Зенков максим юрьевич icon

Зенков максим юрьевич



НазваниеЗенков максим юрьевич
Дата конвертации14.10.2012
Размер129.81 Kb.
ТипДокументы

ЗЕНКОВ МАКСИМ ЮРЬЕВИЧ

доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибирской академии государственной службы


СИСТЕМА СВЯЗЕЙ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. СОЗДАНИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРИЕМНЫХ И РЕГЛАМЕНТАЦИЯ ИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ1


Прочность государственной власти во многом определяется способностью власти защищать разные интересы своих граждан, удерживать баланс общественных сил и обеспечивать прогрессивное развитие гражданских, демократических, самоуправленческих тенденций человеческого сообщества. Если же государственная власть перестает работать на общество, ограничивает свою деятельность только обслуживанием отдельных групп, собственного аппарата, она тем самым создает условия для конфликта между обществом и властью.

Одной из главных целей реформы государственного управления и государственной службы в России является принципиальное изменение характера взаимоотношений федеральных, региональных и муниципальных органов с населением: гражданами, специальными группами, предприятиями, фирмами. Это изменение предполагает переход от административного и силового давления к управлению на основе правовых и финансовых механизмов, принципов взаимовыгодного сотрудничества и создания условий для свободной деятельности людей.

Фактически это означает необходимость переориентации государственной службы по следующим важнейшим критериям2:

- отношение аппарата государственной службы к гражданину как субъекту, а не как к послушному объекту управления;

- уважение и близость аппарата к гражданам и их организациям, стремление к контактам, сотрудничеству, координации усилий, отказ (за исключением необходимых случаев) от принуждения;

- контроль за деятельностью государственного аппарата не только со стороны вышестоящих организаций, но и «снизу» – со стороны населения.

Необходимым условием решения этих задач является создание и функционирование в органах государственной власти служб по связям с общественностью, основными задачами которых является:

- анализ и учет интересов и проблем общества при выработке политических решений и программ органов государственной власти;

- исчерпывающее и объективное информирование общественности о политике органов государственной власти;

- просвещение по вопросам законодательства, возможностей, прав и обязанностей граждан;

- формирование позитивного образа органов государственной власти;

- создание доброжелательной атмосферы и стандартов качественного обслуживания граждан внутри самих органов власти в целях повышения эффективности их работы.


Реализуя эти задачи, органы государственной власти изменяют не только состояние объекта воздействия, но и существенно изменяются сами в сторону большей открытости, гибкого реагирования на нужды и запросы общественности, что, в свою очередь, приводит к укреплению постоянного и равноправного диалога органов власти и общества, стимулированию вовлеченности граждан в процесс управления, создает возможность согласования деятельности органов государственной власти с общественными интересами.

Основные направления взаимодействия с общественностью можно представить в виде взаимодействия двух блоков:

1. Воздействие гражданского общества на государственную службу:

- требования и действия по защите прав и свобод граждан и их ассоциаций, зафиксированных в ст.29 Конституции Российской Федерации, ст.19. Международного пакта о гражданских и политических правах, а также ст.10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод: со стороны отдельных граждан и со стороны ассоциаций граждан (политических партий, общественных организаций и движений)3;

- политическое участие граждан и их ассоциаций в деятельности государственной службы зафиксированных в ст.3 и ст.32 Конституции Российской Федерации:

  • в формировании подразделений государственной службы;

  • в повседневной деятельности государственной службы, реализуя требования гласности, открытости деятельности государственной службы – с помощью служб «связей с общественностью»;

  • в контроле за деятельностью государственной службы;

  • в подготовке и проведении выборов;

- участие в движениях протеста, связанных с деятельностью государственной службы – митингах, демонстрациях, забастовках;

- защита законных прав самой государственной службы и должностных лиц со стороны граждан и их ассоциаций.

2. Воздействие государственной службы на общество:

- проведение в жизнь государственной политики во взаимоотношениях с гражданским обществом:

  • в социально-экономической сфере;

  • в духовно-культурной сфере;

  • в политико-правовой сфере;

  • в иных сферах государственной деятельности (экология, военное строительство, национальные отношения и т.д.);

- содействие разъяснению и одобрению конечных результатов деятельности политического руководства страны, региона, территории;

- содействие формированию демократических институтов гражданского общества (политических партий, общественных объединений, дискуссионных клубов и т.д.);

- выявление общественных потребностей и интересов, связанных с государственной службой, проявление мониторинга тенденций общественного развития;

- организация политического участия граждан и их ассоциаций

в деятельности государственной службы;

- взаимодействие с органами местного самоуправления по проведению в жизнь государственной политики, реализации реформ;

- завоевание доверия и авторитета государственной власти путем добросовестного и инициативного исполнения должностей государственной службы, пропаганда деятельности государственной службы в СМИ;

- участие в деятельности институтов гражданского общества:

  • в профсоюзах,

  • в избирательных объединениях,

  • в официально разрешенном лоббировании интересов государственных служащих при прохождении законов, касающихся государственной службы через парламент (Федеральное Собрание).

Все направления деятельности тесно переплетаются друг с другом, вытекают одни из других. Реализуются названные задачи и направления посредством специальных служб связей с общественностью4:

- службы аналитико-прогностического исследования5, основными задачами которых являются выработка на основе анализа складывающейся социально-политической ситуации в стране и сформированного банка данных практических выводов, конкретных рекомендаций, необходимых руководителям для формирования коммуникационной политики, принятия обоснованных решений, определения путей влияния на общественно-политическую ситуацию в стране;

- службы по связям со средствами массовой информации6, основными задачами которых являются формирование общественного мнения путем распространения информации, норм, ценностей, усвоение которых необходимо для сознательного и действительного участия граждан в жизни государства и общества; ведения информационных баз данных, отражающих информацию об изданиях, их направленности, профиле, о целевых аудиториях и тиражах, об опубликованных материалах, о журналистах;

- службы по взаимодействию с партиями, общественными объединениями, религиозными конфессиями7, основными задачами которых является активизация участия этих организаций в решении социальных, культурных, общественно-политических проблем; оказание этим организациям консультативной и практической помощи в осуществлении их законной деятельности; содействие деятельности общественных некоммерческих и благотворительных организаций с целью повышения социальной стабильности общества;

- службы по работе с населением – общественные приемные8, основными задачами которых являются обеспечение связи гражданина и государства, возможности активного влияния гражданина на деятельность государства и органов местного самоуправления, реализации конституционного права граждан на обращения для защиты своих прав посредством жалоб, заявлений, ходатайств.

Реформы, проводимые в России, по своему масштабу, глубине и социальной направленности занимают особое место в отечественной истории. Общественная мысль и социальная практика не обладают существенным опытом перевода страны с командно-административных принципов организации общества на демократические. Отсюда чрезвычайно важная необходимость для властных структур всех уровней сверять свои решения с тем, что получается на практике, с чаяниями масс, выявлять отношение широких слоев населения и конкретных категорий граждан к тем или иным шагам в политической, экономической, социальной сферах, обобщать позитивный опыт, оперативно выявлять и устранять негативные тенденции.

Работа с письмами и заявлениями граждан, организация личного приема населения в условиях кардинальных перемен в политической и социально-экономической жизни страны – один из важных участков деятельности органов государственной власти всех уровней. Через обращения во властные структуры граждане реализуют свое конституционное право непосредственно участвовать в управлении делами государства. Этот принцип является непременной составной частью демократизации общественных отношений, провозглашенной руководством страны и претворяемой в жизнь. Последовательная работа по его реализации позволяет осуществлять общественный контроль за государственным аппаратом, добиваться восстановления нарушенных прав граждан, обеспечения социальной справедливости. С другой стороны информационно-аналитическая работа по обращениям граждан способствует широкому информированию Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также органов федерального, регионального и местного управления о наиболее острых проблемах, поднимаемых заявителями в их обращениях. Обращения граждан во все властные структуры рассматривают в соответствии с их компетенцией, установленной, прежде всего, Конституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе Российской Федерации, уставами иных субъектов Российская Федерация, действующим законодательством. Так, ст.33 Конституции Российской Федерации устанавливает, что граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. В ст.24 Конституции закреплена норма, в соответствии с которой органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Статья 46 Конституции гарантирует каждому гражданину судебную защиту его прав и свобод. Согласно этой статье решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. В соответствии со ст.53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государственного вреда, причиненного действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Вместе с тем следует сказать о том, что вся работа с предложениями, заявлениями и жалобами граждан сверху донизу значительно осложняется отсутствием Федерального закона «Об обращениях граждан». Принятый в первоначальной редакции Государственной Думой 15 ноября 1996 г. закон был отклонен Советом Федерации. После доработки законопроект был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации, но 24 января 1998 г. был отклонен Президентом в связи с противоречием ряда его норм Конституции Российской Федерации. Поэтому до сих пор приходится ориентироваться на нормативные положения, принятые еще в 1968 году, в иной общественно-политической и социально-экономической ситуации, в рамках иной системы государственного управления. Основными актами по данному вопросу продолжают оставаться Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан» от 12 апреля 1968 г. с изменениями и дополнениями от 4 марта 1980 г. и от 2 апреля 1988 г. и Закон Российской Федерации от 27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Нормотворческая деятельность по вопросам, регулирующим правоотношения, возникающие в связи с обращениями граждан в органы государственной власти и в органы местного самоуправления, в субъектах Российской Федерации осуществляется гораздо быстрее, чем на федеральном уровне. Делается это ими из-за острой необходимости ввести в правовое русло работу с обращениями граждан. При этом нарушается п.2 ст.76 Конституции Российской Федерации, так как по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы, а уж затем принимаются в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. В настоящее время законы о работе с обращениями граждан были приняты в 38 субъектах Федерации.

В Новосибирской области закон «Об обращениях граждан к депутатам, должностным лицам государственных органов, органов местного самоуправления, руководителям предприятий и организаций Новосибирской области» был принят 31 мая 1995 г. решением 11 сессии Новосибирского областного Совета Депутатов.

В Новосибирске постановлением мэра от 29.12.2000 № 2520 утверждено Положение «Об организации личного приема и порядке рассмотрения обращений граждан в мэрии Новосибирска».

Таким образом, налицо общая тенденция усиления внимания к работе с обращениями граждан в органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Поэтому закономерно, что повсеместно стали создаваться самостоятельные подразделения по работе с обращениями граждан. В мэрии Новосибирска в 1996 году приемная по жалобам была реорганизована в отдел по работе с населением – общественную приемную мэра.

Подробно организация и регламент работы общественной приемной мэра Новосибирска будут рассмотрены в главе 2, а в этой главе рассмотрим особенности организации работы с обращениями граждан в органах государственной и муниципальной власти различных уровней: в мэрии города Тольятти Самарской области, Правительстве Московской области и Администрации Президента Российской Федерации9.

Во всех перечисленных структурах были изданы положения, регламентирующие порядок работы с обращениями граждан, определяющие права и обязанности этих подразделений.

В мэрии города Тольятти всю работу с обращениями граждан организует и координирует общественная приемная мэрии. Примечательным в этой работе является то, что регистрации и рассмотрению подлежат не только обращения, поступившие в общественную приемную в устной, письменной форме или с личного приема, но и заявления и жалобы граждан, поступающие из редакций газет, журналов, телевидения, радио и других средств массовой информации. Это способствует более полному формированию банка данных по проблемам горожан, что, в свою очередь, позволяет всесторонний учет мнения граждан при выработке управленческих решений.

В Правительстве Московской области работу с обращениями граждан осуществляют два подразделения:

- приемная губернатора Московской области специализируется на приеме населении и ведет работу по устным обращениям граждан;

- отдел писем организует работу с письменными обращениями граждан.

Учитывая, что по одному и тому же вопросу, гражданин одновременно может записаться на прием к руководителю и обратиться с письменным заявлением, у исполнителей может возникнуть проблема двойной отработки вопроса и подготовки ответов для каждого из этих подразделений, в связи с чем, происходит увеличение объема работы и документооборота.

Кроме того, в положении не оговорено кто ведет аналитическую работу по обращениям граждан и как часто проводится обобщение вопросов поднимаемых в обращениях граждан.

В администрации Президента Российской Федерации10 для работы с обращениями граждан создано управление Президента Российской Федерации по обращениям граждан. Одной из основных задач этого управления является информационно-аналитическое и методическое обеспечение деятельности федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации при рассмотрении обращений граждан. Тематика обращений, поступающих в управление несоизмеримо шире, чем у всех рассмотренных ранее структур. Одной из особенностей тематического классификатора обращений, используемого управлением по обращениям граждан, является рубрика: «Защита прав и свобод человека и гражданина».

В мэрии Новосибирска работу с обращениями граждан организует и координирует отдел по работе с населением – общественная приемная мэра. Особенностью в организации работы общественной приемной является создание «горячего» телефона и группы оперативного реагирования. Обращения поступают на «горячий» телефон не только в рабочее время. В вечернее и ночное время, а также в выходные и праздничные дни телефон работает в режиме автоматического приема обращений. Обращения, принятые на автоответчик отрабатываются точно так же, как и поступившие в рабочее время. Если не представляется возможным немедленно дать по ним ответ, то обращения доводятся до сведения компетентных должностных лиц. Если есть необходимость срочного выезда на место специалистов общественной приемной и экспертов других структурных подразделений мэрии, то этими обращениями занимаются специалисты группы оперативного реагирования. Специалисты этой группы, для принятия неотложных мер по возникающим ситуациям, имеют право непосредственного обращения к руководителям мэрии и администраций районов города.

Таким образом, организация работы с обращениями граждан на различных уровнях исполнительной власти имеет как общие направления, так и свои особенности. Изучение и анализ этих особенностей раскрывает новые возможности для улучшения организации работы с обращениями граждан. Вместе с тем, особенности организации работы с обращениями граждан напрямую связаны с целями и задачами, которые решаются теми или иными органами государственной власти и местного самоуправления.

1 Нормативные акты приведены по состоянию на 1 января 2006 года.

2 Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика. – М.: 2001 С. 142-178.

3 Болышева С.А. Связи с общественностью в России: законодательное регулирование, нормативные документы, практика. – Екатеринбург: 1998. – С. 6

4 Их статус (департаменты, управления, комитеты, отделы, секторы) и подчиненность (высшему должностному лицу или его заместителю) в системе органа государственной власти могут быть различными. Их деятельность может осуществляться в рамках одного подразделения либо нескольких (в последнем случае актуальна координация деятельности этих служб).

5 Например, в мэрии Новосибирска – управление анализа, прогнозирования и подготовки решений мэрии.

6 Например, в мэрии Новосибирска – комитет по связям со средствами массовой информации – пресс-центр мэрии.

7 В мэрии Новосибирска – отделы по работе с ТОС и по работе с общественными организациями, политическими партиями и религиозными конфессиями.

8 В мэрии Новосибирска – отдел по работе с населением – общественная приемная мэра.

9 Кулаков В. Прием по месту жительства // Российская Федерация. – 2002. - № 9. – С. 20; Лапина Г., Леонова И., Редюхин В. Местные сообщества и органы муниципального управления – понять, чтобы взаимодействовать // Городское управление. – 2000. - № 8. – С. 65-78; Павлов С. Организация деятельности органов местного самоуправления в сфере общественных связей // Городское управление. – 2001. - № 9. – С. 79-86.

10 Миронов М.А. Обращения граждан как элемент системы защиты прав человека и основных свобод: право и практика. – М., 2001; Миронов М.А., Крылов В.Н. Обращения граждан: организация и порядок рассмотрения. – М., 1997.



Похожие:

Зенков максим юрьевич iconВлияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации
Зенков Максим Юрьевич, старший преподаватель кафедры социальной психологии управления Сибирского государственного университета путей...
Зенков максим юрьевич iconЗенков максим юрьевич трансформация правового статуса государственных органов в период административной реформы
Трансформация правового статуса государственных органов в период административной реформы понятие «государственый орган»
Зенков максим юрьевич iconМ. Ю. Зенков страховое право учебно-методическое пособие
Зенков М. Ю. Страховое право: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во сгупса, 2001. – 57 с
Зенков максим юрьевич iconСергей Юрьевич
Сергей Юрьевич хочет поздравить с Д. С. В. всех, всех, всех! (что из этого выйдет?)
Зенков максим юрьевич iconБайер Елена Александровна, к п. н., директор детского дома г. Азов Латышев Олег Юрьевич, в н. с лаборатории «Школьная медиатека»
Латышев Олег Юрьевич, в н с лаборатории «Школьная медиатека» исмо рао, к филол н., научный руководитель эксперимента «Использование...
Зенков максим юрьевич icon«Максим Мирный»
Максим Мирный – член белорусской команды кубка Дэвиса с 1994 года и достиг многих спортивных результатов. С 2000 года входит в число...
Зенков максим юрьевич iconЗенков М. Ю. старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления Сибагс, аспирант рагс
Публично-правовое юридическое лицо: проблемы адекватного их природе правового регулирования статуса государственных и муниципальных...
Зенков максим юрьевич iconАдминистративная реформа и изменение правового статуса государственных органов и органов местного самоуправления
...
Зенков максим юрьевич iconПленков Олег Юрьевич
Санкт-Петербург, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, факультет социальных наук
Зенков максим юрьевич iconЗенков М. Ю., доцент кафедры государственного и муниципального управления Сибагс
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов