Книга Есфири книга есфири icon

Книга Есфири книга есфири



НазваниеКнига Есфири книга есфири
Дата конвертации26.09.2012
Размер165.8 Kb.
ТипКнига

Книга Есфири

КНИГА ЕСФИРИ1

Перевод с древнегреческого епископа Порфирия (Успенского)2


Глава 1.


Во второй год царствования Ассуира великого в один из дней месяца Адара Нисана, который есть Дистрос, Ксантикос3, сон видел Мардохей сын Иаира, сына Семея, сына Киссея, из племени Вениамина, человек великий в том плену, который пленил Навуходоносор, царь Вавилонский с Иехониею царем Иудейским.

И таков его сон. И вот голос и гул шумный, громы и землетрясение, и смятение на земле. И вот два змия, и оба сошлись биться, и был их свист такой, что все переполошилось от гула свиста сего: (свист) слышный всем людям. День был темный и мрачный, и шум бранный, и готовился весь народ воевать. И возопили мы ко Господу по причине голосного гула его. И появилась из источника малого вода большая, поток великий. Свет. Солнце воссияло. И потоки вывершились и потопили славных.

И встав Мардохей от сновидения своего, рассуждал: что значит сон его, и что Сильный готовится совершить. И этот сон его затаен был в сердце его. И во всякое время он подгадал: смысл его не объяснится ли ему: (поджидал) даже до того дня, в который спал Мардохей во дворце царя с Астаем и Фелевтом, с этими двумя евнухами царя. И слышал он разлагольствия их и заговоры их: как замышляли они напасть на Ассуира царя с тем, чтобы убить его. Заблагорассудив Мардохей, донес на них. И пытал царь этих двух евнухов и поверял слова Мардохея. И сознались евнухи, и были они казнены.

И записал Ассуир царь происшествия эти. И записан был Мардохей в книге царя, напоминающей о событиях сих. И приказал царь касательно Мардохея, чтобы он служил во дворце царя и всякою дверь явно стерег. И придал ему для сего же дела Амана Амадафу Македонца, служившего пред лицом царя.

И искал Аман, как бы погубить Мардохея и весь народ его за то, что он наговорил царю о евнухах так, что они были умерщвлены.

И было после этих происшествий. Во дни Ассуира царя великого подчинялись ему от Индии до Эфиопии сто двадцать седмь областей с той поры, когда Ассуир сел на престоле царства своего. И сделал царь пир для князей дворца, персов и мидян: с ними и князи областей пред лицом его: дабы выказались богатство славы царя и прехвальное честь его в течение ста восьмидесяти дней. По окончании же сих дней сделал царь всем, находившимся в городе Сусах, от великого до малого, пир в течение седми дней, внутри царского дворца, совершая жертвы о спасении своем (a'gw\n ta\ swth/ria au'tou_). Были же завесы виссонные и тонкополотняные4, и яхонтового и красного цвета с протканными цветами, и шатер, укрепленный вервиями виссонными и пурпуровыми на петлях серебреных и на столах из Паросского мрамора с позолотою, и ложи золотые на лифостротоне из смарагдов, и чаши золотые иностранные и вино царское, которое царь пьет.
А пиршество было по установлению5. Ибо так приказал царь удовлетворить волю людей.

И Уастинь царица сделала угощение велие всем женам во дворце царя.

Было же в день седьмой: когда развеселился царь от вина, сказал царь чадцам своим6, чтобы они привели Уастинь царицу на настоящий пир в венце царственности ее перед лицом воинства его. И не захотела Уастинь исполнить волю царя, по манию евнухов. Но как только услышал царь, что отринула Уастинь волю его, опечалился весьма, и гнев воспламенился в нем. И сказал царь всем мудрецам, ведущим закон и суд: что сделать царице за то, что она не захотела исполнить волю царя. И подошли к нему князи Персов и Мидян, и видящие лицо царя, и живущие в царских палатах. И увлек его Вугеец, говоря: «не царя одного обидела Уастинь царица, но и князей Персов и Мидян; и всех народов обида ее коснулась, так как она отринула приказание царя. Посему, ежели угодно государю нашему и согласно с умом его, пусть будет отписано во все области и всем народам и да будет оповещена нарушительница слова царя Уастинь: царственности же твоей да дастся другая, лучше ее, и да явится послушна голосу царя, и да творит благое всем царствам. Тогда все жены воздадут почтение и славу мужьям своим, как бедные, так и богатые. И понравилось это слово сердцу царя; и поступил он немедленно по слову селу. И такова памятная запись об Уастине и о том, что она сделала Ассуиру царю.


Глава 2.


И сказали служившие у царя: поищем девиц красивых видом; и пусть отдадутся они под присмотр Гогэя евнуха, женского стража; и та девица, которая понравится царю, будет поставлена вместо Уастини. И сделали это немедленно.

И был муж Иудейский в городе Сусах. Имя ему Мардохей сын Иаира, сына Семея, сына Киссея, из племени Вениамина, И был он добрый воспитатель Есфири дочери брата отца своего. А чадица эта была весьма хороша по виду и красива лицом. И взята была девица сия в дом царя. И увидел Гогэй евнух страж жен девицу сию; и понравилась ему более всех женщин. И обрела Есфирь благоволение и милость пред лицом его; и он поусердствовал покровительствовать ей, и приставил к ней служанок более седми девиц. А когда введена была Есфирь к царю, то полюбилась ему вельми, и, когда наступал вечер, приводилась, а утром отпускались. Когда же познал царь всех девиц, тогда оказалась наилучшею Есфирь; и она обрела благоволение и милость пред лицом его. И возложил он венец царицын на голову ее. И совершил царь бракосочетание знатное. И дал льготы всем областям.


Глава 3.


И было после происшествий сих: возвеличил царь Ассуир Амана Амадафу Вугэнца, и превознес его и поставил седалище его выше друзей своих, так, что сгибались и кланялись ему до земли все. Но когда все кланялись ему по приказанию царя, Мардохей не кланялся ему. И видели чадци царя, что Мардохей не кланяется Аману, и говорили Мардохею: «почему ты не слушаешь царя и не кланяешься Аману». А как услышал Аман, рассердился на Мардохея, и гнев воспылал в нем. И искал он погубить Мардохея и весь народ его в один день. И возревновал Аман и, будучи движим полным гневом своим, багровым сделался, гоня его с глаз своих. И от сердца развращенного насказал царю худое об Израиле, говоря: «есть народ, рассеянный во всех царствах, народ сварливый и упрямый, странные законы имеющий, законам же твоим, государь, не повинующийся, известный всем народам, как сущий лукавый, и повеления твои отвергающий в унижению славы твоей. И так, если угодно царю и благ суд в сердце его, да будет отдан мне этот народ на погубление; и я впишу в казну тму талантов (10 000) серебра». И сказал ему царь: «серебро имей ты; с народом же сим поступи, как тебе угодно». И снял царь перстень с руки своей и подал Аману, говоря: «пиши во все города и области, и печатай этим перстнем царским; ибо нет такого человека, которых не признает печати». И пошел Аман к богам своим, дабы узнать день смерти их (иудеев). И бросает жребии на тринадцатый день месяца Адара (Нисана) для избиения всех Иудеев мужеского и женского пола и для расхищения детей их. И поспешил подписать повеленное письмо, и отдал в руки конников. А содержание его было таково:

«Царь великий Ассуир князьям и сатрапам ста двадцати седми областей от Индии до Эфиопии пишет так: над многими владычествуя народами, и всю обдержа вселенную, я восхотел, не смелостью власти превозносясь, а милостиво и кротко управляя подданными, навсегда сделать жительство их безмятежным, царство же свое, соблюдая тихим и проходимым даже до пределов его, возобновить всем людям вожделенный мир. Когда же я спросил моих советников: как привести это в исполнение; тогда отличающийся у нас мудростью, благоволением моим неизменным, и непоколебимою верностью, и вторую царственную честь получивший, Аман объяснил нам, что между всеми племенами во вселенной замешался один переселенный народ, по законам своим противоположный всякому народу, царские же повеления обходящий постоянно, дабы царство никогда не достигало благосостояния. И так узнав, что только один этот народ, всегда враждебно относящийся ко всякому человеку, по причине соблюдения странных законов и думного противления нашим повелениям постоянно причиняет наивреднейшее зло, так что никогда не помогает управляемой нами монархии, мы повелели вам указанных вам в грамотах Амана, заведывающего грамотами и второго отца нашего, до корня истребить с женами и детьми, вражескими мечами, без всякой жалости и пощады, в четырнадцатый день месяца двенадцатого, (это месяц Адар, он же и Дистрос) убить всех Иудеев, а детей отторгнуть. Эти люди, прежде и ныне враждебные, в один день отправившись в ад, в последующее время будут смирны, и окончательно не станут докучать нам делопроизводствами». В Сусах состоялось дело сие.


Глава 4.


Мардохей же узнал все это бывшее. И город Суш был в смятении от бывшего. И у всех иудеев была печаль великая и горькая во всяком городе. Мардохей же, пришедши в дом свой, оделся во вретище, и, посыпав себя пеплом, вошел во внешний двор (царский) и стал тут, потому что не мог взойти в царские ворота во вретище, и позвал одного евнуха и послал его к Есфири, и сказал: «царица пусть оденется во вретище и введет его». Когда же она не пожелала; он сказал: «так скажите ей: не откажись войти к царю и поласкать лицо его за меня и за народ, вспомнив дни смирения своего, в кои воспитывалась рукою моею, Ибо Аман, вторствующий, наговорил царю на нас смертельное. Посему, призвав Бога, поговори о нас царю, и избавь нас от смерти». И поведал ей скорбь Израиля. И послала сказать ему на это: «ты знаешь лучше всех, что если кто войдет к царю незваный, и к кому не склоняет он жезла своего золотого, тот повинен бывает смерти. А я не звана к нему уже тридцать дней: как же войду теперь незваная». И послал к ней Мардохей сказать ей: «если же презрением презришь народ твой, чтобы не помочь ему, то Бог будет ему помощь и спасение: ты же и дом отца твоего погибнете. И кто знает, – не для настоящего ли времени ты воцарилась?» И послала царица сказать: «заповедуйте Службу (молитвенную), и молитесь Господу долго; и я и девицы мои, мы сделаем тоже; и я войду к царю незваная, хотя бы надлежало мне и умереть». И сделал так Мардохей, и молился Господу, воспоминая дела его, и глаголал: «Владыко Вседержителю, у него же во власти все: и нет того, кто воспротивятся тебе, когда Ты восхочешь спасти дом Израиля. Ибо Ты сотворил небо и землю и все дивно в поднебесной. И ты обладаешь всем. Ты все ведаешь, и род Израильский ты знаешь и то, что я не для обиды и не по славолюбию делал, что не покланялся необрезанному Аману, когда согласился бы целовать следы ног его ради Израиля: но делал это, дабы никого не предпочесть славе Твоей, Владыко, и никому не покланяться, кроме Тебя, Истинного, и не ввести его (Амана) в искушение. И ныне Господи, содержай завет с Авраамом, пощади народ твой; ибо обрекли нас на погибель, и хотят стереть и истребить исконное наследие твое. Не презри достояния твоего, которое освободил ты из Египта. Услышь моление наше, и умилосердись над наследием твоим, и обрати сетование наше в веселье, да живые воспоем тебя. И не погуби уста воспевающие тебя». И Есфирь царица прибегала к Господу, тугою смерти объятая. И сняла с себя одежды славы и всякий знак величества своего, и облеклась в скорбь и сетование, и вместо лоснящихся благовоний пеплом и мотылом покрыла голову свою, а тело свое изнуряла вельми, и всякое украшение и торжественное отличие заменила распущенными волосами в знак уничижения. И помолилась Господу и глаголала: «Господи царю! Ты еси единый помощник. Помоги мне смиренной и не имеющей помощника, кроме Тебя. Ибо беда моя уже в руке моей. Я слышала из отеческой книги моей, что ты избрал израильтян из всех народов, и отцов наших – из предков их, взяв себе израильтян в наследие вечное, и сделал для них то, о чем глаголал им, и даровал все, чего они просили.

Согрешили мы пред тобою; и ты предал нас в руки врагов наших за то, что мы чтим богов их. Праведен ты Господи. А ныне они не удовольствовались горечью рабства нашего, но положили руки свои на руки идолов своих, чтобы уничтожить закон уст Твоих, истребить наследие гное и заградить уста хвалящих тебя, и угасить славу храма Твоего и жертвенника Твоего, и открыть уста врагов на похвалу суетных богов, и чтобы дивен был только плотский царь во век. Не предашь, Господи, скипетра Твоего ненавидящих Тебя врагам, и пусть они не радуются падению нашему. Обрати замыслы их на них самих: начавшего же злое против нас предай позору. Явись нам Господи и дай Себя знать нам во время скорби нашей, и не порази нас. Даруй слово благомерное устам моим, и облагодатствуй речи мои пред львом сим, и измени сердце его так, чтобы он возненавидел поборающего нас на погибель ему и единомышленникам его. Нас же избавь рукою твоею державною, и помоги мне. Ибо ты всеведение имеешь и знаешь, что я гнушаюсь ложем необрезанного, и возненавидела славу беззаконного7, и всякого инородного. Ты, Господи, знаешь стеснение мое, что мне противен знак превозношения, который на голове моей; и я ношу его только во дни появления моего, и гнушаюсь им, как исподницею очищающейся жены. И не вкушала раба твоя от трапезы их вместе с ними, и не дорожила пиршествами царя, и не пила вина возлияния. И не веселилась раба твоя во дни перемены моей, разве только о тебе, Владыко. И ныне, Сильный над всеми, услышь вопль отчаянных, и избавь нас от руки злоумышляющих на нас и изми от руки того, кого я страшусь».


Г лава 5.


И было в день третий, как перестала Есфирь молиться, сняла одежды молитвенные, и оделась в одежды славы, и, сделавшись блестящею, и призвав Всеведца и Спасителя Бога, взяла с собою двух служанок, и на одну опиралась, как разнеженная: а другая следовала за нею, поддерживая одежду ее. Она румяна была в цвете красоты своей, и лице ее было любезное, но сердце стесненное. И прошедши все двери, она стала пред царем. А. царь сидел на престоле царства своего, во все убранство величия облеченный, весь в золоте и в драгоценных камнях, и грозен вельми. И повысив лицо свое, пламеневшее от славы, он взглянул на нее, как вол в пылу ярости его. И устрашилась царица, и изменилась в лице своем от ослабления, и склонилась на голову служанки предшествовавшей. И переменил Бог дух царя, и превратил гнев его в кротость. И понудив себя царь, быстро сошел с престола своего, и принял ее в объятия свои, и приласкал ее и сказал: «что Есфирь? Я есмь брат твой. Дерзай. Не умрешь. Ибо обще дело наше, и не для тебя гроза. Вот скипетр в руке моей». И подняв скипетр, склонил его на шею ее, и поцеловал ее и сказал: говори мне. И сказала она: «я увидела тебя, как ангела Божия, и истаяло сердце мое от грозного гнева твоего, государь. А на лице ее – часть пота». И смутился царь, и все слуги его, и утешали ее. И сказал царь: «что Есфирь? поведай мне, и я сделаю тебе: даже половину царства моего дам». И сказала Есфирь: завтра у меня день нарочитый; итак, если угодно царю, пряди ты с Аманом другом твоим на пир, который сделаю завтра». И сказал царь: «поторопите Амана, да исполним слово Есфири». И приходят оба на пир, который сделала Есфирь, пир роскошный. И сказал царь Есфири при питье вина: «что Есфирь царица? Какая просьба твоя и какое предложение твое, хоть бы до половины царства и будет тебе, как предложишь». И сказала Есфирь: «вот просьба моя и предложение мое: ежели я обрела смелость у тебя, царь, и ежели от царя зависит воздать благо ради просьбы моей и исполнить предложение же, но пусть придет царь с Аманом на пир, который я сделаю завтра. Ибо и завтра сделаю то же самое». И сказал царь: исполню желание твое». И оповестил о сем Амана, а этот удивился. Царь же, ушедши, почил.

Аман же возвратился в дом свой, и созвал друзей своих и сынов своих и Зосару жену свою, и хвалился, говоря, что «никого не позвала царица в нарочитый день ее, а только царя и меня одного; и назавтра приглашен я. Одно только огорчает меня: когда я увижу Мордохея иудеянина во дворе царя, он не кланяется мне». И сказала ему Зосара жена его: «отродье он иудейское; а так как дозволил тебе царь истребить иудеев, и дали тебе боги день погубления на отмщение им, то пусть вырубят дерево в пятьдесят локтей и поставят: а ты повесь его на этом дереве; утром же у царя поговоришь ему о седмь; теперь же иди и веселись у царя». И понравилось это Аману, и он поступил так.


Глава 6.


Но Сильный отнял сон у царя в ночь сию; и он бодрствовал. И позваны были чтецы, и памятная книга была читаема ему. И представилось дело евнухов и то благодеяние, которое сделал Мардохей царю. И внял царь умом своим вельми, говоря: «верен муж Мардохей в охранении души моей; ибо он сделал то, что я жив до ныне и сижу теперь на престоле моем, а не наградил его ничем. Неправо поступил я». И сказал царь чадцам своим: что сделаем Мардохею охранителю за все это? И в раздумье юноши завидовали ему: да и страх от Амана гнездился в утробах их. И думал царь. И настало утро. И спросил царь: кто находится вне? А был там Аман. Он утренневал, чтобы доложить царю о повешении Мардохея. И сказал царь: «что сделаем мужу, царя почитающему, которого царь хочет прославить?» И подумал Аман, говоря в себе: «кого хочет царь прославить, если не меня». И сказал Аман: человеку, которого царь хочет прославить, пусть дается одежда царская, и конь царский на котором царь ездил; и один из знатных друзей царя пусть возьмет его, и оденет, его и посадит на сего коня, и обойдет город впереди его, возглашая: так будет тому, кто почитает царя, и кого царь хочет прославить». И сказал царь Аману: «скоро беги и возьми коня и одежду, как ты сказал, и сделай это Мардохею иудеянину, сидящему у ворот; и да не убавится слово твое». А как узнал Аман, что не он – этот прославляемый, а Мардохей; то сокрушилось сердце его вельми, и изменился дух его от ослабления. И взял Аман одежду и коня, стыдясь Мардохея, потому, что в этот день присудил повесить его. И сказал Мардохею: «скинь вретище». И смутился Мардохей, как умирающий, и печально скинул вретище, и надел одежды славы; и казалось Мардохею, что он видит чудо; и сердце его обратилось к Господу, но осталось безгласно. И поспешил Аман посадить его на коня, и вывел Аман коня со двора, и предшествовал ему, возглашая: «так будет мужу, почитающему царя, которого царь хочет прославить». И возвратнлся в дом свой печальный. А Мардохей ушел в дом свой. И рассказал Аман жене своей все бывшее с ним. И сказала ему жена его, и сказали мудрецы его: «с поры, когда заговоришь о них худое, предваряет тебя худое; перестань; ибо с ними Бог». И когда еще они разговаривали, явился некто и торопил его на пир; и таким образом он успокоился. И пошедши, возлег с ними в тот час.


Глава 7.


А как наступило питье вина, сказал царь Есфири: «какая опасность?» И затруднялась Есфирь говорить; потому что неприятель был в виду ее. Но Бог дал ей смелость, после того, как она призвала его. И сказала Есфирь: «если угодно царю, и милостив суд в сердце его, то отдастся народ мой просьбе моей, народ племени моего. Ибо проданы мы, я и народ мой, на перекличку (ei'v dh/lwsin) а дети обречены на расхищение. И я не хотела поведать сего, да не огорчу государя моего. Ибо пришлось бы пасть человеку, озлобившему нас». И разгневался царь и сказал: «кто есть сей, который дерзнул унизить знамя царства так, что явился страх твой?» А как заметила царица, что это ужасным показалось царю и ненавистным, сказала: «не гневайся государь; довольно и того, что я сподобилась милости твоей. Пируй царь. А я исполню глагол твой завтра». И заклял ее царь указать ему дерзнувшего сделать сие, и с клятвою обещался сделать ей, чего бы ни захотела она. И ободрившись, Есфирь сказала: «Аман друг твой, вот этот лживый, этот лукавый человек!» Тогда воспылал царь и, исполненный гневом, вскочил и ушел прохаживаться. А Аман смутился и припал к ногам Есфири царицы, еще возлежавшей на ложе. Царь же возвратился пировать, и, увидев это, сказал: «мало тебе было сделать грех государственный, а еще и жену мою нудишь в моем присутствии. Взять Амана! Не жить ему!» И он взят был. И сказал Гавуфа, один из чадцов его: «вот дерево на дворе его в пятьдесят локтей; его срубил Аман; дабы повесить Мардохея, говорившего доброе о царе». И так повели государь повесить на нем Амана. И сказал царь: «да будет повешен на нем». И снял царь перстень с руки своей; и была опечатана им жизнь Амана. И сказал царь Есфири: «и Мардохея хотел он повесить? спасшего меня от руки евнухов? Разве не знал он, что отеческое рождие его есть Есфирь?» И позвал царь Мардохея, и подарил ему все Аманово, и сказал ему: «чего хочешь? я сделаю тебе». И сказал Мардохей: «отмени писание Амана». И вручил ему царь принадлежности царственные (ta\ kata\ thn basilei/an). И сказала Есфирь царю: «позволь мне наказать врагов моих смертью». Говорила же царица Есфирь царю о детях Амана, да умрут и они с материю их. И сказал царь: «пусть будет» и поразил множество врагов. А в Сусах согласился царь с царицею избить мужчин, и сказал: «вот дозволяю тебе повесить их». И было так. И подписал приложенное ему послание.

«Царь великий Ассуир князьям и сатрапам ста двадцати седми областей от Индии до Эфиопии единомысленным с нами обрадование. Многие, по величайшей доброте благодетелей, часто награждаемые почестями задумав о себе многое, не только подданным нашим стараются причинить зло, но, не могши сносить пресыщения, и благодетелям своим покушаются строить козни, и не только теряют человеческую благодарность, но и, кичась надменностью неопытных в добре думают избежать зло – ненавидящего суда праведного Судии, над всем владычествующего. Многократно, будучи облечены властью, дабы устроят дела доверяющих им друзей, делают их повинными в невинной крови и подвергают, бедствиям неизлечимым, хитросплетенною ложью обманывая неиспорченное благомыслие предержащих. Пользоваться же надобно такими преданными нам историями, и видя, что бывает у ног по свирепости властителей, достодолжно заботиться о последующем, и царство безмятежное устроять для всех народов, с миром, не допуская наветов, а все, что представляется воззрению, производя со справедливостью. Так, принятый нами, как гость, Аман Амадофу Вугеец, поистине чуждый умственного склада персов, и много далекий от нашей благости удостоился сущей у нас ко всякому народу человеческой любви на столько, что был провозглашен отцом нашим и покланяем от всех, служа вторым при царском престоле; но, не умерив гордости, замышлял лишить нас власти и души, а нашего спасителя навсегда Мардохея и неукоризненную его общницу Есфирь, со всем народом их, многосплетенными способами домогался погубить. Таким образом, он думал, схватив нас одиноких, учинить предательство Персидской державы македонцам8. Итак этим злодеем отданных вам иудеев мы признаем не как преступников, а как жительствующих по справедливейшим законам, как чад единого истинного Бога, направляющего наше царство поныне наилучшим образом. Посему хорошо вы сделаете, но, вняв предпосланным вам от Амана грамотам, так как сам он, пожелавший сего, у ворот Сусских распят (e'staurw/yh), по воле воздавшего ему достойную казнь, все надзирающего всегда Судии. Список же с сего послания выставить на всяком месте, а иудеям оставить их законы и поддержать их, дабы они во время скорби налегавшим на них отмстили. Решено же, чтобы иудеи в царстве предпраздновали четырнадцатый день месяца, который есть Адар, а пятнадцатый праздновали; ибо в эти дни Вседержитель устроил им спасение и веселье. И ныне и после – спасение благодетельным персам! А наветникам – память о погибели! Город же и околоток, не исполнившие сего, копьем и огнем истребится яростно, и не только для людей, но и для зверей и птиц непроходимым сделается».

Выставлено же было и в Сусах объявление, содержащее все это, и царь поручил Мардохею написать все, что хочет. Сообщил же Мардохей посредством грамот, запечатанных царским перстнем, чтобы народ его проживал, каждый, в области своей и праздновал Богу. Писание же, которое разослал Мардохей, содержало вот что: «Аман послал вам грамоты следующего содержания: народ иудейский непокорен. Постарайтесь же скоро послать его ко мне на погибель. А я Мардохей извещаю вас, что сделавший это повешен у ворот Сусских, и дом его истреблен. Ибо он хотел умертвить нас в тринадцатый день сего месяца, который есть Адар».

И вышел Мардохей, одетый в царскую одежду, в золотом венце и мантии виссонной, пурпуровой. Увидев его, Сусяне возрадовались. А у иудеев – освещение, пиршество, питье: и многие из иудеев обрезались; и никто не восстал против них, потому что боялись их. Князи же, и тираны, и сатрапы и царские книгочии чествовали иудеев. Ибо страх Мардохейский напал на них; и начали в Сусах и во всем царстве называться Аманами противники. И умертвили Сусские иудеи семь сот мужей, и Фарсана и брата его, и Афарнара, и Гагафардафа, и Мармасэма, и Изафуфа и десять сынов Амана Амадафу Вогэйца, врага иудеев, и взяли все имущество их.

И сказал царь Есфири: «сколько бы здесь и в околотке избить?» И сказала Есфирь: «да будет позволено иудеям умерщвлять и расхищать, сколько захотят». И позволил царь. И погубили они седмь тем и сто мужей (70 100).

Описал же Мардохей происшествия эти в книге, и разослал к иудеям, которые были в царстве Ассуира, дальним и ближним, дабы они проводили сии дни в песнопениях и веселье вместо сетований и печали, именно, четырнадцатый и пятнадцатый, и послал подаяния (meri/dav) бедным. И исполнили они это. Посему прозваны эти дни Фарэа от жребиев, павших на эти дни, памяти ради.

И описал царь пределы земли и моря, и могущество свое, и богатство и славу царства своего. И прославлен был Мардохей, и записан в книгах Персов и Мидян памяти ради. Мардохей же наместничал (diede/ceto) у царя Ассуира, и был велик в царстве, и любим всеми иудеями, и управлял ими, и славу народу своему доставил. И сказал Мардохей: от Бога было это. Ибо вспомнил сон, который видел, и который исполнился, и сказал: малый источник есть Есфирь, а два змия – я и Аман; потоки – язычники, приглашенные погубить иудеев; солнце и свет – прославление бывшее иудеям. Божий суд тут. И сотворил Бог знамения и чудеса сии, каких не бывало у язычников, и приготовил два жребия, один народу Божию, а другой язычникам. И выпали оба эти жребия в часы во время, и в дни владычества Вечного над всеми народами. И вспомнил Бог народ свой, и оправдал наследие свое. И весь народ возопил голосом сильным и сказал: Благословен еси Господи, помянувший заветы с отцами нашими. Аминь. И будут им дни сии в месяце Адаре, четырнадцатый и пятнадцатый сего месяца, дни синагоги и радости и веселья пред Богом, в роды во век, в народе его Израиле. Аминь».


Перевод окончен 27 марта 1874 года в великую среду в Киево-Михайловском монастыре.

1 Переведена с греческой рукописи 6529 (1021) года, хранящееся в библиотеке Афонского Вотопедского монастыря.

2 Порфирий (Успенский), еп. Книга Есфири. // «Труды Киевской Духовной Академии», 1874, 5, – С. 144-161.

3 Адар по-персидски, Нисан по-еврейски, Дистрос, Ксантикос по-грекомакедонски, есть один и тот же месяц, движущийся между 22 днем февраля в 25 марта.

4 Karpa/sina тканная, но всей вероятности, на архипелажском острове Карпафе, из тонких ниток льняных. (Lexiko/n th_v :Ellhnikh_v glw/ssh u'po\ Skarla/tou tou_. 'Ayh/nhsin. 1839).

5 Народное, вольное, беи принуждения и стеснения.

6 Разумей дворцовых чиновников.

7 То есть, не имеющего закона Моисеева.

8 С этой главной точки зрения смотри на все этого священное повествование, и государственно рассуждай о заговорщиках, казненных по указаниям Мардохея и Есфири. Тогда ни он, ни она не покажутся тебе лютыми, жестокими; и ты скажешь со мною: ratio status hoc expoposcerat – сего требовала безопасность государства.



Добро пожаловать на сайт «Библиотека Дмитрия Добыкина» http://www.sravnika.narod.ru





Похожие:

Книга Есфири книга есфири iconДокументы
1. /01 - Бытие.txt
2. /02 - Исход.txt
Книга Есфири книга есфири iconДокументы
1. /001 - Бытие.txt
2. /002 - Исход.txt
Книга Есфири книга есфири iconДокументы
1. /Книга Памяти/КНИГА-0.doc
2. /Книга Памяти/КНИГА-6.doc
Книга Есфири книга есфири iconДокументы
1. /Книга Тьмы - Первая книга - Библии Проклятых.txt
Книга Есфири книга есфири iconДокументы
1. /Книга Лжи - Вторая книга - Библии Проклятых.txt
Книга Есфири книга есфири iconСвятитель Григорий Нисский 1 о надписании псалмов 1 Оглавление 1 книга (О целях написания Псалмов) 1 книга (О различных надписаниях и о порядке псалмов сообразном с восхождением души) 15 книга
Книга (О различных надписаниях и о порядке псалмов сообразном с восхождением души) 15
Книга Есфири книга есфири iconКнига восьмая
Каждая последующая книга В. Мегре является продолжением предыдущей. В серии «Звенящие кедры России» вышли следующие книги
Книга Есфири книга есфири iconНазвание произведения: Книга Огненных Страниц
От автора: Не совсем книга скорее сборище кратких зарисовок,мыслей,взгялдов не толлько моих
Книга Есфири книга есфири iconМеждународный Центр Рерихов, 1995 144 с книга
Книга историка и писателя Л. В. Шапошниковой посвящена малоисследованной проблеме: влиянию сил Космоса на судьбы народов
Книга Есфири книга есфири iconЧто такое Красная книга?
Красная книга список редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, растений и грибов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов