Комментарий к жилищному кодексу российской федерации icon

Комментарий к жилищному кодексу российской федерации



НазваниеКомментарий к жилищному кодексу российской федерации
страница1/15
Дата конвертации27.09.2012
Размер4.22 Mb.
ТипКодекс
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15

Название документа

"КОММЕНТАРИЙ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. N 188-ФЗ (ПОСТАТЕЙНЫЙ)"

(В.В. Глазов)

(ЗАО Юстицинформ, 2005)

Дата

01.01.2005

Источник публикации

"Юстицинформ", 2005

Автор

ГЛАЗОВ В.В.

Примечание к документу

Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 01.01.2005.


См. также следующий материал:

^ "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(под ред. П.В. Крашенинникова)

(Статут, 2005)


См. также следующий материал:

^ "КОММЕНТАРИЙ К НОВОМУ ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

(постатейный)

(А.А. Титов)

(Юрайт-Издат, 2005)

Текст документа


КОММЕНТАРИЙ

^ К ЖИЛИЩНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОТ 29 ДЕКАБРЯ 2004 Г. N 188-ФЗ


(постатейный)


В.В. ГЛАЗОВ


Глазов Василий Владимирович, специалист по гражданскому, жилищному праву. Автор ряда публикаций по вопросам жилищного, налогового права и экономической безопасности.


ВВЕДЕНИЕ


Среди прав человека и гражданина особое место занимает право на жилище, которое является неотъемлемым социальным благом, атрибутом цивилизации и цивилизованности. Право на жилище закреплено в п. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации. Там же содержится и ряд гарантий реализации этого права, в частности принцип невозможности произвольного лишения кого-либо принадлежащего ему жилья.

Механизм реализации права на жилище, закрепленного в Конституции Российской Федерации, сложен и многогранен.
Он раскрывается и конкретизируется уже не в нормах Конституции, а в целом ряде нормативных правовых актов меньшей юридической силы, среди которых федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации, акты органов местного самоуправления.


Основополагающим источником законодательства, регулирующего реализацию жилищных прав граждан, является Жилищный кодекс Российской Федерации (далее - ЖК РФ). По юридической силе он занимает второе место после Конституции и фактически является фундаментом всего жилищного законодательства Российской Федерации.

Кодифицированные законодательные акты, содержащие нормы о реализации права на жилье, появились в России после Октябрьской революции 1917 г. Это были первые жилищные кодексы РСФСР. Последний из них был принят в 1983 г. Появление таких законов обусловлено, прежде всего, активным развитием жилищного законодательства тех времен.

Жилищный вопрос, остро стоявший в Советском государстве (кстати, не решенный до сих пор), стимулировал власть к принятию решительных мер по обеспечению граждан жильем. Этот процесс необходимо было нормативно урегулировать, что и потребовало разработки кодифицированных законов.

Последний из жилищных кодексов РСФСР действовал с 1983 г. Именно его сменил на вахте правового регулирования жилищных вопросов новый Жилищный кодекс Российской Федерации, который вступил в силу с 1 марта 2005 г.

В середине 90-х годов прошлого столетия общество осознало, что нормы Жилищного кодекса РСФСР 1983 г. юридически, экономически, социально, да и морально устарели. Они уже не были способны обеспечить должное правовое регулирование столь значимой социальной сферы, как реализация прав на жилье и обеспечение граждан жилищем.

Это связано, прежде всего, со значительным расширением круга общественных отношений, складывающихся по поводу обеспечения жильем. Если ЖК РСФСР фактически устанавливал примат государственного, коллективного и общественного жилья над жильем, находящимся в частной, или, как тогда ее называли, в личной собственности граждан, с переходом к рыночной экономике и возрождением института частной собственности государственное и общественное жилье стало активно уступать дорогу жилью собственному.

Государственный жилищный фонд в процессе приватизации значительно "похудел". Если ранее подавляющему большинству граждан жилье предоставлялось внаем из государственного жилищного фонда за умеренную, "социально обоснованную" плату, то теперь даже Конституция в ст. 40 провозгласила, что государственное или муниципальное жилье предоставляется бесплатно или за умеренную плату малоимущим и иным социально незащищенным категориям граждан.

Эта норма окончательно "поставила крест" на перспективах практики обеспечения граждан государственным "наемным" жильем.

В ходе рыночных преобразований, происходивших в течение последних десяти лет ХХ века, механизм реализации права на жилище существенно видоизменился. К практике обеспечения жильем из государственного фонда добавились такие формы реализации этого права, как предоставление жилья из муниципальных жилищных фондов, наем жилых помещений, находящихся в частной собственности других граждан, наконец, приобретение жилья в частную собственность путем покупки уже существующих жилых помещений, либо путем строительства, которое, согласно Конституции, всячески поощряется государственными и местными властями, либо же путем инвестирования в строительство новых жилых домов.

Наконец, в условиях рыночной экономики жилье стало полноценным объектом гражданского оборота, т.е. свободно покупалось и продавалось гражданами, отчуждалось иными рыночными методами.

Эти обстоятельства довольно быстро нивелировали значение норм, содержащихся в ЖК РСФСР, а в некоторых случаях полностью парализовали их действие. Законодательство о жилье за какие-то несколько лет неисправимо состарилось и "насытилось" огромным количеством пробелов.

Законодатель отреагировал на старение норм ЖК РСФСР не сразу. Первой вехой жилищной реформы в законодательном аспекте стало принятие Федерального закона "Об основах федеральной жилищной политики", который принес в практику ряд новых, более соответствующих реалиям норм. Затем появился новый Гражданский кодекс Российской Федерации, урегулировавший гражданский оборот жилья, а также явивший российскому обществу понятие коммерческого найма жилого помещения, нормы о котором помещены в главе 35 этого документа.

Данные новеллы жилищного законодательства хоть и были социально востребованы и справедливо восприняты, но все же не произвели революции в жилищных отношениях. Необходим был основополагающий кодифицированный документ - новый жилищный кодекс.

Несмотря на острую потребность в его принятии, законодатель все же умышленно не спешил с его разработкой, понимая, что резкое изменение жилищных приоритетов на законодательном уровне может повлечь за собой социальный взрыв.

Но все же время пришло, и новый Жилищный кодекс увидел свет. Этот Федеральный закон был принят Государственной Думой Российской Федерации 22 декабря 2004 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 г. и подписан Президентом Российской Федерации 29 декабря 2004 г. Официальное опубликование состоялось 12 января 2005 г. в "Российской газете".

ЖК РФ не сильно отличается по объему от своего предшественника. Новый Кодекс состоит из 165 статей, тогда как ЖК РСФСР содержал 158 статей. Но, несмотря на незначительную разницу в объеме, новый Кодекс содержит большое количество новых для жилищного законодательства норм.

Законодатель при разработке ЖК РФ, руководствуясь принципом кодификации, ввел в его состав нормы, регулирующие такие общественные отношения по поводу жилья, которые ранее регулировались самостоятельными законами. Это, однако, не значит, что принятие ЖК РФ означает утрату юридической силы всех без исключения законов, регулирующих жилищные отношения. Многие из них сохранят свое самостоятельное значение, многие будут приведены или уже приведены в соответствие с нормами Жилищного кодекса.

Нормы ЖК РФ систематизированы на восемь разделов и четырнадцать глав, в которых отражены основы правового регулирования таких жилищных институтов, как товарищество собственников жилья, жилищные и жилищно-строительные кооперативы, договор социального найма жилого помещения и т.д.


29 декабря 2004 года N 188-ФЗ




^ ЖИЛИЩНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Принят

Государственной Думой

22 декабря 2004 года


Одобрен

Советом Федерации

24 декабря 2004 года


Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ


Глава 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.

^ ЖИЛИЩНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО


Статья 1. Основные начала жилищного законодательства


1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее - жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее - жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.


Комментарий к статье 1


Статья 1 ЖК РФ закрепила целый ряд основных начал жилищного законодательства Российской Федерации. В юридическом смысле содержание комментируемой статьи составляют принципы жилищного законодательства, которыми должны руководствоваться субъекты жилищных отношений в своей деятельности. Основные начала также имеют существенное значение для развития жилищного законодательства в целом, ведь именно они определяют приоритеты, которым должны соответствовать все без исключения нормативные правовые акты, регулирующие жилищные отношения. Кроме того, ст. 1 закрепила ряд жилищных прав граждан, основанных на конституционных принципах.

Согласно комментируемой статье основными началами жилищного законодательства являются следующие принципы.

Граждане Российской Федерации, а также иные физические лица, пребывающие в Российской Федерации на законных основаниях, вправе по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им жилищными правами и осуществлять их своей волей и в своих интересах.

Данный принцип означает свободу реализации гражданами имеющихся у них жилищных прав, например, прав собственности на жилые помещения, прав найма, прав члена товарищества собственников жилья, прав члена жилищно-строительного кооператива и т.д. При этом реализация жилищных прав должна соответствовать законодательству Российской Федерации и укладываться в рамки правомерного поведения.

Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав на основе жилищного законодательства и (или) договора.

Содержание данного принципа раскрывается в свободе установления жилищных прав, т.е. граждане свободы совершать действия, с которыми закон связывает возникновение того или иного жилищного права. При этом такая же свобода предоставлена в отношении действий, влекущих в соответствии с законодательством изменение или прекращение жилищных прав граждан.

Жилищные права, как следует из приведенного принципа, могут приобретаться гражданами как на основании закона, так и на основании договора. Напомним, что договор может устанавливать неограниченное количество прав и обязанностей его участников. Единственным условием для этого является соответствие "договорных" прав и обязанностей нормам закона либо основным принципам законодательства.

Осуществление гражданами своих жилищных прав и исполнение ими своих обязанностей, вытекающих из жилищных отношений, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

Данный принцип устанавливает границу реализации прав и обязанностей субъекта жилищных отношений - она проходит там, где начинается правомерная реализация прав и обязанностей других субъектов. Граждане, участвуя в жилищных отношениях, не должны предпринимать действий, а в определенных случаях не должны допускать бездействия, нарушающего права других граждан как в жилищной, так и других сферах деятельности.

Посредством данной нормы в жилищном законодательстве реализуется один из основных принципов демократического общества - взаимное уважение и соблюдение прав, свобод и интересов граждан, а также равенство граждан между собой.

Жилищные права граждан могут быть ограничены на основании федерального закона в исключительных случаях, а именно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Данная норма ЖК РФ полностью заимствована из Конституции Российской Федерации и гарантирует реализацию жилищных прав граждан без каких-либо ограничений, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. При этом ограничение жилищных прав, как следует из комментируемой нормы, допускается лишь на основании федерального закона. Следовательно, закон субъекта Российской Федерации не может содержать нормы, тем или иным образом ограничивающие права граждан в жилищной сфере.

Граждане имеют право свободного выбора жилого помещения в пределах Российской Федерации для своего проживания в качестве собственника, по договору найма (поднайма) либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Данный принцип жилищного законодательства устанавливает фактическую и юридическую свободу реализации гражданами своих жилищных прав. Фактическая свобода означает, что граждане вправе выбрать жилое помещение в любой местности на территории Российской Федерации.

Принцип фактической свободы выбора жилого помещения на территории Российской Федерации тесно связан с конституционным правом граждан на свободу передвижения и выбор места жительства на территории России.

Право граждан на свободу передвижения и выбор места жительства помимо Конституции регулируется Федеральным законом "О праве граждан на свободу передвижения и выбор места жительства в пределах Российской Федерации". Этот нормативный правовой акт закрепляет механизм правомерной реализации данного права граждан. В частности, в нем устанавливается обязанность граждан вставать на регистрационный учет по месту пребывания и месту жительства.

Таким образом, руководствуясь комментируемой нормой ЖК РФ, граждане вправе свободно выбирать для своего проживания любое жилое помещение в пределах Российской Федерации, но при этом обязаны соблюдать требование другого федерального закона и регистрироваться в органах внутренних дел по месту пребывания или по месту жительства.

Юридическая свобода заключается в том, что граждане вправе удовлетворять свою жилищную потребность посредством различных юридических оснований, т.е. вправе по своему усмотрению приобретать жилье в собственность, внаем, проживать в общежитиях, гостиницах, получать и использовать служебные жилые помещения, а также пользоваться жилыми помещениями на иных законных основаниях. Не допускается ограничение права выбора юридического основания для владения и пользования жильем, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом.

Гарантией реализации предыдущего принципа жилищного законодательства служит п. 5 комментируемой статьи, согласно которому ограничение права граждан на свободу выбора жилого помещения для проживания в пределах Российской Федерации допускается только на основании норм, содержащихся в самом ЖК РФ либо в ином федеральном законе. Этот принцип гарантирует, что право свободного выбора жилья не может быть ограничено иначе как на основании норм, имеющих высшую юридическую силу, а именно норм федеральных законов. Следовательно, ограничение указанного права не может возникать на основании норм законов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а также положений актов различных органов исполнительной власти.

Принципы, сосредоточенные в комментируемой статье, обеспечивают правомерное использование гражданами своих жилищных прав. Закрепление данных принципов в ЖК РФ фактически подчеркивает его конституционный характер, уважение прав и свобод граждан. Посредством группы указанных принципов обеспечивается соответствие жилищного законодательства нормам Конституции Российской Федерации.

Ранее действовавший ЖК РСФСР нормы, закрепляющей основные начала жилищного законодательства, фактически не содержал. В той или иной мере аналогом ст. 1 ЖК РФ являлась ст. 10 ЖК РСФСР, в которой перечислялись основные жилищные права и обязанности граждан. Там, в частности, шла речь о невозможности выселения граждан из занимаемого жилого помещения или ограничения в праве пользования этим жилым помещением иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренными законом.

Данная норма, бесспорно, имеет принципиальное значение для всего жилищного законодательства.


Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище


Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе:

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

6) обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   15




Похожие:

Комментарий к жилищному кодексу российской федерации iconКомментарий к новому жилищному кодексу российской федерации
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации от 29 декабря 2004 Г. N 188-фз (постатейный)
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации iconКодексу российской федерации
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации от 29 декабря 2004 Г. N 188-фз (постатейный)
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации iconО прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации iconЗакон о прокуратуре российской федерации
Прокуратура Российской Федерации единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации...
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации iconДокументы
1. /Комментарий к Лесному кодексу РФ (Бережной и др.).txt
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации iconКомментарий к Федеральному закону от 11 июля 2001 г. N 95-фз "О политических партиях" Глава I. Общие положения
Ст. 13 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются политическое многообразие, многопартийность. Исходя из...
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации iconДокументы
1. /Постатейный комментарий к Водному кодексу РФ - Боголюбов.txt
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации iconПостановление Правительства РФ от 14 марта 1997 г. N 298
Президента Российской Федерации от 21 декабря 1996 г. N 1752 "Об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской...
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации iconГосударственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 2015 годы
Федерации, Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации,...
Комментарий к жилищному кодексу российской федерации iconКодекс российской федерации в ред. 07. 03. 2011
Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов