Гоголя ул. 133. Никольская церковь icon

Гоголя ул. 133. Никольская церковь



НазваниеГоголя ул. 133. Никольская церковь
Дата конвертации11.09.2012
Размер127.58 Kb.
ТипДокументы

ЕЛАБУГА


Гоголя ул.

133. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Деревянная Никольская церковь существовала уже в середине XVII в. В XVIII в. она была заменена каменной, рядом построена деревянная теплая Богоявленская церковь. К началу XIX в. оба храма обветшали, и в 1808-1818 гг. вместо них на средства прихожан был построен однопрестольный каменный храм. В 1848-1852гг. он был перестроен на средства купца




Алексея Ивановича Стахеева под наблюдением инженера Олехновича. Храм стал двухэтажным и трехпрестольным. Наверху был главный Ни­кольский престол, внизу-теплые приделы.

Крупный храм нетрадиционной композиции. Он не имеет выступаю­щей апсиды и по композиционному решению напоминает гражданское строение. Памятник архитектуры в стиле строгого классицизма.

Как и другие храмы Елабуги, Никольская церковь была очень богато убрана за счет прихожан - богатых купцов. В 70-е гг. XIX в. в ее росписи принимал участие знаменитый художник Василий Васильевич Верещагин (1842-1904), значительная часть этой росписи сохранилась. В Никольской церкви хранилась икона Святителя и Чудотворца Николая, обретенная в местности Святая Чаша близ Мамадыша в первой половине XVIII в. С ней ежегодно совершались крестные ходы в Мамадыш, собиравшие большое количество богомольцев.

Причт Никольской церкви не получал жалованья, но безбедно суще­ствовал за счет доходов от треб, заказных молебнов перед иконой Святого Николая и процентов с капитала (в начале XX в.-более 20000 рублей). Семьи причта жили в доме, построенном в середине XIX в. (ул. Гоголя, 6).

В 1814-1844 гг. настоятелем храма был протоиерей Максим Иванович Замятнин (1764-1844), выпускник Казанской духовной семинарии, который пользовался большой популярностью в городе, славился честностью, аскетизмом и благотворительностью.


Гоголя ул. 24, 28, X лет Татарстана ул., 3

^ 134. ЕЛАБУЖСКОЕ ДУХОВНОЕ УЧИЛИЩЕ

Открыто в 1848г., занятия начались в 1849/50 учебном году. Открытие училища стало возможным главным образом благодаря инициативе елабужских купцов. Егор Федорович Мыльников пожертвовал для помещения училища свой дом (ныне ул. Гоголя, 24). Через несколько лет рядом было построено общежитие для учащихся (ныне ул. X лет Татарстана, 3).

Однако к 90-м гг. XIX в. помещения стали тесны для более чем ста учащихся и был построен еще один корпус (ныне ул. Гоголя, 28).

В 1880-1893 гг. смотрителем (директором) училища служил Павел Филаретович Фаворский, выпускник Казанской духовной академии. В 1893 г. его сменил выпускник той же академии Александр Никитич Коцинский, служивший до закрытия училища в 1918г.
При Фаворском и Коцинском Елабужское училище, бывшее до этого захудалой "бурсой", превратилось в солидное учебное заведение с хорошей репутацией.

Среди воспитанников училища наиболее известны знаменитый мисси­онер, просветитель народов Сибири, этнограф и богослов архиепископ Мелетий (Михаил Кузьмич Якимов) (1835-1900) и революционер-шестидесятник, участник Казанского заговора 1863 г., видный мемуарист, а позднее известный ученый-статистик Иван Маркович Красноперов.


Горького ул., 115

^ 135. ПАНТЕЛЕЙМОНОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ ПАНТЕЛЕЕВСКОЙ БОГАДЕЛЬНИ

В 1861-1864гг. на средства купца Ивана Ивановича Стахева был построен комплекс богадельни из двух крупных одноэтажных корпусов (в одном из которых разместилась церковь во имя Святого Великомученика Пантелеймона) и трех флигелей.

В богадельне содержалось около 100 человек, средства поступали в виде процентов с капитала (более 60000 р.), а также постоянных пожертвований жителей Елабуги. Церковь посещали не только призреваемые, но и множество горожан, что давало возможность без казенного жалованья и использования капитала богадельни содержать причт из двух священников и псаломщика. Кроме служб и треб причт занимался преподаванием в большой церковно-приходской школе при богадельне, где учились, к основном, дети бедных горожан.

Комплекс богадельни сохранился почти без изменений, но здание церкви nepecтроено в столовую.


Казанская ул., 4

^ 136. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ АЛЕКСАНДРИНСКОГО ПРИЮТА

Комплекс из основною двухэтажною корпуса с домовой церковью и двух флигелей построен в 1852- 1859 гг. на средства елабужского купца Федора Григорь­евича Чернова. В нем разместился приют для девочек сирот (более 100 человек), названный в честь императрицы Александры Федоровны, жены Николая I.. Чернов создал специальный приютский банк, на проценты с капиталов которого воспитывались девочки, оказывалась существенная помощь бывшим воспитанницам, содержался священник домовой церкви (псаломщика не было).

Купольное завершение храма в настоящее время утрачено, но объем храма в основном корпусе сохранился.


Казанский ул., 89

^ 137. ЕПАРХИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ (СТАХЕЕВСКОЕ)

Елабужское епархиальное училище открылось в 1898г. К 1903г. было выстроено большое трехэтажное здание с домовой церковью во имя Василия Великого, купол которой доминирует в застройке квартала. Общая длина П-образного здания составляет 120 метров. Памятник граж­данской архитектуры, сочетающий в себе элементы модерна различных направлений: псевдоклассицизма, псевдовизантийского и других стилей, выполненный на высоком профессиональном уровне по проекту вятского губернского инженера И.А. Чарушина. Строительными работами руководил архитектор А.И. Горохов.

Инициатором открытия в Елабуге епархиального училища выступила Глафира Федоровна Стахеева (1852-после 1926), вдова купца Василия Григорьевича Стахеева и дочь казанского купца Докучаева. Она выделила 400 тыс. рублей, которых хватило и на строительство, и на многолетнее содержание училища, в котором было около 180 воспитанниц. За это Г.Ф. Стахеева была награждена Золотой медалью на Андреевской ленте, а в советское время ей была назначена персональная пенсия.

Все время существования училища ею начальницей была Елизавета Николаевна Шубина, выпускница Вятскою епархиального училища 1876г., а инспектором классов, законоучителем и настоятелем домовой церкви -протоиерей Сергей Иванович Танаевский.

В 1920-м году в здании разместилось педагогическое училище, в 1939г. реорганизованное в учительский институт, в 1959г.-в педагогический институт.


Набережная ул.

^ 138. СПАССКИЙ СОБОР

Деревянная церковь, предшественниц нынешнего Спасского собора, существовала в Елабуге уже в конце XVI в. В 1684г. на ее месте выстроена каменная Спасская церковь с приделом в честь чудотворной иконы Казанской Божьей Матери. В 1780 г., когда Елабуга стала уездным городом, храм был преобразован в собор, но был слишком мал для выполнения этой роли. В 1808 г. на казенный счет началось строительство нового собора, в 1811г. были освящены приделы (Казанско-Богородицкий и Михаило-Архангельский), а в 1816г. главный престол. Старый собор в 1820г. был снесен, а в 1877г. на месте, где он стоял, была построена часовня во имя Александра Невского; она и сейчас находится рядом с собором. В 1835 г. построена новая трехъярусная колокольня, сильно отнесенная к западу и соединенная с храмом галереей. В 1855-1864гг. собор подвергся капитальной перестройке, в 1857г. заново освящены все престолы, приделы теперь назывались: во имя Михаила Архангела и в честь чудотворной иконы Божьей Матери "Всех Скорбящих Радость". К 1864г. трапезная расширена к западу и на месте старой колокольни выстроена новая, теперь пристроенная к трапезной. Эти постройки производились на пожертвования горожан.

Очень крупный пятиглавый храм с необычно длинной трапезной (в 12 окон) и высокой пятиярусной колокольней, выстроенный в стиле классицизма с элементами ранней эклектики. Спасский собор является архитектурным символом Елабуги.

Как и все храмы небольшого, но очень богатого купеческого города, Спасский собор во второй половине XIX - начале XX вв. поражал всех посетителей роскошным убранством, большим количеством золота, сереб­ра, драгоценных камней.

Особо почиталась прихожанами и всеми жителями Елабуги икона Неру­котворного Образа Христа Спасителя, обретенная в середине XVII в. в селе Красное под городом Вяткой (храм 1684 г. и был построен в честь этого события). Считалось, что именно Образ Спаса избавил в 1739г. Елабугу от разорения восставшими башкирами под предводительством Акая Кусюмова. В честь этого события икона ежегодно переносилась в Мензелинск и обратно.

В штате собора всегда было три-четыре, а то и пять священников: хотя приход и не был слишком велик, но богатые пожертвования елабужских купцов позволяли получать высокие доходы в виде процентов с капитала (в начале XX в.-более 20000 р.). Причт жил в трех зданиях, принадлежавших собору. В 1848-1855 гг. по проекту архитектора А.С. Миртова был построен большой двухэтаж­ный дом (ныне ул. Набержная, 7); а в 1869г.-еще два флигеля (ныне Казанская ул., 18-20); кроме того, священники, служившие в соборе долго, как правило, имели собственные дома. Среди священников собора было много людей, известных в городе. В 1763-1804 гг. в соборе служил священник Григорий Яковлев (1736-1808), выпускник Казанской духовной семинарии, в 1778-1799-протоиерей Иван Иванов (1751-1799), также выпускник Казанской духовной семинарии Последние два года жизни в соборе служил Петр Никитич Кулыгинский (см. "Покровская церковь"). В 1852-1893 г. священником, позже протоиереем собора был известный проповедник и благотворитель Неофит Петрович Мышкин (1823-1893). Служивший в 1893-1912 гг. протоиерей Владимир Николаевич Вечтомов, выпускник Московской духовной академии, был в 1912 г. избран депутатом Государственного Совета. Сменивший его в соборе священник Павел Васильевич Дернов стал одной из первых в России жертв красного террора-он и тpoe его сыновей были расстреляны 24 февраля 1918г. по обвинению в организации мятежа.


^ 139. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Деревянная холодная Покровская церковь существовала уже в середине XVII в. Позже рядом была построена теплая деревянная церковь во имя Святого Пророка Ильи. В 1798г. Покровская церковь снесена из-за ветхости, в 1799г. на ее месте построена каменная часовня, сохранившаяся до настоящего времени и являющаяся старейшей постройкой Елабуги. В 1818г. снесена и Ильинская церковь, а к 1820г. на ее месте построена каменная Покровская церковь с приделами во имя Трех Святителей и Святого Пророка Ильи. В 1884г. вместо звонницы была построена трехъярусная колокольня.

Крупный храм своеобразной структуры - в плане представляет собой крещатый восьмигранник, на котором воздвигнута высокая купольная ротон­да. Пристроенное к колокольне закрытое крыльцо с палатками по бокам определило новую фасадную плоскость. Церковь имеет высокую архитектур­ную и градостроительную ценность как доминанта и уникальное сооружение со сложными по пластике объемными формами, несущими в себе элементы ампира, позднего барокко и раннего классицизма.

Прихожанами Покровской церкви были многие состоятельные елабужские купцы, поэтому убранство храма было еще роскошнее, чем в Спасском соборе. Особую достопримечательность храма составляли ли­тые серебряные и позолоченные царские врата, пожертвованные сообща несколькими купеческими семьями.

В Покровской церкви хранилась древняя икона Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста), по легенде подаренная местным жителям Иваном IV, а на самом деле, очевидно, бывшая храмовая икона первой в Елабуге церкви, существовавшей еще в XVI в. (по ней и второе название Елабуги - Тресвятское).

В штате Покровской церкви было обычно два священника. В 1776-1810гг. здесь служил Степан Алексеев (1751-?), не обучавшийся в учебных заведениях. В 1802-1831 гг.-Никита Иванович Кулыгинский (1776-1831), выпускник Вятской духовной семинарии. Его сменил сын, Петр Никитич Кулыгинский (1798-1855), служивший в храме в 1831-1853 гг.-известный краевед, осветивший на страницах "Вятских губернских ведомостей" мно­гие стороны истории города. В 1880-1912 гг. настоятелем прихода был протоерей Петр Павлович Бехтерев.

С 1989г. храм вновь действует.


140. "Чертово городище"

^ ТРОИЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

По легенде, бытовавшей в Елабуге в XIX веке, монастырь основан Иваном IV, проезжавшим по Каме в 1552 году. Реально монастырь основан в последние годы XVI века на месте старого булгарского города Бряхимова (Каменное городище, Чертово городище). Вероятно, так же как в Булгаре, под храмы и хозяйственные помещения использовались булгарские постройки села Танайка и Покровское (Сентяк). В XVIII в. в монастыре были каменная Троицкая церковь и деревянная Богоявленская. Монастырь упразднен в 1764 году. Иконы из Троицкого храма в XIX начале XX вв. хранились в кладбищенской Троицкой церкви г. Елабуги. Богоявленский храм в 1789г. был перевезен в с. Танайку, иконы из него тоже сохранялись еще в начале XX века.


^

ЕЛАБУЖСКИЙ РАЙОН


БЕХТЕРЕВО (Сарали, Введенское)

141. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм построен в 1800-1810 гг., главный престол освящен в 1806г., правый придел-в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы в 1808г., левый-во имя Святого Василия Великого в 1810г. Отдельно стоящая колокольня возведена в 1810г.

Церковь, построенная к стиле классицизма, находится в аварийном состоянии.

Храм построен на средства владельца соседнего Коринского медепла­вильного завода Семена Красильникова, проживавшего в селе Сарали (в 1774г. в его доме останавливался Пугачев). Колокольня поставлена прихо­жанами. В 1790-1827 гг. в приходе служил священник Алексей Никитин (1751-?). В семье священника саралинской церкви родился выдающийся ученый-невропатолог и психиатр, деятель науки и образования Владимир Михайлович Бехтерев (1857-1927).


БОЛЬШАЯ КАЧКА (Качка)

^ 142. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм построен в 1811-1826 гг. (приход открыт в 60-е гг. XVIII в.). В 1816г. освящен правый придел во имя Святителя Дмитрия Ростовского, в 1821 г. - центральный престол, в 1826г. -левый придел во имя Святых Апостолов Петра и Павла.

Крупная сельская церковь построена в стиле классицизма. Колоколь­ня утрачена.

Храм возведен на средства Департамента уделов и отчасти на деньги, собранные прихожанами. Подрядчиками были крестьяне князей Урусовых из Нижегородской губернии Иван Кузьмич Калашников и его сын Иван.



В 1774-1804 гг. в приходе служил священник Петр Прокопьев (1733-?), выпускник Казанской духовной семинарии, в 1804-1846гг. священник Василий Сперанский (1778-1846), выпускник Вятской духовной семинарии.


^ БОЛЬШОЕ ЕЛОВО

143. МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Однопрестольный каменный храм построен в 1884-1891 гг. (приход существовал с середины XVIII в.) на средства елабужских купцов Стахеевых по проекту архитектора Василия Михайловича Дружинина.

Средних размеров храм с трехъярусной шатровой колокольней, выс­троенный в псевдорусском стиле.

Половину прихожан составляли татары-кряшены, с начала XX в. многие службы служились на татарском языке. В храме находилась месточтимая икона Мирона-Пустынножителя, подаренная храму в XVIII в. соседним помещиком Черновым.

В 1992г. храм передан общине верующих.


ГАРИ

^ 144. ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Однопрестольный каменный храм построен в 1876-1897 гг. (приход открыт в 1816г.).

Небольшой сельский храм традиционной композиции, отделанный в стиле эклектики, построен по проекту вятского архитектора Александра Степановича Андреева. Столь долгие сроки строительства обусловлены нехваткой средств-жители Гарей были бедны, а крупных благотворителей не нашлось.


КОСТЕНЕЕВО

^ 145. РОЖДЕСТВА ИОАННА ПРЕДТЕЧИ ЦЕРКОВЬ

Деревянная однопрестольная Иоанно-Предтеченская церковь постро­ена в 1722г. В 1830-1836 гг. храм сильно перестроен, сооружен придел во имя Алексея Человека Божия (освящен в 1839г.). В 1873г. храм расширен, построен придел во имя Святых Мучеников Адриана и Натальи.

Две перестройки привели к тому, что храм приобрел формы и декор, характерные для образцовых проектов К. Тона.

Церковь строилась и перестраивалась на средства прихожан - небо­гатых казенных крестьян, этим и объясняются ее скромные размеры. Закрытая в конце 1930-х гг. церковь была вновь открыта в 1944г. и до конца 80-х гг. была единственным действующим храмом в северо-восточных районах Татарстана.


КОТЛОВКА (Дмитриевское)

^ 146. ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм строился очень долго, храмозданная грамота выдана в 1838г., в 1845г. освящен правый придел во имя Святого Дмитрия Солунского, в 1858г.-центральный престол, и лишь в 1874-левый придел в честь Богоявления Господня (приход существовал с 1714г.).

Храм строился в основном на средства Министерства государствен­ных имуществ, третий придел - на деньги, собранные прихожанами. Строительством двух первых престолов руководил уполномоченный при­хожанами крестьянин Антон Якушев.

Крупная сельская церковь в стиле классицизма. Колокольня утрачена.

В 1769-1798 п. в приходе служил священник Иван Данилович Виног­радов (1735-?), в 1799-1823 гг.-Алексей Степанов (1764-?).


ЛЕКАРЕВО (Стырово)

^ 147. КРЕСТВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм построен в 1812-1830 гг., (приход открыт в 1708г.). В 1830г. освящены приделы во имя Святой Мученицы Параскевы и во имя Святого Мученика Власия. Главный престол освящен лишь в 1845 г. Автор проекта архитектор Ижевского завода Семен Емельянович Дудин.

Крупный храм, выстроенный в традициях провинциального классицизма.

В 20-е гг. подрядчиками были елабужские купцы братья Новиковы, отстраненные за недобросовестность, - с этим и была связана задержка в строительстве. Отделочные работы осуществлял крестьянин князя Урусова из Нижегородской губернии Семен Иванович Копорулин. Храм построен на средства Ижевского завода, к которому было приписано село, и прихожан.

В 1770- 1798гг. в приходе служил священник Гавриил Семенов (1736-?), а в 1797-1836 гг.-его сын, священник Василий Гаврилович Лекарев (ум. 1836), выпускник Казанской духовной семинарии, сыгравший главную роль в строительстве нового храма.


^ НОВАЯ АНЗИРКА

148. КАЗАНСКО-БОГОРОДИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм построен в 1848-1865гг. (приход существовал с начала XVII в). Правый Богоявленский придел освящен в 1848г., главный престол в 1856г., левый придел во имя Святителя и Чудотворца Николая -в 1865 г.

Крупный храм традиционной композиции, декор в стиле классицизма.

Долгие сроки строительства были обусловлены нехваткой средств, собираемых с прихожан довольно бедных крестьян одного небольшого села. В 1780-1805гг. в приходе служил священник Илья Иванов (1755-?).


ПОКРОВСКОЕ (Сентяк)

^ 149. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм построен в 1885-1890 гг. (приход открыт в 1864 г.). Правый придел освящен во имя Святителя и Чудотворца Николая, левый во имя Святой Благоверной Княгини Ольги.

Храм несколько тяжеловесных пропорций, декорированный в духе эклектики и стилизаторства. Колокольня и купол утрачены

Церковь построена на средства елабужского купца Николая Дмитри­евича Cтахеева.


ТАНАЙКА (Натанайка, Архангельское)

^ 150. МИХАИЛО-АРХАНГЕЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм строился в 1806-1833 гг. (приход существовал с середины XVII в.). Правый придел в честь Богоявления Господня освящен в 1815г., левый-во имя Преподобного Сергия Радо­нежского-в 1819г., главный престол-в 1833г.

Крупная сельская церковь в стиле классицизма. Колокольня и купол утрачены.

Храм построен на добровольные пожертвования елабужских купцов и отчасти прихожан. В 1748-1798гг. в приходе служил священник Петр Иванов (1724-1798), в 1798-1816 гг.-его сын Петр Петров, в 1816-1844 сын Петра Петрова Григорий Петрович Несмелов, выпускник Вятской духов­ной семинарии. Была в селе и вторая династия священников: в 1781-1811 гг. Григорий Семенов (1761-?), в 1811-1838 его сын Захарий Григорьевич Танаевский, в 1838-1844 и позже сын Захария Иван Танаевский (выпус­кник КДС 1832г.).


УМЯК (Петропавловское)

151. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Однопрестольный каменный храм построен в 1859-1868 гг. Средних размеров церковь с пятиглавым завершением храма и шатровой колоколь­ней. Декор выполнен в византийском стиле.

Храм построен частично на средства прихожан, значительную сумму выделила Вятская епархия. Подавляющее большинство прихожан составляли татары-кряшены, и с 80-х гг. XIX в. службы велись на татарском языке.






Похожие:

Гоголя ул. 133. Никольская церковь iconПестрецы 245. Никольская церковь
Трехпрестольный каменный храм построен в 1819г. (приход суще­ствовал с середины XVII в.). В 1857г храм расширен, возведена новая...
Гоголя ул. 133. Никольская церковь iconВерхний акташ (Мордовский Акташ) 65. Никольская церковь
Однопрестольный каменный храм построен в 1880 г на средства прихожан, в основном мордвы-эрзи
Гоголя ул. 133. Никольская церковь iconНикольское 196. Никольская церковь
Однопрестольный кирпичный храм построен в 1829г. (приход возник в 1717г.). Средних размеров храм с невысокой двухъярусной колокольней....
Гоголя ул. 133. Никольская церковь iconНикольская церковь на Вратах
Сохранилась доныне и находится над северными проездными воротами кремля. Первое упоминание об этом храме относит нас во времена глубокой...
Гоголя ул. 133. Никольская церковь iconИсследование по повести Н. В. Гоголя «Шинель» Повесть «Шинель» это гуманный манифест Гоголя в защиту человека
Башмачкин – несчастный или посмешище? Урок-исследование по повести Н. В. Гоголя «Шинель»
Гоголя ул. 133. Никольская церковь iconЛестниц а, возводящаянанеб о
Предмет и метод духовных исследований гоголя с. 11 Нравственные корни мировоззрения Гоголя с. 11
Гоголя ул. 133. Никольская церковь iconВерхнеуслонский район верхний услон 94. Никольская церковь
Придел был освящен во имя Святого Пророка Илии. Приход существовал с конца XVII в. В 1892 г на южной стороне храма (на месте Никольской...
Гоголя ул. 133. Никольская церковь iconГоголь и Белинский
Однако результат усилий Гоголя оказался совсем не тот, на который он надеялся, ибо совесть человеческую ещё нужно было разбудить,...
Гоголя ул. 133. Никольская церковь iconПроповедь, прочитанная накануне дня Всех святых
Русской Церкви. В тот трудный момент, когда Константинопольская Церковь, Церковь-мать оказалась в таких трудных обстоятельствах,...
Гоголя ул. 133. Никольская церковь iconФонд николая васильевича гоголя
Александра Солженицына И. П. Золотусского, обратился в юнеско с предложением об объявлении 2009 года годом Гоголя. Полагаем, что...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов