Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т icon

Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т



НазваниеРабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т
Дата конвертации30.10.2012
Размер377.38 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

д. Пушкино Яранского района

Кировской области






УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете школы:

Директор школы

__________________ Л.Т.Ерошкина

«______» _________________ 20 __ г



Рабочая программа

по МУЗЫКЕ

3 класс

на 2011-2012 учебный год.


Автор-составитель:

Ерошкина Л.Т.,

учитель 1 категории


Пушкино

2011

^ Пояснительная записка


Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной культуры.

Задачи уроков музыки в 3 классе:

  • развитие нравственно-эстетических ориентаций учащихся в процессе восприятия и исполнения музыкальных произведений – фольклора, музыки религиозной традиции, «золотого фонда» классики, современных сочинений;

  • обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка;

  • накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства;

  • выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;

  • совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор–исполнитель-слушатель);

  • развитие навыков хорового (ансамблевого, сольного) пения – унисон, кантилена, широкое дыхание, легкое, полетное звучание детских голосов, расширение певческого диапазона голоса, элементы двухголосного пения, понимание руки дирижера при исполнении музыки различного характера; выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;

  • совершенствование умения передавать в выразительных движениях характер музыки (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;

  • освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и формах детского музицирования (музыкально-ритмические движения, игра на простейших инструментах, импровизации и др.
    );

  • развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;

  • развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.

Исходными документами для составления данной рабочей программы являются:

  • Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации;

  • Федеральный компонент государственного образовательного стандарта;

  • авторская программа Критской Е.Д., Сергеевой Г.П., Шмагиной Т.С. «Музыка» (Программы общеобразовательных учреждений. Музыка: 1-7 классы. Искусство. 8-9 классы. – Москва: Просвещение, 2009год);

  • федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;

  • требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

При работе по данной программе предполагается использование следующего учебно-методического комплекта: учебник, рабочая тетрадь, нотная хрестоматия, фонохрестоматия, методические рекомендации для 3-го года обучения, поурочное планирование. Авторская программа используется в данной рабочей программе без изменений. В соответствие с БУПом-2004 данная рабочая программа рассчитана на 34 час.

Освоение содержания программы реализуется с помощью использования следующих методов, предложенных авторами программы:

  • Метод художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

  • Метод эмоциональной драматургии;

  • Метод создания «композиций»;

  • Метод игры;

  • Метод художественного контекста.

Элементарные понятия из области музыкальной грамоты усваиваются детьми в процессе разнообразных видов музыкальной деятельности: восприятия музыки и размышлениях о ней, пении, пластическом интонировании и музыкально-ритмических движениях, инструментальном музицировании, разного рода импровизаций (речевых, вокальных, ритмических, пластических, художественных), “разыгрывания” и драматизации произведений программного характера, выполнения творческих заданий в учебнике-тетради.

В качестве форм промежуточного и итогового контроля могут использоваться музыкальные викторины на определение музыкальных произведений; анализ музыкальных произведений на определение эмоционального содержания и музыкальной формы; тестирование, разработанное авторами программы.

^ Учебно-тематический план




п/п

Наименование разделов и тем

Всего

часов

Из них

Приме-

чание

Лабора-

тор-

ные

и прак- тические


Контроль-

ные и

диагности-

ческие

материалы

Экс-

курсии

I.

Тема №1. “Россия – Родина моя”

5 ч.













II.

Тема №2. “День, полный событий”

4 ч.




1 ч.

Обобщающий урок по теме







III.

Тема №3. “О России петь – что стремиться в храм”

7 ч.




1ч.


Тестирование







IV.

Тема №4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!”

3 ч.













V.

Тема №5. “В музыкальном театре”

6 ч.




1 ч.

Обобщающий урок по теме







VI.

Тема №6. “В концертном зале”

4 ч.













VII.

Тема №7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье”

5 ч.




1ч.


Тестирование










Итого

34 ч.




4 ч.








Тематическое планирование




^ Тема урока

Содержание урока

Музыкальные произведения

Требования

к уровню подготовки

обучающихся



Вид контроля


план


факт




Россия – Родина моя (5 ч)




1.1.

Мелодия – душа музыки.
^

Отличительные черты русской музыки. Понятия «симфония», «лирика», «лирический образ».


Соединение изобразительного и выразительного в музыке.


1.«Музыканты» нем. нар. песня.

2.Чайковский П.И. Мелодия 2-й части симфонии № 4.

3. Музыкальная викторина: «Мелодия» из оперы «Орфей и Эвридика» К. Глюка, «Утро» Э. Грига, «Рассвет на Москве-реке» М.П. Мусоргского, «Осень» Г.В. Свиридова, «Вечерняя музыка» В. Гаврилина и др.


4.Дубравин, Суслов «Всюду музыка живет».

Знать: понятия: мелодия, мелодическая линия

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение










1.2.

Природа и музыка. Лирические образы русских романсов.

Определения «романса», «лирического образа», «романса без слов». Певческие голоса: сопрано, баритон. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких романсам, прослушанным на уроке.
^

1. П.И. Чайковский, А.К. Толстой

«Благословляю вас, леса».

2. Н.А. Римский-Корсаков, стихи А.К. Толстой «Звонче жаворонка пенье»


3. М.И. Глинка, Н. Кукольник «Жаворонок»

4. Г. Свиридов Фрагмент «Романса» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

^ Знать: определение романса, его отличие от песни.

Уметь: приводить при­меры романсов


Слушание романсов. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение





1.3.

Жанр канта в русской музыке.

Музыкальн. особенности виватного (хвалебного) канта (песенность + маршевость, речевые интонации призывного возгласа, торжественный, праздничный, ликующий характер) и солдатской песни-марша. Выявление жанровых признаков, зерна-интонации, лада, состава исполнителей.

1.Кант «Орле Российский» (кант в честь Полтавской победы в 1709 г.).

2. «Радуйся, Росско земле» (кант на заключение Ништадтского мира в 1721 г.).

3. Народная солдатская песня «Славны были наши деды».

4.Русская народная песня «Солдатушки, бравы ребятушки».

Знать: определение канта, его историю, особенности


Слушание кантов. Хоровое пение










1.4.

Кантата «Александр Невский».

Определение «песня-гимн», музыкальные особенности гимна. Определение «кантаты». 3-частная форма. Особенности колокольных звонов - набат (имитация звона в колокол).

^

1.М.И. Глинка «Патриотическая песня»


2.Прокофьев С.С. Хоры из кантаты «Александр Невский»: «Песня об Александре Невском» (№ 2) и «Вставайте, люди русские» (№ 4).

3.Икона «Святой благоверный князь Александр Невский», В. Присекин «Кто с мечом к нам придет, тот от меча и погибнет».

4.Народная солдатская песня «Славны были наши деды».

Знать: определение кан­таты; содержание кан­таты «Александр Нев­ский»; понятие трех­частная форма

Слушание кантаты (вступление, фраг­менты из I ч.). Интонационно-образн. анализ. Хоровое пение





1.5.

Опера «Иван Сусанин». Да будет вовеки веков сильна…

Составные элементы оперы: ария, хоровая сцена, эпилог. Интонационное родство музыкальных тем оперы с народными мелодиями. Характерные особенности колокольных звонов – благовест. Отличительные черты русской музыки.

1.Хор из пролога оперы – «Родина моя!» и «На зов своей родной земли…».

2.Тема ответа Сусанина полякам «Велик и свят наш край родной».
^

3.Ария Сусанина из 4-го действия оперы «Велик и свят наш край родной».


4.Хор «Славься!» из финала (эпилога) оперы.

Знать: понятие опера; содержание оперы «Иван Сусанин»

Слушание фрагмен­тов из оперы. Инто­национно-образный анализ. Хоровое пение










День, полный событий (4 ч)




2.1
^

Образы утренней природы в музыке.

Воплощение образов утренней природы в музыке. Принципы музыкального развития. Развитие зерна-интонации в одночастной форме. Имитация дирижерского жеста.




^

1. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» из «Детского альбома»


2.Э. Григ. «Утро» из музыки к драме Г. Ибсена «Пер Гюнт».

3.Э. Григ «Заход солнца».

4. Главные мелодии 2-й части из Симфонии № 4 П. Чайковского и вступления к опере «Хованщина», «Рассвет на Москве-реке».

5. А. Дубравин «Добрый день», А. Парцхаладзе «Утро», Д. Кабалевский «Доброе утро» из кантаты «Песни утра, весны и мира».

Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение





2.2
^

Портрет в музыке

«В каждой интонации спрятан человек».


Портрет в музыке. Соединение выразительного и изобразительного. Музыкальная скороговорка. Контраст в музыке.



1.С.С. Прокофьев «Болтунья»,

«Джульетта-девочка» из балета «Ромео Джульетта», портреты действующих лиц симфонической сказки «Петя и волк».

2. С.С. Прокофьев «Вальс», «Танец с шалью (Па де шаль)» из балета «Золушка».
^

3.С.С. Прокофьев «Гавот» из балета «Золушка».

4. В. Кикта, В. Татаринова «Слон и скрипочка», Ф.Лещинская, Н. Кучинская «Лошадки», М. Коваль «Семеро козлят» из оперы «Волк и семеро козлят».


Знать: понятия: выра­зительность и изобра­зительность музыки. Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ произведения

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение










2.3

Детские образы М.П. Мусоргского и П.И. Чайковского.


Характерные черты музыкального языка Чайковского П.И. и Мусоргского М.П. Речитатив, интонационная выразительность. Конкурс-игра - изображение героев при помощи пластики и движений.

1. М.П. Мусоргский «С няней» и «С куклой» из вокального цикла «Детская».

2. П.И. Чайковский «Нянина сказка» из «Детского альбома».

3. С.С. Прокофьев «Сказочка» из «Детской музыки».

3.Знакомые пьесы из «Детского альбома» П.И. Чайковского.

Уметь:

проводить интонаци­онно-образный и срав­нительный ан-з прослушанных произведений

Слушание музыки. Интонационно-образный и сравни­тельный анализ.










2.4
^

Образы вечерней природы.


Контраст в музыке. Понятие «пейзажная лирика», подбор иллюстраций, близких прослушанным произведениям. Интегративные связи видов искусств.

1. Э. Григ «Утро» и «Заход солнца».

2. П.И. Чайковский «Утренняя молитва» и «Колыбельная песня»

3. М.П. Мусоргский «Тюильрийский сад» и «Вечерняя песня»

4.Иллюстрации - «Кукла» М. Добужинский, «Сумерки. Луна», «Заход солнца» И. Левитан.

уметь:

-определять песенность, танцевальность и

маршевость в музыке

Хоровое пение










^ О России петь – что стремиться в храм (5 ч)




3.1.

Два музыкальных обращения к Богородице.

Жанр прелюдии, музыкальный инструмент клавесин. Певческий голос: дискант. Отличительные особенности песнопений западноевропейской и русской духовной музыки - эмоционально-образное родство и различие.

1. Ф. Шуберт «Аве Мария».

2. Рафаэль Санти «Сикстинская мадонна».

3.И.С. Бах «Прелюдия № 1» из первого тома «Хорошо темперированного клавира».

4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

5. Сопоставление со стихами А.С. Пушкина и иконой «Богоматери с младенцем» В. Васнецова.

6.В. Гаврилин «Мама».

7.Исполнение песен о родном крае, о природе.

Знать: произведения, в которых средствами музыкальной вырази­тельности воплощен образ матери. Уметь: проводить интонационно-образный анализ произведений искусства

Слушание музыки. Образный анализ музыки, поэтических текстов, художест­венных полотен. Хоровое пение










3.2.

Древнейшая песнь материнства.

Образ матери в музыке, поэзии, живописи.

Специфика воплощения образа Богоматери в западноевропейской и русской духовной музыки.


1. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

2.Икона «Богоматерь

Владимирская».

3.Тропарь, посвященный Владимирской иконе Божией Матери.

4.Народное песнопение о Сергии Радонежском.

5.Польская народная песня «Колыбельная» («Божья Мать Младенца на руках качала»).

6.В. Гаврилин «Мама».
















3.3.

Образ матери в современном искусстве.


Специфика воплощения образа Богоматери в современном искусстве.


1.К. Петров-Водкин «Петроградская мадонна» и О. Ренуар «Мадам Шарпантье с детьми».

2.Ч. Биксио «Мама».

3. В. Гаврилин «Мама».

















3.4.

Праздники православной церкви. Вербное воскресение.


Знакомство с традицией празднования Вербного воскресения. Музыкальные особенности жанра величания.

Воплощение в классической музыке традицией празднования Вербного воскресения.


1. Э.Л. Уэббер. Хор «Осанна!» из рок-оперы «Иисус Христос суперзвезда»

2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков». 1.«Вербочки» Гречанинова и Р. Глиэра.

2.Якушенко, Петрова «Розовая песенка», Казенин, Лаубе «Песенка солнечных зайчиков».

Знать: историю празд­ника Вербное воскре­сенье.

Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение








3.5.

Святые земли Русской. Княгиня Ольга, Князь Владимир. Жанры величания и баллады в музыке и поэзии.

Определение музыкальных особенностей духовной музыки: строгий и торжественный характер, напевность, неторопливость движения. Сравнение баллады, величания, молитвы и выявление их интонационно-образного родства.


1.Фрагменты из кантаты «Александр Невский» С. Прокофьева), напев Оптиной Пустыни «О, Преславного чудесе», народные песнопения «Там, где стоит, красуясь, ныне обитель Троицы святой…».

2.Величание Великому равноапостольному князю Владимиру и Великой равноапостольной княгине Ольге.

3.Народное песнопение «Баллада о князе Владимире».

4. С.В. Рахманинов «Богородице Дево, радуйся».

Знать: имена, жизнь и дела русских святых -княгини Ольги и князя Владимира

Слушание музыки. Сравнительный ана­лиз. Хоровое пение











^ Гори, гори ясно, чтобы не погасло! (3 часа)




4.1.

Былина как древний жанр русского песенного фольклора.

Жанровые особенности былины, специфика исполнения былин.

Имитация игры на гуслях.

Сопоставление зрительного ряда учебника с музыкальным воплощением былин.


1.«Былина о Добрыне Никитиче».

2.«Былина о Садко и Морском царе».

3.К. Васильев «Бой Добрыни со Змеем» и рисунок В. Брагинского с изображением Садко и Морской царь.

4. В Кикта «Гусляр Садко» и «Орнамент» из концертной симфонии для арфы с оркестром «Фрески Софии Киевской»

5.«Былинные напевы» или импровизация на тему русской народной песни «Как под яблонькой».

6. Былина «То не белая береза».

Знать: определение бы­лины, ее историю разви­тия и содержательный аспект


Слушание и пение былины о Добрыне Никитиче











4.2.
^

Образы народных сказителей в русских операх (Баян и Садко). Образ певца-пастушка Леля.





Воплощение жанра былины в оперном искусстве. Определение выразительных особенностей былинного сказа. Певческие голоса: тенор, меццо-сопрано. Народные напевы в оперном жанре. Импровизация на заданную мелодию и текст, ритмическое сопровождение, «разыгрывание» песни по ролям.
^

1. М.И. Глинка. Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила».


2. Н.А. Римский-Корсаков «Ой ты, темная дубравушка», «Заиграйте, мои гусельки!», «Высота ли, высота поднебесная…» из оперы «Садко».

3. Н.А. Римский-Корсаков. 3 песня Леля из оперы «Снегурочка».
^

4.Репродукции с лаковой миниатюры В. Липицкого из Федоскино – «Лель» и «Песня Леля».

5.Разыгрывание русской народной шуточной песни «Как у наших у ворот».


^ Знать: имена былинных

сказителей. Баяна и Садко

Уметь: проводить сравнительный анализ музыки Подражание гус­лярам .

Слушание музыки. Сравнительный ана­лиз. Хоровое пение





4.3.

Масленица – праздник русского народа.


Знакомство с русскими обычаями через лучшие образцы музыкального фольклора. Приметы праздника Масленица. Воплощение праздника масленица в оперном жанре. Характерные интонации и жанровые особенности масленичных песен.

Исполнение с сопровождением простейших музыкальных инструментов – ложки, бубны, свистульки, свирели и др., с танцевальными движениями.

1.Б. Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гулянье».

2.Пение знакомые масленичные песенок, веснянок, исполнение игр и забав, пословиц и поговорок русского народа об этом празднике.

3. Н.А. Римский-Корсаков «Прощание с масленицей» из оперы «Снегурочка»

^ Знать: содержание народного праздника Масленица.

Уметь: проводить образный и сравнительный анализ музыки и картин русских ху-

дожников

Слушание музыки.

Образный и сравни-

тельный анализ.

Хоровое пение












^ В музыкальном театре (6 ч)
















5.1

Опера «Руслан и Людмила» М.И. Глинки. Образы Руслана, Людмилы, Черномора.

Урок-путешествие в оперный театр.

Составные элементы оперы: ария, каватина. Музыкальная характеристика оперного персонажа.

Певческие голоса: сопрано, баритон.

3-частная форма арии.

1.М.И. Глинка «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила».

2. М.И. Глинка. Речитатив и ария Руслана из 2 действия оперы «Руслан и Людмила».

3. М.И. Глинка. Каватина Людмилы из оперы «Руслан и Людмила».

^ Знать: понятия: ария, баритон, сопрано, бас, рондо, увертюра, опера.

- состав и тембры инструментов симфонического оркестра.

Уметь: проводить интонационно-образный и сравнит. анализ музыки

Слушание музыки.

Интонационно-образный и сравни-

тельный анализ.

Хоровое пение












5.2

Образы Фарлафа, Наины. Увертюра.

Составные элементы оперы: увертюра, оперная сцена, рондо. Музыкальная характеристика оперного персонажа. Певческие голоса: бас. Определение формы рондо.

1. М.И. Глинка. Сцена Наины и Фарлафа и рондо Фарлафа» из оперы «Руслан и Людмила».

2. М.И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

3.Е. Птичкин, М. Пляцковский «Сказки гуляют по свету», Г. Гладков, В. Луговой «Песня-спор» и др.

^ Знать: понятия: инто­нация, увертюра, трехчастная форма, опера. Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ музыки

Слушание увертю­ры оперы. Интона­ционно-образный анализ. Хоровое пение










5.3

Опера «Орфей и Эвридика» К. Глюка. Контраст образов. Опера «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова. Образ Снегурочки.

Контраст в опере. Лирические образы. Унисон в хоре. Музыкальная характеристика Снегурочки.



1. К.В. Глюк. Фрагменты из оперы «Орфей и Эвридика»: хор фурий, «Мелодия».

2. Н.А. Римский-Корсаков. Фрагменты из оперы «Снегурочка»: ария Снегурочки «С подружками по ягоду ходить…», сцена таяния Снегурочки.

3.Картина В. Васнецова «Снегурочка».

^ Знать: понятия: инто­нация, увертюра, трехчастная форма, опера. Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ музыки

Слушание увертю­ры оперы. Интона­ционно-образный анализ. Хоровое пение










5.4

Опера «Снегурочка». Образ царя Берендея. Танцы и песни в заповедном лесу.

Музыкальный портрет оперного персонажа на примере образа царя Берендея. Музыкальные особенности шуточного жанра в оперном искусстве: жизнерадостный характер пляски, яркие интонации-попевки, приемы развития – повтор и варьирование. Театрализация пляски: притопы, прихлопы, сопровождение танца музыкальными инструментами (бубны, ложки, свистульки и пр.).

1.Н.А. Римский-Корсаков. Каватина царя Берендея «Полна, полна чудес могучая природа».

2.Репродукция с картины В. Васнецова «Палаты Берендея».

3.Н.А. Римский-Корсаков. «Шествие царя Берендея».

4.М.И. Глинка. «Марш Черномора» из оперы «Руслан и Людмила»

5.Н.А. Римский-Корсаков. «Пляска скоморохов».

6.Н.А. Римский-Корсаков. Заключительный хор из оперы «Свет и сила, Бог Ярило».

7. В. Тугаринов, В. Орлов «Я рисую море»

Знать: понятия: балет, интонация.

Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ развития музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение










5.5

Образы природы в музыке Н.А. Римского-Корсакова. «Океан – море синее», вступление к опере «Садко». Образы добра и зла в балете «Спящая красавица» П.И. Чайковского.

Приемы развития музыки в оперном жанре. Повторение 3-частной формы.Контрастные образы в балете.

Сочинение сюжета в соответствии с развитием музыки.


1. Н.А. Римский-Корсаков. Вступление к опере-былине «Садко».

3. П.И. Чайковский. Танец феи Карабос и феи Сирени из балета-сказки «Спящая красавица».

4. П.И. Чайковский. «Вальс» из первого действия балета-сказки «Спящая красавица».

5. П.И. Чайковский. Финал первого действия балета-сказки «Спящая красавица».

Знать:

-понятие мюзикл;

-содержание мюзикла.
Уметь: выразительно
исполнять фрагменты
из мюзиклов

Слушание и хоровое пение фрагментов из мюзиклов











5.6

Мюзиклы: «Звуки музыки». Р. Роджерса, «Волк и семеро козлят на новый лад» А. Рыбникова.

Закрепление основных понятий: опера, балет, мюзикл, музыкальная характеристика, увертюра, оркестр.

Выявление сходных и различных черт между детской оперой и мюзиклом. Определение характерных черт мюзикла.

1. Р. Роджерс. «Песенка о звукоряде и нотах» из мюзикла «Звуки музыки»

2.М. Коваль. Главные темы персонажей детской оперы «Волк и семеро козлят».

3. А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят».

^ Знать: понятия: балет, интонация.

Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ развития музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение










^ В концертном зале (5 ч)




6.1

Инструментальный концерт. Народная песня в концерте.

Определение жанра концерта.

Вариационное развитие народной темы в жанре концерта.


1. А. Рыбников. Фрагменты их мюзикла «Волк и семеро козлят». 2.Украинская народная песня-закличка «Веснянка».

3. П.И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром.

4. Е. Адлер, В. Семернин «Наш оркестр» или С. Важов, М. Яснов «Песенка про оркестр».

^ Знать: понятия: концерт, композитор, исполни­тель, слушатель, вариа­ционное развитие. Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение










6.2

Музыкальные инструменты - флейта и скрипка


Выразительные воз­можности флейты и скрипки, история их появления. Выдаю­щиеся скрипичные мастера и исполнители




^ Знать: тембры флейты и скрипки.

Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ музыки


Слушание музыки. Интонационнообразн. анализ. Хор. пение










6.3

В концертном зале

Сюита Э. Грига «Пер Гюнт» из музыки к драме Г. Ибсена. Контрастные образы и особенности их музыкального развития. Женские образы сюиты, их интонационная близость.

Определение жанра сюиты.

Особенности вариационного развития. Сопоставление пьес сюиты на основе интонационного родства: сравнение первоначальных интонаций, последующее восходящее движение.

1. Э. Григ. Фрагменты из сюиты «Пер Гюнт» к драме Г. Ибсена: «Утро»; «В пещере горного короля»; «Танец Анитры»; «Смерть Озе»; «Песня Сольвейг». 2. А. Парцхаладзе «Утро».

3. Я. Дубравин «Добрый день».

4.Шаповаленко, Вратарев «Два веселых маляра».

Знать: понятия: вариа­ционное развитие, пе-сенность, танцеваль­ность, маршевость, сюита.

Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ прослушанной музыки

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ










6.4

Особенности интонационно-образного развития образов «Героической симфонии» Л. Бетховена.

Жанр симфонии. Интонационно-образный анализ тем. Определение трехчастной формы 2 части. Черты траурного марша.

1.Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»): 1 и 2 части.

2. Л. Бетховен, Н. Райский «Сурок».

^ Знать: понятия: симфо­ния, дирижер, тема, ва­риации.

Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение










6.5

Мир Л. Бетховена: выявление особенностей музыкального языка композитора.

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Л.Бетховена. Повторение формы вариаций. Интонационное родство частей симфонии.


1. Л. Бетховен. Фрагменты из симфонии № 3 («Героической»):

финал симфонии.

2. Л. Бетховен. «Контрданс», 1-я часть сонаты № 14 («Лунной»), пьесы «Весело. Грустно», «К Элизе», песня «Сурок».

Знать: понятия: выра­зительность и изобра­зительность музыки, мелодия, аккомпане­мент, лад.

Уметь: проводить ин­тонационно-образный

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение










«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6 ч)




7.1

Джаз – одно из направлений современной музыки. Джаз и музыка Дж. Гершвина.

Определение главной мысли, сопоставление на основе принципа «сходства и различия».

Определение характерных элементов джазовой музыки.



1. Й. Гайдн, П. Синявский «Мы дружим с музыкой»; Д. Кабалевский, З. Александрова «Чудо-музыка».

2. Р. Роджерс, М. Цейтлина «Звуки музыки» и А. Рыбников, Ю. Энтин «Песенка козлят» из мюзикла «Волк и семеро козлят на новый лад»

3. Дж. Гершвин «Острый ритм» и «Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс».

Знать: понятия: выра­зительность и изобра­зительность музыки, мелодия, аккомпане­мент, лад.

Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение










7.2

Мир композиторов:

Г.В. Свиридов и С.С. Прокофьев, сходство и различие музыкальной речи композиторов.

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Г.В. Свиридова и С.С. Прокофьева. Вокальная импровизация на фразу «Снег идет».


1. Г.В. Свиридов. «Весна. Осень», «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель».

2. Г.В. Свиридов, И. Северянин «Запевка».

3. Г.В. Свиридов. «Снег идет» из «Маленькой кантаты».

4. С.С. Прокофьев «Шествие солнца», фрагмент из 4-й части Скифской сюиты «Алла и Лоллий».

5.С.С. Прокофьев «Утро» из фортепианного альбома «Детская музыка», М.П. Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», Э. Григ «Утро».

Знать: понятия: выра­зительность и изобра­зительность музыки, мелодия, аккомпане­мент, лад.

Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение










7.3

Особенности музыкального языка разных композиторов: Э. Григ, П.И. Чайковский, В.А. Моцарт.

Выявление стилистических особенностей музыкального языка Э. Грига, П.И. Чайковского, В.А. Моцарта. Ролевая игра «Играем в дирижера».

1.Норвежская народная песня «Камертон».

2. Э. Григ «Утро».

3. П.И. Чайковский «Мелодия».

4. В.А. Моцарт. Главные темы увертюры к опере «Свадьба Фигаро»; 1-й части «Симфонии № 40»; «Весенняя песня» или «Колыбельная»; 4-я часть симфонии № 40.

Знать: понятия: выра­зительность и изобра­зительность музыки, мелодия, аккомпане­мент, лад.

Уметь: проводить ин­тонационно-образный анализ

Слушание музыки. Интонационно-образный анализ. Хоровое пение










7.4

Прославим радость на земле.

Характерные черты гимна. Тестирование уровня музыкального развития учащихся 3 класса.

1. Л. Бетховен. Фрагмент из финала симфонии № 9.

2. М.И. Глинка. Хор «Славься!» из оперы «Иван Сусанин» и «Патриотическая песня».

Понимать, что музыка - средство общения между людьми, источник вдохновения и радости.













7.5

Обобщающий урок






















7.6

Заключительный урок-концерт




«Урок-концерт» из произведений по выбору учащихся.
















^ Требования к уровню подготовки учащихся 3 классаяфыы

Знать/понимать:

  • Жанры музыки (песня, танец, марш);

  • Ориентироваться в музыкальных жанрах (опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, романс, кант и т.д.);

  • Особенности звучания знакомых музыкальных инструментов и вокальных голосов;

  • Основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Характерные особенности музыкального языка П.И.Чайковского, Мусоргского М.П., С. Прокофьева, Г. Свиридова, В.А.Моцарта, Бетховена Л.Э. Грига.

  • .

Уметь:

  • Выявлять жанровое начало музыки;

  • Оценивать эмоциональный характер музыки и определять ее образное содержание;

  • Определять средства музыкальной выразительности;

  • Определять основные формы музыки и приемы музыкального развития;

  • Понимать основные дирижерские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;

  • Участвовать в коллективной исполнительской деятельности (пении, пластическом интонировании, импровизации, игре на простейших шумовых инструментах).

^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • Проявляет готовность поделиться своими впечатлениями о музыке и выразить их в рисунке, пении, танцевально-ритмическом движении.



Тестирование учащихся III класса
^

Первое полугодие


Звучит ария Ивана Сусанина из оперы М. Глинки «Иван Сусанин».

Вопрос 1: Как называется это произведение?


Вопрос 2: Какой композитор сочинил эту музыку?

Вопрос 3: Какие средства музыкальной выразительности создают

образ защитника Родины? Нужное – подчеркни.

Вопрос 4: Напиши названия знакомых тебе литературных и музыкальных произведений, в которых созданы образы защитников Отечества?

Звучит романс «Звонче жаворонка пенье» Н. Римского-Корсакова.

Вопрос 5: К какому жанру можно отнести это произведение?

Вопрос 6: Какие средства выразительности передают характер этой музыки?

Звучит хор «Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинова.

Вопрос 7: Какой композитор сочинил эту музыку – русский или зарубежный?

Нужное – подчеркни.

Вопрос 8: Где может звучать эта музыка?

Звучит «Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт».

Вопрос 9: Какие стихи созвучны этому музыкальному сочинению (1 или 2)?

^ 1. Сонный зимний ветер надо мной поет,

Усыпляет песней, воли не дает,

Пусть заносит снегом, по полю бежит,

Вместе с колокольчиком жалобно дрожит.

И. Бунин

2. Вот и солнце встает, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло,

^ На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

И. Никитин

10. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которыми ты познакомился

на уроках музыки в III классе.

Первое полугодие (200__/200__уч. г.)




Фамилия, имя_____________________________

Класс______



1. Романс «Жаворонок» Ария Ивана Сусанина Величание

2. Чайковский Прокофьев Мусоргский Глинка

  1. Медленный темп Напевная мелодия Мажорный лад

Низкий голос (бас)

  1. _______________________________________________________________

________________________________________________________________

5. Песня Симфония Романс Кант

6. Взволнованная мелодия Быстрый темп Минорный лад

7. Зарубежный Русский

8. В концертном зале В школе В церкви

9. Первое Второе

10. _______________________________________________________________

________________________________________________________________
^

Первое полугодие





  1. Звучит первая часть «Симфонии № 3» («Героической») Л. Бетховена.

Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?

Вопрос 2: Какой образ создает композитор в этой музыке? Нужное –

подчеркни.

Вопрос 3: Для чего в жизни человека нужна музыка героического

характера? Ответ в свободной форме.

  1. Звучит песня «Аве, Мария!» Ф. Шуберта.

Вопрос 1: Как называется это сочинение? Кто его сочинил?

Вопрос 2: К какому жанру можно отнести это сочинение? Нужное – подчеркни.

Вопрос 3: Какие стихи созвучны этому музыкальному произведению?

(подчеркни слова – первое, второе).


    1. Чистая дева, скорбящего мать,

Душу проникла твоя благодать,
^

Неба царица, не в блеске лучей –


В тихом предстань сновидении ей!

А. Фет

    1. Она идет, хвале внимая,

Благим покрытая смиреньем,

Как бы небесное виденье

Собою на земле являя…

Данте


Вопрос 4: Какие средства выразительности создают образ этой музыки?

Нужное – подчеркни.

Задание 5: Запиши слова, которые передают твое отношение к этой

музыке?

  1. Звучит «Мелодия» для скрипки и фортепиано П. Чайковского.

Вопрос 1: Какой композитор сочинил эту музыку? Нужное – подчеркни.

Вопрос 2: Какие инструменты исполняют это сочинение? Напиши их названия.

Вопрос 3: Где может звучать эта музыка: в церкви, в концертном зале, в опере, на народном празднике? Нужное – подчеркни.

  1. Как ты оцениваешь свои певческие умения и навыки? Нужное – подчеркни. Учитель в квадрате (в правом углу теста) может отметить уровень развития певческой культуры: отлично + ; хорошо + –; удовлетворительно –. Желательно сопоставить самооценку учащегося и оценку учителя.

  2. Назови полюбившиеся тебе произведения, с которым ты познакомился на уроках музыки в 3 классе. Ответ в свободной форме.

Второе полугодие 200__/200__ учебного года

Фамилия, имя__________________________ Класс______



I. 1. Название ­­­­­­­­­­­­­___________________Композитор___________________

^ 2. ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОИЧЕСКИЙ СКОРБНЫЙ

3. _________________________________________________________

_________________________________________________________

II. 1. Название __________________ Композитор___________________

^ 2. ПЕСНЯ РОМАНС МОЛИТВА

3. Первое Второе

4. Песенность Мажор Голос певца Красота сопровождения

5. _________________________________________________________


III. 1. ГЛИНКА ЧАЙКОВСКИЙ ГРИГ

  1. Музыкальные инструменты ­­­­­­­­­­­_______________________________

3. В церкви В концертном зале В опере

На народном празднике

IV. Отлично Хорошо Удовлетворительно

V. Мои любимые сочинения:___________________________________

_________________________________________________________

^ Список научно-методического обеспечения

Учебно-методический комплект «Музыка 1-4 классы» авторов Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной: на основе « Программы общеобразовательных учреждений. Музыка 1-7 классы». Авторы программы « Музыка. Начальные классы» - Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина., М., Просвещение, 2009, стр.3-28.


  • «Методика работы с учебниками «Музыка 1-4 классы», методическое пособие для учителя М., Просвещение, 2004г.

  • «Хрестоматия музыкального материала к учебнику «Музыка» 1 класс», М., Просвещение, 2004г.

  • фонохрестоматия для 3 класса СD (mp 3), М., Просвещение

  • учебник «Музыка 3 класс», М., Просвещение, 2008г.

  • Рабочая тетрадь для 3 класса, М., Просвещение, 2010г.

  • Музыкальный словарь. М., ВАКО, 2009.

Список литературы

  1. «Сборник нормативных документов. Искусство», М., Дрофа, 2005г.

  2. «Музыкальное образование в школе», под ред., Л.В.Школяр, М., Академия, 2001г.

  3. Алиев Ю.Б. «Настольная книга школьного учителя-музыканта», М., Владос, 2002г.

  4. Осеннева М.Е., Безбородова Л.А. «Методика музыкального воспитания младших школьников», М.,Академия, 2001г.

  5. Челышева Т.С. «Спутник учителя музыки», М., Просвещение, 1993г.

  6. Васина-Гроссман В. «Книга о музыке и великих музыкантах», М., Современник, 1999г.

  7. Кабалевский Д.Б. «Как рассказывать детям о музыке», М., Просвещение, 1989г.

  8. Кабалевский Д.Б. «Воспитание ума и сердца», М., Просвещение, 1989г.

  9. Петрушин В.И. «Слушай, пой, играй», М., Просвещение, 2000г.

  10. Великович Э.И. «Великие музыкальные имена», Композитор, Санкт-Петербург, 1997г.

  11. Булучевский Ю. «Краткий музыкальный словарь для учащихся», Ленинград, Музыка, 1989г.

23.Самин Д.К. «Сто великих композиторов», М.,Вече, 2000г.

  1. Новодворская Н.В. «Поурочные планы. Музыка 1 класс»/2 части/, Волгоград, Корифей, 2006г.

  2. Узорова О.В. ,Нефедова Е.А. «Физкультурные минутки», М., Астрель-Аст, 2005г.

  3. Исаева С.А. «Физкультминутки в начальной школе», М., Айрис-Пресс, 2003г.

  4. Смолина Е.А. «Современный урок музыки», Ярославль, Академия развития, 2006г.

  5. Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды.- М.: Айрис-пресс, 2007.- 176с.

  6. Золина Л.В. Уроки музыки с применением информационных технологий. 1-8 классы. Методическое пособие с электронным приложением. М.: Глобус, 2008.- 176с

  7. Песенные сборники.

  8. Агапова И.А., Давыдова М.А. Лучшие музыкальные игры для детей.- М.: ООО «ИКТЦ «ЛАДА», 2006.- 224с

MULTIMEDIA – поддержка предмета

Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства «Кирилл и Мефодий»

Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»

Электронный образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП)

Единая коллекция - http://collection.cross-edu.ru/catalog/rubr/f544b3b7-f1f4-5b76-f453-552f31d9b164

Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/

Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/







Похожие:

Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т iconРабочая программа по музыке 5 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров
Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т iconРабочая программа по музыке 6 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа...
Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т iconРабочая программа по музыке 4 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т
В IV классе завершается процесс музыкального образования и воспитания в начальных классах. Развитие музыкальной культуры школьников...
Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т iconРабочая программа по изобразительному искусству 6 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена с учётом межпредметных...
Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена с учётом межпредметных...
Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т iconРабочая программа по технологии 1 класс на 2011 2012 учебный год Автор-составитель: Ерошкина Людмила Тимофеевна
Начального Общего Образования приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г с учётом и программы «Технология»-...
Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена с учётом межпредметных...
Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т iconРабочая программа по русскому языку 1 класс на 2011 2012 учебный год Автор-составитель: Ерошкина Людмила Тимофеевна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...
Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т iconРабочая программа по математике 1 класс на 2011 2012 учебный год Автор-составитель: Ерошкина Людмила Тимофеевна
Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г с учётом метапредметных и внутрипредметных связей, логики учебного...
Рабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс на 2011 2012 учебный год Автор-составитель
Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) и программы «Литературное чтение»-...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов