Становление методологической культуры учащихся в обучении физике icon

Становление методологической культуры учащихся в обучении физике



НазваниеСтановление методологической культуры учащихся в обучении физике
Дата конвертации25.11.2012
Размер46.16 Kb.
ТипДокументы

Министерство образования РФ

Научно-методический совет по физике Министерства образования РФ Объединенное физическое общество РФ

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова Московский физико-технический институт (государственный университет) Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена


ФИЗИКА

В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФССО-03)


ТРУДЫ СЕДЬМОЙ МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
14-18 октября 2003г.


ТОМ 3


Санкт-Петербург
Издательство РГПУ им. А.И. Герцена
2003

^ СТАНОВЛЕНИЕ МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧАЩИХСЯ
В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ


Бубликов С.В., Молеваник С.П., Штейн Б.М.
РГПУ им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург


В модернизации физического образования в средней школе остается проблема по­иска путей перехода от "знаниевого" типа обучения к "ориентационному" типу. Целесо­образным представляется рассмотрение "образования как учебной модели науки" (А. С. Кондратьев, А, А. Самарский). При таком подходе к образованию познавательная дея­тельность учащихся направлена не только на усвоение конкретных физических знаний, но и на активное освоение основ методологии физики как науки. Синтез фактических и методологических знаний позволяет интенсифицировать ориентационную (поисковую) направленность образования в изучении многих как фундаментальных, так и прикладных вопросов физики. Сложность возникает в организации реального процесса обучения

Результаты нашей работы в экспериментальных школах (№№ 157, 344, 381, 505 С.- Петербурга) и анализ передового педагогического опыта (школ №181, АГСПбГУ) показы­вают, что ряд программ и согласованных с ними учебных планов по физике дают доста­точный простор для организации процесса обучения таким образом, чтобы реализовать вышеназванный переход путем становления методологической культуры учащихся. Ста­новление методологической культуры учащихся представляет собой методическую сис­тему с характерными ключевыми понятиями, основными элементами и внешними проявлениями.

Ключевыми понятиями являются. Коммуникативный характер обучения. Физиче­ская, математическая, компьютерная модели реального явления. Структурная триада физики: физика экспериментальная - физика теоретическая - физика вычислительная. Уровневая триада методологии физики: уровень методологических принципов физики; уровень фундаментальных физических законов; уровень конкретных законов физических теорий. Цикл научного познания, расширенный возможностями вычислительного эксперимента и математического моделирования реальных явлений.

Основными элементами являются.
На этапе изучения новых знаний: деятельность учителя, раскрывающего логику получения основных законов и соотношений изучаемого материала на основе использования модельного характера научных знаний, цикла научно­го познания и возможностей вариативного построения изучения материала средствами структурной и уровневой триад методологии физики.

На этапе применения знаний: коммуникативный характер обучения, в котором прослеживается совместное творчество учителя и учащихся по созданию проблемной си­туации или подбору интересной задачи по изучаемой теме -> анализ найденной проблем­ной ситуации (задачи) -> четкое формулирование физической части проблемы (задачи) -> выдвижение гипотез -> разработка моделей (физических, математических, компьютер­ных) -> проверка и корректировка гипотез -> нахождение решений -> проверка (экспери­ментальная, основанная на возможностях школьного кабинета физики) и анализ решений -> предложения по использованию полученных результатов для постановки и решения других проблем (задач) по изучаемой теме, по ранее изученным темам курса физики, а также по другим предметам области естествознания, мотивация полученного результата для жизненных ситуаций и развития научного мировоззрения.

Методологическая культура учащихся внешне отчетливо проявляется в способно­сти анализировать любую проблемную ситуацию (от поставленной учителем в виде физи­ческой учебной задачи вплоть до самостоятельно подмеченной в окружающем мире), подбирать адекватные языки описания этой ситуации, выявлять ее фундаментальные ко­личественные характеристики и качественные аспекты, доводить уровень понимания (Л. Каданов) до возможности теоретического прогнозирования характера и результатов ее развития во времени.

Усилению практической направленности методологической культуры, формируе­мой в обучении физике, служат задачи-оценки. Целесообразность использования оценоч­ных моделей отчетливо видна в случаях, когда даже получение приближенного результата относительно реальных явлений сопряжено с необходимостью выхода за рамки принятого в средней школе уровня изложения. Оценки дают качественную картину и порядок величины. Постановка условия задачи-оценки привлекательно проста, компактна и вызывает значительный интерес у школьников. Особую ценность в становлении методологической культуры учащихся приобретают тематические циклы физических задач-оценок, ибо их можно ставить так, чтобы последующие задачи учитывали результаты, полученные в предыдущих.

Для решения задачи-оценки учащимся необходимо разработать приемлемую физи­ческую модель реального объекта, рассматриваемого в условии. Модель должна быть та­кой, чтобы ее числовые характеристики и параметры можно было найти в литературе ши­роко доступной школьникам. Причем в зависимости от уровня и профиля школы, а также от умения учащихся работать со справочной, научно-популярной и учебной литературой, модель может быть более или менее сложной. Таким образом, в задачах-оценках отчетли­во прослеживаются принципиальные этапы реального исследования: разработка модели физического объекта; самостоятельный выбор необходимых параметров; получение чи­слового результата; проверка реальности результата.

Обучение разработке различных по степени детализации физических моделей ре­альных явлений оттеняет значение физики как строгой научной и методологической осно­вы специальных прикладных дисциплин.

Работа учителя по достижению учащимися истинного понимания модельности на­учных знаний о природе формирует черты мышления, исключающие психологические ту- пики познания при неудаче использования какой-либо конкретной модели. Это выводит работу учителя по формированию методологической культуры учащихся в сферу развития их личностей.

В процессе экспериментальной апробации системы становления методологической культуры учащихся зафиксировано следующее: школьники при сравнении моделей пред­лагаемых разными учащимися, как правило, впервые задумываются и рассуждают о том, что модель является репрезентацией как познаваемого объекта, так и познающего субъек­та. В этой связи уместна шутка академика Л. Д. Ландау: "Фок любую задачу сводит к уравнениям с частными производными, я - к обыкновенным дифференциальным уравне­ниям, а Френкель - к алгебраическим".



Похожие:

Становление методологической культуры учащихся в обучении физике iconУрок по технологии деятельностного подхода в обучении физике в 10 классе по теме: «Перемещение тела при равнопеременном движении». Моу сош №2 г. Задонска Липецкой области
Цель урока: Познакомить учащихся с характерными особенностями прямолинейного равнопеременного движения и вывести формулу для нахождения...
Становление методологической культуры учащихся в обучении физике iconАнализа автобиографических нарративов в обучении психологическому консультированию (Профессиональное становление специалиста. Сб науч трудов. Ростов-на-Дону: Фолиант, 2006. С. 124-142.) В последние год
Профессиональное становление специалиста. Сб науч трудов. – Ростов-на-Дону: Фолиант, 2006. С. 124-142
Становление методологической культуры учащихся в обучении физике iconДокументы
1. /Применение компьютера при обучении физике.doc
Становление методологической культуры учащихся в обучении физике iconАнализ результатов краевой диагностической работы по физике в 9 классе
Цель проведения: провести диагностический базовый уровень предметной обученности учащихся по физике на данный момент
Становление методологической культуры учащихся в обучении физике iconПримерные темы дипломных проектов
Методика организации ранней проектной и предпроектной деятельности при обучении физике
Становление методологической культуры учащихся в обучении физике iconСтановление современного облика учителя и формирование корпоративной культуры как результата образовательных реформ 1866-1875 гг

Становление методологической культуры учащихся в обучении физике iconПредисловие В. Б. Губин о методологии лженауки информация во Вселенной Синергетика как новый пирог Анти-«Дао физики» Фантазии в уфн о парадоксе эпр о методологии плюрализма удк 536
«западного» экспериментального метода познания в физике восточной медитацией, а также плюрализма как методологической основы познания...
Становление методологической культуры учащихся в обучении физике icon«Изучение славянских языков, литератур и культур как инославянских и иностранных»
Славянские культуры в обучении славянским языкам в инославянской и иностранной средах
Становление методологической культуры учащихся в обучении физике iconИ. П. Павлов Становление мира человека, развитие его культуры не есть триумфальное шествие от обезьяноподобного существования к богоподобному
Вся культура делается […] только людьми, стремящимися к поставленной себе в жизни цели
Становление методологической культуры учащихся в обучении физике iconРабочая программа по физике Составила И. В. Орлова, учитель физики 2009 г. Пояснительная записка
Примерная программа по физике составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов