Учебно-методических материалов для дистанционного обучения icon

Учебно-методических материалов для дистанционного обучения



НазваниеУчебно-методических материалов для дистанционного обучения
Дата конвертации14.10.2012
Размер49.81 Kb.
ТипДокументы

КРИТЕРИИ И ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Зенков М.Ю. – доцент кафедры
государственного и муниципального управления


Современное состояние дистанционного обучения в России характеризуется наличием целого комплекса существенных проблем, требующих адекватного природе системы образования решения:

а) проблемы оптимальности – состава учебно-методических комплексов для эффективного обучения, размещения дидактических элементов учебно-методических комплексов на различных носителях (бумажных, электронно-виртуальных), применение тех или иных активных методик обучения (при минимальной контактности преподавателя и студента);

б) проблемы оптимизации – психолого-эргономического представления учебного материала, восприятия обучающимся учебного материала, представленного в знаковом виде, понимания материала;

в) воспитательные проблемы – ограниченность очного контакта участников образовательного процесса;

г) валеологические проблемы;

д) проблемы качества учебных материалов, качества обучения и соответствия образовательным стандартам.

В связи с этим, как нам представляется, особо острой является проблема качества учебно-методических материалов, так как именно этими материалами, как правило, ограничивается взаимодействие в дистанционном учебном процессе его участников. Как показывает практика, обращение к консультативным ресурсам «ЭЛКОН» среди студентов дистанционной формы обучения минимально (из-за отсутствия по месту фактического обучения современных компьютеров, редкого обновления консультативных материалов, отсутствия навыка работы с сетевым материалом). Также минимальна оказывается степень обращения студентов к рекомендуемым источникам, как нормативным правовым актам (что вынуждает разработчика учебно-методического комплекса включать их в состав хрестоматий), так и иным учебным пособиям, а тем более статьям в журналах, монографиям, материалам сети Internet.

Для определения критериев качества учебно-методических материалов для дистанционного обучения, которые могли бы использоваться для оценки их качества в системе ДО СибАГС, целесообразно обратиться к опыту ведущих учебных центров России, которые уже многие годы реализуют программы дистанционного обучения1. В частности, основными критериями качества материалов дистанционного обучения, учитываемыми Всероссийским заочным финансово-экономическим институтом (г. Москва) при разработке и оценке качества учебных материалов, являются унифицированность УМК и его периодическая актуализация.
Международный институт менеджмента ЛИНК использует следующую систему критериев: модульный принцип; комплектность; полнота информации; достаточность информации для освоения данной образовательной программы (что часто приводит к увеличению объема выдаваемого студентам учебно-методического материала, а, следовательно, недоиспользованию его в процессе обучения); вариативность содержания и способов деятельности обучающихся по усвоению данной информации; оригинальность и новизна структурирования (интерактивность, диалогичность, проблемность, деятельностно-развивающий характер заданий, практикоориентированность).

В исследованиях также обращается внимание на оптимальность формы представления сложноорганизованных знаний. С позиции зрительного анализатора любой учебный материал – это оптическое явление. Из физиологии известно, что глаз человека может работать в двух режимах: симутальном и сукцессивном. Симутальный режим обеспечивает быстрый обзорный прием информации с помощью периферийного зрения. При сукцессивном режиме происходит медленный прием деталей информации. Если воспринимается длинный словесный текст, то глаз и мозг работают преимущественно в медленном сукцессивном режиме. Восприятие же чертежей, схем, формул включает в действие быстрый симутальный режим восприятия. Принципиальный недостаток учебных текстов состоит в том, что они не представляют возможности использования огромных резервов зрительного восприятия и работы мозга человека в скоростном симутальном режиме. При этом из-за низкой скорости зрительного восприятия информации наблюдается и низкая скорость его обработки.

Кроме того, материал, представленный не на бумажном, а электронном виртуальном носителе, как правило, воспринимается намного хуже, из-за, с одной стороны, технологических недостатков современного оборудования (в частности, мониторов или принтеров), с другой – традиционностью бумажного носителя как источника информации. В связи с этим, на наш взгляд, для дальнейшего развития системы дистанционного обучения необходимо использовать электронно-виртуальные носители как дополнительные к бумажным (традиционная кейс-технология с использованием преимуществ сетевой). Это позволит снизить издержки (познавательно-интеллектуальные – для обучаемого, финансовые – для учебного заведения), одновременно учитывая достоинства того и другого носителя.

Система критериев качества учебно-методических материалов для дистанционного обучения должна включать следующие группы критериев:

1. Содержательные. Среди них особо могут быть выделены: полнота (отражение всех элементов государственного образовательного стандарта) и актуальность (обязательное наличие регионального и вузовского компонентов, соответствие текущему законодательству и общественной практике).

Оценка с использованием этих критериев должна вестись в рамках подготовки и согласования рабочих программ по учебным дисциплинам. Практика показывает, что обилие «авторских» курсов снижает эффективность обучения, поскольку возрастает степень дублирования материала. Избежать этого позволяет согласование рабочих программ и разработанных на их основе учебно-методических комплексов с выпускающей кафедрой (по специальности) или на уровне ученого совета факультета. Так, в СибАГС в согласовании рабочих программ по специальности «Государственное и муниципальное управление» должна обязательно принимать участие кафедра государственного и муниципального управления.

Для повышения актуальности материалов УМК целесообразно ежегодно готовить дополнительные материалы по учебным дисциплинам, которые должны выдаваться студентам вместе с другими материалами на вводном тьюториале. Это позволит использовать изданный ранее УМК без ежегодичных переизданий (в частности, это особо касается УМК по юридическим дисциплинам, «Бухгалтерскому учету», «Налогообложению», «Системе государственного и муниципального управления»). При этом, такие дополнения должны включаться в план издательской работы ИПС СибАГС.

2. Методические. Учебно-методические материалы должны характеризоваться комплексностью, отражать все стадии формирования знаний, умений и навыков: изложение нового материала, закрепление на конкретном примере, проверка. Комплексность достигается на этапе подготовки и экспертизы учебно-методических материалов. Также все учебно-методические материалы должны быть согласованы, непротиворечивы, иметь модульный характер. Это касается как одной учебной дисциплины, блока дисциплин и всех дисциплин специальности. Изложение материала должно включать те определения, которые являются общепринятыми в данной области знаний и согласованными для обучения по специальности.

3. Технологические. Учебно-методические материалы для дистанционного обучения должны обладать качествами интерактивности, диалогичности, соответственно изложение материала должно быть простым и гибким (если обучающийся хочет получить более глубокие знания, то может обратиться к дополнительным материалам, размещенным в хрестоматии, на CD/DVD, сайте СибАГС, сайтах преподавателей и кафедр СибАГС в сети Интернет).




Похожие:

Учебно-методических материалов для дистанционного обучения iconДокументы
1. /комплект учебно-методических материалов по русскому языку/RU-9_demo.pdf
2.
Учебно-методических материалов для дистанционного обучения iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая география и регионалистика» > Учебная программа дисциплины
Теоретический анализ и разработка курса для дистанционного обучения
Учебно-методических материалов для дистанционного обучения iconУчебно-методический комплекс для фрагмента дистанционного учебного курса заключение
Результаты проектирования системы до и дистанционного учебного курса
Учебно-методических материалов для дистанционного обучения iconОсновные технологии дистанционного обучения Телекоммуникационная (информационно-спутниковая)
Использование дистанционных образовательных технологий для профессионального обучения государственных служащих
Учебно-методических материалов для дистанционного обучения iconПсихофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса учебно-методических материалов по формированию информационной культуры личности (2001) Уленко Ю.
Уленко Ю. В. Психофизиологические особенности возрастных групп учащихся как основа дифференцированного подхода к созданию комплекса...
Учебно-методических материалов для дистанционного обучения iconПримерный вариативный перечень оборудования и учебных материалов для кабинета информатики и икт
В качестве натуральных объектов предполагается использование вышедших из строя средств икт, описанных в разделах «Технические средства...
Учебно-методических материалов для дистанционного обучения iconПоложение об областном конкурсе программ и методических материалов туристско-краеведческой направленности
Областной конкурс программ и методических материалов туристско-краеведческой направленности (далее – конкурс) проводится в целях...
Учебно-методических материалов для дистанционного обучения iconМетодическая работа на 2010 – 2011 учебный год
Районная выставка методических материалов педагогического опыта в рамках заседания районных методических объединений учителей
Учебно-методических материалов для дистанционного обучения iconМетодическая работа мбоу сош №13 на 2011 – 2012 учебный год
Районная выставка методических материалов педагогического опыта в рамках заседания районных методических объединений учителей
Учебно-методических материалов для дистанционного обучения iconМетодическая работа мбоу сош №13 на 2012 – 2013 учебный год
Районная выставка методических материалов педагогического опыта в рамках заседания районных методических объединений учителей
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов