Книга рассчитана для широкого круга читателей icon

Книга рассчитана для широкого круга читателей



НазваниеКнига рассчитана для широкого круга читателей
страница1/5
Дата конвертации28.09.2012
Размер0.82 Mb.
ТипКнига
  1   2   3   4   5

ББК 81 (2Р-Тат)-96; 88.5; 88.53; 74.261.4 Г 14

Гайн-улла. Сразу учить все языки? Или рассказ инопланетянина. Казань. 2000.

Как нам удалось в звуках речи дать имена вещам? Решения этой загадки ш знает никто. На эту тему автор затеял диалог с читателем. На простых примерах анализа он раскрывает смыслы звуков речи и показывает возникновение особой структуры, способной выделить нас в национальном различии. Ищущий заметит неизвестные до сих пор лингвистике штрихи, по которым можно легко угадать мыелгобра ii.i языков, аккумулирующие живые нити самой Вселенной. А имени. Они, оказывается, даются копируя в звуках речи результат восприя i им

Книга рассчитана для широкого круга читателей.

Издание осуществлено на средства Илдара Саляхова, Лйратп Хамматова и Владимира Постникова.

Все права защищены. Никакая часть этой книги вг может быть воспроизведена ни в какой форме без специального разрешения анторп

© Шайхиев Гайнулла Фаритович, 2000.

© Художественное оформление и обложка, Саляхова Милэушо Ил1.лир"ии-1

2000

© Набор и верстка, Фаткуллин Фархад Наилевич, 2000-12-06 ISBN 5-85264026-3

^ Посвящается моим учителям i Марзии и Габдулле Гайнуллиным

В основе гармонии живого лежит точный расчет, согласованность, равновесие сил. Обладая такими возможностями, неужели язык живого оказался случайным проявлением воли?

Что нам известно о языках: национальные алфавиты, огромное количество правил по словообразованию, словари. Все они существуют разрозненно. Они не образуют систему, не связаны друг с другом, не выводятся _ друг от друга или из каких-то общих принципов. Таким образом, есть знание, но нет понимания, почему этот язык выглядит так, а не иначе.

Сейчас каждая нация старается встать к ядерному пульту, желая утверждать величие своего языка. Не пора ли нам свой исследовательский опыт направить на разрешение содержания простого вопроса; зачем люди в мире разделились как англичанин, немец, русский, татарин..?

^ Предисловие редактора

Каждый из нас в школе проходил уроки по языку. Уже с детства знакомую речь мы расчленили на звуки речи, суффиксы и окончания. Наш словарный запас расслаивался на существительные, о а голы, местоимения, прилагательные и т.д. Никто из нас не задавался вопросом: зачем? Что заключено в таком разделении? Почему те или иные окончания меняют нашу мысль? Эти занятия походили на заучивание карты, маршруты по которой вели в никуда.


Мы старательно учили эти звуковые сочетания грамматик, получали отметки, и, как ни странно, все это называлось нашим знанием. Знание ли это? Что является истинным знанием? Где наш исток знания? Как произошел язык? На эти и другие вопросы мы не получали отпето». И сейчас заучивание звуковых кодов в исполнении разных народов, мы называем обучением языкам. Ни один учебник не пытается ответить, казалось бы. на простой вопрос: почему стол называется столом. Но все с завидным упорством приписывают языку особость, чем быть средством мышления. Это путь незнания.

С таким же ожидаемым настроением я беру данную книгу, совсем не желая вновь встретиться с падежами, со всеми привычными атрибутами школьных или ускоренных курсов по изучению языков. Но все было не так. Вы можете понять мою благодарность автору, который за вечер чтения, вернул мне мой язык мышления, в котором, оказывается, есть все, даже знания точных наук, вся кладовая богатств наших предков. Это я, от рождения заключающий в себе все содержание Вселенной, оказался в болоте человеческих страстей, так

искусно закованных в знаки особого кодирования. Вся моя важность знатока интегралов, функций, правил грамматик, разом отошли, словно я снял свои доспехи рыцарской защиты. И оказался простым, таким же, как вес, в поте добывающим себе пропитание. Я освободился от условногоэнания. Я вернул себе способность мыслить. Моя восхищен ноем ь привлекла внимание окружающих. Люди слушали меня и радовались рождению новой науки мышления. Я думал, что в учебных заведениях, Академиях наук поступят также. Но ошибся. Там дачно истины расставлены по полкам. включены в планы, расписания, диссертации, семинары и конференции, образовав какой-то отлаженный механизм каких-то забот и тревог.

- Да, это хорошо, нет, даже здорово! Это новость, нет. открытие! ■ говорили они и снова включались в свой привычный образ жизни. Ведь они .шали, что любое открытие проходит лапы, прежае чем поп.кпь к ним на конвейер исполнения. А пока они будут послушно делить то, за что им сегодня платят, если даже завтра это будет не нужно.

Трудно понять общество, где открытие не является ожиданием, таким как ожидание любви. Эта книга, безусловно, предназначена молодым, тем, кто решительно входит в новый век с желанием творить и мыслить. Это удивительное послание, Я не оговорился. Это послание поколению 21 века.

Пела гог исследователь Масуд Г. Хаким.

^ Предисловие автора

У экзаменационной доски стоит маленькая живая девочка, всем своим взглядом выражая готовность ответить на все вопросы. Учительница решается на последний вопрос:

■ Скажи, Алина, как называется этот предмет по-
русски?

- Стол.

-По-татарски? - встал.

-По-немецки? - Der Tisch.

•По-английски? - The table.

■По-турецки? - Masa.

Так и хочется воскликнуть, как в известной рекламе:

■ И... это ты знаешь?! ■ И поставить пять.

Есть возраст и время, когда все запоминается. Это детство. И школа успешно пользуется этим имением, чтобы передать детям звуковые а налоги-бирки к пещам, явлениям и не только и обучении языкам.

В этих формах обучении есть большое упущение ■ по отсутствие смысла. Их обучают различию в обозначениях одного и того же предмета восприятия, но не обучают смыслу различия. И поэтому для всех будет существовать загадка по имени татарин, русский, англичанин, араб, грузин, чеченец... Им будут давать характеристики политики, экономисты, религии. И мир, расчерченный рубцами этих толкований, покроется болью. Знаки обучения языкам и наукам останутся в памяти лишь шалостью детства.

В обучении потерян смысл, и значит - содержание знаний. Если бы мы были знающими, то не было бы войн, унижений, скорби я страданий. Наше обучение не приводит к мудрости. Если мы до сих пор не стали мудрыми, то пора все начинать с начала.

Меня известили, что наступило время пенсии. Но почему? И неожиданно это дурацкое "почему" само собой утонуло в скопище моих годов, словно цепь, начало которой надежно зацеплено годом рождения, а конец скоро привяжется в очередном узле совсем скоро. И с этим концом я унесу все свои неисполненные желания, мечты и грезы.

Я стал перебирать свои годы, словно горошины, пытаясь осветить в памяти их значимость и особенность. Вдруг вспомнил наш студенческий спор физиков и дшриков в одном общежитии. Я тогда, кажется, здорово "зажал:' одного лирика - пижона. Как же это было...

Вы даже толком не можете объяснить, что такое язык! Кричите неустанно: великий, великий! А что великий?

■ Язык - это социальное, политическое, общественное
явление...

-Еще добавь: марксизм-ленинизм говорит ... Ты просто скажи: что такое язык?

-Язык • это... это... то, что мы говорим в общении друг другу в звуках.

- Это уже лучше. А что говорим?
-Слова, слоги, звуки речи ...
-Зачем?

■Чтобы через них выразить свою мысль, сообщить что-то...

■ А откуда люди знают, что эти слова, слоги есть
смысл?

-Их учили родители...

-Родителей родители и так бесконечно. А того "первого" родителя кто учил?

- Этого не знает никто! • это был надежный и не
обсуждаемый аргумент. Никто не знает и спроса нет. Он

был довален ответом такой значимости.

-Значит, язык ■ это повторение пройденного кем-то.

■ Получается так.

-Отчего он тогда "великий"?

■Всетак говорят...

  • И этот бред называется языкознанием ? Ну, ладно,
    извини, пусть не бред, пусть наука. Вот ты сам сказал,
    что язык - это общение в звуках, только в звуках речи.
    Кроме последних ничего нет. Значит, звуки речи это
    смысловые единицы языка. Значит, надо исследовать
    их, чтобы понять язык.

  • Исследовать звук ■ это задача физиков...

  • Но исследовать звуки речи - это должно быть главной
    задачей языкознания. Как же без звуков речи может быть
    язык звуков? Ведь нет ничего в нашем звуковом
    выражении, кроме звуков речи. А может быть есть?

  • Нет, все состоит из звуков речи.

  • Вроде простая задача: надо изучать природу звуков
    речи, найти их смысл, выяснить их способность
    соединяться в слоги, слова, предложения. Точно также
    как в химии изучают образование вещей из элементов.
    Подумайте, ведь речь состоит только из элементов особого
    уплотнения, которые мы называем звуками речи. Это
    сгустки волн - частицы, кванты мышления. Странно,
    почему их никто не рассмотрел как ментальную фазу
    материи ?

Помню я сказал это, но лишь для того, чтобы надежнее и красивее "прижать" лирика. Мы тогда часто старались употреблять в речи слова, услышанные от наших учителей, типа банальность, абстрактность, ординарность, ментальиость, заурядность и т.д., чтобы придать и нашим высказываниям особенность.

Интересно, кто-нибудь решил эту задачу? А вдруг нет!?

Я ушел в библиотеки города и просидел там еще ни один год. Мою дерзкую интуитивную фразу о "ментальной фазе материи" никто не услышал, но уже кое-кто пытается учесть.

Все, что я накопил в годы поиска в физике, я бросил на эту задачу. Я забыл про пенсию. Моя поздняя вспышка, как поздняя любовь, оказалась особой. Мне удалось найти и доказать смыслы звуков речи.

Позвольте теперь душевно признаться. Язык звуков мышления - это действительно особая наука. Я бы сказал, главная наука . Ведь, оказывается, она единственная, которая выражает устройство и развитие самого мироздания. "А физика?", - спросит кто-то. Физика ■ это средство и инструмент познания наших дней. А язык звуков создали все поколения людей на земле отнюдь не методами физики.

В язык все народы вложили свое умение. Это целина, хранящая все знание человечества, истоки мудрости.

И поэтому, чтобы изучать какой-то язык нужна воля знать, хотя бы найти ответ на такой вопрос: почему стал называется столом? Может быть это только звуковая бирка к вещам? Как вы думаете?

Ответ мы найдем вместе. Откройте следующую страницу.

1. ЯЗык ~ это of/едотво мышления Рассказ инопланетянина. Встреча.

  • Там часто сади гея НЛО. Там изогнута гравитация.

  • Где это, где...

Я всматриваюсь в даль, на высокий берег Волги, туда, где она почти под углом 90 градусов изменяет свой путь, чтобы добраться по прямой до Каспия, А там умиротворенное спокойствие.

Верхнеуслонская возвышенность • это огромная глыба камня, неровно прибранная растениями, разрезанная оврагами. Я полюбил эти места. Из них открывается простор, вид на Казань, а водная гладь разлитой Волга кажется необычной плоскостью из небытия.

Место, куда указывал Ильдар Ханов мне знакомо. Там я сидел и сижу часто. За спиной березовая роща, новые посадки, земляничные луга, а внизу- к берегу прижатые дома, небольшое свинцово тусклое озеро, где утипян семьи движениями выводит узоры.

• И Вы видитв эти аппараты ?

- Да, часто. Они бывают и здесь...

Во мне что-то шевельнулось. Берег, который меня часто притягивал, такой безмятежный, ласковый в солнечную погоду, оказывается, спал вполглаза, зашишая и оберегая какую-то тайну. Но почему я при первом удобном случае устремляюсь туда? И теперь, я вглядываюсь в этот берег, тайну которого я знаю. О. боже!... Может быть я был участником ...

Ничего неподозревающие мои попутчики могли бы заметить во мне перемены, но они были поглощены виденным у Ханова. Мы ехали домой, меня окружали

обыкновенные люди, и я гордился своей тайной. Они меня не знают. Бедняги. А ведь может быть я разговаривал с теми, может быть они меня формировали своим влиянием, может быть они через меня передавали свои надежды, указания, может быть... Я почувствовал себя значительным, даже защитником и покровителем всех людей, а они, мои попутчики, ничего и ведать не ведают.

На другой день я уговорил Идьяса поехать на эту стоянку НЛО. К моей радости он согласился. Ему тоже хотелось почувствовать это таинство гравитации.

Утро было солнечное, прекрасно обогретое заботой лета. Доехали хорошо. Остановились на самой высокой точке Верхнеуслонской возвышенности. И каждый стал прослушиваться к своим ощущениям. Но ничего особенного не было. Каждый занялся чем мог.

Я прошелся по своим тропкам. Посидел на своей любимой точке, походил по березовой роще, но меня тянул береговой откос. Я свесил ноги, расслабился и меня опьянило горделивое сознание, что я от всего этого, что вокруг, отказываюсь. Я - участник таинства пришельцев, и мне, может быть, грозит опасность от тою, что я уже знаю тайну моих притяжений. И наверняка, они пришельцы, уже знают об этом. Им ведь все ведомо! И я раскрыт в том, о чем сам почти не ведаю. Как оби приняли это известие? Я сижу в каком-то ожидании, переживаю какие-то нескончаемые минуты и у меня сжимается сердце. Меня нашел Ильдар.

•Гайнулла абый ! Посмотрите на собор Ханова из бинокля. Он почти не заметен.

Я разыскал среди береговой чаши кустарников и деревьев собор Ханова, его сверкающий в утренних лучах солнца купол. Как раз в это время проходил товарный

поезд и вдаль берега растянулась колонна автомашин. Его собор показался мне омывающимся этими потоками, маяком, неведомо худа излучаюшим свое посвящение.

Выше собора выделилась чёрной полосой зона порохового завода, замаскированная лесном массивом. Глазок бинокля скользнул выше, а там другой массив -жилой, многоэтажные дома из белого силикатного кирпича, расположились словно квадраты костяшек домино. Слева, на горизонте .упорно и неистою дымил ТЭЦ. Из труб завода "Оргсинтез" выходило, обрываясь на ветру, огромное пламя. Казалось, что город обречен на'постепенное вымирание в дыму и пламени. Выше всего этого темной полосой очертился горизонт и алым отсветом небо. Там же на краю среди темной мути виднелось белое здание, словно гробница - мавзолей. Такой слоеный пирог - наш город!? По мне прошла непрерывная дрожь. Мне все это показалось живым срезом эволюции человечества. А собор Ханова - это место наших истоков, а выше ■ пласт за пластом выложены эпохи истории. И какой конец! Там за горизонтом - алое небо. Но сколько смысла!

Надо было пережить ночь в полпенни, чтобы этот вид на город раскрылся пластами нашего пути. Я уже не восхищаюсь красками земли и неба, следами ветра на Волге, позолотой рассветных облаков. Мне кажется, что я наблюдаю ведомое только Богу событие. Ощущение новизны мира охватило меня: деревья, волны на воде .блеск озера, мы сами здесь - все это миг жизни, что окаменится скоро на пластах эволюции. Надо лишь понять, что весь согласный в эту минуту хор мелочей ^является для нас наградой этого дня.

За это время Ильяс успел приготовить узбекский плов. Мы ели, благодарили небо и Ильяса за утро дня и

неожиданные впечатления. Мы уходили. Ильяс торопился на работу, Ильдар и Масуд на подготовку Конгресса по образованию, а меня ожидал лирик, который что-то прослышал про мои поиски и хотел, кажется, продолжить давний разговор.

Знание, имеющее качало

  • Здравствуйте. Какая приятная неожиданность! Вы
    почти не изменились.

  • Здравствуйте. - Мы обнялись как старые друзья. •
    Вы очень изменились. Ваши упрямые волосы с головы
    переместились на лицо.

  • Да, я росту, вылезая из волос ... Еще раз проститеза
    опоздание. Но на это есть огромное оправдание. Мы были
    сейчас на местах посадки НЛО.

• Вы все еще неугомонный и шутите. Вы говорите серьезно или ...

■ Правда, мы были там. Но правда ли, что там садится НЛО - это на совести Ильдара Ханова. Вы бывали на высокой точке Верхнеуслонской возвышенности?

  • Приходилось ...

  • Так вот по утверждению Ханова, туда часто садится
    НЛО. Мы ходили смотреть эти места.

  • Ну, что обнаружили ?

•Ничего особенного. Всё как обычно. Дело в том, эти места для меня как бы уголок родных мест. Там возвышенность, как-то они напоминают мои родные места в Башкирии, где я родился и вырос. Там подниматься в горы, раздвигать горизонты было для нас, мальчишек, особым занятием. Нам хотелось разглядеть мир, о котором говорили по радио. Вот и я зачастил на

эту каменистую плиту, пытающую зажать Волгу на Казанскую топь. Надо же, там садится НЛО. Было от чего волноваться.

• Вам не кажется, что вы стали после этого известия
лругим ?

• Но я был всегда другим среди всех. Мои ,
однокурсники после института все погнались за
должностями и званиями, а я пошел снова в библиотеку.
Мне казалось, что я в институте получил азбуку наук,
но не получал суть знания. Я обрадовался окончанию
обучения. Я сделал то, что сделали все. Прошел
необходимый путь знаний. Но знаете, не нашел. Я был
разочарован...

-Но Вы получили специальность и работу по ней. Что еще?

■ Мне казалось, что из меня сделали механизм для
выполнения каких-то работ и в этом заключалось мое
знание. А мне нужно было знание, которое объясняет
все мироздание, смысл существования и развития всего,
что вокруг нас. Это я понял позже, но блуждал долго в
поисках ответа на мои недовольства.

• И вы знаете теперь ответ ?

■ Да, кажется, знаю. По крайней мере, я знаю точно с
чего начинается наше знание, его первооснову.

• Интересно, с чего же ?

- Держитесь. Я скажу очень приятную для вас новость. Начало всех начал, оказывается, содержит наш язык, который иногда вспоминают как средство мышления.

• Это что-то невероятное, также как НЛО,
инопланетяне ...

Спасибо за откровенность, мне, физику, представителю точных наук , не просто в этом признаться. Но истина дороже привязанностей и

установившихся догм. Язык - это начало из начал. Я в этом убежден сейчас.

- Вы не смогли бы мне рассказать об этом ?

  • Я давно ищу слушателя. Нет теперь желающих знать.
    Вы хотите знать?

  • Очень хочу и готов слушать не один день.




  • Приятно слышать такие слова. Тогда давайте
    начнем...

  • Как вы поступаете тогда, когда вы пытаетесь мне
    что-то объяснить ?

• Сначала я ищу в запасниках моей памяти слова,
которые точнее и полнее могли бы выразить мою мысль
и произношу их.

  • Эти слова вы запомнили еще в шалости детства.
    Вам показывали, например стол и называли его звуковую
    бирку.

  • Почему бирку?

  • А что же такое звуковое сочетание - стол? Если бы
    сказали table или tisch или masa, или обозначили бы
    числом 555, то для Вас предмет восприятия - стол - доска
    на четырех ножхах, стал бы называться этими именами.

• Это верно.

- Нас всех обучали одинаково. Из подобных бирок -
слов выстроен этот мир в нашей памяти, как бы
зашифрован в этих звуковых обозначениях. Мы называем
одно из них и в памяти возникает его образ. Это наше
занятие подобно знаменитому опыту И.Павлова.
Помните, он показывает еду собаке и у нее выделяется
слюна (рис.1). Если с подачей еды одновременно-и зажечь
лампу (рис.2), то в другой раз, только зажигание лампы
вызывает выделение слюны (рис.3). Этот опыт-каждый
из нас испытал на себе в разных ситуациях и примерах.
Мы способны реагировать на раздражители.








■ Значит, по вашему, звуковые сочетания -слова стали для нас той сигнальной лампой, которые выделяют у нас в памяти

предмет восприятия?

• Да, обучая языкам, вы стараетесь подать обучаемому новую звуковую бирку одновре­менно со старой и предмет восприятия возникает. Вы повторяете этот опыт уже без старой бирки до тех пор, пока не будет зашифрован мир в новых бирках-словах в полном соответствии с опытом И.Павлова.

Так что обучение языкам у вас - это только выработка условных рефлексов на новые сочетания из звухов речи. Пора вам объединяться с физиологами в проведении таких опытов.

  • Да, из таких контактов могли бы возникнуть новые
    ускоренные курсы.

  • Я эти эксперименты знаю. Все они в разной мере
    повторяют опыты Павлова. Но лучшего способа чем
    "пленение" языковой средой не существует.

  • Да, это эффективный метод. Но его никто не может
    объяснить.

  • Давайте попробуем мы с вами.

-Мы?! Какие умы пыталась это сделать! Но ничего не получилось. Полумать вместе ... я согласен. -Каким языком вы владеете?

• Русским, татарским. В школе изучал немецкий.

  • Вы обратили внимание, что многие звуки речи
    совпадают в произношениях?

  • Да, это так. Вот сейчас я изучаю японский и там
    тоже много совпадений.

-Тогда сделаем приблизительное первое заключение: все люди пользуются в речи почти одинаковыми по произношению звуками речи.

- Это же здорово! Как я раньше об этом не подумал.
Получается, что все языки имеют или могут иметь
единый алфавит по звукам речи. Нет. это невозможно.
Они не могли договориться. Вон как они разбросаны по
планете. Разделены океанами, горами, дремучивиь
лесами, пустынями. Может быть они когда-то была ж~'
одном месте, может быть мы все от одного корня - Адама
и Евы?

• Мечтать не плохо. Но надо искать реальную связь,
что-то явное, наблюдаемое нами. Вот пример. - Физик

неожиданно позвал своего внука. Вошел в комнату небольшого роста крепыш, примерно пяти лет.

- Адил, покажи дяде, как ты болел? - Малыш лег на
диван, сложил ручки на груди и застонал: Э...Э..., так
достоверно, что казалось, что из его закрытых глаз так и
потекут слезы. Растроганный лирик был ошеломлен
артистичностью малыша. Поднял его, обнял нежно и
отпустил его играть.

• Вы видели, как звук речи Э был откликом тела на
болезнь. Но здесь выделяется не слюна, а издается звук,
выражающий внутреннюю потребность привлечь
окружающих.

■ Значит, можно подумать, что и другие звуки речи "добыты" человеком через воздействие раздражителей извне?

- Да, им не нужен был сговор. Люди на местах своего
обитания могли пройти через эти опыты и накопить в
своей речи эти звуки. И они оказались почти
одинаковыми. И значит, раздражители были
одинаковые. Накопить-то накопили, но самое
удивительное не в этом.

• В чем же?

- Они обнаружили чудо: при повторении этих звуков
- откликов совсем в других условиях и ситуациях, они
вызывали в памяти слушающих предметы ощущения.
Это нам продемонстрировал только что наш малыш.
Оказывается, эти звуки способны хранить у нас смысл,
информацию! Человек приобрел способ накопления
передачи своего знания о вещах через звук • отклик своего
тела !

• Мы углубились не слишком ли далеко? Да, малыш
показал нам смысл звука речи Э. Он болел и невольно
издавал Э... Это мы приняли как его внутреннюю

потребность о помощи. И он всегда, когда ему это угодно, может проделать это, зная, что это действует на других. Он знает звук, хранящий смысл. В других опытах человек нашел смысл А,Б,В,Г,Д ... и пользовался ими, чтобы рассказать ими о своих переживаниях. Так мог возникнуть язык из одиночных и осмысленных звуков речи точно так же, как это делают сейчас животные. Для животных их звуки стали врожденными.

• Кстати, и новорожденной человечек знает врожденно эти звуки речи. Есть опыты, доказывающие, что это так. Притом убедительные, проведенные учеными на разных континентах с детьми разной расы и языковой среды их родителей...

-Дети произносили звуки?

-Нет, конечно. Они различали смыслы звуков речи,

. причем явно реагируя на спокойствие, например,

исходящее от произношения звука речи А, или

испугавшись на рычание звуком Р. Они знают смысл

звуков речи, утверждают исследователи [1, 2].

-Кажется элементарно. Простые примеры из нашего быта. Если вдуматься, то всё верно. Мы бы все не пришли ни к одному согласию, если бы ощущения людей различались в откликах на них. Я уже убежден, что звуки речи должны и имеют смысл. Если бы это удалось доказать!

  1   2   3   4   5




Похожие:

Книга рассчитана для широкого круга читателей iconКнига рассчитана для широкого круга читателей
Открытием смысла звуков в речи народов начинается новый этап в лингвистике, философии мышления, и мы вплотную подходим к решению...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconБбк 65. 26 Н20 Найман Э. Л
Книга предназначена как для профессиональных участников рынка ценных бумаг, валютного рынка и биржевых товарных рынков, так и для...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconГольдин М. М. Опыт государственного управления искусством деятельность первого отечественного Министерства культуры
Для исследователей и широкого круга читателей, интересующихся историей отечественной культуры двадцатого столетия
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconО. Л. Абышко Главный редактор
«классического психоанализа», а также «Очерк истории психоанализа» о первых десятилетиях возникновения и развития психоаналитического...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconМоу анашенская средняя общеобразовательная школа №1 Новоселовского района
Цель мероприятия: формирование интереса к математике у широкого круга школьников
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconИспользование программных средств в обучении английскому языку
Применение современных программ при обучении английскому языку, которые характеризуются разносторонностью и простотой обращения,...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconЭтический кодекс в профессиональной деятельности психолога
Привлечение психологов к решению широкого круга проблем общества и частной жизни человека повлекло усиление потребности в квалифицированных...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconИ профессиональной переподготовки работников образования центр мониторинга качества образования
Отчет предназначен для широкого круга лиц: представителей органов управления регионального и муниципального уровня; специалистов,...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconЛекция по психологии «Уметь владеть собой. Стрессы. Депрессии. Негативное в позитивном»
Обществом «Знание» России по теме: «Женские курсы: «очарование». Цель курсов – помощь в преодолении кризиса женщинами, предоставление...
Книга рассчитана для широкого круга читателей iconКнига Притчей книга притчей
Для познания мудрости и усовершенствования, и для понимания речей разумных, и для усвоения оборотливости в речах
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов