Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель icon

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель



НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель
Дата конвертации30.10.2012
Размер240.79 Kb.
ТипРабочая программа

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа

д. Пушкино Яранского района

Кировской области






УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете школы:

Директор школы

__________________ Л.Т.Ерошкина

«______» _________________ 20 __ г



Рабочая программа

по ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

7 класс

на 2011-2012 учебный год.


Автор-составитель:

Ерошкина Л.Т.,

учитель 1 категории


Пушкино

2011

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 7 класса на 2010 – 2011 учебный год составлена с учётом межпредметных связей, возрастных особенностей школьников на основе

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству,

  • Примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений;

  • Программы для общеобразовательных учреждений «Изобразительное искусство и художественный труд» автора Горяева Н. А. / под ред. Б. М. Неменского, издательство «Просвещение» 2010 г.

  • Федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ 2006 г.


Изучение изобразительного искусства направлено на достижение следующих целей:

  • развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;

  • воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;

  • освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры; знакомство с образным языком изобразительных (пластических) искусств на основе творческого опыта;

  • овладение умениями и навыками художественной деятельности, изображения на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, представлению, воображению);

  • формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.



Рабочая программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения черчения, которые определены стандартом.

Рабочая программа по изобразительному искусству представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения, календарно-тематическое планирование.

«Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства, живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусства, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трёх основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивного, изобразительного и декоративного.

Эти три вида художественной деятельности являются основанием для деления визуально-пространственных искусств на следующие виды: изобразительные искусства - живопись, графика, скульптура; конструктивные искусства – архитектура, дизайн; различные декоративно–прикладные искусства. Одновременно каждый из трёх видов деятельности присутствует при создании любого произведения искусства и поэтому является основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему, членимую не по принципу перечисления видов искусства, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует внимание не только на произведении искусства, но и на деятельности человека, на выявлении его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» строится на основе отечественных традиций гуманной педагогики. Этот фундамент позволяет ставить новые, современные задачи, соответствующие потребностям сегодняшнего образования и культуры в целом.

^ Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира. Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Эта задача ни в коей мере не ограничивает связи с мировыми процессами, напротив, в основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно – прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.

^ Основные принципы программы:

Программа разработана как целостная система введения в художественную культуру

Принцип «от жизни через искусство к жизни»

Принцип целостности и неспешности освоения материала каждой темы.

Принцип единства восприятия и созидания.

Проживание как форма обучения и форма освоения художественного опыта условие постижения искусства.

Развитие художественно – образного мышления, художественного переживания ведёт к жестокому отказу от выполнения заданий по схемам, образцам, по заданному стереотипу.

^ Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.

Программа является интегрированным курсом, включающим в себя в единстве изобразительное искусство и художественный труд, и оптимальный вариант её реализации происходит за 2 учебных часа в неделю. В то же время при отсутствии возможностей программа может быть реализована за 1 учебный час в неделю. В данной школе программа реализуется за 1 час в неделю. При этом количество и последовательность учебных тем остаются такими же – без сокращений, но снижается уровень практических навыков и навыков художественного восприятия. Однако обучение по программе остаётся в целом результативным.

Формой проведения занятий по программе является урок.

На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.


^ Учебно-тематический план

Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Изображение фигуры человека и образ человека

10

Поэзия повседневности

7

Великие темы жизни

9

Реальность жизни и художественный образ

8

Всего

34

Программа рассчитана на 34 ч в год (1 час в неделю). Программой предусмотрено проведение: практических работ - 30; обобщающих работ (уроки контроля)- 4.


^ Требования к уровню подготовки учащихся за курс изобразительного искусства 7 класса.


Учащиеся должны знать:

  • О жанровой системе в изобразительном искусстве и её значении для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира, а следовательно, и способов его изображения;

  • О роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и её жанровых видах (бытовом и историческом жанрах, мифологической и библейской темах в искусстве);

  • О процессе работы художника над картиной, о смысле каждого этапа этой работы, о роли эскизов и этюдов;

  • О композиции как целостности и образном строе произведения, о композиционном построении произведения, о роли формата, о выразительном значении размера произведения, о соотношении целого и детали, о значении каждого фрагмента и его метафорическом смысле;

  • О поэтической красоте повседневности, раскрываемой в творчестве художников; о роли искусства в утверждении значительности каждого момента жизни человека, в понимании и ощущении человеком своего бытия и красоты мира;

  • О роли искусства в создании памятников в честь больших исторических событий; о влиянии образа, созданного художником, на понимание событий истории;

  • О роли художественной иллюстрации;

  • О поэтическом (метафорическом) претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства; о разнице сюжета и содержания в картине; о роли конструктивного, изобразительного и декоративного начал в живописи, графике и скульптуре;

  • О роли художественных образов изобразительного искусства в понимании вечных тем жизни, в создании культурного контекста между поколениями, между людьми;

  • Наиболее значимый ряд великих произведений изобразительного искусства на исторические и библейские темы в европейском и отечественном искусстве; понимать особую культуростроительную роль русской тематической картины XIX – XX столетий.



^ Учащиеся должны иметь представление:

  • Об историческом художественном процессе, о содержательных изменениях картины мира и способах её выражения, о существовании стилей и направлений в искусстве, о роли творческой индивидуальности художника;

  • О сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке.

В процессе практической работы учащиеся должны:

  • Получить первоначальные навыки изображения пропорций и движений фигуры человека с натуры и по представлению;

  • Научиться владеть материалами живописи, графики и лепки на доступном возрасту уровне;

  • Развивать навыки наблюдательности, способность образного видения окружающей ежедневной жизни, формирующие чуткость и активность восприятия реальности;

  • Получить творческий опыт в построении тематических композиций, предполагающий сбор художественно-познавательного материала, формирование авторской позиции по выбранной теме и поиски способа её выражения;

  • Получить навыки соотнесения собственных переживаний с контекстами художественной культуры.


Ресурсное обеспечение рабочей программы:

Литература основная и дополнительная:

1. Горяева Н.А.,Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. – М.: Просвещение, 2009г.

2. О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5 класс. Поурочные планы по программе Б.М.Неменского – Волгоград: Учитель, 2010г.;

3. Каменева Е., Какого цвета радуга. – М.: Детская литература, 1975г.

4. Клиентов А., Народные промыслы. – М.: Белый город, 2004г.

5. Соловьёв С.А., Декоративное оформление.- М.: Просвещение, 1987г.

6. Неменский Б.М., Искусство вокруг нас.- М.: Просвещение, 2009г.

7. Неменский Б.М., Твоя мастерская.- М.: Просвещение, 2009г.

8. Неменский Б.М., Изобразительное искусство и художественный труд:1-8 классы. – М.: Просвещение, 2009г.

9. Сокольникова Н.М., Краткий словарь художественных терминов. –

Обнинск: Титул, 1998г.

10. Сокольникова Н.М., Основы рисунка. Ч 1.- Обнинск: Титул, 1998г.

11. Сокольникова Н.М., Основы композиции. Ч 2.- Обнинск: Титул, 1998г.

12. Сокольникова Н.М., Основы живописи. Ч.3.- Обнинск: Титул, 1998г.

13. Федотов Г., Дарите людям красоту.- М.: Просвещение, 1985г.

Медиа ресурсы:

Дидактико- технологическое оснащение включает ПК, электронную энциклопедию, электронные версии уроков по ДПИ, медиатеку и т.п.

^ Календарно-тематический план


№ п/п

Тема урока

Кол-во ча­сов

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки учащихся

Вид контроля

Дата проведения

план

факт

^ Раздел 1. ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА (10 часов)

1

Изображение фигу­ры человека и образ человека в истории искусств

1

Изуче­ние но­вого ма­териала


Формирование нравственно-эстетической отзывчи­вости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве



Знать:

- о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств;

- роли и истории тематической
картины в изобразительном ис­
кусстве и ее жанровых видах;

- процессе работы художника
над картиной, о роли эскизов
и этюдов.

Уметь:

- изображать пропорции человека с натуры и по представлению;

- владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями

Изображение древних людей







2

Пропорции и строе­ние фигуры челове­ка

1

Зарисовки схем фигуры человека в движении







3

Пропорции и строе­ние фигуры челове­ка

1







4

Лепка фигуры че­ловека

1

Формирование понимания общественного назначе­ния искусства как средства отражения познания окружающего мира



Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Наброски с натуры фигуры ученика









5

Лепка фигуры че­ловека

1







6

Наброски фигуры человека с натуры

1







7

Наброски фигуры человека с натуры

1







8

Понимание красоты человека в европей­ском и русском ис­кусстве

1

Значение понятий:

- пропорции фигуры че­
ловека;

- строение фигуры чело­
века;

- красота движения фигуры человека



Портреты литературных героев







9

Понимание красоты человека в европей­ском и русском ис­кусстве

1







10

Обобщение темы

1

Обобще­ние и система­тизация знаний



Выставка и обсуждение рисунков учащихся







^ Р а з д е л 2. ПОЭЗИЯ ПОВСЕДНЕВНОСТИ (7 часов)

11

Поэзия повседнев­ной жизни в искус­стве разных наро­дов

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с работой скульптора

Знать:

- о композиции, особенностях
построения произведения искус­ства;

- роли формата;

- выразительном значении раз­мера произведения

Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Быто­вой жанр в искусстве передвижников и им­прессионистов»







12

Тематическая кар­тина. Бытовой и исторический жанры

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с выдающимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина)

Знать:

-о поэтической красоте повсе­дневности;

-роли искусства в жизни чело­века;

-роли художественных образов в понимании вечных тем жизни.
Развивать навыки наблюда­
тельности, способности образного видения.

Уметь:

-строить тематические компо­
зиции;

-осуществлять поиски и спосо­
бы выражения выбранной темы

Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке»







13

Сюжет и содержа­ние в картине

1

Изуче­ние но­вого ма­териала, повторе­ние

Ознакомление с сюжетной композицией

Знать:

- о поэтической красоте повсе­
дневности;

- роли искусства в жизни чело­
века;

- роли художественных образов в понимании вечных тем жизни.
Развивать навыки наблюда­
тельности, способности образно­го видения.

Уметь:

- строить тематические компо­
зиции;

-осуществлять поиски и спосо­
бы выражения выбранной темы












14

Сюжет и содержа­ние в картине

1

Изуче­ние но­вого ма­териала, повторе­ние

Ознакомление с сюжетной композицией










15

Жизнь каждого дня - большая тема в искусстве

1

Изуче­ние но­вого ма­териала


Ознакомление с представ­лением о ценностях жизни в изобразительном искус­стве разных народов

Рисунок по теме «Продавец цветов»







16

Жизнь в моем горо­де в прошлые века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с процес­сом работы над сюжетной композицией

Композиция «Жизнь людей в прошлом»







17

Праздник и карна­вал (тема праздника в бытовом жанре)

1


Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с процессом работы над коллажом


Коллективные работы на тему «Новый год» (техника коллажа)







^ Р а з д е л 3. ВЕЛИКИЕ ТЕМЫ ЖИЗНИ (9 часов)




18

Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Изучение нового материа­ла, по­вторение и закреп­ление



Ознакомление с монумен­тальной живописью (фре­ска, мозаика, панно)

Знать:

- о роли искусства в создании
памятников, посвященных исто­рическим событиям;

- роли конструктивного изобра­зительного и декоративного на­чал в живописи, графике,
скульптуре;

- о поэтическом претворении
реальности во всех жанрах

изо­бразительного искусства.
Уметь:

- чутко, активно и эмоционально
воспринимать реальность;

- соотносить собственные пере­живания с содержанием произ­ведений изобразительн. ис­кусства, сравнивать произведе­ния, делать выводы

Беседа о развитии на­выков восприятия произведений изобра­зительного искусства










19


Тематическая кар­тина в русском ис­кусстве XIX века

Процесс работы над тематической картиной

1


Ознакомление с истори­ческими батальными жан­рами

Композиционные, по­исковые эскизы










Ознакомление с творчест­вом художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов)

Исполнение выбран­ной исторической композиции










20

Процесс работы над тематической картиной

1













21

Библейские темы в изобразительном искусстве

1

Изучен. нового мат-­ла, повторение и обобщен

Ознакомление с русской иконописью, композици­ями на библейские темы

Композиции на биб­лейские темы










22

Библейские темы в изобразительном искусстве

1













23

Монументальная скульптура и образ истории народа

1

Ознакомление с творчест­вом художников-мону­менталистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос)

Эскиз памятника, по­священного выбран­ному историческому событию










24

Монументальная скульптура и образ истории народа

1




Ознакомление с творчест­вом художников-мону­менталистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос)




Эскиз памятника, по­священного выбран­ному историческому событию










25

Место и роль кар­тины в искусстве XX века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины ху­дожников данной эпохи

Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ.










26

Место и роль кар­тины в искусстве XX века

1




Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя)

Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины ху­дожников данной эпохи

Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ.










^ Р а з д е л 4. РЕАЛЬНОСТЬ ЖИЗНИ И ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ (8 часов)

27

Художественно-творческие проекты

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Искусство оформления книги

Знать:

- о роли художественной иллю­страции;

- выдающиеся произведения
изобразительного искусства;

- о роли русской тематической
картины XIX-XX столетий.

Иметь представление:

- об историческом художествен­ном процессе;

- о роли творческой индивиду­
альности художника;

- сложном, противоречивом и
насыщенном художественными
событиями пути российского и мирового изобразительного ис­кусства в XX веке.

Уметь:

- иллюстрировать литературные
произведения;

- показать в работе навыки

ди­зайна;

- анализировать разные по сти­лю предметы быта, создавать их
эскизы;

- представить реферат (сообще­ние и т. п.) о любимом художни­ке, произведении

Исполнение иллюст­раций к выбранному литературному произ­ведению







28

Искусство иллюст­рации. Слово и изо­бражение

1







29

Конструктивное и декоративное начало в изобрази­тельном искусстве

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о работе художника в различных отраслях производства

Конструкции и декор предметов быта







30

Зрительские умения и их значение для современного чело­века

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о зритель­ских умениях

Дизайн моды







31

История искусств и история человече­ства

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отраже­ние истории человечества в искусстве

Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю)







32

Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрес­сионизм и реализм)

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Представление о стилях и направлениях в искусстве

Изображение предме­тов быта в импрессио­низме и реализме







33

Личность художни­ка и мир его времени

1

Изуче­ние но­вого ма­териала

Ознакомление с творчест­вом выдающихся худож­ников, отражающих эпо­ху, мир своего времени

Произведения, выбранные для беседы о художниках







34

Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре

1

Урок-выставка

Ознакомление с хранили­щами мирового искусства

Путешествие в музеи мира










Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель iconРабочая программа по изобразительному искусству 6 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена с учётом межпредметных...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель iconРабочая программа по изобразительному искусству 5 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5 класса на 2011 – 2012 учебный год составлена с учётом межпредметных...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель iconРабочая программа по технологии 1 класс на 2011 2012 учебный год Автор-составитель: Ерошкина Людмила Тимофеевна
Начального Общего Образования приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г с учётом и программы «Технология»-...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель iconРабочая программа по музыке 5 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т
Взаимодействие музыки и литературы раскрывается в основном на образцах вокальной музыки и музыкально-театральных жанров
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель iconРабочая программа по музыке 6 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т
Музыка: 1-4 кл, 5-7 кл., «Искусство»- 8-9 кл./ Е. Д. Крицкая, Г. П. Сергеева, Т. С. Шмагина – Москва: “Просвещение”, 2009 год). Программа...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель iconРабочая программа по музыке 3 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т
Цель музыкального образования и воспитания в начальной школе – формирование музыкальной культуры учащихся как части их общей и духовной...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель iconРабочая программа по изобразительному искусству 7 класс Шумариной Надежды Алексеевны Принято на заседании
Протокол №1 2012 г. Приказ № от 2012 г от 2012 г
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель iconРабочая программа по музыке 4 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель: Ерошкина Л. Т
В IV классе завершается процесс музыкального образования и воспитания в начальных классах. Развитие музыкальной культуры школьников...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель iconРабочая программа по русскому языку 1 класс на 2011 2012 учебный год Автор-составитель: Ерошкина Людмила Тимофеевна
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции...
Рабочая программа по изобразительному искусству 7 класс на 2011-2012 учебный год. Автор-составитель iconРабочая программа по литературному чтению 1 класс на 2011 2012 учебный год Автор-составитель
Начального Общего Образования (приказ Министерства образования и науки РФ №17785 от 6 октября 2009г) и программы «Литературное чтение»-...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов