О странностях певчих птиц… icon

О странностях певчих птиц…



НазваниеО странностях певчих птиц…
страница1/4
Я думаю
Дата конвертации02.11.2012
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4

Теннесси Уильямс

О СТРАННОСТЯХ ПЕВЧИХ ПТИЦ…



Перевод Т. Козловой

Публикуется по изд.: The Eccentricities of a Nightingale and Summer and Smoke. Two plays by Tennessee Williams. N.-Y., New directions book, 1964.


Примечание автора. Я думаю, что за исключением имен действующих лиц и места действия, пьеса «О странностях певчих птиц» существенно отличается от пьесы «Лето и дым», и я отдаю предпочтение ей. Она менее условна и мелодраматична. Я написал ее в Риме как-то летом и привез с собой в Лондон той осенью, когда там собирались ставить «Лето и дым». Однако я приехал с ней слишком поздно. Уже шли репетиции первоначального варианта пьесы.

Эта в корне другая версия пьесы никогда не была поставлена на Бродвее. Я надеюсь, что публикация может привести к ее постановке, а постановка может подтвердить мое впечатление, что это сочинение лучше, чем та пьеса, от которой она произошла.

Действие первое
^

ЧУВСТВА ПЕВИЦЫ



Сцена первая

Вечер 4 июля незадолго до Первой мировой войны.

Сцена представляет собой часть общественного сквера в маленьком южном городке Глориоз Хилл, Миссисипи. В глубине сцены две маленькие ступеньки ведут к общественному фонтану, исполненному в форме грациозно склоненного каменного ангела (Вечности) с поднятыми крылами и сложенными вместе и протянутыми вперед руками, образующими чашу, из которой льется вода. Около фонтана – маленькая скамейка. Сверху декорацию обрамляют покрытые мхом ветви. Позади – небо с начинающими появляться звездами.

До того как занавес поднимется и в течение нескольких минут после слышно, как сопрано – оно до некоторой степени лучше, чем типично церковное, – поет скорее светскую, нежели духовную, песню, такую, как «О, то были мы, встречавшие весну».

^ Преподобный Уайнмиллер и его жена, им немного за шестьдесят, сидят на скамейке. На ступеньках фонтана сидит Джон Бьюкенен.

Песня кончается, взрыв аплодисментов, и пока они длятся, мисс Альма Уайнмиллер выходит справа. В тот же самый момент ракета вспыхивает в небе, на мгновение заливая все внизу белым сиянием.

АЛЬМА (возбужденно окликая родителей). Первая ракета! Ой, смотрите, она взорвалась миллионом звезд!


Протяжное «Ах-х!» невидимых зрителей. После ослепительной вспышки сцена кажется очень темной. Едва различимые фигуры, смеющиеся, щебечущие, проносятся близ фонтана, как стремительно перелетающие птицы. Альма вскрикивает от испуга.


АЛЬМА.
Ой, меня ослепило! Я ничего не вижу! Отец, отец, где ты?


^ Какой-то ребенок передразнивает ее.


ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Здесь мы, Альма, мы здесь, на скамейке.

АЛЬМА. Ой… (Задыхаясь, бросается к ним.)


Сцена снова освещается. Альма в бледно-желтом платье с зонтиком в тон костюму.


АЛЬМА. Слова вылетели у меня из головы. Я спела один и тот же куплет дважды. Это было заметно? Пожалуйста, открой мне сумочку, отец. Пальцы задеревенели. Мне нужен носовой платок. У меня лицо и шея мокрые от пота. Это было – ой, я говорю слишком громко! (Понижает голос до резкого шепота.) Это Джон Бьюкенен там у фонтана? Я пронеслась как раз мимо него, но, припоминаю, он что-то сказал. Не смотри теперь, он поймет, что мы говорим о нем. Но, думаю, он уже понял!

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Полагаю, что понял! Что из этого? Сядь, Альма.

АЛЬМА. О, повеяло ветром с залива, сразу легче!…Да…да, это Джон Бьюкенен…(Голос ее прерывается на этом имени. Отец передает ей носовой платок.) Ой, спасибо, отец. Да-а-а-а-а – это Джон Бьюкенен, неделя, как он дома, но не позвонил, не зашел… Интересно, почему? Тебе не кажется это странным?

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Почему «странным»?


^ Дородная величественная женщина в черном платье и жемчугах подходит к Джону Бьюкенену и берет его за руку.


АЛЬМА. Его мать сторожит его, как старый дракон! Посмотри, как она отбивает такт в музыке своим лорнетом, одной рукой уцепилась за руку Джона, боится, что кто-нибудь выхватит его у нее!

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Альма, минуту посиди тихо. Просто сиди молча и слушай музыку, пока немного не успокоишься.

АЛЬМА (пронзительным быстрым шепотом, пристально глядя прямо перед собой). Она прикидывается, что не видит меня. Я помню, когда в прошлый раз Джон приехал из колледжа, нет, в позапрошлый, два, два лета тому назад, когда он был еще в Джонс Хопкинс университете, вечером я сидела на парадной веранде. Я кивнула ему, когда он проходил мимо дома, а он приподнял шляпу и повернул, было, ко мне поздороваться. Знаешь, что она сделала? Она немедленно высунулась из окна и закричала ему, буквально закричала ему, как если бы дом был охвачен пламенем: «Джон! Джон! Иди сюда сию же минуту! Твой отец сейчас же требует тебя в свой кабинет!»

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Ты хочешь, чтобы они тебя услышали?

АЛЬМА. Их там больше нет, она утащила его подальше от опасности!

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Миссис Бьюкенен всегда дружелюбна, и я думаю, неразумно с твоей стороны обвинять ее за то, что ему не удалось оказать тебе столько внимания, сколько тебе хотелось бы. Ну, куда ушла твоя мать?

^ МИССИС УАЙНМИЛЛЕР (невдалеке, тоскливо). Где мороженщик?

АЛЬМА. Матушка, там нет никакого мороженщика!

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Я должен сейчас же отвести ее домой. Она плохо себя ведет.

АЛЬМА. Она говорила о Musee Mecanique?

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Болтала о нем каждому встречному!

АЛЬМА. Пусть идет домой. Она может сама добраться до дома. Ей это полезно. Ой, я вижу, куда она направляется, она идет через площадь в аптеку «Белая звезда», поесть в свое довольствие сливочного мороженого с фруктами.

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Какой страшный крест приходиться нести!

АЛЬМА. Крест на то и дается, чтобы нести его, отец.

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Несостоятельность в профессии – ужасная вещь, и тем ужаснее, когда не сам ты ответственен за свою несостоятельность, когда это результат порочных порывов к разрушению некоторых других людей.

АЛЬМА. Матушка не отвечает за свое состояние. Ты знаешь это.

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Твоя мать захотела жить так, как живет. Она не безумна. Это все обдуманно. Неделю спустя после нашей свадьбы у нее в глазах появилось выражение, некий взгляд, взгляд, который я не могу тебе описать, что-то вроде холодной и тайной злобы, как будто я, который любил ее, который был предан ей, нанес ей какое-то, какое-то – оскорбление! – которое даже нельзя назвать…

АЛЬМА. Думаю, есть женщины, которые так ощущают замужество.

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Им не следует выходить замуж.

АЛЬМА. Я знаю, но они выходят, они выходят! Именно они-то и выходят! А те, которые могли бы привнести в замужество что-то вроде почти – необыкновенной нежности, которую оно требует, – что делают они? Дают уроки! Учат петь! Строят жизнь из незначительных достижений. Отец… Смотри! Миссис Бьюкенен совершает второй заход!


^ Величественная женщина снова подходит к сыну.


АЛЬМА. Она выглядит такой милой и мягкой, но под черным платьем с жемчугами она и тверже, и холоднее этого каменного ангела! А в жилах ее – тепла и сочувствия, как в минеральной воде! Она пришла забрать сына домой. Здесь он слишком на виду. Он мог встретиться с девушкой без денег! Девушкой, которая не способна дать ему ничего, кроме любви!

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Альма, ты говоришь очень возбужденно. Мне не нравится этот тон!

АЛЬМА. О да, о да. Она сказала мисс Престон, которая работает в публичной библиотеке, что полна решимости подвигнуть Джона на подходящую для молодого доктора партию с девушкой красивой, состоятельной и с социальным положением – где-нибудь на Востоке! – на Востоке, где встает солнце! Ха- ха- ха!


^ Миссис Бьюкенен с идиотским упорством, как птица, зовет: «Джон? Джон? Джон?»


ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Альма, я думаю, тебе лучше пойти со мной, ты не в себе. Ты говоришь так же исступленно, как твоя мать…

АЛЬМА. Извини, отец. Пение на публике всегда перевозбуждает меня. Ты иди, ты иди домой, я буду в порядке через минуту-другую. Я должна дождаться Роджера.

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Мне не хотелось бы, чтобы тебя так часто видели и объединяли в общественном мнении с этим, этим – ну – этим довольно странным человеком…

АЛЬМА. Это напоминает мне анекдот о филадельфийцах. Один филадельфиец встретил другого и говорит: «Все безумны в этом мире, кроме тебя и меня, но ты немного странный!» Ха-ха-ха!

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Почему ты так смеешься?

АЛЬМА. Как так, отец?

ПРЕПОДОБНЫЙ УАЙНМИЛЛЕР. Запрокидываешь голову. Удивительно, как ты не ломаешь себе шею! – Ах, мне… Хм-м…(Бредет прочь с легким прощальным кивком.)


Выстреливает ракета. Долгое «Ах-х!» из толпы. В немой игре мать Джона пытается увести его из сквера, но он протестует. Кто-то зовет ее. Она неохотно идет, проходя перед мисс Альмой.


АЛЬМА (просветленно). Добрый вечер, миссис Бьюкенен.

МИССИС БЬЮКЕНЕН. Да это мисс Альма! Хочу поздравить вас. Я знала, что вы поете, но никогда не слышала, чтобы кто-нибудь пел с таким огромным… чувством! Не удивительно, что вас зовут «Певчей птичкой Дельты».

АЛЬМА. С вашей стороны мило выдумать это, я пела так плохо.

МИССИС БЬЮКЕНЕН. Вы просто скромничаете! (Уходя, притворно улыбается.)


Альма поднялась со скамейки. Теперь она снова садится и закрывает глаза, держа у шеи раскрытый веер. Джон окидывает ее взглядом, потом замечает неразорвавшуюся шутиху. Подбирает, поджигает и кидает под скамейку. Она выстреливает, и Альма вскакивает с резким криком. Он смеется, спускается со ступенек и подходит к скамейке.


ДЖОН. Здравствуйте, мисс Альма.

АЛЬМА. Джонни Бьюкенен, это вы бросили шутиху?

ДЖОН. Ха-ха!

АЛЬМА. Ха-ха-ха! Думаю, что мне нужна была небольшая встряска, чтобы опомниться от шока моего фиаско – на эстраде!

ДЖОН. Я слышал, как вы поете. Мне понравилось.

АЛЬМА. Ха-ха-ха! Вам оба куплета понравились? Я спела один дважды! Ха-ха-ха…

ДЖОН. Это было достаточно хорошо, чтобы спеть еще и три, и четыре раза.

АЛЬМА. Рыцарство! Рыцарство еще существует в Южных штатах!

ДЖОН. Не возражаете, если я присяду рядом?

АЛЬМА. Ой, пожалуйста, пожалуйста, садитесь! Места хватит для обоих. Ни вы, ни я огромными размерами – по ширине – не отличаемся! Ха-ха-ха!


^ Он садится. Неловкая пауза.


ДЖОН. Вы пели с таким большим чувством, мисс Альма.

АЛЬМА. Чувство было паническим.

ДЖОН. По мне, это звучало хорошо.

АЛЬМА. Я сама не могу слышать, как пою, я только чувствую, как работают глотка и язык да как быстро бьется сердце! – как молоток…

ДЖОН. У вас сердцебиение, когда вы поете?

АЛЬМА. Иногда я удивляюсь, что не падаю замертво!

ДЖОН. Тогда, может, вам не следует петь.

АЛЬМА. О, потом я чувствую, что сделала нечто, и это ощущение не похоже на то, что обычно чувствует человек…

ДЖОН. Кажется, вы еще дрожите?

АЛЬМА. Эта шутиха потрясла всю мою нервную систему! Ха-ха-ха!

ДЖОН. Виноват. Понятия не имел, что вы так нервны.

АЛЬМА. Никто не вправе быть таким нервным. Вы – вы дома на каникулах, не так ли? Я имею в виду дома до конца лета?

ДЖОН. Я окончил медицинский институт. А теперь связан с больницей, выполняю лабораторную работу.

АЛЬМА. Ой, в какой области? Потрясающе! Как потрясающе это звучит, а в какой области, а?

ДЖОН. В бактериологии.

АЛЬМА. Это (Открывает рот.), это что-то, связанное с-с-с – микроскопом? А?

ДЖОН. Иногда приходится смотреть в микроскоп.

АЛЬМА. Один раз я смотрела в телескоп, в Оксфорде, в Миссисипи, в университете штата, когда однажды весной отец читал там бакалаврскую речь. Но я никогда, никогда не смотрела через микроскоп! Скажите, что вы видите, то есть, на что это похоже, через микроскоп, если этот вопрос имеет какой-нибудь смысл? А?

ДЖОН (медленно). Ну, вы видите во многом то же, что вы видите через телескоп.

АЛЬМА. Ой-й?

ДЖОН. Некий – космос, некий – микрокосмос! – отчасти хаос, а – отчасти порядок…


^ Вновь слышна музыка.


АЛЬМА. Отчасти хаос и отчасти порядок! О, поэзия науки, невероятная поэзия! Ха-ха-ха!

ДЖОН (рассеянно). Да…

АЛЬМА. Отчасти хаос, а отчасти порядок – следы Бога! – А?

ДЖОН. Его следы, да, возможно… но не – самого Бога!

АЛЬМА. Разве не странно? Он никогда, в самом деле, в самом деле, – не обнаруживает Себя! Здесь и там – след, но даже по следам не так легко найти! Нет, невозможно найти. Фактически вы даже не знаете, на что они указывают, эти следы, куда ведут… Ха-ха-ха!

ДЖОН. Как мы начали говорить на эту тему?

АЛЬМА. Бог знает, но начали! – Итак, вы пока дома! Держу пари, ваша мать в восторге, она без ума от вас, постоянно восхваляет вас, рассказывает мне, что прошлым летом вы magna cum laude1 окончили курс Джонс Хопкинс университета. Какие у вас – планы на будущее?

ДЖОН. Я уезжаю завтра.

АЛЬМА. Ой, завтра? Так скоро! Скоро, как все такое?!

ДЖОН. Только что получил телеграмму от моего учителя, который борется с вирусной инфекцией на Кубе.

АЛЬМА. Борется с вирусной инфекцией! На Кубе?

ДЖОН. Да. Вирусная инфекция на Кубе. Вызывающая лихорадку.

АЛЬМА. Ой-й, лихорадка! – Ха-ха-ха…

ДЖОН. Там небольшое эпидемическое ухудшение с некоторыми необычными – аспектами, он говорит. А я всегда хотел побывать в Латинской Америке. АЛЬМА. О, эти страны Латинской Америки. Все, чем они там занимаются, – это мечтают на солнце, мечтают, мечтают на солнце и предаются чувствам!

ДЖОН (улыбаясь неожиданно). Ну, я слышал, что cantinas* лучше, чем бары, и, рассказывают, что senoritas** – пальчики оближешь.

АЛЬМА. Будьте осторожны, не попадитесь. Говорят, что тропики – сущий кошмар. Люди уезжают туда, и больше о них никогда не слышат!

ДЖОН. Ну, одно несомненно, там не могло бы быть более жарко, чем здесь.

АЛЬМА. Разве это не ужасно? Лето – не лучшее время, чтоб обновить знакомство с Глориоз Хилл, Миссисипи. Ветер с залива обманул наши ожидания в этом году. Обычно он охлаждает ночи, но в этом году он нас покинул.

ДЖОН. Гонки вдоль реки освежают.

АЛЬМА. Как восхитительно это звучит, гонки вдоль реки, чтобы освежиться!

ДЖОН. По-вашему, звучит хорошо?

АЛЬМА. Даже слишком хорошо, чтобы поверить!

ДЖОН. Почему бы нам ни прокатиться?

АЛЬМА. Превосходное предложение! (Вскакивает. Но быстро входит миссис Бьюкенен.)

МИССИС БЬЮКЕНЕН. Джон! Джон, дорогой!

ДЖОН. Что случилось, матушка?

МИССИС БЬЮКЕНЕН. Твой отец и я искали тебя по всему скверу! – Извините нас, мисс Альма!

АЛЬМА. Конечно, миссис Бьюкенен. (На мгновение закрывает глаза с видом бесконечного отчаяния.)

^ МИССИС БЬЮКЕНЕН (продолжает, одновременно завладевая рукой Джона).

Миссис Арбакль вызвала твоего отца, но я настаиваю, чтобы он отправился прямо в постель; он почти падает от изнеможения, и нет абсолютно никакой причины, почему ты не можешь пойти и сделать этой женщине, – пожалуйста, извините нас, мисс Альма! –(тащит его прочь) укол морфия, это все, что может быть сделано…

ДЖОН (отступая). До свидания, мисс Альма.

АЛЬМА. До свидания! До свидания! (Оседает на скамейку.)


Взлетает ракета, толпа кричит «Ах-х!»

^ Роджер Доремус, в легком возбуждении воробышка, мчится со своим французским рожком в футляре.


РОДЖЕР. Как оно звучало, мое соло на французском рожке?

АЛЬМА. Я... Пожалуйста, принесите мне воды, воды из фонтана, я, я …

РОДЖЕР. Вам нехорошо?

АЛЬМА. Я должна принять таблетку, а рот так пересох, что я не могу ее проглотить. (^ Откидывается назад, трогая шею, в то время как Роджер с тревогой отступает к фонтану.)

Сцена уходит в темноту.
  1   2   3   4



Похожие:

О странностях певчих птиц… iconВнеклассное мероприятие для начальных классов на тему: "Встречаем птиц" (автор педагог д/о Нараткина М. В. (Моудод «эбц «Караш», г. Чебоксары) Тема : "Встречаем птиц"
Весной, в канун Пасхи, принято было на Руси выпускать птиц из клеток. В то время было принято держать птиц в клетках. Существовала...
О странностях певчих птиц… iconЗимой птицам холодно и голодно. Морозная, лютая зима опасна для птиц. От недостатка пищи пернатые падают в обморок. Для птиц опасен не холод, а голод.
Для птиц опасен не холод, а голод. Поэтому ребята из нашего класса решили принять участие в акции «Кормушка» Вместе с родителями...
О странностях певчих птиц… iconКонспект занятия по формированию экологических представлений в старшей группе «Жизнь птиц весной» Цель: формирование элементарных представлений о жизни птиц в весенний период. Задачи
Обучающие: уточнить и расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; дать сведения о звуковых сигналах...
О странностях певчих птиц… iconАнкета участника международных Дней
Союз охраны птиц России (сопр) приглашает Вас стать участником Осенних Дней наблюдений птиц
О странностях певчих птиц… iconВнеклассное мероприятие: "птицы друзья наши верные" Цель
Цель: познакомить ребят с интересными фактами из жизни птиц, их многообразием, с жизнью птиц
О странностях певчих птиц… iconАлександр Сергеевич Пушкин, сосланный на юг за оду «Вольность». Федор Антонович Туманский, молодой диплом
Весной, в канун Пасхи, принято было на Руси выпускать птиц из клеток. В то время было принято держать птиц в клетках. Существовала...
О странностях певчих птиц… icon«Знатоки птиц родного края»
Как называют птиц, которые летом живут у нас, вьют гнёзда, а с наступлением холодов улетают на всю зиму в тёплые страны, чтобы потом...
О странностях певчих птиц… iconВ мбоу сош №13 2 апреля 2012 года прошел праздник «День птиц». Учащиеся 2-4 классов соревновались по станциям: «Птичья азбука», «Загадочная», «Узнай птицу по описанию», «Узнай птицу по голосу» идругие
«А» класс, среди 3-их – 3 «В» класс и среди 4-х классов 4 «А» класс. В завершении праздника в школьном дворе были развешены скворечники...
О странностях певчих птиц… iconАкция "покормите птиц"
Не менее опасны для диких птиц и зимние оттепели с их обильными снегопадами, после которых семенные головки сортных трав и плоды...
О странностях певчих птиц… iconАкция "покормите птиц"
Не менее опасны для диких птиц и зимние оттепели с их обильными снегопадами, после которых семенные головки сортных трав и плоды...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы