Беседы о православной вере icon

Беседы о православной вере



НазваниеБеседы о православной вере
страница1/77
Дата конвертации28.10.2012
Размер4.08 Mb.
ТипПрограмма
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77
1. /Слово пастыря.docБеседы о православной вере

Митрополит Кирилл «СЛОВО ПАСТЫРЯ»
БОГ И ЧЕЛОВЕК. ИСТОРИЯ СПАСЕНИЯ
БЕСЕДЫ О ПРАВОСЛАВНОЙ ВЕРЕ

К читателю «Слова пастыря»


Эта книга выросла из видеозаписей цикла бесед, с которыми с 1994 по 1996 год по субботам выступал на Центральном, а затем на Общественном российском телевидении митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

Программа «Слово пастыря» поставила перед автором и ведущим очень важный вопрос: кто будет зрителем этой передачи. Ведь различные общественные группы весьма серьезно разнятся между собой в силу свойственных им социальных, возрастных, образовательных, национальных, вероисповедных и иных особенностей. Это означало, что язык и понятийный аппарат, приемлемые для одних, могли оказаться совершенно неудобопонятными для других. Митрополит Кирилл разрешил эту непростую задачу, создав популярную религиозно-просветительную программу, вызывающую живой интерес как у тех, кто воцерковлен, так и у далеких от веры, как у людей простых и некнижных, так и у представителей интеллигенции и духовенства. «Слово пастыря» стало уникальным явлением не только для современного российского телевидения, но и для проповеднических трудов Церкви.

Весьма широкий охват телеаудитории обеспечивает передаче неизменно высокие рейтинги. Известно, что «Слово пастыря» пользуется популярностью не только среди православных, но и у представителей других религий и конфессий, желающих знать правду об учении и жизни Русской Православной Церкви.

Подобный подход к христианскому свидетельству перед лицом светского мира имеет древнюю и освященную высоким авторитетом апостола Павла традицию: «Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9. 22). Ведь адресат «Слова пастыря» — это прежде всего современный человек, чувствующий ответственность

за судьбы Отечества и мира, верящий в торжество добра над злом и задумывающийся о смысле человеческой жизни. В слове православного проповедника этому человеку вдруг открывается неявная, но реально существующая связь времен, сопрягающая отстоящие от нас на тысячи лет события Священной истории с нашей нынешней повседневной жизнью и с нашим будущим.

Книга «Слово пастыря», сохраняя это драгоценное качество телевизионных бесед митрополита Кирилла, может быть одновременно прочитываема на нескольких уровнях, в зависимости от готовности или способности читателя воспринять ее, а это есть признак истинно содержательного текста.
В частности, здесь обильно цитируется Священное Писание — с учетом того, что многие из тех, кто будет ее читать, делают лишь первые шаги на своем пути к храму и не держали в руках Библии.

Но есть и существенные различия между известной телевизионной и ныне впервые представляемой печатной версиями «Слова пастыря». В настоящем издании изложение событий Священной истории Ветхого и Нового Заветов углублено за счет богословского, реального исторического и психологического комментария. Книга по сравнению с телепередачей обогатилась многими дополнительными темами, неожиданными интерпретациями известных библейских сюжетов, новыми размышлениями автора о вечных вопросах, вновь и вновь встающих перед человеком. Именно поэтому книга предназначена не только для тех, кто желает познакомиться с христианством и осмыслить его актуальность, но и для тех, кто изучает основы Православия в средних и высших учебных заведениях, в воскресных школах. Немало полезного для своей проповеднической деятельности могут извлечь из размышлений автора и священнослужители.

Еще одной ценной и редкой особенностью книги является то, что события земного жития Господа Иисуса Христа, о которых повествует автор, выстроены им в строгом хронологическом порядке, восстановленном на основании сравнительного анализа текстов четырех Евангелий. Это, в частности, позволяет увидеть известные евангельские эпизоды в новом, подчас непривычном ракурсе.

Впервые читатели смогут также проследить странствия Спасителя в годы Его общественного служения по прилагаемым картам.

Воистину настоящая читательская удача сопутствует всякому, кто совершает познавательное и душеполезное путешествие в духовном пространстве Священной истории, имея рядом сведущего, доброжелательного и мудрого вожатого.

О вере


Первое воскресенье после Пасхи на языке церковного устава называется Неделей Фоминой, или апостола Фомы. В этот день в храмах читается Евангелие о том, как Воскресший Спаситель явился святым апостолам. Но среди них в этот момент не было Фомы. Когда апостолы рассказали ему о случившемся, Фома ответил:

«Если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин. 20. 25).

Это «не поверю» люди произносят на протяжении всех времен, отделяющих нас от события Воскресения. Одни принимают весть о Воскресении с открытым сердцем и радостью, другие говорят: «Не верю. Ибо это не укладывается в моем сознании, не отвечает известной мне логике жизни. Не верю, потому что не могу проверить и не имею доказательств».

Что же такое вера?

Апостол Павел отвечает на этот вопрос: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11. 1).

Выдающийся русский богослов XIX века святитель Московский Филарет говорит об этом так: «Вера есть уверенность в невидимом как бы в видимом. А в желаемом и ожидаемом — как бы в настоящем».

Вера отличается от знания. Знание человека основывается на его опыте и ощущениях органов чувств. И потому видимый предмет является предметом знания, а не веры. Услышанное слово также не является предметом веры, но становится предметом знания. Вера же есть уверенность в бытии того, что не поддается восприятию наших физических чувств.

В своем «Катехизисе» святитель Московский Филарет замечает, что вера начинается в разуме, хотя принадлежит сердцу. Действительно, вера может быть основана на логическом мышлении. Например, мне с точки зрения логики гораздо легче признать, что началом бытия Вселенной является Разум. Я не могу поверить в то, что в основе гармоничного и прекрасного мира лежит неразумное начало, некая вечно изменяющаяся материя, способная преобразовывать самое себя из простого в сложное, из неживого в живое, из неразумного в разумное. Моя логика исключает веру в такое происхождение мира. И это совершается на уровне мышления.

Человек способен логически прийти к идее Бога, открыть для себя Творца, но это открытие еще не будет верой. Идея Бога, возникшая в сознании, должна вызвать перемену духа, укорениться в душе человека не только на уровне разума, но и в сердце. Вера и есть особое состояние души. Она принадлежит внутренней духовной жизни человека, человеческому сердцу.

Общепризнанным в богословии является утверждение о присутствии в каждом человеке религиозного чувства. Религиозное чувство присуще человеческой природе так же, как, к примеру, музыкальный слух. Этим чувством обладает каждый человек. Когда религиозное чувство в нем возгрето, когда оно активно, то человек верует, когда же оно пребывает в бездействии — не верует.

Даже если человек отрицается религиозной веры в принципе, религиозное чувство в нем все равно не исчезает. Просто в этом случае он вольно или невольно создает себе некий подменный предмет веры, сотворяет ложных богов, идолов, которым поклоняется, в которых верит и которым служит почти религиозно. В прошлом, к примеру, таким предметом веры для многих людей была идеология с ее идеалом «светлого будущего». И ныне жизнь предлагает множество примеров того,

как люди с почти религиозным рвением посвящают себя той или иной идее, будь она политической или национальной, либо с не меньшим воодушевлением служат собственному властолюбию, потребительству, иным порокам, создавая себе кумиров в образе денег, вещей, власти.

А теперь самый важный вопрос: почему одни верят, а другие нет? Неверующие люди часто оправдываются тем, что им «это не дано». Точно ли так?

Под влиянием атеизма в течение долгих лет идею Бога, а тем более религиозную веру, произвольно поставляли в зависимость от знания, и в частности от успехов естествознания. Предполагалось, что научные достижения, широко пропагандируемые через систему образования, способны полностью вытеснить из человеческой жизни религиозное чувство. Однако победить его оказалось невозможно не только обязательным атеистическим образованием, но даже гонениями. Ибо наличие или отсутствие веры не зависят ни от научных достижений, ни от уровня образования. Вопрос о существовании Бога лежит вне компетенции науки. Невозможно научно доказать или опровергнуть бытие Божие. Ибо это есть предмет веры.

Здесь следует сказать о некоторых условиях, при которых человек может развить в себе религиозное чувство и обрести силу веры. Вновь обратимся к аналогии с музыкальным слухом, которым в той или иной мере обладает каждый человек. Даже такой, о котором говорят, что ему «медведь на ухо наступил», способен при определенных условиях развить в себе элементарный музыкальный слух и научиться чувствовать музыкальную гармонию. Представьте себе двух людей с одинаковыми музыкальными способностями, один из которых занимается музыкой, развивает в себе эти способности, а другой работает в кузнице, где не только невозможно развить музыкальный слух, но трудно сохранить и обычный. Что же будет в результате? Человек, совершенствующий свои музыкальные способности, достигнет успеха, а тому, кто работает в кузнице, вряд ли удастся стать музыкантом.

Так вот, есть определенные духовно-нравственные условия развития религиозного чувства. В первую очередь — это чистота ума, души и сердца человека. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят», — говорит Слово Божие (Мф. 5. 8). А преподобный Исаак Сирин пишет: «Вера требует чистого и простого образа мыслей». В злую душу, в нечистый ум, в сердце, оскверненное грехом, не может войти Божественная премудрость, свет никогда не смешается с тьмой, чистота — с грязью. Непомраченное нравственное чувство, то есть способность отличать добро от зла и подчинять свою жизнь правде, есть непременное условие Богопознания. «Подобное познается подобным», — говорили древние. Если мы живем во лжи и в скверне, то не увидим Бога, не почувствуем Его сердцем своим, не прикоснется к Нему своим разумом.

Евангельское чтение повествует нам о неверии Фомы. Но Фома обрел веру в Воскресение Господа. И мы должны просить Бога помочь нам жить по Его правде: не творить нечестия, не обманывать людей, не строить своего благополучия на несчастье ближнего, не умножать зла, в которое и без того погружено общество.

Будем молить Господа о том, чтобы через грех не повредить соприродное нашему естеству религиозное чувство и чтобы всегда пребывала в нас готовность уверовать.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   77



Похожие:

Беседы о православной вере icon2. Отношения Русской Православной Церкви с Константинопольским патриархатом до 1448 года (включительно)
Отношения Русской Православной Церкви с Римом на протяжении XI xvi веков. Преподобный Феодосии Печерский: “О вере христианской и...
Беседы о православной вере iconГ. тобольск
Возрождение церковной жизни в нашем народе неизбежно связано со стремлением воспитать подрастающее поколение в православной вере,...
Беседы о православной вере iconДокументы
1. /Неслучайные беседы/1-БУДЬ ВЕРЕН ДО СМЕРТИ.doc
2. /Неслучайные...

Беседы о православной вере iconПрограмма проведения семинара учителей православной культуры 30 45 Вступительное слово зам директора по увр осьмаковой Ю. В. 45-10. 30
Урок православной культуры в 10 классе «Святитель Иоасаф- великий светоч православной веры» Учитель: Дроботова Н. С
Беседы о православной вере iconЭссе «Жизнь Святого Митрофана – пример служения Отечеству»
Я попыталась найти ответ в нашей истории, истории родного воронежского края. Историю делают личности. Примером служения православной...
Беседы о православной вере iconЕдиная Всекубанская предметная неделя основ православной культуры
Русской Православной Церкви в данном направлении деятельности, усиления роли культурологического курса «Основы православной культуры»...
Беседы о православной вере iconБеседы о режиссуре
Беседы о режиссуре. М.: Институт повышения квалификации работников телевидения и радиовещания
Беседы о православной вере iconСборник статей по основному богословию и апологетике: свидетельства известных ученых о том, что изучение вселенной приводит к признанию бога-творца и об их вере во всевышнего
О том, что изучение вселенной приводит к признанию бога-творца и об их вере во всевышнего
Беседы о православной вере iconВикторина по искусству, посвященная истории православной культуры 03. 11 03. 11 03. 11 1-4 классы
Программа Единой Всекубанской предметной Недели основ православной культуры в мбоу оош №34
Беседы о православной вере iconВ. А. Рязанцев беседы о трезвости
Беседы о трезвости / Сост. В. А. Рязанцев. — К.: Вища шк. Головное изд-во, 1987. — 144 с
Беседы о православной вере iconДокументы
1. /Детям о вере.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы