План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления» icon

План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления»



НазваниеПлан-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления»
Дата конвертации11.09.2012
Размер156.37 Kb.
ТипПлан-конспект

Пример 1. План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления»


Подготовка к составлению плана-конспекта

9 класс.

Тема «Системы счисления».

Урок введения нового материала.

ЦОР, используемые при проведении урока:

  1. Понятие о системах счисления http://fcior.edu.ru/card/1610/ponyatie-o-sistemah-schisleniya.html

Вводятся понятия: система счисления; позиционная система счисления; непозиционная система счисления. Приводится контрольное задание на классификацию заданных систем счисления.

  1. Системы счисления http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%8B_%D1%81%D1%87%D0%B8%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

Вводятся понятия: система счисления; позиционная система счисления; непозиционная система счисления. Приводятся многочисленные ссылки на материалы по системам счисления.

  1. Позиционные системы счисления. Перевод чисел из одной позиционной системы счисления в другую. Арифметические операции с числами в позиционных системах счисления http://comp-science.narod.ru/Progr/Syst_Sch.html

Рассматривается приведенный в заголовке материал. Приводятся многочисленные примеры. Есть список контрольных вопросов и заданий. Есть ссылки на задания и калькулятор для работы в системах счисления с основаниями 2-36.

  1. Системы счисления http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e/82990/?interface=pupil&class=51&subject=19

Комплект заданий для закрепления навыков использования различных систем счисления. Включает в себя 14 документов.

  1. К.Ю. Поляков. http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm. Системы счисления (презентация, 49 слайдов, 445 Кб) 07.12.2009. Основные определения. Позиционные и непозиционные системы счисления. Двоичная, восьмеричная и шестнадцатеричная системы, перевод целых и дробных чисел, преобразование из одной системы в другую. Арифметические действия (сложение, вычитание, умножение, деление). Римская, славянская и троичная системы счисления.

План-конспект

9 класс. Тема «Системы счисления». Урок введения нового материала.

Цель урока: вести понятие «Система счисления».


Задачи урока:

учебные:

  • Ввести и закрепить понятие «Система счисления».

  • Дать представление о позиционных и непозиционных системах счисления.

  • Научить переводить целые неотрицательные числа из десятичной системы счисления в любую другую позиционную систему счисления.

  • Научить переводить целые неотрицательные числа из некоторой непозиционной системы счисления в десятичную систему счисления.

воспитательные:

  • Развитие внимательности при выполнении арифметических операций, связанных с переводом чисел из одной системы счисления в другую.

Перечень рассматриваемого на уроке материала:

  • Определение системы счисления.

  • Определение позиционной системы счисления. Основание позиционной системы счисления

  • Определение непозиционной системы счисления.

  • Правило перевода целых неотрицательных чисел из десятичной системы счисления в позиционную недесятичную.

  • Правило перевода целых неотрицательных чисел из позиционной недесятичной в десятичную систему счисления.

  • Правило перевода из двоичной системы счисления в системы с основаниями 4, 8, 16.

При введении нового материала используется презентация К.Ю. Полякова в части, касающейся обсуждаемой темы [4 в перечне ЦОР; слайды 3-14].

Краткая теория

Системой счисления называется совокупность приемов наименования и записи чисел. В любой системе счисления для представления чисел выбираются некоторые символы (их называют цифрами), а остальные числа получаются в результате каких-либо операций над цифрами данной системы счисления.

Система называется позиционной, если значение каждой цифры (ее вес) изменяется в зависимости от ее положения (позиции) в последовательности цифр, изображающих число.

Число единиц какого-либо разряда, объединяемых в единицу более старшего разряда, называют основанием позиционной системы счисления. Если количество таких цифр равно P, то система счисления называется P-ичной. Основание системы счисления совпадает с количеством цифр, используемых для записи чисел в этой системе счисления.

При переводе целых чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием ^ P > 1 обычно используют следующий алгоритм: число делится на P, после чего запоминается остаток от деления. Полученное частное вновь делится на P, остаток запоминается. Процедура продолжается до тех пор, пока частное не станет равным нулю. Остатки от деления на P выписываются в порядке, обратном их получению. (Демонстрируется пример из презентации.)

При переводе целых чисел из системы счисления с основанием P в десятичную систему счисления необходимо пронумеровать разряды числа справа налево, начиная с нулевого. Затем вычислить сумму произведений соответствующих значений разрядов на основание системы счисления в степени, равной номеру разряда. Это и есть представление исходного числа в десятичной системе счисления. (Демонстрируется пример из презентации.)

Задания для первичного закрепления материала

  1. Перевести числа из десятичной системы счисления в 2, 3, 8-ричную системы счисления: 12, 22, 128.

  2. Перевести числа из заданной системы счисления в десятичную: 45(7); 10101011(2); 123123(4); 712(8).

  3. Задание на классификацию позиционных и непозиционных систем счисления [1] и с римской системой счисления.

Источники учебной информации

  1. Учебник из федерального перечня текущего учебного года, используемый в классе.

  2. ЦОР, перечисленные выше.

Решение заданий

  1. 12(10)=1100(2)=110(3)=14(8); 22(10)=10110(2)=211(3)=26(8); 128(10)=10000000(2)=11202(3)=200(8).

  2. 45(7)=33(10); 10101011(2)=171(10); 123123(4)=1755(10); 712(8)=458(10)







Критерии оценки результатов обучения и сформированных компетенций

Поскольку урок посвящен изучению нового материала, и возможно лишь первичное его закрепление, то оценить результаты обучения можно лишь после проведения практических занятий по теме.

Ход урока

  1. Организационный момент (3 мин.)

  2. Изложение теоретического материала с использованием презентации К.Ю. Полякова; разбор примеров (слайды 3-14) (20 мин)

  3. Самостоятельное повторение изученной теории с помощью ЦОР [1, 2, 3] (7 мин.).

  4. Фронтальный опрос по теории, выполнение заданий, проверка заданий (13 мин.). Предварительная самопроверка заданий по позиционным системам счисления может быть осуществлена с помощью калькулятора http://comp-science.narod.ru/Demenev/files/calc.htm

  5. Домашнее задание (2 мин.)

Материалы для домашнего задания

Выполнить упражнения: http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/9916334c-3915-4f52-965d-f33da2f8638e/82990/?interface=pupil&class=51&subject=19
^

Пример 2. План-конспект урока закрепления изученного материала по теме «Логические операции»


Подготовка к составлению плана-конспекта

9 класс.

Тема «Логические операции».

Урок закрепления материала.

ЦОР, используемые при проведении урока:

  1. К.Ю. Поляков. http://kpolyakov.narod.ru/school/ppt.htm. Логические основы компьютеров (58 слайдов, 782 Кб). Презентация содержит полное изложение темы «Логика» школьного курса. Логические высказывания. Логические выражения и операции (НЕ, И, ИЛИ, исключающее ИЛИ, импликация, эквиваленция). Таблицы истинности. Диаграммы Эйлера-Венна. Законы алгебры логики. Преобразование логических выражений. Логические уравнения. Синтез логических выражений. Логические элементы компьютера. Сумматор. Триггер. Логические задачи.

  2. http://fcior.edu.ru/card/12921/vyskazyvanie-prostye-i-slozhnye-vyskazyvaniya-osnovnye-logicheskie-operacii.html Практические задания на логические высказывания, логические связки

  3. http://comp-science.narod.ru/DM_/av12.html Высказывания. Основные логические связки. Представлены задания на переход от высказываний к логическим формулам, на определение истинности высказывания; на знание определений основных логических операций.

  4. http://comp-science.narod.ru/DM_/av22.html

Данному уроку предшествует теоретический урок, где были определены основные понятия, приведены таблицы истинности для основных логических связок, показаны способы перехода от высказываний к логическим формулам. Следом за этим уроком идет урок, где изучаются логические основы компьютера, в частности, логические элементы, таким образом, изученный материал будет актуализирован и востребован.

План-конспект

9 класс. Тема «Логические операции». Урок закрепления изученного материала.

Цель урока: закрепить устойчивые навыки составления и преобразования логических выражений.

Задачи урока:

учебные:

  • Закрепить основные понятия логики, определения логических операций.

  • Закрепить правила построения таблиц истинности для логических операций.

  • Закрепить умение правильно определять приоритет логических операций в логическом выражении.

  • Закрепить навыки построения логических выражений по высказываниям.

  • Закрепить навыки преобразования логических выражений.

воспитательные:

  • Показать важность точности формулировок предложений на примере высказываний.

  • Дать представление, какую пользу знание основ логики имеет для практической деятельности.

Перечень рассматриваемого на уроке материала:

  • Определение высказывания.

  • Определения конъюнкции, дизъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции

  • Переход от высказывания к его формульной записи

  • Таблицы истинности конъюнкции, дизъюнкции, отрицания, импликации, эквиваленции

  • Приоритет логических операций

  • Преобразование логических выражений

При повторении материала по ходу урока используется презентация К.Ю. Полякова в части, касающейся обсуждаемой темы [1 в перечне ЦОР; слайды 3-5, 7-19, 23-26].

Краткая теория

^ Логическое высказывание — это повествовательное предложение, про которое можно однозначно сказать, что оно истинно или ложно.

Какая же связь между логикой и компьютерами? В классической формальной логике высказывание может быть истинно или ложно, третий вариант исключается. Если обозначить истинное значение единицей, а ложное — нулем, то получится, что формальная логика представляет собой правила выполнения операций с нулями и единицами, то есть с двоичными кодами. Как вы помните, именно такой способ используется в компьютерах для кодирования всех видов информации. Поэтому оказалось, что обработку данных можно свести к выполнению логических операций. Важный шаг в этом направлении сделал английский математик Джордж Буль. Он предложил применить для исследования логических высказываний математические методы. Позже этот раздел математики получил название алгебра логики или алгебра высказываний.

^ Алгебра логики — это математический аппарат, с помощью которого записывают, вычисляют, упрощают и преобразуют логические высказывания.

Алгебра логики определяет правила выполнения операций с логическими величинами, которые могут быть обозначены как 0 («ложь») и 1 («истина»), то есть с двоичными данными.

Высказывания бывают простые и сложные. Простые высказывания нельзя разделить на более мелкие высказывания, например: «Сейчас идет дождь» или «Форточка открыта». Сложные (составные) высказывания строятся из простых с помощью логических связок (операций) «И», «ИЛИ», «НЕ», «если…, то», «тогда и только тогда».

В алгебре логики высказывания обычно обозначаются латинскими буквами. Таким образом, уходят от конкретного содержания высказываний, определяя только их истинность или ложность.

Операции «НЕ», «И» и «ИЛИ» используются чаще других. Оказывается, с их помощью можно выразить любую логическую операцию, поэтому эти три операции можно считать основными, базовыми.

Операция «НЕ» часто называется отрицанием или инверсией. В алгебре логики всего два знака, 0 и 1, поэтому логические отрицание — это переход от одного значения к другому, от 1 к 0 или наоборот. Если высказывание A истинно, то «не А» ложно, и наоборот.

Операцию «НЕ» можно задать в виде таблицы:

A



0

1

1

0

Эта таблица состоит из двух частей: слева перечисляются все возможные значения исходной величины (их всего два — 0 и 1), а в последнем столбце записывают результат выполнения логической операции для каждого из этих вариантов. Такая таблица называется таблицей истинности логической операции.

^ Таблица истинности задает логическую функцию, то есть правила преобразования входных логических значений в выходные.

Операция «И» (в отличие от «НЕ») выполняется с двумя логическими значениями, которые мы обозначим как A и B.





A

B

АB

0

0

0

0

1

0

1

0

2

1

0

0

3

1

1

1
В таблице истинности будет уже не один столбец с исходными данными, а два. Число строк также выросло с 2 до 4, поскольку для 2 бит мы получаем 4 разных комбинации: 00, 01, 10 и 11. Эти строчки расположены в определенном порядке: двоичные числа, полученные соединением битов A и B, идут в порядке возрастания (слева от таблицы они переведены в десятичную систему). Как следует из определения, в последнем столбце будет всего одна единица, для варианта A = B = 1.

Легко проверить, что этот результат можно получить «обычным» умножением A на B, поэтому операцию «И» называют логическим умножением. Кроме того, с точки зрения обычной математики эта операция выбирает минимальное из исходных значений. Существует ещё одно название операции «И» — конъюнкция (от латинского conjunctio — союз, связь).

В алгебре логики операция «ИЛИ» обозначается как А+B или А  B.


A

B

А+B

0

0

0

0

1

1

1

0

1

1

1

1
Операцию «ИЛИ» называют логическим сложением, потому что она похоже на обычное математическое сложение. Единственное отличие — в последней строке таблицы истинности: в математике 1+1 равно 2, а в алгебре логики — 1. Можно считать, что в результате применения операции «ИЛИ» из исходных значений выбирается наибольшее. Другое название этой операции — дизъюнкция (от латинского disjunctio — разделение).


A

B



0

0

1

0

1

1

1

0

0

1

1

1
Часто используется логическая связка «если…, то», например: «Если все стороны параллелограмма равны, то это ромб». В логике эта связка называется импликацией (следованием) и обозначается стрелкой: («если A, то B», «из A следует B»).


A

B



0

0

1

0

1

0

1

0

0

1

1

1
Импликацию можно заменить на выражение, использующее только базовые операции (здесь — только «НЕ» и «ИЛИ»):

.

Эквивалентность (также эквиваленция, равносильность) — это логическая операция, которая соответствует связке «тогда и только тогда». Высказывание истинно в том и только в том случае, когда A = B.

Источники учебной информации

  1. Учебник из федерального перечня текущего учебного года, используемый в классе (полный список федерального перечня доступен на http://www.edu.ru).

  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BB%D0%B3%D0%B5%D0%B1%D1%80%D0%B0_%D0%B2%D1%8B%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D1%8B%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B9 Статья из Википедии

  3. Информационный модуль по теме урока: http://comp-science.narod.ru/DM_/av11.html

Траектории прохождения материала

Для слабых учеников:

  • [3], слайды 2, 3, 5, 7

  • [2], задания 1, 2, 3, 5, 6*

  • [1], совместный с учителем разбор задания на слайде 13 (задания такого типа входят в ГИА по информатике и ИКТ)

Для средних учеников:

  • [3], слайды 2, 5, 6, 7, 8

  • [2], задания 2, 3, 5, 6, 7

  • [1], совместный с учителем разбор задания на слайде 13 (задания такого типа входят в ГИА по информатике и ИКТ)

Для сильных учеников:

  • [3], слайды 5, 6, 7, 8, 9

  • [2], задания 3, 5, 6, 7, 8

  • [1], самостоятельное решение задания на слайде 13 (задания такого типа входят в ГИА по информатике и ИКТ)

Дополнительные задания повышенной сложности

  • [4], слайды 7, 8, 9

Решение заданий

  1. Задания из [3]. Примечание: задания на ресурсе параметризированы, т.е. выдаются случайным образом, поэтому у учеников могут быть другие задачи, здесь приведены примеры решения некоторых из них.

Слайд 2



Слайд 3



Слайд 5



Слайд 6



Слайд 7



Слайд 8



Слайд 91



Критерии оценки результатов обучения

Высокий уровень (соответствует «отлично»)

Освоены все понятия, знает таблицы истинности основных логических операций, умеет переходить от логической формулы к высказыванию и наоборот, знает и умеет применять законы логики, практически не допускает ошибок при выполнении заданий.

Повышенный уровень (соответствует «хорошо»)

То же, что и в высоком уровне, но при выполнении заданий регулярно допускаются ошибки.

Пороговый уровень (соответствует «удовлетворительно»)

Тема в основном освоена, но нет четкого знания определений, есть затруднения при выполнении заданий, значительный процент ошибок в заданиях.

Низкий уровень (соответствует «неудовлетворительно»)

Тема не освоена, практически все задания выполняются с ошибками.

Ход урока

  1. Организационный момент (3 мин.)

  2. Повторение теоретического материала с использованием презентации К.Ю. Полякова; разбор примеров (7 мин)

  3. Выполнение практических заданий с записью задачи и решения в тетради. При этом класс разделен на 3 группы по уровню успешности учащихся; каждая группа выполняет свои задания согласно указанной траектории. При возникновении затруднений у учеников — консультация учителя (25 мин.)

  4. [1], совместный с учителем разбор задания на слайде 13 (задания такого типа входят в ГИА по информатике и ИКТ). Сильные ученики проверяют свое решение и ход рассуждений (7 мин).

  5. Подведение итогов, выставление оценок, домашнее задание (3 мин.)

Домашнее задание

  1. http://comp-science.narod.ru/DM_/av22.html

Слайды 3, 4, 5, 6. Выполнить и записать в тетради задания

1 Для экономии ограничимся лишь решениями задач с одного из ресурсов. В полноценном конспекте должны быть представлены решения всех задач




Похожие:

План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления» iconПлан-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления»
Понятие о системах счисления
План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления» iconПлан-конспект урока по физкультуре для учащихся 5-х классов. Тип учебного занятия: Изучение и первичное закрепление нового материала
Цель: готовность к уроку, раскрытие общей цели урока и быстрое включение учениц в деловой ритм
План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления» iconУрок 2 "Перевод чисел в различных системах счисления." Тип урока: урок изучения и закрепления новых знаний. Цели урока. Образовательная
Научить выполнять перевод чисел из десятичной системы счисления в восьмеричную систему счисления и из восьмеричной системы счисления...
План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления» iconПлан урока Тема урока Цели работы Учебно-материальное оснащение Ход урока Организационная часть
Закрепление нового материала (вопросы к учащимся). Указать какие. А)
План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления» iconSophocles План-конспект урока по теме
Цель урока: ознакомление учащихся с обычаями и традициями празднования праздника “St. Valentine’s Day”
План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления» iconПлан-конспект урока по теме

План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления» iconУрока «Физика за чайным столом» (урок повторения и обобщения материала по теме «Теплота и молекулярная физика») 8 класс Цель урока : повторение пройденного материала по теме. Задачи
Образовательная: учить решать задачи по теме, учить применять полученные знания для объяснения повседневных явлений и использовать...
План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления» iconУрок 44. Природные уникумы. Экологические проблемы Урала тип урока: комбинированный (изучение нового материала и тестовый контроль по теме в конце урока). Цели и задачи
Познакомить с природными уникумами Урала: Ильменским заповедником, Кунгурской пещерой, р. Чусовой
План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления» iconДомашнее задание по теме «Перевод из р-ичной системы в 10 систему счисления»
В какой системе счисления с наименьшим основанием записаны данные числа 7, 1, 5, А, F
План-конспект урока введения нового материала по теме «Системы счисления» iconУрок по теме «Механические колебания и волны» Актуальность использо­вания средств икт позволяют повысить наглядность урока, вовлекают учащихся в активную познавательную деятельность
Урок изучения нового материала по теме: «Источники звука. Основные характеристики звука»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов