Рабочая программа по биологии Класс 8 icon

Рабочая программа по биологии Класс 8



НазваниеРабочая программа по биологии Класс 8
Дата конвертации06.11.2012
Размер322.37 Kb.
ТипРабочая программа
1. /10 кл.doc
2. /11 кл..doc
3. /6 кл..doc
4. /7 кл..doc
5. /8 кл..doc
6. /9 кл..doc
Рабочая программа по биологии Класс 10
Рабочая программа по биологии Класс 11
Рабочая программа по биологии Класс 6
Рабочая программа по биологии Класс 7
Рабочая программа по биологии Класс 8
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка

г. Островной

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 284

«Утверждено»

решением методического (педагогического) совета

протокол № 13 от « __» ___________ 2010 г.


Приказ № 113 от «01» сентября 2010г.

Директор ____________ В.А. Булатова.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Класс 8.




Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии.

Программу разработала: Гришенок Н.В.


Программа рассмотрена на заседании МО

учителей естественно-географического цикла МОУ СОШ №284

Протокол № 1 от « 30» августа 2010 г.

Руководитель МО _______________Гришенок Н.В.


«Согласовано»

« __» ___________ 2010 г.

Зам. директора МОУ СОШ № 284 ___________Мельникова Н.С.


Пояснительная записка


Данная программа составлена в полном соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне, отраженном в примерной программе по биологии ( базовый уровень) и авторской программе Пасечника В.В. Программа рассчитана на 2 часа классных занятий в неделю при изучении предмета в течение одного учебного года. В планирование добавлена тема « Человек и среда» (2 часа) в соответствии с новым стандартом образования.
Добавлены лабораторные и практические работы в соответствии с новыми требованиями к уровню подготовки выпускников:

  • Измерение массы и роста своего организма;

  • Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц;

  • Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки);

  • Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке;

  • Измерение кровяного давления;

  • Изучение приемов остановки капиллярного артериального и венозного кровотечений;

  • Определение частоты дыхания;

  • Определение норм рационального питания.

В процессе преподавания курса « Человек» будут использоваться разные формы работы с учащимися: проектная деятельность, написание рефератов по темам курса, творческие работы, практическая и исследовательская деятельность.

Используемый УМК:

Д.В.Колесов, Р.Д.Маш, И.Н.Беляев « Биология. Человек». 8 класс.- М.: Дрофа, 2009 (учебник, рабочая тетрадь, тематическое и поурочное планирование к учебнику).


Требования к уровню подготовки учащихся 8-го класса:

Знать/ понимать:

  • Признаки сходства и отличия человека и животных;

  • Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;

  • Особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

Уметь:

  • Объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

  • Изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

  • Распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

  • Выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

  • Сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

  • Определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

  • Анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

  • Проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения, слуха;

  • Оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах, кровотечениях; спасении утопающего;

  • Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

  • Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.



Содержание курса биологии 8 класс.

68 часов, 2 часа в неделю.


Введение (2 часа)

Науки, изучающие организм человека: анатомия, физиология, психология и гигиена. Их становление и методы исследования.

РАЗДЕЛ 1.

Происхождение человека (2 часа)

Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека. Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее. Человеческие расы. Человек как вид.

Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков древней культуры человека.

РАЗДЕЛ 2.

Строение и функции организма (56 часов)

Строение организма (4 часа)

Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов. Внешняя и внутренняя среда организма. Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки. Деление. Жизненные процессы клетки: обмен веществ, биосинтез и биологическое окисление. Их значение. Роль ферментов в обмене веществ. Рост и развитие клетки. Состояния физиологического покоя и возбуждения.

Ткани. Образование тканей, Эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная ткани. Строение и функция нейрона. Синапс.

Демонстрация разложения пероксида водорода ферментом каталазой.

Лабораторная работа

Рассматривание клеток и тканей в оптический микроскоп. Микропрепараты клетки, эпителиальной, соединительной, мышечной и нервной тканей.


Опорно-двигательная система (6 часов)

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности, Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы).

Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы-антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.

Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.

Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

Демонстрация скелета и муляжей торса человека, черепа, костей конечностей, позвонков, распилов костей, приемов первой помощи при травмах.

Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости.

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома).

Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях руки.


Внутренняя среда организма (4 часа)

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И.И.Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Бацилло- и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.

Лабораторная работа.

Изучение микроскопического строения крови (микропрепараты крови человека и лягушки).


Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно - сосудистой системы. Первая помощь при кровотечениях.

Демонстрация моделей сердца и торса человека, приемов измерения артериального давления по методу Короткова, приемов остановки кровотечений.

Лабораторные работы

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку.


Дыхательная система (4 часа)

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вздоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

Демонстрация модели гортани; модели, поясняющей механизм вдоха и выдоха; приемов определения проходимости носовых ходов у маленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.


Пищеварительная система (4 часа)

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно – кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.

Демонстрация торса человека.

Лабораторная работа

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез; движение гортани при глотании.

Обмен веществ и энергии (4 часа)

Обмен веществ и энергии – основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

Лабораторные работы

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энергозатрат.


Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа)

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи, гигиена одежды и обуви.

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы «Строение кожи».

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти; определение типа кожи с помощью бумажной салфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.


Нервная система человека (6 часов)

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг – центральная нервная система; нервы и нервные узлы – периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитико- синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

Демонстрация модели головного мозга человека.


Анализаторы (6 часов)

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознание действия и интуиция.

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и нагативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления; двойственных изображений, иллюзий установки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

Лабораторная работа

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной работе с объектом.


Эндокринная система (2 часа)

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза; модели гортани с щитовидной железой, почек с надпочечниками.


РАЗДЕЛ 3.

Индивидуальное развитие организма (4 часа)

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера и причины отступления от него .Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.

Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов.

Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов, определяющих типы темпераментов.

Резерв времени 4 часа.


Календарно-тематический план



п/п

урока

Наименование разделов и тем

Всего

часов

В том числе



Формы контроля знаний

Примечание

Лабор. и

Практ.р.

Экс

курсии

Демонстрации:




Введение. Науки, изучающие организм человека.

2

-

-







1-2.

Биосоциальная природа человека науки, изучающие его. Становление наук о человеке.

2

-

-

  • Фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы ученых

  • Модель торса человека;

  • Таблицы внутренних органов человека и млекопитающих животных;

  • Портреты ученых анатомов и физиологов

Основные понятия: анатомия, физиология, психология, гигиена




Происхождение человека.

2













3-4.

Систематическое положение человека. Историческое прошлое людей. Расы человека.

2







  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Рефераты и доклады




  • Таблица рудиментов и атавизмов человека;

  • Таблицы внутреннего строения млекопитающих и человека;

  • Таблица эмбрионов различных животных и человека;

  • Таблица палеонтологи

ческих находок древних людей




Строение организма.

4













5-6.

Общий обзор организма человека. Клеточное строение организма.

Практ.р.№ 1. « Измерение массы и роста своего организма».

2

0.5




  • Фронтальная беседа;

  • Отчет по практической работе ;




  • Таблицы внутреннего строения млекопитающих и человека;

  • Таблицы строения животной и растительной клетки

7-8.

Ткани: эпителиальная , соединительная, мышечная. Нервная ткань. Рефлекторная регуляция.

Лаб.р.№ 2. «Изучение микроскопического строения тканей организма человека».

2

0,5




  • Заполнение таблицы

«Функции органоидов и частей клетки»;

  • Отчет по практической работе




  • Таблица «Ткани»;

  • Таблица «Внутреннее строение человека»;

  • Микропрепараты тканей

Основные понятия: клетка, органоиды клетки, ткань. орган, часть тела, система органов, рост и развитие




Опорно-двигательная система.

6













9-10.

Значение опорно-двигательной системы, ее состав. Строение костей. Скелет человека. Осевой скелет и скелет конечностей. Соединение костей.

Лаб.р.№ 3. «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости».

2

0,5




  • Индивидуальный опрос;

  • Фронтальный опрос;

  • Отчет по практической работе




  • Модели скелета человека и млекопитающих;

  • Таблицы скелета человека и млекопитающих;

  • Таблица соединений костей

11-12.

Строение мышц. Обзор мышц человека. Работа скелетных мышц. И их регуляция.

Лаб.р.№ 4. «Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц»

2

0,5





  • Фронтальный и индивидуальный опрос;

  • Отчет по практической работе




  • Модели скелета человека ;

  • Таблицы скелета человека ;

  • Таблица соединений костей;

  • Таблица мышц человека;

  • Таблица типов тканей

  • Гантели

13-14.

Осанка Предупреждение плоскостопия. Первая помощь при ушибах, переломах костей вывихах суставов.

2







Тестовая работа по теме «Опорно-двигательная система.»

  • Модель скелета человека;

  • Таблица с изображением скелетных мышц;

  • Таблица последствий правильной и неправильной осанки;

  • Методы определения искривления позвоночника и плоскостопия

Основные понятия : макро и микро состав кости; типы костей, типы суставов; строение сустава; осевой и дополнительный скелет; типы мышц; свойства мышечной ткани; осанка, плоскостопие, первая помощь при переломах, вывихах суставов




Внутренняя среда организма.

4

1










15-16.

Кровь и остальные компоненты внутренней среды организма.

Лаб.р.№ 5. «Изучение микроскопического строения крови» (микропрепараты крови человека и лягушки).

1

1




  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Отчет по практической работе




  • Схема кровообращения и лимфообращения;

  • Таблицы «Состав крови», «Типы тканей»;

  • Микропрепараты крови человека и лягушки

17-18.

Борьба с инфекцией. Иммунитет. Иммунология на службе здоровья.

2







  • Индивидуальный опрос;

  • Работа со словарем биологических терминов

  • Таблица крово-и-лимфообращения;

  • Таблица «Состав крови»;

  • Таблица иммунной системы




Кровеносная и лимфатические системы.

6

2










19-20.

Транспортные системы организма. Круги кровообращения.

Лаб.р. № 6. «Изменения в тканях при перетяжках , затрудняющих кровообращение»

2

0,5




  • Фронтальный опрос;

  • Отчет по практической работе




  • Таблицы крово-и-лимфообращения;

  • Таблицы строения артерий, капилляров, вен;

  • Таблица органов кроветворения;

  • Схемы кровообращения рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих,

  • Резиновые трубки и нитки

21-22.

Строение и работа сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения.

Лаб.р.№ 7. «Подсчет ударов пульса в покое и при физической нагрузке».

Лаб.р.№ 8. «Измерение кровяного давления».


1

1




  • Индивидуальный опрос;

  • Отчет по практическим работам;

  • Работа со словарем биологических терминов

  • Разборная модель сердца;

  • Схемы кровообращения; строения сердца; сердечного цикла; регуляции сердечной деятельности;

  • Тонометр, фонендоскоп, секундомер

23-24.

Гигиена сердечно-сосудистой системы. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

Лаб.р.№ 9. «Изучение приемов остановки капиллярного артериального и венозного кровотечений».

2

0,5




  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Творческая работа «Разработка рекомендаций по здоровому образу жизни»;

  • Отчет по практической работе




  • Схемы кровообращения; строения сердца; сердечного цикла; регуляции сердечной деятельности;

  • Жгуты, бинты, перевязочные пакеты




Дыхательная система.

4

0,5







25-26.

Значение дыхания. Органы дыхательной системы. Дыхательные пути, голосообразование. Заболевания дыхательных путей. Легкие. Легочное и тканевое дыхание.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы «Строение органов дыхания»;

  • Творческая работа «Разработка рекомендаций по здоровому образу жизни»; (продолжение)



  • Таблица органов дыхания;

  • Схема кровообращения;

  • Таблица строения дыхательных путей;

  • Разборная модель гортани

27-28.

Механизм вдоха и выдоха. Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья. Болезни и травмы органов дыхания, их профилактика. Первая помощь при остановке дыхания. Приемы реанимации.

Лабор.р.№ 10. «Определение частоты дыхания»;

Лабор.р.№ 11. «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха»

2

0,5




  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Отчет по практической работе;




  • Таблица органов дыхания;

  • Самодельная модель Дондерса;

  • Модель торса человека;

  • Секундомер, сантиметр




Пищеварение.

4

1










29-30.

Питание и пищеварение. Пищеварение в ротовой полости. Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов слюны и желудочного сока.

Лаб.р.№ 12. «Изучение действия слюны на крахмал, желудочного сока на белки».

2

1




  • Фронтальный опрос;

  • Работа со словарем биологических терминов;

  • Заполнение таблицы «Изменение пищи в пищеварительном тракте при участии ферментов»

  • Модель торса человека;

  • Схемы строения кровеносной, дыхательной и пищеварительной системы;

  • Таблица строения зубов человека;

  • Модель черепа человека;

  • Оборудование для лабораторной работы стр.170

31-32.

Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. Барьерная роль печени.

Регуляция пищеварения. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций. Аппендицит. Первая помощь при подозрении на аппендицит.

2







  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы «Изменение пищи в пищеварительном тракте при участии ферментов»;

  • Разработка рекомендаций по рациональному питанию школьников

  • Таблицы строения пищеварительной системы и всасывания веществ;

  • Схема воротной системы печени

























Обмен веществ и энергии.

4

1










33-34.

Обмен веществ и энергии – основное свойство живых организмов.

Витамины. Роль витаминов для организма.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Доклады и рефераты;

  • Заполнение таблицы «Значение витаминов для организма

  • Схемы строения кровеносной, дыхательной и пищеварительной системы;

  • Таблица «Содержания витаминов A,B,C,D в пищевых продуктах

35-36.

Энерготраты организма человека и пищевой рацион.

Практ.р.№ 13. «Установление зависимости между дозированной нагрузкой и уровнем энергетического обмена»;

Практ.р.№ 14. «Определение норм рационального питания».

2

1




  • Отчет по практическим работам;

  • Срезовая работа




  • Схемы строения кровеносной, дыхательной и пищеварительной системы;

  • Калькулятор, секундомер




Покровы организма. Терморегуляция. Органы выделения.

4













37-38.

Кожа - наружный покровный орган. Уход за кожей. Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Разработка рекомендаций по уходу за кожей

  • Таблица « Строение кожи»;

  • Проспекты косметических средств

39-40.

Терморегуляция организма. Закаливание. Органы выделения.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Доклады и рефераты;

  • Срезовая работа




  • Таблица « Строение кожи»;

  • Таблица « Строение органов выделения»




Нервная система.

6













41-42.

Значение нервной системы. Строение нервной системы. Спинной мозг.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Работа со словарем биологических терминов

  • Таблица « Строение нервной системы; спинного мозга; коленного рефлекса»;

  • Модель скелета позвоночника



43-44.

Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Функции переднего мозга.

2







  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы « Расположение

желудочков головного мозга»

  • Макеты головного мозга (разборные);

  • Таблицы головного и спинного мозга;

  • Рефлекторные дуги безусловных рефлексов

45-46.

Соматический и автономный

( вегетативный) отделы нервной системы. Контроль знаний по строению нервной системы.

2







  • Срезовая работа

  • Таблицы автономной нервной системы, спинного и головного мозга;




Анализаторы. Органы чувств.

6

0,25










47-48.

Анализаторы. Зрительный анализатор.

Лаб.р.№ 15. «.Функции палочек и колбочек, особенности центрального и периферического зрения. Изучение изменения размера зрачка».

2

0,25




  • Фронтальная беседа;

  • Отчет по практической работе;

  • Заполнение таблицы «Причины иллюзий»




  • Таблицы строения нервной системы; слухового и зрительного анализаторов;

  • Модель глаза;

  • Оборудование для практической работы

стр.246


49-50.

Формирование зрительных образов. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней.

2







  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Работа со словарем биологических терминов;

  • Рефераты, доклады

  • Таблицы строения зрительного анализатора; формирования зрительных образов, дальнозоркости и близорукости;

  • Модель глаза




51-52.

Слуховой анализатор. Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса.

2







  • Фронтальная беседа;

  • Заполнение таблицы «Эволюция слуха у позвоночных животных»




  • Модель уха;

  • Таблица строения внутреннего уха и слухового анализатора;

  • Модель черепа со съемной крышкой;

  • Таблицы строения вестибулярного аппарата, кожи, обоняния и вкуса




Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика.

6

1,25










53-54.

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Врожденные и приобретенные рефлексы. Инстинкты.

2







  • Рефераты, доклады;

  • Фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы « Врожденные и приобретенные формы поведения»

  • Модель головного мозга;

  • Таблицы долей и зон коры головного мозга;

  • Схемы безусловных и условных рефлексов

55-56.

Возбуждение и торможение. Сон и сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Познавательные процессы.

2







  • Фронтальный опрос;

  • Заполнение таблицы «Сопоставление доминанты и закона взаимной индукции возбуждения-торможения»;

  • Составление рекомендация по правильному режиму дня

  • Таблицы долей и зон коры головного мозга;

  • Схемы безусловных и условных рефлексов;

  • Электроэнцефалограм

мы бодрствующего и спящего человека с периодами медленного и быстрого сна

57-58.

Воля, эмоции , внимание.

Лаб.р.№ 16. «Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды в различных условиях».

2

1




  • Срезовая работа;

  • Отчет по практической работе;

  • Заполнение таблиц

«Сопоставление волевого акта с внушаемостью и негативизмом»,

«Сопоставление эмоциональных реакций, состояний и отношений»

  • Таблицы долей и зон коры головного мозга;

  • Схемы условных рефлексов;

  • Секундомер




Эндокринная система.

2













59-60.

Роль эндокринной регуляции. Функции желез внутренней секреции.

2







  • Фронтальная беседа;

  • Заполнение таблицы « Функции желез внутренней секреции»;

  • Ответы на вопросы

парагрофа

  • Модель головного мозга;

  • Таблицы эндокринных желез




Индивидуальное развитие организма.

4













61-62.

Жизненные циклы. Органы размножения. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.

2







  • Фронтальная беседа;

  • Составление схем определения пола ребенка при оплодотворении

  • Таблицы строения мужской и женской половой системы;

  • Схемы оплодотворения и развития зародыша и плода;

  • Стадии зародышей позвоночных животных и человека

63-64.

Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Развитие ребенка после рождения.

2







  • Рефераты и доклады;

  • Индивидуальный и фронтальный опрос;

  • Заполнение таблиц

« Наследственные и

врожденные болезни», « Болезни, передающиеся половым путем»

  • Схемы развития зародыша и плода;

  • Примеры заболеваний







Человек и окружающая среда.

2













65-66.

Социальная и природная среда, адаптация к ней. Зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Влияние вредных привычек на здоровье человека. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основы безопасности собственной жизни.

2







  • Фронтальная беседа;

  • Анализ правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях




  • Примеры вредного воздействия загрязнений окружающей среды ( радиация, тяжелые металлы и т.д.);

  • Статистические данные

экологического контроля среды

67-68.

Контрольно - обобщающий урок по курсу анатомии и физиологии человека

2







Итоговая тестовая работа







Итого:

68












Похожие:

Рабочая программа по биологии Класс 8 iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Рабочая программа составлена с учётом образовательной программы школы на основеФедерального Государственного стандарта, Примерой...
Рабочая программа по биологии Класс 8 iconДокументы
1. /ЗАНКОВ рабочая программа 1 КЛАСС/РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ИЗО.doc
2. /ЗАНКОВ...

Рабочая программа по биологии Класс 8 iconДокументы
1. /Рабочая программа Евсеевой С.В/Литература 6 класс/Пояснительная записка.docx
2....

Рабочая программа по биологии Класс 8 iconДокументы
1. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/1. Титульный лист.doc
2.
Рабочая программа по биологии Класс 8 iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория
Человек и его здо­ровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе: Программы. – М.:...
Рабочая программа по биологии Класс 8 iconДокументы
1. /Рабочая программа Семенова И.Ю/Введение и пояснительная.doc
2. /Рабочая...

Рабочая программа по биологии Класс 8 iconДокументы
1. /рабочая программа по биологии 6 класс.doc
Рабочая программа по биологии Класс 8 iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии Класс 8 iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
Д. К. Беляев, П. М. Бородин, Н. Н. Воронцов и др.; под ред. Д. К. Беляева, Г. М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню...
Рабочая программа по биологии Класс 8 iconРабочая программа по геометрии 9 класс базовый уровень учитель математики 1 квалификационной категории
...
Рабочая программа по биологии Класс 8 iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категории
«Основы общей биологии» авторов И. Н. Пономаревой, Н. М. Черновой //Биология в основной школе: Программы. М.: Вентана-Граф, 2005....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов