Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология» icon

Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология»



НазваниеСобытие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология»
Дата конвертации05.11.2012
Размер64.39 Kb.
ТипДокументы

Событие в структуре биографического текста


(Ж. «Культурно-историческая психология». - 2006. - № 1. - С.60-64.)


Жизненный путь каждой личности как неповторимое экзистенциальное приключение осознаётся интересным не только и не столько за счёт представленности в нём всеобщего, сколько найденными смыслами, единичными способами со-бытия с миром, построением уникальной в своём роде внутренней реальности. Процесс персонального «самоявления» заставляет человека становится «знаком самого себя», дробя свою цельность на относительные значения, составляющих семантику личной жизни.

Распаковка собственных смыслов для других происходит опосредованным образом через знак, слово, текст, в том числе через автобиографический нарратив. Выстраивая себя для другого, человек не только упорядочивает и конструирует самого себя как часть современного ему мира, но и создаёт контуры себя-иного, пока отсутствующего в бытии, но могущего появиться как результат осуществления «идеального проекта» (С.Н.Булгаков), выбранного личностью для самореализации. Презентируя себя в текстах, человек удостоверяет способ своего существования в социальном пространстве и одновременно верифицирует свои смыслы.

Согласно Ж.Женнету, любой текст может быть описан как риторическая амплификация некоего суждения, и эта идея очень подходит к построению текста автобиографии. Анализируя квазибиографические тексты о себе, созданные дошкольниками, легко заметить, что они есть расширение фундаментального утверждения «Я есть», удостоверяемое именем, наличием родителей, принадлежащими ребёнку вещами и пр. Со временем тексты простого самоудостоверения, разворачиваясь во временной перспективе, становятся автобиографическими, частично метафорическими, самопрезентациями, сохраняя экзистенциал «Я есть» в своей основе. Создание в автобиографическом нарративе «Я для себя» – процесс, в котором «Я» субъекта постоянно разотождествляется с самим собой, открывая тем самым новые возможности для самого себя, и «Я могу быть» как «вечная неосуществимость» постоянно сохраняется под оболочкой «Я есть» (М.Н.Эпштейн).

Если единицей жизни считать события как постоянно происходящие с человеком действия или случаи в совокупности их значимых и незначимых для человека признаков (данность, явь), то при их включении в автобиографический текст осуществляется превращение происшедшего случая в своё событие («для-себя-событие») за счёт вовлечённости в него, небезучастности к его значениям (М.М.Бахтин) и амплификации – пристрастного наделения избыточным по отношению к нему содержанием, почерпнутым из собственных смыслов человека, превращающего проживание в переживание.

При построении автобиографического повествования условной первой фазой (уровнем истории) является отбор событий для текущего общения. Статус «своего» события и актуального содержания нарратива ориентирован на «здесь-и-теперь-ответность» внешнего или внутреннего слушателя.
Автобиографический текст существует как активная образно-вербальная форма воплощения личных смыслов. Второй фазой (уровнем наррации) является собственно наррация как результат композиционного построения биографического текста, связывающего ситуации, персонажей, действия в том порядке, который необходим субъекту. На этом уровне избирается форма, нарративные фигуры, сюжеты и пр. В нарративной структуре событие иногда подвергается апокрифированию и даже искажению. И наконец, третий уровень (вербализации нарратива) – это ориентированная на слушателя презентация повествования, включающая интонации, паузы, темпоритм повествования, стилевые паттерны, свойственные конкретному рассказчику.

Если на первой фазе высокой значимостью обладает личная вовлечённость в происходящее, то нарратизация «усиливает» значимые моменты события за счёт насыщения деталями, почерпнутыми из семиотических ресурсов культуры. Создаётся парадоксальное впечатление, что уникальность своего события выглядит для личности более достоверной и убедительной при апелляции к имеющимся культурным прототипам. Кажется, что культура, приобщая человека к своим ресурсам, одновременно «вырывает» из его рук индивидуальный жизненный опыт, заставляя описывать его в общекультурных категориях. Способность противостоять эманации культурного прототипа и строить отклоняющийся от типичных сюжетов самоописательный текст с целью фиксации собственных смыслов соотносима с идеей Э.Мунье об «интегральном героизме» каждого субъекта.

Анализируя особенности событий, включённых в автобиографическое повествование, мы выделили несколько моментов в их понимании.

В первую очередь, это «событийные ожидания» или «экзистенциальная готовность» субъекта к событию – своеобразное состояние когнитивного и эмоционального напряжения, ожидания ситуаций, которые будто бы «должны свершиться» в жизни. Человек заранее формирует отношение к этим будущим происшествиям как к событиям и избыточно внимателен к тем «зонам» повседневности, в которых вероятно их появление. Признаки и значения подобных жизненных ситуаций знакомы субъекту по текстам, освоенным в социализации. Особое значение несут тексты, выполняющие функцию прецедентных, то есть такие, в которых для субъекта в первой/образцовой форме выступают значения будущих случаев. Их функция, среди прочих, состоит в предварительной «разметке», «программировании» ещё не состоявшегося жизненного пути, его семантизации с помощью общекультурных средств. В толще культуры предметы и явления наделены большим разнообразием признаков, и задача текстов, используемых для ранней социализации,  выстроить в сознании прецедентную систему предпочтений одних значений другим.

Второй важный момент – амплификация, создание «насыщенного описания», под которым мы понимаем избыточное насыщение некоего случая личностными смыслами, привнесение в него признаков, создающих возможность определённой интерпретации происшедшего в условиях знания социальных кодов.

Третий момент – символизация  выступает как сознательное действие субъекта как творца текстовой версии своей жизни, при котором определённое событие приобретает статус биографического символа. Вслед за Ж.Делёзом можно предположить, что со временем некое событие может переживаться как символическое отображение вообще всех событий в жизни субъекта (как мотив всей жизни). Строя автобиографический нарратив, субъект производит смыслы и символы, принуждает смысл существовать через него: смысл  это вовсе не принцип и не первопричина, а продукт (А.Бадью) жизнетворчества. Символизация отражается и в форме автобиографического нарратива  констатирующей, перформативной, дидактической, энтимематической, символической. Можно говорить также о смысловой иерархизации жизненных событий в индивидуальной биографии. Сколь бы ни были наполнены смыслом все включённые в неё события, некоторые из них сам субъект воспринимает как уникальные, единичные, данные в опыте только ему и неповторимые. Такие события могут связываться с сокровенностью самой личности, связывать субъекта с чем-то большим, чем он сам (Богом, космосом, фатумом), выражать его «самое само» (А.Ф.Лосев).

Для понимания процессов упорядочивания и структурирования автонарратива мы предлагаем использовать метафору когерентной (связующей) волны. «Когерентная волна» – ментальный процесс переупорядочивания выстроенного автобиографического гипертекста: после превращения определённого происшествия в своё событие, это новое событие вынуждает нарратора так или иначе перестраивать, переструктурировать имеющееся жизнеописание с помощью восходящих и нисходящих нарративных трансформаций. Человек вынужден корректировать и даже существенно менять содержание и значение некоторых фрагментов автобиографического нарратива, чтобы расставить в прошлом метки, свидетельствующие о возможности и необходимости наступившего события. Более того, эта «волна» требует выстраивания определённых стратегем в отношении будущих происшествий и случаев (логика свершения одного события тянет за собой логику других, образуя новые последовательности).

«Когерентная волна» уже не столько обобщает единичные события в последовательности, сколько связывает истории, жизненные сюжеты между собой и обобщает их до предельно сжатой формы – «смысла жизни». Именно поэтому, пока жизнь длится, рассказы о себе могут существенно меняться. Метафора когерентной волны объясняет и тот факт, что со временем в автобиографии могут появиться встроенные фрагменты, являющиеся чистым продуктом воображения.

Важную функцию при построении автобиографического нарратива выполняет «онтологический импульс» (Г.Л.Тульчинский), при котором желаемому или должному субъект придаёт экзистенциальный статус («Да будет…!»). Это не просто некие допущения или предположения субъекта, а почти целевые конструкции сознания, способные конструировать для него реальность будущих происшествий. Не только личность строит текст своей жизни, но и текст строит личность. Для человека отнюдь не праздным является вопрос «что было бы, если бы я тогда не…, а…?», потому что его индивидуальная история есть совокупность не только того, что было, но и того, что могло бы быть. И именно растущий объём несвершившихся в его жизни фактов нарративно устанавливает значение тех, что свершились (М.Н.Эпштейн).

Ещё одним существенным моментом построения автобиографического нарратива мы считаем присутствующее в нём «чувство возможного», «чувство “если”» (М.Н.Эпштейн). Оно состоит в том, что рефлексируя происходящее в жизни как событие, человек всякий раз переживает интуитивное расширение тех мыслей и чувств, которые сопровождали происшедшее.

Сотворяемый наррацией текст автобиографии не только позволяет человеку упорядочивать и систематизировать самого себя, лучше переживать свою подлинность, но и выполняет функцию зеркала, в котором он может многократно увидеть себя как иного и выбрать себя реального. Каждый последующий жизненный этап вбирает в свой смысловой состав возможности предыдущих, что объясняет принципиальное нарастание возможностей с возрастом, но также и задаёт границы персональному развитию.



Похожие:

Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология» iconАвтобиографический нарратив в контексте культурно-исторической психологии ж. «Культурно-историческая психология»
«История развития высших психических функций», «Инструментальный метод в психологии», «Орудие и знак в развитии ребёнка», «Мышление...
Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Историческая психология»
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология» iconКультурно-историческая концепция л. С. Выготского и нарративная психология библиотека ж. «Вестник образования»
Л. С. Выготский акцентирует внимание на способах и средствах реального взаимодействии ребёнка с его специфическим социально-культурным...
Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология» iconДокументы
1. /УМК Историческая психология-2006.doc
Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология» iconУчебный курс «Социальная психология»
Предназначен для студентов дистанционного обучения по специальности 030301 Психология труда и организационная психология. Цель данного...
Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология» iconПрограмма дисциплины общая психология
Общая психология, психология личности, история психологии
Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология» iconРабота редактора с содержанием текста, его логической основой
Смысловая структура текста как логическая основа текста (его логическая схема, модель)
Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология» iconФ. А. Соколов Перевод как эстетическая интерпретация текста
Библии, греческих и римских философов, эпосы, которые заложили основу западной культуры. Художественный перевод можно представить...
Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология» iconМетодические рекомендации по их выполнению. Для углубленного изучения дисциплины предлагаются словарь понятий и терминов, персоналии, тестовое задание для контроля знаний и список рекомендуемой литературы
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авт сост. И. В. Берно-Беллекур, А. И. Серавин. – Спб
Событие в структуре биографического текста Ж. «Культурно-историческая психология» iconТема: виды редакторской правки текста
Подготовка текста к опубликованию предполагает редакционно-техническую обработку — правку. Правка — это различного вида преобразования...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов