«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий icon

«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий



Название«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий
страница1/3
Дата конвертации25.11.2012
Размер0.56 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3


«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали


Перевод с санскрита и комментарий


А.П. Саврухин


Москва-2005


Содержание


  1. Введение…………………………………………………………..3

  2. Учение о благом познании («Санкхйа карика»: перевод)……. 8

  3. Пояснения к переводу «Санкхйа карики»…………………… 14

  4. Наука о сосредоточении («Йога сутра», перевод)…………….17

  5. Пояснения к переводу «Йога сутры»…………………………. 28

  6. «Санкхйа карика», технический перевод…………………… 30

  7. Русско-санскритский словарь основных терминов………… 37

  8. Санскритский - русский словарь……………………………… 38

  9. Словарь терминов по фразам…………………………………. 47

  10. Толковый словарь………………………………………………53

  11. Литература………………………………………………………55

1. Введение

^ СОЗНАНИЕ И ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

Традиция насчитывает шесть индийских философских ортодоксальных систем, включенных в общепризнанный канон. Предметом изучения в данном случае избраны две древнейшие из них, связанные друг с другом атеистические санкхйа и йога.

Первая, санкхйа, посвящена проблеме отношений между субъектом и его сознанием, вторая, йога, — способам наилучшего управления этими отношениями. Их истоки прослеживаются вплоть до V века до новой эры, а элементы содержатся и в буддийских трактатах, и в послеведийских философских сочинениях — упанишадах.

Основные положения систем оформлялись в виде сутр, афоризмов. Они должны были быть краткими, свободными от всего сомнительного и выражать самое существенное. Творцом системы санкхйа предание считает легендарного мудреца Капилу, но его сочинения до нас не дошли. Древнейшим доступным и наиболее популярным учебником этой школы является «Санкхйа карика» Ишваракришны, написанная не ранее III и не позднее VIII века н. э. Стиль изложения настолько лаконичен, что сочинение похоже на перечень тем, развернутое перечисление содержания глав более обширного первоисточника. Так, описание темпераментов, строение силлогизма, состав нервной системы даются всего несколькими фразами. Кроме того, текст насыщен сложной символикой и содержит неявные отсылки к предметам, которые, как предполагает автор, достаточно хорошо известны подготовленному читателю (теория доказательства, центральная нервная система, разного рода классификации). Учитывая это, можно понять, почему не прекращаются попытки исследователей расшифровать и перевести этот труд на язык современных понятий, чему посвящено данное пособие.


Понятия, которыми оперирует санкхйа, так органически вплетены в содержание важнейших творений индийской литературы (эпос «Махабхарата», упанишады, буддийские трактаты, светская и духовная литература), а через нее и мировой (прежде всего Тибета, Китая, Монголии и Японии), что последние не могут быть поняты без знания их источников. Подобно этому, не может быть понята и культура Руси без знания сути и истоков православия.

Необходимо также знать, что культура Индии имеет и местные дравидские корни, и европейские арийские истоки, отсюда следует некоторое сходство в обычаях и языках наших стран. Известны сотни родственных слов, исключающие возможность простого совпадения: огонь — агни, осанка — асана, ведать — веда, знание — джна, два — два, три--три, четыре — чатур и т. п.

Наиважнейшим в школе санкхйа и имеющим непреходящую ценность является постулат о том, что сознание, в отличие от разума и других способностей человека, не есть ни какой-либо его орган, ни какая-либо функция. Исключительно важно и то, что сознание не есть нечто привнесенное извне, будь то божественное, космическое или иное. Оно настолько присуще субъекту, что разум даже в состоянии видеть тонкий промежуток между ним и мозгом. С другой стороны, слово пуруша, которое мы здесь переводим как сознание, имеет значение муж, мужчина, человек, а его синоним пуман—самец. В этом смысле становится ясной символика заключения брака между ним и природной сутью — пракрити.

Зародыш развивается из исходной половой клетки, и это место в организме остается источником природной силы, «основой», или муладхара чакрой (корневой опорой), располагающейся в основании позвоночника. «Пробужденный» есть верхний, седьмой чакр, соответствующий коре головного мозга, неким образом связанный с сознанием. Как исходная природная мощь, не управляемая сознанием, не оплодотворенная интеллектом пуруши, мало полезна, так и разумная способность не расцветает вне союза с ее антиподом — естеством человека.

Расцвет способностей человека, как утверждает санкхйа, начинается с заключения упомянутого брака, соединения естественной мощи с проницательностью сознания. Пуруша также имеет значение зрачок и в тексте имеет поэтому синоним— видящий, зрящий, знающий. Как в русском языке слова душа и дух произведены от слов дышать, дыхание, так и слово пуруша, вот почему разные философские школы придают ему значения в широчайшем диапазоне: от индивидуальной души до высшего вселенского духа, что и открывает простор всякого рода умствованиям и фантазиям по поводу в действительности ясной и физиологически обоснованной позиции истинных последователей учения санкхйи. Тем не менее, оно названо сокровенным, и его приемы никогда не разглашались: во-первых, чтобы исключить попадание столь могучего средства (так называемая кундалини йога, которой поэтому мы и не касаемся) в недостойные руки, во-вторых, чтобы предотвратить почти неизбежные печальные последствия попыток самостоятельного освоения приемов без опытного и проверенного жизнью наставника.

Вне всякого сомнения находится утверждение о том, что расплодившиеся в избытке «учителя», экстрасенсы, маги, «йоги» и прочие безответственные шарлатаны должны быть лишены права ссылаться на санкхйю и йогу как на основу их так называемых «учений». Внимательный читатель, ознакомившись с публикуемыми здесь первоисточниками, увидит древнее учение в его первозданной чистоте. По этому поводу известный йог Вивекананда говорил, что истинным учением является только то, которое доступно для постижения разуму. Поэтому он призывал безжалостно отбрасывать всякие учения, методики, способы воздействия на человека, будь то религиозные, психические или иные, которые, как говорится, воздействуют на человека, минуя стадию осмысления разумом.

Учение йоги основано, по преданию, великим мудрецом по имени Яджнавалкйа. Самым известным и авторитетным трудом этой школы является «Йога сутра» Патанджали, написанный ориентировочно в Ш веке н. э. Известно бесчисленное количество всевозможных переводов и толкований этих сутр, а также созданных на их основе сект, школ и направлений, начиная от чисто технических приемов и кончая сугубо теистическими школами. В частности, это объясняется тем, что

Патанджали упоминает самые разные способы самосовершенствования, но от себя рекомендует использовать высший путь — достижение гармонии между сознанием и природой человека с помощью созерцания. На самом деле, как вы убедитесь при чтении этого сочинения, тематика его очень широка, можно сказать, всеобъемлюща, но исключает, тем не менее, упомянутые крайние позиции.

Язык сутр настолько емок, что допускает двойное и тройное прочтение — вот почему возможны различные толкования. То прочтение, которое выбрано нами, дало возможность увидеть в этом сочинении непротиворечивую систему, вытекающую из теории санкхйи, и, что особо нужно подчеркнуть, базирующуюся на естественном происхождении, с одной стороны, нравов общества в широком смысле и нравственности, как области духовной свободы человека, с другой стороны, тех особых выдающихся свойств субъекта, наличие которых могло бы произвести на зрителя впечатление чудесных, если бы он не знал, каким длительным и упорным, непременно и только личным усилием это достигается.

Поэтому, если читать третью главу не слишком внимательно, легко увидеть в ней описание способностей йога летать по воздуху, становиться невидимым и т. п., хотя на самом деле речь идет о том, что теперь современная наука называет психоанализом, психодиагностикой и т. д. По нашему мнению, совмещение смыслов в этих фразах не случайно, а является авторским приемом. Например, фраза о способности поставить надежный диагноз одновременно означает и излечивающее действие описанного приема: упражняющийся покрывается сильной испариной, появляется вибрация тела, усиливается отделение мокроты, что способствует освобождению от скрытых и явных форм чахотки.

Еще пример. Начальная фраза четвертой главы звучит: «Джанма, ошадхи, мантра, тапас, самадхи джа — сиддхи», что буквально значит: «От рождения, травка, молитва, суровость, созерцание — дают сверхъестественные силы». Имеется в виду, что благодаря указанным приемам йог приобретает колдовские способности. На самом деле, как это следует из всего содержания главы, речь идет о том, что составление гадальных гороскопов о будущей судьбе, применение дурманящих наркотиков и магических заклинаний, истязание плоти в религиозных и иных целях, манипуляции с трупами, самыми безобидными из которых и удобопроизносимыми являются почитание мумий и строительство мавзолеев, также использование ядов, признаны соблазнами, не имеющими ничего общего с действительной практикой самосовершенствования в телесном, умственном и духовном планах. Указывается, что упражнение не создает природные способности, но лишь убирает занавесу над нами, а сверхъестественные силы есть иллюзия заблуждающегося ума.

Особо нужно остановиться на вопросе о том, является ли «Йога-сутра» теистическим учением, который является предметом всевозможных спекуляций. На этот счет имеется недвусмысленное указание в главе 1. Владыка (ишвара, некритично понимаемый как личное божество) в данном тексте есть олицетворение сознания субъекта как владельца всего, что извне привносится в организм человека, и поэтому не подпадает под категорию божества. По этой причине авторитетные ученые с древних времен санкхйю и йогу причисляли к атеистическим школам.

Если вам стало более близким высказывание Вивекананды, и впредь вы будете любое учение принимать или не принимать только после тщательного рассмотрения в свете своего разума, цель этого пособия достигнута.

2. Ишваракришна

^ УЧЕНИЕ О БЛАГОМ ПОЗНАНИИ

(«Санкхйа карика», перевод)

1. Тот, кто испытывает беспокойство и тревогу из-за тройной несогласованности, стремится разобраться в ее причине. Тут бесполезно увиденное, ибо глубоко внутреннее и укрытое не показывается и не воспринимается.

2. Увиденному подобно сообщенное, как содержащее искажения, пропуски и вставки. Тому противоположно благое познание явного, неявного и знающего.

3. В «основе» — неразвившиеся природные способности. Семерка — «пробужденный» и другие — развитие природных способностей. Шестнадцать — преобразования. Сознание — не природные способности и не их развитие.

4. Увиденное, вывод и надежное высказывание — весь состав доказательства. Доказательство считается трехчастным, заслуга доказательства — ясность.

5. Наблюдение судит по ощущению. Вывод называется трехчастным: это предмет, представление о нем и следствие. А надежное высказывание — это верное изречение.

6. От увиденного — обычное, выводом проясняется внечувственное, а из надежного источника узнается то, что недостижимо и недоступно.

7. Из-за глубинности, совместности, поврежденности органов, неустойчивости внимания, тонкости, потаенности, подавленности, распределенности

8. оно не опознается, а не из-за непроявляемости. Оно опознается по инстинктам. «Пробужденный» и с ним инстинкты сходны с природными способностями, но имеют отличия.

9. Недоступность из-за неощущаемости, ускользание от органов чувств — все ведет к невоспринимаемости. Инстинкты же доступны дееспособному организму при состоятельности и действенности восприятия.

10. Представление — вызвано, изменчиво, неуловимо, содействующе, не единообразно, зависимо. Явное — составлено, основано на другом. Неявное — противоположно.

11. Явное — трехкачественно, неотделено, ощущающе, всеобще, несознающе, порождающе, обязательно; также мозг. Тому и также противоположно сознание.

12. Качества таковы: чувства — радость, отвращение и печаль; цели — обнаружение, действенность и умерение; образ действий — подавление друг друга, взаимодействие и совокупление.

13. По образу действий: живой — это легкий и искренний; пылкий — подвижной и возбудимый; слабый — медлительный и замкнутый; и еще подобный светильнику по свойствам.

14. Неотделенность и другие — свойства наделенного тремя качествами, оттого ошибочное представление о непроявляемости. Инстинкты раскрывают неявное, а характер — качества личности.

15. Подразделяют по соразмерности, уравновешенности, силе и подвижности. Характер — от несходства, инстинкты — от целостности сущего.

16. Характер выявляет неявное и выказывается сопроявлением трех качеств. Нрав подобен потоку взаимодействующих между собой качеств субъекта.

17. Отвергнув чуждые интересы, отменив власть трехчастного и прочего, сознание становится пользователем воспринятого и единственной целью деятельности.

18. Находящееся вне ограничений, присущих нарождающимся и умирающим организмам, и не сопряженное с деятельностью, сознание сгущено, ясно и находится и обратном отношении к трехчастному.

19. Из этого обратного положения вытекает ясность свидетельства сознания, обособленность, нейтральность, зрительство и неинициация восприятия.

20. От союза с ним несознательное представление уподобляется сознательному. Зачинщики — качества, а отдельное и непричастное как бы присутствует.

21. Чтобы сознанием обрести виденье, также плотью достичь освобождения, они как расслабленный со слепым смыкаются — так создается живое существо.

22. От природных способностей — интеллект, затем самость,
и из того разряд шестнадцати. Из пяти из этих шестнадцати
— пять душевных свойств.

23. Светлый облик рассудительного разума — добродетель,
знание, равнодушие и самообладание. Темный — противопоставленный.

24. Самость — это чувство личности, из него возникает
двойственное существо: разряд одиннадцати и пятеричное самосознание.

25. Светлые одиннадцать возникают как производные самости. Душевные свойства и подобное вместе с самосознанием —темные; оба увлекающиеся.

26. Исследующие органы: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание. Исполнительные: голос, рука, нога, задний проход, половые органы.

27. Между нами внимание, обладающее двумя свойствами:
осмотрительностью и тщательностью. Качества нрава субъекта разнообразны и прорываются вовне.

28. Образом действий пяти считается только чувствование,
то есть восприятие облика и прочее. А других пяти — говорение, хватание, хождение, облегчение, воспроизведение.

29. Поиск — не всеобщий, своеобразный образ действий трех. Всеобщий органический образ действий — пять ветров: жизненное дыхание и другие.

30. Образ действий последней четверки означенного ряда — видимый, тогда как образ действий трех им предшествующих — невидимый.

31. Образ действий таков, что один другому от первого до последнего обоюдно бескорыстно способствуют. Стремление организма — служить сознанию и ничему иному.

32. Функция организма тринадцатичленна: выделение, потребление и обнаружение. А инстинкты его десятичны: способности обнаруживать, потреблять и выделять.

33. Внутренняя работа организма троична, внешняя — десятична, представляющая ощущения трем. Внутренняя работа организма в трех временах, внешняя — в настоящем времени.

34. Пять исследующих органов создают субъективные и
объективные ощущения. Голос рождает только звуковые ощущения, а остальные — пять ощущений.

35. Поскольку благодаря внутренней работе организма все
ощущения проникают в разум, эти три части организма —
привратник, остальные — врата.

36. Эти как в светильнике обоюдно различные качества
субъекта все в интересах и на благо сознания открывают разуму.

37. Разум приводит в порядок все, что потребляет сознание.
Он отличает, кроме того, скрытую разницу мозга и сознания.

38. Самосознание — объективно, из него душевные свойства, пять из пяти. Эти упомянутые — субъективные: успокоение, страх и смятение.

39. Скрытный, любезный, вместе с грубым — три вида субъектов. Скрытный — твердый, любезный — уступчивый.

40. Представление возникает вначале. Оно не привязано,
определено в границах от «пробужденного» до скрытного, блуждающе, не пользующееся и живущее восприятиями.

41. Представление не остается без опоры, вне субъективного, как картина вне холста или как тень без столба и подобного.

42. Представление определяется как способствующее цели
сознания взаимосвязью орудий и результатов, как соединенное со всемогуществом природы и как подобное актеру.

43. Первоначальное и воспринятое, природное и изменяемое— добродетель и прочее. Увиденное — к организму присовокупленное, а начинающееся с зародыша — к инстинктам присовокупленное.

44. Добродетелью возвышаются, от порока происходит ни-
спадание, знанием спасаются, от обратного возвещается связанность.

45. От бесстрастия — природа покойна, блуждание происходит от сумбура страсти, от самообладания — неодолимость, от обратного — тому обратное положение.

46. Устремленному мыслящему существу свойственны заблуждение, недееспособность, услаждение и соблазны. Они из-за качественного разнообразия разбиваются на пятьдесят подразделений.

47. Существуют пять подразделений заблуждения, а недееспособности— нездоровья организма — двадцать восемь подразделений, услаждение — девятирично, соблазн — восьмиричен.

48. Восемь подразделений невежества и восемь — глупости,
десять — ослепления и восемнадцать — гневливости, а также имеется восемнадцать безрассудств.

49. Одиннадцать расстройств органов вместе с расстройствами разума — это относительно недееспособности. А семнадцать умственных расстройств противопоставлены услаждениям и соблазнам.

50. Принято девять услаждений: четыре душевных, называемых здоровьем, безопасностью, досугом, счастьем, и пягь внешних — радостных ощущений.

51. Сплетня, разглагольствование, честолюбие, беспокойство от разлада трех, тяга к приобретению и подкуп — восемь соблазнов; первые три управляющие.

52. Нет без воспринятого представления, без представлении
восприятие не заканчивается. И воспринятое рассказывает, и
представление рассказывает, оттого возникает двойственность существа.

53. Восемь предполагают божественного и пять животного,
а человеческое одного вида: кратко относящееся к существам.

54. Вверху светлое простерто, темное в основании существа, в середине деятельное простерто: от темени до копчика.

55. Здесь восприимчивое сознание обретает создаваемую
старостью и смертью обеспокоенность. Ему свойственна обеспокоенность из-за того, что представление не приостанавливается.

56. Это, природными способностями созданное, от «пробужденного» и других вплоть до душевного склада существ, ради высвобождения каждого сознания, как бы для себя, для другого возникает.

57. Как деятельность неразумного молока — утучнение
тельца, так и деятельность мозга — орудие высвобождения сознания.

58. Как ради желанного избавления к представлению доказательств приступают люди, так и ради высвобождения сознания выказывается неявное.

59. Как, показавшись на сцене, прекращает танцор танец, так, открыв себя сознанию, исчезает исходный природный облик.

60. Многообразными средствами обслуживает даровитая неуслужливые, как бы неумелые сознания, ради них безвозмездно действует.

61. Нет ничего застенчивее природы существа, по моему мнению, которая после смотрин не показывается сознанию.

62. Никто не связывается, не спасается, не блуждает. Блуждает, связывается и спасается со многими взаимодействующая природная сила.

63. Как семью обликами связывает сама себя природа, так
и ради сознания развязывается одним обликом.

64. Так, из-за непрестанного повторения истины: «Не свойственно, не мое, не я» возникает из-за непротиворечивости совершенное, к обособлению ведущее знание.

65. Тем избавленную от порождающих устремлений, семь обличий устранившую природу постигает сознание как наблюдатель, не увлеченный, в себе пребывающей.

66. «Увидена мною» — благосклонен один, «увидена я» — радуется другая. Заключен супружеский союз между ними, пет более возбуждения существа.

67. При достижении истинного знания добродетель и прочее самопроизвольно обретаются. Успокаивается находившееся во власти забот тело, как останавливается вращавшееся колесо.

68. Обретено отделение от тела влечения к объектам чувств,
и мозг приостанавливается; достигается безусловное и окончательное обособление обоих.

69. Это сокровенное на пользу сознания великим мудрецом
поведанное знание — в чем действительный источник упокоения озабоченных душ.

3. Пояснения к переводу «Санкхйа карики»

1. Три — составные части темперамента: эмоциональность, активность, моторика (см. 12). Внутреннее — природная суть человека.

2. Неявное — основа (см. 3). Явное — семерка и шестнадцать (см. 3). Знающий — сознание.

3. Семерка — семь чакр, важнейших нервных сплетений в
составе центральной нервной системы: 1 —«основной», корневой, копчиковый; 2 — крестцовый, предстательный; 3 — солнечное сплетение; 4 — сердечный; 5 — горловой; 6 — волевой; 7 —«пробужденный», коры головного мозга. Природа — генотип человека — генетическая конституция, совокупность генов, полученная от родителей. Шестнадцать (см. 22—25)—вегетативная и периферическая нервная система с управляемыми органами.

4. Состав доказательства — структура силлогизма. Увиденное — очевидное, опытно познанное. Вывод — умозаключение, укороченный силлогизм. Надежное высказывание — прежде доказанное, общепризнанное знание.

6. Скрытое — «основа» (см. 3).

10. Представление — обобщение восприятия, живущее в грех временах, и продуцированные образы.

12. Качества — чувства, цели, образ действий — три компонента темперамента (см. 1).

13. Типы темпераментов: сангвинический, холерический,
меланхолический, флегматический.

14. Наделенного — явного (см. 11).

15. Подразделяют — характеры как деятельную сторону личности.

17. Трехчастный— см. 11.

20. С тем — с сознанием. Отдельный— сознание информирует представления.

21. Плоть — мозг. Смыкание — сильный слепой (мозг, тело) выносит на себе из темной чащобы слабого зрячего (сознание) , указывающего путь.

23—25. Трехчастное деление (саттва, раджас, тамас) широко распространено: светлый, увлекающийся (пыльный, туманный), темный; небо, атмосфера, земля; белый, красный, черный; боги, люди, животные; живой, пылкий, слабый (см. 12, 13) и т. п.

25. Одиннадцать — по пять органов чувств и действий (см. 26) и внимание (см. 27).

29. Трех—зрение, слух, обоняние (см. 26). Общий — функция вегетативной нервной системы. Пять ветров — типы дыхания: жизненное, чревное, движущее, восходящее, нисходящее.

30. Четыре — исполнительные без голоса (см. 26), три —вкус, осязание, голос.

32. Внутренняя— связанная с центральной нервной системой, внешняя — с периферической.

33. Десять — внешние функции (см. 28). Три — разум, самость, внимание (буддхи, аханкара, манас).

35. Три — см. 33. Остальные — десять (см. 26, 33).

42. Орудий и последствий — органов чувств, ощущений и
восприятий.

43. Добродетель и прочее — см. 23.

52. Двойственность — неспособность различать два результата представления: обобщение воспринятого и создание
воображения.

53. Предполагают — воображают. Одного вида—считают
расовые и прочие различия несущественными.

54. См. пояснения к 23—25.

58—63. Предположительно, здесь описываются этапы кундалини йоги. В доступных источниках упоминаются три основные канала (ида и пингала—правый и левый симпатические столбы автономной нервной системы, сушумна—столб центральной нервной системы). Семь важнейших их переплетений, перекрестий, узлов называются чакрами (см. 3). Кундалини есть шакти или упомянутая (см. 3 и другие) природная сила, в виде свернутой кольцом змеи, обретающейся в нижнем основном чакре. Разбуженная кундалини может блуждать по чакрам, стимулируя, возбуждая их, сама как бы связываясь ими. Образно это можно представить себе в виде змеи, которая спутала сама себя своими петлями. На определенной стадии достижений кундалини возвращается в основной чакр и скрывается там, благодаря чему наступает успокоение существа.

64. «Не мое» — состояние человека, как оно представляется уму по результату возбуждения чакр блуждающей кундалини, с точки зрения сознания.

65—66. Если, после соответствующих упражнений, достигнуто такое состояние, когда кундалини входит в сушумну и поднимается по ней вверх, идя «царским путем», сознание приобретает силу, которую воплощает в себе кундалини. Змея в таком положении не может раскрыть пасть и пустить в ход ядовитый зуб.

4. Патанджали

^ НАУКА О СОСРЕДОТОЧЕНИИ

(«Йога сутра», перевод)

Глава 1

1. Вот наставление по йоге.

2. Йога — это обуздание умственной деятельности.

3. Тогда видящий пребывает в своем облике.

4. Образ действий прочих подчинен обстоятельствам.

5. Образ действий пятиричен: обременительный и нетрудный.

6. Доказательство, заблуждение, предположение, сон и память.

7. Очевидное, вывод и известное — доказательства.

8. Заблуждение — ложное знание, утвердившееся не на этих общепризнанных формах.

9. Предполагать — придерживаться бессодержательных суждений.

10. Сонный образ действий — непроявленность осмысленных побуждений.

11. Неисчезновение полученных ощущений — память.

12. Их обуздывают упражнением и бесстрастием.

13. Упражнение — это постоянное старание.

14. Продолжительность, непрерывность, усердие и прилежание — прочные ступени.

15. Бесстрастный — укротивший свои чувства, не домогающийся ощущений видимого и слышимого.

16. Тот высший муж известен как нежаждущий качеств.

17. Точное знание — от индукции: допущение, обдумывание, принятие и обобщение.

18. Отказавшемуся от указанного мыслительного упражнения— дополнительные неиссякаемые заботы.

19. У достигших мышлением — не телесными средствами —природа покойна.

20. Вера, энергия, память, созерцание или мудрость предшествуют у других.

21. Напряженные усилия приближают.

22. Еще субъекты: слабодушные, посредственные и чрезмерные.

23. Или преданные Владыке.

24. Владыка — субъект как сознание — не затронут обременительными последствиями предначертаний судьбы.

25. Здесь чистый зачаток всего интеллекта.

26. Но вышеуказанным нужен длительный срок, в этом они схожи.

27. Его возглашение — священный слог Ом.

28. Он нашептывается ради представления того.

29. Отсюда повторяющееся возвращение его вида, а также непроявление помех.

30. Помехи — недуги, безволие, опьянение, неуверенность, вялость, сластолюбие, блуждание взгляда, непоследовательность и метания ума.

31. Метания, связанные со сферой воздуха: беспокойство, уныние, дрожание частей тела, шумное дыхание.

32. Для их отражения — исключительно неторопливое упражнение.

33. Благосклонность к доброжелательству, состраданию и одобрению, принятие к сведению успокаивающею и беспокоящего, приятного и неприятного — способствуют просветлению ума.

34. Или испусканием, либо удерживанием жизненного дыхания.

35. Или удерживанием постоянно связанным внимания, производящего информационную деятельность.

36. Либо беспечальностью и душевной чистотой.

37. Либо отрешением ума от ощущений.

38. Либо знанием побуждений сонных видений.

39. Либо раздумьем, как принято.

40 Оно укрощает от ничтожно малого до величайшего.

41. Бедный, но образом действий подобен высокородному.
Посвятив себя собиранию, осмысливанию и постижению духовных сокровищ, он устраняется от многолюдных сборищ.

42. Он устраняет содержащиеся в речах запутанные предположениями спорные вопросы

43. Когда память полностью очищена — это как бы вне своего облика. Тут достоверное — только смысл высвечивается.

44. Этим также правдоподобное и несомненное, тонкоощутимое объясняется.

45. И тонкоощутимые представления близки к завершению.

46. Эти — лишь предметное созерцание.

47. В несомненном опытность — своему «я» просветление.
48. Здесь истину содержащая мудрость.

49. От мудрости из услышанного и вывода — другие ощущения, субъективной значимости.

50. Той рожденные заботы от других забот ограждают.

51. Если же и они сдержанны, то от сдерживания всех - отвлеченное созерцание.

Глава 2

1. Суровость, самоуглубленность, преданность Владыке — йога действий.

2. Ради представления в созерцании и ради бремени некрепкого организма.

3. Неведение, иллюзия, страсть, ненависть и страх смерти — бремя.

4. Неведение — почва для последующих: дремлющих, незначительных, пронырливых и туманных.

5. Неведение — это согласие принимать преходящее, нечистое, беспокойное и недуховное — за вечное, безупречное, покойное и духовное.

6. Иллюзия — когда смотрение и видение как бы единосущны.

7. Страсть — привязанность к наслаждениям-

8. Ненависть — привязанность к злу.

9. Страшащиеся смерти — влекомые инстинктом самосохранения, как опозорившийся, так и, равным образом, преуспевающий.

10. Те, скрытые, избегаемы подавлением в зародыше.

11. Такой образ действий избегаем раздумьем.

12. Обременительную основу — видимые и невидимые предначертания судьбы — при рождении заполучают.

13. Заключено в основе — переживаются последствия с малолетства и в течение всей жизни.

14. Те — отрада и скорбь — плоды устремленности к приятному и неприятному.

15. Стремление к успеху, умерщвление плоти, обряды, как беспокоящие, и сословное поведение из-за раздоров — как злосчастные все отклоняют.

16. Ненаступившее беспокойство избегаемо.

17. Избегаемое стремление — смыкание зрящего и зримого.
18. По сути, органы существ привычны к обнаружению, действию и сохранению. Используемое для конечного освобождения — зримое.

19. Качественные стадии: субъективное, объективное, только представление и без представлений.

20. Зрящий — только чистая способность смотрения, однако мышлением узревающий.

21. Именно для него — зримого суть.

22. Для достигшего цели — исчезающая, однако не скрывается из вида других, в силу их обыкновенности.

23. Смыкание — стремление опознать свой облик во владетеле и владеемом.

24. Та склонность — неведение.

25. Если то не проявлено, то и соединение не проявлено.
Обособление — оставление того смотрения.

26. Непорочное средство оставления называется отделенностью.

27. Того семь ступеней к вершине мудрости.

28. От прилежного исполнения заповедей йоги нечистота иссякает. Сияние знания называется отделенностью.

29. Воздержание, соблюдение, осанка, управление дыханием, отвлеченность, сосредоточенность, раздумье и созерцание — восемь заповедей.

30. Невреждение, правдивость, непохищение, целомудрие и нестяжательство — воздержание.

31. Происхождением, местом, временем и договоренностями неотменяемые всемирные великие законы.

32. Чистота, самоограничение, самоуглубленность и преданность Владыке — соблюдения.

33. Подозрительность и терзания — противные представления.

34. Подозрительность, злобу и прочее, притворство и неверность одобряющие, предшествуемые алчностью, гневом и глупостыо, слабодушные, посредственные и чрезмерные, имеющие нескончаемыми плодами беспокойство и незнание — противные представления.

35. Присутствие утвердившегося в невреждеиии изгоняет вражду.

36. Утвержденность в правдивости — плодоносящая основа представления доказательств.

37. Утвердившийся в непохищении — хранитель всех сокровищ.

38. Утвердившийся в целомудрии сохраняет энергию.

39. В нестяжательстве выносливый на родословную не обращает внимания.

40. Чистый свои заповеди хранит в неприкосновенности, чужими — не замаран.

41.Очищение натуры, бодрость, однонаправленность, владение органами и пригодность к духовному видению.

42. Благодаря самоограничению сохраняется непроходящее спокойствие.

43. Суровость — средство, от которого нечистота телесных органов иссякает.

44. 0т самоуглубленности — желающие органы чувств обездвижены.

45. От преданности Владыке — успех в созерцании.

46. Осанка — та, что устойчива и покойна.

47. Нескончаемые напряжения и расслабления дыхательных мышц устраняются.

48. Тогда пара не рассогласована.

49. Достижение в той упразднения шумного течения дыхания— управление дыханием.

50. Место, время, число опорожнений и наполнений полностью соблюдены: протяженное и скрытное.

51. Внешнего и внутреннего ощущения отбрасывающий —
четвертый.

52. Тогда в обитель доступ прегражден.

53. И внимание пригодно к сосредоточению.

54. Отвлеченность — обездвиженность собственных ощущений и приноровление к своему облику ума, равным образом и органов.

55. Отсюда полная послушность органов.

Глава 3

1. Сосредоченность — с местом связанность ума.

2. Раздумье здесь — единонаправленность мышления.

3. Созерцание — когда только смысл высвечивается, как бы своего облика лишенный.

4. Концентрация — три к одному месту.

5. От овладения ею — свет мудрости.

6. Той по ступеням применение.

7. Тройная — внутреннее прежних.

8. Даже она внешняя к отвлеченному.

9. Обузданный нрав — подавивший мешающие и выявивший заторможенные заботы, сдержавший волнения умственного хода.

10. Тем сбрасывается тяжелая ноша забот.

11. Созерцательный нрав — усечение разбросанности и благоприятствование однонаправленности ума.

12. Однонаправленный нрав: при успокоении — осмысливание, при возбуждении — безразличие ума.

13. Этим объясняются характерные черты, признаки, состояния и нрав органов существ.

14. Справедливый — снисходительный, покрывающий, неприемлющий оговоры, правосудный и прислушивающийся.

15. При общей упорядоченности нрав стремится к простоте.

16. От тройной концентрации на нраве — знание прошлого и будущего.

17. Смыслы речевых доводов из-за взаимного наложения
спутываются. От концентрации на их разборе — знание душевных болезней.

18. На воплощении врожденных качеств организма — знание врожденной предрасположенности.

19. По рассудительности — знание чужого образа мыслей.

20. Но не побуждений, то есть не душевных ощущений.

21. От концентрации на телосложении его воспринимаемость усиливается, и зрительно обнаруживаются изъяны склада.

22. Этим избавляются от речевых и прочих изъянов.

23. Проводится или не проводится лечение, от концентрации— исчерпывающее знание неблагоприятных симптомов.

24. На доброжелательстве и так далее — целительные силы.

25. На сочленениях — сила рук и подобного.

26. От обращения взора внутрь — знание скрытого, упрятанного, целинного.

27. От концентрации на солнце — знание мира.

28. На луне — знание созвездий в целом.
29. На Полярной звезде — знание их пути.

30. На пупочном центре — знание тела в целом.

31. На выемке шеи — не действенны голод и жажда.

32. На артерии под выемкой шеи — выносливость.

33. На верху головы — ясновидение.

34. Или полнота озарения.

35. На сердце — интеллектуализация ума.

36. Знание сознания от концентрации на слитности и несмешанности натуры и сознания, владетеле объективного мышления, на чуждых и своих интересах.

37. Тогда в достигшем озарение слуха, осязания, видения,
вкуса и обоняния.

38. Они в созерцании побочные мешающие соблазны.

39. Когда характер связан расслаблением и поступление сообщений затухает, ум — чуждый телу поселенец.

40. От владения движущим дыханием — улучшение откашливания и отхаркивания жидких выделений горла.

41. От владения чревным дыханием — всесжигающий (желудочный огонь).

42. От концентрации на отношении связности слуха и неподвижного воздуха — прекрасный слух.

43. От концентрации на отношении между легкими и недвижимым воздухом и от устранения таких дуновений — их ток невидим.

44. Внешне незаметное, образом действий совершенно неощутимое, поэтому доступ в жилище прегражден.

45. От концентрации на взаимной согласованности грубого,
милого и скрытого — овладение душевными состояниями.

46. Тогда же выявляются стройность и другие телесные достоинства, причем с добродетелью нет рассогласованности.

47. Стать, грация, ловкость, алмазная крепость — телесные
достоинства.

48. От концентрации на взаимной согласованности удержанного при восприятии, своего облика и иллюзорного — овладение органами.

49. Отсюда сообразительность, субсенсорное восприятие и
овладение мозгом.

50. От осознания степени различия натуры и сознания — полное восприятие занимающего высшее положение и всезнающего.

51. От бесстрастия — иссякания греховности вплоть до зачатков — обособление.

52. Получив место в высшем совете и таким общением возгордившийся организм вновь попадает в беду из-за прихотей.

53. От концентрации на упорядоченности этого волнения — знание, созданное отделенностью.

54. Тогда приходит безразличие к различию или схожести
происхождений, признаков и мест.

55. Таково полученное благодаря отделенности знание, исключающее все ощущения и любым путем обнаруживающейся неупорядоченности.

56. Обособление — разделение общности натуры и сознания.

Глава 4

1. Гороскопы, дурман, заклинания, самоистязание, манипуляции с трупами и яды — соблазны.

2. Данного при рождении на все время жизни от природы в избытке.

3. Орудие — не зачинатель природных способностей, но прорыватель запруд подобно владельцу поля.

4. Иное сочинение ума только иллюзия.

5. Зачинающий деятельность расторжения ум исключает множественность.

6. Здесь полученное благодаря раздумью — без предначертаний.

7. Судьба придерживающихся йоги не белая, не черная; трех видов у обычных.

8. Отсюда их соответствующие последствия как выражение желаний.

9. Происхождением, местом и временами разобщены, однако нескончаемыми традициями и обрядами одного обличья.

10. Они изначальны, однако не принадлежат неизбежному.

11. Если благодаря укрощению стремления, предугадывания, надежды и побуждения не проявлены, то и те не проявлены.

12. Прошлое и будущее естественно существуют, странствие по времени — от подрыва добродетели.

13. Те, явные и скрытые, — неотъемлемые части жизни.

14. Из-за однонаправленности возрастные превращения — объективная действительность.

15. Расторжение общности объекта и ума — разъединение.

16. Ныне же затемненный ожиданиями ум известный объект не узнает.

17. Из-за невозбуждаемости того высшего сознания, ему образ действий ума всегда известен.

18. Но у самого постигаемого отблеска нет.

19. И одновременно обоих невозможно сосредоточение.

20. Когда ум видит другое, исследующий разум страстью
увлекается и спутывается.

21. Когда в понимании не мелькают отражения, также отводятся внешние образы — свой разум познается.

22. Ум, увлеченный рассматриванием видимого, рассеян.

23. Хотя неисчислимыми желаниями расцвечен, однако с
другими согласованно действует.

24. Субъективное понимающие личностное, воспринятое и
представленное приостанавливают

25. Тогда погруженный в отделенность ум обособляется от прежде воспринятого.

26. Когда то прервано, помехи мышлению — заботы.

27. Их оставляют как обременяющие, как сказано выше.

28. Созерцание «облако добродетели», когда из-за истинного распознавания размышление во всех отношениях добросовестное.

29. Отсюда избавление от бремени судьбы.

30. Тогда избегнувшее всепреграждающей нечистоты знание не ограничено, а подлежащее познанию — несущественно.

31. Для достигших цели завершено упорядочивание качеств нрава.

32. Упорядоченный нрав — исчерпывающе собранный и отстранивший волнение.

33. Обособление — это подавление в зародыше качеств ради
освобождения сознания или утверждение разумения в своем
облике.

5. Пояснения к переводу «Йога сутры»

Глава 1

1. Йога— упряжка, сбруя, уловка, связь.

3. Видящий — сознание.

16. Качества — компоненты темперамента.
23. Владыка — личностная сторона сознания.

28. Он — слог Ом; того — Владыки.

34. Вид управления дыханием.

43, 44. Три вида созерцания.

51. Четвертый вид созерцания.

Глава 2

6. Смотрение принадлежит организму, видение — созна­нию.

17. Смыкание — неотделенность сознания от объектов.
19. Ступени освобождения.

23. Природа человека не в сознании и не во внешнем.

27. Ступени — чакры, важнейшие нервные сплетения. Как утверждает кундалини йога, они пробуждаются последова­тельно путем особых упражнений. Пробуждение верхнего тысячелепесткового чакра ведет к расцвету способностей чело­века.

50. Второй и третий вид дыхательного упражнения.

52. Обитель — тело.

Глава 3

16. Психобиография.

17. Психолингвистика.

18. Психогенетика.

19. Психодиагностика.

23. Психоанализ.

25. Здесь и везде слово концентрация — самйама — имеет
также в санскрите значения: взнуздывание, управление, терпение, напряженный и старательный труд, иначе говоря, упорное упражнение.

26. Знание истинного природного облика упражняющегося.

27—35. Солнце и луна олицетворяют собой нижний и верх­ний чакры («основа» и «пробужденный»), поэтому, возможно, здесь символическое описание элементов кундалини йоги.

41. Улучшение пищеварения.

44. Высший тип дыхания сводит к минимуму общение тела с окружающей средой.

45. Три черты характера.

46. Здесь прямое указание на то, что речь идет о достижении результатов путем самосовершенствования. Попытки стать невидимым или достичь иных колдовских «сил» — подрыв добродетели (см. 4—12).

50. Всезнающего, Владыки — сознания.

52. От соприкосновения с сознанием раскрываются потенциальные возможности организма. Использование их в любых случаях не для духовного совершенствования — падение.

54. Безразличие — прекращается практика подразделения людей и объектов на выгодные и невыгодные.

Глава 4

2. Организм самодостаточен.

3. Действия (см. 4, 1) ничего природе не добавляют.
11. Те — последствия предначертаний судьбы.

14. О попытках омоложения и прочее.

19. Обоих — сознания и разума.
23. С другим — с сознанием.

26. То — прежде воспринятое.

33. Качества — компоненты темперамента.


6. «Санкхйа карика», технический перевод

1. От ударов троякого страдания - поиск причины с тем, чтобы устранить его. Не бесполезно, (ибо хотя и есть) непосредственно воспринимаемое, чувственное безусловное и постоянное отсутствует.

2. Воспринимаемому подобно основанное на предании, поскольку
оно связано с искажениями и избыточностью, и преходяще. Тому
противоположна приносящая благо способность познавания проявленного, непроявленного и знающего.

3. Первоначало производяще, но не произведено; семеричное великое начало и производяще, и произведено; ряд шестнадцати -
только изменения; не производящ и не произведен пуруша.
4. Непосредственное восприятие, умозаключение и заслуживающее
доверия высказывание, как содержащие в себе все виды доказательств, трояким доказательством считаются.

5. На объект направлено восприятие; трояко умозаключением называемое, ему предшествуют признак и носитель признака; заслуживающее же доверия высказывание - надежное откровение.

6. Обычное - от восприятия, невоспринимаемое же познается умозаключением. И оно бесполезно перед таинственным, здесь сведуще верное предание.

7. Из-за крайней удаленности или близости, поврежденности органов, неустойчивости внимания (манас), тонкости, загражденности,
подавленности или смешения с подобным.

8. Из-за тонкости то не воспринимается, а не из-за несуществования, воспринимают же оное по последствиям. Великое начало оного производное, воплощение и видоизменение первопричины.

9. Из того, что: несуществующее непроизводяще, (сделанное) заключает в себе материальную причину, из любого происхождение
отсутствует, только способное к тому может производить, возникшее причинно - (следует) существование производящего.

10. Причиненно, преходяще, не всеобъемлюще, деятельно, множественно, питающееся другим, наделено признаками, составлено, зависимо - проявленное; противоположно тему непроявленное.

11. Составлено из трех гун, нераспознающе, предметно, всеобъемлюще, бессознательно, плодотворяще - проявленное, и, равным образом, первозданное; тому и так же противоположна душа.

12. Гуны имеют: сущностью - радость, враждебность, уныние; целью - проявление, деятельность, сдерживание; поведением - подавление друг друга, поддержка, воспроизведение, соединение.

13. Саттва легким и проявляющим считается, раджас - подвижным
и побуждающим, тамас - тяжелым и преграждающим; и в действительности их деятельность подобна светильнику.

14. Нераспознавание и прочие (свойства проявленного) доказывают его трехгунность, и ее отсутствие в противоположном (пуруше). Причина обладает свойствами гун, и это утверждает производящее непроявленное.

15. Из разделенности объема, из причинной связи, из способности
к деятельности, из разделенности причины и следствия, и из
нерасторжимости всеобразного (единства вселенной).

16. Причина это существование непроявленного и осуществление
его соединения с тремя гунами, в результате чего каждая гуна подобно волнам присоединяет свою особенность.

17. Из того, что сгущение материального - для цели другого, что должно быть обращение состоящего из трех гун и прочего, что должен быть управитель, следует существование пуруши как пользователя возникшим и ради обособления деятельности.

18. Особенностями рождения, смерти и органов, и неодновременностью деятельности доказывается множественность пуруш, и таким
образом трем гунам противопоставляются.

19. И из того противопоставления явствует, что пуруша свидетель, обособлен, нейтрален, обозревающий и не создатель возникшего.

20. От соединения с ним неразумная разумному уподобляется как
бы линга. Гуны действуют, и таким образом как бы действующим
кажется непричастный (пуруша).

21. Пурушей ради видения первозданного и обособления от него,
подобно хромого со слепым обоих соединение, и так создается
творение.

22. От первопричины «великий», отсюда - самосознание, и из
него - ряд шестнадцати, а из пяти из этих шестнадцати – пять элементов.

23. Принимает решение разум; его саттва природа - добродетель, знание, бесстрастие, величие; его тамас - противоположное.

24. Самосознание - чувство личности, из него двухвидное осуществляется творение: ряд одиннадцати (чувственно воспринимаемые) и пять тонких элементов.

25. Ряд одиннадцати - осуществление саттвического видоизменения
самосознания, а из тамаса - источник элементов, из него - тонкие элементы; из страстного - оба (ряда).

26. Органами восприятия называются зрение, слух, обоняние, вкус,
осязание. Органами действия называются голос, рука, нога, задний проход, половые органы.

27. Рассудок обладает сущностью обоих (рядов органов): как
принимающий решение и согласующий органы. Как следствие особенности гун - разнообразие и внешнее разделение (органов).

28. Деятельностью пяти возвещается только чувствование звуков и прочего, и пяти (других) - речь, взятие, перемещение, выделение, воспроизведение.

29. Особенная деятельность трех (буддхи, манас, аханкара) - выбор, она не всеобща, всеобщая деятельность органа - пять пран, т.е. дыхание (и прочее).

30. Деятельность четырех, хотя и существующих одновременно, в
восприятии определена как последовательная. Равным образом, деятельность тех трех прежде указанных - к невоспринимаемому.

31. Один другому от начала и до конца взаимно многократно способствуя действуют. Только польза пуруши причина, ни для чего иного не действует орган.

32. Орган тринадцативиден, он действует принимая, удерживая и
проявляя, и используемое им десятивидно, принимаемое, удерживаемое и проявляемое.

33. Внутренний орган трояк, десятичен внешний, трем объекты предоставляющий. В настоящем времени внешний, в трех временах внутренний орган.

34. Из тех пять органов восприятия (имеют) объектами особенное
и неособенное. Речь имеет объектом звуки, а остальные – пять объектов.

35. Поскольку с внутренним органом разум в любой объект проникает, этот троякий орган - привратник, остальная - врата.

36. Друг другу неравные, поскольку гуны особенны, эти подобно
светильнику все проявляют для пуруши, разуму преподнося.

37. Все, что использует пуруша, (прежде) приводит в порядок разум. И, кроме того, он также различает тонкое отличие пуруши и
первозданного.

38. Из тех неразличимых тонких элементов - физические элементы,
пять из пяти, эти упомянутые имеют силу особенного; умиротворения, страха и оглушения.

39. Тонкие и рожденные отцом и матерью, вместе с грубыми элементами - три вида особенного, из них тонкие постоянны, а рожденные отцом и матерью - преходящи.

40. В начале возникшее, не связанное, постоянное, от великого
начала вплоть до тонкого, странствующее, не пользующее, в возникшем живущее тонкое тело.

41. Как картина без основы, как тень без освещенного столба или
подобного, так и тонкое тело не пребывает вне опоры, без особенного.

42. Цели пуруши способствующее, взаимосвязанное с причиной и
последствиями, со всемогуществом первопричины соединенное, актеру подобное, так определяется тонкое тело.

43. Первоначальное и возникшее, первоосновное и переменам подверженное - добродетель и следующие. Как обусловленное - в органе пребывает, и как первичный зародыш в производительном пребывает.

44. Добродетельностью возвышаются, от порока происходит падение.
Познанием освобождаются, из противоположного возвещается связанность.

45. Из отрешенности - успокоение в природном облике, из страстного раджаса происходит круговорот жизней. Из величия - преодоление препятствий, из обратного - тому противоположное.

46. Вызванное мышлением творение называется превратностью, не
способностью, удовлетворенностью, совершенством. Но из-за того, что неравенство гун разбивает (эти четыре), они подразделяются на пятьдесят частей.

47. Имеется пять подразделений превратности; и двадцать восемь частей неспособности, т.е. бессилия органов; девять родов удовлетворенности; восемь - совершенств.

48. По восемь подразделений имеется незнания и самообмана, девятивидно ослепление, восемнадцать родов ненависти, и столько же имеется безрассудного невежества.

49. Одиннадцать повреждений органов вместе с повреждениями разума - что касается неспособности. Семнадцать повреждений разума противопоставлены удовлетворенностям и совершенствам.

50. Оставление четырех внутренних, называемых первопричина, материальная причина, время, счастье, и пяти внешних объектов,
принято за девять удовлетворений.

51. Размышление, слово, изучение, подавление трех страданий,
приобретение друга и щедрость - восемь совершенств; три первые совершенства - управляющие.

52. Нет без возникшего тонкого тела, нет без тонкого тела возникшего. Тонким телом называется и возникшим называется того в осуществлении творение.

53. Восемь предполагают божественного, пять имеется животного,

и один вид человеческого; таково, вкратце, творение, относящееся к живым существам.

54. Вверху простирается саттва, и в основе - тамас творения,
посредине простирается раджас; от Брахмы и до былинки.

55. Там старостью и смертью создаваемые страдания испытывает сознающий пуруша. Из-за того, что тонкое тело не прекращает (действовать), того природа – страдание.

56. Это созданное первопричиной (линга), от великого начала вплоть до особенных элементов, ради спасения каждого пуруши, приступает к пользе другого, как бы для своей.

57. Как деятельность несознающего молока есть причина развития
детеныша, так и деятельность первозданного есть причина освобождение пуруши.

58. Как ради осуществления освобождения от желаний действуют
люди, так и к осуществлению освобождения пуруши – непроявленное.

59. Как, выступив на сцене, танцор прекращает танец, так прекращает (действовать) первопричина, явив себя пуруше.

60. Многообразными средствами служа неуслужливой душе, даровитая - с неумелой схожей, той ради, а не для себя действующая.

61. Нет ничего деликатнее первопричины, по моему представлению,
которая (поняв) «Я воспринята», не являет себя более пуруше.

62. Нет какой-либо (души) разрушаемой, обремененной заботами, подверженной круговороту жизней. Разрушаема, обременена заботами, подвержена круговороту жизней многосубъектная первопричина.

63. Семью формами первопричина связывает сама себя, и одной формой служит освобождений всякой души (пуруша).

64. Так из упражнения в истине: «Нет - я есмь», «Нет моего»,
«Нет эго» возникает это всеобъемлющее, и, будучи безошибочным, чистое, совершенство приносящее знание.

65. Тем избавленную от влияния побуждений устранением семи форм
первопричину рассматривает пуруша как наблюдатель, неподвижный и покойный.

66. «Познана мной» - пренебрегает одна, «познана я» - прекращает
(действовать) другая. Наличествует соединение, однако нет (уже)
побуждения к творению.

67. Когда достигнуто истинное познание, (уже) нет причины для
приобретения добродетели и прочего. Но зависимое, влиянием впечатлений удерживается тело, подобно раскрученному колесу.

68. Когда отделение от тела достигнуто и первозданное приостанавливает действие, достигнув своей цели, достигается безусловное и окончательное обособление обоих (пуруши и пракрити).

69. Это сокровенное познание для пользы души, великим мудрецом
разъясненное, рассматривающее существование, происхождение и
исчезновение существ.

70 - 72. (Речь идет о происхождении этих 70 строф: Провидец - Асури, Панчашикха, ученики, Ишваракришна).


7. Русско-санскритский словарь основных терминов

Безразличие

витришна

Правдивость

сатйа

Бесстрастие

вирага

Превратность

випарйайа

Великое начало

махадади

Предположение

викалпа

Величие

айшварйа

Препоны

клеша

Возникшее

бхава

Проявленное

вйакта

Впечатления

самскары

Раздумье

дхйана

деятельность

вритти

Разум

буддхи

добродетель

дхарма

Распознавание

вивека

Душа

пуман

Рассудок

манас

Знающий

джна

Самообразование

свадхйайа

Ишвара

пранидхана

созерцание

Всевысшего

Самообуздание

тапас

Качества

гуны

Самоограничение

сантоша

Концентрация

самйама

Самомнение

асмита

Круговорот

жизней

самсара

Самосознание

аханкара

Мощь

вирйа

Самоотречение

апариграха

Невреждение

ахимса

Соблюдение

нийама

Непроявленное

авйакта

Собранность

пратйахара

Обособление

кайвалйа

Совершенство

сиддхи

Обращение

випарйайа

Созерцание

самадхи

Обуздание

йама

Сознательный

четана

Овладение

ниродха

Сосредоточение

дхарана

Орган

карана

Страдание

духкха

Органы

индрии

Судьба

карма

Отречение

вайтришна

Творение

сарга

Отрешенность

вайрагйа

Тонкие элементы

танматра

Первозданное

прадхана; мозг

Тонкое тело

линга

Первоначало

мула

Целомудрие

брахмачарйа

Первопричина

пракрити

ум

читта

Последовательность

крама

элементы

бхута


8. Санскритский - русский словарь

  1   2   3



Похожие:

«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий iconДокументы
1. /Шримад Патанджали - Йога Сутра.doc
«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий iconА. Конан-Дойль жизненноважно е послани е перевод с английского Йога Рàманантáты
Жизненноважное послание. Составление, редакция, перевод с английского Йога Раманантаты., 2004. – стр
«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий iconА. Конан-Дойль правдаоспиритизм е составление, перевод с английского, комментарии и примечания Йога Рàманантáты москва – 2005 г
Правда о Спиритизме. Составление, редакция, перевод с английского Йога Раманантаты., 2004. – стр
«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий iconА. И. Шмаиной-Великановой «Введение в изучение Книги Руфи. Перевод. Комментарий»
А. И. Шмаиной-Великановой «Введение в изучение Книги Руфи. Перевод. Комментарий» иКруглый стол
«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий iconСутра будды медицины сутра заслуг и добродетелей обетов татхагаты бхайшаджья гуру вайдурья прабха
Вместе с ним было восемь тысяч великих Бхикшу и тридцать шесть тысяч Бодхисаттв Махасаттв, а также цари, сановники, брахманы, упасаки,...
«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий iconКраткое содержание лекций Лекция 1 2002 г. (общие принципы Интегральной Йоги) Что такое йога. Интегральная Йога (ИЙ) как новое видение жизни. Обычная, религиозная и духовная жизнь

«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий iconИсправленная йога
Сегодня Раджа-Йога, в варианте школы Рамакришны, это абсолютно непродуктивный набор принципов и упражнений, посредством которых невозможно...
«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий iconЙога Пяти Мудростей. Йога Пустоты. Общий итог. Учение Калачакры. Учение Калачакры и Шамбала. Чаша Будды. Агни-Йога. Калагия. Космические циклы литература
В настоящее время после веков застоя, наблюдается новое возрождение буддийской литературы в Индии и во всем мире. Несмотря на видимые...
«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий iconЗанятия ведет мастер йоги с 40 летним стажем преподавания, директор Калининградского института йоги автор книги «Йога делового человека» Длительность занятий 3 часа
Теория: Квинтес йога – комплексная йога пяти тел. Панча коша – пять рубашек, пять тел, пять уровней существования человека. Анамая...
«Санкхйа карика» Ишваракришны и «Йога сутра» Патанджали Перевод с санскрита и комментарий iconДисциплины «Перевод научных текстов (английский язык)» для отделения «Перевод и переводоведение»
Курс “Перевод научных текстов” входит в цикл специальных дисциплин и относится к дисциплинам специализации. Данный курс предназначен...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов