Каллиграфия icon

Каллиграфия



НазваниеКаллиграфия
страница1/9
Дата конвертации12.09.2012
Размер0.69 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Каллиграфия


В китайском языке количество слогов в произнесенном предложении всегда равно количеству иероглифов, которыми можно записать сказанное. Это интересная особенность языка. Но еще более интересно, что произношение одного и того же слога в разных провинциях такой немаленькой страны как Китай может сильно отличаться. Да так, что два жителя, говорящие на разных диалектах могут и не понять друг друга. Но тем не менее, если написать на бумаге то, что я хочу сказать другому, то в независимости от места и провинции, где я буду находиться, меня всегда поймут! Потому как начертания иероглифов, обозначающих какое-либо слово или предложение, всегда одинаковое и не зависит от диалектов языка!

Многие исследователи, которые изучали феномен восточных языков, а в частности иероглифику, были убеждены, что такой способ написания находится гораздо ближе к Природе, к окружающему миру, чем буквенный. Ведь изначально иероглиф представлял собой как бы небольшую пиктограммку, передающую некое понятие. И в те далекие и древние времена иероглифы были больше похожи на небольшие и лаконичные картинки. Это уже потом влияние развивающейся цивилизации наложило свои следы в написание иероглифов и оно несколько раз немного менялось. И теперь в современных знаках уже с некоторым трудом можно узнать те стародавние пиктограммы. Но все же природный дух в них сохранился! Да, сейчас составили специальные символы для скорописи, которые сильно убыстряют запись на бумаге, но мы-то изучаем именно те, что пришли к нам из старины.

С одной стороны написание иероглифа - это очень трудное занятие, поскольку требует усидчивости, терпения и искреннего желания написать его правильно, ощущения линий, сосредоточения на поставленной задаче и много-много практики. С другой стороны это дает поистине неисчерпаемое чувство, которое сродни просветлению, ощущению счастья, может быть будораживающему причастию к древнему таинству...

В данном разделе мы пока приводим только ссылки... Не все так просто и не все так быстро. :-))

http://www.china-shufa.narod.ru - очень неплохой сайт по каллиграфии. Множество различной информации, работы...

http://www.russianshanghai.com/china/chars.php - хорошая статья по истории каллиграфии

http://www.russianbeijing.com/culture/calligraphy/ - и еще одна...

http://hanbalik.narod.ru/main/main.htm - и еще хорошая ссылка

 
^

Урок №1. Первые шаги.


В первую очередь, надо помнить, что в Китае принято держать в руке кисть в вертикальном положении. Это одно из важнейших условий для удачного выполнения упражнений. На рисунке №1 показано основное положение руки - кисть удерживается сразу четырьмя пальцами в строго вертикальном положении. В таком положении особенно хорошо прорабатывать мелкие детали на картине. Запястье при этом лежит на столе.

 

Когда рука приобретет необходимую твердость, и вы будете рисовать картину большого формата, вам потребуется держать руку навесу, как показано на рисунке №2.

 

 

 

Иногда придется пользоваться приемом "волочащейся" кисти. Словно вы тащите за собой ветку, волоча ее по столу (рис. №3). Ворс кисти при этом совершает произвольное движение, оставляя весьма интересные штрихи на бумаге.

В этой позиции древко кисти направлено в сторону груди. Этот прием часто используется при рисовании веток сливы Мэй (рис №4).

 

 
^

Оттенки туши.


Разбавляя тушь водой, можно получить различные оттенки туши. В древних трактатах сказано, что есть пять основных оттенков туши: сажа, очень темный, темный, светлый и очень светлый. Конечно же это не предел, потому что в каждом оттенки есть свои градации тона.



Существуют также пять основных приемов работы кистью:

 

Сухой штрих

Наполненный светлый штрих



Наполненный штрих

Комбинированный штрих



Наполненный темный штрих

Принято считать, что для создания картины необходимо использовать все названные приемы, иначе картина будет казаться незавершенной.
^

Урок №2 (первая часть)

Слива Мей


Символика: для китайской живописи эти цветы имеют большое значение. Они символизируют весну; иногда также прилежание, грацию и внутреннюю силу, т.к. они цветут в самое холодное время года, в феврале, когда снег еще не растаял. После того как вы учли все указания и у вас всё наготове, капните пару капель воды на тушенницу. Натрите круговыми движениями с небольшим нажатием тушь на мокром камне. Возьмите кистью немного туши и попробуйте на газете, достаточно ли черна тушь. Если нет, то смешайте больше туши.

Наберите на кисть разбавленную серую тушь, обмакните кончик кисти в черную тушь и, держа кисть в вертикальном положении, попробуйте нарисовать ветку, соблюдая правильное направление движения ворса, как показано на рисунке №1. После того, как вы, испачкав гору газетной бумаги, убедили в том, что ветки у вас более-менее похожи на то, что ветками называется, вы можете приступись к рисованию веток более сложной формы.



Цветы сливы Мей.

Если попытки нарисовать ветку не охладили ваш пыл, можно перейти к изучению цветов и бутонов сливы Мей. Потренируемся сначала изображать лепестки и бутоны. Необходимо набрать на кисть светлую тушь и кончиком кисти прорисовать каждыйлепесток, следуя схеме.



Старайтесь, чтобы ваша рука двигалась легко,

без усилий. Далее рисуем чашелис-тики и ты-чинки.

А теперь, потренировавшись, пробуем соединить все деталь цветка воедино.



И, наконец, цветы, сбрасывающие лепестки.



 
^

Урок №2 (вторая часть)

Слива Мей


После того, как вы прошли подготовительный этап, можно приступать к рисованию цветущих веток. Обратите внимание, что большее количество цветов будут расположены в местах присоединения ветки к ветке. На тонких ветках чаще всего изображают бутоны и полу распустившиеся цветы. Необходимо также добавить несколько точек-почек на голых ветках, для живости.





Примеры выполнения вертикального и горизонтального свитков ( для особо продвинутых).

 

 

Примечание: не бойтесь копировать! Помните, что традиционное обучение предусматривает обязательное копи-рование классических свитков.



Список литературы:

1. Эва Габишь-Руман «Китайская живопись»

(указания для творческого хобби) перевод О.Логиновой;

2. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно»

перевод Е. Завадской.
^

Урок №3 (первая часть)

Орхидея


Символика: Орхидея вместе с вишневым или сливовым деревом, бамбуком и хризантемой принадлежат к китайской живописи к "четырем благородствам". Если орхидея на картине одна, то она обозначает чистоту, добродетель и невинность.

Прежде, чем начать рисовать листья орхидеи, потренируемся рисовать прямую линию с нажимом. Постарайтесь держать кисть вертикально, то делая нажим, то приподнимая кисть над бумагой.



Теперь попробуйте нарисовать небольшую композицию из листьев.



Потренировавшись, приступаем к более сложным композициям. Заметьте, что как бы не изгибался лист, рука должна непрерывно следовать ее изгибу. Вы должны заранее продумать композицию из листьев. Листья часто переворачиваются, поэтому тонкие линии изображают этот переворот.



 

(C) Школа традиционных искусств Китая. 2003-2004
^

Урок №3 (вторая часть)

Цветы орхидеи


Цветы орхидеи рисуются тем же приемом, что и листья. Только лепестки намного короче листьев. Начинайте рисовать с внутренних лепестков, присоединяя к ним крайние лепестки. Всего их пять и они редко бывают направлены в одну сторону. Все лепестки стремятся к середине цветка, как показано на рисунке.



У цветка есть также тычинки и рисуются они более темной тушью, чем лепестки. На рисунке продемонстрированы комбинации из 3-х и 4-х тычинок.



Теперь попробуем изобразить ветку с цветами. Помните, что порядок изображения таков: лепестки, тычинки, стебель, цветоножка.



И, наконец, самое приятное… Создание картины. (здесь надо бы дать ссылки на укрупнение. Прим. Юли) Порядок рисования таков: Сперва листья, потом все остальное.

  

Список литературы:

1. Эва Габишь-Руман «Китайская живопись»

(указания для творческого хобби) перевод О.Логиновой;

2. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно»

перевод Е. Завадской.
^

Урок №4 (первая часть)

Хризантема


Символика: Хризантема - символ осени. Она сравнивается с умной, мудрой персоной, которая ведет свою простую жизнь и встречает каждого, кто к ней враждебен, дружески.

Лепесток хризантемы проводят двумя штрихами, как вы это можете видеть на примере. Вы начинаете рисовать лепестки из середины с маленьких лепестков и набираете постепенно необходимое количество, чтобы сформировать сам цветок. Важно, что лепестки распределялись неравномерно. Итак, лепесток попадает не точно между двумя другими, а совершенно беспорядочно, иначе цветок будет выглядеть не натурально.



Листья рисуются в три или пять приемов. Делая поочередно пятна, как показано на рисунке, вы формируете лист. Далее еще по сырому, сухой кистью и черной тушью прорисовываете прожилки.



На следующем рисунке показаны всевозможные варианты рисования листьев. Пользуясь нашим методом, попробуйте рисовать листья в разных ракурсах.



В китайской живописи часто используется единство трех или пяти. К примеру, пять лепестков цветка вишни, три листа на ветке бамбука, у хризантемы три или пять штрихов для листьев. Символически "три" означает вселенную и все, что во вселенной находится - между Инь (небом) и Ян (землей). "Пять" символизирует "пять элементов": вода, дерево, земля, огонь, металл.
^

Урок №4 (вторая часть)

Хризантема


Как всегда, во второй части урока мы пробуем соединить листья, цветы и стебли воедино. Присоединяя листья к стеблю, помните, что сперва рисуются листья потом стебель.



Следуя образцам, пробуйте придать цветку естественность и красоту.





В этом упражнении вы соединяете хризантемы и бамбук в одну картину. Расположите ваш лист бумаги так, что вы первый бамбук могли провести наклонно. Потом нарисуйте две бамбуковые палки, которые бы поддерживали первую.

Через это ограждение пробиваются хризантемы. Вашей фантазии нет предела! Нарисуйте много цветов, или дайте одной ветке вырасти сверху. Вы уже многому научились, так что можете работать не только по шаблону.



Список литературы:

1. Эва Габишь-Руман «Китайская живопись»

(указания для творческого хобби) перевод О.Логиновой;

2. «Слово о живописи из сада с горчичное зерно»

перевод Е. Завадской.


Максим Парнах

         Художник изображает природу, чтобы уловить в ней что-то "существенное".
Работая над картиной, художник использует характерные (им самим открытые) признаки объектов природы, чтобы создать новый объект. И эта перекличка реальности и изображения дает чувство причастности к ритму дыхания природы, к ее животворящей силе.
Древняя китайская натурфилософия предлагает понимание мира как смену энергий-"стихий", которых всего пять. (Эта "космобиоритмология" и ее определяющее влияние на человека, его судьбу, здоровье и образ жизни, очень подробно и понятно описана в книге М.М. Богачихина "Ветры-воды. Фэн-шуй практический".) Мы же , с помощью основных схем, рассмотрим основные приемы традиционной китайской живописи, их соответствие "стихиям", возможности для творчества и понимания природы.









1. Почва - первичная "центральная" стихия. Качества почвы - "бесформенность", фактурность, видимое бездействие - проявляются в самом простом приеме - отпечатывании кисточки. Прием этот очень разнообразен: можно аккуратно приложить кисточку к бумаге, можно, держа ее вертикально, слегка ударять по бумаге, получая "следы" разных форм и размеров (рис.3). Так можно изображать поверхность камня, кору старого дерева, "метелки" травы и даже мелкие или не совсем раскрывшиеся цветы. Действительно, например, кора старого дерева не имеет качеств молодых веток (рост) или листьев (временность, "бесплотность" кроны), а приобретает фактурность благодаря старению и растрескиванию.




Качество"дерева" как стихии - поэтапный рост. Кисточку надо приложить к бумаге (в точке А) и разом плавно передвинуть ее в точку Б и только потом оторвать ее от бумаги или, не отрывая, сделать еще один "рывок" и продолжить изображение ветки или стебля. В зависимости от наклона кисточки и силы нажима ветка получится той или иной толщины и формы. Кроме веток, стеблей травы и цветов, стволов бамбука этим приемом можно изображать контуры домов и любых ровных предметов искусственного происхождения (мебель, посуда и т.п.)


Металл - твердый, острый и "вечный". Его прием - "взлетающая" кисточка. Приложив кисточку к бумаге в точке А, совершите "взлет" - так, как будто точка Б находится в воздухе над листом бумаги или, может быть, за его пределами. "Металлом" изображаются молодая трава, иглы и шипы, иногда листья и лепестки цветов. Представьте себе силу травы, прорезающую землю; к тому же трава живет гораздо дольше, чем листва деревьев, сохраняя зелень даже под снегом






Огонь - бесплотный, трепещущий и "временный", т.е. постоянно возобновляющийся. Кисточка оставляет след "огня", пролетая над бумагой и как бы случайно задевая ее, т.е. точки А и Б находятся над бумагой. Огонь - это листья, лепестки, бутоны.
Выполняя приемы "дерево", "металл" и "огонь", можно не только менять силу нажима, наклон кисти и протяженность движения - можно это движение изгибать в любую сторону. Можно также совершать движения, не имеющие четкой "стихийности", например, лепестки хризантемы изображаются приемом "дерево", но кисточка, двигаясь из т.А в т.Б, может менять силу нажима, как бы приобретая свойства "огня" (дерево порождает огонь).


Вода - особый прием. Время воды - ночь (дерево, огонь и металл - соответственно утро, день, вечер). Выполняя этот прием, кисточку нужно вращать пальцами, как бы раскручивая волчок. Волоски кисточки при этом перекатываются по бумаге ("окатить водой"), оставляя текучий незапрограммированный след. Этим приемом можно изобразить лепестки некоторых цветов, например, ириса, поверхность гладких, отполированных водой камней, пар, поднимающийся от чашки с чем-нибудь горячим, отображения в воде, волны






Необходимо понять, что приемом "вода" изображается не вода, или не только вода; приемом "дерево" - не только дерево и т.д. Приемом "воды" изображают лепесток ириса, камень - не угловатый обломок, а сырой, гладкий, обкатанный; водяной пар - меняющийся и исчезающий,- то есть то, что обладает качеством воды как стихии - текучестью и изменчивостью форм.
Рассмотрим изображение цветка ириса в качестве иллюстрации к действию стихий. Рост "дерева" стебля перешел в "огонь" бутона. "Вода" преодолела "огонь" - лепестки раскрыли бутон. Травянистые стебли ириса по мере роста сгибаются - кисточка ослабляет нажим, а затем усиливает - "металл" преодолевается "огнем". То есть природный объект конструируется из составляющих его энергий-качеств, вырастая на бумаге как нечто, имеющее не только внешние пространственные, но и временные характеристики, соответствующие этапам его жизни. Это сочетание внешнего вида и внутренней жизни есть результат поэтапности работы и энергичности движений руки с кисточкой (перекатывание "воды" естественно медленнее следа "огня").
Изображая какую-либо часть цветка, пейзажа, насекомого, птицы и т.д., вы чувствуете своеобразие, дыхание, энергию его жизни, потому что этому соответствует специфика, энергия того или иного выполняемого вами приема.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9




Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов