Книга Притчей КНИГА ПРИТЧЕЙ1 Перевод с древнегреческого епископа Порфирия (Успенского)2
Глава 1.
Притчи Соломона, сына Давидова, который царствовал в Израиле, написаны Для познания мудрости и усовершенствования, и для понимания речей разумных, и для усвоения оборотливости в речах, И для узнания истинной правды и для правильного суда: Да придам простодушным сметливость, а чаду юному Чувство3 и рассудительность. Ибо, выслушав их (притчи), мудрый будет мудрее, а разумный приобретет стройность, И поймет притчу и темное слово, беседы мудрых и загадки. Начало премудрости страх Господень. [Благоразумие же полезно всем, приобретающим его. А почитание Бога – начало Чувства]. Нечестивые же уничижат премудрость и усовершенствование. Слушай, сыне, наставление отца твоего, и не отвергай уставов матери твоей. Ибо венец благодатей будешь иметь на голове твоей, и золотую цепочку на шее твоей. Сыне, да не прельстят тебя мужи нечестивые, и не соглашайся, когда пригласят тебя, говоря: «Иди с нами, участвуй в кровопролитии: зароем в землю мужа праведного понапрасну. Проглотим его живого, как ад поглощает, и изгладим память его с земли. Имущество его многоценное возьмем, и наполним дома свои добычами. Жребий же свой брось с нами: общую мошну будем иметь мы все, и один у нас будет кошелек». Не ходи по одной дороге с ними: уклони же ногу твою со стезей их; Ибо ноги их к злодеянию бегут, и поспешны они на пролитие крови. Но напрасно ставятся сети пернатым. Так и они, участвуя в убийстве, приобретают себе гибель. [А ниспровержение мужей беззаконных – тяжко]. Таковы пути всех делающих беззаконное: нечестием они губят свою душу. Премудрость на улицах воспевается, и на площадях торжествует4, С вершин стен проповедуется [у ворот властителей сидит], и у ворот городских смело говорит: Простодушные доколе держатся правды, не постыдятся: а безумные, эти охотники до поругания, быв нечестивы, возненавидели Чувство, и за то заслужили обличения. Вот я предложу вам речь моего духа: и скажу вам слово мое. Так как я звала вас, и не слушали вы, и распространяла речи, и не внимали вы, Напротив отвергали мои советы, и не внимали моим обличениям: То и я посмеюсь вашей погибели, и порадуюсь, когда придет ваша погибель. И когда внезапно постигнет вас смятение, а ниспровержение явится, как буря, или когда придет к вам скорбь и градоразорение [Или когда придет к вам пагуба]5 Тогда хоть бы вы и позвали меня, я не послушаю вас. Худые поищут меня, и не найдут6. Ибо они возненавидели премудрость, и страха Господня не предпочли, Не хотели внимать советам моим, и осмеяли обличения мои. Посему вкусят плоды своего пути, и насытятся своим нечестием. А за то, что обижали слабых, будут умерщвлены; и взыскание Божие потребит нечестивых. Слушающий же меня будет жить надежно, и будет спокоен, не страшась никакого зла.
Глава 2.
Сыне, когда ты, приняв слово моей заповеди, убережешь его в себе, Когда ухо твое наслушается премудрости, и склонишь ты сердце свое к познанию, и внушительно передашь ее сыну твоему, Когда ты призовешь премудрость, и разуму подашь голос твой, а Чувство вызовешь сильным голосом, И когда будешь искать ее, как серебро, и отыскивать ее, как сокровища: Тогда уразумеешь страх Божий, и приобретешь познание Бога. Ибо Господь дает премудрость, и от лица Его сообщается ведение и разумение. И Он обогащает тех, которые устрояют спасение, и охраняет шествие их7, Дабы сохранить пути правды. И путь чтущих Его обережет. Тогда уразумеешь правду и суд, и устроишь все стези хорошие. Ибо когда премудрость войдет в ум твой, и Чувство будет приятно душе твоей; Тогда добрая совесть будет оберегать тебя, а размышление святое охранять тебя, Дабы уклонить тебя от худого пути, и от мужа, который не говорит ничего верного. О, оставляющие пути прямые, чтобы ходить путями тьмы8, Радующиеся всему худому, и потешающиеся скверным развращением, Которых стези стропотны и путины кривы, Чтобы отдалить тебя от пути прямого, и отчуждить от правого суждения! Сыне, да не возобладает тобою, по худому совету их, та, которая пренебрегла все, чему учили ее в юности, и забыла божественный завет. Ибо она у смерти поставила дом свой, и у ада с земнородными9 проложила стези свои. Все ходящие к ней не возвратятся, и не ступят на стези прямые, ибо не достигнут всех лет жизни. А если бы они ходили по стезям добрым, то нашли бы гладкие стези правды. Благонравные будут жить на земле, и непорочные останутся на ней10. Пути же нечестивых исчезнут с земли, и беззаконные истребятся на ней.
Глава 3.
Сыне, моих законов не забывай: глаголы же мои да соблюдает сердце твое. Ибо долготу жития и лета жизни и мир прибавят они тебе. Благость и верность да не оставляют тебя. Навяжи их на шею твою, и ты получишь благодать. Напиши их на скрижали сердца твоего. И заботься о добром пред Богом и человеками. Надейся на Бога всем сердцем твоим, а своею мудростью не превозносись. На всех путях твоих познавай Его, да уравняет Он пути твои. Не величай себя умником: а бойся Бога, и уклоняйся от всякого зла. Тогда здорово будет тело твое, и сбережены кости твои. Учести Господа от праведных трудов, и давай Ему начатки от твоих плодов правды, Да наполнятся житницы твои множеством пшеницы, а точила твои да польют через край виноградное вино. Сыне, не пренебрегай наказанием Господа, и не отворачивайся, когда Он обличает тебя11. Ибо кого любит Господь, того наказывает: бичует же всякого сына, который приятен Ему. Блажен тот человек, который приобрел мудрость, и тот смертный, который узнал благоразумие. Ибо лучше покупать ее, нежели сокровища золота и серебра. Она ценнее самых дорогих камней: не сравнится с нею ничто приобретенное лукаво. [Хорошо знакомиться с нею всем приближающимся к ней. Все же ценное не стоит ее]12. Ибо долгота жития и лета жизни у ней в правой руке, а в левой богатство и слава13. Из уст ее исходит правда; закон же и милость она носит на языке. Пути ее – пути хорошие, и все стези ее – мир. Она есть дерево жизни для всех ухватившихся за нее, и опирающимся на нее, как на Господа, она твердыня. Бог премудростью основал землю, и разумом поставил небеса. По сознанию Его разверзлись бездны, и облака источили росу. Сыне, не обходи, а храни совет мой и вразумление. Да живет душа твоя, и благодать будет вокруг шеи твоей. [И будет здравие плоти твоей, и сбережение костям твоим]. Да надежно пойдешь в мире по всем путям твоим, и нога твоя не споткнется. Когда сядешь отдохнуть, не будешь бояться: когда же уснешь, сладко уснешь. Не побоишься внезапного ужаса и наступающих устремлений нечестивцев. Ибо Господь – на всех путях твоих, и утвердит ногу твою, да не поскользнешься. Не отказывай в благотворении нуждающемуся, когда рука твоя может благотворить. Не говори: «поди и приходи в другой раз, и – завтра подам»: тогда как можешь ты благотворить. Ибо ты не знаешь, что породит завтрашний день14. Не строй кова другу твоему, живущему с тобою и понадеявшемуся на тебя. Не тягайся с человеком напрасно, да не причинит тебе зла. Не наживай порицаний людей худых, и не избирай путей их. Ибо нечист пред Господом всякий беззаконник. Нет ему места с праведниками. Проклятие Господа – в домах нечестивцев: а жилища праведных благословляются. Господь гордым противится, а смиренным дает благодать. Мудрые наследят славу: а нечестивые высоко подняли бесчестие.
Глава 4.
Слушайте дети наставление отца, и старайтесь узнать вразумление. Ибо хороший дар я даю вам. Моего закона не оставляйте. Ибо и я был сын, послушный отцу, и любимец матери на виду у ней. Они учили меня и говорили: да удержится слово наше в сердце твоем. Соблюдай заповеди мои. [Не забывай и не презирай глаголов уст моих]15. Приобретай премудрость. Приобретай благоразумие. Не забывай, и не отворачивайся от речи уст моих. Не оставляй ее, и она сдружится с тобою. Возлюби ее, и она сбережет тебя. Начало премудрости – приобретение премудрости и приобретение благоразумия на счет всего имущества твоего. Укрепи ее у себя, и она возвысит тебя. Почти ее, да сдружится с тобою, Да даст голове твоей венец благодатей, и венцом райским покроет тебя. Слушай, сын, и прими мои слова: и умножатся тебе лета жизни твоей, да будут у тебя многие пути жизни. Ибо я указываю тебе пути премудрости, и ставлю тебя на путины прямые. Когда пойдешь, не запнутся стопы твои, и когда побежишь, не устанешь. Держись моего наставления, не упускай. Береги его для себя: оно жизнь тебе. Не ходи путями нечестивых, и не избирай путей беззаконников. В каком бы месте ни ополчились они, не ходи туда, а уклонись от них и пройди мимо16. Ибо они не уснут, когда не сделают зла. Сон бежит от них, и им не спится. Ибо они питаются пищею нечестия, и упиваются вином беззакония. А пути праведных подобно свету блестят, пролегают вперед, и светят, пока настанет день. Пути же нечестивых – темны. Они не знают, обо что споткнутся. Сыне, внимай речи моей, и к словам моим приложи ухо твое, Дабы не оскудели у тебя источники твои. Храни их (слова) в сердце твоем17. Ибо они суть жизнь для того, кто принял их, и врачевство для всего тела его. Со всею осторожностью береги сердце твое, ибо отсюда исходит жизнь. Зажми свои строптивые уста, и обидливый язык удали от себя. Очи твои пусть смотрят прямо, и ресницы твои пусть мигают на все правое. Прямые путины прокладывай ногами твоими, и стези твои уравнивай. Не уклоняйся ни направо, ни налево, и посторони ногу твою от пути худого. Ибо пути, что направо, знает Бог, а те, что налево, искривлены. Он же устроит тебе путины прямые, и шаги твои в мире проведет18. Глава 5.
Сыне, внимай моей премудрости, и к словам моим приложи ухо твое, Да сохранишь доброе вразумление, А я устами моими заповедую тебе Чувство19. Не внимай жене легкомысленной20. Ибо хотя и мед каплет из уст жены блудной, которая на время услаждает гортань твою, Но после ты испытаешь, что она горчае желчи и гораздо острее ножа с двумя лезвиями. Ибо безумие идет, и употребляющих ее ведет к смерти, в ад; и следов ее не остается, Потому что она не ходит по стезям жизни, и путины ее – опасны и нераспознаваемы. Итак, сыне, теперь слушай меня, и не оставляй слов моих без внимания. Вдали от нее ходи путем своим, и не приближайся к дверям домов ее, Дабы она не продала другим жизнь твою, и имущество твое немилостивым, Дабы чужие не полнели твоею силою, и труды твои не пошли бы в чужие дома, И дабы не раскаиваться тебе в последние дни твои, когда износится плоть тела твоего, и скажешь: Зачем я ненавидел научение, и от обличений уклонялось сердце мое? Не слушал голоса наставника и учителя мо его, и не приклонял уха моего? Едва не навлек я на себя всякое зло среди церкви и общества. Пей воды из своих сосудов и из своих родниковых колодезей. Пусть льются тебе воды из твоего родника, и по твоим путям пусть проходят воды твои. Имения да принадлежат тебе одному, и никто чужой да не участвует с тобою. Родник твоей воды да будет у тебя твой, и утешайся женою, какая есть у тебя от юности твоей. Она, лань любви и юница твоих утех, пусть беседует с тобою, и как твоя, пусть ходит подле тебя, и пусть будет с тобою во всякое время. Ибо ты, сопровождаемый дружбою ее, помножишься21. Не приставай к чужой, и не оставайся в объятиях не твоей. Ибо пути мужа – пред очами Бога, и на все путины его Он смотрит. Беззакония уловляют мужа, и каждый опутывается цепями грехов своих. Таковой умирает вместе с неисправимыми. Избыток же жизненности его иссяк и утратился от безумия его.
Глава 6.
Сыне, если ты поручишься за друга твоего, то, быть может, руку твою подашь врагу его. Поелику же свои уста у человека тоже, что крепкая сеть, и опутывается он речами уст своих; То делай, сыне, то, что я повелеваю тебе, и избавляйся. Когда попадешь ты в руки злых за друга твоего, то не ослабевай, а ободряй и друга твоего, за которого ты поручился. Не давай сна очам твоим, и дремание ресницам твоим, Да избавишься, как серна от тенет, и как птица от сети. Иди к муравью, лениве, и поревнуй, посмотрев на пути его: будь же мудрее его. Ибо он, не будучи земледельцем, не имея ни понудителя, ни повелителя, Летом заготовляет пищу, и в, жниво делает большой запас. Или иди к пчеле, и узнай, какая она работница, и какое важное дело она делает. Труды ее употребляют во здравие цари и простолюдины. И она любима всеми и славна. Хотя силою и слаба она, но произведена как оценка мудрости22. Доколе ты, лениве, будешь лежать? Когда встанешь от сна? Немного поспишь, немного посидишь, немного подремлешь, немного сложишь руки на груди: Потом приходит к тебе бедность, как злой путник, и нищета, как хороший скороход. А если ты будешь неленив, то придет жатва твоя как поток, нищета же убежит как худой человек23. Муж неумный и беззаконный ходят по путям не добрым. Мигает он глазом, и знак дает ногою, и научает движениями пальцев24, А в развратном сердце кует зло. Во всякое время причиняет он городу смуты. За то внезапно приходит погибель его, разложение и крушение неисцелимое, Потому что он радуется всему, что ненавидит Господь. Гибнет же он за нечистоту души25. Око у него обидливо, язык лжив, руки проливают кровь праведную; Сердце кует замыслы худые, и ноги спешат на злодеяние. Разжигает он ложь, как не справедливый свидетель, и производит тяжбы между братьями. Храни, сыне, заповеди отца твоего, и не отвергай уставов матери твоей. Наслои же их в душе твоей навсегда, и навяжи на шею твою. Когда бы ни ходил ты, води ее (заповедь), и с тобою пусть будет. Когда бы ни спал ты, да бережет она тебя, дабы собеседовать с тобою после пробуждения. Ибо заповедь закона есть светильник и свет, и путь жизни, обличение и научение, Чтобы предостерегать тебя от замужней жены, и от ухищрения языка чужой. Да не победит тебя увлечение красотою: да не будешь уловлен своими очами, и пленен взглядами ее. Ибо блудница хотя и стоит столько же, сколько один хлеб: но она, как женщина, уловляет в сеть дорогие души мужчин. Вложит ли кто огонь в пазуху и одежд своих не сожжет? Или пойдет ли кто по горящим углям и ног не обожжет? Так вошедший к жене замужней и всякий прикасающийся к ней не оправдается. Не дивно, если какой вор будет схвачен, хотя бы он воровал для насыщения души своей в алчбе. Когда же схватят его, то заплатит всемеро, и, отдавши все пожитки свои, избавит себя. Прелюбодей же по причине скудости ума погибель душе своей готовит; Болезни и бесчестие наживает, и поношение его не изгладится во век. Ибо ярость мужа ее исполнена ревности. Не пощадит он в день суда, Не променяет вражду ни на какой окуп, ни на большие подарки.
Глава 7.
Сыне, храни слова мои, и мои заповеди сокрой у себя. Сыне, почитай Господа, и будешь крепок. Кроме же Его не бойся никого. Храни заповеди мои, и будешь жить, и слова мои – как зрачки глаз. Охвати их перстами твоими, и напиши на скрижали сердца твоего. Говори, что премудрость сестра тебе, и познакомься с благоразумием, Да остережет тебя от жены чужой и лукавой, когда она будет говорить тебе речи ласковые. Ибо она из окна дома своего смотря на улицы, Увидит ли кого-либо из неумных чад, юношу скудоумного, Проходящего улицею подле угла на перекрестках домов ее, И блуждающего26 в вечернем мраке, когда настанет ночная тишина и тьма; Идет эта жена па встречу ему, имея вид блудницы, как способная восхищать юные сердца. Крылата она и ненасытима. В дому не покоятся ноги ее. Порой она глумится вне (дома своего), порой же расставляет сети у всякого угла. Потом обняв его, целует его, и с бесстыдным лицом говорит ему: У меня есть жертва о мире: сегодня я возношу молитвы мои. Посему я вышла и встретилась с тобою. Любя лице твое, нашла тебя. Простынями я убрала постель мою, и двуличневыми покрывалами египетскими устлала ее. Шафраном посыпала ложе мое, и дом мой корицею. Иди, и насладимся любовью до утра. Иди, и потешимся похотением. Ибо мужа моего нет дома: пошел в далекий путь, Связку серебра, взяв в руку свою, а возвратится в дом свой по прошествии многих дней. Обольстила же его многословием, и тенетами из уст увлекла его. Он же последовал за нею, отупевши, как бык ведется на заколение, и как пес к привязи, Или как олень, стрелою уязвленный в печень, и спешит как птица в сеть, не зная, что бежит погибнуть душою. Итак, теперь, сыне, послушай меня, и внимай глаголам уст моих. Пусть не уклоняется сердце твое на пути ее, и не блуждай по дорогам ее. Ибо она многих уязвила и повергла, и бесчисленны те, которых убила. Дом ее – пути адские, низводящие в обители смерти.
Глава 8.
Ты ли будешь проповедовать премудрость, чтобы разум подчинился тебе? Сама она на высоких вершинах находится, и среди стезей останавливается; У ворот властителей сидит и на перекрестках поет: Вас, о люди, призываю, и голос мой издаю сынам человеческим. Учитесь простодушные сметливости, и неучи поумнейте сердцем. Выслушайте меня. Ибо я изреку важное, и устами произнесу верное. Ибо истину поведает гортань моя; и мне омерзительны уста лживые. Справедливость – во всех глаголах уст моих. Нет в них ничего сучковатого и узловатого. Все они ясны для разумных и верны для ищущих знания. Примите научение, а не серебро, и знание паче очищенного золота. (Предпочтите Чувство золоту и серебру). Ибо премудрость лучше камней дорогих, и все ценное не стоит ее Я, премудрость, поселила совет, и я накликала знание и вразумление. Страх Господень ненавидит неправду, и обиду и гордость, и пути лукавнующих: возненавидела и я кривые пути худых. У меня – совет и безопасность; у меня ум, у меня же и сила. Мною цари царствуют, и властители начертывают правду. Мною вельможи – велики, и властители владеют землею. Я любящих меня люблю: и ищущие меня найдут меня. У меня существует богатство и слава, и стяжание древних родов и справедливость. Лучше приобретать меня, нежели золото и драгоценный камень, и плоды мои превосходнее отборного серебра. Я хожу по путям справедливости, и среди стезей закона обращаюсь: Да имением наделю любящих меня, и сокровищницы их наполню благами. Если возвещаю вам, что бывает ежедневно, то сумею исчислить вечное27. Господь поставил меня началом путей своих в делах своих. Предвечно основал меня, в начале, прежде сотворения земли, И до произведения бездн, до происхождения источников водных, До водружения гор, и прежде всех холмов рождает Он меня. Господь сотворил ненаселенные страны, и обитаемые окраины всей поднебесной28. Когда Он приготовлял небо, тогда я была с Ним, и когда обособлял престол свой на ветрах, Когда укреплял вверху облака, и утверждал воды под небом, Когда полагал морю предел его, так что воды не перейдут за черту уст его29, и творил крепкие основы земли; Тогда я была у Него, как лад. Была как утеха Его, и сама ежедневно веселилась пред лицом Его во всякое время, Когда Он блаженствовал, окончив вселенную, и любовался сынами человеческими. Итак, ныне послушай меня, сыне. И блаженны те, которые будут держаться путей моих. Слушайте наставление, и умудряйтесь, и не отклоняйтесь. Блажен муж, который послушает меня, и человек, который будет держаться путей моих, бодрствуя у ворот моих ежедневно, и стоя на страже у порогов моих входов30. Ибо выходы мои суть выходы жизни, так что готова для всякого воля Господня31. А согрешающие против меня вносят нечестие в свои души, и ненавидящие меня любят смерть.
Глава 9.
Премудрость создала себе дом, и утвердила седмь столпов. Заклала свои жертвы, налила в чашу вино свое, и приготовила трапезу свою. Послала рабов своих сзывать на чашу высокою проповедью, говоря: Кто неразумен, пусть обратится ко мне. И требующим ума сказала: Идите, ешьте мой хлеб и пейте вино, которое я налила вам. Оставьте неразумие, да поживете32. И исправьте разум ведением. Поучающий злых получит себе от них бесчестие: а облачающий нечестивого запятнает себя самого. Не обличай злых, да не возненавидят тебя: обличай мудрого, и полюбит тебя. Дай мудрому вдохновение, и он будет мудрее: вразуми праведника, и он приумножит усердие. Начало премудрости страх Господень, и совет святым – рассудительность. Закон же познается смыслом лучшим33. Таким образом, ты поживешь долгое время, и прибавятся тебе лета жизни твоей. Сыне, ежели ты будешь премудр, то будешь премудр для себя и для ближнего. А ежели останешься злым, то один потерпишь зло34. Кто опирается на лжи, тот пасет ветры, тот гоняется за летающими птицами. Ибо оставил он пути виноградника своего, и заблудился на стезях собственных нив, и ходит по безводной пустыне и по земле, считающейся в числе жаждущих, и руками собирает бесплодие35. Жена неразумная и дерзкая бывает скудна хлебом. Которая не знает стыда, та сидит у дверей дома своего, на стуле, на виду в улицах, Чтобы зазывать проходящих дорогою, и идущих прямо своими путями: «Кто из вас неразумнейший, пусть своротит ко мне. Скудоумным же говорю повелительно: «Тайных хлебов и краденой и сладкой воды отведать приятно». Он же не знает, что земнородные у ней погибают, и что она встречает их на дне ада. Но отскочи от нее. Не промедли на этом месте, и не обращай на нее взора своего. Ибо так ты перейдешь через чужую воду и перенесешься через чужой поток. От воды же чужой воздержись, и от источника чужого не пей36, да поживешь долгое время, и да приложатся тебе лета жизни37.
Глава 10.
Сын мудрый радует отца: а сын глупый – горе для матери его. Сокровища не помогут беззаконникам: а правда спасет от смерти. Господь не сгубит голодом душу праведника, а жизнь нечестивых потребит. Нищета от лености принижает мужа: а руки доблестных обогащаются. Сын наученный премудр будет, а глупым воспользуется, как слугою. Сын умный с жаркого лета запасается, а сын пребеззаконный в жниво бывает ветрен. Благословение Господа на голове праведника: уста же нечестивых зажмет плач безвременный. Память праведного восхваляется: а имя нечестивых угасает. Мудрый сердцем примет заповеди: а ротозей, спотыкаясь, запнется. Кто ходит в простоте, тот ходит надежно: а кто кривит пути свои, тот будет узнан. Кто мигает глазом предательски, тот причиняет скорби людям: а кто обличает прямодушно, тот производит мир В устах праведника – источник жизни: а уста нечестивца прикрыты погублением. Ненависть возбуждает раздоры, а любовь прикроет всех, нелюбящих тяжеб. Кто устами произносит премудрость, тот жезлом бьет мужа бессердечного. Мудрые держат в запасе Чувство: а уста опрометчивого приближают к разорению. Имение богатых ест город крепкий: а бедным удар – самая бедность. Дела праведников животворят: а плоды у нечестивых – грехи. Научение сбережет пути жизни: а кто не исправлен научением, тот блуждает. Вражду скрывают уста лживые: но весьма глупы и те, которые сыплют ругательства. При многословии не избежишь греха: а прикусишь язык, так будешь умен. Язык праведного есть наилучше серебро: а сердце нечестивого ничего не стоит. Уста праведных сберегают великое: а не разумные умирают в бедности. Благословение Господа на голове праведного, оно обогащает; и не присоединится к нему печаль сердечная. Неразумный делая худое, смеется: премудрость же придает мужу степенность. Нечестивец влается в недоумении: а желание праведника сбыточно. Пронесется буря? нечестивый погибает: а праведный, уклонившись, спасается на веки. Как вреден зубам зеленый грозд, и глазам дым, так вредно беззаконие творящим оное. Страх Господень прибавляет дней: а годы нечестивых уменьшатся. С праведными пребывает веселье: а надежда нечестивых погибает. Путь Господа есть твердыня преподобного, а делающим худое – крушение. Праведник во веки не поколеблется: а нечестивые не населят землю. Уста праведного каплют премудрость: а язык нечестивого истребится. Уста мужей праведных изрекают благодатное: а уста нечестивых отворачиваются.
Глава 11.
Весы неверные – мерзость пред Господом: а вес правдивый приятен Ему. Куда придет обида, там будет и бесчестие: уста же смиренных затверживают мудрость. Совершенство прямодушных будет руководить их: а пронырливость переметчиков разорит их. Не помогут имения в день гнева: а правда избавит от смерти. [Умерший праведник оставляет по себе сожаление: а погибель нечестивых – дело бывалое и осмеиваемое]. Правда непорочного уравнивает пути: а нечестью выпадает на долю неоправдание. Справедливость мужей правых спасет их: а законопреступники завлекаются в сеть легкомыслием. По смерти мужа праведного не погибает надежда: а похвальба нечестивых гибнет. Праведный скрывается от травли; и вместо его попадает нечестивый. В устах нечестивцев – сеть гражданам: и Чувство же праведников споспешествует благу. При благосостоянии праведников исправляется город: а при погибели нечестивых бывает радость. Благословением правых возвысится город: а от уст нечестивых – разорение ему. Ругает граждан скудоумный: а муж разумный молчит. Муж двуязычный выдает совещания судилища: а кто приобык затаить дыхание, тот таит дела У кого нет управления, те падают, как листья: спасение же бывает при многих советниках. Лукавнующий делает зло, когда пристанет к праведнику: ему ненавистно эхо благосостояния его38. Жена благодатная восстановляет мужу славу: а жена, ненавидящая праведное, есть престол бесчестия39. Ленивые бывают скудны богатствам, а доблестные богатеют крепко40. Муж милосердый делает добро душе своей: а не милосердый губит тело свое. Нечестивый творит дела неправедные: а посев праведных вознаграждается истиною. (Верно). Сын праведный рождается жить: а нечестивый бежит к смерти. Мерзость Господу – кривые пути: приятны же Ему все, не осквернившиеся на пути своем. Несправедливец, вложивший руки в руку, не останется без наказания: а сеющий справедливость получит награду верных. Что золотое кольцо в носу свиньи, то красота – у женщины безрассудной. Всякое желание праведных ко благу: а надежда нечестивых погибнет. Есть люди, которые, посеяв свое, получают многое: есть и такие которые, собирая чужое, беднеют41. Всякая душа благословенная проста: а муж ярый не благообразен42. Кто удерживает пшеницу, тот оставляет ее разве язычникам: а на голову раздающего низводит благословение43. Кто делает доброе, тот ищет благодати доброй: а кто ищет зла, того и постигает оно. Понадеявшийся на богатство свое, сей падает: а заступающийся за праведных воссияет44. Не смотрящий за домом своим, наследует ветер: и глупый будет работать у разумного. Из плода правды вырастает дерево жизни: а неспелые души беззаконных погибают45. Ежели праведник едва спасается; то где явится нечестивый и грешный?
Глава 12.
Любящий научение любит Чувство: а ненавидящий обличения неумен. Наилучший – тот, кто получил благодать от Господа: а муж беззаконный не будет вспомянут Им46. Человек не будет счастлив от беззакония: корни же праведников не исторгнутся. Жена доблестная есть венец мужу своему: а жена злотворная губит мужа, как червь дерево. Помышления праведников – правы: а нечестивые строят коварство. Нечестивые предательски говорят о крови: а уста правых избавят их. Куда ни обратится нечестивый, не успевает: а дома праведников устоят. Уста (речи) разумного хвалит всякий: а слабосердый презирается47. Лучше тот муж, который, будучи не в чести, работает на себя, нежели тои, который важничает собою, а нуждается в хлебе. Праведник милует души скотов своих: а сердца нечестивых немилосерды. Возделывающий землю свою насытится хлебами: а гоняющиеся за суетою – скудны умом. Кто наслаждается употреблением вин, тот в своих твердынях оставит бесчестие48. Пожелания нечестивых тщетны: а корни благочестивых стоит в закрепах49. За грех уст попадает грешник в сети: а праведник избегает от них. Кто смотрит ласково, тот обласкан будет: а встречающий с прискорбием опечалит души50. От плода уст муж насытится благами: и дастся ему награда рук его. Пути неумных на взгляд их кажутся прямы: а мудрый выслушает совет. Неумный в тот же день высказывает гнев свой: а сметливый скрывает свою обиду. Праведный поведает явную истину: а свидетель неправд коварен. Есть такие, которые словами язвят, как мечем: а речи мудрых врачуют. Уста истинные делают успешным свидетельство: а свидетель невзначай имеет язык неверный. Коварство таится в сердце кующего злое: а советующие мир обрадуют. Праведнику не понравится ничто неправедное: а нечестивые исполнятся зол. Мерзость Господу – уста лживые: а творящий правду приятен Ему. Муж рассудительный есть престол сочувствия: а сердце неумных будет встречено проклятиями. Рука избранных будет державить легко: а коварные будут в пленении. Страшное слово смущает сердце мужа (праведного): а добрая весть веселит его. Рассудительный праведник будет друг себе самому51: а путь нечестивых введет их в заблуждение. Коварный не получит добычи: а муж чистый приобретет стяжание дорогое. На путях справедливости – жизнь: а пути злопамятных ведут к смерти52.
Глава 31. От стиха 10-го до конца53.
Жену доблестную кто найдет? Она дороже многоценных камней. Доверяет ей сердце мужа ее: и оно не останется без возмездия. Ибо она делает мужу добро, а не зло, во всю жизнь. Прядя шерсть и лен, готовит благопотребное руками своими. Она, как корабль, торгующий далеко, добывает себе зажиточность. По ночам встает, и раздает пищу дому и работу служанкам. Задумает о ниве, и покупает ее: а от трудов рук своих насаждает виноградник. Подпоясавши крепко чресла свои, берется руками своими за дело. А, испытав, что полезно трудиться, не гасит светильника своего во всю ночь. Руки свои протягивает к прялке, и пальцами своими берется за веретено. Горсти свои открывает нищему, и длань свою простирает к бедному. Муж ее не задумывается о домочадцах, когда где замедлит: ибо все у ней одеты в две одежды. Мужу своему она изготовила плащи, а себе одежды из виссона и червленицы. Все смотрят на мужа ее у ворот, когда он сядет тут в собрании старейшин земли. Она готовит полотно и пояса, и продает их хананеям. Одевается в прочные и благопристойные платья, и весело ей на будущие дни. Уста свои раскрывает прилично и чинно, и речи свои ведет порядком. Непроницаемы ходы домов ее: а хлеба ленивого она не ест. Выросли дети ее и разбогатели: а муж ее восхвалил ее54. Многие дочери стяжали богатство, многие сделались сильны: а ты всех их превзошла. Охота женщины нравиться – обманчива, и красота ее – суетна: а жена благочестивая благословенна. (Страх же Господень да воспевает она). Воздайте ей от плодов рук ее, и да восхвалится у ворот муж ее55. |