Драма в четырех действиях действующие лица icon

Драма в четырех действиях действующие лица



НазваниеДрама в четырех действиях действующие лица
страница1/6
Дата конвертации04.12.2012
Размер0.85 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6

Антон Павлович Чехов


ИВАНОВ

ДРАМА В ЧЕТЫРЕХ ДЕЙСТВИЯХ


ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА


Иванов Николай Алексеевич, непременный член по крестьянским делам

присутствия.

Анна Петровна, его жена, урожденная Сарра Абрамсон.

Шабельский Матвей Семенович, граф, его дядя по матери.

Лебедев Павел Кириллыч, председатель земской управы.

Зинаида Савишна, его жена.

Саша, дочь Лебедевых, 20-ти лет.

Львов Евгений Константинович, молодой земский врач.

Бабакина Марфа Егоровна, молодая вдова, помещица, дочь богатого

купца.

Косых Дмитрий Никитич, акцизный.

Боркин Михаил Михайлович, дальний родственник Иванова и управляющий

его имением.

Авдотья Назаровна, старуха с неопределенною профессией.

Егорушка, нахлебник Лебедевых.

1-й гость.

2-й гость.

3-й гость.

4-й гость.

Петр, лакей Иванова.

Гаврила, лакей Лебедевых.

Гости обоего пола, лакеи.


Действие происходит в одном из уездов средней полосы России.


^ ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ


Сад в имении Иванова. Слева фасад дома с террасой. Одно окно открыто.

Перед террасой широкая полукруглая площадка, от которой в сад, прямо и

вправо, идут аллеи. На правой стороне садовые диванчики и столики. На

одном из последних горит лампа. Вечереет. При поднятии занавеса слышно,

как в доме разучивают дуэт на рояле и виолончели.


I


Иванов и Боркин.

Иванов сидит за столом и читает книгу. Боркин в больших сапогах, с

ружьем, показывается в глубине сада; он навеселе; увидев Иванова, на

цыпочках идет к нему и, поравнявшись с ним, прицеливается в его лицо.


Иванов (увидев Боркина, вздрагивает и вскакивает). Миша, бог знает

что... вы меня испугали... Я и так расстроен, а вы еще с глупыми

шутками... (Садится.) Испугал и радуется...

Боркин (хохочет). Ну, ну... виноват, виноват. (Садится рядом.) Не

буду больше, не буду... (Снимает фуражку.) Жарко. Верите ли, душа моя, в

какие-нибудь три часа семнадцать верст отмахал... замучился...

Пощупайте-ка, как у меня сердце бьется...

Иванов (читая). Хорошо, после...

Боркин. Нет, вы сейчас пощупайте. (Берет его руку и прикладывает к

груди.) Слышите? Ту-ту-ту-ту-ту-ту. Это, значит, у меня порок сердца.

Каждую минуту могу скоропостижно умереть. Послушайте, вам будет жаль, если

я умру?

Иванов. Я читаю... после...

Боркин.
Нет, серьезно, вам будет жаль, если я вдруг умру? Николай

Алексеевич, вам будет жаль, если я умру?

Иванов. Не приставайте!

Боркин. Голубчик, скажите: будет жаль?

Иванов. Мне жаль, что от вас водкой пахнет. Это, Миша, противно.

Боркин (смеется). Разве пахнет? Удивительное дело... Впрочем, тут нет

ничего удивительного. В Плесниках я встретил следователя, и мы,

признаться, с ним рюмок по восьми стукнули. В сущности говоря, пить очень

вредно. Послушайте, ведь вредно? А? вредно?

Иванов. Это, наконец, невыносимо... Поймите, Миша, что это

издевательство...

Боркин. Ну, ну... виноват, виноват!.. Бог с вами, сидите себе...

(Встает и идет.) Удивительный народ, даже и поговорить нельзя.

(Возвращается.) Ах, да! Чуть было не забыл... Пожалуйте восемьдесят два

рубля!..

Иванов. Какие восемьдесят два рубля?

Боркин. Завтра рабочим платить.

Иванов. У меня нет.

Боркин. Покорнейше благодарю! (Дразнит.) У меня нет... Да ведь нужно

платить рабочим? Нужно?

Иванов. Не знаю. У меня сегодня ничего нет. Подождите до первого

числа, когда жалованье получу.

Боркин. Вот и извольте разговаривать с такими субъектами!.. Рабочие

придут за деньгами не первого числа, а завтра утром!..

Иванов. Так что же мне теперь делать? Ну, режьте меня, пилите... И

что у вас за отвратительная манера приставать ко мне именно тогда, когда я

читаю, пишу или...

Боркин. Я вас спрашиваю: рабочим нужно платить или нет? Э, да что с

вами говорить!.. (Машет рукой.) Помещики тоже, черт подери,

землевладельцы... Рациональное хозяйство... Тысяча десятин земли - и ни

гроша в кармане... Винный погреб есть, а штопора нет... Возьму вот и

продам завтра тройку! Да-с!.. Овес на корню продал, а завтра возьму и рожь

продам. (Шагает по сцене.) Вы думаете, я стану церемониться? Да? Ну,

нет-с, не на такого напали...


II


Те же, Шабельский (за сценой) и Анна Петровна.

Голос Шабельского за окном: "Играть с вами нет никакой возможности...

Слуха у вас меньше, чем у фаршированной щуки, а туше возмутительное".


Анна Петровна (показывается в открытом окне). Кто здесь сейчас

разговаривал? Это вы, Миша? Что вы так шагаете?

Боркин. С вашим Nicolas-voila еще не так зашагаешь.

Анна Петровна. Послушайте, Миша, прикажите принести на крокет сена.

Боркин (машет рукой). Оставьте вы меня, пожалуйста...

Анна Петровна. Скажите, какой тон... К вам этот тон совсем не идет.

Если хотите, чтобы вас любили женщины, то никогда при них не сердитесь и

не солидничайте... (Мужу.) Николай, давайте на сене кувыркаться!..

Иванов. Тебе, Анюта, вредно стоять у открытого окна. Уйди,

пожалуйста... (Кричит.) Дядя, закрой окно!


Окно закрывается.


Боркин. Не забывайте еще, что через два дня нужно проценты платить

Лебедеву.

Иванов. Я помню. Сегодня я буду у Лебедева и попрошу его подождать...

(Смотрит на часы.)

Боркин. Вы когда туда поедете?

Иванов. Сейчас.

Боркин (живо). Постойте, постойте!.. ведь сегодня, кажется, день

рождения Шурочки... Те-те-те-те... А я забыл... Вот память, а? (Прыгает.)

Поеду, поеду... (Поет.) Поеду... Пойду выкупаюсь, пожую бумаги, приму три

капли нашатырного спирта и - хоть сначала начинай... Голубчик, Николай

Алексеевич, мамуся моя, ангел души моей, вы всё нервничаете, ей-богу,

ноете, постоянно в мерлехлюндии, а ведь мы, ей-богу, вместе черт знает

каких делов могли бы наделать! Для вас я на все готов... Хотите, я для вас

на Марфуше Бабакиной женюсь? Половина приданого ваша... То есть не

половина, а всё берите, всё!..

Иванов. Будет вам вздор молоть...

Боркин. Нет, серьезно, ей-богу, хотите, я на Марфуше женюсь? Приданое

пополам... Впрочем, зачем я это вам говорю? Разве вы поймете? (Дразнит.)

"Будет вздор молоть". Хороший вы человек, умный, но в вас не хватает этой

жилки, этого, понимаете ли, взмаха. Этак бы размахнуться, чтобы чертям

тошно стало... Вы психопат, нюня, а будь вы нормальный человек, то через

год имели бы миллион. Например, будь у меня сейчас две тысячи триста

рублей, я бы через две недели имел двадцать тысяч. Не верите? И это,

по-вашему, вздор? Нет, не вздор... Вот дайте мне две тысячи триста рублей,

и я через неделю доставлю вам двадцать тысяч. На том берегу Овсянов

продает полоску земли, как раз против нас, за две тысячи триста рублей.

Если мы купим эту полоску, то оба берега будут наши. А если оба берега

будут наши, то, понимаете ли, мы имеем право запрудить реку. Ведь так? Мы

мельницу будем строить, и как только мы объявим, что хотим запруду

сделать, так все, которые живут вниз по реке, поднимут гвалт, а мы сейчас:

коммен зи гер*, - если хотите, чтобы плотины не было, заплатите.

Понимаете? Заревская фабрика даст пять тысяч, Корольков три тысячи,

монастырь даст пять тысяч...

_______________

* идите-ка сюда (нем. kommen Sie her)


Иванов. Все это, Миша, фокусы... Если не хотите со мною ссориться, то

держите их при себе.

Боркин (садится за стол). Конечно!.. Я так и знал!.. И сами ничего не

делаете, и меня связываете...


III


Те же, Шабельский и Львов.


Шабельский (выходя со Львовым из дома). Доктора - те же адвокаты, с

тою только разницей, что адвокаты только грабят, а доктора и грабят и

убивают... Я не говорю о присутствующих. (Садится на диванчик.) Шарлатаны,

эксплоататоры... Может быть, в какой-нибудь Аркадии попадаются исключения

из общего правила, но... я в свою жизнь пролечил тысяч двадцать и не

встретил ни одного доктора, который не казался бы мне патентованным

мошенником.

Боркин (Иванову). Да, сами ничего не делаете и меня связываете.

Оттого у нас и денег нет...

Шабельский. Повторяю, я не говорю о присутствующих... Может быть,

есть исключения, хотя, впрочем... (Зевает.)

Иванов (закрывая книгу). Что, доктор, скажете?

Львов (оглядываясь на окно). То же, что и утром говорил: ей

немедленно нужно в Крым ехать. (Ходит по сцене.)

Шабельский (прыскает). В Крым!.. Отчего, Миша, мы с тобою не лечим?

Это так просто... Стала перхать или кашлять от скуки какая-нибудь мадам

Анго или Офелия, бери сейчас бумагу и прописывай по правилам науки:

сначала молодой доктор, потом поездка в Крым, в Крыму татарин...

Иванов (графу). Ах, не зуди ты, зуда! (Львову.) Чтобы ехать в Крым,

нужны средства. Допустим, что я найду их, но ведь она решительно

отказывается от этой поездки...

Львов. Да, отказывается.


Пауза.


Боркин. Послушайте, доктор, разве Анна Петровна уж так серьезно

больна, что необходимо в Крым ехать?..

Львов (оглядывается на окно). Да, чахотка...

Боркин. Псс!.. нехорошо... Я сам давно уже по лицу замечал, что она

не протянет долго.

Львов. Но... говорите потише... в доме слышно...


Пауза.


Боркин (вздыхая). Жизнь наша... Жизнь человеческая подобна цветку,

пышно произрастающему в поле: пришел козел, съел и - нет цветка...

Шабельский. Все вздор, вздор и вздор!.. (Зевает.) Вздор и плутни.


Пауза.


Боркин. А я, господа, тут все учу Николая Алексеевича деньги

наживать. Сообщил ему одну чудную идею, но мой порох, по обыкновению, упал

на влажную почву. Ему не втолкуешь... Посмотрите, на что он похож:

меланхолия, сплин, тоска, хандра, грусть...

Шабельский (встает и потягивается). Для всех ты, гениальная башка,

изобретаешь и учишь всех, как жить, а меня хоть бы раз поучил... Поучи-ка,

умная голова, укажи выход...

Боркин (встает). Пойду купаться... Прощайте, господа... (Графу.) У

вас двадцать выходов есть... На вашем месте я через неделю имел бы тысяч

двадцать. (Идет.)

Шабельский (идет за ним). Каким это образом? Ну-ка, научи.

Боркин. Тут и учить нечему. Очень просто... (Возвращается.) Николай

Алексеевич, дайте мне рубль!


Иванов молча дает ему деньги.


Merci! (Графу.) У вас еще много козырей на руках.

Шабельский (идя за ним). Ну, какие же?

Боркин. На вашем месте я через неделю имел бы тысяч тридцать, если не

больше. (Уходит с графом.)

Иванов (после пауза). Лишние люди, лишние слова, необходимость

отвечать на глупые вопросы - всё это, доктор, утомило меня до болезни. Я

стал раздражителен, вспыльчив, резок, мелочен до того, что не узнаю себя.

По целым дням у меня голова болит, бессонница, шум в ушах... А деваться

положительно некуда... Положительно...

Львов. Мне, Николай Алексеевич, нужно серьезно поговорить с вами.

Иванов. Говорите.

Львов. Я об Анне Петровне. (Садится.) Она не соглашается ехать в

Крым, но с вами она поехала бы.

Иванов (подумав). Чтобы ехать вдвоем, нужны средства. К тому же, мне

не дадут продолжительного отпуска. В этом году я уже брал раз отпуск...

Львов. Допустим, что это правда. Теперь далее. Самое главное

лекарство от чахотки - это абсолютный покой, а ваша жена не знает ни

минуты покоя. Ее постоянно волнуют ваши отношения к ней. Простите, я

взволнован и буду говорить прямо. Ваше поведение убивает ее.


Пауза.


Николай Алексеевич, позвольте мне думать о вас лучше!..

Иванов. Все это правда, правда... Вероятно, я страшно виноват, но

мысли мои перепутались, душа скована какою-то ленью, и я не в силах

понимать себя. Не понимаю ни людей, ни себя... (Взглядывает на окно.) Нас

могут услышать, пойдемте, пройдемся.


Встают.


Я, милый друг, рассказал бы вам с самого начала, но история длинная и

такая сложная, что до утра не расскажешь.


Идут.


Анюта замечательная, необыкновенная женщина... Ради меня она переменила

веру, бросила отца и мать, ушла от богатства, и если бы я потребовал еще

сотню жертв, она принесла бы их, не моргнув глазом. Ну-с, а я ничем не

замечателен и ничем не жертвовал. Впрочем, это длинная история... Вся суть

в том, милый доктор (мнется), что... короче говоря, женился я по страстной

любви и клялся любить вечно, но... прошло пять лет, она все еще любит

меня, а я... (Разводит руками.) Вы вот говорите мне, что она скоро умрет,

а я не чувствую ни любви, ни жалости, а какую-то пустоту, утомление. Если

со стороны поглядеть на меня, то это, вероятно, ужасно; сам же я не

понимаю, что делается с моею душой...


Уходят по аллее.


IV


Шабельский, потом Анна Петровна.


Шабельский (входит и хохочет). Честное слово, это не мошенник, а

мыслитель, виртуоз! Памятник ему нужно поставить. В себе одном совмещает

современный гной во всех видах: и адвоката, и доктора, и кукуевца, и

кассира. (Садится на нижнюю ступень террасы.) И ведь нигде, кажется, курса

не кончил, вот что удивительно... Стало быть, каким был бы гениальным

подлецом, если бы еще усвоил культуру, гуманитарные науки! "Вы, говорит,

через неделю можете иметь двадцать тысяч. У вас, говорит, еще на руках

козырный туз - ваш графский титул. (Хохочет.) За вас любая девица пойдет с

приданым"...


Анна Петровна открывает окно и глядит вниз.


"Хотите, говорит, посватаю за вас Марфушу?" Qui est ce que c'est* Марфуша?

Ах, это та, Балабалкина... Бабакалкина... эта, что на прачку похожа.

_______________

* Кто это (франц.).


Анна Петровна. Это вы, граф?

Шабельский. Что такое?


Анна Петровна смеется.


(Еврейским акцентом.) Зачиво вы шмеетесь?

Анна Петровна. Я вспомнила одну вашу фразу. Помните, вы говорили за

обедом? Вор прощеный, лошадь... Как это?

Шабельский. Жид крещеный, вор прощеный, конь леченый - одна цена.

Анна Петровна (смеется). Вы даже простого каламбура не можете сказать

без злости. Злой вы человек. (Серьезно.) Не шутя, граф, вы очень злы. С

вами жить скучно и жутко. Всегда вы брюзжите, ворчите, все у вас подлецы и

негодяи. Скажите мне, граф, откровенно: говорили вы когда-нибудь о ком

хорошо?

Шабельский. Это что за экзамен?

Анна Петровна. Живем мы с вами под одною крышей уже пять лет, и я ни

разу не слыхала, чтобы вы отзывались о людях спокойно, без желчи и без

смеха. Что вам люди сделали худого? И неужели вы думаете, что вы лучше

всех?

Шабельский. Вовсе я этого не думаю. Я такой же мерзавец и свинья в

ермолке, как все. Моветон и старый башмак. Я всегда себя браню. Кто я? Что

я? Был богат, свободен, немного счастлив, а теперь... нахлебник,

приживалка, обезличенный шут. Я негодую, презираю, а мне в ответ смеются;

я смеюсь, на меня печально кивают головой и говорят: спятил старик... А

чаще всего меня не слышат и не замечают...

Анна Петровна (покойно). Опять кричит...

Шабельский. Кто кричит?

Анна Петровна. Сова. Каждый вечер кричит.

Шабельский. Пусть кричит. Хуже того, что уже есть, не может быть.

(Потягивается.) Эх, милейшая Сарра, выиграй я сто или двести тысяч,

показал бы я вам, где раки зимуют!.. Только бы вы меня и видели. Ушел бы я

из этой ямы, от даровых хлебов, и ни ногой бы сюда до самого страшного

суда...

Анна Петровна. А что бы вы сделали, если бы вы выиграли?

Шабельский (подумав). Я прежде всего поехал бы в Москву и цыган

послушал. Потом... потом махнул бы в Париж. Нанял бы себе там квартиру,

ходил бы в русскую церковь...

Анна Петровна. А еще что?

Шабельский. По целым дням сидел бы на жениной могиле и думал. Так бы

я и сидел на могиле, пока не околел. Жена в Париже похоронена...


Пауза.


Анна Петровна. Ужасно скучно. Сыграть нам дуэт еще, что ли?

Шабельский. Хорошо, приготовьте ноты.


Анна Петровна уходит.


V


Шабельский, Иванов и Львов.


Иванов (показывается на аллее со Львовым). Вы, милый друг, кончили

курс только в прошлом году, еще молоды и бодры, а мне тридцать пять. Я

имею право вам советовать. Не женитесь вы ни на еврейках, ни на

психопатках, ни на синих чулках, а выбирайте себе что-нибудь заурядное,

серенькое, без ярких красок, без лишних звуков. Вообще всю жизнь стройте

по шаблону. Чем серее и монотоннее фон, тем лучше. Голубчик, не воюйте вы

в одиночку с тысячами, не сражайтесь с мельницами, не бейтесь лбом о

стены... Да хранит вас бог от всевозможных рациональных хозяйств,

необыкновенных школ, горячих речей... Запритесь себе в свою раковину и

делайте свое маленькое, богом данное дело... Это теплее, честнее и

здоровее. А жизнь, которую я пережил, - как она утомительна! Ах, как

утомительна!.. Сколько ошибок, несправедливостей, сколько нелепого...

(Увидев графа, раздраженно.) Всегда ты, дядя, перед глазами вертишься, не

даешь поговорить наедине!

Шабельский (плачущим голосом). А черт меня возьми нигде приюта нет!

(Вскакивает и идет в дом.)

Иванов (кричит ему вслед). Ну, виноват, виноват! (Львову.) За что я

его обидел? Нет, я решительно развинтился. Надо будет с собою что-нибудь

сделать. Надо...

Львов (волнуясь). Николай Алексеевич, я выслушал вас и... и,

простите, буду говорить прямо, без обиняков. В вашем голосе, в вашей

интонации, не говоря уж о словах, столько бездушного эгоизма, столько

холодного бессердечия... Близкий вам человек погибает оттого, что он вам

близок, дни его сочтены, а вы... вы можете не любить, ходить, давать

советы, рисоваться... Не могу я вам высказать, нет у меня дара слова,

но... но вы мне глубоко несимпатичны!..

Иванов. Может быть, может быть... Вам со стороны виднее... Очень

возможно, что вы меня понимаете... Вероятно, я очень, очень виноват...

(Прислушивается.) Кажется, лошадей подали. Пойду одеться... (Идет к дому и

останавливается.) Вы, доктор, не любите меня и не скрываете этого. Это

делает честь вашему сердцу... (Уходит в дом.)

Львов (один). Проклятый характер... Опять упустил случай и не

поговорил с ним как следует... Не могу говорить с ним хладнокровно! Едва

раскрою рот и скажу одно слово, как у меня вот тут (показывает на грудь)

начинает душить, переворачиваться, и язык прилипает к горлу. Ненавижу

этого Тартюфа, возвышенного мошенника, всею душой... Вот уезжает... У

несчастной жены все счастье в том, чтобы он был возле нее, она дышит им,

умоляет его провести с нею хоть один вечер, а он... он не может... Ему,

видите ли, дома душно и тесно. Если он хоть один вечер проведет дома, то с

тоски пулю себе пустит в лоб. Бедный... ему нужен простор, чтобы затеять

какую-нибудь новую подлость... О, я знаю, зачем ты каждый вечер ездишь к

этим Лебедевым! Знаю!


VI


Львов, Иванов (в шляпе и пальто), Шабельский и Анна Петровна.


Шабельский (выходя с Ивановым и с Анной Петровной из дома). Наконец,

Nicolas, это бесчеловечно!.. Сам уезжаешь каждый вечер, а мы остаемся

одни. От скуки ложимся спать в восемь часов. Это безобразие, а не жизнь! И

почему это тебе можно ездить, а нам нельзя? Почему?

Анна Петровна. Граф, оставьте его! Пусть едет, пусть...

Иванов (жене). Ну, куда ты, больная, поедешь? Ты больна и тебе нельзя

после заката солнца быть на воздухе... Спроси вот доктора. Ты не дитя,

Анюта, нужно рассуждать... (Графу.) А тебе зачем туда ехать?

  1   2   3   4   5   6



Похожие:

Драма в четырех действиях действующие лица iconДрама в четырех действиях действующие лица
В доме Прозоровых. Гостиная с колоннами, за которыми виден большой зал. Полдень; на дворе солнечно, весело. В зале накрывают стол...
Драма в четырех действиях действующие лица iconПьеса в четырёх действиях действующие лица
Опушка – посетительница выставки скульптур, накануне обретшая новую ногу, а впоследствии утраченную любовь своей юности
Драма в четырех действиях действующие лица iconДебри Пьеса в четырех действиях Перевод Л. В. Хвостенко под редакцией Т. Озерской действующие лица
Картина вторая. Туземная хижина на западном берегу реки Луалабе. Декабрь 1898 года
Драма в четырех действиях действующие лица iconДжон Голсуорси Схватка Драма в трех действиях Перевод Г. Злобина под ред. Бернштейна действующие лица
Действие второе. Сцена 1 кухня в домике Робертса неподалеку от завода. Сцена 2 пустырь за заводом
Драма в четырех действиях действующие лица iconСцены из деревенской жизни в четырех действиях действующие лица
Сад. Видна часть сада с террасой. На аллее под старым тополем стол, сервированный для чая. Скамьи, стулья; на одной из скамей лежит...
Драма в четырех действиях действующие лица iconЛеонид Николаевич Андреев Екатерина Ивановна Пьеса в четырех действиях действующие лица
Голоса то падают, то возвышаются почти до крика, перебиваются короткими, но глубокими паузами, раз даже слышны слова: "Ты лжешь!"...
Драма в четырех действиях действующие лица iconКомедия в четырех действиях, в стихах Действующие лица
Явление 1Гостиная, в ней большие часы, справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортопияно с флейтою, которые потом умолкают....
Драма в четырех действиях действующие лица iconКомедия в четырех действиях действующие лица
Парка в имении Сорина. Широкая аллея, ведущая по направлению от зрителей в глубину парка к озеру, загорожена эстрадой, наскоро сколоченной...
Драма в четырех действиях действующие лица iconПьеса в четырех действиях действующие лица
На диване сидят Этель Гросман с Женей. Этель высокая женщина в пеньюаре. В ушах бриллиантовые серьги. На пальцах масса колец. Женя...
Драма в четырех действиях действующие лица iconКомедия в трех действиях с прологом Действующие лица
Маски богов – золотые, маски людей – естественного цвета. Юпитер и Меркурий, превращаясь в Амфитриона и Созия, надевают поверх своих...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов