Разработка урока информатики Тема \"условный оператор\" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные icon

Разработка урока информатики Тема "условный оператор" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные



НазваниеРазработка урока информатики Тема "условный оператор" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные
Дата конвертации25.11.2012
Размер58.94 Kb.
ТипРазработка урока

Разработка урока информатики

Тема "условный оператор" учитель – Байсултанова Ф.М.,МОУ СОШ с. Яникой


Тема урока Условный оператор


Цель урока:


  1. Образовательные:

  • Познакомиться с новым типом оператора языка Turbo Pascal – условный оператор, его особенностями исполнения.

  • Обеспечить усвоение учащимися реализации алгоритмов ветвления при решении конкретных задач.

  1. Воспитательные:

  • Воспитать познавательную потребность, интерес к предмету.

  1. Развивающие:

  • Развить логическое мышление.

  • Формировать навыки само и взаимооценки.


План урока.


1. Лекционная часть.

  • Полная форма условного оператора.

  • Сокращенная форма условного оператора.


2. Практическая часть.

  • Вложенный условный оператор.

  • Использование составного оператора.

3. Экспериментальная часть.

4. Задание на дом.

1. Лекционная часть.


Turbo Pascal предоставляет одно мощное средство, которое прекрасно согласуется со схемами алгоритмов. Прежде чем обсуждать, как использовать это новое средство, подумаем, как можно обойтись без него.

Рассмотрим часть схемы алгоритма:




Идея схемы такова: сначала выбрать, по какой ветви двигаться, а затем выполнить соответствующие выбранной ветви действия.


Как же перевести ее на язык Turbo Pascal?

Для этого существует условный оператор IF.


Оператор условия IF


Оператор предназначен для выбора к исполнению одного из возможных действий (операторов) в зависимости от некоторого условия.





^ Правила выполнения оператора условия IF


  • Вычисляется логическое выражение (булевый тип: True, False),

  • Если значение логического выражения есть True (истина), выполняется <Оператор-1>, указанный после Then,

  • Если значение логического выражения есть False (ложь), выполняется <Оператор-2>, указанный после Else.




^ Полная форма условного оператора If

If <Логическое выражение> Then <Оператор-1> Else <Оператор-2>;




Блок – схема






True False


Пример



If A>0 Then C:=A

Else C:= Abs(A);

^ Сокращенная форма условного оператора If

If <Логическое выражение> Then <Оператор-1>;




Блок – схема






True False


Пример




C:= A;

If A <= 0 Then C:=Abs(A);

^ 2. Практическая часть


Задание 1



Разработать алгоритм и написать программу для следующей задачи:


Ввести число. Если это число положительное, то на экран вывести сообщение "Положительное число". Если это число отрицательное, то на экран вывести сообщение "Отрицательное число".


Задачу решают два ученика у доски: один составляет алгоритм, а другой записывает текст программы.


Решение задачи:

Исходные данные: Х




Блок-схема




Да Нет




Program Trial_1;

Var Х : Integer;

Begin

Write ('Введите число'); ReadLn (Х);

If Х >= 0 Then WriteLn ('Положительное число')

Else WriteLn ('Отрицательное число')

End.

Задание 2



Р
азработать алгоритм и написать программу для следующей задачи:


Ввести х и вычислить значение у по формуле:


^ Вопросы к учащимся:


1. Как изменится блок-схема Задания 1 применительно к условию Задания 2?


Задачу решает ученик у доски, внося изменения в Задание 1.


2. Какие тестовые данные необходимо использовать для проверки работы программы? Каково минимальное количество данных?


^ Решение задачи:


Исходные данные: X



Блок-схема




Да Нет


Program Trial_2;

Var X : Integer; Y : Real;

Begin

Write ('Введите число'); ReadLn (X);

If X > 5 Then Y:=1/(X-5)

Else Y:= 5*X;

WriteLn (Y)

End.

Задание 3



Разработать алгоритм и написать программу для следующей задачи:





Ввести х и вычислить значение у по формуле:


^ Вопросы к учащимся:


1. Как изменится блок-схема Задания 2 применительно к условию Задания 3?


Пояснения учителя.

В качестве одного из операторов в условном операторе выступает еще один условный оператор. Такая структурная запись называется Вложенный условный операторIf


Задачу решает ученик у доски, внося изменения в Задание 2.

2. Какие тестовые данные необходимо использовать для проверки работы программы? Каково минимальное количество данных?


Решение задачи:


Исходные данные: X



Блок-схема




Да




Нет

Да Нет




Program Trial_3;

Var X : Integer; Y : Real;

Begin

Write ('Введите число'); ReadLn (X);

If X = 5 Then Y:= 0

Else


If X > 5 Then Y:=1/(X - 5)

Else Y:= 5*X;


WriteLn (Y)

End.

Задание 4



Разработать алгоритм и написать программу для следующей задачи:


В
вести х и вычислить значение у по формуле:


Вопросы к учащимся:


1. Как изменится блок-схема Задания 3 применительно к условию Задания 4?


Задачу решает ученик у доски, внося изменения в Задание 3.


2. Какие тестовые данные необходимо использовать для проверки работы программы? Каково минимальное количество данных?


Решение задачи:


Исходные данные: X



Блок-схема




Да




Нет

Да Нет




^ Пояснения учителя.

В качестве одного из операторов в условном операторе выступает не один оператор, а несколько. В данном случае после проверки условия на Х=5, при невыполнении условия необходимо еще раз выполнить проверку, а потом уже вывести результат.

Но в условном операторе существует ограничение: после ключевых слов IF и ELSE можно записать (выполнить) только один оператор. Это можно избежать, воспользовавшись составным оператором


Program Trial_4;

Var X : Integer; Y : Real;

Begin

Write ('Введите число'); ReadLn (X);

If X = 5 Then WriteLn('Значение не определено')

Else begin

If X > 5 Then Y:=1/(X - 5)

Else Y:= 5*X;

WriteLn (Y)


end

End.


^ 3. Экспериментальная часть.


Разбор оператора выполним на следующем простом примере:


Program Trial_1;

Var Х : Integer;

Begin

Write ('Введите число'); ReadLn (Х);

If Х >= 0 Then WriteLn ('Положительное число')

Else WriteLn ('Отрицательное число')

End.



  • Загрузить Turbo Pascal.

  • Ввести текст разработанной ранее программы (Задание 1).

  • Исправить возможные ошибки, отладив программу.


Задание 5.


Поставьте ";" после оператора WriteLn ('Положительное число').

Что произошло?

Пояснение


Появилось сообщение об ошибки "^ Error 113: Error in statement".

Конструкция оператора IF –THEN – ELSE неделима, поэтому разделитель ";" недопустим.

В случае Х = 0 наша программа выводит сообщение 'Положительное число'. Измените программу так, чтобы в этом случае она выводила на экран сообщение 'Число равно 0'.


^ 4. Подведение итогов.


  1. Для реализации алгоритмов ветвления в Turbo Pascal используется оператор IF.

  2. Оператор IF позволяет выполнить одно из действий в зависимости от логического выражения.

  3. В качестве логического выражения может выступать: операторы сравнения, логическое выражение, логическая переменная или логическая константа.

  4. После ключевых слов THEN и ELSE может выполняться один только оператор.

  5. Для выполнения нескольких операторов после ключевых слов THEN и ELSE необходимо использовать составной оператор BEGIN – END.

  6. После ключевых слов THEN и ELSE может стоять еще один условный оператор. Такая конструкция называется вложенный условный оператор.



5. Задание на дом.


Написать и отладить программу, которая определяет, является ли введенное число однозначным, двухзначным или трехзначным.




Похожие:

Разработка урока информатики Тема \"условный оператор\" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные iconУрок по математике в 6 «а» классе. Учитель моу сош №10 С. В. Левченко Тема урока: Решение задач на проценты. Цель урока
Цель урока: отработка навыков ученик знает определение процента и алгоритмы решения трех типов задач на проценты, применяет эти знания...
Разработка урока информатики Тема \"условный оператор\" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные iconРазработка урока для 7А класса моу сош №30 Тема урока: Пожарная безопасность
Цели и задачи: познакомить уч-ся с правилами пожарной безопасности, научить действовать при пожаре
Разработка урока информатики Тема \"условный оператор\" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные iconВид урока: баскетбол Тема урока: совершенствование техники и тактики нападения, методом быстрого прорыва. Цель урока
Цель урока: формировать умение эффективно использовать технику и тактику нападения в игровой ситуации
Разработка урока информатики Тема \"условный оператор\" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные iconУроки №5-6 тема: " Программирование ветвящихся алгоритмов. Оператор выбора ". Оператор
Оператор служит для выбора одного из помеченных вариантов действия (операторов), в зависимости от значения "параметра". Оператор...
Разработка урока информатики Тема \"условный оператор\" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные iconУсловный оператор if… then…else. Многовариантное ветвление. Циклы

Разработка урока информатики Тема \"условный оператор\" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные iconРазработка урока по географии «Реки» Разработал: учитель географии Горбунова Л. М. Тема урока: Реки
Содержание урока: Реки. Речная система, речная долина, бассейны, водораздел. Питание и режим реки Влияние рельефа на направление...
Разработка урока информатики Тема \"условный оператор\" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные iconУрока Тема урока Цель урока Дата 1 четверть (9 часов) Лепка
Оказывать влияние на эстетическое и нравственное воспитание учащихся; способствовать укреплению дружбы и чувству коллективизма, формированию...
Разработка урока информатики Тема \"условный оператор\" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные iconТема: «Нахождение дроби от числа» Цель урока
Цель урока: повторение и обобщение полученных знаний, их применение к решению практических задач
Разработка урока информатики Тема \"условный оператор\" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные iconУрок №11 Тема урока: Геометрия архитектурной гармонии. Цель урока: Познакомиться с проявлением закона золотого сечения в архитектуре. План проведения урока
...
Разработка урока информатики Тема \"условный оператор\" учитель Байсултанова Ф. М.,Моу сош с. Яникой Тема урока Условный оператор Цель урока: Образовательные iconМетодическая разработка урока черчения в 9 классе Чертёж язык техники Г. Монж Тема: Чертежи в системе прямоугольного проецирования Тема урока: Проецирование на одну и две плоскости проекций
Методы, приёмы обучения: объяснение, беседа, проблемные ситуации, исследование, упражнения, фронтальная работа с классом
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов