Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» icon

Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»



НазваниеViii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании»
Дата конвертации30.09.2012
Размер178.01 Kb.
ТипПрограмма

VIII. Программа коррекционной работы


Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции УМК «Школа России», а также с учетом опыта работы школы по данной проблематике.

Цель программы

Программа коррекционной работы в соответствии со Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья1 в освоении основной образовательной программы начального общего образования, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальную адаптацию.

Программа коррекционной работы предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья посредством индивидуализации и дифференциации образовательного процесса.

Программа коррекционной работы может предусматривать как вариативные формы получения образования, так и различные варианты специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это могут быть формы обучения в общеобразовательном классе или по индивидуальной программе, с использованием надомной и (или) дистанционной формы обучения. Варьироваться могут степень участия специалистов сопровождения, а также организационные формы работы.


^ Задачи программы

— Своевременное выявление детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определение особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов;

— определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

— создание условий, способствующих освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

— осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— разработка и реализация индивидуальных учебных планов, организация индивидуальных и (или) групповых занятий для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии, сопровождаемые поддержкой тьютора образовательного учреждения;

— обеспечение возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получения дополнительных образовательных коррекционных услуг;

— реализация системы мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

— оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.

Программа коррекционной работы направлена на:

  • преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности;

  • овладение навыками адаптации учащихся к социуму;

  • психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении;

  • развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей);

  • развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.



1) Преодоление затруднений учащихся в учебной деятельности

Оказание помощи учащимся в преодолении их затруднений в учебной деятельности проводится педагогами на уроках, чему способствует использование в учебном процессе УМК «Школа России». Методический аппарат системы учебников «Школа России» представлен заданиями, которые требуют: выбора наиболее эффективных способов выполнения и проверки; осознания причины успеха /неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.

Преодолению неуспешности отдельных учеников помогают задания для групповой и коллективной работы, когда общий успех работы поглощает чью-то неудачу и способствуя пониманию результата. В учебниках представлена система таких работ, позволяющих каждому ребенку действовать конструктивно в пределах своих возможностей и способностей.

^ В учебниках курса «Математика» в конце каждого урока представлены задания для самопроверки. Каждая тема во всех учебниках заканчивается разделами; «Что узнали. Чему научились» и «Проверим себя и оценим свои достижения», которые согласуются с целями, сформулированными на шмуцтитуле. Этот материал позволяет учащимся сделать вывод о достижении целей, поставленных в начале изучения темы. В учебниках 1 — 4 классов в конце каждого года обучения приводятся «Тексты для контрольных работ», представленные на двух уровнях: базовом и на уровне повышенной сложности.

В учебниках 1—4 классов представлен материал, направленный на формирование умений планировать учебные действия: учащиеся составляют план учебных действий при решении текстовых задач, при применении алгоритмов вычислений, при составлении плана успешного ведения математической игры, при работе над учебными проектами.

Всё это создаёт условия для формирования умений проводить пошаговый, тематический и итоговый контроль полученных знаний и освоенных способов действий.

^ В курсе «Изобразительное искусство», начиная с первого класса, формируется умение учащихся обсуждать и оценивать как собственные работы, так и работы своих одноклассников. Такой подход способствует осознанию причин успеха или неуспеха учебной деятельности. Обсуждение работ учащихся с этих позиций обеспечивает их способность конструктивно реагировать на критику учителя или товарищей по классу. В каждом учебнике курса «Изобразительное искусство» представлены детские работы, которые тематически связаны с предлагаемыми практическими заданиями. Рассмотрение работ ребят-одноклассников помогает понять, насколько удачно выполнил творческую работу сам ученик.

^ В курсе «Технология» составление плана является основой обучения предмету. Исходя из возрастных особенностей младших школьников, в учебниках (1—4 кл.) планы изготовления изделий представлены в двух видах: тестовом и иллюстративном (в виде слайдов). Каждому пункту текстового плана соответствуют один или несколько слайдов, которые позволяют продемонстрировать использование специальных приемов, способов и техник изготовления изделий.

^ В учебниках курса «Литературное чтение» в методическом аппарате каждой темы выстроена система вопросов и заданий для планирования и осуществления контрольно-оценочной деятельности.

В конце каждого раздела помещен материал «Наши достижения. Проверь себя». Задания этого раздела включают вопросы как базового уровня (планируемые результаты ФГОС на базовом уровне освоения), так и повышенного уровня, которые позволяют учащимся сделать вывод о достижении поставленных в начале изучения раздела целей и задач.

^ В курсе «Русский язык», в 1 классе, сопоставляя рисунки с изображением детей разных национальностей и предложения, написанные на разных языках, первоклассники, прочитав запись на русском языке, задумываются над тем, что, не зная чужой язык, невозможно и прочитать и понять написанное. Или, решая орфографические задачи, при постановке вопроса: «В каких словах выбор буквы вызывает у тебя затруднение…» — ученик задумывается над причиной этого явления; либо он не знает правило, либо не понял значение слова, либо не может найти проверочное слово и т.п.

^ В курсе «Информатика» действие планирования в наиболее развернутом виде формируется в проектной деятельности.


2) Овладение навыками адаптации учащихся к социуму

На уроках с использованием УМК «Школа России» педагоги имеют возможность формировать начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Учебники содержат задания, тексты, проекты, практические работы, направленные на осмысление норм и правил поведения в жизни (на это работает, практически, весь курс «Окружающий мир»).

^ Курс «Математика» формирует у ребенка первые пространственные и временные ориентиры, знакомит с миром величин, скоростей, с разными способами отображения и чтения информации и пр.

^ Курсы «Литературное чтение», «Русский язык», «Иностранные языки» формируют нормы и правила произношения, использования слов в речи, вводит ребенка в мир русского и иностранных языков, литературы.

^ Курсы «Изобразительное искусство, «Музыка» знакомят школьника с миром прекрасного.

Курс «Основы религиозных культур и светской этики» формирует у младших школьников понимание значения нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

Важным объединяющим компонентом предметных линий системы учебников является творческий характер заданий, материал для организации учебной деятельности, в том числе проектной, на уроках и во внеурочной работе. Формирование умения решать поставленные задачи в «условиях неизвестности», то есть, когда нет и не может быть единственного правильного ответа, когда задан алгоритм действия, но нет образца, способствует развитию навыков адаптации к изменяющемуся миру, умению действовать самостоятельно.

В ОУ проводятся мероприятия по адаптации детей к школе:

  • консультации для педагогов по темам «Психологическая готовность детей к школе», «Характеристика детей младшего школьного возраста», «Школьная дезадаптация и связанные с ней трудности обучения»;

  • индивидуальные беседы с родителями первоклассников на тему «Особенности развития ребёнка до поступления в школу»;

  • выступление на первом родительском собрании по теме «Ребёнок идёт в первый класс»;

  • заполнение родителями анкеты по выявлению уровня адаптации ребёнка в школе;

  • проведение цикла занятий с детьми «Введение в школьную жизнь»;




№ п/п

Темы занятий

Количество занятий



Знакомство

1



Я и моё имя

1



Я и моя семья

1



Урок и перемена

1



Экскурсия по школе

1



Ученье-свет, а неученье-тьма

1



Когда всем весело, а одному грустно

1



Волшебные слова

1

  • проведение коррекционной работы с детьми, показавшими средний и высокий процент дезадаптации

М.А.Панфилова «Лесная школа». «Коррекционные сказки для младших школьников»


№ п/п

Темы занятий

Количество занятий

Сказки для школьной адаптации




Создание лесной школы

1




Букет для учителя

1




Смешные страхи

1




Игры в школе

1




Школьные правила

1

Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям




Домашнее задание

1




Школьные оценки

1




Ленивец

1




Списывание

1




Подсказка

1

Сказки о здоровье и о том, как стать большим




Телевизор

1




Бабушкин помощник

1




Прививка

1




Больной друг

1

Сказки о школьных конфликтах




Ябеда

1




Шапка-невидимка

1




Задача для Лисёнка (ложь)

1




Спорщик

1




Обида

1




Хвосты (межгрупповые конфликты)

1




Драки

1




Грубые слова

1




Дружная страна

1




Гордость школы

1


При необходимости проводятся занятия с детьми коррекционные занятия

Соловьева Т.А., Рогалева Е.И.

Первоклассник: адаптация в новой социальной среде

С.И. Семенака

Социально- психологическая адаптация ребёнка в обществе

Коррекционно-развивающие занятия

№ п/п

Темы занятий

Количество занятий




Наши чувства и действия

1

1

Зачем человеку чувство стыда

1

2

Учимся честно говорить о проступке

1

3

Почему трудно признать свою вину

1

4

Детские жалобы

1

5

Учимся справляться с чувством протеста

1

6

Учимся справляться с чувством обиды

1

7

Мама-надёжный защитник

1

8

Когда опасен гнев?

1

9

Всегда ли мы поступаем правильно?

1

10

Можно ли справиться со злом?

1



3) Психолого-медико-педагогическое сопровождение школьников, имеющих проблемы в обучении

В школе работает ПМПк. Детям с проблемами в обучении оказывается помощь специалистами консилиума.


^ План работы ПМПк


Цель: Обеспечение коррекционного психолого-медико-педагогического сопровождения обучающихся с отклонениями в развитии, исходя из реальных возможностей ОУ и в соответствии со специальными образовательными потребностями, возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья обучающихся.

Задачи:

• выявление и ранняя диагностика отклонений в развитии и/или состояний декомпенсации;

• профилактика физических, интеллектуальных и эмоционально-личностных перегрузок и срывов;

• выявление резервных возможностей развития;

• определение характера, продолжительности и эффективности специальной (коррекционной) помощи в рамках имеющихся в ОУ возможностей;

• подготовка и ведение документации, отражающей актуальное развитие ребёнка, динамику его состояния, уровень успешности;

• организация взаимодействия между специалистами учреждения и специалистами, участвующими в деятельности консилиума.



п/п


Мероприятия


Ответственные

Срок

проведения


1.

а) Утверждение состава ПМПк на 2011-2012 учебный год

б)Инструктаж по выполнению функциональных обязанностей членов школьного ПМПК

председатель

ПМПк

сентябрь

2.



Предварительный сбор информации.

-запросы на обследование детей на консилиуме

-сбор необходимой первоначальной информации

-формирование проблем

логопед

психолог


сентябрь

3.

Обследование детей специалистами консилиума, составление программ индивидуальной коррекционно-развивающей работы

психолог

логопед

учитель

врач


октябрь


4.


Разработка программ воспитательных мер в целях коррекции отклоняющегося развития воспитанников.

соц.педагог

психолог



в течение года

5.


Реализация рекомендаций консилиума по развитию и коррекционной работе

учителя

логопед

психолог



в течение

года

6.

Решение вопроса о направлении учащихся на городскую ПМПК, подготовка необходимой документации.


ПМПк


март

7.

Участие и выступление на МО с целью оказания методической помощи





по запросу

8.

Консультирование родителей и организация помощи при трудностях в обучении и воспитании детей.

логопед

психолог

в течение

года

9.

Проведение оценки эффективности коррекционно-развивающей работы

ПМПк

май

10.

Анализ работы ПМПк за год.

Составление плана работы па следующий учебный год

ПМПк

май


4) Развитие творческого потенциала учащихся (одаренных детей)

Развитие творческого потенциала учащихся начальной школы осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности. Использование на уроках УМК «Школа России»

Формирование и освоение творческих способов и приёмов действий основывается на разработанной в учебниках системе заданий творческого и поискового характера, направленных на развитие у учащихся познавательных УУД и творческих способностей. В учебниках «Школы России» в каждой теме формулируются проблемные вопросы, учебные задачи или создаются проблемные ситуации.

^ В курсе «Русский язык» одним из приёмов решения учебных проблем является языковой эксперимент, который представлен в учебнике под рубрикой «Проведи опыт». Проводя исследование, дети, например, узнают, как можно определить слоги в слове, основу слова; убеждаются, что слов без корня не бывает; определяют, какие глаголы спрягаются, а какие — нет. Учащиеся включаются в поиск ответа, выдвигая предположения, обсуждая их, находя с помощью учебника необходимую информацию, делая выводы и таким образом, овладевают новыми знаниями.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами и проектными задачами, которые предусмотрены в каждом классе предметных линий комплекса учебников «Школа России».

^ В курсе «Математика» освоение указанных способов основывается на представленной в учебниках 1—4 классов серии заданий творческого и поискового характера, например, предлагающих:

  • продолжить (дополнить) ряд чисел, числовых выражений, равенств, значений величин, геометрических фигур и др., записанных по определённому правилу;

  • провести классификацию объектов, чисел, равенств, значений величин, геометрических фигур и др. по заданному признаку;

  • провести логические рассуждения, использовать знания в новых условиях при выполнении заданий поискового характера.

В учебниках предлагаются «Странички для любознательных» с заданиями творческого характера, начиная со 2 класса, добавляются странички «Готовимся к олимпиаде», задания конкурса «Смекалка».

С первого класса младшие школьники учатся не только наблюдать, сравнивать, выполнять классификацию объектов, рассуждать, проводить обобщения и др., но и фиксировать результаты своих наблюдений и действий разными способами (словесными, практическими, знаковыми, графическими). Всё это формирует умения решать задачи творческого и поискового характера.

Проблемы творческого и поискового характера решаются также при работе над учебными проектами по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, технологии, иностранным языкам, информатики, которые предусмотрены в каждом учебнике с 1 по 4 класс.

В школе имеется программа работы с одаренными детьми, которая включает в себя работу по выявлению и развитию учащихся данной группы.

Во внеурочной работе организуются творческие конкурсы, предметные олимпиады.

Каждый год в начальной школе проводятся предметные декады: математика, русский язык, окружающий мир.

Предметные декады включают в себя, как правило, внеклассные мероприятия для всех параллелей начальной школы, выставку тетрадей, олимпиаду, оформление газет, заключительное мероприятие.

Традиционно проводятся творческие конкурсы:

конкурсы рисунков, конкурсы поделок, поэтические конкурсы и т.д.

Дети участвуют в региональных и международных конкурсах:

«Русский медвежонок»-русский язык, «Кенгуру»-математика, «Енот-любитель естественных наук», «Почемучка».


5)Развитие потенциала учащихся с ограниченными возможностями.


С детьми VII вида, VIII вида и I V вида учителя проводят дополнительные занятия по предметам, а психолог и логопед проводят коррекционно-развивающие занятия групповые либо индивидуальные.


^ Планируемые результаты:

- своевременно выявлены детей с трудностями адаптации, обусловленными ограниченными возможностями здоровья;

— определены особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья;

— определены особенности организации образовательного процесса для рассматриваемой категории детей в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребёнка, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;

— созданы условия, способствующие освоению детьми с ограниченными возможностями здоровья основной образовательной программы начального общего образования и их интеграции в образовательном учреждении;

— осуществлена индивидуально ориентированная психолого-медико-педагогической помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

— разработаны и реализованы индивидуальные учебные планы, организованы индивидуальные (или) групповые занятия для детей с выраженным нарушением в физическом и (или) психическом развитии;

— обеспечены возможности обучения и воспитания по дополнительным образовательным программам и получены дополнительные образовательные коррекционные услуги;

— реализована система мероприятий по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья;

— оказана консультативная и методическая помощь родителям (законным представителям) детей с ограниченными возможностями здоровья по медицинским, социальным, правовым и другим вопросам.




Похожие:

Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма коррекционной работы Введение
Программа коррекционной работы — это комплексная программа по оказанию помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении...
Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconДокументы
1. /Программа коррекционной работы.doc
Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconДокументы
1. /6. Программа коррекционной работы.docx
Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма коррекционной работы образовательного учреждения пояснительная записка
Задания для этой группы детей, обучающихся по системе учебников «Начальная школа XXI века», включены в учебники, рабочие тетради,...
Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма коррекционной работы
Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной...
Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма коррекционной работы
Стандартом направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной...
Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconЭтапы работы Содержание коррекционной работы
Воспитание умения сосредоточить внимание и удержать определенное количество предметов в памяти
Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма дисциплины «Семьеведение» специальности 100110. 65 «Домоведение» Специализация «Управление делами офиса и дома»
Учебная программа дисциплины «Семьеведение» разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма коррекционной работы
Федеральным государственным стандартом начального общего образования является обеспечение «условий для индивидуального развития всех...
Viii. Программа коррекционной работы Программа коррекционной работы разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании» iconПрограмма №1 коррекционной работы в рамках образовательной программы ноо цель программы
Стандарта направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в освоении основной образовательной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов