Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации icon

Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации



НазваниеКомментарий к новому жилищному кодексу российской федерации
страница1/18
ТИТОВ А.А
Дата конвертации27.09.2012
Размер4.19 Mb.
ТипКодекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18

Название документа

"КОММЕНТАРИЙ К НОВОМУ ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(постатейный)

(А.А. Титов)

(Юрайт-Издат, 2005)

Дата

10.03.2005

Источник публикации

"Юрайт-Издат", 2005

Автор

ТИТОВ А.А.

Примечание к документу

См. также следующий материал:

"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(под ред. П.В. Крашенинникова)

(Статут, 2005)


См. также следующий материал:

^ "КОММЕНТАРИЙ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. N 188-ФЗ (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

(В.В. Глазов)

(ЗАО Юстицинформ, 2005)

Текст документа


КОММЕНТАРИЙ

^ К НОВОМУ ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


А.А. ТИТОВ


Титов А.А., специалист по жилищному законодательству, кандидат юридических наук, доцент; Государственный советник Российской Федерации 2-го класса. Заведующий кафедрой гражданско-правовых дисциплин ИГУМО. Автор многих публикаций по жилищному законодательству, в том числе "Комментария к жилищному законодательству Российской Федерации" и "Комментария к Жилищному кодексу РСФСР" (1999 - 2004 гг.).


^ ВСТУПИТЕЛЬНАЯ СТАТЬЯ


С 1 марта 2005 г. вступил в действие новый Жилищный кодекс Российской Федерации. С принятием нового Кодекса полностью или частично прекращено действие Жилищного кодекса РСФСР (1983 г.) и некоторых основных законов жилищного законодательства, в том числе Законов РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" и от 24 декабря 1992 г. N 4218-1 "Об основах федеральной жилищной политики". Конкретный порядок применения указанных правовых актов определен Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации".


Как известно, подготовка проекта Жилищного кодекса РФ началась давно. Однако реальные шаги в этом направлении были предприняты только в 2004 г. Он был принят в рамках пакета 27 федеральных законов по формированию рынка доступного жилья. Доступное жилье - реальность или очередной миф? Это покажет время. Однако ясно, что для реализации данной задачи в первую очередь необходима правовая база. Принятие Кодекса следует рассматривать как прогрессивное явление, поскольку старое жилищное законодательство не отвечало нынешним условиям развития государства и общества и, следовательно, служило тормозом в формировании новых жилищных отношений.

К сожалению, не все положения нового Кодекса проработаны в достаточной степени: имеются определенные погрешности, в частности, неясен смысл некоторых статей. Однако в целом следует отметить огромную работу, проведенную в короткие сроки разработчиками данного Кодекса и других законов, которые послужили основой для кардинального обновления жилищного законодательства.


I. Основные тенденции развития жилищного законодательства,

формирования рынка жилья


Повышение качества и доступности жилья на сегодняшний день - первостепенная задача. С начала рыночной реформы резко упали объемы жилищного строительства, значительно снизились доходы большей части населения страны. При этом на основании нового законодательства очередникам на получение социального жилья выделялась только часть вновь построенных жилых помещений. Хроническое недофинансирование содержания и ремонта (в том числе капитального) жилищного фонда создавало угрозу выбытия значительного объема жилищного фонда и даже отказа от нового жилищного строительства. Основные средства были направлены на "латание дыр", т.е. на содержание и ремонт имеющегося жилья.

Три основные задачи жилищной реформы следующие:

- изменение финансового механизма улучшения жилищных условий граждан, решение этого вопроса в основном за счет собственных доходов и заемных (кредитных) средств;

- разрушение монополизма на рынках строительства, который ведет к резкому росту стоимости жилья;

- обеспечение гарантий права собственности добросовестных приобретателей жилых помещений.

Безусловно, для решения указанных выше задач требуется законодательная база, в которой нашли бы отражение происшедшие в стране за последние 15 лет изменения. В короткие сроки был разработан и принят ряд основных федеральных законов, основная цель которых - формирование рынка доступного жилья.

В 2004 г. в качестве законодательной инициативы в Государственную Думу был внесен так называемый "пакет 27 законов". В их числе проекты:

1. Жилищного кодекса Российской Федерации;

2. Градостроительного кодекса Российской Федерации;

Федеральных законов:

3. О внесении изменений в часть первую статьи 446 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации;

4. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации;

5. О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотеке (залоге недвижимости)";

6. О кредитных историях;

7. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О кредитных историях";

8. О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации";

9. О внесении изменений в Федеральный закон "Об ипотечных ценных бумагах";

10. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об ипотечных ценных бумагах";

11. О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

12. О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и Федеральный закон "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним";

13. О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации "О государственной пошлине";

14. О внесении изменения в статью 146 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;

15. О внесении изменения в статью 284 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;

16. О внесении изменений в статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации;

17. О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации;

18. О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации;

19. О внесении изменений в статью 8 Закона Российской Федерации "О плате за землю";

20. О внесении изменения в статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации;

21. О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации;

22. Об инвестиционных соглашениях в сфере коммунального обслуживания;

23. О внесении изменений в статью 256 Налогового кодекса Российской Федерации;

24. Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса;

25. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об общих принципах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса";

26. О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защиты прав и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства в строительство жилья;

27. О жилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению и использованию накоплений граждан.

Многие из указанных Законов приняты практически одновременно с Жилищным кодексом РФ.

Вместе с тем следует отметить, что законодательная работа, конечно, не ограничивалась указанными 27 законами. Их принятие в свою очередь повлекло внесение поправок в другие законы. Необходимо также иметь в виду, что соответствующие законы должны быть приняты не только на федеральном, но и на региональном уровнях. Поэтому можно говорить о создании принципиально новой правовой базы для регулирования жилищных отношений. Для общей ориентации относительно законотворческой (законодательной) работы рассмотрим некоторые из них.

Гражданский кодекс РФ, в том числе ст. 130, не относил незавершенное строительство к объектам недвижимого имущества. Следовательно, данные объекты не подлежали государственной регистрации и не использовались в гражданском обороте, например, для ипотеки. Теперь незавершенное строительство, зарегистрированное в учреждении юстиции как недвижимость, может быть предметом ипотеки. Для этого были внесены изменения (дополнения) в ст. 130 Гражданского кодекса РФ, Федеральные законы от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)".

Пункт 2 ст. 292 Гражданского кодекса РФ, в котором защищались интересы бывших членов семьи собственников (они сохраняли право пользования жилым помещением при переходе права собственности к другому лицу), в этой части уже не действует. Кроме того, в п. 4 этой же статьи сняты ограничения на сделки с жилыми помещениями, в которых проживают несовершеннолетние (ранее требовалось обязательное согласие органа опеки и попечительства). Теперь такое согласие на сделку требуется лишь в случаях, когда родители ограничены или лишены родительских прав.

В Федеральном законе "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в целом упрощен порядок использования недвижимости, в том числе жилья для ипотеки. Например, исключена нотариальная форма ипотечного договора, предметом залога может быть незавершенное строительство, не требуется указания места жительства гражданина (необходимы только паспортные данные) и др. Вместе с тем в случае невыполнения обязательств со стороны должника (залогодателя) он вместе со всеми проживающими лицами подлежит выселению из жилого помещения. При этом резко сужается участие органов опеки и попечительства в деле защиты прав несовершеннолетних граждан.

Даже приведенные примеры свидетельствуют о том, что изменения, внесенные в законодательство, прежде всего обеспечивают интересы собственников жилья (ими являются не только граждане, но и другие лица), а также банков и других кредитных учреждений (для них существенно снижены риски невозврата кредитов (заемных средств)). Здесь беспокоит создание правовой базы для возможного лишения жилья граждан, в том числе несовершеннолетних, которые в лучшем случае могут быть переселены в специальные временные фонды, формирование которых было возложено на субъекты РФ.


II. Новое жилищное законодательство и другие акты,

содержащие нормы жилищного права


Жилищный кодекс РФ является базовым в системе актов жилищного законодательства. Другие нормативные правовые акты, содержащие нормы жилищного права, не должны противоречить нормам Жилищного кодекса, принимаются в соответствии с нормами Жилищного кодекса и в их развитие. В частности, это нашло отражение в ст. 5 Жилищного кодекса РФ, которая посвящена именно жилищному законодательству.

Из теории права известно, что все российское право подразделяется на отдельные отрасли права и соответственно - на отрасли законодательства. В основе этого разграничения лежат предмет и метод (методы) правового регулирования тех или иных общественных отношений. Не следует смешивать понятия "жилищное законодательство" и "жилищное право". Жилищное законодательство включает в себя Жилищный кодекс РФ, другие акты жилищного законодательства, которые принимаются специально для регулирования жилищных отношений. Жилищное право как отрасль права можно представить как совокупность (систему) всех правовых норм, регулирующих жилищные отношения.

Нормы жилищного права (жилищные нормы) содержатся не только в актах жилищного законодательства, но и в других правовых актах, например в Конституции РФ (ст. 25, 27 и 40), Гражданском кодексе РФ (гл. 18 и 35), в Законе РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". Поэтому жилищное право, которое включает нормы жилищного законодательства и других актов, содержащих жилищные нормы, по своему составу (набору) правовых норм преобладает над жилищным законодательством.

Вместе с тем жилищное законодательство - это основной правовой массив данной отрасли законодательства, нормами которого регулируются жилищные отношения. К сожалению, сказанное выше не учтено в ст. 5 Жилищного кодекса РФ, которая называется "Жилищное законодательство". На наш взгляд, следовало бы назвать указанную статью "Жилищное законодательство и иные акты, содержащие нормы жилищного права", как, например, это сделано в ст. 3 Гражданского кодекса РФ ("Гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права") или в ст. 5 Трудового кодекса РФ ("Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права").

Автору данного Комментария не хотелось бы вступать в дискуссию о месте жилищного права (как отрасли права) в системе российских отраслей права, поскольку это отдельная тема и в основном теоретического характера. Однако в ряде публикаций говорится о том, что жилищное право - комплексная отрасль права, которая содержит нормы гражданского, административного и других отраслей права <*>. На наш взгляд, такие суждения вообще противоречат теории права и не отражают действительность, поскольку отдельная отрасль права не может состоять из норм других отраслей права (другой отраслевой принадлежности). Некоторые авторы традиционно относят жилищное право к подотрасли гражданского права и даже считают, что жилищные отношения как бы самостоятельно не существуют. В этих изданиях отмечено, что "жилищное законодательство относится к числу комплексных правовых образований, включающих в свой состав нормы различной отраслевой принадлежности" <**>. При этом авторы подобных утверждений не учитывают, что жилищное законодательство 20 лет назад выделилось в самостоятельную отрасль и отдельно упоминается в ст. 72 Конституции РФ.

--------------------------------

<*> Седугин П.И. Жилищное право: Учебник для вузов. М.: Норма, 2003. С. 50.

<**> Толстой Ю.К. Жилищное право: Учеб. пособие. М.: Пост-Фактум, 1996. С. 10; Гражданское право: Учебник. Т. 2 / Под ред. А.П. Сергеева и Ю.К. Толстого. М.: Проспект, 2001. С. 207 - 293.


В отличие от гражданского законодательства, которое находится только в ведении Российской Федерации, жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому соответствующие правовые акты принимаются как на федеральном, так и региональном уровнях. Даже с этой точки зрения нет необходимости искусственно увязывать гражданское и жилищное право, не считая последнее самостоятельной отраслью права. На наш взгляд, одновременно с принятием нового Жилищного кодекса РФ следовало бы исключить из ст. 672 Гражданского кодекса РФ п. 3, поскольку он устанавливает определенную зависимость Жилищного кодекса от Гражданского.


III. Право граждан на жилище и другие

конституционные гарантии, касающиеся жилища


Жилищный кодекс РФ, как следует из его ст. 4, регулирует жилищные отношения с участием многих субъектов. Однако ясно, что центральное место в нем занимает гражданин (человек). Только гражданину нужно для проживания жилище, и указанное право закреплено в ст. 40 Конституции РФ. Это право согласно ч. 2 ст. 17 Конституции РФ, как и другие права и свободы, неотчуждаемо и принадлежит каждому от рожденья, т.е. его нельзя передать другому лицу или отказаться от него. Такие права называют естественными, в частности, в некоторых источниках право на жилище относят к социально-экономическим правам.

Нужно отметить, что в юридической литературе по вопросу, что означает право на жилище, нет единого мнения. В этой связи существует проблема доктринального определения права граждан на жилище <*>.

--------------------------------

<*> Подробно данная проблема освещена в статье Л.М. Пчелинцевой "Современный этап развития учения о праве граждан на жилище: теоретические аспекты" // Жилищное право. 2004. N 3. С. 76 - 91.


В одном из комментариев по жилищному законодательству разъясняется следующее:

"Право на жилище... нельзя понимать только в качестве обязанности государства предоставлять каждому, находящемуся на территории России, жилое помещение. Суть конституционной нормы видится в другом: никто в Российской Федерации не может быть вынуждаем к бродяжничеству, к жизни "на улице". Это связано с тем, что конституционное понятие жилища гораздо шире понятия жилого помещения. Важно отметить, что жилище в этом аспекте - место на территории России, где каждому гражданину постоянно или временно обеспечивается некий "домашний очаг", защищающий его от неблагоприятных воздействий внешней окружающей среды. С этой точки зрения в качестве жилища могут быть ночлежные дома и другие помещения, приспособленные для проживания граждан. Поэтому право на жилище может быть рассмотрено в качестве требования, сформулированного как нравственный принцип социального общества: каждый вправе иметь крышу над головой. Во-вторых, здесь закрепляется правовой принцип, обращенный ко всем ветвям власти и определяющий требования к должностным лицам и содержанию нормативных актов. В-третьих, конституционная норма включает в себя и субъективное право требования каждого обеспечить его жилищем способами, имеющимися как у государства, так и у юридических лиц (организаций). В России жилищем до сих пор является помещение, которое в некоторых развитых странах не признается таковым. Бараки, времянки, вагончики - повседневное явление нашего быта. Исходя из этого нельзя отождествлять жилище в России только с благоустроенным жилым помещением, а право на него - с правом проживания именно в таком помещении..." <*>.

--------------------------------

<*> Комментарий к жилищному законодательству РФ / Отв. ред. Г.А. Жилин. М.: Норма, 2002. С. 1 - 2.


Удивляет, что этот "нравственный принцип социального общества: каждый вправе иметь крышу над головой", в какой-то мере нашел отражение в ст. 2 Жилищного кодекса РФ, где формулировки об обязанности органов государственной власти и местного самоуправления в части реализации права граждан на жилище отличаются особой осторожностью ("обеспечивают создание условий для осуществления права на жилище, содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере, стимулируют жилищное строительство..."). Можно сказать, что редакция ст. 40 Конституции РФ не отличается конкретностью. Это так. Однако надо полагать, для того и принимался новый Жилищный кодекс, чтобы "снять" все неопределенности. А из ст. 2 Жилищного кодекса РФ неясно, каким образом каждому гражданину должно быть обеспечено право на жилище (а не крыша над головой).

Представляется, что из Конституции РФ следует: государство в лице соответствующих органов (должностных лиц) должно позаботиться о каждом в зависимости от его имущественного, социального положения и иного статуса. Иначе говоря, кто-то должен получить бесплатное (социальное) жилье, кто-то - с частичной оплатой его стоимости, а кто-то (более состоятельный) должен решить задачу обеспечения жильем с помощью различных льгот, например налоговых. Перекладывать эту важную (для многих "неподъемную") задачу на самих граждан нельзя. Кроме того, полагаем, что отождествление понятия "право на жилище" только с правом граждан быть обеспеченными жилым помещением является неполным и не соответствует его содержанию, определенному Конституцией РФ.

Конституционное право на жилище, по нашему мнению, должно подкрепляться (наряду с гарантией обеспечения жильем) указанными ниже составными частями, без которых оно не может быть реализовано.

1) Осуществление гражданами права на передвижение, избрание места пребывания и жительства.

Право на жилище не может быть осуществлено без права граждан свободно передвигаться и выбирать место пребывания и жительства (ч. 1 ст. 27 Конституции РФ). Законом РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" введен регистрационный учет граждан вместо прописки. Однако в правоприменительной практике по этому вопросу возникли сложности. Ранее действующее законодательство, в частности Жилищный кодекс РСФСР (ч. 1 ст. 54), право граждан на жилище (на вселение и проживание в жилом помещении) неразрывно связывало с пропиской лица на данной жилой площади. Аналогичную позицию занимали суды, руководствуясь Постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 3 апреля 1987 г. N 2 "О практике применения судами жилищного законодательства". Норма ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РСФСР, где под записью о вселении в установленном порядке подразумевалась лишь прописка, была признана Конституционным Судом РФ неконституционной (Постановление от 25 апреля 1995 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности частей первой и второй статьи 54 Жилищного кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданки Л.Н. Ситаловой"). В указанном Постановлении отмечено, что регистрация, заменившая институт прописки, или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием регистрации прав и свобод гражданина, в том числе права на жилище.

В ряде субъектов РФ вводились ограничения для иногородних граждан, прибывших на жительство в эти регионы. Например, действовал Закон города Москвы от 14 сентября 1994 г. N 15-67 "О сборе за компенсацию затрат городского бюджета по развитию инфраструктуры города и обеспечению социально-бытовыми условиями граждан, прибывших в г. Москву на жительство". Этим Законом был установлен специальный сбор для иногородних граждан, прибывающих на постоянное жительство в г. Москву. В этой связи прописке (регистрации) в г. Москве подлежали только граждане, уплатившие этот сбор. Постановлением Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. N 9-П "По делу о проверке конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области, Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих порядок регистрации граждан, прибывающих на постоянное жительство в названные регионы" положения этого Закона, касающиеся установления указанного выше сбора с иногородних граждан, признаны неконституционными. Одновременно неконституционными были признаны и другие акты (или их отдельные положения) субъектов РФ. В указанном Постановлении Конституционного Суда РФ было отмечено, в частности, следующее.

В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17). Согласно ч. 1 ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства. Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международными и международно-правовыми актами, в том числе протоколом N 4 к Европейской конвенции прав человека (ст. 2).

Нормативное содержание названного конституционного права включает: 1) свободу передвижения каждого по территории Российской Федерации; 2) свободу выбора места пребывания; 3) свободу выбора места жительства. Оспариваемые нормативные акты непосредственно затрагивают право на выбор места жительства. Это право предполагает свободу выбора гражданином жилого помещения, в котором он постоянно или преимущественно проживает либо являясь его собственником, либо по договору найма, аренды, либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РФ.

Общим требованием Конституции РФ и международно-правовых норм является положение о том, что ограничения прав на свободный выбор места жительства могут быть установлены только законом. Конституция РФ конкретизирует это требование указанием на то, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. При этом понятием "закон" охватываются исключительно федеральные законы, но не законы субъектов РФ, поскольку иначе названной норме придавался бы неконституционный смысл.

Реализация конституционного права на выбор места жительства не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан Российской Федерации гарантируются Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера. Таким образом, отказ в регистрации в связи с невыполнением гражданином обязанностей по уплате налогов и иных сборов противоречит Конституции РФ.

Соответствующие изменения и дополнения были внесены в действующие нормативные правовые акты, касающиеся порядка регистрации граждан. Поэтому в настоящее время со стороны компетентных органов не должны чиниться надуманные препятствия в регистрации граждан и, следовательно, в реализации их права на избрание места пребывания и жительства. Конечно, ограничения остаются, однако эти ограничения установлены законом и касаются территорий с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках и т.п.

2) Неприкосновенность жилища.

Конституция РФ содержит специальную статью (ст. 25) о неприкосновенности жилища: "Жилище неприкосновенно. Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения". В основе этого конституционного положения лежит запрет на проникновение в жилище других лиц без согласия проживающих в нем граждан. Право на неприкосновенность жилища может быть ограничено федеральным законом или судом.

Понятие "жилище" непосредственно связано с понятиями "жилищный фонд" и "жилое помещение". В соответствии со ст. 19 Жилищного кодекса РФ жилищный фонд - совокупность всех жилых помещений независимо от форм собственности. Понятие "жилое помещение" определено в ст. 16 Жилищного кодекса РФ и ст. 673 Гражданского кодекса РФ. Жилым помещением может быть лишь изолированное жилое помещение, пригодное для постоянного проживания (квартира, жилой дом, часть квартиры или жилого дома). Запись "пригодное для постоянного проживания" означает, что жилое помещение должно отвечать требованиям, предусмотренным жилищным законодательством.

Согласно ст. 288 Гражданского кодекса РФ жилые помещения должны использоваться в соответствии с их назначением, т.е. для проживания граждан: в качестве собственника, члена жилищного кооператива, нанимателя, поднанимателя, временного жильца, члена семьи перечисленных граждан. Новый Жилищный кодекс РФ расширил сферу использования жилья, согласно ст. 17 допускается использование жилых помещений для иных целей: осуществления профессиональной или индивидуальной предпринимательской деятельности. При этом не имеет значения, используется жилое помещение гражданами для постоянного или временного проживания. Однако необходимо иметь в виду, что правом на неприкосновенность жилища пользуются только лица, у которых правомерно возникло право собственности или право пользования занимаемым жилым помещением. Правоустанавливающими документами в таких случаях являются документы о праве собственности на данное жилое помещение, договор найма (поднайма) и т.п.

Кто и на каком основании может проникнуть в жилище помимо воли проживающих в нем граждан?

Таким правом наделены на основании федеральных законов сотрудники правоохранительных органов при проведении процессуальных следственных действий в связи с возбуждением уголовного дела (обыск или выемка), наложении ареста на имущество должника, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступлений, наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление или произошел несчастный случай. В иных случаях действия лиц, направленные на проникновение в жилище, должны рассматриваться как неправомерные, и законодательством предусмотрена уголовная и административная ответственность за такие действия.

Здесь необходимо подчеркнуть, что право на неприкосновенность жилища может быть ограничено только федеральным законом, и, следовательно, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, а также правовые акты органов местного самоуправления не могут содержать нормы, касающиеся ограничения права граждан на неприкосновенность их жилища.

3) Недопущение произвольного лишения граждан права на жилище.

Конституция РФ в понятие "право на жилище" включает и конституционное положение о том, что "никто не может быть произвольно лишен жилища" (ч. 1 ст. 40). Это означает, что ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления, ни какие-либо должностные лица не вправе осуществлять действия, связанные с неправомерным лишением граждан права на жилище. Статьей 292 Гражданского кодекса РФ установлено, что члены семьи собственника, проживающие в принадлежащем ему жилом помещении, имеют право пользования этим помещением на условиях, предусмотренных жилищным законодательством. Новым Жилищным кодексом РФ предусмотрен только судебный порядок выселения из жилых помещений, что является дополнительной гарантией защиты жилищных прав. Конечно, в большей степени понятие "лишение права на жилище" относится к выселению граждан из жилых помещений. Основания и порядок выселения граждан из жилых помещений определяются законом. Следует отметить, что действующие законы содержат соответствующие нормы, касающиеся прекращения права пользования жилым помещением. Конкретные нормы имеются не только в Жилищном, но и в Гражданском кодексе РФ.


* * *


Настоящий Комментарий является постатейным, т.е. разъясняются нормы каждой статьи Кодекса, дается их юридическая характеристика, проводится сравнительно-правовой анализ. При этом указывается не только на правовое и научное значение соответствующих норм (положений), но и разъясняется практический механизм их применения, в том числе с учетом судебной правоприменительной практики; дается независимая экспертная оценка Кодекса и в целом нового жилищного законодательства.

Автор стремился сделать изложение доступным не только для специалистов-юристов, но и для всех граждан, интересующихся жилищными вопросами.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   18




Похожие:

Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации iconКомментарий к жилищному кодексу российской федерации
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации от 29 декабря 2004 Г. N 188-фз (постатейный)
Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации iconКодексу российской федерации
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации от 29 декабря 2004 Г. N 188-фз (постатейный)
Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...
Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации iconЗакон о прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...
Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации iconДокументы
1. /Комментарий к Лесному кодексу РФ (Бережной и др.).txt
Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации iconКомментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз "О политических партиях" Глава I. Общие положения
Ст. 13 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из...
Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации iconДокументы
1. /Постатейный комментарий к Водному кодексу РФ - Боголюбов.txt
Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации iconПостановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298
Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской...
Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации iconГосударственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 2015 годы
Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,...
Комментарий к новому жилищному кодексу российской федерации iconКодекс российской федерации в ред. 07. 03. 2011
Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов