О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей icon

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей



НазваниеО единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей
Дата конвертации27.09.2012
Размер78.95 Kb.
ТипМетодическое письмо

О ЕДИНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ, К ПРОВЕДЕНИЮ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ И ПРОВЕРКЕ ТЕТРАДЕЙ Методическое письмо Министерства просвещения РСФСР от 1 сентября 1980 года №Зб4-М (Извлечения)

А. ТРЕБОВАНИЯ К УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ Владение грамотной речью является непременным условием активного творческого участия каждого гражданина СССР: производственной и общественной жизни страны. <…>

Ведущая роль в овладении учениками культурой устной и письменной речи, прочными орфографическими и пунктуа­ционными навыками принадлежит преподавателям русского языка и литературы. <.,.> Однако родной язык в общеобразова­тельной школе не только предмет изучения, но и средство обу­чения основам всех наук. В связи с этим необходима такая по­становка преподавания всех предметов в школе, при которой воспитание речевой культуры учащихся осуществляется в единстве, общими силами всех учителей; требования, предъявляемые на уроках русского языка, должны поддержи­ваться учителями всех предметов, как на уроках, так и во время внеклассных занятий... Администрации школы необходимо направлять, координировать и контролировать работу по осуществлению единого речевого режима в школе.

^ I. Требования к речи учащихся

Учащиеся должны уметь:

- излагать материал логично и последовательно. <…>

- отвечать громко, четко, с соблюдением логических ударе­ний, пауз и правильной интонации;

- оформлять любые письменные высказывания с соблюде­нием орфографических и пунктуационных норм, чисто и акку­ратно <...>

Для речевой культуры учащихся важны и такие умения, как умение слушать и понимать речь учителя и товарища, внимательно относиться к высказываниям других, умение поставить вопрос, принять участие в обсуждении проблемы и т.д.

^ II. Работа педагогического коллектива по осуществлению единых требований к устной и письменной речи учащихся

1. Каждому учителю при подготовке к уроку тщательно про­думывать ход изложения материала, правильность и точность всех формулировок.

2. Учителям начальных классов постоянно формировать представление у учащихся о богатстве русской речи, регулярно проводить обучение нормам литературного языка, особое вни­мание уделять новой и более трудной для школьников форме речи - письменной, всем формам ее проявления, записям решения задач в тетради по математике, записям наблюдений за природой в «Дневнике наблюдений» по природоведению,

3. Учителям-предметникам:

Больше внимания уделять формированию на всех уроках умений анализировать, сравнивать, сопоставлять изученный материл, при ответе приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения. <...
>

Шире использовать выразительное чтение вслух как один из важнейших приемов формирования культуры устной речи учащихся, как средство эмоционального и логического осмыс­ления текста, <…>

Следить за аккуратным ведением тетрадей, единообразием надписей и грамотным оформлением всех записей в них. Не оставлять без внимания орфографические и пунктуацион­ные ошибки.

4. Всем работникам школы;

Добиваться повышения культуры устной разговорной речи учащихся, исправлять неправильную речь, соблюдая при этом необходимый такт, бороться с употреблением жаргонных, вульгарных, а также диалектных слов и выражений, как на уро­ке, так и вне урока. <...>

Шире использовать все формы внеклассной работы (олим­пиады, конкурсы, факультативные и кружковые занятия, диспуты, собрания и т. п.) для совершенствования речевой культуры учащихся.

^ Б. О ПИСЬМЕННЫХ РАБОТАХ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Организация и контроль за всеми видами письменных работ осуществляется на основе единых требований к устной и письменной речи учащихся.

^ 1. Виды письменных работ учащихся

1.1. Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся являются обучающие работы. <...>

1.2. По русскому, родному и иностранным языкам, литературе, математике, физике и химии проводятся текущие и итоговые письменные контрольные работы . <...>

Время проведения итоговых контрольных работ в целях пре­дупреждения перегрузки учащихся определяется общешколь­ным графиком, составляемым руководителями школ по со­гласованию с учителями.

^ 2. Количество и назначение ученических тетрадей

2.1. Для выполнения всех видов обучающих работ ученики должны иметь следующее количество тетрадей:

по русскому языку в I - III классах — по 2 тетради,

в IV-VIII классах — по 3 тетради, в том числе одна тет­радь для изложений и сочинений;

по литературе - 1 тетрадь;

по математике в I-V классах — по 2 тетради (в начальной школе, кроме того, тетрадь на печатной основе),

в VI-VIII классах - 3 тетради (2 по алгебре и 1 по геомет­рии),

в IX-X (XI) классах — 2 тетради, из них 1 по алгебре и началам анализа и 1 — по геометрии;

по иностранным языкам — по 2 тетради в IV-VIII классах, 1 - в IX-X классах, по 1 тетради-словарю для записи иност­ранных слов в V-X классах;

по физике и химии — 2 тетради, одна — для выполнения классных и домашних обучающих работ, решения задач, вторая -для оформления лабораторных, практических, эксперимен­тальных работ, работ практикума (она хранится в кабинете в течение года);

по биологии, географии, природоведению (IV класс), исто­рии, обществоведению, основам Советского государства и пра­ва, факультативам, трудовому обучению в IV-X классах и начальной военной подготовке - по 1 тетради;

по изобразительному искусству - 1 тетрадь по рисованию;

по музыке — 1 нотная тетрадь.

Фиксация наблюдений природных явлений по природоведе­нию во II и III классах ведется в «Дневниках наблюдений над природой и трудовой деятельностью человека».

2.2. Для контрольных работ по русскому, родному языкам, литературе, математике, физике, химии выделяются специаль­ные тетради, которые в течение всего учебного года хранятся в школе и выдаются ученикам для выполнения в них работ над ошибками.

3. Порядок ведения тетрадей учащимися. Все записи в тетрадях учащиеся должны проводить с соблю­дением следующих требований:

3.1. Писать аккуратным, разборчивым почерком.

3.2. Единообразно выполнять надписи на обложке тетради.

3.4. Указывать дату выполнения работы цифрами на полях (например, 10.09.81). В тетрадях по русскому и иностранным языкам число и месяц записываются словами в форме имени­тельного падежа (например, десятое сентября).

3.5. Писать на отдельной строке название темы урока, а также темы письменных работ. <...>

3.6. Обозначать номер упражнения, задачи или указывать вид выполняемой работы. <...>

3.7. Соблюдать красную строку <...>

3.9. Выполнять аккуратно подчеркивания, чертежи, услов­ные обозначения карандашом или ручкой. <...>

3.10. Исправлять ошибки следующим образом: неверно написанную букву или пунктуационный знак зачеркивать косой линией; часть слова, слово, предложение - тонкой гори­зонтальной линией; вместо зачеркнутого надписывать нужные буквы, слова, предложения; не заключать неверные написания в скобки.

 ^ 4. Порядок проверки письменных работ учителями

4.1. Тетради учащихся, в которых выполняются обучающие классные и домашние работы, проверяются:

по русскому языку и математике:

в I-IV и в первом полугодии V класса — после каждого урока у всех учеников;

во I полугодии V класса и в VI-VHI классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных — не все работы, а лишь наиболее значимые по своей важности <...>

в IX-X (XI) классах - после каждого урока у слабых учащих­ся, а у остальных проверяются не все работы, а наиболее значи­мые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы 2 раза в ме­сяц учителем проверялись тетради всех учащихся;

по иностранным языкам в IV-V классах - после каждого урока; в VI-X классах - после каждого урока только у слабых учащихся, а у сильных - не все работы, а лишь наиболее значи­мые по своей важности, но с таким расчетом, чтобы раз в 2 недели проверялись тетради учащихся VI-VIII классов и не реже одного раза в учебную четверть — тетради учащихся IX-X классов, а тетради-словари - не реже одного раза в месяц;

по литературе в V-VIII классах — не реже 2 раз в месяц;

в IX-X (XI) классах — не реже одного раза в месяц;

по истории, обществоведению, основам Советского государ­ства и права, географии, биологии, физике, химии, трудовому обучению и начальной военной подготовке — выборочно, одна­ко каждая тетрадь должна проверяться не реже одного-двух раз в учебную четверть.

4.2. Изложения и сочинения по русскому языку и литера­туре, а также все виды контрольных работ по предметам прове­ряются у всех учащихся.

4.3. Проверка контрольных работ учителями осуществляет­ся в следующие сроки:

контрольные диктанты и контрольные работы по матема­тике в I-VIII классах проверяются и возвращаются учащимся к следующему уроку;

контрольные работы по математике в IX-X(XI) классах, физике, химии и иностранному языку в IV-X классах проверя­ются, как правило, к следующему уроку, а при большом количе­стве работ (более 70) — через один-два урока,

4.4. В проверяемых работах учитель отмечает и исправляет допущенные ошибки, руководствуясь следующим: <...>

при проверке изложений и сочинений в IV-X(XI) классах (как контрольных, так и обучающих) отмечаются (а в необходи­мых случаях и исправляются) не только орфографические и пунктуационные ошибки, но и фактические, логические, речевые (речевые ошибки подчеркиваются волнистой линией) и грамматические; на полях тетради учитель обозначает факти­ческие ошибки знаком Ф, логические — знаком Л, речевые — знаком Р, грамматические - знаком Г;

при проверке тетрадей и контрольных работ учащихся IV-X (XI) классов по русскому языку и математике учитель только подчеркивает и отмечает на полях допущенную ошибку, кото­рую исправляет сам ученик; <...>

подчеркивание и исправление ошибок производится учите­лем только красной пастой (красными чернилами, красным карандашом);

проверив диктант, изложение или сочинение, учитель под­считывает и записывает количество ошибок по видам, в диктан­тах дробью указывается количество орфографических (числи­тель) и пунктуационных (знаменатель) ошибок. В изложениях и сочинениях указывается, кроме этого, количество фактичес­ких, логических, речевых и грамматических ошибок;

после подсчета ошибок в установленном порядке выставля­ется оценка работы.

4.5. Все контрольные работы обязательно оцениваются учи­телем с занесением оценок в классный журнал.

Самостоятельные обучающие письменные работы также оцениваются. Оценки в журнал за эти работы могут быть вы­ставлены по усмотрению учителя. <... > По иностранным языкам в IV-V классах оцениваются все работы, в журнал выставляются оценки за наиболее значимые. В VI-X классах оцениваются все проверяемые работы, в том числе и работы в тетрадях-словарях; в журнал выставляются оценки за наиболее значимые.

По остальным предметам все проверяемые работы по усмот­рению учителя оцениваются, и оценки могут быть выставлены в журнал.

При оценке письменных работ учащихся учителя руководст­вуются соответствующими нормами оценки знаний умений и навыков школьников.

4.6. После проверки письменных работ учащимся дается задание по исправлению ошибок или выполнению упражне­ний, предупреждающих повторение аналогичных ошибок.

Работа над ошибками, как правило, осуществляется в тех же тетрадях, в которых выполнялись соответствующие письмен­ные работы

Сборник приказов и инструкций Министерства просвещения РСФСР. М., Просвещение, 1980, № 34-35, с. 32-45




Похожие:

О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей iconМетодическое письмо Минпроса рсфср от 01. 09. 1980 №364-м «О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей»
Является непременным условием активного творческого участия каждого гражданина СССР в производственной и общественной жизни страны....
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей iconЕдиные требования к устной и письменной речи учащихся начальных классов, к проведению письменных работ и проверке тетрадей. Методическое письмо
Методическое письмо предназначено для методистов и инспекторов отделов образования, заместителей директоров школ по учебно-методической...
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей iconПоложение о единых требованиях к проверке тетрадей учащихся. Начальные классы
Учитель соблюдает следующий порядок проверки рабочих тетрадей учащихся: в 1-4-х классах
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей iconЛа №56 положение о проверке тетрадей
Настоящее Положение разработано с целью регулирования периодичности проверки письменных работ в тетрадях по предметам
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей iconЭлективный курс для учащихся 9, 10, 11 классов Культура речи и её воспитание Автор курса: Голомидова М. Л., учитель русского языка и литературы пояснительная записка
Курс «Культура речи и воспитания» предназначен для учащихся 9, 10, 11 классов, чтобы углубить знания русскому языку и литературе,...
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей iconКалендарное планирование. 1 1класс Русский язык (165 ч.) «Гармония»
Восприятие и понимание звучащей речи. Отличие устной речи от письменной. Различение предложения и текста
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей iconПринят на заседании Городского методического совета
Единый орфографический режим, требования к устной и письменной речи учащихся действует в образовательном пространстве города с 1999...
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей iconС. В. ( пр. № от ) положение о письменных работах учащихся 5 11 классов
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся является обучающие работы, к которым относятся
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей iconНормы деловой речи. Нормы деловой речи
Цель нашего проекта это узнать что такое деловой стиль, какие он имеет разновидности, выявить особенности устной и письменной формы...
О единых требованиях к устной и письменной речи учащихся, к проведению письменных работ и проверке тетрадей iconС. В. ( пр. № от ) положение о письменных работах учащихся начальных классов
Основными видами классных и домашних письменных работ учащихся является обучающие работы, к которым относятся
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов