Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку \"Как написать реферат\". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты icon

Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку "Как написать реферат". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты



НазваниеДоклад по гуманитарным наукам смотри памятку "Как написать реферат". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты
Дата конвертации03.11.2012
Размер86.69 Kb.
ТипДоклад

КАК НАПИСАТЬ ДОКЛАД

Доклад есть достаточно неизученная, но довольно часто встречающаяся работа в учебных заведениях. Различают устный и письменный доклад (по содержанию близкий к реферату).

Доклад - вид самостоятельной научно - исследовательской работы, где автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды на нее.

Этапы работы над докладом.

  • Подбор и изучение основных источников по теме (как и при написании реферата рекомендуется использовать не менее 8 - 10 источников).

  • Составление библиографии.

  • Обработка и систематизация материала. Подготовка выводов и обобщений.

  • Разработка плана доклада.

  • Написание.

  • Публичное выступление с результатами исследования.

В докладе соединяются три качества исследователя: умение провести исследование, умение преподнести результаты слушателям и квалифицированно ответить на вопросы.

Отличительной чертой доклада является научный, академический стиль.
Академический стиль - это совершенно особый способ подачи текстового материала, наиболее подходящий для написания учебных и научных работ. Данный стиль определяет следующие нормы:

  • предложения могут быть длинными и сложными;

  • часто употребляются слова иностранного происхождения, различные термины;

  • употребляются вводные конструкции типа “по всей видимости”, “на наш взгляд”;

  • авторская позиция должна быть как можно менее выражена, то есть должны отсутствовать местоимения “я”, “моя (точка зрения)”;

  • в тексте могут встречаться штампы и общие слова.

Как подготовить доклад по гуманитарным наукам - смотри памятку “Как написать реферат”.

Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты.

Общая структура такого доклада может быть следующей:

  1. Формулировка темы исследования (причем она должна быть не только актуальной, но и оригинальной, интересной по содержанию).

  2. Актуальность исследования (чем интересно направление исследований, в чем заключается его важность, какие ученые работали в этой области, каким вопросам в данной теме уделялось недостаточное внимание, почему учащимся выбрана именно эта тема).

  3. Цель работы (в общих чертах соответствует формулировке темы исследования и может уточнять ее).

  4. Задачи исследования (конкретизируют цель работы, “раскладывая” ее на составляющие).

  5. Гипотеза (научно обоснованное предположение о возможных результатах исследовательской работы. Формулируются в том случае, если работа носит экспериментальный характер).

  6. Методика проведения исследования (подробное описание всех действий, связанных с получением результатов).


  7. Результаты исследования. Краткое изложение новой информации, которую получил исследователь в процессе наблюдения или эксперимента. При изложении результатов желательно давать четкое и немногословное истолкование новым фактам. Полезно привести основные количественные показатели и продемонстрировать их на используемых в процессе доклада графиках и диаграммах.

  8. Выводы исследования. Умозаключения, сформулированные в обобщенной, конспективной форме. Они кратко характеризуют основные полученные результаты и выявленные тенденции. Выводы желательно пронумеровать: обычно их не более 4 или 5.

Требования к оформлению письменного доклада такие же, как и при написании реферата.

  • Титульный лист

  • Оглавление (в нем последовательно указываются названия пунктов доклада, указываются страницы, с которых начинается каждый пункт).

  • Введение (формулируется суть исследуемой проблемы, обосновывается выбор темы, определяются ее значимость и актуальность, указываются цель и задачи доклада, дается характеристика используемой литературы)

  • Основная часть (каждый раздел ее доказательно раскрывает исследуемый вопрос)

  • Заключение (подводятся итоги или делается обобщенный вывод по теме доклада)

  • Список литературы. Правила составления списка используемой литературы смотри в памятке “Как написать реферат”.

Несколько советов о том, как блестяще выступить перед аудиторией.

  • Продолжительность выступления обычно не превышает 10-15 минут. Поэтому при подготовке доклада из текста работы отбирается самое главное.

  • В докладе должно быть кратко отражено основное содержание всех глав и разделов исследовательской работы.

  • Заучите значение всех терминов, которые употребляются в докладе.

  • Не бойтесь аудитории - ваши слушатели дружески настроены.

  • Выступайте в полной готовности - владейте темой настолько хорошо, насколько это возможно.

  • Сохраняйте уверенный вид - это действует на аудиторию и преподавателей.

  • Делайте паузы так часто, как считаете нужным.

  • Не торопитесь и не растягивайте слова. Скорость вашей речи должна быть примерно 120 слов в минуту.

  • Подумайте, какие вопросы вам могут задать слушатели, и заранее сформулируйте ответы.

  • Если вам нужно время, чтобы собраться с мыслями, то, наличие заранее подготовленных карт, схем, диаграммы, фотографии и т.д поможет вам выиграть драгоценное временя для формулировки ответа, а иногда и даст готовый ответ.

При соблюдении этих правил у вас должен получиться интересный доклад, который несомненно будет высоко оценен преподавателем.

^ КАК НАПИСАТЬ РЕФЕРАТ

Несколько НЕ

Реферат НЕ копирует дословно книги и статьи и НЕ является конспектом.
Реферат НЕ пишется по одному источнику и Не является докладом.
Реферат НЕ может быть обзором литературы, т.е. не рассказывает о книгах.

В реферате собранный по теме материал систематизируется и обобщается.

Реферат состоит иэ нескольких частей:

  • титульный лист (оформляется по требованиям учебного заведения);

  • оглавление (содержание) требует наличие номеров страниц на каждый раздел реферата;

  • введение;

  • основная часть, состоящая из глав;

  • заключение;

  • список использованной литературы.

Во введении объясняется:

  • почему выбрана такая тема, чем она важна (личное отношение к теме (проблеме), чем она актуальна (отношение современного общества к этой теме (проблеме), какую культурную или научную ценность представляет (с точки зрения исследователей, ученых);

  • какая литература использована: исследования, научно-популярная литература, учебная, кто авторы... (Клише: “Материалом для написания реферата послужили ...”)

  • из чего состоит реферат (введение, кол-во глав, заключение, приложения. Клише: “Во введении показана идея (цель) реферата. Глава 1 посвящена.., во 2 главе ... В заключении сформулированы основные выводы...”)

Основная часть реферата состоит из нескольких разделов, постепенно раскрывающих тему. Каждый из разделов рассматривает какую-либо из сторон основной темы. Утверждения позиций подкрепляются доказательствами, взятыми из литературы (цитирование, указание цифр, фактов, определения)

Если доказательства заимствованы у автора используемой литературы - это оформляется как ссылка на источник и имеет порядковый номер.

Ссылки оформляются внизу текста под чертой, где указываются порядковый номер ссылки и данные книги или статьи. В конце каждого раздела основной части обязательно формулируется вывод. (Клише: “Таким образом,.. Можно сделать заключение, что... В итоге можно прийти к выводу... ”)

В заключении (очень кратко) формулируются общие выводы по основной теме, перспективы развития исследования, собственный взгляд на решение проблемы и на позиции авторов используемой литературы, о своем согласии или несогласии с ними.

Список литературы составляется в алфавитном поряке в конце реферата по определенным правилам.

Описание книг

Автор(ы). Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы.

Пушкин А. С. Стихотворения. - Спб.: Азбука, 1998. - 170 с.

Описание сборников

Заглавие. - Место издания: Издательство, год издания. - Страницы.

Литература: Справ. шк. - М.: Просвещение, 1996. - 600с.

Описание статей

Автор(ы). Заглавие //Название журнала (газеты). - Год. - Номер. - Страницы статьи.

Уфимцева К. В стране русского языка // До 16 и старше. - 2001. - N° 1. - С. 5-8.


Этапы (план) работы над рефератом

  1. Выбрать тему. Она должна быть знакома и интересна. Желательно, чтобы тема содержала какую-нибудь проблему или противоречие и имела отношение к современной жизни.

  2. Определить, какая именно задача, проблема существует по этой теме и пути её решения. Для этого нужно название темы превратить в вопрос.

  3. Найти книги и статьи по выбранной теме. (для средних классов - не менее 3-х источников, для старшеклассников не менее 5). Сделать список этой литературы.

  4. Сделать выписки из книг и статей. (Обратить внимание на непонятные слова и выражения, уточнить их значение в справочной литературе).

  5. Составить план основной части реферата.

  6. Написать черновой вариант каждой главы.

  7. Показать черновик педагогу.

  8. Написать реферат.

  9. Составить сообщение на 5-7 минут, не более.

^ КАК НАПИСАТЬ РЕЦЕНЗИЮ

Рецензия (от лат. recensio "рассмотрение") - отзыв, разбор и оценка нового художественного, научного или научно-популярного произведения; жанр критики, литературной, газетно-журнальной публикации.

Рецензию характеризует небольшой объём и краткость.

Рецензент занимается в первую очередь новинками, о которых практически еще никто не писал, по поводу которых еще не успело сложиться определенное мнение.

В классике рецензент обнаруживает, прежде всего, возможность её актуального, остросовременного прочтения. Любое произведение нужно рассмотреть в контексте современной жизни и современного литературного процесса: оценить его именно как новое явление. Такая злободневность является непременным признаком рецензии.

Под сочинениями-рецензиями мы понимаем такие творческие работы:

  • небольшая литературно-критическая или публицистическая статья (часто полемического характера), в которой рассматриваемое произведение является поводом для обсуждения актуальных общественных или литературных проблем;

  • сочинение, которое в большей степени лирическое размышление автора рецензии, навеянное чтением произведения, чем его истолкование;

  • развёрнутая аннотация, в которой раскрывается содержание произведения, особенности композиции и одновременно содержится его оценка.

Под школьной экзаменационной рецензией понимается рецензия - развернутая аннотация.


Примерный план рецензии на литературное произведение.

  1. Библиографическое описание произведения (автор, название, издательство, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания.

  2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление).

  3. Критический разбор или комплексный анализ текста:
    - смысл названия
    - анализ его формы и содержания
    - особенности композиции
    - мастерство автора в изображении героев
    - индивидуальный стиль писателя

  4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии:
    - основная мысль рецензии
    - актуальность тематики произведения

В рецензии не обязательно присутствие всех вышеперечисленных компонентов, главное, чтобы рецензия была интересной и грамотной.


Принципы рецензирования.

Импульсом к созданию рецензии всегда служит потребность выразить своё отношение к прочитанному, это попытка разобраться в своих впечатлениях, вызванных произведением, но на основе элементарных познаний в теории литературы, подробного анализа произведения.

Читатель может сказать о прочитанной книге или просмотренном фильме “нравится - не нравится” без доказательств. А рецензент свое мнение должен тщательно обосновать глубоким и аргументированным анализом.

Качество анализа зависит от теоретической и профессиональной подготовки рецензента, его глубины понимания предмета, умения анализировать объективно.

Отношения между рецензентом и автором - творческий диалог при равном положении сторон.

Авторское “я” проявляется открыто, чтобы рационально, логически и эмоционально воздействовать на читателя. Поэтому рецензент использует языковые средства, совмещающие функции называния и оценки, книжные и разговорные слова и конструкции.

Критика не изучает литературу, а судит её - с тем, чтобы сформировать читательское, общественное отношение к тем или иным писателям, активно воздействовать на ход литературного процесса.

Коротко о том, что нужно помнить при написании рецензии:

Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом.

Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгады-ваешь. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора.

Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. На какие части можно разделить текст? Как они расположены?

Важно оценить стиль, своеобразие писателя, разобрать образы, художественные приёмы, которые он использует в своем произведении, и обдумать, в чём заключается его индивидуальный, неповторимый стиль, чем этот автор отличается от других. Рецензент разбирает “как сделан” текст.

Школьную рецензию стоит писать так, как будто никто в экзаменационной комиссии с рецензируемым произведением не знаком. Нужно предположить, какие вопросы этот человек может задать, и попытаться заранее подготовить ответы на них в тексте.



Похожие:

Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку \"Как написать реферат\". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты iconПреподавания филологических дисциплин иностранным учащимся 28-29 января 2010 года Основные направления конференции
Проблемы создания вузовских учебников по рки и другим гуманитарным дисциплинам для студентов-филологов
Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку \"Как написать реферат\". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты iconДоклад депутата государственной думы РФ е. В. Ройзмана всероссийская Научно-практическая Конференция Национальная сфера ответственности
Этот доклад по предложению Общероссийской общественной организации "Деловая Россия" как депутат Государственной Думы и просто как...
Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку \"Как написать реферат\". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты iconПубличный доклад общеобразовательного учреждения (далее: Доклад), как правило, ежегодный важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения,
Доклад дает значимую информацию о положении дел, успехах и проблемах общеобразовательного учреждения для социальных партнеров общеобразовательного...
Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку \"Как написать реферат\". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты iconПубличный доклад общеобразовательного учреждения (далее: Доклад), как правило, ежегодный важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения,
Доклад дает значимую информацию о положении дел, успехах и проблемах общеобразовательного учреждения для социальных партнеров общеобразовательного...
Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку \"Как написать реферат\". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты iconПубличный доклад общеобразовательного учреждения (далее Доклад), как правило, ежегод­ный важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственно­го или муниципального общеобразовательного учреждения,
Доклад дает значимую информацию о положении дел, успехах и проблемах общеобра­зовательного учреждения для социальных партнеров общеобразовательного...
Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку \"Как написать реферат\". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты iconСиманович Светлана Геннадьевна, учитель химии и биологии уо «Цветинская госусарственная общеобразовательная средняя школа-сад» в данном доклад
В данном докладе рассматривается значение Интернета для проведения факультативных и кружковых занятий экологической направленности....
Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку \"Как написать реферат\". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты iconМухамеджановой Зульфии Гумаровны Январь, 2012г. Добрый день уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию доклад
Разрешите представить вашему вниманию доклад о моей педагогической деятельности, как учителя технологии, за 2009-2012 года
Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку \"Как написать реферат\". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты iconТесты по физике, химии и биологии для учеников 10 класса
Соединение, в молекуле которого орбитали всех атомов углерода находятся в гибридизации sp3
Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку \"Как написать реферат\". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты iconПубличный доклад общеобразовательного учреждения (далее: Доклад) важное средство обеспечения информационной открытости и прозрачности государственного или муниципального общеобразовательного учреждения,
Основными целевыми группами, для которых готовится и публикуется Доклад, являются родители (законные представители) обучающиеся,...
Доклад по гуманитарным наукам смотри памятку \"Как написать реферат\". Доклад по физике, химии, биологии и другим естественнонаучным дисциплинам имеет некоторые отличительные черты iconДоклад Автор: Хелемендик Екатерина Андреевна
Мы представляем Вашему вниманию годовой информационный открытый доклад директора школы за 2011/2012 учебный год
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов