Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка icon

Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка



НазваниеРабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка
Дата конвертации06.11.2012
Размер251.27 Kb.
ТипРабочая программа
1. /10 кл.doc
2. /11 кл..doc
3. /6 кл..doc
4. /7 кл..doc
5. /8 кл..doc
6. /9 кл..doc
Рабочая программа по биологии Класс 10
Рабочая программа по биологии Класс 11
Рабочая программа по биологии Класс 6
Рабочая программа по биологии Класс 7
Рабочая программа по биологии Класс 8
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка

г. Островной

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 284

«Утверждено»

решением методического (педагогического) совета

протокол № 13 от « __» ___________ 2010 г.


Приказ № 113 от «01» сентября 2010г.

Директор ____________ В.А. Булатова.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии

Класс 8.




Программа разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, Примерной программы основного общего образования по биологии.

Программу разработала: Гришенок Н.В.


Программа рассмотрена на заседании МО

учителей естественно-географического цикла МОУ СОШ №284

Протокол № 1 от « 30» августа 2010 г.

Руководитель МО _______________Гришенок Н.В.


«Согласовано»

« __» ___________ 2010 г.

Зам. директора МОУ СОШ № 284 ___________Мельникова Н.С.


Рабочая программа по биологии 9 класс.

68 часов в год, 2 часа в неделю.


Пояснительная записка.

Рабочая программа создана на основе авторской и примерной программы по биологии основного общего образования.

На изучение курса используется 2 часа из федерального компонента.

Реализация курса биологии осуществляется на основе УМК:

- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и

Экологию». 9 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2009.

- Пасечник В.В., Швецов Г.Г. «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс.

Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2009 .

- Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Тематическое и

Поурочное планирование. М.: Дрофа, 2009 .


Вошедших в федеральный перечень учебников, допущенных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования на 2010-2011 учебный год.

Представленная рабочая программа разработана на основе программы В.В.Пасечника, В.В.Латюшина, В.М.Пакуловой 6-11 класс. 2 часа в неделю, всего 68 часов в год.

При составлении тематического планирования было учтено основное содержание, минимальный перечень лабораторных и практических работ, экскурсий, требования к уровню подготовки выпускников. Лабораторные и практические работы могут являться фрагментами урока, не требующими для их проведения дополнительных часов, они могут быть включены в урок.


ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 ЧАСОВ)


Введение-2 часа.

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

Раздел 1. Уровни организации живой природы (49 часов)

Тема 1.1. Молекулярный уровень (8 часов).

Понятие живой и неживой природы. Многомолекулярные системы: белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды. Катализаторы. Вирусы.

Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов).

Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты. Эукариоты. Автотрофы. Гетеротрофы.

Химический состав клетки. Строение клетки. Функции органоидов.

Обмен веществ и энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Анаэробное и аэробное дыхание.

Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки. Митоз и мейоз.

Демонстрации модели клетки; микропрепаратов митоза и мейоза корешков лука; хромосом; моделей – аппликаций деления клеток.

Лабораторные и практические работы

  1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и их описание.

  2. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий.

Тема 1.3. Организменный уровень (12 часов)

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки.

Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов.

Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни.

Закономерности изменчивости.

Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.

Лабораторная работа:

  1. Выявление изменчивости у организмов.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (4 часа)

Вид, его критерии. Структура вида.

Популяция- форма существования вида.

Экология как наука. Экологические факторы.

Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.

Лабораторные и практические работы:

  1. Изучение морфологического критерия вида.

  2. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Тема 1.5. Экосистемный уровень (8 часов)

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе.

Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.

Демонстрация коллекций экологических взаимосвязей в биогеоценозах; моделей экосистем.

Лабораторные работы:

  1. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме;

  2. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).

Экскурсия в местный биоценоз.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

Демонстрация моделей- аппликаций «Биосфера и человек».

Практическая работа:

  1. Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы.


Раздел 2. Эволюция (7 часов)

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

Приспособленность и ее относительность.

Искусственный отбор. Селекция.

Образование видов- микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.

Практическая работа:

  1. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе».


Раздел 3. Возникновение жизни на Земле (7 часов)

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.

Лабораторная работа:

  1. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

Экскурсия на геологическое обнажение.

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы.


В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:


Называть

- общие признаки живых организмов;

- признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;

- причины и результаты эволюции;


Приводить примеры

- усложнения растений и животных в процессе эволюции;

- природных и искусственных сообществ;

- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;

- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;


Характеризовать

- строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;

- деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;

- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;

- обмен веществ и превращение энергии;

- роль ферментов и витаминов в организме;

- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

- дыхание, передвижение, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;

- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;

- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;

- вирусы как неклеточные формы жизни;

- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные)

- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;

- искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;


Обосновывать

-взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;

- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;

- особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;

- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;

- меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;

- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;


Распознавать

- организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;

- клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;


Сравнивать

- строение и функции клеток растений и животных;

- организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;

- семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;


Применять знания

- о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм заболеваний;

- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваеий;

- о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

- о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;


Делать выводы

- о клеточном строении организмов всех царств;

- о родстве и единстве органического мира;

- об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;


Наблюдать

- сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;

- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;


Соблюдать правила

- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;

- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;

- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;

- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

Литература:

Основная литература:

  1. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Учебник. М.: Дрофа, 2007.

  2. Пасечник В.В., Г.Г.Швецов «Введение в общую биологию и экологию». 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Дрофа, 2007.

  3. Пасечник В.В. «Введение в общую биологию и экологию» 9 класс. Тематическое и поурочное планирование. М.: Дрофа, 2007.



Календарно-тематическое планирование курса общей биологии 9 класс

(2 часа в неделю)

№ п\п

Наименование разделов и тем

Всего часов

В том числе


Примечание

Демонстрац.


Лаб.

И пр. работы

Контро

ль

знаний


Экскурс

ии




Введение-2 часа
















1

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь»

1













2

Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека

1
















Раздел 1. Уровни организации живой природы

49
















Тема1.1 Молекулярный уровень

8













3

Понятие живо и неживой природы

1













4

Общее понятие о многомолекулярных системах

1













5

Строение и свойства белков

1













6

Нуклеиновые кислоты: ДНК, РНК. Биологическое значение

1













7

Моно-, ди-, полисахариды. Строение. Значение.

1













8

Катализаторы. Их роль в процессах жизнедеятельности

1













9

Вирусы. Строение, многообразие.

1













10

Контрольно-обобщающий урок

1




Тест










Тема 1.2 Клеточный уровень

14

2










11

12

Основные положения клеточной теории. Клетка- структурная и функциональная единица жизни

2




Фронт. И инд.

опрос




Модели клетки

13

Прокариоты. Эукариоты

1













14

Автотрофы. Гетеротрофы

1













15

Химический состав клетки

1













16

17

Строение клетки. Функции органоидов.

Лаб.р. № 1. Приготовление микропрепаратов растительных клеток и их описание

Лаб.р. №2. Сравнение строения клеток растений, животных, грибов и бактерий

2

2

Отчет по лаб.раб.




Модели клеток

18

Обмен веществ и энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки

1













19

20

Анаэробное и аэробное дыхание

2













21

Рост, развитие и жизненный цикл клеток

1













22

23

Общие понятия о делении клетки. Митоз и мейоз

2










Модели

Аппликации

Деления клеток

24

Контрольно-обобщающий урок

1




Зачет










Тема 1.3 Организменный уровень

10













25

26

Бесполое и половое размножение организмов

2













27

Половые клетки. Оплодотворение

1










Демонстрация

Микропрепарата

Яйцеклетки и

Сперматозоида

животных

28

29

Индивидуальное развитие организмов

2













30

31

Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни

2













32

33

Закономерности изменчивости.

Лаб.р. № 3. Выявление изменчивости у организмов

2

1

Отчет о лаб.раб.







34

Контрольно-обобщающий урок

1




Выполн.

Творч.раб.










Тема 1.4 Популяционно-видовой уровень

5













35

36

Вид, его критерии. Структура вида.

Лаб.р. № 4. Изучение морфологического критерия вида

2

1

Отчет о

Лаб.раб.




Демонстрация

Гербариев,

Коллекций,

Моделей, муляжей, живых растений и животных

37

Популяция- форма существования вида

1













38

Экология как наука. Экологические факторы

1




Выполнен.

Творческих

заданий







39

Пр.р. № 5. Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

1




Отчет о пр.работе




Возможно выполнение как домашнего задания




Тема 1.5 Экосистемный уровень

8













40

Биоценоз и экосистема

1










Демонстрация

Моделей экосистем

41

42

Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе.

Пр.р. № 6. Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме

2

1

Отчет по работе




Демонстрация коллекций экологических взаимосвязей в биогеоценозах

43

Экскурсия в местный биоценоз

1




Отчет по экскурсии







44

45

Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе.

Пр.р.№7 Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

2

1

Отчет по работе







46

Искусственные биоценозы. Их характеристика

1













47

Экологическая сукцессия

1
















Тема 1.6 Биосферный уровень

4













48

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности

1










Демонстрация моделей аппликаций «Биосфера и человек»

49

Круговорот веществ и энергии в биосфере

1













50

51

Экологические кризисы. Их причины.

Пр.р. № 8 Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы

2

1

Доклады и рефераты

Отчет по работе










Раздел 2. Эволюция

8













52

53

Основные положения теории эволюции.

Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор

2










Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность

54

55

Приспособленность и ее относительность.

Пр.р. № 9. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания (на конкретных примерах)

2

1

Отчет по работе




Демонстрация иллюстрирующая приспособленность

56

Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе»

1




Отчет по экскурсии







57

Искусственный отбор. Селекция.

1










Демонстрация, иллюстрирующая результаты искусственного отбора

58

59

Образование видов- микроэволюция. Макроэволюция.

2




Срез










Раздел 3. Возникновение жизни на Земле

7













60

61

Взгляды, гипотезы и теории происхождения жизни

2




Доклады







62

63

Краткая история развития органического мира

2













64

65

Доказательства эволюции.

Лаб.р. № 10 Изучение палеонтологических доказательств эволюции

2

1

Отчет по работе




Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей

66

Экскурсия на геологическое обнажение

1







Отчет по экскурс.







Итоговая аттестация учащихся

2













67

68

Обобщающий урок по курсу общей биологии

2




Итоговый тест










Всего

68















Похожие:

Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка iconРабочая программа по Новейшей истории в 9 классе Буяновой Надежды Ивановны Принято на заседании
Рабочая программа рассчитана на 28 часов (2 часа в неделю). Теоретических 26 часов, практических 2 часа
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка iconРабочая программа по физике составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Рабочая программа по физике составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений. Программа рассчитана на...
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка iconПояснительная записка по литературе Класс 6 Количество часов Всего 70 часов; в неделю 2 часа
«Программы для общеобразовательных учреждений «Литература 5-11классы»/ сост. Т. Ф. Курдюмова, Е. Н. Колокольцева, О. Б. Марьина,...
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка icon9 класс Пояснительная записка
Он рассчитан на 2 часа в неделю при изучении предмета в соответствии с базисным учебным планом и на 3 часа при условии выделения...
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка iconРабочая программа для 10-11 классов предусматривает обучение биологии в объеме 3 часов в неделю в 10 и 3 часов в неделю в 11 классе
Программы среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов (профильный уровень) автора В. Б. Захарова, полностью...
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка iconРабочая программа по обществознанию в 8 классе Буяновой Надежды Ивановны Принято на заседании
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных...
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии учителя химии и биологии Приезжевой Татьяны Владимировны, I квал категория
Человек и его здо­ровье» для 8 класса «Человек» авторов А. Г. Драгомилова, Р. Д. Маша Биология в основной школе: Программы. – М.:...
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка iconРабочая программа по биологии для 6 класса 2010-2011 уч. Год составила Кинзбурская Т. В. Пояснительная записка
Муниципальное общеобразовательное учреждение Сосновская средняя общеобразовательная школа №1
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по физике 10 класс 5 часа в неделю, 170 часов в год Составитель: Боркова Т. Б., учитель физики
В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы. С целью формирования...
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка iconРабочая учебная программа по физике 11 класс 5 часа в неделю, 170 часов в год Составитель: Боркова Т. Б., учитель физики
В результате облегчается изучение первого раздела «Механика» и демонстрируется еще один аспект единства природы. В программу не включена...
Рабочая программа по биологии 9 класс. 68 часов в год, 2 часа в неделю. Пояснительная записка iconДокументы
1. /r_pr_himiya_8-11 классы/Рабочая программа 10 класс/1. Титульный лист.doc
2.
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов