Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс) icon

Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс)



НазваниеУрок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс)
Дата конвертации06.11.2012
Размер50.91 Kb.
ТипУрок

Урок по теме

« Радиоактивные превращения». (11 класс).


Цель данного урока - изучить фундаментальные экспериментальные данные, чтобы в элементарном виде разъяснить основные принципы использования ядерной энергии. Этим определяется и характер решаемых задач по физике атомного ядра в средней школе, в основном они носят качественный характер.


Урок включает семь основных этапов:


Этап 1. Актуализация знаний.

Этап 2. Постановка проблемы.

Этап 3. Объяснение новой темы.

Этап 4. Закрепление.

Этап 5. Самостоятельная работа.

Этап 6. Решение задач повышенной сложности.

Этап 7. Обобщение полученных знаний; постановка проблемы к следующему уроку.


Этап 1. Актуализация знаний.


На доске находится таблица со схемой опыта позволившего обнаружить сложный состав радиоактивного излучения.

Ученикам предлагаются следующие вопросы и задания:

1. Дать определение явления радиоактивности.

2. История открытия этого явления в 1896 году Анри Беккерелем. Открытие новых радиоактивных элементов Пьером и Марией Кюри.

3. Установление неоднородности излучения по его отклонению в магнитном поле (с использованием таблицы). Характеристика каждого вида излучения.

4. Свойства радиоактивных излучений.


Этап 2. Постановка проблемы.

Что происходит с веществом при радиоактивном излучении?

Ответить на этот вопрос в начале 20 века было очень непросто. Уже в самом начале исследований радиоактивности обнаружилось много странного и необычного.


^ 1.Постоянство излучения.

На протяжении суток , месяцев и лет интенсивность излучения заметно не менялась. На него не оказывали никакого влияния такие обычные воздействия, как нагревание или увеличение давления. Химические реакции, в которые вступали радиоактивные вещества, также не влияли на интенсивность излучения.


^ 2.Радиоактивность сопровождается выделением энергии.

Пьер Кюри поместил ампулу с хлоридом радия в калориметр. В нем поглощались α-,β-,γ-лучи, и за счет их энергии нагревался калориметр. Кюри определил, что 1 г радия выделяет за 1 час около 582 Дж энергии. И такая энергия выделяется на протяжении ряда лет.

Откуда же берется энергия, на выделение которой не оказывают никакого влияния все известные воздействия?

Учащимся предлагается в течение урока найти ответ на вопрос « Откуда берется энергия при радиоактивных превращениях?»


^ Этап 3.
Объяснение новой темы.



Для ответа на вопрос « Откуда берётся энергия?» Э. Резерфорд выдвинул предположение, что превращения претерпевают сами ядра. В 1913 году К. Фаянс в Германии и независимо от него Ф.Содди и А.Рассел в Англии сформулировали так называемые правила смещения для α- и β-распада. Согласно этим правилам испускание β -частицы ведет к увеличению порядкового номера элемента в таблице Д.И.Менделеева на единицу, а испускание α-частицы – к его уменьшению на две единицы.

Далее учащимся вводятся уравнения α- и β- распадов в общем виде, с разъяснением условных обозначений и акцентированием на тот факт , что правила смещения являются следствиями двух законов сохранения, выполняющихся при радиоактивных распадах, -сохранения электрического заряда и массового числа: сумма зарядов ( а также массовых чисел) продуктов распада равна заряду (массовому числу) исходного ядра .


^ Этап 4. Закрепление полученных знаний при решении задач.


Перед уроком каждому учащемуся выдаётся карточка с распечатанным ходом урока и карточка для выполнения самостоятельной работы. Таблица химических элементов Д.И.Менделеева.

Рассматриваются задания № 1, 2, 3. Трое учеников у доски выполняют эти задания с последующими комментариями. При выполнении заданий показывается краткая запись нескольких α- и β- распадов.


^ Этап 5. Выполнение самостоятельной работы.

Учащиеся выполняют самостоятельную работу на предложенной распечатке с записью условия. Двое учеников проводят эту работу на закрытой части доски. После проводится быстрая проверка выполненных заданий. Учащиеся сдают выполненные работы.


-Возвратимся к вопросу, поставленному в начале урока: откуда берется энергия при радиоактивных превращениях? Учащиеся либо самостоятельно или с помощью учителя находят ответ на этот вопрос.


Этап 6. Решение задач повышенной сложности.


Рассматриваются задачи № 4, 5, 6 из распечатки урока.

Задача № 4. Схематическую запись проводит учитель, а решение ученики.

Задача № 5. Ход решения объясняет учитель с последующей записью.

Задача № 6. Эта задача аналогична № 5, её решение проводят ученики.


Этап 7. Обобщение полученных знаний; постановка проблемы к следующему уроку.


Получившееся в результате радиоактивного распада дочернее ядро, как правило само является радиоактивным. Его дочернее ядро, уже « внучатое» по отношению к исходному , также может быть радиоактивным, и т.д. Так возникает цепочка радиоактивных превращений, и ядра, связанные этой цепочкой, образуют радиоактивный ряд, или радиоактивное семейство. Члены радиоактивных рядов являются радиоактивными изотопами элементов, стоящих в соответствующих клетках периодической системы.

Естественно-радиоактивные ядра образуют три радиоактивных семейства , называемых по родоначальнику семейства: семейство урана-238, семейство тория-232 и семейство актиния-235. Существуют , кроме того, еще одно радиоактивное семейство, полученное искусственным путем и начинающееся от трансуранового элемента нептуния-237. Переход от одного члена каждого из естественно – радиоактивных семейств к другому осуществляется цепочкой α- и β- распадов и заканчивается на устойчивых ядрах изотопов свинца. Семейство тория заканчивается на ядре свица-208, семейство урана- на свинце-206, семейство актиния - на свинце-207. Семейство нептуния заканчивается на ядре висмута-209. Радиоактивные распады с течением времени уменьшают число нераспавшихся материнских ядер. На следующем уроке мы выведем закон по которому происходит убыль числа распадающихся ядер и выясним как используется явление радиоактивности для измерения времени в геологии и археологии.


Далее учащимся сообщается домашнее задание с указанием параграфа учебника и письменного задания в распечатке.


Распечатка №1.


Задания к уроку по теме « Радиоактивные превращения».

1. Решите задачи.

1. В какое ядро превращается торий-234 при трех последовательных α-распадах?

2. Какое ядро образуется из радиоактивного изотопа сурьмы-133 после четырех β-распадов?

3. Какое ядро образуется из радиоактивного лития -8 после одного α-распада и одного β-распада?

^ 2. Выполните самостоятельную работу.

3. Решите задачи.

4. В периодической таблице рядом расположены три элемента X ,Y, S. Радиоактивный изотоп элемента X превращается в элемент Y, а тот , в свою очередь, - в элемент S. Последний превращается в изотоп исходного элемента X. Какими процессами обусловлены переходы X→Y, Y→S, S→X?

5.Ядро нептуния -237 после α- и β- распадов превращается в ядро висмута-209. Какое число α- и β- распадов происходит при этом? Запишите реакции распадов.

6. Сколько α- и β-распадов испытает ядро урана-238, чтобы превратиться в ядро свинца-206? Запишите реакции распадов.

Домашнее задание.

1.В результате какого р/а распада плутоний- 239 превращается в уран -235?

2.В результате какого р/а распада натрий-22 превращается в магний-22?

3.Написать реакции α-распада урана -238, радия-226 и β-распада свинца-209.

4.Изотоп радия-226 превратился в изотоп свинца-206. Сколько α- и β-распадов при этом произошло?

5. Изотоп урана-238 превратился в изотоп урана-234. Сколько α- и β-распадов при этом произошло?


Распечатка № 2.

Самостоятельная работа по теме « Радиоактивные превращения».

Напишите реакции следующих распадов:

1. α-распад урана-238.

2. β-распад свица-209.

3. α- распад, а затем два β-распада изотопа полония-214.

4. 6 α-распадов, а затем 4 β-распада изотопа тория-232.



Похожие:

Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс) iconУрок по теме: "Паскаль. Квадратная матрица". 11-й класс
Урок по теме “Квадратная матрица” входит в состав содержательной линии “Информационные технологии”
Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс) iconУрок повторения и обобщения пройденного по теме «Физика наука о природе» 7 класс ( урок проводится на основе произведения А. Соколовского «Барометр показывал «ясно»)
Цель урока: повторить и систематизировать знания по теме «Физика – наука о природе»
Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс) iconУрок по теме «Модули» 11физико-математический класс (при организации тематического повторения)
Класс разбивается на 5 команд, выбирается капитан каждой команды. На предыдущем уроке учитель предварительно знакомит класс с условиями...
Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс) iconУрок математики с информатикой по теме «Иррациональные уравнения и неравенства»
Физико-математический класс, обобщающий урок, учебник А. Г. Мордкович Алгебра и начала анализа 10-11
Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс) iconУрок швейного дела по теме: «Пошив наволочки с клапаном» 5 класс Учитель: Белозубова Е. А. Цели
Урок швейного дела по теме: «Пошив наволочки с клапаном» 5 класс Учитель: Белозубова Е. А
Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс) iconУрока «Физика за чайным столом» (урок повторения и обобщения материала по теме «Теплота и молекулярная физика») 8 класс Цель урока : повторение пройденного материала по теме. Задачи
Образовательная: учить решать задачи по теме, учить применять полученные знания для объяснения повседневных явлений и использовать...
Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс) iconУрок-соревнование в 7 классе по теме: «Степень» Разработала: Учитель математики моу гимназии №88 Якунина Любовь Анатольевна г. Краснодар 7 класс
...
Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс) iconУрок подготовила учитель физики Данцевской оош Дихнова Надежда Ивановна Воронежская область Богучарский район моу данцевская оош план конспект урока 8 класс
Учитель физики: Здравствуйте! Сегодня мы проводим интегрированный урок. Урок развития речи: сочинение-рассказ. Решение физических...
Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс) iconУрок по теме «Тепловые явления» 8-й класс Слайд Цель урока. Цель: Повторить и обобщить материал по теме урока
Проверить качество усвоения теоретического материала, а также знаний, умений и навыков в решении тестовых задач, заданных графическим...
Урок по теме «Радиоактивные превращения». (11 класс) iconДокументы
1. /Урок открытый по теме Трапеция - 8 класс, Фоменко О.А..doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов