Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д icon

Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д



НазваниеСценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д
Дата конвертации25.11.2012
Размер138.18 Kb.
ТипСценарий





СЦЕНАРИЙ ВИДЕОСЮЖЕТА ОЗНАКОМЛЕНИЯ С НАУКОЙ АКМЕОЛОГИЕЙ

на примере занятия по методике интенсивного обучения

Петрусинский В.В.

Грибова Л.Д.


В связи со спецификой науки акмеологии, изучающей процесс творческого взлета личности, предлагается построить ознакомление с основными понятиями акмеологии на базе использования современных методик интенсивного обучения. При видеосъемке занятия по ознакомлению с основами науки акмеологии в группе слушателей кафедры предлагается использовать игровые приемы интенсивного обучения. Материалом для изучения послужит текст с описанием основ акмеологической науки, подготовленный кафедрой. В занятие поэтапно войдут различные виды интенсивного игрового обучения. Для обеспечения уровня «готовности» к обучению предлагаются в игровых формах приемы психосаморегуляции состояния. Далее, поэтапное повышения уровня владения информацией (текста, описывающего основные понятия науки акмеологии) обеспечивается за счет достижения уровня «узнавания» (используется система приемов ускоренного чтения), уровня «воспроизведения» (используются приемы рациональной работы с текстом), уровня «применения» (используется система ролевых игр), уровня «творчества» (используется система соревнований учебных коллективов и методика «генерации идей»). Соответственно, на каждом этапе обеспечивается соответствующий вид учебной деятельности.

Занятие домонстрирует возможности создания психофизиологических условий для комплексной активизации резервных возможностей личности обучаемого, что созвучно идее выработки в процессе обучения элементов состояния «акме». Для этого создается информационная «перегрузка» в сочетании с одновременной психологической компенсацией в игровых и музыкальных формах в виде психоэмоциональной суггестивной «разгрузки». Таким образом создается возможность загружать в подсознание большие объемы информации, а затем при создании стимулирующей ситуации в игровых формах обеспечивает процесс всплывания этой информации из подсознания. Стимулом для всплывании информации служит различная игровая деятельность, в частности, деятельность по ускоренному просмотру текстов, их конспектированию и реферированию, ролевые игры, соревнования и т.д.

Уровень «готовности» к обучению создается системой упражнений аутогенной тренировки. Используется приемы релаксации и тонизации с песенно-музыкальным сопровождением в исполнении Л.Д.Грибовой. На экране зритель видит процесс суггестивной подготовки группы и приемы информационной стимуляции (неосознаваемого запечатлевания).

При изучении зрительных текстов для достижения уровня «узнавания» используется методика скорочтения, при этом дозируется время на просмотр каждой страницы текста. От учащихся требуется понять лишь смысл каждой страницы, при этом основная информация загружается в подсознание. Для скорочтения слушателям предлагается текст с описанием основ акмеологии.
Для зрителей этот текст может иллюстрироваться рисунками, слайдами, видеофрагментами и т.д.

Второй этап обучения, создающий уровень «воспроизведения», обеспечивается работой с опорными конспектами. Обучаемым предлагается разбить лист на 4 вертикальных полосы - графы. В первой полосе обучаемый пишет ключевые слова и план текста каждой страницы. Во второй графе указываются пояснения к ключевым словам, расшифровки. В процессе заполнения второй графы предлагается также связывать понятия второй графы с первой стрелками, линиями и другими графическими знаками. Затем предлагается заполнить третью графу, где даются тезисы, пояснения и собственно конспект. Четвертая графа содержит неясности, вопросы, ремарки и собственное отношение обучаемого к данному тексту. При заполнении четвертой графы конспект приобретает завершенную форму, где содержатся все соединительные линии и прочие знаки графического отражения сущности конспектируемой страницы. Таким образом, за счет анализа и синтеза при составлении опорного конспекта на четырех разных уровнях обобщения осуществляется усвоение учебного материала на уровне «воспроизведения». Составление конспекта реальными слушателями демонстрируется на экране. Используется песенно-музыкальный фон.

Третий этап обучения подразумевает усвоение материала на уровне «применения». Усвоение учебного материала осуществляется в форме ролевых игр, для участия в которых учащиеся разбиваются на пары. В каждой паре один из учащихся играет роль «учителя», другой - роль «ученика». Ученик, пользуясь конспектом, пересказывает постранично текст, а учитель, глядя в исходный текст, корректирует и анализирует работу ученика. В играх рациональной работы с текстами учащиеся разыгрывают различные роли (например, роль «невежи», «оппонента», «незнайки» и т.д.), пользуясь своими опорными конспектами. За каждую страницу «учитель» ставит «ученику» оценку. Допускается только две оценки - «хорошо» или «отлично». Других отметок нет - все остальное представляется как отсутствие ответа. При пересказе текста время на пересказ каждой страницы дозируется и составляет около 1 минуты. В ролевых играх специальными инструкциями предлагается целый набор различных видов учебной деятельности и «ученикам» и «учителям». Эти диалоги демонстрируются на экране, используется песенно-музыкальный фон.

Для достижения уровня «творчества» учащиеся делятся на две команды. В ситуации занимательного шоу предлагается составить занимательные задачи и вопросы по изучаемому тексту. За составление вопроса и за ответ на него жюри начисляет командам очки. Оценивается также веселость, оригинальность, находчивость, скорость реакции. На данном этапе осуществляется творческая деятельность в виде соревнования учебных коллективов - в духе клуба КВН. Вопросы собираются по всему тексту. На этом этапе используется и методика «мозгового штурма». В ответах допускается различные игровые формы с использованием художественных, музыкальных, пантомимических и других средств выражения. Жюри оценивает правильность каждого ответа и начисляет каждой команде очки. При завершении игры и в процессе каждого этапа подводится итог соревнования. Видеозапись отражает этот этап как шоу с песенно-музыкальным сопровождением: соревнования, выступления, дискуссия, творчество, мнения жюри и т.д.

Для проведения такого занятия можно использовать обычный учебный текст, но лучше учебную текстовую информацию представить в виде отдельных листов с достаточно автономным содержанием. Желательно, чтобы каждая страница начиналась заголовком. Хорошо иметь подзаголовок в виде нескольких фраз, в которых указана расшифровка названия раздела. Первый абзац должен представлять введение в содержание страницы с указанием места данного материала в общей проблеме. Последующие абзацы должны быть построены по принципу «от общего - к частному», т.е. частности и подробности приводятся в конце страницы. В тексте желательно выделить наиболее важные ключевые слова, подчеркнуть основные мысли. Можно сделать пометки на полях, можно эмоционального характера в виде комических рисунков. Содержание каждой страницы по возможности хорошо иметь автономным, чтобы усвоение материала не пострадало бы от перемены последовательности страниц. Текст с описанием основ акмеологической науки должен быть составлен по указанным принципам. Количество страниц принципиального значения не имеет, но от их количества зависит глубина проникновения в проблему. За основу текста может быть взят один из вариантов, имеющихся на кафедре. Образцы страниц демонстрируются на экране. Тексты дикторских инструкций по всем видам учебной деятельности задаются в стихотворной форме.

Следует заметить, что каждый из упомянутых этапов обучения имеет и самостоятельное значение и представляет отдельную методику интенсивного обучения. Так, этап обеспечения готовности к обучению представляет основу методики активизации резервных возможностей личности. Этап ускоренного чтения демонстрирует методику обучения приемам скорочтения. Этап конспектирования представляет методику рациональной работы с текстовой информацией. На основе этапа ролевых игр строится система обучения искусству общения. Этап творчества демонстрирует пример «генерации идей». Поэтому ознакомление с данными видами учебной деятельности на примере освоения основ акмеологической науки служит своеобразным введением в современные игровые интенсивные методики обучения. Таким образом, есть возможность практически совместить ознакомление и с акмеологией как наукой и с современными методиками интенсивного обучения.

Описанная система была автором практически продемонстрирована на кафедре на примере занятия по изучению одного из разделов психологии.

Предлагаемая система может быть взята за основу построения сценария видеопрограммы. Пример фрагмента сценария вводной части сеанса приводится ниже:


Видеоряд Дикторский текст Песенно-музыкальное

сопровождение

На экране надпись Друзья! Пусть встреча эта

"Мы рады вас Вам радость принесет

видеть!" Глаза зажгутся светом

И сердце запоет...

Реакция Песня:

обучаемых Изгиб гитары желтой

Ты обнимешь нежно

Струна осколком эха

Пронзит тугую высь

Качнется купол неба

Большой и звездно-снежный

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались.


На экране символ К вершинам совершенства

"Глаз" Мы будем восходить

И творческие муки

Должны нас посетить

Как здорово, что все мы здесь

Сегодня собрались.


Сначала проделаем упражнение

На релаксация, на расслабление

Удобная для этого поза кучера

Глаза закрыты, руки опущены

На экране

звездное небо

Кто тебя выдумал звездная страна

Снится мне издавна, снится мне она

Выйду я из дому, выйду я из дому

Прямо за пристанью плещет волна...

Поза

расслабления

На коленях руки лежат свободно

Так очень комфортно и очень удобно


Реакция обучаемых Где же вы где же вы счастья острова

Где побережия света и добра

Там где с надеждами,

Там где с надеждами

Самые нежные дружат слова...

На экране солнечные пейзажи,

вода, острова

Следующее упражнение - это тепло

По телу струйками потекло

Затем потоком мощным, смелым

Полилось по рукам, ногам и всему телу


Реакция Самое главное сказку не спугнуть

обучаемых Миру бескрайному окна распахнуть

Мчится мой парусник,

Мчится мой парусник

Мчится мой парусник

В сказочный путь...

На экране бегущий парус

Наши возможности неиссякаемы

Нашим возможности неисчерпаемы

Мы это почувствуем, если настроимся

И наши силы мгновенно утроятся

Реакция Кто тебя выдумал, звездная cтрана

обучаемых Снится мне издавна, снится мне она

Выйду я из дому, выйду я из дому

Прямо за пристанью плещет волна...

На экране солнце,

талый снег Энергия солнца, энергия света

Талой воды и буйного ветра

Энергия космоса к нам нисходит

В ладони раскрытые проходит...

И вы ощущаете новые силы

Их стало втрое, чем прежде было

Ощутите упругость и силу в теле

Возможность свершить все, что только хотели!


Реакция От улыбки хмурый день светлей

обучаемых От улыбки в небе радуга проснется

Поделись улыбкою своей

И она к тебе не раз еще вернется.

На экране цветущая

поляна, цветы,

стремительные потоки


Раскройте глаза, оглянитесь вокруг!

Весь мир как огромный сияющий луг!

Вам это мир предназначается!

Для вас он сияет и улыбается!

Реакция В вас вливается бодрость и прохлада

обучаемых Энергия и радость - лучше не надо!


И тогда наверняка вдруг запляшут облака

И кузнечик запиликает на скрипке

С голубого ручейка начинается река

Ну, а дружба начинается с улыбки.


Мы попытались снять напряженье

Направим запал теперь свой на ученье

Акмеологии основы давайте освоим

И праздник познанья себе устроим.

Итак, возьмем текст, сядем в лучшей позе

Но изучать его будем в прозе

Прочтем тот текст, конспект составим

Обсудим и в ролях представим

Соревнования устроим,

Себя на творчество настроим


Песня: Все могут короли


Показаны Просмотрим текст Вокалис на фрагменты Водя сверху вниз взглядом мотив Золушки

текста с Назад возвращаться по строкам не надо

иллюстрациями. Предугадать пытайтесь содержание

И сконцентрируйте все свое внимание

Итак, читайте, поспешите

Закончив, руку поднимите

Показаны

приемы

ускоренного

чтения

(Гонг.)

Песня на мотив Золушки


Схематические Теперь для

изображение рациональной работы с

конспекта текстом попробуем его

из четырех законспектировать в разных

полос видах. Пожалуйста,

разлинуйте ваш лист бумаги на

четыре вертикальные полосы.

(Гонг.)

Песня «Если крутится земля»

Подписываются Теперь, пожалуйста,

названия граф подпишите, что будет

отмечаться на каждой из

полос. На первой полосе

(подпишите ее) будут ключевые

Заполняется слова, план изучаемого текста.

первая Просмотрите текст и заполните

графа первую графу каждой страницы

ключевыми словами и планом.

Пожалуйста. (Гонг.)


Песня «... продолжение»


Во второй полосе отметьте

Заполняется суть каждой страницы, основные мысли.

вторая Старайтесь писать не просто

графа фразы, а понятия первой и

второй полос соединяйте

линиями, стрелками,

простейшими рисунками.

Пожалуйста. (Гонг.)


Песня «Всех нас мама ролдила...»


Теперь в третьей полосе

приведите расшифровка,

Заполняется пояснения к тексту первых

третья двух полос, соедините эти

графа понятия с предыдущими

полосамии графически.

Пожалуйста. (Гонг.)


Песня «Я хочу...»


Показываются А сейчас на четвертой полосе

образцы отразите ваши замечания и

конспектов отношение к тексту, в том

числе и неясности.

Пожалуйста. (Гонг.)


Песня «Если у вас нету дома»


Так. Заканчиваем. (Гонг.)

Хорошо. Теперь пройдем

следующий этап рациональной

работы с текстом. Давайте

все разделимся на пары.

Сядьте так, чтобы один

Пересаживаются из вас в паре видел учебный

по текст, он будет играть роль

парам учителя, а другой - мог бы

видеть только свой собственный

конспект. Пожалуйста. (Гонг.)


Песня «Ты говоришь - я молчу...»


Разыграем такую ситуацию. В

каждой паре один из вас -

Реакция строгий учитель, другой -

обучаемых весьма примерный ученик.

Ученик будет пересказывать

текст, пользуясь своим

конспектом. Учитель,

сопоставляя ответ своего

подопечного с исходным

текстом, задает ученику

наводящие вопросы и оценивает

ответ. Итак, разделившись по

парам, в ролях учителя и

ученика в каждой паре,

обсуждаем тексты. Закончившие

отвечать ученики поднимают

руки. Учителя, оценившие

положительно ответ своего

ученика, также поднимают руки.

Начали! (Гонг.)

Вокалис «Ты говоришь...»


Хорошо. Теперь заключительный

Организуются этап нашей игры-занятия. Давайте

две устроим соревнования команд

команды типа КВН. Пусть будут команда

веселых и команда находчивых.

Одна команда сядет в одной стороне,

другая - в другой. Начали.(Гонг.)


Песня «Еслди группа остроумна...»


Итак, команды сформированы.

Реакция Устроим соревнование веселых

обучаемых и находчивых. Пусть каждая

команда составит соперникам

занимательные вопросы по

тексту, а затем получит

оригинальные, не менее

занимательные ответы. Итак,

дается время на подготовку

нескольких занимательных

вопросов по тексту для

команды соперников. Для

На экране оценки соревнования команд

афоризмы у нас будет жюри в лице

ведущего, который может

подобрать себе помощников.

Итак, начали составлять

вопросы. (Гонг.)

Песня «Мне хочется видеть...»


Вопросы подготовлены. Свой

Реакция занимательный вопрос задает

обучаемых одна команда, свой

занимательный ответ дает

другая команда. Жюри

оценивает как занимательность

вопросов, так и оригинальность

ответов каждой команды. Всем

начисляются очки. Начали соревнование.

Пожалуйста. (Гонг.)


Песня «Ребята, надо верить в чудеса...»


Реакция Итак, заканчиваем игру.

обучаемых Предоставляем слово жюри для

подведения итогов всего занятия.

Пожалуйста, жюри, вам слово.

(Гонг.)

Песня «Призрачно все...»


Реакция Теперь подведем общий итог и

обучаемых сформулируем основные положения

изученного материала - основ

акмеологической науки. Выразим

впечатления от этого занятия.

Пожалуйста. (Гонг.)


Заключительная песня

«Наступает расствванье...»


Исполнители:

Петрусинский В.В.

Грибова Л.Д.



Похожие:

Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д iconПроблемы интенсификации обучения 9 Основные подходы к проблеме интенсификации обучения 9
Особое внимание уделяется вопросам автоматизации процесса интенсивного обучения, методическому и психолого-педагогическо­му обеспечению...
Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д iconС. П. Яковлева Практические занятия по методике преподавания общеcтвознания Брянск 2004
Практические занятия по методике преподавания обществознания. Методические рекомендации для студентов исторического факультета. Брянск...
Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д iconИгровые интенсивные технологии обучения Петрусинский В. В
Такими технологиями являются игровые технологии обучения. На игровые технологии обучения можно переложить весь учебный процесс. Данные...
Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д iconКонтрольное задание 2 по теме «Создание мультимедиа проекта. Часть сценарий» Выполнил(а): Чернова татьяна сергеевна преподаватель: петрусинский в в
Межотраслевой институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров
Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д iconДокументы
1. /Лабораторные занятия по методике преподавания химии 1-7.doc
Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д iconТехнологическая карта для конструирования системы занятий по вузовской методике обучения. Фещенко Т. С

Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д iconСовременные возможности интенсивного обучения на расстоянии
«акме». Понятие «акме» (на греческом «вершина») понимается как вершина профессионализма и раскрытие внутренних резервов личности
Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д iconИнформина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «основы информационной культуры» Стародубова Г. А. Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
Стародубова Г. А. Информина: сценарий зачетного учебного занятия по курсу «Основы информационной культуры» (2005)
Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д iconПлан мероприятий моу «Калитинская сош» по охране жизни, здоровья и безопасности обучающихся школы на 2011-2012учебный год
Организовать с классными руководителями 1-11 классов инструктивно-методические занятия по методике проведения занятий с учащимися...
Сценарий видеосюжета ознакомления с наукой акмеологией на примере занятия по методике интенсивного обучения Петрусинский В. В. Грибова Л. Д iconСовременный урок. Использование эвристического метода обучения на уроках литературы на примере урока: «Художественные особенности рассказа Ф. М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке»
Использование эвристического метода обучения на уроках литературы на примере урока: «Художественные особенности рассказа Ф. М. Достоевского...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов