Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики icon

Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики



НазваниеРуководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики
Звонова Т.А
Дата конвертации25.10.2012
Размер114.94 Kb.
ТипРуководство



Методическое руководство

по теме

«Дидактическая игра на уроках математики».


Разработала

учитель математики

МОУ СОШ №45 с. Ямкино

Звонова Т.А.


Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать у учащихся интерес к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов обучения и таких методических приемов, которые активизировали бы мысли школьников, стимулировали бы их к самостоятельному получению знаний. Возникновение интереса к математике у значительного числа учащихся зависит от методики её преподавания. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно и увлеченно, и использовать это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса.

Немаловажная роль здесь отводится дидактическим играм на уроках математики – современному и признанному методу обучения и воспитания, обладающему образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве.

Игра – творчество, игра – труд. В процессе игры у детей вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Увлекшись, дети не замечают, что учатся: познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с огромным желанием, прилагая все усилия, чтобы не подвести товарищей по игре. Во время игры дети, как правило, очень внимательны, сосредоточены и дисциплинированны.

Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Игра должна рассматриваться как могущественный незаменимый рычаг умственного развития ребенка.

Дидактическая игра – не самоцель на уроке, а средство обучения и воспитания. Игру не надо путать с забавой, а необходимо смотреть на неё как на вид преобразующей творческой деятельности в тесной связи с другими видами учебной работы.

Рассмотрим, в чем состоит специфика дидактической игры, её существенный признак. Основными структурными компонентами дидактической игры являются: игровой замысел, правила, игровые действия, познавательное действие, содержание или дидактические задачи, оборудование, результат игры.

Игровой замысел – выражен, как правило, в названии игры; выступает в виде вопроса, как бы проектирующего ход игры.

Правила – определяют порядок действий и поведение учащихся в процессе игры, способствуют созданию на уроке рабочей обстановки.


Игровые действия – регламентируют правила игры, способствуют познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои возможности, применить имеющиеся знания, умения и навыки для достижения целей игры.

Оборудование – в значительной мере включает в себя оборудование урока. Это и ТСО, диафильмы, таблицы, модели, раздаточные материалы и т.д.

Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны между собой, и отсутствие основных из них разрушает игру. Сочетание всех элементов игры и их взаимодействие повышают организованность игры, её эффективность, приводят к желаемому результату. Ценность дидактических игр заключается в том, что в процессе игры дети в значительной мере самостоятельно приобретают новые знания, активно помогают друг другу в этом. При использовании игр важно следить за сохранением интереса школьников к игре; важно проводить игру выразительно; учитель должен сам в определенной степени включаться в игру; математическая сторона содержания игры всегда должна отчетливо выдвигаться на первый план.

При организации дидактических игр с математическим содержанием необходимо продумывать следующие вопросы методики:

  1. цель игры.

  2. количество играющих.

  3. какие дидактические материалы и пособия понадобятся для игры?

  4. как с наименьшей затратой времени познакомить ребят с правилами игры?

  5. на какое время должна быть рассчитана игра? Будет ли она занимательной, захватывающей?

  6. как обеспечить участие всех школьников в игре?

  7. как организовать наблюдение за детьми?

  8. какие изменения можно внести в игру, чтобы повысить интерес и активность детей?

  9. выводы, заключения после игры.

Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. Например, при усвоении новых знаний возможности дидактических игр значительно уступают более традиционным формам обучения. А вот при проверке результатов обучения, выработке навыков, формировании мнений дидактическая игра может сыграть большую роль, принести большую пользу для выработки автоматизма действий, для воспитания серьёзного отношения к математике. Ниже приведу примеры дидактических игр, которые я, по-возможности, стараюсь проводить по классам в соответствии с определенной темой урока. Предложенные игры использую лишь на отдельных этапах урока, в виде игровых моментов: викторин, ребусов, турниров, соревнований и т.д. с учащимися 5-9 классов.


Класс

Тема урока

Название игры

Цель игры

Содержание

5

Сложение и вычитание натуральных чисел

Магические квадраты

Чисто игровой характер




Сумма чисел в каждой строке, в каждом столбце и в каждой из двух диагоналей равна одному и тому же числу, называемому «магической суммой»

5

Делимость натуральных чисел

Лабиринт сомножителей

Отработка навыков деления натуральных чисел




  1. 27

2

9 9 2 4

8 3 432 4

2 3

3 2 3

4 18

В воротах лабиринта делители числа 432 Поочередно каждому члену команды надо войти в лабиринт и дойти до центра, получив в произведении число 432

5

Арифметические действия с натуральными числами

Викторина

Активизация умственной деятельности учащихся при закреплении изученного материала

Задания (проектируются в виде таблицы на доску)

  1. Найди 2 такие числа, произведение которых = 63 и частное от деления большего числа на меньшее также = 63

  2. Напиши промежуточные цифры






  1. Выпиши подряд числа от 1 до 99. Сколько раз при этом будет написана цифра 3?

  2. Вычисли: (устно)

а)7*24*125 в)25*3*4

б)(16*17):8 г)17+28+43

5

Десятичные дроби

Индивидуальное лото

Отработка навыков умножения, деления, сложения и вычитания десятичных дробей

В конверте учащимся предлагается набор карточек (7-8) штук и большая карта с 6 ответами. Учащийся достает карточку, решает пример и накрывает ею соответствующий ответ на большой карте, если все примеры решены правильно, то на обратной стороне составляется условный шифр: рисунок, буква и т.д.

0,5*3,4:2 0,8*5,6*5

4*1,75

34,47*0,9+5,53*0,9

28,53*0,8+1,47*0,8

7,86х+2,14х, х=0,02

7,86х-2,86х, х=0,4

13,56х+6,44х, х=0,4

Большая карта

7 24 36

2 22,4 12

5

Литературно-математическая задача:

В литературном произведении описываются события, происходившие на Половецкой земле в году А, в году В для Екатерины 2 была сделана копия произведения, а в году С произведение было впервые издано. В году Д рукопись погибла в московском пожаре. О каком произведении идет речь? («Слово о полку Игореве»).

1) А=(108*18-53856:66)*(16912:56-301)+(30+3.9)

2) В=(((546026:26+407*27):70+116):573)*(2000-204)

3) С=(404*(152-(3776:59+4148):81)+1000):23

4) 98/11+0,26D=3D/50-3/11+1,2D+(99-1000)*2

6

Прямоугольная система координат

Соревнование художников

Закрепить с уч-ся понятие координат точки и умение строить точки по заданным координатам

На доске записаны координаты точки (0;0); (-1;1)…

Если на кординатной пл-ти каждую точку последовательно соединить отрезками, то получится рисунок.

И обратная работа.

Эту игру удобно использовать на уроках алгебры в VI и VII кл. при изучении темы «Функция. Область определения. Область значения»

6

Арифметические действия с обыкновенными дробями

Цветок, солнышко

Отработка навыков работы с обыкновенными дробями

Учитель проецирует на доску цветки (число цветков равно числу команд). На листике – число, которое надо сложить, вычесть, умножить с числами, записать на лепестках. выигрывает та команда, которая быстрей получит верные ответы. (результаты заранее выписываются на доске)



6

Арифметические действия с рациональными числами

Числовая мельница

Закрепление у уч-ся навыков выполнения арифметических действий с рацион. числами







Решение линейных уравнений с одной переменной

Круговые задания (эстафета)

Отработка навыков решения линейных уравнений с одной переменной

Учитель готовит 8 карточек. На каждой карточке 6 заданий. Уч-ся одной парты, решив одно уравнение, передают карточку уч-ся II парты из той же команды и т.д. Выигрывает та команда, которая раньше всех решит все

уравнения.

Пример: 1) 2000: (2х+520)=2

2) 61-(3х+51)=1

3) (8х-12)*15-200:4=10

4) (49х+11)*5-293=7

5) (5х+70):120+2=3

6) (6х-35)*35 =245

Все эти уравнения связаны м/у собой так, что корень любого из уравнений есть среди чисел, записанных в правой части уравнения.

Эту игру уместно применить при прохождении темы: «Формулы сокращенного умножения»

7 1)

Понятие прямой и обратной пропорциональности

Молчанка

При устном опросе отрабатываются определенные темы

Сигнальные карточки (красные, зеленые). Правильный ответ - красная карточка. Неправильный ответ – зеленая.

Примеры:

1) какое из равенств можно назвать пропорцией:

а) 17:12=7:5

б) 5:20=3/8*6/29

2) при каком а верно равенство:

а) 20:37=8:7.4

б) 0.1а/4=3.4/17

3) существует ли треугольник со сторонами пропорциональными числам

а) 2,3,7; б) 2,3,4

7

Игра проводится после изучения очередной темы

Геометрический аукцион

Проверка усвоения учащимися математических (геометрических) терминов по изученной теме

Игра состоит в том, чтобы составить цепочку геометрических терминов по принципу: каждый следующий термин начинается с той буквы, на которую оканчивается предыдущий.

«Перпендикляр»«радиус» и т.д. принимаются посл. термин

7

Решение квадратных уравнений

«Кто быстрее сядет в ракету»

Закрепление знаний учащихся, полученных в результате изучения данной темы

Учащиеся делятся на 2 команды. Каждой из них предлагается серия заданий типа: 1 ком.

  1. найди значение выражения

  2. реши уравнение

  3. при каком значении к уравнение имеет один корень?

  4. уравнение имеет корень х1=8. найди х2 и в? На 2 ком. – аналогичн. задания. На доску при этом проецируется рисунок (без ответов). К доске вызываются учащиеся из команд и записывают ответы на ступеньки ракеты. Побеждает та команда, которая быстрее сядет в ракету.

8

Сложение целых чисел

Степень с целым показателем

Конь

Отработка учащимися простейших вычислительных навыков и тождественных преобразований

Игра индивидуальная. Каждый учащийся получает таблицу и «коня» (кружок, пуговица, монета и т.д.) играющему надо провести «коня» от старта к финишу. «Конь» двигается как на шахматной доске.


Но здесь необходимо соблюдать условие: число, записанное на старте или там, где стоит «конь», сложенное с числом из клетки, где «конь» делает поворот, должно дать число, которое записано в клетке, куда прыгает «конь»

8

Геометрические фигуры и их свойства

Кроссворды

Отработка геометрических терминов




По горизонтали:

  1. фигура, состоящая из всех точек плоскости, равноудаленных от данной точки

  2. часть прямой, состоящая из всех точек этой прямой, лежащих между двумя данными точками

  3. отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны

По вертикали:

  1. фигура, состоящая из двух различных полупрямых с общим началом

  2. расстояние от точки окружности до её центра

  3. фигура, состоящая из 3 точек, не лежащих на одной прямой, и трёх отрезков попарно-соединяющих эти точки

  4. единица измерения длины

9

Площади многоугольников

Длина окружности и площадь круга

Мозаика геометрических фигур

Выработка навыков решения задач на применение изученных формул

На доску проецируется мозаика равносторонних треугольников. Вопросы:

  1. сколько всего равносторонних треугольников в мозаике

  2. найти сумму периметров всех треугольников, если длину стороны меньшего принять за 1

  3. найти сумму площадей всех треугольников, если длину стороны меньшего принять за 1

на доску проецируется система вписанных и описанных квадратов и окружностей.

вопросы:

  1. сколько всего квадратов и кругов в мозаике?

  2. найти сумму всех периметров квадратов и сумму длин всех окружностей, если радиус меньшей окружности r

  3. найти площади всех квадратов и кругов, если радиус большей окружности R

9

Арифметическая, геометрическая прогрессии

В виде игровой ситуации учащимся предлагается задача, которая содержит жизненные факты, но при решении которой возникает необходимость в выводе новой формулы:

Например: «однажды незнакомец постучал в окно к богатому купцу и предложил такую сделку: Я буду ежедневно, в течение 30 дней приносить тебе по 100000р. А ты мне в первый день дашь за 100000р. 1к., во второй день – 2к. и так каждый день будешь увеличивать предыдущее число денег в 2 раза. Если тебе выгодна такая сделка, то с завтрашнего дня начнем. Купец обрадовался такой удаче, заключил сделку.»Кто в этой ситуации проиграл?



Конечно, рассмотрены далеко не все дидактические игры, которые можно успешно применять на уроках математики. Наряду с дидактическими играми на уроках математики можно применять и так называемые деловые игры, которые в последнее время получают все большее распространение, а так же тестирование, которое можно применять как средство контроля за состоянием знаний и умений учащихся по вопросам, имеющим ключевое значение для изучения нового материала. При этом тесты можно удачно сочетать с упражнениями по проверке знаний и умений учащихся, по актуализации этих знаний и умений, т.е. для оптимального совмещения контроля и попутного повторения.

В заключении хочется сказать, что систематическое применение и использование дидактических, деловых игр, тестов, и других традиционных форм обучения и воспитания школьников на разных этапах изучения различного по характеру математического материала является эффективным средством активизации учебной деятельности школьников, положительно влияющим на повышение качества знаний, умений и навыков учащихся, развитие умственной деятельности.




Похожие:

Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики iconУрок сказка» по теме: «Упрощение выражений» (урок закрепления пройденного материала) Учитель математики: Шарынина Алла Николаевна, гоу сош №17 Василеостровского района
...
Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики iconУрок-квн в 9 классе по теме: «Степень с рациональным показателем» Разработала: Учитель математики моу гимназии №88 Якунина Любовь Анатольевна г. Краснодар
Цель урока: повторить и закрепить изученный материал по теме урока в процессе решения упражнений
Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики iconУрок-соревнование в 7 классе по теме: «Степень» Разработала: Учитель математики моу гимназии №88 Якунина Любовь Анатольевна г. Краснодар 7 класс
...
Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики icon«Жизнь украшается двумя вещами: занятием математикой и её преподаванием»
Рмо учителей математики «Обобщение и распространение передового педагогического опыта». Перед учителями математики выступила с опытом...
Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики iconПротокол заседания рмо учителей математики от 26 марта 2010 года. Присутствовало 20 человек. Повестка дня
По первому вопросу слушали учителя математики Фоминской сош Низову Н. А. «Здоровьесбережение на уроках математики»
Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики iconНаучно-исследовательская работа по теме: «Нестандартные формы уроков математики». (Разработала серию нестандартных уроков математики для 1 класса по традиционной программе по школе 1-4 и проследила степень их влияния на эффективность усвоения нового материала.
Презентация учителя начальных классов моу еласовская средняя общеобразовательная школа Абрамовой Надежды Сергеевны
Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики icon«средняя общеобразовательная школа с. Прималкинского» Разработала учитель математики Шестопалова Ю. В
Обобщение и систематизация знаний по теме «Обыкновенные дроби. Сло-жение и вычитание дробных чисел. Сравнение дробных чисел»
Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики iconУрок по теме «решение квадратных уравнений» Цели урока: 1 Дидактическая
Одно из замечательных качеств математики любознательность. Постараемся доказать это на уроке
Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики iconРазработала учитель математики
«Геометрия 7-9», автор А. В. Погорелов, недельная нагрузка – 2 часа, контрольных работ за год – 5
Руководство по теме «Дидактическая игра на уроках математики». Разработала учитель математики iconУроках математики ( выступление на шмо учителей математики)
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов