Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения) icon

Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения)



НазваниеПримерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения)
страница1/4
Дата конвертации05.12.2012
Размер0.75 Mb.
ТипПримерная программа
  1   2   3   4


КРАСНОДАРСКИЙ КРАЙ

Абинский район х.Ленинский

___________________________________________________

(территориальный, административный округ (город, район, поселок)


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №34

__________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)


УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол №__

от ______20__ года

Председатель педсовета

_____________

подпись руководителя ОУ

Ф.И.О. ______________


^

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



РУССКОМУ ЯЗЫКУ

По _____________________________________________________________

(указать предмет, курс, модуль)

НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ , 1-4 КЛАССЫ

Ступень обучения (класс) ____________________________________________

(начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование с указанием классов)

560ч БАЗОВЫЙ

Количество часов _________ Уровень __________________________

(базовый, профильный)

Жбырь Татьяна Александровна

Учитель _________________________________________________________


Программа разработана на основе программ:

1.Программа по русскому языку .Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина . Издательство «Баласс» ,2009

2.Примерная программа по русскому языку .В 2 ч.Ч.1.-4-ое изд.перераб.М.- Просвещение,2010 с.9-67.-(Стандарты второго поколения)

___________________________________________________________________

(указать примерную или авторскую программу/программы, издательство, год издания при наличии)

^ I. Пояснительная записка

Программа разработана на основе программы по русскому языку. Авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г. и обеспечена учебниками «Русский язык» для 1–4 кл., авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).и на основе Примерной программы по учебным предметам. Начальная школа. Часть I/ Издательство «Просвещение» 2010 .


^ 1.1. Цели и задачи

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели.


Познавательная цель : ознакомить учащихся с основными положениями науки о языке и сформировать на этой основе знаково-символическое восприятие, логическое мышление и воображение учащихся.

Социокультурная цель : при изучении русского языка включить формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека ,развить устную и письменную речь.

Задачи :

  • развивать речь ,мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

  • освоить первоначальные знания о лексике ,фонетике, грамматике русского языка;

  • овладеть умениями правильно писать и читать ,участвовать в диалоге ,составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты-описания и тексты- повествования небольшого объема;

  • воспитать позитивное эмоциональное –ценностное отношение к русскому языку ,чувство сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждать познавательный интерес к языку, стремление совершенствовать свою речь.[2]



1.2. Структура

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся.Литературное чтение и русский язык представляют собой единую образовательную область ,в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием .

Начальным этапом изучения русского языка в первом классе является курс «Обучение грамоте ».Его продолжительность(23 учебные недели ,9ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению с учетом принципа координации устной и письменной речи .[2]В период обучения грамоте дети проходят пропедевтический курс русского языка по учебнику «Букварь» и прописям «Мои волшебные пальчики», учебнику «Русский язык», 1-й класс.[1]

Чтобы подчеркнуть интегрированный характер периода обучения грамоте , его содержание с учетом специфики учебных предметов представлено в программах «Русский язык »и «Литературное чтение». После курса «Обучение грамоте »начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.[2]

Совокупность понятий ,правил ,сведений ,взаимодействующих между собой предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению всех языковых единиц.

После периода обучения грамоте решаются задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно с изучением фонетики ,морфологии ,морфемики , синтаксиса. Учащихся знакомят с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).[2]

^ 1.3.Основные содержательные линии

1.3.1.Основы лингвистических знаний. Фонетика и орфоэпия, графика ,состав слова(морфемика ,грамматика(морфология и синтаксис).

1.3.2.Орфография и пунктуация.

1.3.3.Развитие речи.

Задачи содержательных линий:

1)сформировать первоначальное представление о структуре русского языка с учетом возрастных особенностей младших школьников.

2)способствовать усвоению норм русского литературного языка.

3)решение практических задач общения.

4) формировать навыки ,определяющие языковой уровень культуры учащихся как будущих членов общества

В программе специально выделен раздел «Виды речевой деятельности ».

5)обеспечить ориентацию различных видов речевой деятельности .


^ 1.4.Общеучебные умения ,навыки и способы деятельности .

Необходимо вести целенаправленную работу по развитию у младших школьников умений ,навыков и способов деятельности:

Интеллектуальные

Познавательные

Организационные

Обобщать

Классифицировать

Сравнивать

и др.

Учебно-познавательные мотивы

Учебная самостоятельность

Потребность в творческом самовыражении

Умение принимать, сохранять ,ставить новые цели в учебной деятельности и работать над их достижением

Организовать сотрудничество и планировать свою деятельность

^ Таблица тематического распределения количества часов

русский



№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная программа

Рабочая программа

Рабочая программа по классам

1 кл.

2 кл.

3 кл.

4 кл.

1

Фонетика и орфоэпия

20

20+3

9

9

2/3

-/2

2

Графика

5

5+4

2

1/5

1

1

3

Лексика

20

20

5

5

5

5

4

Состав слова (морфемика)

25

25+7

3

10/15

6

6/8

5

Морфология

118

118+17

8

30/32

40/45

40/50

6

Синтаксис

47

47+11

11

12

12/20

12/15

7

Орфография и пунктуация

195

195+11

6

75/80

63/65

51/55

8

Развитие речи

75

75+2

6

12

25

32/34

9

Резерв

55

0

-

16/0

16/0

23/0




Всего

560

560

50

170

170

170


^ II. Общая характеристика учебного предмета


В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

^ Линии, общие с курсом литературного чтения:овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

^ Линии, специфические для курса «Русский язык»:приобретение и систематизация знаний о языке;овладение орфографией и пунктуацией;раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка. Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого<звуковой и звуко<буквенный анализ слов. В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части; знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов. В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают затем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что<то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления. Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки. Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

Разделы «Предложение» и «Текст»

^ В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы

«Предложение» и «Текст».В 1м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети

повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме. ^ Во 2м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно

орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1<е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложенияточку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать

предложения из слов. Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той

же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения. В 3м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосо-

четания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи. Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с

помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению. Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения. В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как

смысловой части текста.

^ В 4м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей). Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного пред-ложения, текста. На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской

деятельности. Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе

начальной школы создают необходимую базу для развития устной и

письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

Раздел «Слово»

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово». Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1) звукового состава и обозначения звуков буквами;

2) морфемного состава и словообразования;

3) грамматического значения;

4) лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

^ В 1м и 2м классах происходит закрепление необходимого мини-

мума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко<буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

1) видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;

2) правильно писать слова с изученными орфограммами;

3) графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);

4) находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

1) обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё,и, ю, я, ь;

2) большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;

3) буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];

4) разделительные ь и ъ;

5) проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);

6) проверяемые буквы согласных на конце слова;

7) пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

^ В 3 м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова. Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Раз-

вивается умение пользоваться орфографическим словарём. Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

^ В 4м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1–3<м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на /ие, /ия, /ий, /мя);

2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1 и 2<го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания /о, /а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила,осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями. Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 59м классе основной школы.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью. Во 29м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию

с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 19м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 29м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

^ В 39м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов. Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка –дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

^ В 49м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и

словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.). Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для разви-

тия орфографических умений. Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан сназыванием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и

уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова. Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

^ В 19м классе в курсе обучения грамоте и во 29м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? Что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи. Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

^ В 39м и 49м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за

функционированием слов в речи. Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов.

В курсе русского языка дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно<научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией. Обучение по данной программе предполагает одновременную работу с детьми по курсу риторики*. Этот курс имеет целью обучение умелому, успешному, эффективному общению и носит сугубо практический характер: центральное место в нём занимают коммуникативные умения. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую

направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно/языковые, речевые, коммуникативные и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Курс риторики учит, как пользоваться этими знаниями и умениями на практике – в различных речевых ситуациях, учит владеть различными речевыми жанрами. Сочетание курсов русског языка и риторики создаёт условия для максимально успешного формирования функционально грамотной личности, получения нового образовательного результата как совокупности предметных умений, универсальных учебных действий и личностных результатов.

Отличие данной программы заключается в том, что:

1) Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.

2) Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.

3) Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.

4) Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.

5) Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и * См.: Ладыженская Т.А., Ладыженская Н.В. Программа «Риторика» (для четырёхлетней начальной школы). понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.

6) Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

  1   2   3   4



Похожие:

Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения) iconПримерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 3-е изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 144-181.(Стандарты второго поколения)
Муниципальноебюджетное общеобразовательное учреждение осноная общеобразовательная школа №34
Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения) iconПримерная программа по литературному чтению. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 135-185.(Стандарты второго поколения)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №34
Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения) iconПрограмма по окружающему миру я и мир вокруг. Авторы: А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан; М: Баласс, 2010г. Примерная программа по окружающему миру. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010.(Стандарты второго поколения)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №34
Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения) iconПрограмма по русскому языку Т. Г. Рамзаева 2008 г. 3 Русский язык 2б Программа по русскому языку Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева
Программа по русскому языку Канакина В. П., Горецкий В. Г. образовательная система «Школа России» 2011 год
Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения) iconУважаемые коллеги! Оао «Издательство «Просвещение»
«Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения»,...
Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения) iconУчителям оу вашему вниманию предлагаются следующие серии изданий: «Пять колец» для подготовки учащихся к олимпиадам и «Стандарты второго поколения»
«Пять колец» для подготовки учащихся к олимпиадам и «Стандарты второго поколения». Данные издания можно приобрести, заказав их через...
Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения) iconРабочая программа по русскому языку рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе
Русский язык. 6 класс. Под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа. – 2005
Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения) iconПрограмма по изобразительному искусству («Природа и художник») (Копцева Т. А., Копцев В. П., Копцев Е. В.) Пояснительная записка
Программа по изобразительному искусству для начальной школы создана на основе требований к результатам освоения основных образовательных...
Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения) iconПримерная программа по русскому языку представляет собой целостный документ, включающий три раздела: пояснительную записку
Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами...
Примерная программа по русскому языку. В 2 ч. Ч 4-ое изд перераб. М. Просвещение,2010 с. 9-67.(Стандарты второго поколения) iconТесты по русскому языку. 3 класс (1полугодие). Программа «Школа России». Учебник русский язык Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой(М.: Просвещение)
Программа «Школа России». Учебник русский язык Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой(М.: Просвещение)
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов