Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6 icon

Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6



НазваниеТематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6
Т. Ф. Курдюмовой
Дата конвертации27.11.2012
Размер182.65 Kb.
ТипТематическое планирование



Тематическое планирование уроков литературы


в 7 классе

на 2010-2011 учебный год


Литература. 7 класс.


Количество часов: 68

Количество часов в неделю: 2

Развитие речи: 6


Планирование составлено на основе программы, утвержденной Министерством образования под редакцией Т. Ф. Курдюмовой. – М: Дрофа, 2005.


Учебник: Литература. 7 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных

учреждений / Авт.-сост. Т. Ф. Курдюмова. – 6-е изд., - М.: Дрофа, 2004.



Тема-блок

Кол-во час.

^ Основное содержание

Теория

Методика

Богатство и разнообразие жанров


Фольклор


«Садко-купец, богатый гость»


«Барин»


Детский фольклор


^ Литература XIX

Века

Жанры классической литературы


В. А. Жуковский. «П е р ч а т к а», «С в е т л а н а».


Д. Г. Байрон «Хочу быть ребенком вольным», «Душа моя мрачна», «Видение Вальтасара», «Стансы», «Романс»


^ А. С. Пушкин.

«Элегия», «К портрету Жуковского», «К***» («Я помню чудное мгновенье...»), «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я Вас любил: любовь еще, быть может...», «Туча»,

«Д р узь я м», «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор...»), «Бесы», «МОЯ Эпитафия»


«Барышня-крестьянка»


«Дубровский»


^ М. Ю. Лермонтов

«Смерть поэта», «Элегия», «Стансы», «Песня», «Романс», «Дума», «Молитва» («В минуту, жизни трудной»), эпиграммы и мадригалы, эпитафия.

«Мцыри»


^ Н. В. Гоголь

«Ревизор»


И. С. Тургенев. «Стихотворения в прозе» («Собака», «Дурак», «Воробей», «Русский язык»)


Н. А. Некрасов «Размышления у парадного подъезда»


Н. С.
Лесков


«Левша»


^ М. Е. Салтыков-Щедрин «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил»,


М. Твен «Как я редактировал сельскохозяйственную газету»


А. П. Чехов «Хирургия», «Жалобная книга», «Смерть чиновника»


А. К. Доил «Пляшущие человечки»


Литература ХХ века


^ Отражение духовных поисков человека ХХ века в лирике.


М. Горький «Старуха Изергиль», «Старый год»


В. В. Маяковский

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»


^ М. А. Булгаков «Ревизор с вышибанием»


К. Г. Паустовский «Рождение рассказа»


М. А. Шолохов «Они сражались за Родину»


В. Г. Распутин «Уроки французского»


^ А. В. Вампилов «Несравненный наконечник»


Ф. А. Абрамов «О чем плачут лошади»


О. Шекли «Запах мысли


Итоги

1


(3+1)


1


1


3


2


1


2


2


2


3


2 четв


3


3


2


1


2


2


2


2


2


7


3


2


3


3


3


3


3


2


2


1

Основные роды искусства слова: эпос, лирика и драма.

Род как исторически сложившаяся разновидность художест­венных произведений. Судьба жанров эпоса, лирики и драмы в литературе разных народов.

Богатство и разнообразие жанров всех трех родов лите­ратуры. Постоянное обновление жанров, появление новых и угасание старых, обогащение и слияние жанров. Новое со­держание и старые формы. Новое содержание и новые фор­мы.

Жизнь жанров фольклора. Самые древние и самые мо­лодые жанры. Живые жанры устного народного творчества.

Обстоятельства появления новых жанров. Современная жизнь малых жанров фольклора. Судьбы школьного фольклора­. Драматические произведения фольклора.

Народный театр на ярмарках и гуляньях. На­родные пьесы на ярмарочных подмостках и в обычной избе. Элементы игры в народных пьесах. Сатирическая драма «Барин» как пьеса и как народная игра. Сюжет, герои и уча­стники пьесы-игры - все присутствующие, которые имену­ются «фофанцы».


Самые популярные жанры литературы XIX века. Золо­той век русской поэзии. Расцвет жанра басни в начале века. Классические жанры русской прозы XIX века: роман, по­весть, рассказ. Жанры драматургии. Связь жанров.

Из истории басни. Басня в античной литературе Греции и Рима. Басни Эзопа. Басни Ж. де Лафонтена. Русская басня XVIII века. А. П. Сумароков. Расцвет русской басни в начале XIX века. Великий баснописец И. А. Крылов. Басни Козьмы Пруткова.


Из истории баллады. Истоки жанра баллады. Баллады В. А. Жуковского в современной ему литературе. Баллады писателей XIX и хх веков. Баллада Э. По «Аннабель Ли». Баллада в устном народном творчестве, в том числе в школь­ном фольклоре.

Баллады В. А. Жуковского. Трагические сюжеты и взыскатель­ность нравственной позиции автора. Легкость стиля в изло­жении событий. «Перчатка». Смелость рыцаря и его чувство собственного достоинства. Герои и сюжет в переводах Жу­ковского и Лермонтова. «Светлана». Сюжет и народные по­верья (фольклорная основа баллады). Романтический облик героини. Органическая связь героини с миром природы


Нравственна проблематика в лирике, Богатство и разнообразие жанров, форм стихов.


Богатство тема­тики и разнообразие жанров в творчестве А. С. Пушкина. Жанры лирики поэта: послание, элегия, стансы, эпиграмма и др. Эмоциональная яркость и совершенство формы лири­ческих произведений поэта.


Героиня повести - Лиза (Бетси). Автор и его решение воп­росов композиции повести. Сюжет и герои. Рассказ или по­весть?

Незавершенный роман «Дубров­ский». Сюжетные особенности незавершенного произведе­ния, в котором соединены признаки любовного и социаль­ного романа. Владимир Дубровский как романтический ге­рой. Маша. Их окружение. Судьба героев.

Расцвет жанра романа. Богатство ва­риантов этого жанра. Споры о его роли в современной лите­ратуре.

Различные жанры в твор­честве поэта: богатство жанров лирики, лироэпические про­изведения (баллада, поэма). Стихотворение «Смерть поэта» и его роль в судьбе автора. Особенности композиции стихо­творения. Яркость стилистики, передающей силу чувств ав­тора


Герой поэмы и его исповедь. Необычность сюжета. Особенности пейзажа. Совершенство стиха поэта. Рифма в лирике и поэме.


История создания комедии. Отражение России XIX века в сюжете и героях комедии. Си­ла обличения социального зла в комедии. Городничий и чи­новники города N. Хлестаков. Знаменитые сцены и знаме­нитые реплики комедии. Женские образы комедии. Мастер­ство композиции и речевых характеристик. Авторские ремарки в пьесе. Гоголь о комедии. «Хлестаковщина». Сце­ническая история комедии (театр, кино).


Последние годы творчества и последние произведения Тур­генева - «Стихотворения В прозе». Творческая лаборатория писателя и история создания «Стихотворений В прозе». Нрав­ственный пафос и художественные особенности этих произве­дений.

Гражданская ли­рика Некрасова. Судьба народа в лирических и лироэпиче­ских произведениях. Сюжеты и композиция лироэпических произведений Некрасова и их герои. Позиция автора. Стиль, отвечающий теме.


Сюжет и герои сказа. Особен­ности стиля прозы Лескова, «тонко знающего русский языки влюбленного в его красоту» (М. Горький). Пафос творче­ского труда в произведении. Герои сказа: Левша, Платов, ца­ри государства Российского и чиновники разных рангов. Сценическая история постановок сказа.

Сатирические сказки писателя. Герои сказок и их сюжеты. Социальная ост­рота проблематики и художественные особенности сказок. Особенности создания сатирического образа. Объяснение ав­торского названия «Повесть О том...» (почему сказка названа повестью). Жанровое определение произведения и его услов­ность. Сюжет сказки-повести. Герои - два генерала и один мужик. Герой сказки «Богатырь». Нравственные проблемы в изображении героев сказок «Карась-идеалист») и убедитель­ность авторских суждений. Сатира и гротеск. Сатира «как гром негодования, гроза духа» (В. Г. Белинский).

Америка и ее люди в зеркале сатиры Марка Твена. Рассказ «Как я редактировал сельско­хозяйственную газету» как памфлет. Особенности сатиры Марка Твена. Сюжет, герои и приемы изображения. Гротеск как прием. Юмористические рассказы Че­хова. Стремительность развития сюжета «Хирургии». Забав­ный набор реплик, которые характеризуют авторов «Жалоб­ной книги». Безудержный юмор и жизнелюбие повествова­ния. Сочувствие к забавным героям рассказов. Рассказ «Смерть чиновника» как социальная зарисовка. Герои рас­сказа и их судьбы.


Дойл и его герой Шерлок Холмс в оценке читателей XIX и ХХ веков. Особенность композиции новелл о Холм се. Сюжет «Пляшущих человечков» и герои новеллы. Причины творче­ского долголетия героя новелл Дойла

Нравственная проблематика в лирике ХХ века. Богатство и разнообразие жанров и форм стиха. Эпические произведе­ния как основа читательских увлечений. Эпические и лири­ческие произведения. Драматургия и читатель. Роль кино и телевидения в расширении сферы воздействия литературы. Традиционные жанры и поиски новых жанров в литературе ХХ века. Связь различных искусств и их влияние на обога­щение видов и жанров произведений искусства слова.

^ В. Я. Брюсов. «Г и м н ч е л о в е к у», «Т р у д»; И. А. Бунин. «Изгнание», «У птицы есть гнездо...»; K-Д.Баль­монт. «Б о г с о з д а л м и р из н и ч е г о...»; Игорь Северянин. «Н е з а в и д у й д р у гу...»; Р. Киплинг. «Е с л и...» (перевод С. Маршака), «3 а п о в е д ь» (перевод М. Лозинского); А. Т Твардовский. «К а к п о с л е м а р т о в с к и х м е т е­л е й...», «И юль - м а к у ш к а л е т а...»; Н. А. Заболоц­кий. «Г роз а и д е т»; Б. Ш. Окуджава. «А р б а т с к и й р о­м а н с»; В. С. Высоцкий. «Я н е л ю б л ю...»; М. Карим.

«Е в р о п а - А з и я» И др. (по выбору учителя и учеников).


Максим Горький, его творчество и роль в судьбах русской культуры. «Песня о Бу­ревестнике». Романтическая песня-призыв. Смысл жизни героя. Прием контраста в романтическом произведении. «Старуха Изергиль» как одно из ранних произведений пи­сателя. Сочетание реалистического повествования и легендо Данко и Ларре. «Легенда о Данко» - утверждение подвига во имя людей. Сюжет легенды и его место в произведении«Старуха Изергиль». Романтический сюжет и романтиче­ский образ Данко. Обилие и разнообразие произведений эпических жанров в творчестве писателя. Сказка «Старый Год» И ее герои. Элементы притчи в жанре сказки.

«Необычайное при­ключение бывшее с Владимиром Маяковским летом на да­че» как лироэпическое произведение. Проблема творчества. Новаторство Маяковского. Поэт и Солнце. Мир Маяков­ского ~ мир гипербол. Сатирические гимны поэта. «Гимн обеду». Новое оформление старых жанров. Особенно стиха Маяковского.


Гоголь ~ любимый писатель Булгакова. Связь реального события и сюжета «Ревизора» Гоголя. Уча­стники юмористической сценки. «Ревизор с вышибанием» ~

сатира на злобу дня и на невежество героев «новой постанов­ки». Необычная связь эпиграфа с текстом.


Поэти­ческая проза Паустовского. Мир героев писателя и мир творчества. Попытка писателя воссоздать в художественном слове процесс творчества («Золотая роза»). «Рождение рас­сказа». Герой рассказа и его мучительные поиски творческо­го подъема, вдохновения. Природа и окружающие люди как причина возникновения творческого импульса. ).

Сражения в первые месяцы войны. Трагиче­ские события отступления армии. Эпизоды боев в южных степях страны. Стойкость и героизм участников сражений.


Трудные годы в жизни страны в военные годы. Любознательность юного героя. Душевная теплота учительницы, ее умение по­мочь ученику. Значение названия рассказа. Гуманизм рас­сказа.

Водевильное решение проблемы выбора призвания. Наконечников, Эдуардов и другие герои. Психологическая точность и юмор диалогов. Мастерство ремарок. Серьезные проблемы веселого жанра. Замысел незавершенного водевиля. Из истории эссе. Рождение жанра. Популярность жанра в современной литературе.

Эстетиче­ские, нравственные и экологические проблемы, поднятые писателем в рассказе. Рыжуха и ее диалог с рассказчиком­-автором. Логика истории и развития связей природы и чело­века.


Жанр рассказа в научно-­ фантастической литературе. Рассказ «Запах мысли». Герой ­Лерой Кливи и обитатели планеты З - М - 22. Что помогло спастись герою рассказа. Виды коммуникаций и телепатия. Особенности юмора в фантастическом произведении.


Мир литературы и богатство его жанров. Рекомендации по самостоятельному чтению во время летних каникул.


Роды и жанры литературы.


Жанры народного театра


Жанры современного фольклора


Жанры эпоса, лирики, драмы.


Басня и притча.


Баллада.


Трагический герой, стансы, романс.


Роман, романтический герой


Жанры лирики и эпоса (повесть, роман).

Мадригал, эпитафия


Рифма. «Словарь рифм» М. Ю. Лермонтова


Афиша комедии. Особенности отражения действительности в драматическом произведении. Структу­ра драматического произведения и образ героя. Ремарки в пьесе как один из приемов создания образа..


Стихотворение в прозе.


Стиль


Сказ как жанр эпоса


Гротеск. Сатира - форма комического в ли­рике и прозе. Сатира в произведениях русских классиков.


Памфлет


Юмореска


Новелла


Тематика лирики. Новые жанры в искусстве


Место эпических жанров в творчестве писа­телей ХХ века.


Тонический стих Маяковского.


Драматическая сценка


Замысел и его реализация в произведении искусства.


Описание событий войны по их живым сле­дам.


Война на страницах послевоенной прозы.


Водевиль


Эссе


Сюжет и аллегорические герои.


Жанры научной фантастики.

Использование материалов, изученных в

V-VI классах и начальной школе.


Ученики в роли «фофанцев», Знакомство с различными жанрами народной драматургии и их осо­бенностями при непосредственном участии в представле­ниях.


Поскольку жанр басни ученикам хорошо

знаком, то на уроке можно провести конкурс на лучшее исполнение и комментирование басни, созданной на одну тему, но разными авторами (например, «Ворона и Лисица»).

Сюжеты баллад обычно привлекают

юных читателей. Можно использовать этот интерес', про ведя на уроке обсуждение самостоятельно прочитанных баллад.

Изучение творчества через художественный анализ поэтических текстов


Сопоставление повести и романа.

Целесообразно познакомить учеников со

словарем рифм М. Ю. Лермонтова, который находится в «Лермонтовской энциклопедии». Можно дать по этому сло­варю ряд индивидуальных заданий.


Традиционно в ходе изучения «Реви­зора» - исполнение пьесы или ее отдельных сцен. Воз­можно обращение к видеоряду (фрагменты кинофильмов), демонстрация наглядного материала (иллюстрации, фото­графии, эскизы декораций и костюмов героев). Все это помогает освоению специфики драматического произведе­ния.


Сопоставление и анализ различных жанров. Наблюдение за их богатством и разнообразием.


Возможна организация изучения поэти­чecкиx произведений с учетом их тематики.


В течение всего года ученики наблюдают

за особенностями различных жанров. При этом особое вни­мание уделяется герою и сюжету (в продолжении курса

литературы в V-VI классах). Однако учащиеся могут не заметить роли художественных описаний, которыми насы­щено каждое произведение. Поэтому нужно обращаться к портрету и пейзажу в течение всего года, используя указания предшествующих разделов программы. Так, удачно воссоз­ дается портрет героя при анализе романа А. С. Пушкина «Дубровский» (сравним описание внешности героя в доку­ментах жандарма и в словах испуганной барыни). Спе­цифика жанров помогает уловить особенности описаний в художественных текстах.


Обзор изученных в V-VII классах произ­ведений разных родов и жанров, показывающий много­образие жизни и богатство форм ее отражения в искусстве.









Похожие:

Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6 iconТематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе Количество часов: всего 170 часов, в неделю 5 часов Учебник литературного чтения «В океане света» (2 части) 4 класс
Методический и дидактический материал: тетрадь по чтению к учебнику «В океане света»», авторы Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6 iconТематическое планирование уроков математики во 2 классе количество часов на год 136 час, в неделю 4 час. Плановых контрольных уроков 9 час

Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6 iconТематическое планирование уроков литературного чтения в 4 классе. Количество часов: всего 136 часов, в неделю 4 часа. Учебник литературного чтения «В океане света» (2 части) 4 класс
Методический и дидактический материал: тетрадь по чтению к учебнику «В океане света»», авторы Бунеев Р. Н, Бунеева Е. В
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6 iconТематическое планирование уроков русского языка во 2-м классе из расчета 5 часов в неделю (170 часов) № урока Тема урока Кол-во часов

Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6 iconТематическое планирование уроков математики для 2 класса (4 ч в неделю, всего 136 ч) № уроков по плану (по учебнику) Тема Количество часов по плану
Сотня. Счет сотнями. Метр. Название и запись трехзначных чисел. Сравнение, сложение и вычитание трехзначных чисел
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6 iconТематическое планирование по математике в 7 классе. 5 часов в неделю, всего 170 часов

Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6 iconПояснительная записка по литературе Класс 6 Количество часов Всего 70 часов; в неделю 2 часа
«Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы»/ сост. Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцева, О. Б. Марьина,...
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6 iconТема: «Visit to the zoo. Посещение зоопарка.»
Форма урока: Урок-проект по разделу «Животный мир и люди» в VI классе средней общеобразовательной школы по учебнику «Enjoy English...
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6 iconТематическое планирование по литературе. 8 класс. 8 Класс (68 часов по программе)
Урок Литература как искусство слова. Отличие литературы от других видов искусства
Тематическое планирование уроков литературы в 7 классе на 2010-2011 учебный год Литература. 7 класс. Количество часов: 68 Количество часов в неделю: 2 Развитие речи: 6 iconТематическое планирование уроков математики в 3 классе № урока Название темы Количество часов Дата урока по плану Фактическая дата урока
Решение уравнений, основанных на связи между компонентами и результатом действия при сложении
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов