Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна icon

Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна



НазваниеОбразовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна
Дата конвертации13.12.2012
Размер200.53 Kb.
ТипОбразовательная программа

«Согласовано»

Руководитель МО

_____________________________(ФИО)


Протокол № _____ от

«____»_____________________20___ г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР МБОУ «АСОШ №1»

________________________________ (ФИО)


«____»______________________20___ г.


«Утверждаю»

Директор МБОУ «АСОШ № 1»

__________________________________ (ФИО)


Приказ № ____ от «___»_____________20___ г.




РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА


ПО КУРСУ «ГЕОГРАФИЯ. НАЧАЛЬНЫЙ КУРС»


6 класс (34 часа, 1ч в неделю)


Автор программы: Валькова Галина Николаевна,

Учитель географии высшей категории

МБОУ «Агинская СОШ №1»


2011-2012 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая образовательная программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Авторская программа по географии под редакцией Е.М. Домогацких для 6-10 классов общеобразовательных учреждений, 2-е издание, Москва, ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010 год, созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004, учебный план МБОУ «Агинская средняя общеобразовательная школа №1»;

  • Положение о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) (Приказ №_____ от _______________);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  1. ^ Статус документа

Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует федеральный компонент основного общего образования по географии в 6 классе.

Курс географии 6 класса открывает 5(6)-летний цикл изучения географии в школе. Начальный курс опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Природоведение», «Окружающий мир», «Естествознание» начальной и основной ступени обучения.


Цели и задачи курса:

  • Познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки географии;

  • Начать формировать географическую культуру личности и обучать географическому языку;

  • Начать формировать умение использовать источники географической информации, прежде всего карты;

  • Сформировать знания и земных оболочках: атмосфере, гидросфере, литосфере, биосфере;

  • Начать формировать правильные пространственные представления о природных системах Земли на разных уровнях: от локальных (местных) до глобальных.

Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 6 классе отводится 34 часа. Однако ещё один час перенесён в региональный компонент. Его рекомендуется использовать для преподавания краеведческой составляющей предмета: для проведения практических работ с использованием краеведческого материала и выполнения практических работ на местности. В связи с тем, что с регионального компонента на преподавание географии в 6 классе ещё один час не выделен, практические работы на местности в календарно-тематический план не входят.

Материал курса сгруппирован в семь разделов. Краткое введение знакомит учащихся с историей и содержанием географической науки, а также содержит сведения о некоторых выдающихся путешественниках прошлого. Авторы не преследовали цели дать полный и исчерпывающий обзор истории географических открытий. Целью введения является построенный на конкретных примерах рассказ о тех усилиях, которые потребовались от человечества, чтобы изучить собственную планету. Не остался без внимания вклад русских путешественников в этот процесс. При изучении введения реализуются межпредметные связи с историей.

Материал первого раздела – «Земля как планета» - не только сообщает учащимся основные сведения о Солнечной системе и природе небесных тел, входящих в её состав, но и, что особенно важно, показывает, как свойства нашей планеты (размеры, форма, движение) влияют на её природу. Материал данного раздела носит пропедевтический характер по отношению к курсам физики и астрономии.

Второй раздел – «Способы изображения земной поверхности» - знакомит с принципами построения географических карт, учит навыкам ориентирования на местности. При изучении первых двух разделов реализуются межпредметные связи с математикой. В частности, это происходит при изучении географических координат и масштаба.

Все последующие разделы учебника знакомят учащихся с компонентами географической оболочки нашей планеты: литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Большой объём новой информации, множество терминов и закономерностей делают эти разделы исключительно насыщенными. Большое внимание в них уделяется рассказу о месте человека в природе, о влиянии природных условий на его жизнь, а также о воздействии хозяйственной деятельности человека на природную оболочку планеты. При изучении данных разделов реализуются межпредметные связи с биологией. Одновременно содержание курса является в некоторой степени пропедевтическим для курсов физики, химии и зоологии, которые изучаются в последующих классах.

Последний раздел – «Почва и географическая оболочка» - призван обобщить сведения, изложенные в предыдущих разделах, сформировать из них единое представление о природе Земли. Данный раздел посвящён тому, как из отдельных компонентов литосферы, атмосферы, гидросферы и биосферы составляются разнообразные и неповторимые природные комплексы.

Особую роль весь начальный курс географии играет в межпредметных связях с курсом основ безопасности жизнедеятельности. Здесь рассмотрен весь круг вопросов: от правил поведения в природе при вынужденном автономном существовании до безопасного поведения при возникновении опасных явлений природного характера (извержений вулканов, землетрясений, наводнений и т.п.), а также до глобальной безопасности жизнедеятельности человека на планете Земля в связи с изменениями среды обитания в результате его же деятельности.

^ Требования к уровню подготовки учащихся.

1. Учащиеся называют и показывают:

- форму и размеры Земли;

- полюса, экватор, начальный меридиан, тропики и полярные круги, масштаб карт, условные знаки карт;

- части внутреннего строения Земли;

- основные формы рельефа;

- части Мирового океана;

- виды вод суши;

- причины изменения погоды;

- типы климатов;

- виды ветров, причины их образования;

- виды движения воды в океане;

- пояса освещённости Земли;

- географические объекты, предусмотренные программой.

2. Учащиеся приводят примеры:

- различных видов карт;

- горных пород и минералов;

- типов погоды;

- взаимовлияния всех компонентов природы.

3. Учащиеся определяют:

- стороны горизонта на местности (ориентироваться);

- относительную и абсолютную высоту географических объектов по плану местности или географической карте;

- расстояния и направления по плану и карте;

- осадочные и магматические горные породы;

- направление ветра.

4. Учащиеся описывают географические объекты.

5. Учащиеся объясняют особенности компонентов природы своей местности.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


№ п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания

Формы контроля

Практические работы

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

^ Введение (2 часа)

1/1

Что изучает география?

вводный

География как наука. Физическая география. Источники географических знаний. Географическая номенклатура.

У/О




§1.с.6-10.

06.09




2/2

Развитие географических знаний человека о Земле.

ИНМ

Географическое открытие.

Г/Д




§2.с.11-20.

13.09




Тема 1. Земля как планета (5 часов)


3/1

Знакомство с солнечной системой.

ИНМ

Солнечная система, планеты: земной группы и газовые гиганты.

Тест




§3.с.22-29.

20.09




4/2

Форма, размеры и движение Земли.

КБ

Эллипсоид, глобус, экватор, полюс, меридианы и параллели.


Тест




§4.с.30-35.

27.09




5/3

Градусная сеть, система географических координат.

ИНМ


Координаты, географическая широта, географическая долгота, географические координаты, Гринвич.

Г/Д

Практическая работа №1. Определение по карте географических координат различных географических объектов.

§5.с.35-41.

04.10




6/4

«Почему с наклоном жить веселей?» Времена года.

КБ

Природные циклы и ритмы. Дни равноденствий и солнцестояний.


Игра




§6.с.41-46.

11.10




7/5

Что опоясывает Землю?

КБ

Тропики, полярные круги, пояса освещенности.



Викторина




§7.с.47-52.

18.10




Тема 2. Способы изображения земной поверхности (4 часа)


8/1

Что мы знаем о масштабе? Масштаб карты.

ИНМ

Масштаб, условные знаки, горизонтали, план местности, географическая карта, виды карт по масштабу и охвату территории.

Тест

Практическая работа №2. Определение направлений и расстояний по карте.

§8.с.54-58.

25.10




9/2

Можно ли читать карту и как это сделать?

КБ

Легенда карты, качественный фон, значки, изолинии, знаки движения.

Г/Д

Практическая работа №3. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

§9.с.59-63.

01.11




10/3

Что такое зюйдвестка? Стороны горизонта.

ИНМ

Ориентирование, стороны горизонта, румбы, азимут, зюйдвестка.

У/О

Практическая работа №4. Составление простейшего плана местности.

§10.с.64-69.

15.11




11/4

Как изобразить рельеф на карте?

УФУН

Относительная и абсолютная высота, изогипсы, шкала высот и глубин.

У/О




§11.с.69-76.

22.11




Тема 3. Литосфера (6 часов)

12/1

Что внутри Земли? Строение земного шара.

ИНМ

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия, земная кора.

Тест

Практическая работа №5. Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

§12.с.78-82.

29.11




13/2

Из чего состоит земная кора? Виды горных пород.

КБ

Горные породы: магматические, осадочные, химические, биологические, метаморфические. Минералы.


Г/Д




§13.с.83-87.

06.12




14/3

Где искать подземные богатства? Полезные ископаемые.

УФУН

Полезные ископаемые (осадочные и магматические).

У/О




§14.с.88-92.

13.12




15/4

Куда и как движется твёрдая оболочка Земли? Движения земной коры.

ИНМ

Землетрясения, сейсмология, эпицентр, движения земной коры, сейсмические пояса, вулкан и его составные части.

У/О




§15.с.93-102.

20.12




16/5

Как происходит выветривание горных пород?

КБ

Выветривание (физическое, химическое и биогенное).

У/О

Практическая работа №6. Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

§16.с.103-109.

27.12




17/6

Чем горы не похожи на равнины, а суша на океан?

ИНМ

Рельеф, горы, равнины: низменности, возвышенности, плоскогорья. Плато, срединно-океанический хребет.

Г/Д




§17.с.109-116.

17.01




Тема 4. Атмосфера (8 часов)

18/1

Строение атмосферы. Из чего сделан воздух?

ИНМ

Атмосфера, воздух, тропосфера, стратосфера, верхние слои атмосферы.


У/О




§18.с.118-124.

24.01




19/2

От чего зависит температура воздуха?

КБ

Амплитуда температур, средние температуры.



У/О




§19.с.124-129.

31.01




20/3

Сколько весит атмосфера? Атмосферное давление.

УФУН

Атмосферное давление. Барометр.



Тест




§20.с.130-134.

07.02




21/4

Откуда дует ветер. Движение воздуха.

КБ

Ветер, флюгер, роза ветров.



Игра




§21.с.135-139.

14.02




22/5

Можно ли увидеть водяной пар? Вода в атмосфере.

ИНМ

Конденсация водяного пара, влажность, атмосферные осадки, осадкомер.

Г/Д

Практическая работа №7. Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков.

§22.с.140-147.

21.02




23/6

Почему метеорологи всегда виноваты? Погода.

УФУН

Погода, воздушные массы.



У/О




§23.с.148-153.

28.02




24/7

Можно ли привыкнуть к холоду? Климат.

КБ

Климат, климатообразующие факторы, адаптация.



У/О




§24.с.153-158.

06.03




25/8

Выявление причин изменения погоды.

КП




У/О

Практическая работа №8. Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.




13.03




Тема 5. Гидросфера (4 часа)


26/1

Можно ли связать воду? Единство гидросферы.

КБ

Гидросфера. Круговорот воды.



Г/Д




§25.с.160-164.

20.03




27/2

Из чего состоит океан? Мировой океан.

ИНМ

Мировой океан и его части: внутренние и окраинные моря, заливы, проливы.



Тест

Практическая работа №9. Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

§26.с.164-170.

03.04




28/3

Что такое воды суши?

КБ

Река и её части. Озеро.



Г/Д

Практическая работа №10. Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер её течения, использование человеком.

§27.с.171-176.

10.04




29/4

Подземные воды и природные льды.

УОиС

Грунтовые, межпластовые и артезианские. Ледники, айсберги, многолетняя мерзлота.



У/О




§28.с.176-182.

17.04




Тема 6. Биосфера (2 часа)


30/1

Какой царь самый главный? Царства живой природы.

ИНМ

Бактерии, растения, животные, грибы, органические вещества.

Игра




§29.с.183-188.

24.04




31/2

От кого нужно защищать природу? Биосфера и охрана природы.

УОиС

Биосфера, Красная книга.

У/О




§30.с.188-194.

08.05




Тема 7. Почва и геосфера (3 часа)


32/1

Гумус – кто он? Что мы знаем о почве.

ИНМ

Почва, плодородие, почвенные горизонты.

Мини-проект




§31.с.195-200.

15.05




33/2

Что такое природный комплекс?

КБ

Природный комплекс, ландшафт, природно-хозяйственный комплекс, геосфера.

У/О




§32.с.200-206.

22.05




34/3

Как звучит основной закон географии?

КБ

Закон географической зональности.

У/О




§33.с.207-213.

29.05




35 доп.

Контрольная работа по курсу «География. Начальный курс».







К/Р













Сокращённые обозначения: ИНМ – изучение нового материала; КБ – комбинированный урок; УФУН – урок формирования умений и навыков; УОиС – урок обобщения и систематизации; КП – контрольно-проверочный урок.

Формы контроля: У/О – устный опрос, Г/Д – географический диктант, К/Р – контрольная работа.


ФОРМЫ И СРЕДСТВА КОНТРОЛЯ


  • По географии: контрольные и практические работы, зачёты, тесты;




Четверть

Сроки

Тема

Часов

Номер ПР

I

04.10

Определение по карте географических координат различных географических объектов.

1

№1

25.10

Определение направлений и расстояний по карте.

1

№2

01.11

Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту.

1

№3

II

15.11

Составление простейшего плана местности.

1

№4

29.11

Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей.

1

№5

27.12

Составление схемы различий гор и равнин по высоте.

1

№6

III

21.02

Наблюдение за облаками и облачностью, зарисовки облаков.

1

№7

13.03

Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным.

1

№8

IV

03.04

Определение по карте окраинных, внутренних и межостровных морей.

1

№9

10.04

Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер её течения, использование человеком.

1

№10



ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Литература:


  1. Атласы для 6 класса. Физическая география.

  2. Г.П. Субботин «Задачник по географии: 500 заданий, тестов, вопросов», М., «Аквариум», 1997.-256с. Илл.

  3. Н.В. Болотникова «География: уроки-игры в средней школе», Волгоград, изд-во «Учитель», - 139с.

  4. О.В. Крылова Современный урок географии. Уроки развивающего обучения 6-7 классы. М., «Школьная Пресса», 2005.- 96с. («География в школе. Библиотека журнала». Вып.16).

  5. Современный урок географии (часть 2) Методические разработки уроков с использованием новых педагогических технологий обучения/ ред.-сост. И.И. Баринова. М., «Школьная Пресса», 2004.-80с. («География в школе. Библиотека журнала». Вып.10).

  6. Учебник для 6 класса Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский «География», 3-е издание, Москва, ООО ТИД «Русское слово - РС», 2009г. – 232с.: ил.


Оборудование и приборы:

Интерактивный наглядный комплекс кабинета географии (набор карт, электронных пособий).





Похожие:

Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна icon9 класс Пояснительная записка
Он рассчитан на 2 часа в неделю при изучении предмета в соответствии с базисным учебным планом и на 3 часа при условии выделения...
Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна iconТематическое планирование учебного материала на 2011/2012 учебный год География 8 класс, 2 часа в неделю Учитель: Ульянова Т. В. Учебный комплект для учащихся
География России. Природа, население, хозяйство. 8 класс под редакцией В. П. Дронова
Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна iconТематическое планирование учебного материала на 2011/2012 учебный год География 9 класс, 2 часа в неделю Учитель: Ульянова Т. В. Учебный комплект для учащихся
География России. Хозяйство и экономические районы. 9 класс под редакцией В. П. Дронова
Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна iconРабочая программа по истории России в 11 классе Буяновой Надежды Ивановны Принято на заседании
России. М авторской программы А. А. Левандовского, Ю. А. Щетинова, В. С. Морозова «История России: XX -начало XXI вв.». М: Просвещение,...
Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна iconРабочая программа по физике составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана на...
Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна iconОбразовательная программа по географии для учащихся, сдающие егэ в 2009 году (3 часа в неделю, 120 часов) Автор: Данилов Сергей Борисович № урока Тема урока
Географические наблюдения. Изучение Земли. Форма и размеры Земли. Глобус. План местности. Стороны горизонта
Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна iconРабочая программа по физике физико-математического 8 класса 3 часа в неделю (102 часа) Составитель: Белорусова г и
Программа увеличивает число уроков отведенных на решение задач. Отведено время на повторение, т к учащиеся данных классов сдают переводной...
Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна iconТематическое планирование по курсу географии России 8 класс. Учитель Проничев С. В
Планирование составлено в соответствии с требованиями программы по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений авторов...
Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна iconРабочая учебная программа по математике для 1 класса
В соответствии с федеральным базисным учебным планом курс математики изучается в 1 классе по четыре часа в неделю. При этом в 1 классе...
Образовательная программа по курсу «география. Начальный курс» 6 класс (34 часа, 1ч в неделю) Автор программы: Валькова Галина Николаевна iconТематическое планирование по биологии 8 класс 2 часа в неделю, всего 68 ч. Автор А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш
Муниципальное общеобразовательное учреждение Юдинская основная общеобразовательная школа Подгоренского муниципального района
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов