Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе icon

Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе



НазваниеОсобенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе
Дата конвертации25.10.2012
Размер37.61 Kb.
ТипУрок

Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе


Общепринято, что здоровье – это состояние полного духовного, физического, социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. В настоящее время одной из актуальных проблем образования является совершенствование физического воспитания школьников посредством внедрения в учебный процесс здоровьесберегающих технологий. Под здоровьесберегающими технологиями понимается комплекс мероприятий проводимых с целью оздоровления обучающихся и профилактики болезней. Появление данного направления обусловлено постоянно снижающимся уровнем здоровья обучающихся.В нашей школе реализуется программа “Здоровье”. Программа носит комплексный характер и предусматривает работу с родителями, организацию правильного питания, активного досуга обучающихся, проведение психологических тренингов и т.д. Занятия физической культурой, основной целью которых является оздоровление и профилактика заболеваний, являются неотъемлемой составляющей данной программы.

Занятия физической культурой в школе имеют реальный шанс повлиять, прежде всего, на уровень физического здоровья школьников – уровень роста и развития органов и систем организма, основу которого составляют функциональные резервы, обеспечивающие адаптационные реакции.

Здоровьесберегающие технологии предполагают комплексный подход к укреплению здоровья. Комплекс мероприятий здоровьесбережения в рамках осуществления физического воспитания в школе включает следующие виды деятельности:

  • проведение комплексной диагностики физического здоровья обучающихся;

  • организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью;

  • пропаганда здорового образа жизни (проведение ежемесячных радиопередач по данной тематике);

  • применение физических упражнений для профилактики заболеваний;

  • применение комплексов упражнений лечебной физической культуры с детьми, имеющими различные заболевания.

Диагностика состояния здоровья, проводимая на протяжении нескольких лет на базе МОУ Кожевниковской СОШ №1 Томской области, показала, что среди школьников около 80% обследованных имеют хронические заболевания. При этом наиболее распространенными являются заболевания органов дыхания, ослабленное зрение, заболевание опорно-двигательного аппарата (нарушение осанки, плоскостопие).

Однако, наличие хронических заболеваний - не единственный критерий физического здоровья обучающихся. В качестве таковых можно выделить следующие (Е.А.
Бабенкова, 2003):

  • наличие или отсутствие отклонений в дошкольном возрасте (для определения риска развития тех или иных отклонений в состоянии здоровья);

  • уровень физического развития, степень его гармоничности, соответствие биологического возраста календарному;

  • уровень физической подготовленности;

  • нервно-психическое развитие ребенка (психические функции, социальное поведение);

  • уровень функционирования основных систем организма;

  • степень сопротивляемости и устойчивости организма к болезням;

  • адаптация (приспособление) к меняющимся внешним условиям;

  • улучшение (динамика) состояния здоровья.

Организация учебных занятий со здоровьесберегающей направленностью предполагает более тесное сотрудничество преподавателя физической культуры и врача, осуществляющего медицинский контроль здоровья школьников. При планировании подобных занятий большая часть учебного времени (30%) отводится на занятия с применением комплекса упражнений лечебной физической культуры. Таким образом, одно занятие в неделю носит непосредственно здоровьесберегающую направленность.

Урочные занятия имеют чёткую структуру: подготовительную часть, основную и заключительную. Подготовительная часть составляет 15-17 минут. Физические упражнения, используемые в подготовительной части урока, активизируют функциональные системы для выполнения последующей физической работы в течение занятия и оказывают непосредственный лечебно-профилактический эффект.

Основными в подготовительной части являются:

  • упражнения в движении, направленные на профилактику плоскостопия (ходьба на разных частях стопы, ходьба по канату, передвижение по гимнастической стенке и др);

  • беговые упражнения не высокой интенсивности (на носках, приставными шагами, скрестными шагами);

  • дыхательные упражнения (комплексы упражнений, игры с элементами дыхательной гимнастики).

Наибольший интерес у школьников младших классов вызывают игры с элементами дыхательной гимнастики, когда в ходе игры обучающиеся делают выдох с максимальной силой (игра “Король ветров”) или произносят отдельные звуки, например, игра “Самолетик”.

Играющие, энергично выдыхая, произносят звуки:

1) “Тук-тук” – проверяют колёса

2) “Сы-сы” – накачивают колёса

3) “Джик-джик” – открывают бак

4) “Буль-буль” – наливают бензин

5) “Джик-джик” – закрывают бак

6) Глубокий выдох – протирают стекло

7) “Др-др” – заводят мотор

8) “У-у-у” – расправляют крылья и летят

Основная часть занятия решает основные оздоровительные задачи. Занимает 20-25 мин. урочного времени. Основное содержание составляют элементы лечебной гимнастики:

  • с предметами (с гимнастической палкой, мячами);

  • в положении лежа (на гимнастической скамейке, матах);

  • в положении стоя (у гимнастической стенки).

Предлагаемые упражнения направлены на устранение: нарушений осанки, искривлений позвоночника, плоскостопия. Кроме этого используются комплексы физических упражнений, способствующих улучшению зрения.

В заключительной части (5-7 мин) используются игры на внимание, упражнения в движении в сочетании с дыхательной гимнастикой, выполняющиеся в медленном темпе, объясняется домашнее задание.




Похожие:

Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе icon«Формы использования компьютера на уроках в начальной школе»
Интернет. Обращение детей к образовательным, а не игровым возможностям информационных компьютерных технологий мы полагаем весьма...
Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе iconПлан мероприятий гимназии №88 по реализации темы «Использование информационных технологий на уроках физики в гуманитарной школе». 2008-2009 учебный год
«Использование информационных технологий на уроках физики в гуманитарной школе»
Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе iconТворческий отчет «Использование здоровьесберегающих технологий на уроках биологии»
В группу образовательных задач большинства уроков обязательно включаю экологические
Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе iconОсобенности использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании биологии в средней школе
Ься. Основной задачей учебного процесса становится: формирование умения работать в команде, проектного мышления, аналитических способностей,...
Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе iconОбразовательный стандарт основного общего образования по физической культуре освоение физической культуры в основной школе направлено на достижение следующих целей
Укрепление здоровья, развитие основных физических качеств и способностей, повышение индивидуальной физической подготовленности, расширение...
Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе iconИспользование информационно-коммуникационных технологий на уроках в начальной школе

Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе iconКолмычек татьяна николаевна
Применение информационно коммуникативных технологий на уроках в начальной школе
Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе iconРекомендации по проведению лабораторного практикума как средства формирования научных представлений о функционировании организма и о сохранении его здоровья
Требования к современному уроку предусматривают необходимость использования здоровьесберегающих технологий, в частности усвоение...
Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе iconПрограмма проведения кмо тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в личностно- ориентированном воспитании и обучении школьников»
«Использование здоровьесберегающих технологий в личностно- ориентированном воспитании и обучении школьников»
Особенности использования здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры в школе iconДокументы
1. /Обобщение использования ИКТ на уроках в начальной школе.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов