УТВЕРЖДАЮ: Директор МАОУ СОШ №4 имени Героя Советского Союза Ф.А. Лузана ________ Е.А.Шемякина Протокол педагогического совета № ___ от ____ Приказ № ___ от____
ПОЛОЖЕНИЕ о контрольно-инспекционной деятельности (внутришкольном контроле) в муниципальном автономном общеобразовательном учреждении средней общеобразовательной школе №4 имени Героя Советского Союза Ф.А. Лузана муниципального образования Абинский район 1. Общие положения. Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля (ВШК). Внутришкольный контроль - процесс получения и переработки информации о ходе и результатах УВП (учебно-воспитательного процесса) с целью принятия на этой основе управленческого решения. Положение о ВШК утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения. 2. Задачи: осуществление контроля за исполнением законодательства в области образования, нормативных документов органов управления образования разных уровней и решений педсоветов школы; анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению; анализ и экспертная оценка эффективности деятельности педагогического коллектива; изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций; анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе; оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля. ^ выполнение Закона РФ «Об образовании» в части обязательности основного общего образовании; использование методического обеспечения в образовательном процессе; реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение утвержденных учебных графиков; ведение школьной документации (планы, классные журналы, дневники и тетради учащихся, журналы внеурочной деятельности и т.д.); уровень знаний, умений и навыков учащихся, качества знаний; соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы; соблюдение порядка проведения промежуточной и итоговой аттестации учащихся и текущего контроля их успеваемости; работа творческих групп, методических объединений, библиотеки; реализация воспитательных программ и их результативность; организация питания и медицинского обслуживания школьников; охрана труда и здоровья участников образовательного процесса; исполнение принятых коллективных решений, нормативных актов; контроль за состоянием УМК; выполнения требований санитарных правил; другие вопросы в рамках компетенции директора школы. ^ анкетирование; тестирование; социальный опрос; мониторинг; письменный и устный опросы; ■ изучение документации; беседа; хронометраж и другие. ^ тематический (глубокое изучение какого-либо конкретного вопроса, одного направления деятельности в практике работы коллетива, подразделения, группы, одного учителя или классного руководителя); фронтальный или комплексный (всестороннее изучение коллектива, группы или одного учителя по двум или более направления деятельности). 6. Формы ВШК: персональный (имеет место как при тематическом, так и при фронтальном виде контроля); классно-обобщающий (фронтальный вид); 7. Организация. 7.1. Проверка состояния любого из вопросов содержания ВШК состоит из следующих этапов: - определение цели проверки; выбор объектов проверки; - составление плана проверки; инструктаж участников; - выбор форм и методов контроля; констатация - фактического состояния дел; объективная оценка этого состояния; - выводы, вытекающие из оценки; рекомендации или предложения по совершенствованию УВП или устранению недостатков; определение сроков для ликвидации недостатков или повторный контроль. 7.2. Контроль осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, или созданная для этих целей комиссия. В качестве экспертов к участию в контроле могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты. Директор издает приказ о сроках и цели предстоящей проверки, устанавливает срок предоставления итоговых материалов и план-задание, которое определяет вопросы конкретной проверки и должно обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов контроля для подготовки итоговой справки. Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 15 дней с посещением не менее 5 уроков, занятий и других мероприятий. Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету контроля. При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения. 7.7. Основаниями для проведения контроля могут быть: заявление педагогического работника на аттестацию; плановый контроль; проверка состояния дел для подготовки управленческих решений; обращение физических и юридических лиц по поводу нарушений в области образования. 7.8. Результаты проверки оформляются в виде аналитической справки, в которой указывается: какая работа проведена в процессе проверки (посещены уроки, проведены контрольные работы, собеседования, просмотрена школьная документация и т.д.); констатация фактов (что выявлено); выводы; рекомендации или предложения; где подведены итоги проверки (М/О, совещание педагогического коллектива, педсовет, индивидуально и т.д.); дата и подпись исполнителя. 7.9. Проверяемый педагогический работник имеет право: знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности; знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля; своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации; ■ обратиться в конфликтную комиссию школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля. 7.10. По итогам контроля в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел: проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом; результаты проверок учитываются при проведении аттестации педагогических работников. 7.11. Директор школы по результатам контроля принимает решения: об издании соответствующего приказа; об обсуждении итоговых материалов контроля коллегиальным органом; о проведении повторного контроля с привлечением определенных экспертов; о привлечении к дисциплинарной ответственности работников; о поощрении работников; ■ иные решения в пределах своей компетенции. ^ Персональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя. В ходе персонального контроля комиссия изучает соответствие уровня компетентности работника требованиям к его квалификации, профессионализму и продуктивности: уровень знаний основ теории педагогики, психологии и возрастной физиологии; соответствие содержания обучения базовому компоненту преподаваемого предмета, современной методике обучения и воспитания; умения создавать комфортный микроклимат в образовательном процессе; умение использовать в практической деятельности широкий набор методов, приемов и средств обучения; элементарные методы и средства педагогической диагностики; основные формы дифференциации контингента обучающихся; основные методы формирования и развития познавательной и коммуникативной культуры обучающихся; уровень овладения учителем педагогическими технологиями, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения; уровень подготовки учащихся; сохранение контингента учащихся. 8.3. При оценке деятельности учителя учитывается: выполнение государственных программ в полном объеме; уровень знаний, умений, навыков учащихся; степень самостоятельности учащихся; дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся; совместная деятельность учителя и ученика; наличие положительного эмоционального микроклимата; умение отбирать содержание учебного материала; способность к анализу педагогических ситуаций; умение корректировать свою деятельность, обобщать свой опыт. 8.4. При осуществлении персонального контроля комиссия имеет право: знакомиться с документацией в соответствии с должностными обязанностями учителя (тематическим планированием, поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы); изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий; анализировать статистические данные о результатах педагогической деятельности (контрольные работы, срезы и т.д.); анализировать результаты методической, опытно-экспериментальной работы учителя; выявлять результаты участия обучающихся на олимпиадах, конкурсах, выставках, конференциях и т.д.; организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей; ■ делать выводы и принимать управленческие решения. ^ 9.1. Классно-обобщающий контроль осуществляется в конкретном классе. Классно-обобщающий контроль направлен на получение информации о состоянии учебно-воспитательного процесса в том или ином классе. В ходе контроля изучается весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе: ■ деятельность всех учителей; включение учащихся в познавательную деятельность; привитие интереса к знаниям; уровень знаний, умений и навыков учащихся; школьная документация; стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении; сотрудничество учителя и учащихся; выполнение учебных программ (теоретической и практической части); владение учителем новыми педагогическими технологиями при организации обучения; дифференциация и индивидуализация обучения; работа с родителями учащихся; воспитательная работа; социально-психологический климат в классном коллективе.
Классы для проведения контроля определяются по результатам анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания. |