами», в 1692 году он был рукоположен в Москве во иеромонаха.

Иеромонах Авель в книге «Общежительная Саровская пустынь» отмечал, что задолго до основания Пустыни на этом месте «были чудесные явления... так по ночам сходил иногда с неба великий свет на то место, где ныне стоят соборные храмы, а также нередко слышен был колокольный звон, хотя тогда не было ещё на том месте жилищ человеческих, а вся окрестность была покрыта густым, непроходимым лесом. Это было ещё до прихода сюда первого пустынножителя монаха Феодосия и по нём монаха Герасима...»

Первая деревянная церковь была освящена 16 июня 1706 года. В летописи монастыря указано, что лишь только разнеслась весть об этом, по милости Божией, тысячи людей устремились туда отовсюду и принесли всё необходимое для храма и еду для братии. «Положив прочное духовное основание своей пустыни, отец Исаакий положил твёрдое основание и для дальнейшего её благоустроения и процветания». В 1716 году основатель святой обители был пострижен в схиму с именем Иоанн. В апреле 1734 года по приказу тайной канцелярии старец иеросхимонах Иоанн был арестован по ложному доносу. Подвижнику суждено было окончить свою земную жизнь в петербургской тюрьме в конце декабря 1737 года. Через четыре десятилетия после этого печального события в 1778 году в Саровский монастырь пришёл 19-летний юноша Прохор, которому суждено было стать великим светильником. (Преподобный Серафим Саровский).

Прохор был с любовью принят старцем Пахомием и определён в число послушников. В 1786 году послушник Прохор был пострижен в монашество с именем Серафим, а в 1793 году был рукоположен во иеромонаха Преосвященным Феофилом епископом Тамбовским и Пензенским. (Святитель Феофил, епископ Феофил (Раев), годы служения на Тамбовской кафедре: 1788 —1811.)

В Тамбовской епархии особо почитается преподобный Назарий Валаамский. Игумен Назарий (в миру Николай Кондратьев (1735-1809)) родился в селе Аносове Кадомского уезда Тамбовской губернии. В 1752 году Николай был принят послушником в Саровскую обитель, через восемь лет был пострижен в монашество, в том же 1760 году был рукоположен во иеродиакона. Во иеромонаха отец Назарий был посвящён в 1776 году.

По желанию Санкт-Петербругского митрополита Гавриила, указом Священного Синода, иеромонах Назарий был направлен в Валаамский монастырь для устройства там общежития и порядка по примеру Саровской пустыни. В Валаамской обители в 1785 году он был возведен в сан игумена. В обители он ввел строгий устав. По образцу монастыря общежительное житие было заведено во многих монастырях России. По благословению и под руководством преподобного Назария в Тамбовской и Нижегородской епархиях образовались женские монашеские общины. (Преподобный Назарий оставил свои воспоминания о тамбовской подвижнице преподобной Марфе, возродительнице женского монашества на Тамбовщине.)

В 1804 году старец был уволен по его прошению в Саровскую пустынь, где построил себе недалеко от монастыря в лесу келью, в которой жил уединенно около пяти лет. По свидетельству современников старец Назарий был «истинным светильником и духовною утехою для братии, имел особый дар прозорливости и дальновидности, так что узнавал... мысли человеческие, характеры и склонности, и каждого приходящего побуждал к исправлению недостатков...»

Приведём несколько наставлений старца Назария изложенных в письме одной монахине: «Ничто так не полезно, как самоукорение, от самоукорения – самопознание, от самопознания – кротость. Самоукорение: «Злодейка я, ленивая, тунеядица, грабительница: - разграбляю сама у себя душевное спасение...» От сего укорения родится самопознание. Ум и сердце собрать воедино, глаза закрыть, мысленные очи вознести ко Господу. «О сладчайший и дражайший Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий! Я великая грешница; но и я то незабвенна в Твоей милости; и на меня то льется благодать Твоя и отеческое призрение! Достойна ли я помянута быть пред Тобою?» От чего родится умиление и кротость.

Если кто укорит всячески, сотвори пред ним поклон до земли. «Да, подлинно я такая, - согрешила, виновата, обезумела, - прощения прошу». Если придут тебе слезы, умиление, радость душевная или от человеков любовь: то пади пред Богом и молись: «О Сладчайший, Дражайший Иисусе! Стою ли я, что мне послал радость и слезы? Пред Тобой недостойна я такого умиления; не заслужила Тебе ничем...»

А скорби и напасти, как подарки и гостинцы принимать от Сладчайшего Иисуса. «Хочу, говорит Он, да верные ученики Мои в скорбях и напастях пребывают».

А во грехах не унывать; грешники, пока не призвали Сладчайшего Иисуса пребывают грешниками, а как призвали, - уже не грешники...

Скорбь бывает смотрительная, наказательная и от бесов, - смирительная. Когда не покорится, не смирится человек, то Промысл, или наказание Божие предает его на искушение.

Есть путь просвещающий, и очищающий, и с самим Богом соединяющий, - когда сам человек ищет, старается. Отсекает свою волю, - и просвещает его Господь. Очищающий - скорби, напасти, болезни, ссылки; все мученики в очищающем пути; а соединяющий, на нем совершенные святые, - еще здесь соединяются умною молитвою.

Помолимся духом, помолимся и умом. Взойдите-ка в слова Апостола Павла: хощу рещи пять слов умом, нежели тысячу языком. («Но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке».(1 Кор. 14,19))

Изобразить не могу, сколько мы счастливы, что сии пять слов удостоились говорить. Что за радость! «Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешного»».

Велико было духовное влияние на женское монашество Саровского монастыря, в котором жили традиции старчества. Новые женские обители получали здесь первоначальное руководство, а Кирсановский и Тихвинский монастырь взяли за основу Саровский устав.

В 1699 году Тамбовская епархия была закрыта, она несколько раз переходила в ведение других епархий, наконец, в 1758 года по указу императрицы Елизаветы Петровны (1709 - 1761) Тамбовская епархия была восстановлена. Окончательные границы епархии установились к 1803 году, она административно не выходила из границ Тамбовской губернии, утвержденных в 1796 году.

Отметим, что период с 1859-1861 – годы служения на Тамбовской кафедре ещё одного великого духовного светильника - епископа Феофана (Говорова). (Святитель Феофан, Затворник Вышенский (1815-1894))

Епископом Тамбовским Феофаном было открыто множество церковно-приходских школ. 13 августа 1861 года, при непосредственном участии епископа Феофана, состоялось прославление святителя Тихона Задонского, которого Владыка очень почитал.

Святитель Кирилл (Смирнов) просиял на земле Тамбовской в предреволюционный период. Следует отметить, что епископа Кирилла связывали узы духовной дружбы с великим пастырем отцом Иоанном Кронштадтским, который незадолго до своей смерти завещал отпевать себя именно епископу Кириллу. (Святой праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1908) был причислен к лику святых Поместным Собором Русской Православной церкви в 1990 году. День памяти празднуется 20 декабря/2 января и 19 октября/1 ноября.)

С 24 января 1910 года по 19 марта 1918 года Тамбовскую кафедру возглавлял епископ Тамбовский и Шацкий Кирилл**. Уже первой своей речью епископ Кирилл изумил тамбовское духовенство, он предлагал быть готовыми совместно обсуждать возникающие вопросы, взаимно помогать друг другу, а в случае возникновения разногласий проявлять терпимость, покрывая все недоразумения взаимной любовью. В тамбовских газетах тогда писали «Новый Владыка произвел чарующее впечатление своею бодростью, добротой... и отеческим обращением со всеми». «Тамбовская епархия может радоваться, Бог послал ей одного из выдающихся иерархов». (** Священномученик Кирилл (Смирнов) Митрополит Казанский и Свияжский) (1863-1937) был расстрелян 20 ноября 1937 года в Чимкенте. Дни памяти: 7/20 ноября (день мученической кончины), 4/17 октября (Собор Казанских святых) и 25 января /7 февраля (Собор новомучеников Российских)).

Современники восторгались проникновенными проповедями епископа Кирилла. Владыка ввел полноуставные службы (всенощное бдение длилось пять и более часов), установил ежегодное совершение заупокойных литургий в дни памяти тогда еще не канонизированных протоиерея Иоанна Кронштадтского, епископа Феофана Затворника, святителя Питирима Тамбовского, старца Оптинского Амвросия (Преподобный Амвросий Оптинский родился в Тамбовской Епархии в 1812 году в селе Большие Липовицы). После литургии все городское духовенство съезжалось на торжественную панихиду, а в Духовной Семинарии и прочих образовательных учреждениях устраивались чтения в память подвижников благочестия. Владыка основал Церковно-Археологический комитет, учредил Тамбовское просветительско-миссионерское Питиримовское братство, организовал строительство нового семинарского храма, открыл несколько благотворительных обществ. К 1917 году на территории епархии насчитывалось около 1500 церквей.

После изменения общественно-политического строя государства владыка Кирилл обратился к пастве со словом предостережения от бездумного ликования по поводу полученных свобод: «Тяжким несчастием для Родины будет, если дни начавшейся свободы омрачатся проявлением какой-нибудь злобы или мстительности по отношению к прошлому, пусть в этом прошлом нашем было много, чем справедливо возмущались, но из были слова не выкинешь, прошлое это было все-таки наше, отечественное прошлое... Если не удержимся от глумлений над своим прошлым, то напишем такую новую страницу своей истории, которую следующие поколения будут читать с краской стыда на лице, готовы будут вырвать ее... Будем помнить это крепко и молить Бога, чтобы не впасть нам во искушение».

^ 1 апреля 1918 года Святейший Патриарх Тихон назначил архиепископа Кирилла митрополитом Тифлисским и Бакинским. (В 1925 году после кончины Святейшего Патриарха Тихона было обнародовано его завещание, в котором  митрополит Кирилл был назван первым в числе иерархов, достойных управлять Церковью в период до избрания нового Патриарха. Но в связи с тем, что митрополит Кирилл находился в ссылке, Патриаршим Местоблюстителем был избран митрополит Крутицкий Петр (Полянский) (†1937) (священномученик).)

К концу 30-х годов двадцатого века Тамбовская епархия была полностью уничтожена. На ее территории не осталось ни одного действующего прихода.

В октябре 1943 года был открыт первый храм – Покровский собор (г. Тамбов). Храм возрождался трудами архиепископа Луки* (1877-1961), который возглавлял Тамбовскую кафедру два года. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)) был архиепископом Тамбовский и Мичуринский с февраля 1944 года по май 1946 года. (*Определением Синода Украинской Православной Церкви от 22 ноября 1995 года Архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местно-чтимых святых. В 2000 году состоялось общецерковное прославление на Архиерейском Соборе. Дни памяти: 25 января /7 февраля (Собор новомучеников Российских.))

26 февраля 1944 года в этом храме Владыка Лука произнёс свою первую проповедь: «Пятнадцать лет были закрыты и связаны мои уста, но теперь они вновь раскрылись, чтобы благовествовать вам слова Божии. Примите мои утешения, мои бедные, голодные люди. Вы голодны отсутствием проповеди слова Божия...»

Святитель Лука за время своего служения на Тамбовской кафедре сделал многое. За столь короткий промежуток времени к 1 январю 1946 года было открыто двадцать четыре прихода. Следует отметить, что к приезду Владыки в области числилось сто сорок семь незакрытых церквей, однако действующими были только церкви в Тамбове и Мичуринске. (Подавляющее большинство храмов использовалось как подсобные и складские помещения).

Именно в Покровском храме в Тамбове впервые прозвучали слова покаяния священнослужителей, примкнувших к обновленческому движению. Чин покаяния для тех, кто «в малодушии своем убоялся страданий за Христа и избрал путь лукавства и неправды» был составлен самим архиепископом – исповедником.

С первых же дней управления епархией Владыка Лука ходатайствовал об открытии в Тамбове большого двухэтажного Спасо-Преображенского собора, который вместил бы всех верующих, но местные власти всячески препятствовали этому. (Спасо-Преображенский кафедральный собор - первый каменный собор земли Тамбовской был основан 1694 году епископом Питиримом (будущим святым покровителем земли Тамбовской - святителем Питиримом) на месте деревянной церкви. Кафедральный собор был возвращён верующим лишь в 1993 году. В настоящее время в нём покоятся мощи святителя Питирима.)

В настоящее время в Тамбовской епархии - 146 приходов. В Собор Тамбовских святых входят 52 угодника Божия. В настоящее время особо почитаются в Тамбовской епархии святые:


Святитель Питирим Тамбовский

Святитель Феофан Затворник Вышенский

Преподобный Серафим Саровский

Преподобный Амвросий Оптинский

Святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

Преподобная Марфа Тамбовская

Игумения Иоанно-Казанского Сезеновского монастыря Серафима

Преподобный Назарий Валаамский

Преподобный Феодор Санаксарский

Преподобный Матфей Черниевский

Новомученик митрополит Владимир (Богоявленский)

Новомученик святитель Кирилл (Смирнов)

Преподобный Силуан Афонский

Священномученик Мисаил, архиепископ Рязанский

Преподобный Иоанн Сезеновский

Преподобная Дария Сезеновская


Мы приведём лишь краткие рассказы о жизни святителя Питирима Тамбовского, святителя Феофана Затворника Вышенского, преподобного Илариона Затворника Троекуровского, преподобного Иоанна затворника Сезеновского и очерки о преподобной Марфе Тамбовская, преподобной Дарии Сезеновской и житие великой подвижницы 20 столетия старицы монахини Марии (Матвеевой), составленное по воспоминаниям её духовных чад.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   17



Похожие:

Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники iconА. М. Миллер Эстонское общество Рерихов
Причем духовные изменения не являются чем-то второстепенным по отношению к политическим, некой необходимой ширмой для народных масс,...
Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники iconОбоснование выбора темы
В классическом случае рвутся как экономические и социальные, так и духовные связи. Медленнее всего восстанавливаются духовные связи,...
Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники icon1. Проблема кадров и организация духовных школ в рпц. Преобразование духовных школ в рпц: огласительные христианские училища, духовные семинарии, духовные академии
Русская Православная Церковь в последний период жизни Сталина: 1943 – 1953 годы. Стабилизация Московской патриархии
Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники iconДокументы
1. /НПБ 249-97 Светильники.PDF
Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники iconНаучная конференция процессы модернизации в России и Европе: социокультурные, политические и духовные аспекты программ а
Процессы модернизации в России и Европе: социокультурные, политические и духовные аспекты
Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники iconНаучная конференция процессы модернизации в России и Европе: социокультурные, политические и духовные аспекты программ а
Процессы модернизации в России и Европе: социокультурные, политические и духовные аспекты
Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники iconДокументы
...
Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники iconЗаметка в газету «Восход» Абинского района
Благодаря ООО ппсп «Нирис» (директор Горбанец И. В.) заменили деревянную дверь на металлическую в компьютерном классе, приобрели...
Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники iconДокументы
1. /духовные упражнения.doc
Тамбовские и Пюхтицкие Духовные Светильники iconДокументы
1. /Духовные основы жизни.txt
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов