Урок русского языка в 6 классе по теме icon

Урок русского языка в 6 классе по теме



НазваниеУрок русского языка в 6 классе по теме
Дата конвертации09.12.2012
Размер82.76 Kb.
ТипУрок


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Соколовская средняя школа


Урок русского языка в 6 классе

по теме: «Имя числительное как часть речи»

(с использованием элементов технологии педагогического сотрудничества)


Учитель русского языка:

Синюкова Л. И.


2007 - 2008


Тема урока: Имя числительное как часть речи

Цели урока:

1) сформировать у учащихся понятие об имени числительном как части речи, общем грамматическом значении, синтаксической роли в предложении;

2) вырабатывать умение находить числительные в тексте, различать количественные и порядковые числительные; отграничивать числительные от слов с количественным значением, относящихся к другим частям речи;

3) способствовать развитию познавательного интереса к предмету, совершенствовать навыки монологической речи учащихся, орфографической зоркости.


Оборудование: раздаточный материал


Ход урока.


^ I. Определение темы и целей урока.


1. Слово учителя (ввести учащихся в тему урока)

- На уроках математики, истории, географии и других предметов, а также в быту все вы сталкиваетесь с огромным количеством различных чисел. (Учащиеся называют и другие ситуации)

- Давайте представим, что бы было, если бы в нашем мире не было ни одной цифры. Тогда бы не было такого понятия как время, потому что оно тоже связано с цифрами. Мы не могли бы ничего купить в магазине, потому что не было бы денег, цен, да и магазинов бы тоже.

- Вопрос: «Что ещё стало бы невозможным, не будь в мире цифр?» (Ответы учащихся)

- Как видите, без цифр люди не смогли бы нормально жить и работать. Вы знаете, что чисел существует огромное количество, а как вы думаете, какие из всего этого многообразия являются самыми важными, без которых нельзя обойтись. Это цифры первого десятка, от одного до десяти. Ведь без них не было бы и остальных чисел. Так как они все образованы из этих цифр первого десятка.

^ 2. «Размышление – шутка» (выступает заранее подготовленный ученик.)

- Кому нужны числительные?

Ведь если бы их не было, то не придумали бы математику, не было бы ее вовсе! А там, глядишь, и физики, и химии, и географии. Вот жизнь была бы у ученика! Одна физкультура! Или возьмем время. Зачем нужно его точно обозначать? Чтобы не дать ребенку лишние полчаса поспать?

Нет, на свою голову придумали точно обозначать все: время, деньги, страницы, упражнения, задания. И только скажи, что я не прав! Язык не повернется.


^ 3. Слово учителя.

- Как вы уже заметили, тема нашего сегодняшнего урока – имя числительное.

- Сделайте морфемный разбор слова числительное и назовите однокоренные слова. А от какого слова образовано слово «числительное»? (Правильно, от слова «число».)

- В разделе «Имя числительное» мы с вами будем изучать слова, обозначающие количество предметов, число, а также порядок предметов при счете.

^ 4. Сообщение учащихся (заранее подготовлены, можно подготовить 2-3 сообщения.)

1) Числительные считают. Они могут называть точное количество предметов (пять), в этом случае их называют количественными, они могут считать по порядку (пятый). И тогда это порядковые числительные.

Числительное счет любит!

Не сразу человек научился считать и создал имя числительное. Из всех имен эта часть речи самая молодая. По частоте употребления в речи занимает 8 место. Всех слов, называющих числительные, чуть больше 50. В любом толковом словаре числительные приведены полностью, и новые вряд ли появятся.

-Из истории имен числительных.

2) В древнерусском языке слова – названия чисел не образовывали особой части речи, а относились или к прилагательным, или к существительным, или вообще не являлись отдельными словами.

3) Прилагательными были названия чисел один (одна, одно), два (две), три (тре), четыре (четыри). Они согласовались в роде, числе и падеже с существительными, к которым относились.

4) Синтаксические признаки прилагательного полностью сохранило только числительное один, которое согласуется с существительными в роде и падеже. Это числительное может принимать форму множественного числа (мы одни – мы одиноки)

5) А еще числительное один может употребляться в качестве местоимения, существительного и частицы: «В одном департаменте служил один чиновник», «Один за всех, все за одного», «Вокруг одно небо».

6) Слова – названия чисел от 5 до 10, а также сорок, сто, тысяча в древнерусском языке были существительными.

7) Слова «миллион» и «миллиард» являются поздними заимствованиями.

8) Многие числительные: 11-19, 20-30, 50-80,200,300,400 и 500-900 в древнерусском языке представляли собой сочетание разных слов. Так, для обозначения чисел от 11 до 19, употреблялось сочетание из трех слов: один, два, три – предлог НА – местный падеж от десять – десяте (то есть два сверх десяти).


^ 5. Прочитайте эпиграф к уроку и скажите, какую цель мы должны сегодня достичь (Учащиеся говорят, что они хотят узнать).


Я каждый день и каждый час

Сказать готово, сколько вас,

И я могу, имей в виду,

Сказать, который ты в ряду.

(П. Чесноков)


^ II. Изучение нового материала.

- Ответы на ваши вопросы мы будем искать вместе.


1. Исследовательская работа.

1) Работа с заданием под звездочкой на с. 143-144 (учебник)

- Рассмотрите предложения в 3-х колонках.

- В какой колонке выделенные слова обозначают количество предметов при счете?

- Найдите числительные. Определите их падежи.

2) Составление определения.


На доске таблица (напечатана для детей)

^ Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

1. Часть речи.

1. Часть речи.




2. Обозначает предмет.

2. Обозначает признак.




З. Отвечает на вопросы кто? что?

3. Отвечает на вопросы, какой? чей?





Задания:

- Рассмотрите таблицу и по аналогии заполните третий столбец.

- Назовите сходства и отличия между этими частями речи.

- Сравните свое определение и определение в учебнике.


^ 2.Запишите ответы на вопросы, используя числительные. (Карточки с вопросами распечатаны) (Учащиеся отвечают на 4-вопроса по своему выбору).

1) Сколько лет жил старик со старухой в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

2) Сколько пятниц на неделе у человека, легко и часто меняющего свои решения?

3) Сколько богатырей было в «Сказке о мертвой царевне»?

4) О скольких каплях воды говорится во фразеологизме со значением «очень похожи, одинаковые»?

5) Сколько коробов можно наговорить?

6) Сколько должно быть зайцев, чтобы погнаться за ними и ни одного не поймать?

7) Сколько раз нужно примерить, чтобы один раз отрезать?

(Ответы: тридцать лет и три года, семь пятниц, семь богатырей, две капли, три короба, два зайца, семь раз).


^ 3. Количественные и порядковые числительные.

Задания:

  1. На какой вопрос отвечают эти числительные?

  2. Что они обозначают?

  3. Как называются такие числительные? (Учебник)

  4. Посмотрите внимательно на дату, записанную в тетради. Найдите в ней числительное. На какой вопрос оно отвечает?

  5. Найдите в учебнике, как называются такие числительные.


^ 4. Запоминание правила по учебнику. (Проговаривание друг другу.)


III. Закрепление.

1. Выполнение упражнений 345 (1 в – 1, 3, 5 предложения, 2 в – 2, 4, 6 предложения). (С последующей проверкой)

Задания (распечатаны):

1.Записать указанные предложения.

  1. Определить падеж числительных.

  2. У каких числительных можно определить род. Обоснуйте.

  3. Объясните тире в двух последних предложениях.

  4. Над количественными поставьте букву «К», над порядковыми «П».

  5. Подчеркните выделенные слова как члены предложения.

2. Путешествие по страницам «Толкового словаря» С. Ожегова.

1) Как на письме обозначаются числа? (В математике, в русском языке.)

2) Какая разница между числом и цифрой?

^ На доске плакат:

Число – понятие количества, величина, при помощи которой производится счет.

Цифра – знак, обозначающий число.

3) Записать словами: 5, 13, 20, 40, 60, 137, 1238, 10841.

(Цифры записаны на доске). (Учащиеся записывают в тетрадь, один – работает у доски, комментирует).

4) Пять и пятёрка?

Три и тройка? Какая разница, одинаковая ли это часть речи?

(У учащихся распечатан материал).

Сопоставьте слова: пять – пятерка, три – тройка. Двенадцать – дюжина, тысяча, миллион, миллиард.

(Если числительные похожи на существительные, то они должны иметь категорию рода, числа и склоняться).

- Проанализируйте следующие примеры и сделайте вывод об особенностях имени числительного:

Пять мячей, пять книг, пять яблок.

Пятерка – пятерки.

И. п. пять –

Р. п. пяти –

Д. п. пяти –

В. п. пять –

Т. п. пятью –

П. п. о пяти –

- Сделайте вывод: числительные, в отличие от других именных частей не имеют категории рода и числа (кроме числительного ОДИН), но изменяются по падежам. Тысяча, миллион, миллиард – существительные (хотя отвечают на вопрос СКОЛЬКО?) так как изменяются по числам.


5) Работа с таблицей «Различай числительные и другие части речи» (таблица распечатана)


^ Имя существительное

Имя прилагательное

Имя числительное

Глагол

Наречие
















Двойка, двойник

Двойной, семидневной

Два, второй

Удвоить

Дважды

















Задания:

- Поставить вопросы, записать их во 2 строке.

- Из упражнения 346 выбрать по одному примеру, записать в 4 строку.

- Взаимопроверка выполнения.


6) Работа с деловыми бумагами.

1. Назвать виды деловых бумаг. (Доверенность, расписка, объявление, акт, протокол, автобиография).

2. Требования к официально – деловому стилю (точность, ясность, лаконичность изложения, соблюдение определенной стандартной формы для разных видов деловых бумаг)

(Виды деловых бумаг и требование можно распечатать для учащихся)

3. Прочитать расписку (у. 348).

Назвать характерные для этого вида документов черты (сообщение имени лица, дающего расписку, указание на то, что и от кого получено, дата выдачи расписки, подпись). Числительные, записанные цифрами, дублируются прописью.

4. Самостоятельно составить расписку.


IV. Итог урока. Тест «+» «-»

Задания (распечатаны).

  1. Числительное может обозначать количество предметов.

  2. Числительное может отвечать на вопрос ЧТО?

  3. Все числительные могут отвечать на вопрос КАКОЙ?

  4. Количественные числительные обозначают номер по порядку.

  5. Числительные изменяются по падежам.

Ключ (1+, 2-, 3-, 4-, 5+)

Взаимопроверка.

Оценки за урок.


V. Задание на дом. §-59. Упражнение 347 (устно)

Найти как можно больше фразеологизмов с числительными.




Похожие:

Урок русского языка в 6 классе по теме iconУрок русского языка в 3 классе

Урок русского языка в 6 классе по теме iconУрок русского языка в 7 классе. «День памяти апостола Филиппа. Повторение по теме Деепричастие»
Ноябрь. Родина слова ноябрь Древний Рим, и носил он раньше имя «новембер» от латинского «новем», что значит «девять»
Урок русского языка в 6 классе по теме iconУрок русского языка в 4 классе. Тема урока: Местоимение (обобщение). Цель урока: Обобщить знания учащихся по теме «Местоимение»
Закреплять умения заменять имя существительное местоимением соответствующего рода
Урок русского языка в 6 классе по теме iconУрок русского языка во 2 классе по теме > Подготовила учитель 2 б класса
Ну что, ребята, примем приглашение Старичка-Лесовичка? Он ещё прислал карту-схему, которая позволит нам ориентироваться во владениях...
Урок русского языка в 6 классе по теме iconУрок русского языка в 7 классе (учитель Колотюк Н. Е. (10 кл.))

Урок русского языка в 6 классе по теме iconУрок русского языка в 10 классе. Тема: «Функции языка»
...
Урок русского языка в 6 классе по теме iconВторостепенные члены предложения Обстоятельство урок русского языка в 8 классе

Урок русского языка в 6 классе по теме iconДокументы
1. /У Урок русского языка в 6 классе.doc
Урок русского языка в 6 классе по теме iconОткрытый урок русского языка в 5а классе моу сош №32 г. Энгельса на районном семинаре, проведённый учителем Бариновой Л. А. Тема
Открытый урок русского языка в 5а классе моу сош №32 г. Энгельса на районном семинаре, проведённый учителем Бариновой Л. А
Урок русского языка в 6 классе по теме iconУрок во 2 классе ( мастер класс)
Шарады, карточки с заданием, «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова, мультимедийный проектор
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов