Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая icon

Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая



НазваниеВысокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая
Дата конвертации11.09.2012
Размер95.89 Kb.
ТипДокументы

ВЫСОКОГОРСКИЙ РАЙОН


ВЫСОКАЯ ГОРА

ЦЕРКОВЬ

114. РОЖДЕСТВЕНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ

Трехпрестольная церковь построена в 1881-1886 гг. (приход существовал с конца XVI в.). Правый придел освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, левый-во имя Святых Мучеников Флора и Лавра.

Крупная одноглавая, крестообразная и плане церковь, выстроенная в византийском стиле.

Храм построен на средства казанского купца Степана Сергеевича Суслова, уроженца с. Высокая Гора. Строительством руководили уполномоченные прихожан крестьяне с. Высокая Гора Федор Васильев и Василий Григорьев. Местными жителями и крестьянами соседних деревень почиталась как чудотворная икона Владимирском Божьей Матери, Рассказывали, что после крестного хода с ней в 1848г. в приходе прекратилась эпидемия холеры. Достопримечательностью храма были и деревянные царские врата, перенесенные еще из первого храма конца XVI в. К сожалению, ни икона, ни царские врата не сохранились.

Священники в с. Высокая Гора служили, как правило, долго. В 1801-1837п Никита Сергеев, в 1837-1856гг.-Петр Васильевич Шумковский (окончил КДС в 1836г.), в 1856 1882 гг. - его сын Степан Петрович Шумковский (окончил КДС в 1855г.), в 1882-1912 гг.-Николай Иванович Сельский (1843-1912) (окончил КДС в 1870 г.) - именно его стараниями была построена новая церковь, с 1912 г. священником был его сын Алексей Николаевич Сельский.


АЛАТ (Алаты)

^ 115. УСПЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Двухпрестольный каменный храм построен в 1712 г. на средства знаменитого предпринимателя и строителя церквей Ивана Афанасьевича Михляева, уроженца с. Алаты (приход основан в 60-е гг. XVI в.). В 1897-1898 придел во имя Святителя и Чудотворца Николая разобран и выстроен заново, при этом расширен. Тогда же построена новая колокольня.




Перестройка производилась на средства казанского купца, уроженца с. Алаты Зиновия Иосифовича Бажанова (его отец был старостой церкви).

Храм представляет собой разновременный комплекс построек асим­метричной композиции. Декоративное убранство решено в традициях теремного стиля XVII в. с элементами барокко.

В храме было по крайней мере семь особо почитаемых икон, с каждой из которых связывались определенные легенды. Наиболее почитаемой была икона Казанской Божьей Матери, обретенная в XVIII в. на ключе у деревни Малый Починок. 29 июня проводился ежегодный крестный ход на место обретения, привлекавший множество богомольцев. Алатские храмы никогда не горели. К сожалению много старинных икон и богатая библиотека, в которой были книги XVII в., уничтожены во время закрытия церкви в 1931 г.

В 1805-1839гг.
в селе служил священник Андрей Никитич Воскресен­ский (ум. 1839), выпускник Казанской духовной академии 1800г. Эпоху в истории прихода составила служба в 1865-1911гг. священника, позже протоиерея Павла Львовича Измайлова (1840-1913) (окончил КДС в 1862г.), пользовавшегося большим уважением прихожан. С 1913г. в приходе служил священник Алексей Кулясов, автор интересных краеведческих работ.


БОРИСОГЛЕБСКОЕ

^ 116. БОРИСОГЛЕБСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Однопрестольный каменный храм построен в 1889-1897 гг. (приход существовал с 1600г.). Автор проекта - архитектор П.Е. Аникин.

Небольшая церковь, оформленная в стиле эклектики.

Храм построен на средства прихожан. В 1844--1867 гг. в приходе служил священник Петр Прокофьевым Пеньковский (1819-1867) (окончил КДС в 1842 г.), в 1875-1896гг. Иван Иванович Богоявленский (ум. 1896)-именно ему принадлежит основная заслуга в сборе средств, он же руководил строи­тельством. С 1993г. церковь действует.


ГЛУХОВО

^ 117. АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО ЦЕРКОВЬ

Однопрестольный деревянный храм построен в 1775г. на средства местного помещика, капитана первого ранга, активного участника русско-турецкой войны 1767-1774 гг. Андрея Ивановича Елецкого.

Небольшая церковь традиционной композиции с двухьярусной коло­кольней-звонницей. Убранство фасадов решено в духе стилизаторства (вероятно, обновлялось во второй половине XIX в.).

До 1868г. храм был приходским, но из-за малолюдности приход был упразднен и церковь Св. Андрея приписана к приходу с. Сунгурова.


КАЙМАРЫ

^ 118. КИРИЛЛО-БЕЛОЗЕРСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм построен в 1723 г.. Приделы освящены во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского во имя Священномученика Мефодия Патарского.

Очень крупный храм, яркий образец русского барокко. Колокольня утрачена Храм построен на средства видного казанского административного деятеля и помещика Мефодия Никитича Кудрявцева (1676-1774, убит пугачевцами в Казани), имевшего в Каймарах большую усадьбу. Престо­лы храма освящены в честь святых покровителей самого Мефодия и его братьев. Вплоть до 1870-х гг. Каймары были "дворянским гнездом", покровителями храма были каймарские помещики, потомкиi Кудрявцева. Среди них известный военный деятель и мемуарист Лев Николаевич Энгельгардт, муж правнучки М.П. Кудрявцева Екатерины Петровны Татищевой, выдающийся русский поэт Евгений Абрамович Баратынский (1800-1844), зять Л.Н.Энгельгардта.


МАМОНИНО (Айя, Аязиль, Вознесенское)

^ 119. ВОЗНЕСЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный храм построен 1784г. Приделы освяще­ны в честь Введения во Храм Пресвятой Богородицы и во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Крупный храм, композиция и декоративное убранство которого ре­шены в стиле барокко.

Храм построен на средства местного помещика Петра Алексеевича Татищева (ум. 1810), секунд-майора гвардии, постоянно проживавшего в Москве. П.А. Татищев был одним из видных деятелей российского масонства, другом знаменитого масона и просветителя Н.И. Новикова. Вероятно, именно поэтому факт постройки храма на его средства не отмечался в клировых ведомостях и других официальных документах.


ПАНОВКА

^ 120. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Однопрестольный каменный храм построен в 1824г. (приход суще­ствовал с 1719г.). Стиль--классицизм.

Храм сохранился в сильно измененном виде, к сожалению, утрачены оригинальное завершение храма и две симметричные колокольни. Сохра­нились торжественно оформленные входы в виде портиков с треугольны­ми фронтонами.


Кирилло-Белозерская церковь с. Каймары


Храм построен на средства местного помещика, казанского вице-губернатора князя Дмитрия Васильевича Тенишева.

Большой известностью пользовалась хранившаяся в церкви икона Святителя и Чудотворна Николая, обретенная в XVII в. на источнике недалеко от села. Ежегодно 9 мая в село сходилось множество богомольцев и проводился крестный ход к часовне на источнике. Часовня сохранилась до наших дней.


ПОТАНИХА (Ивановское)

^ 121. УСЕКНОВЕНИЯ ГЛАВЫ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЦЕРКОВЬ

Каменный однопрестольный храм построен в 1738 г. на средства знаменитого предпринимателя Ивана Афанасьевича Михляева. В 1766г. на средства казанского купца Анисима Сатирнина сооружен левый придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы.

Довольно крупная церковь, композиция и убранство которой являют­ся ярким образцом русского барокко.


СЕМИОЗЕРКА

^ 122. СЕДМИОЗЕРНАЯ БОГОРОДИЦКАЯ ПУСТЫНЬ

(МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ)

В 1615г. в пустынном тогда месте поселился отшельник, выходец из Великого Устюга иеромонах Евфимий. Постепенно вокруг почитаемого старца стали селиться монахи и послушники, и около 1627г. был устроен монастырь. Сам Евфимий вскоре был переведен в казанский Спасо-Преображенский монастырь, и его сменил иеромонах Протасий, руково­дивший монастырем и в середине XVII в. Долгое время монастырь был невелик и небогат. Так, в 1646г. 27 монахов и послушников кормились исключительно огородничеством. Возвышение монастыря связано с про­славлением Седмиозерной Смоленской иконы Божьей Матери.

Основатель пустыни Евфимий принес с собой из Устюга унаследо­ванную от родителей икону Смоленской Божьей Матери и пожертвовал ее монастырю. К середине XVII в. многие местные жители почитали икону как чудотворную. В 1654 г., когда в Казани свирепствовала эпидемия чумы, благочестивой монахине Марфе приснился сон - старец в архиерейском облачении потребовал, чтобы икона из монастыря была принесена в Казань, а начальники вышли из города и торжественно встретили ее. Все это было выполнено, и чума в городе прекратилась. С этого времени 26 июня ежегодно стал проводиться крестный ход, и после этого икона на месяц




Усекновения Главы Иоанна Предтечи церковь с. Потаниха


оставалась в Казани. Там, где ежегодно происходила встреча, в конце XVII в. был основан Кизический монастырь, а Седмиозерная пустынь стала местом, которое ежегодно посещали тысячи паломников.

В результате, уже в конце XVII в. монастырь был велик и богат, а во владениях монастыря жили сотни крестьян.

И 1650-е гг. был выстроен каменный Вознесенский собор, около I каменная церковь Смоленской Божъей матери, в которой помещалась чудотворная икона. В 1669г. монастырь был окружен кирпичными стенами.

Седмиозерная пустынь благополучно пережила тяжелый для монашества XVIII век. Оба храма неоднократно обновлялись. В 1881 г.: была построена высокая колокольня, в первом ярусе которой разместилась церковь Всех Святых. В 1884 г. на ключе в одной версте от монастыря был выстроен небольшой каменный храм в честь чудотворной иконы Божьей Матери "Всех скорбящих радость". К сожалению, ни одна из вышеназванных построек не сохранилась.

Монастырь был основательно разорен уже в 1918г., а в 1926 г. окончательно закрыт. Его постройки занимали в разные годы совхоз, вспомогательная школа-интернат, в последние годы они почти не исполь­зовались. Колокольня и храмы XVII в. были разобраны на кирпич. Чудотвор­ная икона, к счастью, сохранилась и сейчас находится в Петропавловском соборе Казани.

К настоящему времени сохранились следующие постройки:

1. Храм во имя Преподобного Евфимия Великого и Святителя Тихона Задонского, построенный в 1898-1899 гг. по инициативе схиархимандрита Гавриила для непрерывного поминовения усопших.

2. Небольшой двухэтажный странноприимный дом (1845г.).

3. Наиболее хорошо сохранившийся большой двухэтажный братский и трапезный корпус (1893г.).

4. Руины стен.

5. Остатки построек хозяйственного двора

История монастыря связана с именами целого ряда религиозных и общественных деятелей. Здесь бывали многие архиереи, великие князья и министры.

В 1782-1785 гг. В монастыре жил на покое видный церковный деятель, бывший казанский митрополит Вениамин (Пуцек-Григорович) (ум. I785 г.).

Однако наиболее известным старцем из живших в монастыре был схиархимандрит Гавриил (1844-1915) (в миру Гавриил Михайлович Зырянов, до схимы иеромонах Тихон) из крестьян Пермской .губернии, постриженик Оптиной пустыни. В Седмиозерной пустыни Гавриил жил в 1883-1908 .г. Здесь в 1892,. он принял схиму, в 1900-1908 it. был наместником монастыря. В 1908-1915 гг. жил в Спасо-Елеазаровом монастыре под Псковом, в 1915г. вернулся в Казань, но до Седмиозерной пустыни не. доехал-умер во флигеле Духовной академии. В последние десятилетия жизни Гавриия пользовался огромным уважением, сравнимым с почитанием наиболее известных старцев Оптиной пустыни. Он пыл похоронен в построенной по его инициативе церкви,могила, очевидно, сохранилась под спудом. Канонизирован в 1997 г.


СОЛОВЦОВО (Богородское, Митрий)

^ 123. СМОЛЕНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Двухпрестольный каменный храм построен в 1735г.; вероятно, на средства помещика Василия Мельгунова. Левый придел освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Средних размеров храм, композиция и декор которого выполнены и формах русского барокко.




УСАДЫ (Троицкое)

^ 124. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм построен в 1789- 1793 гг. Правый придел освящен во имя Преподобного Сергия Радонежского, левый -во имя Святителя и Чудотворца Николая (освящен первым, в 1789гг.). В конце XIX начале XX в. храм обновлялся.


Крупный храм традиционной композиции, в декоре сочетаются эле­менты барокко и классицизма.

Храм построен на средства местного помещика Сергея Михайловича Тютчева. Во второй половине XIX в. главным покровителем храма стал купец Николай Михайлович Журавлев, имевший в Усадах спиртзавод, мельницу, усадь­бу. Храм обновлялся на завещанные им средства. И Тютчев, и Журавлев были похоронены в ограде церкви, каменные часовни на их могилах не сохранились.

В 1864-1917 гг. в приходе служил священник Петр Евграфович Люби­мов (1840-1917), выпускник КДС 1862г.


ХОХЛОВО (Крылай)

^ 125. ВВЕДЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Точного времени постройки установить не удалось. Называемая в клировых ведомостях и литературе дата 1704г. не соответствует действитель­ности. Храм построен помещиком, премьер-майором Преображенского полка Петром Евграфовичем Озеровым, который владел селом в 70-90-е гг. XVIII в. В 1704 г. была, очевидно, построена деревянная церковь, которую Озеров заменил новым каменным зданием храма. Храм двухпрестольный, придел освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Довольно крупная сельская церковь - образец русского барокко, второй ярус храма не восьмерик, как обычно, а шестигранный объем.

В 1868-1908 гг. в приходе служил священник Иван Николаевич Софий­ский (1843-1908), выпускник КДС 1866г.


ЧЕБАКСА

^ 126. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Однопрестольная деревянная церковь была построена в 1861-1863 гг. на средства известных казанских купцов Ульяна Прохоровича Батурина (1791-1871) и Дмитрия Ивановича Вараксина (1813-1885) и, отчасти, прихожан.

Храм сохранился в сильно перестроенном виде. К сожалению, утра­чены чугунные кованые детали работы местных кузнецов (Чебакса была крупным центром художественной ковки).


ШАПШИ (Богородское)

^ 127. КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм построен в 1801-1809 гг. (приход существовал с XVII в.). Приделы освящены во имя Преподобного Макария Желтоводского и во имя Святого Благоверного Князя Александра Невского

Крупная четырехстолпная трехнефная пятиглавая церковь с невысокой двухъярусной колокольней. Декоративное убранство в стиле классицизма.

Храм построен на средства местной помещицы Марии Яковлевны Депрейс.


ШАПШИ

^ 128. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Однопрестольный каменный храм построен в 1821 г. Служил зимней церковью прихода с. Шапши.

Средних размеров храм без колокольни с высоким центральным объемом. Выполнен в традициях позднею классицизма.

Храм построен местной помещицей Марией Яковлевной Депрейс (в девичестве Левашевой) и ее сыном Петром Исаевичем на месте могилы Исайи Исаевича Депрейса (1745-1798). И.И. Депрейс--французский гуге­нот, выходец из Голландии, достиг на русской службе высокою положения, был провинциальным воеводой в г. Слободском, славным лесничим Казан­ской губернии, умер надворным советником. Женившись на М.Я. Леваше­вой, приобрел в приданое с. Шапши. В Никольском храме - фамильный склеп Депрейсов, в нем похоронен сын Исайи Исаевича, Николай Депрейс (1788-1854), видный казанский общественный деятель, губернский предво­дитель дворянства, крупный конезаводчик, купивший в 1840г. Шапши у брата Петра. Могилы не сохранились. В казанском доме Н.И. Депрейса часто бывал молодой Лев Толстой.




Похожие:

Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая iconАлексеевскии район базяково 41. Тихвинско-богородицкая церковь
Двухпрестольный каменный храм построен в 1761 г. Придел освящен в честь Нерукотворного Образа Спаса
Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая iconТукаевскии район бетьки 299. Владимирско-богородицкая церковь
Двух престольный каменный храм построен в 1814-1817 гг на сред­ства прихожан (приход существовал, по крайней мере, с середины XVIII...
Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая iconНазвание Состав
Легкость, высокая электро- и теплопроводность, коррозионная стойкость, высокая удельная прочность
Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая iconГора Большое Богдо
Эта гора, представляющая собой соляной купол, является самой высокой точкой области. Высота ее над уровнем моря 149,6 м. Эта удивительная...
Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая iconГора таму гора, хто пары не мае

Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая iconИ туда гора и сюда гора

Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая iconПроповедь, прочитанная накануне дня Всех святых
Русской Церкви. В тот трудный момент, когда Константинопольская Церковь, Церковь-мать оказалась в таких трудных обстоятельствах,...
Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая iconПьеса в четырех действиях действующие лица
На диване сидят Этель Гросман с Женей. Этель высокая женщина в пеньюаре. В ушах бриллиантовые серьги. На пальцах масса колец. Женя...
Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая iconПо берегам онежского озера
Марциальные воды (16-17). История Кондопоги (17-18). Успенская церковь в д. Кондопоге (18-27). Петропавловская церковь в Лычном Острове...
Высокая гора церковь 114. Рождественско-богородицкая iconДокументы
1. /TMP/D/1/ВВЕДЕНИЕ.DOC
2. /TMP/D/1/ГЛАВА...

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов