Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь icon

Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь



НазваниеБольшие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь
Дата конвертации12.09.2012
Размер105.15 Kb.
ТипДокументы

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ РАЙОН


БОЛЬШИЕ КЛЮЧИ (Ключи)

161. ИОАННО-БОГОСЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Двухпрестольный каменный храм построен в 1832г. Придел освящен в честь чудотворной иконы Владимирской Божьей Матери.

Средних размеров храм с невысокой колокольней, выполненный в строгих формах классицизма с отдельными признаками барокко.




Религиозная атмосфера и приходе с. Ключи была достаточно сложной: более половины жителей села составляли старообрядцы-старопоморцы,враждебно настроенные к церкви, да и прихожане Иоанно-Богословского храма часто проявляли излишнюю нетерпимость к старообрядцам.

В 1834-1872 гг. в приходе служил священник Михаил Кириллович Гаиев (1811-?), выпускник КДС 1834г.


БОЛЬШОЕ ХОДЯШЕВО (Хозяшево)

^ 162. СПАССКАЯ ЦЕРКОВЬ

Двух престольный деревянный храм построен в 1729г. Придел освя­щен во имя Преподобного Варлаама Хутынского (приход существовал, по крайней мере, с начала XVII в.). В 1883г. по проекту архитектора М. Ермолаева храм перестроен. В 1896г. по проекту Ф.Н. Малиновского расширена трапезная.

Небольшой и хорошо сохранившийся храм, колокольня и трапезная и духе эклектики конца XIX в., а храмовая часть и апсида - в стиле, характерном для деревянных храмов XVIII в.

Храм построен, вероятно, на средства Свияжского Успенско-Богоро-дицкого монастыря, которому до 1764г. принадлежало село, а перестра­ивался на средства прихожан-русских государственных крестьян. Значи­тельную часть населения села Большое Ходяшево и деревни Малое Ходяшево составляли старообрядцы Белокриницкой иерархии.

В 1874-1910 гг. настоятелем храма был священник Иван Семенович Смирнов (1840-1910), выпускник Калужской духовной семинарии. В 1874г. он на свои средства открыл церковно-приходскую школу.


ВАСИЛЬЕВО

^ 163. КРЕСТВОЗДВИЖЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Однопрестольный каменный храм был построен в 1870-1871 гг. по проекту Александрова, колокольня-в 1872г. по его же проекту. В 1880г. к колокольне была пристроена стеклянная галерея, закрывшая паперть. В 1907-1908 гг. храм был значительно расширен: пристроены два придела-во имя Святителя и Чудотворца Николая и во имя Святого Мученика Арефы.

Довольно крупный храм с небольшой трапезной, выстроенный в псевдорусском стиле. Верхние ярусы колокольни утрачены.

Инициатором строительства храма выступил настоятель Раифской пустыни архимандрит Варлаам. Раифская пустынь выделила часть средств, другую собрали прихожане. Руководил строительством уполномоченный прихода крес­тьянин с.
Васильево Михаил Герасимович Малютин. Стеклянная галерея при­строена казанским купцом Д. Лаврентьевым. Инициатором строительства приделов был известный миссионер, профессор Казанской духовной академии Николай Иванович Ивановский, для которого благоустройство православного храма было средством борьбы против влиятельного в Васильево старообряд­чества. Его сын Евгений с 1907г. был священником в Васильево. Средства для расширения церкви выделил владелец Васильевского стекольного завода П.М. Богданов и казанский купец Л.Л. Матвиевский.

Прихожане почитали как святыню древний деревянный крест с изобра­жением Распятия, перенесенный в храм из часовни, которая стояла в селе еще в XVII в. 12 июля 1897г. в храме служил литургию протоиерей Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадский), ныне один из самых почитаемых святых.

В 1938г. храм был закрыт, с 1990г. вновь действует.


ГАРИ (Зеленый Дол)

^ 164. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Однопрестольный деревянный храм построен в 1890-1892 гг. по про­екту архитектора П.Е. Аникина.

Сравнительно небольшой храм, выстроенный в стиле эклектики с использованием восточных мотивов. Колокольня утрачена.

Инициатором создания в Зеленом Доле прихода и строительства храма выступил настоятель Раифского монастыря игумен Вениамин. Монастырь пожертвовал основную часть средств и иконостас. 1650 р. были пожертвованы казанскими купцами Екатериной Сергеевной и Пав­лом Александровичем Прибытковыми и Андреем Михайловичем Хохря­ковым, колокола пожертвовал купец Атлашкин, царские врата - Седмиозерный монастырь. Лес был выделен казной бесплатно.

В начале 1930-х гг. церковь была закрыта. Вновь открылась в годы Великой Отечественной войны.


ИЛЬИНСКОЕ (Уразлино)

^ 165. ИЛЬИНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм построен в 1816-1827 гг. на средства прихожан. Приход существует со второй половины XVII в. Приделы освящены правый во имя Преподобного Сергия Радонежского, левый во имя Святителя и Чудотворца Николая. Приделы перестроены в 1860г. по проекту архитектора П.Т. Жуковского.

Каменная трехпрестольная церковь традиционной композиции со скромным убранством фасадов и оригинальным завершением храма. Трапезная значительно расширена за счет боковых приделов.




ИСАКОВО

^ 166. БОГОЯВЛЕНСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Однопрестольный каменный храм построен в 1792-1799 гг. Колокольня возведена в 1825г. Приделы выстроены в конце 1870-х гг. Правый освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, левый - во имя Святого Пророка Ильи. Покровский придел в 1904-1905 гг. обновлен.

Средних размеров храм, в котором сочетаются элементы разных стилей, что объясняется разновременностью построек. Собственно храм возведен в духе барокко, двухъярусная, квадратная в плане колокольня - в стиле классицизма, приделы придают зданию эклектичные формы.

Храм построен на средства прихожан (село было монастырским, позже казенным, и крупных жертвователей-помещиков не было). Постройку коло­кольни организовал священник Федор Иванов. Средства на строительство приделов были выделены казанским купцом II.Л. Прибытковым.

В 1812-1830 гг. настоятелем прихода был священник Федор Иванов (1783-1830), самоучка, до этого служивший более десяти лет пономарем в этом же храме. В 1841 1868гг. в храме служил священник Александр

Иванович Амфионов (1819-1868) (окончил КДС в 1841 г.), обучавший грамоте почти всех мальчиков села, что в те времена было редкостью.

КОСЯКОВО


^ 167. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный каменный храм построен в 1751 г. Приделы освяще­ны в честь Покрова Пресвятой Богородицы и во имя Святителя и Чудотворца Николая.

Крупный храм-яркий образец русского барокко. Утрачены верхние ярусы колокольни.

Храм построен на средства местного помещика Юрия Афанасьевича Матюнина, никогда не жившего в селе-его основные владения находи­лись в Казанском уезде.

В семье причетника с. Косякова родился будущий архимандрит Вениа­мин (Василий Афанасьевич Грязное) (1831-1903) (окончил КДС в 1852г.), в 1883-1903 гг.-настоятель Свияжского Успенско-Богородицкого монастыря.

В 1897-1918 гг. и позже настоятелем храма был священник Федор Афанасьевич Симаков (1863-?), окончивший четыре класса Казанской духовной семинарии, с 1886г. служивший здесь же псаломщиком.


^ НИЖНИЕ ВЯЗОВЫЕ

167а. ТРОИЦКАЯ ЦЕРКОВЬ

Двухпрестольный каменный храм построен в 1735 г. на средства прихожан. Придел освящен во имя Святителя Иоанна Златоуста (приход существовал с середины XVII в.). По проекту архитектора А.А.Болотова в 1872г. построена новая четырехъярусная колокольня.

Храм закрыт в 1937г. Была снесена колокольня и уничтожена камен­ная часовня, построенная в 1890г. в честь избавления царского семейства от железнодорожной катастрофы. В 1989г. храм передан верующим. В 1993 г. восстановлена колокольня, но не в соответствии с проектом Болотова, а в первоначальном виде - в два яруса.

Сравнительно небольшая церковь лаконичного объемно-простран­ственного построения, со сдержанным декором. В архитектуре храма почти не отразились господствующие к период его строительства формы и мотивы русского барокко.

Главной достопримечательностью храма были старинные деревянные царские врага с надписью о том, что они установлены при царе Михаиле Федоровиче.




В 1863-1897 гг. в приходе служил священник Гурий Иванович Кроковский (1842-1911), выпускник КДС 1863 г. В 1868г. он открыл в селе школу и о 1874г., когда школа стала земской, бесплатно преподавал все предметы.

ОСИНОВО


^ 168. Грузинско-Богородицкая церковь.

Однопрестольный деревянный храм построен в 1884-1889 гг. (приход существует с 1852 г.). Автор проекта-архитектор П.Е.Аникин . Храм построен на средства прихожан.

Крупная сельская церковь традиционной композиции с богатым декором фасадов, выполненная в псевдорусском стиле.

С 1994 г. действует.





ПАНОВО

^ 169. НИКОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Храм построен в 1811-1833 гг. (приход существовал с 1791 г.). Перво­начально храм был двухпрестольным, но в 1902г. придел во имя Святителя Федора Сикеота упразднен.

Храм сохранился в сильно перестроенном виде.

Церковь построена на средства местных помещиков Лакреевых-Пановых. В 1877 г. храм перестроен на средства, собранные по приговору сельчан-6 копеек с души.

РАИФСКИЙ

^ 170. РАИФСКИЙ БОГОРОДИЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

История возникновения монастыря достаточно типична: в конце 40-х гг. XVII в. на месте нынешнего монастыря поселился подвижник иеромонах Филарет, выходец из московского Чудова монастыря, вокруг него поселилось несколько последователей. Филарет вскоре по состоянию здоровья переселился в казанский Спасо-Преображенский монастырь, а община осталась. В 1661-1662гг. по инициативе казанского митрополита Лаврентия II (находился на кафедре в 1657-1672 гг., похоронен в Благовещенском соборе) был официально открыт монастырь, получивший название по первому храму-во имя Святых Отцов в Раифе и Синае Убиенных. Первым настоятелем монастыря стал игумен Савватий (ум. около 1673).

С именем Лаврентия II связано и приобретение монастырем его главной святыни-иконы Грузинской Божьей Матери. Подлинная древняя грузинская икона была в 1622г. захвачена персами, выкуплена ярославским купцом Егором Лыткиным и в 1629г. пожертвована им в Красногорский монастырь на Пинеге. К середине XVII в. эта икона уже почиталась как чудотворная, но была почти неизвестна за пределами Севера. Митрополит Лаврентий, до назначения в Казань бывший игуменом Важского монасты­ря, расположенного недалеко от Красногорской обители, приказал сделать список с иконы и привезти его в Казань. Это было сделано почти одновременно с открытием Раифского монастыря, куда икона Грузинской Божьей Матери и была помещена. Вскоре она стала одной из главных святынь Казанской епархии, в XVIII - начале XX вв. на поклонение чудотворной иконе в Раифский монастырь ежегодно прибывали тысячи богомольцев, в основном жителей Казанской губернии. Множество людей привлекали ежегодные крестные ходы (31 июля) из монастыря в Свияжск, где в течение 20 дней икона поочередно находилась в каждой из приход­ских городских церквей и в двух монастырях.

Все первоначально построенные храмы и другие строения монастыря сгорели в 1689г. В 1690-1717 гг., при третьем настоятеле игумене Германе под руководством иеромонаха из Ново-Иерусалимского монастыря мастера-стро­ителя Гермогена был построен новый, в основном каменный монастырь с десятью храмами и пятнадцатью престолами. В конце XVII-начале XVIII вв. Раифская пустынь пользовалась особым покровительством казанских митро­политов, проводивших здесь многие месяцы. Это Адриан (казанский митрополит в 1680 1690), позже патриарх, последний перед упразднением патриаршего престола, Маркелл (1690 1698), выходец из южных славян, Тихон III (Тимофей Васильевич Воинов) (митрополит в 1699-1724). Последний даже завещал похоронить его в Раифском монастыре, но завещание не было выполнено, и он, как и Маркелл, был похоронен в Благовещенском соборе Казанского Кремля. Помощь митрополитов сыграла очень важную роль в строительстве, ведь собственные владения монастыря (с. Свиногорье, ныне Елабужского района) были невелики.

Как и большинство российских монастырей, в XVIII - начале XIX вв. Раифская пустынь находилась в некотором упадке. Но было еще дна периода интенсивной строительной и реставрационной деятельности. Первый-в 20-30-с гг. XIX в. при настоятеле игумене, позже архимандрите Амвросии (Боголюбове), когда монастырь пользовался особым покровительством казанского архиеписко­па Филарета (Амфитеатрова) (архиепископ Казанский в 1826-1836гг.). Второй-в конце XIX начале XX вв. при настоятеле архимандрите Дмитрии (Сокольникове), неутомимом хозяйственнике и строителе.

Раифский монастырь уникальный архитектурный комплекс, единственный на территории Татарстана крупный монастырь, сохранившийся почти полностью. Монастырь не является цельным ансамблем, подобно некоторым комплексам Золотого кольца России, так как его храмы и другие строения сооружены в разнос время и в разных стилях, но они удачно сочетаются друг с другом.

Сохранились следующие постройки:

Стены с башнями, построенные в 1690-1717 гг., напоминающие
стены и башни Казанского Кремля. Значительная часть стен утрачена, из
пяти башен сохранились три - северо-западная, юго-восточная и юго-
западная, перестроенная под молельный дом.

Братский корпус с церковью, построен в конце XVII-начале XVIII
вв. Миниатюрный храм в разные годы освящался во имя Алексея Человека
Божьего, в честь Суда Божия. В 1794г. пришедшие в ветхость корпус и
церковь возобновлены на средства полковницы Н.И. Киселевой и храм
тогда же заново освящен во имя Святой Мученицы Софии и дочерей ее
Веры, Надежды, Любви. Восстановлен в 1992-1994 гг.

3. Корпус церкви во имя Преподобных Отцов в Раифе и Синае
Убиенных, построенный на месте первого монастырского храма, церковь
освящена в 1708г. В 1892 1897гг. корпус и храм перестроены по проектам
А.Г. Невинского (1892) и Ф.Н. Малиновского (1897).

4. Грузинско-Богородицкая церковь, выстроенная в 1835-1842 гг. по про­-
екту архитектора М.П. Коринфского вместо пришедшего в ветхость храма
конца XVII в. Служила зимним храмом монастыря и местом пребывания его
главной святыни. Строительство велось на пожертвования и обошлось в 50 (НИ)
рублей, среди самых крупных жертвователей - казанский мещанин Д

Орлов, поступивший в число братии монастыря, и казанский купец К.И. Колычев, построивший один из приделов. Яркий образец русского ампи­ра. Реставрирована в 1992-1995 гг.

5. Колокольня, выстроенная над святыми вратами юго-восточной
стены монастыря в 1889-1903 гг. на средства, пожертвованные купцом
М.Т. Атлашкиным. В нижнем ярусе находился небольшой храм, освящен­
ный во имя Архистратига Михаила. Колокольня пятиярусная, высота
около 50 м, выстроена в классическом стиле.

Крупный лесоторговец купец Михаил Тимофеевич Атлашкин (ум. 1901), мариец, выходец из крестьян д. Кожла-Сола Царевококшайского уезда был похоронен на монастырском кладбище, снесенном в советское время. Ныне территрия кладбища расчищена. Могильная плита М.Т. Атлашкина найдена и установлена примерно на месте бывшей могилы.

6. Троицкий собор, построен в 1904-1910гг. по проекту Ф.Н. Малиновского
на месте храма конца XVII в. Служил главным храмом монастыря. Очень
крупный пятиглавый храм без колокольни. Яркий образец эклектики псевдорус­
ского "кирпичного" стиля. Реставрирован и заново освящен в 1996г.

15 июня 1918г. крестьянами села Бело-Безводное в монастыре были убиты чекисты Валентин Несмелов (сын философа В.И. Несмелова, см. статью "Казан­ская духовная академия"), Федор Копко, Петр Лавринович и четыре красноармей­ца, явившиеся в пустынь для обыска и вызвавшие возмущение богомольцем своим бесцеремонным поведением. Опасавшиеся репрессий монахи разошлись. В опустевшем монастыре в 1919г. разместился лесной факультет Казанского университета. В этом же году вернулась часть братии, им отдали один из храмом и часть братского корпуса. В 1929г. монастырь окончательно закрыли. 14 января 1933 г. собравшиеся в храме монахини и монахи казанских упраздненных монастырей были арестованы за незаконное богослужение. Бывшая настоятельница Федоровского монастыря игуменья София и еще 9 монахинь приговорены к расстрелу, около 20 человек к длительным срокам лишения свободы. В 30-80-егг. в монастыре находилась воспитательная трудовая колония для несовершен­нолетних. В 1990-1992 it. монастырь был постепенно возвращен церкви. 14 августа 1990г. была совершена первая литургия и в монастырь возвращена чудотворцам икона Грузинской Божьей Матери, долгие десятилетия хранившаяся в церкви Ярославских Чудотворцев на Арском кладбище.


^ РУССКИЕ ШИРДАНЫ

171. ПЕТРОПАВЛОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ

Трехпрестольный двухэтажный каменный храм построен в 1784 г. Главный престол находился на втором этаже, на первом-зимний храм во

имя Иоанна Воина/под колокольней-небольшой престол в честь чудот­ворной иконы Ахтырской Божьей Матери.

Крупный храм с высокой, квадратной в плане трехъярусной колоколь­ней, под которой расположен вход в главный храм по широкому лестнич­ному маршу. Композиция храма характерна для русского барокко, декор выполнен в духе раннего классицизма.

Храм построен на средства местного помещика-полковника Петра Иакинфовича Лазарева, к этому времени умершего, стройка организова­на, очевидно, сыном завещателя отставным поручиком Николаем Петро­вичем Лазаревым.




Похожие:

Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь iconКлючи к тестам Технический труд 8 класс

Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь iconДокументы
1. /право/10 класс КЛЮЧИ К ЗАДАНИЯМ.doc
2. /право/11...

Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь iconДокументы
1. /ответы/Ключи 10-11 зона.doc
2. /ответы/Ключи...

Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь iconДокументы
1. /Тит Нат Хан ключи дзен.doc
Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь iconДокументы
1. /Климов В.В.Импульсные ключи в цифровых устройствах.1989.djvu
Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь iconДокументы
1. /ОБЖ/Олимп 10-11кл. 2011-2012 Ключи.doc
Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь iconУрок-путешествие с элементами природоведения Тема: сложение и вычитание чисел 2 и Цели
Оборудование: телеграмма, рисунок Зимушки-зимы, Красавицы-весны, цветочек, замок и ключи
Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь iconУрок по теме провела: учитель физики Буланова В. А. 2004 г
Оборудование: источники тока (батарейки), амперметры, вольтметры, лампочка, реостаты, резистор, ключи, соединительные провода
Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь iconПротокол I отборочного тура Республиканского Интернет-конкурса на
...
Большие ключи (Ключи) 161. Иоанно-богословская церковь iconПрограмма элективного курса «Ключи к тайнам Клио»
Цель курса: повысить интерес учащихся к истории как науке, добиться более углубленного ее изучения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов