Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев icon

Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев



НазваниеУдк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев
страница1/3
Дата конвертации28.09.2012
Размер0.58 Mb.
ТипКнига
  1   2   3

ББК 81 : 87 :28.02

Ш 17

УДК 536

Гайн-улла Ф. Шайхиев.

Неизвестная эволюция вокруг, среди и в нас. Казань: Форт Диалог, 1997.


Каждый из нас, да и любая вещь, находится в связке мирового движения. Вследствие чего вокруг, среди и в нас возникает особая структура взаимодействия. Элементы этой структуры способны самоорганизо­ваться. Совокупность этих элементов образует модели мира, мышления, алгоритм развития биологическо­го вида и выражена звуками в речи народов.

Книга рассчитана для широкого круга читателей.

Издание осуществлено на средства автора при содействии Торгово-промышленной палаты Респуб­лики Татарстан.

Вес права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена ни в какой форме без специального разрешения автора.

© Шайхиев Г.Ф.


ISBN 5 - 85264 - 027 - 1.


Давным давно задумал я

Взглянуть на дальние поля,

Узнать, для воли иль тюрьмы

На этот свет родимся мы.

^ М.Ю.Лермонтов “Мцыри”

Замысел

Мы привыкли говорить о взаимосвязи явлений, и множество примеров повседневной жизни подтверждает это. Мы даже знаем, что все они происходят в известных координа­тах и времени. И физики упорно ищут то волшебное уравне­ние, решение которого могло бы рассказать наше загадоч­ное прошлое и предсказать таинственное будущее.

Происходящее вокруг нас так разнообразно и различно, что порою выражение "взаимосвязь" кажется нам преуве­личением. Например, какая связь между смыслом слов и координатами пространства или размножением кроликов и мыслеобразованием, нашим поведением и моделью мира? Из-за их кажущейся несовместимости мы их изучаем раз­дельно, выделяя как новые науки. Казалось бы, все это так и понятно, но упорствуем в утверждении и, даже на быто­вом уровне, о взаимосвязи вещей. Совсем не ученая моя бабушка еще говорила, что ничего не скроется от божьего глаза, рано или поздно все раскроется, все станет ясным, тем самым давая понять о взаимосвязи вещей. И находила она примеры из своей, казалось бы, однообразной жизни, прошедшей в упорной борьбе за существование. Она нахо­дила необычные связи между радугой, которая коснулась поляны, где паслись коровы, и жирностью молока вечер­него доения, между случайной залетевшей сорокой и за­держкой отца с охоты...

Я приглашаю вас за далью в даль. Но прежде снимите очки, стекла которых затемнены пленкой условностей, предрассудков, устаревших способов мышления. Почувст­вуйте себя молодыми и тех лет, когда, казалось бы, в обыч­ных для всех ситуациях вы каждый день заново придумыва­ли свою жизнь. Вы экспериментировали, сопоставляли, измеряли, ожидая новое озарение от изменения общепринятых взглядов и догм.
Вот в таком настрое мы рассмотрим следующие откровения

1. художник Использует особые приемы и создает образ реальности. Оказалось, логическая цепь его приемов укладывается в последователыность, содержание которой соответствует различным проявлениям мерностей пространства, таких как объем (трехмерность), поверхность (двухмерность), ЛИНИЯ (оДНОМерность), переход (нольмерность) в поле действия различных сил.

2. Установился характер поведения человека в различных условиях, форма изложения научной темы и доклада, принятые теперь как норма выражения образа мысли. Если раз­ложить на логическую цепь этот процесс мыслеобразования, то оказывается, что он по содержанию соответствует со­держанию ... ключевых приемов художника.

3. Любой биологический вид выполняет свой алгоритм развития, обеспечивающий его выживание. Оказывается, содержание логической цепи этого алгоритма соответствует содержанию … приемов художника

4. Возникла мысль: не озвучили ли в эволюции мышле­ния всю совокупность приемов художника, чтобы выразить звуковой образ вещей, который затем стал? Если "да", то элементы этой совокупности будут выражать смыслы звуков речи человека. Анализ слов подтвердил эту мысль.

Так мы пришли к важному выводу о том, что вокруг, сре­ди и в нас развернута сеть особых узлов, которая от воздейст­вия сил Природы превращается в структуру взаимодействия, которая в реальности представляется нам то моделью мира, то моделью поведения, то моделью мышления, то алгорит­мом развития биологического вида, то обычным узнаванием наличия неоднородности, то... словом. В изменении этой про­стой структуры, что заложена в приемы работы художника, мы существуем, мыслим, оцениваем свои и чужие поступки и нам доступен мир в его вечном движении. И я хочу показать эту структурную сеть, во взаимосвязи которой мы находим­ся, подключенные всем образом жизни.


^ КЛЮЧЕВЫЕ ПРИЕМЫ ХУДОЖНИКА И МОДЕЛЬ МИРА

Те, кто следует естественному порядку вещей, движутся в общем потоке Дао.

Хуэй Нань-цзы

Мы получили аттестат зрелости. Прощальный бал в шко­ле. Нам весело и тревожно. Поздно ночью, по традиции шко­лы, мы поднялось в гору, чтобы оттуда встретить свой рас­свет уже взглядом официально подтвержденной зрелости. К нашему удивлению там же оказался пожилой человек. Пе­ред ним мольберт. На нем подрамник с белым холстом. Ря­дом краски и кисти. Он сидит задумавшись. Разговорились. Оказалось, он тоже ждет ... рассвет.

Вот наступил торжественный момент. Художник стал серь­езным. Он быстро пропел линию горизонта. Несколько маз­ков кистью оживили отступающий к низине утренний туман, раскрывая городские очертания, так же уверенно он ожи­вил пушистые облака в особом блеске от устремленных из-за гор лучей солнца. Рисунок стал мгновенной реальностью развивающегося события. Мы застыли в изумлении.

Сейчас, вспоминая то утро, я думаю о виденном тогда. Бе­лый холст. Несколько незначительных, но рассчитанных чуть­ем художника движений и реальность возникает мгновенно, почему так? Что же в его приемах было главным, чтобы поя­вился образ реальности? Прошли годы, и я все еще вспоми­наю это чудное явление.

Да, рисование есть один из видов мышления и художник знает его приемы. Он знает ключевые элементы для построе­ния образа мысли, ими он конструирует особое приближе­ние, в котором мы признаем мгновения реальности, хотя ок­ружающее находится в вечном изменении. Главное, они та­лантливы от рождения, имеют врожденную способность, бо­жий дар.

Вот картина художника А.И.Куинджи "Ночное". В ней

передана наша реальная действительность средней полосы. Там сразу удивляет контрастная скрещенность цвета и света.

Почти прямая линия горизонта разделяет освещенное небо неведомым пламенем из бездны бесконечности от земной ткани вещей. В ней тишина, какая-то безмерность от покоя и все это на мгновение сковывает сознание. Малейшее пере­мещение пешей позволило бы почувствовать прохладу в этом напряжении. Поэтому все зачернено, лишь контуры вещей очерчивают пространственную необъятность ночного погру­жения. Там все реально, ибо все вещи подключены в общее движение, находятся в какой-то таинственной связке, об­разуют некую магическую структуру взаимодействия, реа­лизующая это естественное развитие. И поэтому все это кажется нам нормальным, разумным, совершенным. В любой точке этой картины каждый может найти себя и почувствовать прохладу низин, дуновение тепла от еще нагретой еще днем воды, увидеть захватывающее переливание водной глади в лунном отражении, услышать ночную перекличку животных. Так полной прелести ночная жизнь под луной станет воплощением чего-то, что есть в сути Природы. Естественно возникает вопрос: как удалось художнику все это пере­дать, какими приемами он достигает эту загадочную суть, рождающая развитие?


Мы с малых лет пробуем себя в искусстве рисования. Ино­гда первая линия, восхитившая взрослых, остается нашим высшим достижением. Но другие, каким-то умением, из ли­ний делают поверхности, из них объемы, строят сложные композиции из тех же линий, плоскостей, объемов и на каком-то этапе их взросления они добиваются той магиче­ской структуры взаимодействия, раскрывающая нам в та­инстве развитие. Каким образом наступила зрелость в ва­риациях линиями, плоскостями, объемами, чтобы вопло­титься в шедевр искусства? Если удалось бы раскрыть со­держание ключевых приемов художника, то возможно в их связывающей закономерности мы смогли бы дойти до сути структуры, возможно смогли бы дойти до возможности раз­гадки самого развития. Зная об этом, мы смогли бы понять суть подключения к общему движению, отсюда и к процес­су развития. И кажется, что в правилах живописи есть отла­женный механизм, ведущий к общим правилам развития.

Действительно, ни волшебство, ни чудо из загадочной неизвестности, а живой человек, наш родственник и участ­ник этой жизни "сооружает" это устройство — картину, ко­торая порождает мысль, развитие, узнавание и вызывает еще множество других ассоциаций, которыми полна жизнь. Их работа — не фотокопия, а собранная из отдельных эле­ментов движения образ. Но ведь мы уже умеем описать дви­жение, знаем его виды, причины различия. Но мы могли бы скрупулезно фиксировать эти движения - приемы худож­ника, затем перевести на язык расчетов и раскрыть их суть. Тогда, собрав все эти данные, обобщив известными мето­дами из точных наук, мы могли бы представить все много­образие необходимых движений, ведущих к структуре, и взаимодействие в ней нам представится как реальность, т.е. развитие...

Какие ключевые приемы свойственны искусству худож­ника? Теперь я их знаю. Он, оказывается, для построения образа вещей использует объем, плоскость, линию и переход. Желая показать нагруженность этих параметров какими-ни­будь силами, он делает их жирными, волнистыми, острыми, цветными и т.д. Из всего этого у него складывается образ, рисунок.

В обычной практике мы легко различаем объем, объемность, просторность. Так же легко узнаем плоскость, поверхность, выровненность, глядя на водную гладь, степь, стены сооружений, выделяя на их пересечении линию. Да, все они нам привычные параметры. Но мы не знаем их таинственную взаимосвязь в искусстве художника. Поэтому было бы полезно найти между ними аналитическую зависимость. Для этого используем физический подход.

В физике для их описания пользуются мерой измерения длины, ширины, высоты, равными какому-нибудь знаку, например x. В реальной жизни эти велечины не всегда равны, но для общего рассмотрения берут равными. Тогда произведение высоты, ширины, длины, каждая из которых рав­на х, будет определением объема и будет равно: х х х = х3. Произведение ширины и длины, равные каждая х, будет определением плоскости и будет равно: х х = х2. Линия определится длиной, равной х'. Тогда, для удобства, от слов объем, плоскость, линия можно перейти к такой записи:

Х3, х2, х1, (1)

где показатель степени (обозначим его через "n") у каждо­го члена этого ряда будет определять и мерность простран­ства: n = 3 - трехмерное пространство; n = 2 - двухмерное пространство: п = 1 - одномерное пространство. Поэтому ряд (1) выражает мерное проявление пространства.

В природе все взаимосвязано. Если мы утверждаем, что где-то что-то произошло, то мы должны найти в какой це­почке, каких процессов оно является частью целого. На­пример, если мы говорим "пять", то мы знаем, что есть числовая последовательность, натуральный ряд чисел (1,2,3,4,5,6,7...), где "пять" есть элемент этой последователь­ности. Вне нее "пять" не имеет смысла. Цепь натурального ряда определяет смысловую содержательность числа "пять".

Поэтому мы вправе задать вопрос: в цепочке каких взаи­мосвязанных явлений ряд (1) является частью целого?

Можно, например, его обнаружить в последовательно­сти, где показатель степени при х убывает:

... х6, х5, х4, х3, х2,х1, х°, х-1, X-2, х-3, х-4, х-5, х-6.. (2)

Что выражает этот ряд? Каждый член этого ряда выра­жает мерное проявление пространства. Мы видим здесь шес­ти-, пяти-, четырех-, трех-, двух-, одно-, нольмерные про­явления мирового пространства и их доли (х-1, х -2...).

Но реальные земные события протекают в трехмерном пространстве. Поэтому последовательность (2) имеет реаль­ный смысл только при п < 3, т.е. при п = 0, ±1, ±2, ±3. Тогда из (2) имеем:

x-3, x-2, x-1, x0, x1, x2, x3 (3)


где, как было определено, х3, х2, х1 есть определение, соответ­ственно, объема, плоскости, линии, а х-1, х -2, х-3 являются их долями. Величина х0 выражает нольмерность пространства, переход в неизвестность.

Итак, мы выяснили, что объем, плоскость, линия пере­ход, используемые в приемах художника, являются выра­жением наблюдаемого нами проявления пространства в мер­ности. Если считать, что х есть мера длины взаимодействия в этом мире, состоящем только лишь из движений, то x° вос­принимается как переход в отсутствии взаимодействия. При­мерами таких переходов являются гиканье часов, смены времен года, дня и ночи, смерть и т.д. Такие переходы характер­ны тем, что по ним определяются время.

Физические исследования определяют, что в мире взаи­модействий, линия - это след взаимодействия. Поэтому, например, процесс отталкивания описывается через пропорциональность длине – х1, а притяжение - ее доле х-1.

Отсюда осмысление членов последовательности (3) при­водит к неожиданному и очень простому представлению о модели мира.

Итак, члены последовательности (3) утверждают, что реальный мир состоит из отдельных объемных образова­ний (х-3), имеющие поверхность (х-2), взаимодействующие притяжением (х-1) и отталкиванием (х1) во всемирном состоянии (х2) и просторности (х3), которые при отсутствии взаимодействия могут исчезать (х0). Такова физическая мо­дель мира [I]. Она особенная. Дело в том, что окружающая среда нам представляется всегда в плоти, т.е. в материаль­ном воплощении. Если мысленно очистить это мир от всего материального, то останутся контуры проявления пространства, который занимал мир, и который мы не можем от­бросить. Именно такое абстрактное пространство и его мер­ные проявления обозначены в последовательности (3).

Теперь нам важно узнать детали и особенности разворачивания этой модели и в случае, когда в ней действуют раз­личные силы, материализующие элементы пространства.


^ ВЛИЯНИЕ СИЛ НА МОДЕЛЬ МИРА

Реальный мир насыщен действием различных сил. Коли­чество и качество этих сил могут назвать физики, еще точ­нее поэты и писатели, держащие свои ощущения на пульсе мироздания. Вот как описывает влияние природных сил Антуан де Сент-Экзюпери: "...есть силы, пронизывающие и животворные, они тебя притягивают или отталкивают, льнут к тебе или сопротивляются. И стоишь на земле твердо, уве­ренно и надежно, в самом сосредоточении важнейших пу­тей и направлений, волей-неволей убеждаешься, что чело­веком движут прежде всего побуждения, которых глазами не увидишь. Человека ведет дух".

Попробуем перевести эти эмоциональные высказывания на язык физических определений.

1. Как известно, все тела находятся в поле всемирною тяготения. Мы притягиваемся к Земле, Земля к Солнцу, Солнце — к Центру Млечного пути и т.д. Мы ощущаем эти притяжения как тяжесть, как власть, над нами. Наподобие этому властвует над нами долг, обязанность, необходимость, убежденность, обычай, традиция, религия, политика, экономика и т. д. Такое влияние воспринимается нами как осо­бое неизбежное принуждение следовать определенной за­кономерности и мире движений. В этом наша естественная обреченность. Таким притяжением мы обязаны устройству нашего мира, его внутренней асимметрии. Мы сейчас не можем конкретно указать на причину такой однонаправ­ленности, но можем отметить наличие ее последствия, как действие некой силы - F. В дальнейшем для краткости бу­дем ее называть силой тяжести.

2. "Человеком движут, прежде всего, побуждения", утвер­ждает Антуан. Так проявляет себя импульс — кратковремен­ное действие силы, воспринимаемый нами как толчок, сти­мул, побуждение. Физики обозначают импульс как произ­ведение массы — m на скорость —v: mv. В обществе людей влияние импульса огромно. Он проявляется как устремлен­ность, возбуждая особое чувство исключительности. Как им­пульс действует идея, доводя человека до фанатизма. Мно­гообразен мир импульсов. Иногда его можно принять за не­ведомый дух.

3. "Силы животворные" это импульсная сила, дейст­вующая подобно биению нашего сердца. Амплитуда их дей­ствия может быть очень широка. "Они тебя притягивают или отталкивают, льнут к тебе или сопротивляются". Та­кая пульсация в большом и малом, в быту и на службе, во взаимоотношениях между собой вибрирует нас и весь мир. В этом вибрационном поле образуются свои волнения, пе­ремещения и скопления, активные зоны и сжатия, возни­кает своеобразная самоорганизация со своими правилами рождения и смерти, возникновения и исчезновения, пе­ремещения и остановки, симметрии и пропорции, порою удивляя в гармонии и совершенстве. Обозревая себя, окру­жающее, весь мир, мы стараемся подключиться в эту все­общую вибрацию, чтобы испытать себя в ее пульсации. И это делаем часто, как будто, возможно точно, мы в этом нуждаемся. Нам хочется быть соучастником в действии этой животворной силы.

Физический аналог этой силы можно представить как произведение импульса - m v и силы тяжести – F: m v F. Это условно, но удобно для сохранения наглядности ее содержания.


4. "Силы ... льнут к тебе или сопротивляются". Всякое при­родное тело "соткано" переплетением множества связей во взаимодействии. Они в совокупности образуют эту матери­альную целостность. Достаточность и надежность связей про­веряются в сохранении формы и содержания. Так появляется понятие о сопротивлении, которое определяется внутренним взаимодействием в телах. Для сохранения устойчивости тел необходимо и достаточно, чтобы действия внешних сил ока­зались бы минимальными, т.е. не превышали некоторый уро­вень внутреннего взаимодействия. Даже существует универ­сальный принцип механики — принцип наименьшего дейст­вия: истинное движение отличается от всех возможных тем, что для него величина действия минимальна, т.е. произведе­ние массы - m, скорости - v, пути – х: m v x = min". П.Мопертюи провозгласил его наиболее общим законом природы:

"Законы движения и покоя, выведенные из этого принципа, являются точно теми, которые наблюдаются в природе и мо­жем восхищаться результатами его применения ко всем яв­лениям. Движение животных, произрастание растений, вра­щение светил являются только его следствиями". Итак, следуя этому закону, мы можем утверждать, что любое матери­альное образование устойчиво, если в нем минимально результирующее действие всех взаимодействий. Только сохра­няя это значение, тело сопротивляется разрушению, сохра­няет форму и содержание. Наш ежедневный опыт показыва­ет, что в природе постоянно идут процессы изменения фор­мы, преобразования, разрушения. Есть множество природ­ных сил (климат, ураган, наводнение), влияние которых пре­вышает минимум внутреннего результирующего взаимодей­ствия в телах. Если обозначить равнодействующую этого мно­жества сил через F, то отношение F/m v х будет характеризо­вать это превышение, может служит критерием устойчиво­сти тела. Отсюда, в окружающей среде можно выделить мир, где постоянно идут природные процессы преобразований, устремленные к сохранению устойчивости, живучести.

5. "И стоишь на земле твердо, уверенно и надежно, в са­мом сосредоточении важнейших путей и направлений". Так проявляется другая физическая сила — сила сосредоточе­ния, выражающая новый мир мышления.

Все элементы пространства, во всех мерностях, прояв­ляемые в непрерывности и дискретности, во внутреннем и внешнем формах движениях, обрели в эволюции развития миров некоторое накопление определенного свойства, ка­чества. Например, отдельный очерченный объект покрылся шерстью, внешнее притяжение усилило накоплением тепла, и накопление может становиться со временем необходимой потребностью. Так изменяется содержание мира. В нем возникает оседлость в местах сосредоточения сил. Сущест­вование в природе мест для самообеспечения, для земледе­лия, скотоводства придает им уверенность в надежности бу­дущего и неволей покажется, что они стоят "в самом со­средоточении важнейших путей и направлений".

Сосредоточенность сил относят к единице времени — t и записывают в виде отношения силы к времени: F/t.

6. Есть места на земле, случаются события, когда дейст­вуют силы "пронизывающие", когда их воздействием про­странственные образования в модели мира превращаются в монолит, объектом мгновенного сосредоточения в них сил. Так действует стресс, страх, землетрясение. Их действие про­текает стремительно, безжалостно и внутренний мир зами­рает в отсутствие реакции. Все это как-то напоминает тика­нье часов в очень замедленном темпе: тик ...так, тик ...так, где тик — это мгновенное сосредоточенное действие, пере­ходящее в паузу "ошеломленности". Такова особая содер­жательность мира, где словно скопирована модель потока времени на мгновение.

Мгновенную сосредоточенность сил условно можно за­писать так: F/t2.

Итак, нам известны семь видов сил, которые ответст­венны за содержание нашего мира, нашей реальности. Каж­дая из них создает мир, воздействуя на содержание после­довательности (3). Вот эти миры:

1. Неявная сила, которая развернула мир в трехмерности, известная теперь в содержании последовательности (3), которую можно представить в виде функции хn.

2. Явная сила тяжести - F, которая создает как бы мир причастности к общему мировому движению. Этот мир описывается формулой: F хn.

3. Явная кратковременная () действующая сила F =mv, рождающая мир побуждений, стимулов. Этот мир описывается формулой: mvхn.

4. Явная периодически пульсирующая сила mvF, оживляющая, самоорганизующая, создающая мир живого. Этот мир описывается формулой: mvFхn.

5. Явная сжимающая, разрушающая сила F/mvх, испытывающая как бы на прочность, живучесть все материальные образования, и тем самым возникает мир испытаний, который описывается формулой: (F/mvx) хn.

^ 6. Явная сосредоточенная сила — F/t, выражающая про­цессы накопления, сосредоточения особых свойств мате­рии. Выделяется как мир сосредоточенных возможностей и преобразований. Описывается формулой: (F/ t) хn.

Явная мгновенно сосредоточенная сила — F/t2, создающая мир быстрых процессов. Описывается формулой: (F/ t2) хn.

Теперь мы можем записать самую общую формулу моде­ли мира в виде:

Fi хn, (4) где Fi — различные силы, хn условная запись последова­тельности (3).

Формула (4) утверждает, что творение мира шло и идет в реализации мерностей пространства и действие природных сил на них создают процессы, явления и вещи. Она раскры­вает проявление мерности, пространства их нагруженность различными силами в содержании мироздания. Оказывает­ся, миру нужна тяжесть, воплощенная в тяготении к земле, семье, детям, обычаям, традициям и многим другим и то­му, что делают нас к чему-то причастным. И в нем возника­ют привязанность и взаимодействие, стимулирующие но­вую форму и импульс развития.

С появлением пульсирующей силы в материальном мире возникает жизнь, самоорганизация, самодвижение, рождаются новые процессы, вовлеченные в общую вибрацию биосферы. При этом приобретают значение любые сосредоточения как источники, способствующие жизнеобеспе­чению, развитию животноводства и земледелия. Появля­ются оценки труда и накопления, мгновенности природ­ных явлений и понимания обреченности в потоке времени. Возникают новые тяжести уже во власти богов, и вся мо­дель мира повторяется в новом содержании. Эти модели просты и легко меняют суть, оказываясь во власти новой силы. Человек, осознавший эту особенность, всегда, при любой возможности пытается преобразовать этот мир по своему разумению. Он уже не доволен естественным цик­лом, ведущим к разрушению. Он пытается менять тяжесть, стимул, накопление, чтобы противостоять разрушению, грезит о вечности. И кажется ему просто: создать накопле­ние сил, организовать новую тяжесть, найти новый сти­мул и станет зримым новое содержание мира.

Да, по этой формуле можно предсказать псе возможные пути взаимодействия, противоречия, трудности и успехи, определить реакцию. Используя смысловое содержание эле­ментов мира, задачу можно оптимизировать и решить мето­дами обычной математики. Словом, эта формула может стать надежным инструментом при выборе программных средств при поиске наилучших решений.

Поразительно, весь этот сложный процесс является до­стоянием таких талантов, как художники, притом врожден­но. Каким образом? Откуда идет эта зрелость? "Детишкам, которым от роду от 1 до 14 дней, показывали цветные кар­точки: Если там был рисунок, он всегда вызывал больший интерес, чем плоская, ровная окраска... Дети, которым мень­ше месяца, с расстояния в четверть метра различают линии толщиной 3 мм, полугодовые — толщиною 0,4 мм" [2].

"Еще сенсационнее результаты экспериментов, в ходе которых новорожденным показывали овалы: на одном — схематически нарисовано веселое человеческое лицо, на другом в беспорядке разбросаны улыбающийся рот, нос, глаза с бровями, а на третьем — ничего, просто ярко окрашенная плоскость. Детишки в возрасте от 4 дней до 6 меся­цев единодушно отдавали предпочтение первому овалу, де­монстрируя ученым свою присущую or рождения способ­ность воспринимать организованные структуры, какой, без­условно, является человеческое лицо” [2, с.55]. Как видно, мы здесь встречаемся с базой, которая уже генетически, врожденно заложена в нас. Реализуем ли их и жизни, вопрос другой. Мы от рождения таем и объем, и плос­кость, и линию, и переход с исчезновением, и различаем их силовые нагружения, которые у некоторых приобретает форму исключительного таланта. Потребность жизни застав­ляет выражать эту врожденность то жестом, то эмоцией, то рисунком, то звуком.

Как видно из изложенного материала, наш мир очень прости устроен. В нем лишь объем, плоскость, линия, пере­ход, а силы, нагружая их, насышают их цветом и светом. Мы можем все окружающее разложить на эти составляю­щие или собрать из них образы вещей. Но в формуле творе­ния миров (4) заключена загадка, которая ее простоте при­дает особый смысл. Оказывается, только в "исполнении" всей последовательности (3) в поле действия сил возмож­но проявление смысла, значения, развития. Только эта пол­нота достойна реальности. Вот в этом, оказывается, суть в приемах художника. Он исполняет таинство творения, оста­ваясь в загадочной связи элементов пространства. Поэтому проведем анализ этой сути.

^ ТВОРЯЩАЯ МОДЕЛЬ МИРА

Зависимость (4) суммирует действие различных сил на мерное развертывание пространства, описанное в последо­вательности (3). Этим достигается единое и полное описа­ние материального мира. Раз есть описание, то следует ду­мать, что это аналитическое выражение возможно сможет ответить на не праздный вопрос: как развивается этот мир? Как происходит творение мира?

В поисках ответа попробуем разобраться в последовательности (3). Ее можно представить в виде функции х, где на



значениях n = 0, ±1, ±2, ±3 реализуется мир, соответствен­но, как неизменность (0), линейно (±1), плоскостно (±2), объемно (±3).

На рис. 1 приведен график зависимости функции хn от показателя мерности "n". Как видно из рисунка, эта функ­ция расслоилась по двум ветвям в значениях х+n и х-n, характеризуя наличие внешних (х+n) и внутренних (х-n) форм дви­жений в развитии значимости в содержании последователь­ности (3).

На кривых возникли узловые точки на значениях мерности, выражая особенность проявления пространства. Так точки 1-11определяют наличие взаимозависимых объемных образований на шкале значимости, где обособленное объемное выделение х-3 (точка 1) имеет внутренний объем х3 (точка 11).

Точки 2-21 показывают на наличие поверхности, разделяющейся на внешнее х-2 (точка 3) и внутреннее х2 (точка 21) состояния. Точки 3-31 выражают наличие линий от внешних перемещений притяжением х-1 (точка 3) и от внут­ренних перемещений отталкиванием х1 (точка 31). Точка 4 утверждает, что образование объемов, поверхностей, ли­ний не будет при нольмерности (n = 0) поскольку в этой точке происходит переход в неизменность. Точки 5-51 по­казывают наличие линий от внешних перемещений оттал­киванием х1 (точка 5) и от внутренних перемещений при­тяжением х-1 (точка 51). Точки 6-61 указывают на наличие общего состояния мирового масштаба х2 (точка 6) и нали­чие в нем микросостояния х-2 (точка 61). Точки 7-71 отме­чают наличие мировой просторности х3 (точка 7) и микро­объема х-3 (точка 71).

Таким образом, последовательностью (3) описана сово­купность образов, выражающих существование в узловых точ­ках двух противоположностей:

1. Обособленной от внешней среды оболочки, выделяю­щейся от внешней среды объемностью и наличием в нем внутреннего объема (точки 1-11).

2. Поверхности (покров), разделяющей внутреннее и внеш­ние состояния (2-21)

3. Линий двух видов перемещения: внешним притяжени­ем и внутренним отталкиванием, образующие обменный процесс (3-31).

4. Перехода в неизвестность при отсутствии взаимодейст­вия (4).

5. Линий двух видов перемещения: внешним отталкиванием и внутренним притяжением, образующие потребное внешнее перемещение (рост) (5-51).

6. Состояний общего и локального характеров (6-61).

7. Объемов общего и локального размеров (7-71).

Безусловно, эти расслоения и содержания узловых точек можно рассмотреть и в поле действия различных сил. Но это не изменить ход кривых рис. 1 и, следовательно, общее содержание. Важно отметить другое. Как видно из анализа, в модели имеются узлы, образующие цепочку: обособление — покров — обмен — переход - рост - состояние - пространство, где каждый член является образом целого, но заключающий в себя две противоположности. Так, обособление выделено внешним и внутренним выражением объема. Оно, чтобы выжить, должно приобрести покров, обеспечивающий необходимое внутреннее состояние при ином внешнем. Должно обеспечиваться энергией, веществом, со­вершая обмен через этот покров для поддержания живуче­сти этого обособления. Все это, безусловно, происходит в пространстве, в какой-то зоне обитания при соответствую­щих состояниях там. Вот тогда, утверждает последователь­ность (3), возникает своеобразный процесс роста или деле­ния в обособлении. Нарушение этих условий ведет к гибели.

Как показывает этот график, в последовательности вы­полнения чего-то в узлах протекает развитие, возникнове­ние смысла, которое достигает наивысшего уровня у живых существ [3].

Как видим, согласно содержанию последовательности (3), в мировой просторности на определенном участке при оп­ределенных условиях возникает обособление, какая-то неоднородность, приобретающее покров со способностью об­мена, чтобы выжить. С момента образования пары противо­положностей обособлением возникает цепочка процессов, характеризующая образ целого с содержанием контрастных узлов. Отсюда, любая вещь природы (вы, я, камень, атом, животное и т.д.) есть образ целого и вокруг, среди и в нас постоянно протекает развертывание содержания последовательности (3) и, в общем случае, (4) в различной степени интенсивности в зависимость от влияния сил. Так возникновение образа целого становится основным источни­ком всех начал.

Еще Гераклит (ок. 544 - ок. 483 гг. до н.э.) учил, что в мире все изменяется в результате циклических взаимодействий в едином целом, состоящем из пар противоположно­стей. Давайте вместе осмыслим это высказывание, не при­бегая к цитатам или авторитетам, их много, ибо вся фило­софская мысль занята этим.

Итак, все, что изменяется, состоит из пары противопо­ложностей и оно есть целое. Повторяем: оно есть целое. Пусть имеется единица и вторая единица чего-то, но имеющие противоположные свойства. Например: самец и самка, ани­он и катион, твердый и жидкий, гласный и согласный, до­брый и злой и т.д. Весь опыт человеческих отношений ут­верждает, что только из взаимодействия этих пар противо­положностей в образе целого возникает изменение. Этот об­раз И.Кант назвал "вещь — в — себе", Фихте — творящей вещью. Шеллинг определил это творение как результат взаи­модействия притяжением и отталкиванием. Гегель уточнил, назвав процесс отрицанием отрицания, т.е. бесконечным переливанием противоположностей. Маркс и Энгельс за­ключили этот образ целого в общее мировое пространство, выделив для него среду обитания — поле действия различ­ных сил. Так возникла схема изменения, которая, как те­перь знаем, описывается формулой (4) и представлена на рис.2.



Рис.2
Образ целого из пар противоположностей, изображен­ный в центре схемы, — это узел переливания противопо­ложностей, атом, или просто какая-то неоднородность, воз­никшая в результате разности температур, скоростей, плот­ностей; любой дискретный объект, биологический вид, ор­ганизм и т.д., которые в последовательности (3) обозначе­ны объемом х-3 и формой х-2.



Поэтому нам привычен вид, представленный на рис. 3, реализующий образ целого из схемы рис. 2, где под куполом общего пространства (О) на поверхности земли (А) нахо­дятся неоднородность — образ целого (Р). Глядя на этот рис. 3, мы можем представить разные образы из своего опыта жизни. Он будит в нас вспоминание, вызывает воображе­ние, творит смысл. Вот потому художник для нас творит значение и это достигается исполнением последовательно­сти (3), а в присутствии сил — формулы (4). Он врожденно знает взаимосвязь ее составляющих, ведущих к смыслу и ее работа становится творением.

Итак, формула моделей мира (4) есть нечто иное, чем простой анализ. Она выражает развернутое описание про­цесса творения миров, вещей. Она фиксирует узловые точ­ки в них, отмечая наличие источника творения — перели­вание противоположностей. Каждый узел творения отлича­ется мерностью в проявлении пространства, всегда двои­чен контрастностью своего содержания. Любое описание и творение окажется неполным, даже невозможным, если бу­дет выключен хоть один узел в последовательности (3). Важ­но отметить, что полное творение идет всегда в присутст­вии каких-то сил.

  1   2   3




Похожие:

Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев iconБбк 22. 313: 81+86 Г
Гайн-улла и Масуд. Смыслы звуков речи и Единый г 14 алфавит языков. — Казань: риц «Школа», 1999. — 76 с
Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев iconВейник А. И. Термодинамика реальных процессов
Удк 536. 7 +"7"+ (201) +53+57 +577. 4+211 в е й н и к А. И. Термодинамика реальных процессов. Мн.: "Навука I тэхнiка", 1991. 576...
Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев iconПредисловие В. Б. Губин о методологии лженауки информация во Вселенной Синергетика как новый пирог Анти-«Дао физики» Фантазии в уфн о парадоксе эпр о методологии плюрализма удк 536
«западного» экспериментального метода познания в физике восточной медитацией, а также плюрализма как методологической основы познания...
Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев iconПредложение по дополнению в удк в части оснований математики, логики и теории множеств (в процессе обсуждения)
Предложение по дополнению в удк в части оснований математики, логики и теории множеств
Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев iconСатурн и его глаз Краткие сведения
Орбита: 1 429 400 000 км (9,54 ае) от Солнца Диаметр: 120 536 км (экватор) Масса: 68е26 кг
Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев iconДокументы
1. /УДК 378.doc
Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев iconДокументы
1. /РД 09-536-03 МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ о порядке разработки плана локализации и ликвидации...
Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев iconПрограмма школы-семинара по удк в винити
Сервисные возможности программного обеспечения для представления классификационных баз данных
Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев iconРубрикатор винити по математике и вычислительным наукам
Научные общества, съезды, конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары удк 51: 061. 2/. 3
Удк 536 Гайн-улла Ф. Шайхиев iconУдк 316. 75: 329. 1/. 6(477) Іщенко В. О
Вплив ідеології на результати мобілізації ресурсів на прикладі ліворадикальних груп в україні
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов