Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа» icon

Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа»
Дата конвертации13.09.2012
Размер322.21 Kb.
ТипОбразовательная программа

Образовательная программа
утверждена решением педагогичес
кого совета школы от 24.01.2008 г.
(протокол № 4)

Директор школы

Решетников С.В.


Образовательная программа

муниципального общеобразовательного учреждения

«Путинская средняя общеобразовательная школа»


Наименование программы

Образовательная программа МОУ «Путинская средняя общеобразова тельная школа.


Основание для разработки программы

Закон Пермской области ”Об образовании в Пермской области” , статья 5 «Образовательные программы учреждений образования».


Исполнители программы

Педагогический коллектив школы


Цель программы

Определить требования к содержанию образовательной деятельности школы, технологиям реализации данного содержания и ориентиры развития образовательного процесса.


Задачи программы.

  1. Выявление общекультурного потенциала современного знания по учебным предметам и перевод этого потенциала на язык конкретных образовательных действий.

  2. Определение места каждой учебной дисциплины в процессе формирования взглядов на единую картину мира, выявление связей с другими учебными дисциплинами.

  3. Описание особенностей процесса реализации общего образования в условиях школы.

  4. Выявление образовательного потенциала школы, направленного на расширение образовательных возможностей, на создание эффективных механизмов воспитания и социализации ребенка.

  5. Совершенствование содержания, форм, методов и организации образовательного процесса.


Срок действия программы

Срок действия 2008 – 2010 годы.

Срок пересмотра программы – 1 квартал 2011 года.

В ходе реализации программа может дополняться, изменяться, корректироваться в зависимости от конкретной образовательной ситуации.


1.Введение


Образовательная программа школы является организационной основой образовательной деятельности педагогического коллектива и обеспечивает удовлетворение потребностей населения и социально – экономической сферы села в получении образования.

Предназначение программы в том, чтобы с одной стороны, определить основное содержание образовательной деятельности школы, отразить тот уровень образования, которое на данном этапе может предоставить школа, с другой стороны, чтобы осознать и увидеть те рубежи, достижению которых будет посвящена образовательная деятельность школы в ближайшие годы, создать условия для перехода школы в новое качественное состояние.

В настоящее время основные концептуальные принципы модернизации образования изложены в государственных федеральных и региональных документах.
Сегодня остро стоит задача поиска, создания, апробации механизмов реализации данных принципов на уровне школы.

Основой, фундаментом создания таких механизмов должна служить данная образовательная программа.


2.Информационно-аналитические данные о школе


Сложившаяся социально – экономическая ситуация говорит о необходимости изменения приоритетов в учебно – воспитательном процессе, выдвигая на первый план не только традиционную задачу повышения качества образования, но и требуя в первую очередь особых педагогических усилий от школы в решении проблемы адаптации ребенка в окружающем социуме. Это ведет к изменению целей, подходов, понимания воспитательных и образовательных задач.

Процесс увеличения количества детей с соматическими заболеваниями, с весьма средними и слабыми способностями затрудняет проблему выпуска таких детей после окончания основной школы. Помимо этого, другой неблагоприятный фактор – инфантилизация подростков - пока отнюдь не снимается. Макросоциум таких ребят принять не готов, а значит возрастает ответственность школы в плане удержания их в школьном пространстве до окончания ими средней школы. С другой стороны в силу особенностей нынешней социально – экономической ситуации время, выделяемое родителями на воспитание, развитие своих детей резко сократилось. Школа порой является единственным возможным местом для ребенка, где не только обеспечивается учебная деятельность, но и организовано общение со сверстниками и нормальное коммуникативное пространство в мире взрослых во внеурочной сфере.

В своем представлении о том, какой должна быть школа, мы исходим из следующих позиций:

1. Из признания того, что школа – образовательное учреждение, призванное обеспечивать образовательные потребности микрорайона в первую очередь.

2. Вследствие этого необходимо изучение этих потребностей с одной стороны, и анализ возможностей школы по их удовлетворению с другой.

3. Удовлетворять образовательные потребности микросоциума необходимо на достаточной планке качества. Школа должна быть конкурентоспособной, а это возможно только в режиме непрерывного творческого поиска прогрессивных методик, способов обучения, роста профессионализма педагогического коллектива.

4. Решая педагогические задачи в самом широком смысле, школа обеспечивает различные виды деятельности в учебной сфере, а также в большом спектре внеклассной сферы – в кружковой, спортивной, музыкально – эстетической , в системе КТД, представляя широкие возможности для развития и самоопределения личности ребенка.

Путинская средняя общеобразовательная школа располагается в типовом здании. В школе имеется 21 помещение, оборудованное для проведения учебных занятий, из них 15 являются специализированными кабинетами. В школе есть учебные мастерские, типовой спортивный зал, компьютерный класс с двенадцатью ПК, объединенными в локальную сеть. Имеется выход в Интернет, а также используется спутниковый образовательный канал.

В школе есть столовая, имеется учебно – опытный участок, а также земельный участок для выращивания овощей для школьной столовой.

Школьная библиотека имеет достаточный книжный фонд. Обеспеченность учащихся учебниками составляет 98 – 100 %. Имеется актовый зал. В школе функционирует интернат для детей, проживающих на расстоянии более 5 км от школы. В интернате проживают 40 учащихся из 15 деревень.

Учебно – материальная база позволяет организовать учебно – воспитательный процесс на уровне необходимых требований.

В школе обучается 293 человека. Занятия проводятся в одну смену. Режим работы школы – шестидневная учебная неделя во 2-11 классах, пятидневная в 1-х классах. Количество классов – 17. В последние годы происходит уменьшение количества учащихся и соответственно классов в среднем на 1 класс – комплект (20 человек) в год.

Особенности контингента учащихся таковы, что из 293 человек: детей из многодетных семей – 86 (30%), детей из неполных семей – 44 (15%), детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по программе С(К)ОУ 8 вида индивидуально – 13 (4%).

В школе работают 28 учителей и воспитателей, 3 учителя школы имеют первую категорию, 13 – вторую категорию. Имеют стаж работы свыше 15 лет – 18 человек (64%); от 10 до 15 лет – 4 человека (14%); от 5 до 10 дет – 6 человек (22%).

Анализ результативности работы педагогического коллектива показывает, что поставленные задачи в основном решаются. За последние три года все учащиеся 9-х классов ( 151 человек ) и 11 – х классов (51 человек) были допущены к итоговой аттестации и успешно ее выдержали. Из года в год стабильными являются успеваемость и качество знаний (соответственно 98 % и 28 %) , учащиеся школы участвуют в районных и областных олимпиадах по учебным предметам, региональных и международных играх и конкурсах, занимают призовые места по русскому языку, химии, технологии, информатике физкультуре и т.д.

Существующая в школе система внеклассной работы позволяет удовлетворять разнообразные потребности личности ученика. К услугам учащихся библиотека, 2 группы продленного дня, спортивные секции, кружки, факультативные занятия, имеется свободный доступ в кабинет информатики.

Одним из факторов успешной социализации является профессиональная ориентация и создание условий для самоопределения выпускников. Анализ статистических данных по трудоустройству выпускников 9,11 классов показывает, что за последние три года в среднем 52% выпускников 9 классов продолжили обучение в 10 классе, 26% в профессиональных училищах, 9% в техникумах и колледжах, 13 % трудоустроились. Среди выпускников 11 классов 20 % поступили в ВУЗы; 31 % в техникумы и колледжи; 39 % в профессиональные училища; 10 % трудоустроились либо призваны в армию.

Все это говорит о том, что в школе имеется достаточный потенциал для реализации данной образовательной программы и дальнейшего развития.


3.Цели, задачи образовательного процесса.

Приоритеты работы школы


Основные цели и задачи общеобразовательной школы сформулированы в Законе РФ «Об образовании», Законе Пермской области”Об образовании в Пермской области”.

В соответствии с названными документами, а также на основании анализа образовательной ситуации в школе определена миссия школы.

Миссия школы состоит в том , чтобы создать условия для развития учащихся с учетом их возможностей , познавательных интересов и склонностей. Образование , которое получают учащиеся школы , должно обеспечить их самореализацию сегодня и в будущем.


^ Цель образовательного процесса:

Организация образовательной среды, обеспечивающей учащимся возможность самореализации, социальной адаптации и развития.


Достижение этой цели определяет задачи школы:

  • создание условий для повышения качества образовательного процесса, обеспечение его стабильности и результативности;

  • обновление содержания образования через поиск новых форм наполнения содержания БУП, повышение доступности и эффективности образовательного процесса;

  • создание системы предпрофильного и профильного обучения;

  • введение в образовательный процесс новых образовательных и информационных технологий, создание в школе единой информационной среды;

  • системное использование здоровьесберегающих технологий;

  • усиление воспитательного потенциала образовательного процесса;

  • создание условий для самореализации педагогов и учащихся через проектную, исследовательскую и другие виды деятельности;

  • формирование позитивной мотивации учащихся к учебной деятельности;

  • обеспечение социально-педагогических отношений, сохраняющие физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.


В качестве приоритетов работы школы рассматриваются:

воспитание, содержание образования и здоровье учащихся.

Приоритет воспитания вытекает из перспектив развития системы образования, Закона «Об образовании в Пермской области», существующего социального заказа. Обновление содержания образования обусловлено необходимостью расширения и конкретизации его социального, культурного и практического контекста в современных условиях. Приоритет здоровья направлен на преодоление существующих негативных тенденций в состоянии здоровья детей.


4. Особенности учебного плана

Путинской средней общеобразовательной школы


Учебный план Путинской средней общеобразовательной школы разработан на основании следующих нормативных документов:

Базисного учебного плана 1998 г., утвержденного приказом МО РФ от 9.02.1998 г. №322;

Федерального базисного учебного плана 2004 г., утвержденного приказом МО РФ от 9.03.2004 г. №1312.

Письма МО РФ от 25.09.2000 г. №2021/11 – 13 «Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы»;

Письма МО РФ от 17.12.2001 г. №957/13 – 13 «Методическое письмо по вопросам обучения информатике в начальной школе»;

Приказа МО РФ от 18.07.2002 г. №2783 «Об утверждении Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования»;

Санитарных правил и норм Сан ПиН 2.4.2 – 1178 – 02.


Учебный план рассчитан на 5 учебных дней в 1 классе и 6 учебных дней во 2 – 11 классах. Учебная нагрузка учащихся не превышает предельно допустимого уровня, при этом сохраняется номенклатура образовательных областей и предметов, определенных федеральным базисным учебным планом.

Количество часов на предметы, определенные федеральным базисным учебным планом, сохраняется. Также сохраняется в необходимом объеме содержание, являющееся обязательным на каждой ступени обучения.

В 1-2, 5-6, 9, 10-11 классах осуществлен переход на ФБУП – 2004.

Региональный компонент в учебном плане представлен следующими предметами:

Маленький Пермяк 2 – 4 классы ( по 1 часу в неделю )

Родное Прикамье 5 класс ( 1 час в неделю )

Этическая грамматика 6 класс (1 час в неделю)

История Прикамья 7 класс (1час в неделю)

География Пермского края 8 - 9 классы ( по 1 часу в неделю)

Психология общения 10 - 11 класс ( по 1 часу в неделю)

Также с целью реализации регионального компонента учебного плана во

2 - 11 классах на изучение физической культуры выделено по 3 часа в неделю.

Часы школьного компонента используются на изучение следующих предметов:

  1. Введен предмет «Информатика» во 2 – 8 классах по 1 часу в неделю.

  2. Введен предмет «ОБЖ» в 5 – 9 классах по 1 часу в неделю.

В 9 классе введена предпрофильная подготовка в объеме 3 часов в неделю, в том числе 2 часа на организацию курсов по выбору и 1 час на информационную и профориентационную работу.

В 10 - 11 классах введен учебный план для универсального обучения.

При использовании часов школьного компонента учитываются результаты предпрофильной подготовки учащихся 10,11 классов, состояние учебно-материальной базы, преемственность в обучении, участие школы в ЕГЭ, а также то , что большинство выпускников школы продолжает дальнейшее обучение в вузах, учреждениях начального и среднего профессионального образования по техническим специальностям и специальностям , где профилирующими являются предметы естественно-математического цикла. Кроме того, изучение школьниками методов познания, характерных для естественных наук способствует формированию современного научного мировоззрения, самоопределению личности в окружающем мире, что соответствует основным задачам школы. В связи с этим часы школьного компонента используются следующим образом:

Добавлено по 1 часу на изучение математики, химии в 10 – 11 класах , физики в 11 классе.

В 10 классе предлагаются для изучения элективные курсы : «Тракторы и сельскохозяйственные машины» - 3 часа в неделю, «Ты и твой дом» - 1 час в неделю, «Экология» - 1 час в неделю, «Мир инвестиций» - 1 час в неделю, «Компьютерное моделирование» - 1 час в неделю.

В 11 классе предлагаются для изучения элективные курсы : «Тракторы и сельскохозяйственные машины» - 2 часа в неделю, « Экология» - 1 час в неделю, «Химия в жизни общества» - 1 час в неделю, «Теория и практика сочинений разных жанров» -1 час в неделю, «Земледелие ХХ1 века»- 1 час в неделю, «Основы предпринимательства»-1 час в неделю, «Задачи с параметрами»- 2 часа в неделю.

Учащиеся изучают не менее трех курсов на выбор.

Школьный компонент используется рационально, в полном объеме. Его содержание соответствует требованиям целостности и преемственности образовательного процесса.

Содержание учебного плана соответствует основным целям школы.

Учебный план имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение.


5.Дополнительные образовательные программы


Помимо основных образовательных программ по учебным предметам в школе осуществляется реализация следующих дополнительных образовательных программ:

- программа профессиональной подготовки по специальности «тракторист-машинист» категорий «В», «С», «Е»

- программы дополнительного образования по направлениям:

научно-техническое;
физкультурно-спортивное;
художественно-эстетическое;
туристско-краеведческое.

Основной задачей дополнительного образования является предостав­ление ребенку возможности развития, профессиональной ориентации, оздоровления и социализации. Внеурочная деятельность детей должна способствовать развитию интереса к различным отраслям знаний, к куль­туре и искусству. Самым главным аспектом системы дополнительного образова- ния является преемственность и взаимосвязь с урочной деятельностью. Специфика внеурочной работы и дополнительного образования определяется материальным и кадровым потенциалом, особенностями воспитательной системы и традициями школы. Эффективно функционирующая система дополнительного образова­ния сокращает пространство девиантного поведения школьников, обес­печивает развитие свободной личности. Перечень реализуемых в школе дополнительных образовательных программ может дополняться и изменяться в зависимости от выбора учащихся, а также возможностей учебно – материальной базы и программно – методического обеспечения.

6. Обучение детей

с ограниченными возможностями здоровья.


Для детей, которым по заключению ПМПК рекомендовано обучение по программам С(К)ОУ 8 вида при несогласии родителей с направлением ребенка в специальное образовательное учреждение в школе организовано обучение в режиме индивидуальных занятий. Обучение ведется в соответствии с программами общеобразовательных школ для умственно отсталых детей.

Целью обучения является подготовка учащихся к самостоятельной жизни в современном обществе, а учебные предметы решают в основном общеразвивающие, социокультурные и практические задачи.

Основными задачами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья являются:

- формирование основ элементарного усвоения таких образовательных областей как язык и речь, математика, живой мир;

- пропедевтика трудового обучения, включение обучающихся в домашний, хозяйственный, прикладной и допрофессиональный труд;

- формирование и развитие докоммуникативной и когнитивной функции речи;

- расширение социальных контактов с целью формирования навыков социального общежития, знаний о себе, других людях, об окружающем микросоциуме.

При работе с данной категорией учащихся школа опирается не на принцип обучаемости умственно отсталого ребенка грамоте, счету и другим предметам, так как продвижение по этому пути весьма затруднительно, а создает более оптимальные условия для развития коммуникативных и социальных навыков ( речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда и др.).

Обучение детей со сниженным интеллектом осуществляется в соответствии со следующими методическими рекомендациями:

  1. Вся коррекционно – образовательная работа строится с учетом психофизиологических особенностей ребенка, с соблюдением охранительного режима.

  2. На всех занятиях применяются дидактические игры.

  3. Используется наглядность, способствующая включению учащихся в активную деятельность.

  4. На всех занятиях осуществляется коррекция познавательной деятельности, коррекция эмоционально – волевой сферы.

Учитывая особенности детей, имеющих умственное недоразвитие, программа предусматривает постепенное увеличение учебной нагрузки от начала к середине года и ее снижение к концу учебного года.

Для коррекции речевых недостатков и формирования речевых навыков с учащимися проводятся логопедические занятия учителем – логопедом.

Особенностью программы является то, что начиная с 5 класса и далее заметно увеличивается нагрузка по трудовому обучению.


7. Учебно – методическое обеспечение

образовательного процесса


Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса в школе включает в себя:

  1. Учебные программы начального; основного и среднего (полного) общего образования. (Перечень используемых программ прилагается).

  2. Государственные образовательные стандарты начального; основного и среднего (полного) общего образования.

  3. Тематическое планирование по учебным предметам.

  4. Документы нормативно – правового характера по организации образовательного процесса ( приказы, методические рекомендации Министерства образования РФ, Министерства образования Пермского края , районного управления образования).

  5. Локальные акты школы по осуществлению образовательного процесса.

  6. Учебники и учебные пособия (перечень используемых учебников прилагается).


Оснащенность учебниками: 1 ступень – 100 %

2 ступень – 98 %

3 ступень – 98 %

Важнейшей составляющей учебно – методического обеспечения образовательного в школе являются учебные кабинеты:

Физики

Химии

Биологии

Информатики

Математики

Географии

Истории

ОБЖ

Русского языка

Литературы

Немецкого языка

Обслуживающего труда

Музыки

Профессионального обучения

Спортивный зал

Учебные мастерские

Оснащение учебных кабинетов наглядными пособиями, моделями, демонстрационным, лабораторным и другим учебным оборудованием в основном соответствует минимальным требованиям оснащенности учебного процесса.


В кабинетах имеется:

- дидактический материал для работы учащихся;

- раздаточный материал;

- материалы к олимпиадам, иным внеурочным и внеклассным видам деятельности по предмету;

- экзаменационный материал, тесты;

- лучшие работы учащихся;

- учебная и методическая литература;

- видеофильмы, компьютерные программы.

Большая роль в учебно – методическом обеспечении образовательного процесса в школе принадлежит школьной библиотеке.

В библиотеке имеется достаточный фонд методический литературы для педагогов; учебные пособия, справочники, энциклопедии; научно – популярная литература, художественная литература по внеклассному чтению. Имеется подборка периодической литературы научно – практического и научно – методического характера. Также в школе имеется доступ к сети Интернет.


8. Организация образовательного процесса

и режим работы школы


В школе осуществляется образовательный процесс в соответствии с уровнями образовательных программ трех ступеней образования:

1 ступень - начальное общее образование (1-4 классы), срок обучения 4 года.

2 ступень – основное общее образование ( 5-9 классы), срок обучения 5 лет.

3 ступень – среднее (полное) общее образование (10-11 классы), срок обучения 2 года.

Освоение общеобразовательных программ основного общего и среднего (полного) общего образования завершается государственной (итоговой) аттестацией.

Содержание общего образования в школе определяется образовательной программой школы, учебным планом, общеобразовательными программами по учебным предметам и курсам, соответствующим государственным образовательным стандартам.

Количество классов в школе определяется, исходя из фактического количества детей соответствующего возраста.

Предельная наполняемость классов – 25 обучающихся. При проведении занятий по иностранному языку, трудовому обучению на 2 и 3 ступенях, информатике, физкультуре (на 3 ступени обучения) классы делятся на 2 группы при наполняемости 20 человек и более.

С целью обеспечения доступности образования в школе функционирует интернат для детей, проживающих в удаленных населенных пунктах ( свыше 5 км) и две группы продленного дня.

Образовательный процесс осуществляется в соответствии с учебным планом и регламентируется расписанием занятий.

Основной формой организации учебно – воспитательного процесса является урок. Продолжительность урока в школе – 40 минут.

Учебный год в школе начинается 1 сентября и заканчивается 30 мая.

Продолжительность учебного года составляет :

- в 1 классах – 30 учебных недель;

- во 2-11 классах - 34 учебных недели.

Учебный год делится на 4 учебные четверти, продолжительность которых , как правило , составляет:

1 четверть – 9 учебных недель

2 четверть – 7 учебных недель

3 четверть – 10 учебных недель

4 четверть – 8 учебных недель

Продолжительность каникул в течении учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом – не менее 8 недель. Для учащихся 1 классов в середине 3 четверти устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

Конкретные сроки начала и окончания учебных четвертей, а также сроки каникул устанавливаются годовым календарным учебным графиком, который согласуется с администрацией поселения и утверждается директором школы.

Учебные занятия в школе начинаются в 8 часов 30 минут.

Время уроков и перемен:

1 урок – 8. 30 – 9.10 – перемена 10 минут

2 урок - 9.20 – 10.00 – перемена 10 минут

3 урок - 10.10 – 10.50 – перемена 20 минут

4 урок – 11.10 – 11.50 – перемена 20 минут

5 урок - 12.10 - 12.50 – перемена 15 минут

6 урок - 13.05 - 13.45

Работа спортивных секций, кружков осуществляется по расписанию, утвержденному директором школы, как правило во второй половине дня. Проведение внеклассных мероприятий осуществляется в соответствии с планом воспитательной работы, планом работы школы на текущий месяц.

Питание учащихся организуется в школьной столовой:

после 3 урока – 1-4 классы

после 4 урока – 5- 11 классы.

Продолжительность учебной недели в 1 классах составляет 5 учебных дней, во 2-11 классах – 6 учебных дней.

Режим работы пришкольного интерната и ГПД определяется в соответствующими планами учебно – воспитательной работы.

9. Методики, используемые в образовательном процессе


При реализации учебных программ в ходе образовательного процесса учителями школы используется традиционная методика обучения.

В условиях традиционного обучения, при изучении ряда предметов, используются педагогические инновации. Можно выделить следующие основные направления по которым осуществляется инновационная деятельность:

1. Использование тестовых технологий в образовательном процессе, особенно для контроля знаний, умений и навыков учащихся.

Все более широкое использование тестовых технологий обусловлено введением ЕГЭ, регионального эксперимента по итоговой аттестации выпускников, тем, что в тестовой форме принимаются вступительные экзамены в Вузы и Ссузы.

2. Использование элементов, методов и приемов современных педагогических технологий:

- элементы проблемного обучения;

- уровневая дифференциация;

- проектная деятельность учащихся;

- использование элементов здоровьесберегающих методик, особенно в начальных классах.

3. В преподавании учебных предметов используются информационно – коммуникационные технологии: при работе учащихся над проектами ; для поиска информации при написании рефератов и выполнении заданий; при изучении нового материала и его закреплении на уроках, при подготовке к итоговой аттестации.

Для активизации деятельности учащихся на уроках математики, географии, биологии, химии широко и успешно используются тестовые технологии. При обучении истории и обществознанию используются такие виды деятельности как поисковая деятельность, написание рефератов. В начальных классах и в среднем звене, особенно на уроках русского языка, истории используется игровая деятельность. При изучении биологии, физики на уроках создаются проблемные ситуации и учащиеся вовлекаются в деятельность по их решению. На уроках технологии успешно применяется проектный метод обучения, в результате которого учащиеся создают самые разнообразные изделия, учатся осмысленной, целенаправленной, самостоятельной деятельности по получению конкретного результата.

^ Развитие и формирование ребенка, становление из него полноценной личности со своими убеждениями и взглядами, с хорошо развитыми познавательными возможностями и ярко выраженными индивидуальными способностями происходит лишь в собственной деятельности.

Поэтому один из основных подходов в обучении учащихся, при реализации учебных программ, воспитании школьников – деятельностный подход.

Образовательный процесс в школе направлен на широкое вовлечение учащихся в различные виды деятельности, в том числе и учебной.


10. Оценка знаний и умений учащихся,

порядок проведения промежуточной аттестации.


Оценка – процесс соотнесения результатов учебного труда школьника с намеченными эталонами с целью выявления качества знаний и определение путей их дальнейшего совершенствования.

При всем разнообразии форм и методов проверки и оценки существуют общие требования:

- проверка, контроль за усвоением учебного материала проводятся систематически и регулярно;

- проверка и оценка знаний носит индивидуальный характер, учитель проверяет и оценивает знания, умения и навыки каждого ученика;

- основными критериями оценки знаний и умений являются минимум содержания образования и учебные программы по предметам.

На уроках применяются разнообразные формы и приемы проверки и оценки. Оценка на уроке выполняет важную педагогическую функцию; она выступает регулятором учения, т.е. служит главной цели – стимулировать и направлять учебно - познавательную деятельность школьника.

В школе используется пятибалльная система оценивания.

Используются следующие отметки:

«5» - отлично

«4» - хорошо

«3» - удовлетворительно

«2» - неудовлетворительно

«1» - плохо

Оценивание знаний и умений осуществляется в соответствии с нормами оценок, разработанными по каждому предмету.

В 1-2 классах используется безотметочная система оценки знаний и умений учащихся.

При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: полнота, глубина, осознанность, умение применять знания на практике в знакомых и незнакомых ситуациях, количество и характер ошибок, допущенных учащимися.

В школе принята следующая система промежуточной аттестации учащихся:

- текущая аттестация;

- годовая аттестация.

Текущая аттестация включает в себя следующие виды оценивания результатов:

- поурочное оценивание;

- тематическое оценивание ( по итогам изучения темы);

- оценка за четверть ( на 1 и 2 ступенях);

- оценка за полугодие ( на 3 ступени).

Годовая аттестация по учебному предмету предусматривает оценку знаний и умений учащихся за учебный год, которая проводится на основе оценок за учебные четверти (полугодия), итоговые контрольные работы и фактического уровня знаний, умений и навыков школьников.

Форму текущей аттестации определяет учитель с учетом содержания учебного материала, используемых методов обучения, уровня подготовки учащихся и т.д.

Результаты текущей и годовой аттестации отражаются в классном журнале.

Учащиеся , освоившие образовательную программу учебного года и имеющие положительные годовые оценки по всем предметам, переводятся в следующий класс. Решение о переводе учащихся принимает педагогический совет школы.

Вопросы оценивания знаний и умений учащихся, порядка проведения промежуточной аттестации и перевода учащихся, безотметочного обучения в 1-2 классе регулируются соответствующими локальными актами.


11. Способы и приемы диагностики результатов образовательной деятельности


Для определения фактической эффективности учебно – воспитательного процесса, изучения качества образования учащихся особое значение имеет диагностика результатов образовательной деятельности.

Контроль и анализ результатов учебно – воспитательного процесса осуществляется:

- в ходе посещения уроков, проверки классных журналов, письменных работ учащихся;

- по итогам учебной четверти ( полугодия);

- по итогам учебного года;

- по результатам итоговой аттестации выпускников ;

- по итогам олимпиад, конкурсов по учебным предметам;

- по итогам выполнения учебных программ и практической части программ (за четверть, полугодие, год).

Используются такие способы диагностики как

- входной контроль (5 класс);

- итоговые контрольные работы ( за полугодие, учебный год) по текстам администрации школы;

- тестирование;

- проверка техники чтения.

При оценке качества образования используются различные методы, в том числе метод эталонного сравнения. Метод эталонного сравнения предполагает сравнение полученных результатов с заданной нормой или эталоном и является эффективным для всех сторон образовательной деятельности (условий, процесса, результатов).

С целью получения наиболее полной информации об уровне знаний и умений учащихся при анализе контрольных работ используются квалиметрические расчеты (метод количественной оценки качества результатов).

Определяются основные квалиметрические показатели:

А – коэффициент выполнения работы

^ Кол-во учащихся, получивших «5», «4», «3»

А = Кол-во учащихся, выполнявших работу (включая «2»)


Б - коэффициент качества выполнения работы


Кол-во учащихся, получивших «4» и «5»

Б = кол-во всех учащихся, выполнявших работу


В – коэффициент обученности учащихся


В = А х Б


Г – рейтинг класса ( средний балл)

^ Сумма всех баллов, полученных учащимися

Г = Кол-во всех учащихся, выполнявших работу


Для объективной оценки качества знаний учащихся по результатам учебного года используется методика расчета степени обученности учащихся ( СОУ).

Предварительно определяется уровень требований учителя по следующим критериям:

- «5» ставится за творческое применение знаний, теории на практике – высший уровень;

- «5» ставится за репродуктивные умения и навыки – средний уровень;

- «5» ставится только за знание теории без связи с практикой – низший уровень.

Показатель степени обученности учащихся (СОУ) определяется по следующей формуле:

К5 N5 + К4N4 + K3N3

СОУ = N , где


N – общее количество учащихся, аттестованных по данному

учебному предмету (включая тех, кто имеет отметку «2»)


N5 – количество учащихся, имеющих «5»


N4 - количество учащихся, имеющих «4»


N3 - количество учащихся, имеющих «3»


К3, К4, К5 - оценочные коэффициенты, которые выбираются в

соответствии с уровнем требований.


^ Уровень требований

К3

К4

К5

Высший

Средний

Низший

0, 36

0, 16

0, 04

0, 64

0, 36

0, 16

1

0, 64

0, 36


Для более полного анализа определяется средний балл по предмету.

Сопоставление среднего балла и СОУ позволяет сделать вывод о фактическом уровне качества знаний и эффективности деятельности учителя.

Наряду с рассмотренными, для диагностики результатов образовательной деятельности используются и другие, общепринятые способы и методы.


Задачами при организации мониторинга реализации образовательной программы являются:

  • определение критериев качества ее реализации;

  • отбор средств диагностики достижения ожидаемых результатов;

  • установление уровня соответствия реальной подготовки школьников принятой «модели выпускника».


Система показателей контроля


  • обученность учащихся по отдельным предметам;

  • сформированность общеучебных умений и навыков;

  • воспитанность обучающихся;

  • уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, эмоционально-волевой; ценностно-мотивационной сфер личности обучающихся;

        состояние здоровья учеников и здоровьесберегающий потенциал школы;

  • актуальность содержания образования, обеспечиваемого программой;

  • кадровое обеспечение реализации образовательной программы.




^ Объект контроля

Средство контроля

Периодичность контроля

Качество общеобразовательной подготовки выпускников

I ступень

Контрольные работы, тесты; проверка вычислительных навыков; техника чтения; текущая успеваемость и анализ ее результатов.

каждая учебная четверть

II ступень

Контрольные работы, тесты;

в течение года

итоговая государственная аттестация;

июнь

обязательные экзамены (русский язык, алгебра);

Декабрь-январь

результаты участия учащихся школы в конкурсах, олимпиадах, интеллектуальных играх.

Сентябрь

продолжение выпускниками основной школы получения образования.

 

III ступень

Мониторинговые контрольные работы;  зачеты; защита рефератов, учебно-исследовательских работ;

в течение года

итоговая государственная аттестация: 3 обязательных экзамена (русский, литература, математика) и 2 экзамена по выбору учащегося;

Май-июнь

результаты участия школы в различных предметных олимпиадах;

Декабрь-январь

результаты поступления в учреждения высшего и среднего профессионального образования

сентябрь

Степень социализации

Данные социометрии.

два раза в год

Результаты трудоустройства, данные о завершении послешкольного образования

октябрь

Состояние здоровья

Данные углубленного медицинского осмотра.

ежегодно

Данные призывной комиссии райвоенкомата.

ежегодно

Данные о пропусках уроков по болезни.

Раз в четверть


12. Особенности воспитательной системы школы


Воспитательная система школы призвана целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся.

Воспитательная система школы базируется на следующих принципах;

- принцип развития:

- принцип успешности;

- принцип социализации;

- принцип природосообразности;

- принцип коллективизма.

Методологической основой воспитательной деятельности школы является целостный подход, включающий в себя:

- личностный подход ( «я» - концепция) ;

- деятельностный подход ( реализация в деятельности);

- системный подход ( все элементы системы взаимосвязаны между собой).

Ценностные ориентиры воспитательной системы:

- высокие нравственные принципы;

- творчество как основа развития личности;

- сохранение здоровья.

Целью воспитательной системы школы является создание условий для развития творческой активной личности, живущей в связи с окружающим миром и его историей и осознающей свою ответственность перед ним.

Достижение этой цели определяет задачи школы в сфере воспитания:

  1. Создание условий развития и воспитания творческой индивидуальности личности ребенка.

  2. Раскрытие творческого потенциала детей.

  3. Социализация учащихся. Влияние на их нравственную позицию. Развитие духовной культуры и нравственности.

  4. Формирование гражданственности и патриотизма, усвоение прав и свобод человека.

  5. Сохранение здоровья.

Результат реализации поставленных целей и задач может быть представлен в виде следующей качественной модели выпускника школы:








Структура воспитательной системы включает в себя следующие элементы:

- урок – основная форма учебно – воспитательной деятельности;

- система классного руководства ( осуществляется в соответствии с воспитательными планами классными руководителями);

- система внеклассной воспитательной деятельности ( осуществляется по видам деятельности: учебной, трудовой, досуговой и т.д. в соответствии с планом работы школы);

- система дополнительного образования (кружки, секции и т.д.);

- система внешкольной воспитательной работы (совместная деятельность с СДК, сельской библиотекой, сельской администрацией);

- система школьного самоуправления (на уровне школы – ученический совет, на уровне класса – актив класса).

Школа рассматривает воспитание как целостный процесс, включающий в себя различные виды деятельности, главными из которых являются :

- учебная деятельность;

- трудовая деятельность;

- игровая деятельность;

- как особый вид деятельности – общение.

Развитие ребенка, становление из него личности с ярко выраженными индивидуальными способностями происходит лишь вследствие собственной деятельности , поэтому в основе всей воспитательной работы школы лежит деятельность учащихся.


13. Ожидаемые результаты


1.      Достижение обязательного минимума содержания образования для каждого ученика.

Усвоение учащимися учебных программ обеспечивающих полноценное развитие личности и возможности продолжения образования в профессиональной среде.

2.      Достижение элементарной грамотности – I ступень, функциональной грамотности – II ступень, общекультурной компетентности с элементами допрофессиональной подготовки – III ступень.

Выпускник школы:

        Обладает положительной жизненной установкой, активной гражданской позицией; обладает развитым интеллектом, дающим возможность самореализации как творческой личности; способен к дальнейшему продолжению образования; коммуникабелен, толерантен, умеет работать в коллективе; владеет умениями и навыками поддержки собственного здоровья; способен брать на себя ответственность за свой выбор в том числе и профессиональный; способен к успешной социализации в обществе и на рынке труда

       

I. Учащиеся, завершившие обучение на ступени начального общего образования, должны: освоить общеобразовательные программы по предметам учебного плана на уровне, достаточном для продолжения образования на ступени основного общего образования; овладеть общеучебными умениями и навыками; овладеть навыками учебной деятельности, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культурой поведения и речи.

^ Психолого-педагогический портрет: эмоциональный, волевой, интеллектуальный, трудолюбивый, усидчивый, внимательный, с развитой речью, мышлением, со способностью ощущать и воспринимать признаки, свойства и качества предметов, с умением чувствовать окружающий мир, с первоначально отработанной памятью: зрительной, слуховой и мажорной; внимательный (умеющий слушать и слышать), рефлексивный (умеющий ощущать себя), умеющий мыслить, обладающий чувством самоконтроля и самостоятельности.

^ Личностные качества: учебно-познавательные интересы, мотивация достижения успеха, социальная мотивация (долг, ответственность); уверенность в себе, чувство полноценности, трудолюбие, усидчивость, дисциплинированность, адаптивность, самостоятельность, коммуника- тивность, доброжелательность.

II. Учащиеся, получившие основное общее образование, должны: освоить на уровне требований государственных программ учебный материал по всем предметам школьного учебного плана; приобрести необходимые знания и навыки жизни в обществе, профессиональной среде, овладеть средствами коммуникации; достигнуть  показателей развития интеллектуальной  сферы, достаточных для организации своей познавательной, проектировочной, оценочной деятельности; овладеть основами компьютерной грамотности; овладеть системой общеучебных умений (сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, выделение главного); знать свои гражданские права и уметь их реализовывать; уважать свое и чужое достоинство; уважать собственный труд и труд других людей.

^ Психолого-педагогический портрет: аналитико-синтетическое восприятие, наблюдательность, регулируемая память, абстрактное мышление, целеобразование и планирование, способность рассуждать, интеллектуальная познавательная активность; креативность (способность к творчеству); чувство психологической защищенности.

^ Личностные качества: социальная взрослость, ответственность за свои действия, мотивация общественно полезной деятельности (учебно-трудовой и т.д.), познавательные интересы, самосознание и адекватная самооценка, потребность в самопознании. Осознание собственной индивидуальности. Личностное самоопределение, стремление к самоутверждению, потребность в общественном признании, удовлетворенность своим положением.

III. Выпускник, получивший среднее (полное) общее образование - это человек который: освоил все образовательные программы по предметам школьного учебного плана; освоил содержание выбранного профиля обучения на уровне, способном обеспечить успешное обучение в учреждениях начального, среднего профессионального образования и в учреждениях высшего профессионального образования; владел основами компьютерной грамотности; умеет быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим отношениям; знает свои гражданские права и умеет их реализовывать; готов к формам и методам обучения, применяемым в учреждениях профессионального образования; умеет осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, контролировать и анализировать их.

^ Психолого-педагогический портрет: теоретическое сознание, интеллектуальная зрелость, самостоятельность в решении и выборе образа действий, овладение своими познавательными процессами, аргументация и доказательство истинности суждений, критичность мышления, способность к познанию общих законов природы и общению, научное мировоззрение, творческая активность, рефлексия.

^ Личностные качества: социальная зрелость, осознанное и критичное отношение к себе, профессиональные интересы, профессиональное ориентирование, самоопределение, открытие своего внутреннего мира, осознание своей индивидуальной целостности, неповторимости, потребность в поиске смысла жизни, социальные и нравственные убеждения, гражданское мировоззрение, моральное самоопределение, моральная зрелость.


3. Осознание места и роли образовательной деятельности школы в системе образования Верещагинского района

4. Переосмысление педагогами нового содержания образования при изучении традиционных учебных дисциплин.

5. Обновление содержания образования, появление новых способов образовательной деятельности.


14. Основные направления развития


Неотъемлемой чертой современного образования является его непрерывное развитие и обновление. Образовательная деятельность школы также предполагает постепенные перспективные поэтапные изменения в ныне действующей педагогической системе. Необходимо выделить в этой системе компоненты, подлежащие инновационным изменениям. Эти изменения должны коснуться:

- содержания образования;

- системы воспитательной работы;

- системы работы по сохранению здоровья детей;

^ Обновление содержания образования в школе предусматривает:

  1. Переход на базисный учебный план 2004г. (2008-2010г.г.)

  2. Апробацию различных моделей обучения на 3 ступени в условиях перехода на профильное обучение в старшей школе.

  3. Использование возможностей учебного плана, дополнительного образо
    вания, предпрофильной подготовки для построения индивидуальной
    образовательной траектории учащихся.

  4. Информатизацию образовательного процесса.

  5. Ориентацию не столько на усвоение знаний, сколько на овладение способами этого усвоения: способами мышления, осмысления и решения проблем, на развитие познавательных возможностей и творческого потенциала учащихся.

  6. Усиление роли воспитывающего характера обучения при котором основным становится подход, который обеспечивает приобретение определенных качеств личности на уроке, опирающихся на знания и умения.

^ Развитие системы воспитания связано с решением таких задач как:

  1. Развитие воспитательного пространства в школе на основе повышения воспитательного потенциала обучения, усиления гуманитарной направленности учебных предметов, придания направленности и осмысленности всем воспитательным действиям.

  2. Обеспечение педагогической поддержки развития ученического самоуправления.

  3. Укрепление и развитие системы классного руководства. Именно классный руководитель призван максимально воздействовать на развитие творческих способностей учащихся, оказывать помощь ученику в целенаправленном улучшении и совершенствовании своей личности.

^ Усиление роли образовательного процесса в охране и укреплении здоровья предполагает:

  1. Укрепление и развитие спортивной материально – технической базы школы, оснащение спортивным инвентарем.

  2. Переориентацию системы физического воспитания на поддержку собственного здоровья ребенка, на приобщение к здоровому образу жизни.

  3. Внедрение и использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе.

  4. Создание безопасных условий жизнедеятельности в школе.


Реализация данных задач позволит обеспечить развитие образовательного процесса в школе и создаст основу для подготовки качественно новой образовательной программы.




Похожие:

Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа» iconПоложение об Управляющем совете муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа»
Управляющий совет (далее – Совет) является коллегиальным представительным органом управления муниципальным общеобразовательным учреждением...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа» iconПоложение об Управляющем совете муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа»
Управляющий совет (далее – Совет) является коллегиальным представительным органом управления муниципальным общеобразовательным учреждением...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа» iconМуниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №21»
Образовательная программа моу «Средняя общеобразовательная школа №21» строится в соответствии с основными направлениями совершенствования...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа» icon1 Место нахождения
Республики Мордовия от «2» ноября 2011 г. №564 «О создании Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Сургодьская...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад о результативности работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Коминтерн» Энгельсского района Саратовской области
Доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Коминтерн» содержит информацию о результатах...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа» iconЕжегодный публичный доклад о результативности работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Коминтерн»
Доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Коминтерн» содержит информацию о результатах...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад о результативности работы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Коминтерн»
Доклад муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Коминтерн» содержит информацию о результатах...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа» iconПротокол №8 от 03. 11. Программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «тутончанская средняя общеобразовательная школа» эвенкииского муниципального района красноярского края на период до 2013 года
Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «тутончанская средняя общеобразовательная школа» эвенкииского муниципального...
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа» iconОбразовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа п. Коминтерн»
Мониторинг полноты и качества реализации образовательной программы (критерии, показатели (измерители) реализации программы)
Образовательная программа муниципального общеобразовательного учреждения «Путинская средняя общеобразовательная школа» iconУстав муниципального общеобразовательного учреждения Имбинская средняя общеобразовательная школа
Первая редакция учредительных документов зарегистрирована администрацией Кежемского района 30 декабря 1999 года, регистрационный...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов