Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации icon

Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации



НазваниеВлияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации
Дата конвертации14.10.2012
Размер105.3 Kb.
ТипДокументы


Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации


Зенков Максим Юрьевич, старший преподаватель кафедры социальной психологии управления Сибирского государственного университета путей сообщения, заместитель заведующего кафедрой государственного и муниципального управления Сибирской академии государственной службы

Основные профессиональные интересы – правовое обеспечение государственной и муниципальной службы, государственная кадровая политика и инновационные технологии управления персоналом. Имеет ряд публикаций, в том числе учебные и методические пособия – «Кадровый маркетинг», «Основы управления», «Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы» (более 80 п.л.). http://www.zenkov.narod.ru; mzz@mail.ru.


Складывающаяся политическая и социально-экономическая ситуация в России требует внедрения новых технологий в систему управления персоналом организации, что должно обеспечить получение позитивных результатов деятельности организаций при условии конкуренции и соперничества на рынке, удовлетворении динамично растущих социальных потребностей населения. Немалая роль в регулировании социально-трудовых процессов в организациях, определении базовых принципов кадровой политики организаций любых форм собственности принадлежит государству и его органам. Государство призвано определить основные направления государственной кадровой политики, обеспечивая тем самым устойчивое общественное развитие.

Государственная кадровая политика как стратегия формирования, развития и рационального использования трудовых ресурсов страны в структурно-содержательном плане представляет систему официально признанных целей, задач, приоритетов и принципов деятельности государства по регулированию кадровых процессов и отношений.

Действительно, на государственном уровне такого рода цели, приоритеты, принципы предъявляются гражданам, обществу в конституции – основном законе страны, трудовом законодательстве, национальных программах, в той или иной мере призванных решать проблемы занятости населения, создания рабочих мест, профессионального развития кадров для насыщения стратегически важных отраслей экономики. Президент, реализуя свои конституционные полномочия, интегрируя позиции и предложения всех ветвей власти, политических и общественных сил страны, осуществляя назначения на ключевые государственные должности, определяя приоритеты государственной кадровой политики, выступает одним из ее субъектов.

Вместе с тем, учитывая существенные различия в социально-экономическом положении регионов, возможностях материального и финансового обеспечения социальных программ, можно говорить об относительной (в контексте общегосударственной стратегии) самостоятельности их кадровой политики.
Формируя собственную законодательную базу, субъекты Российской Федерации, реализуют ее с учетом структурно-функциональных особенностей экономики региона, структуры трудовых ресурсов, рынка образовательных услуг, характера и глубины социальных, этно-конфессиональных и других проблем.

Наконец, на уровне конкретной организации в качестве подсистемы, обеспечивающей реализацию организационных целей и задач, также формируется кадровая политика, содержанием которой выступают планируемый кадровый портрет, принципы кадровой работы, соблюдение которых обязательно для руководителей всех уровней.

Государственная кадровая политика детерминирует другие уровни, поскольку задает «нормы», в контексте которых отдельные территории и организации конкретизируют приоритетные направления развития кадрового потенциала с учетом местной специфики, этапа развития организации, ее стратегических планов.

Эскапическое поведение государства в последние 15 лет, нашедшее выражение в фактическом отсутствии формально-определенных или же намеренном несоблюдении сохраненных от старого режима принципов государственной кадровой политики (да и любой политики как таковой), серьёзно подорвало основы общества, не обеспечив нормальную поколенческую преемственность в достижении общезначимых социальных ценностей. Так, Конституция Российской Федерации 1993 года, отбросив достигнутый высокий уровень реализации права на труд, формально закрепила лишь право на удовлетворительные, нормальные условия труда, что является существенным нарушением общеевропейских и общемировых тенденций конституционного развития (как известно, конституции развитых стран, принятые после окончания Второй мировой войны, обязательно содержат формулировку нормы-принципа на труд). Один только этот факт свидетельствует о нежелании власть придержащих обеспечить устойчивое развитие Российской Федерации как социального государства.

Принятый впоследствии Трудовой кодекс, унифицировав трудовые отношения, не установил надлежащего паритета между работодателем и работником, по многим направлениям (например, обучение и переквалификация) существенно ограничив права последнего. Это, в условиях тотального снижения качества образовательных услуг, предоставляемых учебными заведениями различных уровней и форм, отнюдь не способствует формированию квалифицированного и профессионального работника как условия эффективности производственного процесса.

Более того, несмотря на строжайший запрет, многие работодатели продолжают нанимать работников не на условиях трудового договора, а соглашениях гражданско-правового характера, что, объективно, снижает уровень социального обеспечения работников организации. Необходимо отметить, что делается такое не только работодателями – коммерческими организациями, но и государством – при найме в государственные органы.

Сегодня государственная кадровая политика фактически обособилась вокруг обеспечения потребностей в кадрах, персонале самого государства, точнее его государственного аппарата. В этой сфере государство установило совершенно иные «правила игры»: в отношении государственных служащих нормы Трудового кодекса Российской Федерации не распространяются, за исключением тех случаев, которые не урегулированы законодательством о государственной службе. Определив государственную службу как профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов, государство, по сути, сняло с себя ответственность за реализацию кадровой политики в государственной и муниципальной бюджетной сфере (образование, здравоохранение, культура, искусство, социальная работа).

Инновационные по своему содержанию законы о государственной службе (Федеральный закон № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г. «О системе государственной службы Российской Федерации», Федеральный закон № 79-ФЗ от 31 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации») предполагают формирование новой государственной кадровой политики в этой сфере, основанной на принципах профессионализма и квалификации государственных служащих, служении государству. Однако, механизмы, призванные обеспечить реализацию этих законов, до сих пор не согласованы и не приняты. Имманентная конкурсность основных кадровых процедур (конкурс на замещение вакантной должности, кадровый резерв, аттестация, квалификационный экзамен), государственные гарантии как элемент статуса государственного служащего, непрерывность процесса повышения квалификации (подготовка, повышение квалификации, стажировка, переквалификация) пока существуют лишь на бумаге или, в отдельных субъектах Российской Федерации, как эксперимент. Их реализация привела бы к повышению эффективности деятельности самого государства, а также росту престижа государственной службы как профессиональной деятельности.

Несмотря на формально самостоятельный тип отношений с государством, большинство организаций (коммерческих и некоммерческих) сохранили традиционную систему кадровой работы, фактически сводимую к дискретному делопроизводственному циклу. Это понятно и объяснимо, так как иного опыта организации системы управления персоналом у современных руководителей организаций не было, чем сформированного в условиях неконкурентной по своей природе общественной среды. С другой стороны, низкая мобильность населения, галопирующий рост его потребностей, неадекватность полученной работником в прежнее и нынешнее время специальности не гарантируют эффективность инновационных технологий управления персоналом, как правило, перенесенных на нашу почву из-за рубежа.

В таких условиях сложно говорить не только о формировании организационной кадровой политики, но и кадровой политики государства в целом. Однако, рассуждая не только теоретически, но и рассматривая зарубежный опыт управления человеческими ресурсами, мы должны указать на нежелательность такой ситуации, и разработать предложения по формированию как государственной кадровой политики (в данном случае – в транспортной отрасли), так и кадровой политики железнодорожной организации.

До недавнего времени ведущим субъектом, определявшим правила функционирования и развития железнодорожной транспортной системы в нашей стране, было государство в лице Министерства путей сообщения. Однако в связи с разгосударствлением отрасли были созданы железнодорожные транспортные организации, главной из которых является ОАО «РЖД» (численный состав работников ОАО сравним с численностью государственных и муниципальных служащих). Несмотря на формальное сохранение прежних норм, новые организации в первую очередь должны бы сформировать свое видение кадровой политики. Однако, несмотря на первоочередность и значимость этих мероприятий, провозглашенную в программных документах, по факту их исполнение сводится скорее к обсуждению, чем обдуманной разработке и внедрению новых технологий кадровой работы. Можно долго обсуждать целесообразность разгосударствления транспортной системы, обеспечивающей единство великого государства, но дело сделано – условия и обстоятельства сегодня совершенно иные и требуется находить сферы влияния государства на складывающиеся относительно независимо кадровые процессы в отрасли.

В первую очередь, нельзя не забывать, что основным творцом правовых норм в государстве остается само государство в лице его органов. Регулирующая роль государства должна обеспечить удовлетворение прав и свобод человека и гражданина, занятого в транспортной сфере. Именно государственные органы должны регулировать основные нормы, обеспечивающие безопасность перевозок и безопасность лиц, обеспечивающих перевозки. Регулировать и контролировать! Вместе с тем, зачастую в железнодорожных организациях практикуется несоблюдение нормативов, в частности численности работников предприятия. Такое положение обоснуется, как правило, длительностью процесса согласования трудоустройства работника, с другой – фактическим выполнением заданий и ростом показателей производительности труда (как показывают данные дипломных исследований, выполненных в 2004-2005 гг. на факультете управления персоналом СГУПС, производительность труда не рассчитывается исходя из оценки конкретного специализированного труда и его результата, а исходя из общего для дороги показателя – нагрузки на путь).

Другой пример – организация найма в железнодорожную организацию. Как и большинство современных российских организаций железнодорожная организация реализует закрытый тип кадровой политики при найме. Попасть на работу в железнодорожную организацию может только человек, завершивший обучение в железнодорожном («профильном») учебном заведении. Это сразу же создает в большинстве случаев ситуацию дефицита рабочей силы, при этом на соответствующем рынке труда может складываться обратная ситуация. Квалифицированный специалист, подготовленный в ином, не железнодорожном, учебном заведении фактически не имеет возможности поступления в железнодорожную организацию. Да, можно возразить, ведь на железнодорожные организации не распространяется принцип равного доступа, как например на государственную и муниципальную службу. Однако, предоставление равных условий при найме работникам – это конкурентное условие, характеризующее функционирование рыночной экономики, а, следовательно, железнодорожной организации как работодателю невыгодно не принимать на работу. Но практика показывает обратное. Более того, молодой человек, завершивший обучение в железнодорожном учебном заведении и принятый на работу, оказывается не удовлетворен не столько условиями работы, сколько отсутствием жилья, которое организация, как правило, не предоставляет.

Сама система подготовки кадров для железнодорожного транспорта, созданная в советские годы, была адекватна существовавшей ранее системе. Сегодня же ее необходимо перестраивать, но, не ликвидируя скопом «непрофильные» специальности, а встраивая их в систему подбора и отбора персонала для железнодорожных организаций, совершенствуя тем самым квалификационные требования, предъявляемые к специалистам железнодорожного транспорта, и, безусловно, методически обеспечивая учебный процесс.

Анализ действующих нормативных актов, определяющих требования к специалистам железнодорожных организаций, в частности приказа № 18Ц от 29 марта 1999 г., показывает, что составители невнимательно подошли к анализу содержания деятельности специалистов. Особо ярко это представлено на примере должностей кадровиков – специалистов по управлению персоналом и кадрам. Несмотря на то, что уже несколько лет в вузах отрасли ведется подготовка по специальности «Управление персоналом», в перечне требуемых от кандидата на должность ее нет вовсе, однако представлены такие специальности, как «Вагоны и вагонное хозяйство», «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство», «Мосты и транспортные тоннели», отражающие специфику соответствующих структурных подразделений железнодорожной организации. Соответственно, нанимая неспециалистов в кадровой сфере, железнодорожная организация вынуждена тратить дополнительные средства на из переподготовку, но и даже в этом случае не все из них могут понимать содержание и целесообразность выполняемой деятельности, что снижает производительность и результативность их труда. Более того, принятый 7 сентября 2005 г. новый приказ № 136 «О должностях и рабочих профессиях в ОАО «РЖД», замещаемых специалистами с высшим и средним профессиональным образованием» использует совершенно неизвестные российскому законодателю группы специальностей – общегуманитарные, общеэкономические, общетехнические.

Сама подготовка специалистов для железнодорожных организаций надлежащим образом не обеспечена. Так, вместо того, чтобы готовить специалистов по направлениям, востребованным на дороге, железнодорожные вузы готовят таможенников, юристов-государствоведов или экономистов-международников. Да и подготовка по профильным специальностям методически не обеспечена. Так, будущие кадровики («Управление персоналом») не знакомы, как правило, с современными системами электронного документооборота, такими как ЕКАСУТР, или психодиагностической системой отбора персонала ОАО «РЖД» (не установлено соответствующее программное обеспечение). Это снижает уровень подготовки выпускника, которому приходится уже на месте работы осваивать эти инструменты современной кадровой работы.

Перечисленные проблемы не единственные, однако, не стоит только негативно оценивать сложившуюся практику кадровой работы в организациях железнодорожного транспорта. Не каждая современная российская организация имеет такие систему социального и пенсионного обеспечения, систему продвижения, резерва и ротации работников, которые созданы в железнодорожных транспортных организациях. Их можно рассматривать в качестве наглядного примера для совершенствования системы управления персоналом в других организациях.

Вместе с тем, необходимо четко определить параметры государственного вмешательства в процесс формирования и реализации кадровой политики железнодорожной организации. Это позволит, с одной стороны, обеспечить динамизм этого процесса, с другой – законность и защищенность прав и свобод человека и гражданина, любого субъекта процесса управления человеческими ресурсами.


Аннотация

В статье анализируется современное состояние и направления совершенствования процесса взаимодействия государства и железнодорожной транспортной организации в связи с формированием ею кадровой политики.

Несмотря на самостоятельность организации в определении кадровой политики, воздействие государства в части общего регулирования, установления стандартов и норм поведения является необходимым, так как обеспечивает устойчивое развитие организации, законность и защищенность прав и свобод человека.


Абрамова Т.Г. Управление персоналом. – Новосибирск: СибАГС, 2004.

Государственная кадровая политика и механизм ее реализации: Кадроведение / Под общ.ред. Е.В. Охотского. – М.: РАГС, 1998.

Kitschenberg H. Personalwesen. – Műnchen, 2002.



Похожие:

Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации iconДокументы
1. /Дугин_Философия политики/001.pdf
2. /Дугин_Философия...

Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации iconФормирование консервативной программы министерства народного просвещения
Шишкова, согласно которой воспитание подрастающего поколения одна из приоритетных задач государственной политики
Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации iconДокументы
1. /Принципы кадровой политики.doc
Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации iconМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент кадровой политики и образования
Приложения (Преимущества (недостатки) предлагаемых товаров; Характеристика конкурентного положения на рынке)
Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации iconПримерные вопросы к зачету по дисциплине «Долгосрочная финансовая политика»
Соотношение долгосрочной финансовой политики и краткосрочной финансовой политики
Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации iconМинистерство сельского хозяйства Российской Федерации Департамент кадровой политики и образования
...
Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации iconТаушканов Н. Н. 2003 г. Индивидуальная программа стажировки фамилия, имя, отчество
Наименование органа управления (структурного подразделения), в котором проводится стажировка отдел кадровой политики и государственных...
Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации iconМинистерства здравоохранения
Концепция осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2011-2015 годы (далее – Концепция) разработана...
Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации iconПоложение об организации приема, перевода и выбытия обучающихся в моу сош №10
Российской Федерации от 19 марта 2001 г. №196, и призвано обеспечить реализацию прав граждан Российской Федерации на образование,...
Влияние государственной политики на формирование кадровой политики железнодорожной организации iconI. Общие положения. Статья Основные понятия
Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов