Пояснительная записка icon

Пояснительная записка



НазваниеПояснительная записка
Дата конвертации25.11.2012
Размер230.12 Kb.
ТипПояснительная записка


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по информатике от 05.03.2004г. № 1089, примерной учебной программы основного общего образования по информатике (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263) и программы: Программа курса информатики для 5-6 классов общеобразовательной средней школы. Автор Босова Л.Л.,-М., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.

Отличительной особенностью данной программы является наличие гимназического компонента, что даст возможность изучения материала на продвинутом уровне. В разделе «Информация вокруг нас. Компьютер для начинающих» в качестве гимназического компонента выступают уроки, посвященные: применению компьютера, истории латинской раскладки, хранению информации в прошлом, работе мыши, научным открытиям в сфере информатики, языкам жестов, методу координат, основным объектам текстового документа, типам шрифтов, формированию изображению на экране монитора, изменению формы представления информации. Содержание этих уроков выходит за рамки примерной программы и направлено на расширение кругозора, компьютерной грамотности учащихся, формирование представлений об информационной картине мира, обучению системному подходу к осмыслению всего, что происходит вокруг учащегося, в процессе анализа и исследования структуры информационных объектов и их взаимосвязей, которые являются моделями реальных объектов и процессов.

Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ. В настоящее время, преимущественно за счет регионального и школьного компонентов, выстроена многоуровневая структура предмета «Информатика и ИКТ», предполагающая его непрерывное изучение во 2-11 классах.

 Изучение информатики и ИКТ в V классе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;

  • пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;

  • развитие творческих и познавательных способностей учащихся.


В основу представляемого вводного курса информатики для 5 классов положены такие принципы как:

    1. Целостность и непрерывность;

    2. Научность в сочетании с доступностью, строгость и системность изложения;

    3. Практико-ориентированность;

    4. Принцип дидактической спирали;

    5. Принцип развивающего обучения.

Согласно действующему в гимназии учебному плану календарно-тематический план предусматривает в 5 классе обучение в объеме 1 час в неделю, 35 часов в год.

В настоящее время информатика как учебный предмет проходит этап становления, еще ведутся дискуссии по поводу ее содержания вообще и на различных этапах изучения в частности. Но есть ряд вопросов, необходимость включения которых в учебные планы бесспорна.

Уже на самых ранних этапах обучения школьники должны получать представления о сущности информационных процессов, рассматривать примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, живой природе и технике, учиться классифицировать информацию, выделять общее и особенное, устанавливать связи, сравнивать, проводить аналогии и т.д. Это помогает ребенку осмыслено видеть окружающий мир, более успешно в нем ориентироваться, формирует основы научного мировоззрения.

Умение построить модель решаемой задачи, установить отношения и выразить их в предметной, графической или буквенной форме – залог формирования не частных, а общеучебных умений. В рамках данного направления в курсе изучения информатики строятся логические, табличные, графические модели, решаются нестандартные задачи.

Алгоритмическое мышление, рассматриваемое как представление последовательности действий, наряду с образным и логическим мышлением определяет интеллектуальную мощь человека его творческий потенциал. Навыки планирования, привычка к точному и полному описанию своих действий помогает школьникам разрабатывать алгоритмы решения задач самого разного происхождения.

Задача современной школы – обеспечить вхождение учащихся в информационное общество, научить каждого школьника пользоваться новыми массовыми ИКТ (текстовый редактор, графический редактор, электронные таблицы, электронная почта и др.). Формирование пользовательских навыков для введения компьютера в учебную деятельность должно подкрепляться самостоятельной творческой работой, личностно значимой для обучаемого. Это достигается за счет информационно-предметного практикума, сущность которого состоит в наполнении задач по информатике актуальным предметным содержанием. Только в этом случае в полной мере раскрывается индивидуальность, интеллектуальный потенциал обучаемого, проявляются полученные на занятиях знания, умения и навыки, закрепляются навыки самостоятельной работы.

Важнейшим приоритетом школьного образования в условиях становления глобального информационного общества становится формирование у школьников представлений об информационной деятельности человека и информационной этике как основах современного информационного общества.

    Отличительной особенностью данной программы является наличие гимназического компонента, что даст возможность изучения материала на продвинутом уровне.

В данной программе предлагается так называемый параллельный подход к изло­жению учебного материала, когда в соответствии со структурой учебника в первой части урока идет изложение теоретического материала (глава «В мире информации»), а во второй части уро­ка идет рассмотрение некоторых сведений по работе на компью­тере (глава «Компьютер для начинающих») и освоение практи­ческих навыков (глава «Компьютерный практикум»).

В основу педагогического процесса заложены следующие формы организации учебной деятельности:

  • Комбинированный урок;

  • Урок-лекция;

  • Урок-демонстрация;

  • Урок-практикум;

  • Урок-игра.

Основная форма деятельность учащихся – это самостоятельная интеллектуальная и практическая деятельность учащихся, в сочетании с фронтальной, групповой, индивидуальной формой работы школьников.

Повышению качества обучения в значительной степени способствует правильная организация проверки, учета и контроля знаний учащихся. По предмету «Основы информатики и вычислительной техники» предусмотрена промежуточная аттестация в виде рубежной и завершающей, а также итоговая аттестация.

Формы рубежной и завершающей аттестации:

  • Тематическое бумажное или компьютерное тестирование;

  • Диктанты по информатике;

  • Решение задач;

  • Устный ответ, с использованием иллюстративного материала;

  • Письменный ответ по индивидуальным карточкам-заданиям;

  • Итоговые контрольные работы;

  • Индивидуальные работы учащихся (доклады, рефераты, мультимедийные проекты).



^ ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

В ходе преподавания информатики в основной школе, работы над формированием у учащихся перечисленных в программе знаний и умений, следует обращать внимание на то, чтобы они овладевали умениями общеучебного характера, разнообразными способами деятельности, приобретали опыт:

  • планирования и осуществления алгоритмической деятельности, выполнения заданных и конструирования новых алгоритмов;

  • решения разнообразных классов задач, в том числе задач, требующих поиска пути и способов решения;

  • исследовательской деятельности, развития идей, проведения экспериментов, обобщения, постановки и формулирования новых задач;

  • проведения доказательных рассуждений, аргументации, выдвижения гипотез и их обоснования;

  • поиска, систематизации, анализа и классификации информации, использования разнообразных информационных источников, включая учебную и справочную литературу, современные информационные технологии.


В результате изучения информатики ученик должен
знать/понимать

  • виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации.


уметь

  • Понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;

  • Различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;

  • Приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;

  • Приводить примеры информационных носителей;

  • Иметь представление о способах кодирование информации;

  • Уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;

  • Определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;

  • Различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;

  • Запускать программы из меню Пуск;

  • Уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна;

  • Вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;

  • Уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;

  • Уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;

  • Уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;

  • Знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений.



^ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН




Тема

Кол-во часов

В том числе

Контрольные работы

Самостоятельные работы

Практические работы

Тесты

Проекты

1.

Информация вокруг нас / Компьютер для начинающих

35

1

1

15

3

6

1

Информация. Как устроен компьютер. Техника безопасности и организация рабочего места. ^ Что умеет компьютер (ГК)

2
















2

Действия с информацией. Ввод информации в память компьютера. Группы клавиш. ^ История латинской раскладки клавиатуры (ГК)

1







1







3

Хранение информации. Ввод информации в память компьютера. Основная позиция пальцев на клавиатуре. Первое путешествие во времени: Как хранили информацию раньше (ГК)

1
















4

Носители информации. Программы и файлы. Рабочий стол. Работа с клавиатурным тренажером.

^ Как работает мышь (ГК)

2




1










5

Передача информации. Управление компьютером с помощью мыши. Главное меню. Запуск программ. ^ Как передавали информацию в прошлом. Научные открытия и средства передачи информации (ГК)

2







2







6

В мире кодов. Управление компьютером с помощью меню. ^ Язык жестов (ГК)

1







1







7

Формы представления информации. Программы и файлы.

1







1







8

Метод координат. ^ Игра «Морской бой» (ГК)

2
















9

Текст как форма представления информации.

^ Основные объекты текстового документа (ГК)

4







2




2

10

Табличная форма представления информации.

^ О шрифтах (ГК)

2







1







11

Наглядные формы представления информации. Графические редакторы.

^ Как формируется изображение на экране монитора (ГК)

2







2

1




12

Обработка информации. Компьютерная графика.

1







1







13

Изменение формы представления информации. Подготовка текстовых документов. ^ От текста к рисунку, от рисунка к схеме (ГК)

3







2

1




14

Получение новой информации. Создание движущихся изображений.

6







2




4

15

Повторение главы «Информация вокруг нас»

2










1




16

Итоговая контрольная работа

1

1













17

Повторение

2


















^ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


Тема «Информация вокруг нас» / «Компьютер для начинающих»(35 часов)


 Раздел информатики. Сквозная линия

  • Информация и информационные процессы;

  • Компьютер.


Обязательный минимум содержания образовательной области информатика

  • Понятие информации;

  • Источник информации, приёмник информации;

  • Информационные процессы: получение, передача, преобразование, хранение и использование информации;

  • Код, кодирование, декодирование;

  • Текст, текстовый процессор, текстовый редактор;

  • Символ, слово, строка, документ, фрагмент, абзац, форматирование, редактирование;

  • Графический редактор;

  • Компьютер;

  • Процессор, жесткий диск, системный блок, оперативная память, операционная система, клавиатура;

  • Данные, пользователь, прикладная программа, программное обеспечение, рабочий стол.




^ ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

Учебно-методический комплект:

  1. Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005-2007.

  2. Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005-2009.

  3. Босова Л.Л., Босова А.Ю. Информатика и ИКТ. 5-7 классы: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  4. Босова Л.Л., Босова А.Ю., Коломенская Ю.Г. Занимательные задачи по информатике. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

  5. Босова Л.Л. Обработка текстовой информации. Дидактические материалы. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

Цифровые образовательные ресурсы:

  1. Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

  2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru.

Программное обеспечение:

    1. Стандартный базовый пакет программного обеспечения (Первая помощь 1.0, 2.0).

    2. Федеральное собрание образовательных материалов. Полная версия. Содержание и методики.


^ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс


№ п/п

Дата

Тип урока

Тема урока

Основное содержание

1

07.09

Урок ознакомл. с нов. материалом

Информация. Компьютер. Информатика. Техника безопасности и организация рабочего места.

Информация, информатика, компьютер

2

14.09

Комбинированный урок

Как устроен компьютер. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Процессор, память, оперативная память, жесткий диск, монитор, клавиатура, аппаратное обеспечение

3

21.09

Урок ознакомл. с нов. материалом

Ввод информации в память компьютера. Клавиатура. Группы клавиш.

Устройства ввода информации, клавиатура, группы клавиш

4

28.09

Комбинированный урок

Основная позиция пальцев на клавиатуре.

Клавиатурный тренажер.

Символьная клавиатура, основная позиция пальцев на клавиатуре

5

05.10

Урок ознакомл. с нов. материалом

Программы и файлы. Клавиатурный тренажер в режиме игры.

Программное обеспечение, операционная система, прикладная программа, файл

6

12.10

Комбинированный урок

Рабочий стол.

Управление мышью.


Рабочий стол, значок, ярлык, кнопка, действия с мышью

7

19.10

Комбинированный урок

Главное меню. Запуск программ.

Меню, главное меню, окно, элементы окна.

8

26.10

Контроль знаний и умений

^ Контрольная работа «Компьютер». Управление компьютером с помощью меню.

Раскрывающееся меню, контекстное меню, диалоговое меню, элементы управления

9.

09.11

Урок ознакомл. с нов. материалом

Действия с информацией. Хранение информации.

Информация, действия с информацией, оперативная память, внешняя память, память отдельного человека, память человечества

10.

16.11

Комбинированный урок

Носители информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.

Носитель информации, дискета, жесткий диск, лазерный диск

11.

23.11

Комбинированный урок

Передача информации. Клавиатурный тренажер в режиме ввода предложений.

Источник информации, информационный канал, приемник информации

12.

30.11

Урок озн. с нов. матер.

Кодирование информации.

Условный знак, код, кодирование

13.

07.12

Урок ознакомл. с нов. материалом

Формы представления информации. Метод координат.

Код, кодирование, графический способ кодирования, числовой способ кодирования, символьный способ кодирования

14.

14.12

Урок ознакомл. с нов. материалом

Текст как форма представления информации.

Текст, текстовая информация

15.

21.12

Контроль знаний и умений

Табличная форма представления информации.

Таблица, графа таблицы, строка таблицы

16.

28.12

Контроль знаний и умений

Наглядные формы представления информации. Контрольная работа «Информация вокруг нас».

Схема, диаграмма, наглядная форма представления информации

17.




Комбинированный урок

Обработка информации. Выполняем вычисления с помощью приложения Калькулятор.

Информация, обработка информации, информационная задача

18.




Комбинированный урок

Обработка текстовой информации. Вводим текст.

Текстовый редактор, текстовый процессор, документ

19.




Комбинированный урок

Обработка текстовой информации. Редактируем текст.

Редактирование, вставка, замена, удаление

20.




Комбинированный урок

Редактирование текста. Работа с фрагментами.

Фрагмент, буфер

21.




Комбинированный урок

Редактирование текста. Поиск информации.

Редактирование, поиск, замена

22.




Урок ознакомл. с нов. материалом

Изменение формы представления информации. Систематизация информации.

Информация, обработка информации, систематизация, сортировка по алфавиту, по номерам, в хронологической последовательности

23.




Комбинированный урок

Форматирование – изменение формы представления информации.

Форматирование, выравнивание, шрифт, начертание

24.




Урок ознакомл. с нов. материалом

Компьютерная графика.

Знакомимся с инструментами рисования графического редактора.

Компьютерная графика, графический редактор

25.




Комбинированный урок

Инструменты графического редактора. Начинаем рисовать.

Обработка информации, систематизация, поиск, кодирование информации, компьютерная графика, графический редактор, инструменты графического редактора

26.




Комбинированный урок

^ Контрольная работа «Обработка информации». Обработка графической информации.


Обработка информации, текстовый процессор, документ, графический редактор, сканер, графический планшет

27.




Урок закрепл. изуч. материала

Обработка текстовой и графической информации. Создаем комбинированные документы.

Текстовый процессор, графический редактор, текстовый документ, рисунок, комбинированный документ

28.




Урок ознакомл. с нов. материалом

Преобразование информации по заданным правилам.


Входная и выходная информация, правило преобразования информации

29.




Комбинированный урок

Преобразование информации путем рассуждений.

Входная и выходная информация, логические рассуждения

30.




Урок ознакомл. с нов. матер-м

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Черный ящик»

Информационная задача, входные и выходные данные, план действий

31.




Комбинированный урок

Разработка плана действий и его запись. Логическая игра «Переправа»

Информационная задача, входные и выходные данные, план действий

32.




Контроль знаний и умений

^ Контрольная работа «Информация. Компьютер». Создание движущихся изображений.

Сюжет, видеосюжет

33.




Комбинированный урок

Создание движущихся изображений.

Практическая работа «Анимация»

Анимация, настройка анимации.

34.




Комбинированный урок

Практическая работа «Анимация»

Создание движущихся изображений.



^ ГРАФИК КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ


№ п/п

Тема

Дата



Компьютер.






Информация вокруг нас.






Обработка информации.






Информация. Компьютер.








Похожие:

Пояснительная записка iconПояснительная записка Пояснительная записка
Это способствует повышению целостности обучения, позволяет реализовать требования единства программы. Затем должно идти раскрытие...
Пояснительная записка iconОткрытое акционерное общество «комета» пояснительная записка к годовой финансовой (бухгалтерской) отчетности за 2011 год
Данная Пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год, подготовленной в соответствии...
Пояснительная записка iconДокументы
1. /МВН/Пояснительная записка к МВН.doc
2. /МВН/планирование...

Пояснительная записка iconСодержание
Пояснительная записка консультанта по управлению и организационному развитию Пригожиной О. П
Пояснительная записка iconОсновная образовательная программа начального общего образования
Пояснительная записка
Пояснительная записка iconДокументы
1. /Пояснительная записка.doc
Пояснительная записка iconДокументы
1. /Пояснительная записка.doc
Пояснительная записка iconДокументы
1. /Пояснительная записка.doc
Пояснительная записка iconДокументы
1. /Расчетно-пояснительная записка.doc
Пояснительная записка iconЗалилова Гульназ Ильсуровна Муслюмово 2010 Содержание I. пояснительная записка
Первый этап
Пояснительная записка iconДокументы
1. /Пояснительная записка Альбертин.doc
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов