Книга рассчитана для широкого круга читателей icon

Книга рассчитана для широкого круга читателей



НазваниеКнига рассчитана для широкого круга читателей
страница1/8
Дата конвертации28.09.2012
Размер1.41 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5   6   7   8

Гайн—улла Ф. Шайхиев

Тайна звуков речи, слов и лшшление

*" ****•.

Открытием смысла звуков в речи народов начинается новый этап в лингвистике, философии мышления, и мы вплотную подходим к решению проблем искусственного интеллекта.

^ ХРОНИКА ТЕМЫ

F айн vjuia Ф Шайхиеи.

Тайi in туков речи, слов и мышление. Казань,

1997г.

Мы живем в среде удивительной взаимосвязи явлений и, казалось бы, должны были бы очень много знать. Да, оказывается знаем, но не знаем, что знаем.
Например,
звуки речи, освоенные нами в шалости детства, оказа­лись тем "незнанием", которые выводят наше познание к алгоритму развития, пониманию смысла слов, разли­чию языков, формированию образов мышления и т.д. Об этом и не только об этом это краткое сообщение автора.

Книга рассчитана для широкого круга читателей.

Все права защищены. Никакая часть этой книги не мо­жет быть воспроизведена ни в какой форме без специ­ального письменного разрешения автора.

©Гайн-уллаФ.Шайхиев. 1997г.

Оригинал-макет подготовлен В.Девятовым

"Наименование есть подражание сущности вещи, знаки языка, и не только имена, но и звуки, и слоги, и буквы изображают природные свойства вещей". Платон (428/427 - 348/347 до н.э.). Диалог "Кратил".

"...(имена) имеют значение в силу соглашения"

Аристотель (384-322 до н.э.), т.2, 1978, с.93.

"В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Сло-но было Бог".

Новый завет от Ионнна (1:1).

"И научил ОН Адама всем именам ..."

Коран (29:31).

"Азбука, общая для многих народов, есть краткий сло­варь пространственного мира".

В.В. Хлебников. Собр. произвел., т.5, 1933г.

"Сами по себе звуки речи ничего не значат".

Учебное пособие. Кодухов В.И. Введение в языкознание. 1979г., с.187.

"...не только слова, но и звуки речи несут в себе какую-то информацию, какой-то скрытый смысл". Журавлев А.П. "Звук и смысл". 1991г.

"Звуки речи народов составляют единую систему и выражают элементы в модели мира".

Гайн-улла Ф. Шайхиев, "Zaman - Татарстан"

• №11(24), 25.03.94; ж."Магариф", (№10, 1994;

в кн.: "Проблема самодостаточности этносов"

вып.1, 1996, с.174-213.)

^ ПРЕДИСЛОВИЕ АВТОРА

Дорогой друг!

Зная свой родной язык, вы владеете ключом ко всем языкам мира Суть этого откровения изложена в этой книге.

- Но языки разные!

И это различие нас пугало, раздражало, и мы усердст­вовали в принуждении других говорить лишь на языках победителей. Мы все еще не смогли вырваться из оков национального чванства и амбиций, чтобы уважитель­но определиться в созвездии языков. И сегодня, когда возникла массовая потребность в изучении языков, вы задаете естественные вопросы:

~ Почему различаются языки?

  • Почему в языках почти одинаковые звуки речи?

  • Имеет ли смысл звук речи?

  • Как возникло слово?

  • Как возникла речь?

На эти и другие вопросы нет четкого научно обосно­ванного ответа. Эти вопросы даже не ставят в учебниках по философии, языкознанию. В научных кругах серьезно не задают. А хочется знать, хочется осмыслить всем телом естественную суть слова, понять его магическое действие на сознание, возбуждающее трепетно и вечно..

Как будто это было вчера.

- Абый, как стать кеше?1

Я почти повторял известные изречения классиков, а в душе ощущалось что-то приятное от того, что пле­мянник, в свойственное возрасту время, наливается зреющей сутью.

- Мать, когда я уезжал учиться, наказала мне стать
кеше... Так благословляют родители всех, выпуская в
жизнь. Так было и со мной в далекие послевоенные

годы.

Что значит быть "кеше", "человеком", "менш", "Ьомо"? Что вложили народы, нарекая себе подобных такими именами?

1 Кеше (татар) — человек; afii.iii ляля

Этот вопрос нарушил мой сон. Уже заметно дрожали первичные волны рассвета, а сознание все еще мучи­лось зарождающейся мыслью, еще неизвестной, но свя­занной с загадкой зарождения слова. Да, заученные еще в шалости детства слова по мере нашего роста стано­вятся мучительной болью в таинстве своей сути. Таин­ство привлекает, но разделяет народы, поскольку ка­ждый из них становится особенным в этой своей зага­дочности.

Вы взяли эту книгу, небольшую исповедь преодо­левшего сомнения, запреты чиновников от науки, что­бы сказать, что вы сами, зная только свой родной язык, владеете всеми другими языками, ибо составляющие вашей речи, хотя они не все обозначены буквами, и составляющие речь других народов, выражают в своем смысле одно и то же, точнее, части общего для всех пародов явления, именуемое развитием. Из них каж-лый народ выражает этот единый мир. Всем нам врож­денно даны одни и те же материалы в звуках, чтобы творить наш мир мыслей. Изучая новый язык, вы вхо­дите в новый мир мыслей, новую Вселенную. Осмыс­лив звуковой инструментарий своего языка, вы откроете созвездие Вселенных в единой Вселенной.

Причем здесь физика? - спросит лингвист, уверен­ный, что "лингвистика и история - неточные науки" (Ол. Сулейменов. "Аз и Я").

Вот из-за таких воззрений (уже классических) и ото­рвано слово от его порождающего начала - звука, пре­вращено в "знак идей" (Аристотель). А слово, прежде всею, это звук, свойство материи, имеющее смысло­вое насыщение. И уже слово-звук - мысль заключает в себя плод эволюции мышления, раскрываясь каждому только по смыслам звуков речи. Это стало возможным после возвращения слова на его родное лоно естест­венных наук. И физика слова стала реальностью. В доб­рый путь!

Гайн-улла.

^ АЛГЕБРА СЛОВА

Звуки умертвив,

Музыку я разъял, как труп. Поверил

Я алгеброй гармонию.

А. С. Пушкин

Древнеримский поэт и философ Тит Лукреций Кар (99-55 гг. до н.э.) в поэме "О природе вещей" излагает наблюдение, которое и сегодня остается загадочным:

Даже в наших стихах постоянно, как можешь заметить, множество слов состоит из множества букв однородных. Но и стихи, и слово, как ты непременно признаешь, Разнятся между собой и по смыту, и также по звуку. Видишь, как буквы сшгьны лишь одним измененьем порядка. Что же до первоначал, то они еще больше имеют Средств для того, чтобы из них возникали различные вещи.

Этим строкам уже более двух тысяч лет. Они удивля­ют и сейчас. Ведь все библиотеки мира наполнены ин­формацией из слов, возникших "лишь одним изме­неньем порядка" звуков речи, количество которых не превышает 30-40. Что же в их основе, "первоначале", знание которых обещает еще многое?

Возникновение смысла слов стало непознанной за­гадкой, которая уже переросла в магию имени. Еще в древнекитайской философии, например, сказано: "Когда названия-имена соответствует вещам, насту­пает порядок, когда названия-имена не отражают дей­ствительного состояния называемого, начинается сму­та" (Чунь цю).

Платон отозвался на эту загадку диалогом "Кратил" (соч. в 3-х т., т.1). Он утверждает, что "правильность имени состоит в том, что оно указывает, какова вещь... Кто подражает сущности вещей с помощью слогов и букв (звуков), если отразит все подобающие черты, получит прекрасное изображение, которое и будет име­нем... Если имя будет подобно вещи, то по природе

необходимо, чтобы и буквы, из которых составлены первые имена, были подобны вещам". Как видно, Пла­тон предлагает изучать свойство звуков речи, чтобы они могли "отразить все подобающие черты" вещей. Толь­ко тогда осмысленные звуки речи изображают "сущ­ность вещей". Вот эта установка почему-то не стала про­граммной задачей исследователей языка. Учебники по лингвистике и сегодня повторяют изречения Аристо­теля, что "имена имеют значение в силу соглашения" (Аристотель. Соч., т.2, с.93), а "сами по себе звуки ре­чи ничего не значат" (Кодухов В.Р. Введение в языко­знание. 1979. с. 187, учебное пособие).

Так легко отмахнувшись от смысла звуков речи, лин­гвисты потеряли материальную базу языка и значение имени стало предметом спора, даже на уровне поли­тиков.

В 80-е годы мною была получена зависимость, в ко­торой энергия межмолекулярного взаимодействия - Е оказалась пропорциональной квадрату скорости звука - v: Estnv2. (Шайхиев Г.Ф., Сулайманова А.С. Журнал физической химии АН СССР, 1981, т.55 №№ 10, 12, с.2584-2587, 3024-3026.) Несмотря на хорошее совпа­дение с опытными данными, зависимость энергии от скорости звука озадачила многих исследователей.

Позднее я познакомился с известными опытами чл.-корр. АН СССР Бехтеревой Н.П., в которых она запи­сывала возбуждение нейронной системы мозга чело­века от воздействия словом, т.е. озвученного имени. Дан­ные опытов впечатляют. Я подумал: "Может быть мысль, возникающая у человека от воздействия слова, имеет связь с энергией межмолекулярного взаимодействия в структуре мозга?" Действительно, как формируется в мозгу значение? Что такое смысл? Звуки речи, разные но акустическим характеристикам, не формируют ли различие энергии, воспринимаемые нами как разли­чие смысла? Возможно это так. Тогда различие энергии

должно осознаваться нами как значимость звуков ре­чи! Тогда должна быть взаимосвязь между смыслом зву­ков речи и законами естествознания, и она уже долж­на быть в правилах смыслообразования из звуков речи, т.е. всмысле слова.

- Поэтому вы говорите об алгебре слова?

Но как исследовать такое сложное явление, как сло­во? Из истории науки известно, что мы располагаем двумя способами познания, которые обозначались как интуитивный и рациональный, используемые, соот­ветственно, в религии и науке.

Рациональное знание мы приобретаем различая, раз­деляя, сравнивая, измеряя для того, чтобы из них со­ставить образ реальности.

Религия, в особенности восточная, настаивает на том, что истинная реальность не может быть объек­том передаваемого знания.

Но жизнь вносит свои коррективы. Мы сегодня яв­ляемся свидетелями того, как физики и богословы пользуются обоими типами познания и часто рацио­нальная часть исследования одаривается интуицией, усиливая творческую силу ученых. И поэтому алгебра, изучающая общие свойства действий над различными величинами, могла бы помочь раскрыть таинство, име­нуемое словом.

Как известно, в основе рационального исследова­ния в первую очередь лежит сбор и обработка опыт­ных данных. На втором этапе эти данные используют­ся для разработки математической или физической модели или теории.

В нашем случае задача более или менее упрощена, потому что все народы мира создавали слово, труды которых собраны теперь в национальных словарях. Об­работкой этих данных устанавливаются составные час­ти слова - звуки речи. Вот, например, некоторые ре­зультаты такой обработки из речи

русских: а, б, в, г, д, е, ж, и, й, к, л, м, н, о, п, р, с, т, у, ф, х, ч, ш, щ, ъ, ы, ь, э, ю, я;

татар: а, б, в, г, д, е, ж, з, и, й, к, л, м, н, ц, о, в, п, Р, с, т, у, ф, х, h, ч, ш, щ, ъ, ы, в, у, щ;

племени Менде (Западная Африка): а, б, в, г, д, и, к, л, м, н, ц, о, п, р, с, т, у, ф, h;

племени Кави (остров Ява): а, б, г, д, е, и, й, к, л, м, н, ц, о, р, с, т, у, ч, h, ш.

Накопленный народами материал по звукам речи (Дирингер Д. Алфавит. М.: ИЛ, 1963) удивляет по сво­ему содержанию. Каким образом так неожиданно и уди-иигельно сошлось, что народы мира накопили в своей речи звуки почти одинакового звучания в произноше­нии? Почему они, не имевшие в прошлом ни геогра­фических, ни исторических связей, пришли к едино­му результату в своем независимом поиске в общении? Ответ не знает никто.



Рис 1. Распределение русских слов по начальным буквам

В мире много слышимых звуков. Из этого многообразия люди выбрали для своего общения 30-40 различимых зву­ков, не случайных, но таких, чтобы их сочетанием выра-чить смысл, воспринимаемый всеми как значение.

8






Рис 2. Распределение татарских слов по начальным буквам







Рис 3. Распределение длин слов в словаре русского языка
В последние годы наметилась общая тенденция к пе­реходу на единое обозначение звуков речи. Для этой цели в основном выбирают латынь. А ведь это возмож­но потому, что в речи различных народов имеются те же звуки речи, что и в произношении латинян. Звуко­вая общность в составляющих речи наводит на мысль о существовании единого принципа в мыслеобразовании.

Рациональные исследователи слова обратили внима­ние и на такую возможность: оказалось, что не все звуки речи в языках одинаково часто используются в начале слова. На рисунках 1 и 2 в качестве примера приведен такой анализ из словарей русского и татар­ского языков.

Как видно из них, русские часто предпочитают ис­пользовать для мыслеобразования П, С, В, Н, О, К, 3, а татары - К, Т, Й, Б, А, С. Отчего такой интерес к этим звукам? Ответ не знает никто.

Может быть это связано с образом жизни, нацио­нальным характером, климатом или еще какими-ни­будь явлениями. Истинный ответ, безусловно, находится в тайне о значимости звуков речи.

Еще одно любопытное явление выявилось в рацио­нальном исследовании. Как видно из содержания сло­варей, слова в них состоят из разного количества зву-

10

Рйс 4. Распределение длин слов в словаре татарского языка

ков речи. Почему? Разброс по числу звуков речи в сло­ве является случайностью или необходимостью?

На рисунках 3 и 4 приведена зависимость количест­ва слов от числа звуков речи в слове по данным сло­варей русского и татарского языков. Полученный ре­зультат удивителен. Как видно из рис. 3, русская мысль стремится достичь свое оптимальное формирование

11

при 8-9 звуков речи в слове с активной зоной мысле­образования при 7-10 звуков речи.

Татарская мысль (рис. 4) нормируется предпочти­тельно на 4-6 звуках речи. Довольно резкий пик дос­тигается на пяти звуках речи, т.е. на трех согласных и двух гласных.

Этот грандиозный по значимости результат не стал предметом новых исследований, не удивил никого. На­пример, исследователи русского текста даже как буд­то оправдываются, заявляя, что "эти данные имеют практическую ценность для любой лексикографичес­кой работы над словарем, когда требуется определить объем словаря или картотеки" (Частотный словарь рус­ского языка. М.:Русский язык, 1977, с.933).

Итак, анализ показывает, что в языках есть особая нацеленность на формирование образа мысли, как буд­то есть необходимый критерии, который удовлетво­ряется набором определенного числа звуков речи.

В настоящее время рациональное исследование слова находится на стадии этих трех способов обработки сло­варных данных: уточняют алфавит в фонетических ис­следованиях; оценивают различные проявления частот­ности фонем; находят гауссовскую вероятностную зону мыслеобразования из звуков речи. Однако ни один из них не стал оценочным материалом для исследования языка как средства мышления, для выявления смысла звуков речи, способа интеграции их в значение слова. Но эти поиски показывают, что вся тайна слова заключена в смыслах отдельных звуков речи, в реальности существо­вания которых уже никто не сомневается.

Рациональное исследование, обычно на втором этапе поисков, использует результаты обработки для выра­ботки математической модели и создания на этой ос­нове теории. Однако этот этап еще не наступил.

Такое замешательство теории на руку поэтам, мис­тикам, которые используют подсознательные пласты

и ассоциации, чтобы вскрыть внутреннюю суть про­цесса словообразований.

Всем же ясно, что мы в процессе эволюции (или по воле Бога!) как-то, каким-то чутьем, интуицией вы­брали эти звуки из бесчисленного количества в при­роде и притом так, что результат выбора оказался поч­ти одинаковым как по количеству, так и по содержа­нию для разных народов. Такая дружная общность в речи наводит на мысль о существовании какой-то ра­зумной причины, влияющей на выбор народов. Без сомнения, в смыслах этих звуков речи есть какая-то природная особенность, но какая?

Ввиду бессилия рационального метода полезно бы­ло бы обратиться к интуитивным знаниям, накоплен­ным в различных исследованиях.

Сведения о содержательности звуков речи идут из 1лубины веков. Исследовательница теософской лите­ра туры Е.П. Блаватская (Теософский словарь. М.: Сфе­ра, 1994) пишет, что все народные предания, начи­ная с древнеарийских санкритоязычных народов, ут-нерждают, что их алфавит дан им с небес. Каждая бук-иа, будучи символом небесного существа и вещей, в июю очередь была представлена на Земле подобными же соответствующими предметами, вещами, форма которых символизировала очертание буквы. Так, на­пример, считалось, что звук речи А обладает боль­шой мистической силой и магическим действием, символизируемый Быком или Тельцом; символ звука речи Б - это дом, сама буква похоже на жилище; сим-нол звука речи Г - гимел, символизируется шеей верб­люда или поднявшейся змеей; звук речи Н является символом женского принципа или лона и т.д.

Серьезный анализ провел поэт В.В. Хлебников (соч. 1.5, 1933 г.). Он приписывает звуку речи постоянное, устойчивое значение, раскрывающее древний смысл, якобы в нем вложенный, видит в нем "позвоночный


12

13

столб слова". На основе интуитивного анализа слов он выводит, что "простые тела языка - звуки азбуки -имена разных видов пространства, перечень случаев его жизни. Азбука, общая для многих народов, есть краткий словарь пространственного мира". Он приво­дит смыслы для 19 согласных: Б, В. Г, Д, Ж, 3, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, X, Ч, Ш, Щ и утверждает, что каждый согласный звук скрывает за собой некоторый образ и есть имя. Он пишет: "Пока, не доказывая, я утверждаю:

1) что В на всех языках значит вращение одной точ­
ки кругом другой или по целому кругу или по части
его, дуге вверх и назад;

  1. что X значит замкнутую кривую, отделяющую
    преградой положение одной точки от движения к ней
    другой точки;


  2. что М значит распад некоторой величины на бес­
    конечно малые в пределе части, равные в целом пер­
    вой величине" и т.д. Из анализа слов русского языка
    поэт смог увидеть значимости у согласных. Он был
    очень близок к нашим результатам, о которых речь
    позже.

Однако в языкознании постепенно и неуклонно фор­мируется представление, что "звуки речи сами по се­бе никакой эмоциональной выразительностью не об­ладают, и из анализа свойств самих звуков мы нико­гда не сумеем вывести законов их взаимодействия на нас. Звуки же становятся выразительными, если это­му способствует смысл слова" (Выготский Л.С. Пси­хология искусства. М.: Искусство. 1968, с.92).

Так стало формироваться представление, что смыс­лы звуков речи надо искать в общей взаимосвязи яв­лений. Как известно, даже число "десять" не имеет своей значимости без натурального ряда чисел. Но в какой взаимосвязи явлений могут раскрыться звуки речи? И возникла потребность "измерять" значение

звука речи на так называемых признаковых шкалах, подробно описанная создателем этого метода А.П. Жу­равлевым (Звук и Смысл. М.: Просвещение. 1981). Ему удалось "обнаружить у звуков речи какую-то содер­жательность". Например, звук речи А оказался хоро­ший, большой, нежный, светлый, активный, прос­той, сильный, красивый, гладкий, легкий, веселый, безопасный, величественный, яркий, округлый, ра­достный, громкий, длинный, храбрый, добрый, мо­гучий, подвижный, густо-красный. А звук речи Д ока-1плся хороший, большой, грубый, мужественный,

^ К'МНЫЙ И Т.Д.

Рис 5. Распределение длин слов в тексте в буквах. (Частотный словарь русского языка, 1977, с.931)

Им были проанализированы все буквы русского ал-ф.шита и получены характеристики их значений. И ос-миоеь только разгадать загадку: что выражают эти звуки речи в мышлении человека, имея такую характери-




14

15

  1   2   3   4   5   6   7   8




Похожие:

Книга рассчитана для широкого круга читателей iconКнига рассчитана для широкого круга читателей
Ищущий заметит неизвестные до сих пор лингвистике штрихи, по которым можно легко угадать мыелгобра II i языков, аккумулирующие живые...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconБбк 65. 26 Н20 Найман Э. Л
Книга предназначена как для профессиональных участников рынка ценных бумаг, валютного рынка и биржевых товарных рынков, так и для...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconГольдин М. М. Опыт государственного управления искусством деятельность первого отечественного Министерства культуры
Для исследователей и широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной культуры двадцатого столетия
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconО. Л. Абышко Главный редактор
«классического психоанализа», а также «Очерк истории психоанализа» о первых десятилетиях возникновения и развития психоаналитического...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconМоу анашенская средняя общеобразовательная школа №1 Новоселовского района
Цель мероприятия: формирование интереса к математике у широкого круга школьников
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconИспользование программных средств в обучении английскому языку
Применение современных программ при обучении английскому языку, которые характеризуются разносторонностью и простотой обращения,...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconЭтический кодекс в профессиональной деятельности психолога
Привлечение психологов к решению широкого круга проблем общества и частной жизни человека повлекло усиление потребности в квалифицированных...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconИ профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования
Отчет предназначен для широкого круга лиц: представителей органов управления регионального и муниципального уровня; специалистов,...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconЛекция по психологии «Уметь владеть собой. Стрессы. Депрессии. Негативное в позитивном»
Обществом «Знание» России по теме: «Женские курсы: «очарование». Цель курсов – помощь в преодолении кризиса женщинами, предоставление...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconКнига Притчей книга притчей
Для познания мудрости и усовершенствования, и для понимания речей разумных, и для усвоения оборотливости в речах
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов